ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Общая характеристика и уровни политики занятости
Для достижения всеобщей занятости населения любое государство должно проводить комплексную государственную политику в этой области социальных взаимоотношений.
Государственная политика занятости населения – это законодательно оформленная система мер, средств и методов обеспечения занятости граждан, содержащая в себе возможность осуществления независимости в выборе типа занятости, защиту от безработицы и помощь в обеспечении занятости.
Государственная политика в сфере содействия занятости населения строится на базе следующих основных принципов:
- независимости выбора типа занятости;
- запрета на принудительный труд;
- запрета дискриминации в обеспечении занятости, комбинируемый с особой поддержкой лиц, которые нуждаются в социальной защите и переживающих проблемы в поиске работы;
- содействия государства в обеспечении абсолютной, результативной и свободно выбранной деятельности и защиты от безработицы.
Государственная политика занятости предполагает собой трехуровневый процесс: государственный макроуровень; областной или региональный уровень; местный или локальный уровень.
На макроуровне верховные органы общегосударственной законодательной и исполнительной власти решают главнейшие проблемы политики занятости:
1. Согласование приоритетов и целей политики занятости с финансовой, социальной, миграционной и демографической политикой.
2. Согласование концепции приоритетов и целей политики занятости с кредитно-финансовой, структурной, инвестиционной и внешней экономической политикой.
3. Выработка политики устройства на работу и социальной помощи незанятого населения.
На региональном уровне предусматриваются все приведенные выше направления. Но возможности областных органов управления несколько ограничены. К примеру, демографическая политика исполняется федеральными властями.
Регионы относят помощь занятости в число ключевых ценностей собственной политики и в рамках зоны ответственности реализовывают социальную политику. На уровне регионов в интересах политики занятости исполняются проекты жилищного, транспортного и производственного и прочего строительства.
На уровне регионов более результативны, чем на макроуровне, мероприятия помощи фермерства и малого бизнеса.
Проблемы устройства на работу на региональном уровне решаются соответствующим образом:
- развитие системы организации подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
- совершенствование предоставления информационных услуг (в том числе компьютеризацию);
- обеспечение специально приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
- целевая помощь рабочих мест для сдерживания освобождения трудящихся;
- повышение производительности регистрации, трудоустройства и социальной помощи безработных лиц;
- поддержка беженцев и вынужденных переселенцев, людей с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодого поколения и других социально незащищенных групп населения;
- организация общественных и временных работ.
На местном уровне проводится вся фактическая деятельность по трудоустройству, выплате пособий, переобучению.
1.2. Содержание и виды политики занятости
Государство осуществляет стратегическое управление занятостью, т.е. создает единую политику занятости, под которой подразумевается комплекс мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена .
Политика занятости является важнейшим составляющим элементом социальной политики, содействующей формированию условий с целью наиболее полного применения возможностей трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, против обеднения населения и общественной безработице.
Состояние рынка труда, равно как и социально-трудовых отношений в целом, находятся в определенной зависимости от степени эффективности законно-правового регулирования, от реального соответствия законных норм, регулирующих данную область взаимоотношений, состоянию и способностям государства и общества по обеспечению экономического развития и проведения реформ. Политика занятости должна быть органически связана с единой системой реформирования экономики, отвечать её основам и стратегии осуществления.
Всестороннее исследование и профессиональное использование опыта борьбы с безработицей на этапах экономического кризиса в других государствах мира будет содействовать быстрейшему развитию рационального российского механизма правительственного регулирования занятости населения РФ, поскольку в данный период законодательная основа рынка труда в Российской Федерации далека от эталона.
В ходе последующего улучшения концепции правительственного регулирования занятости предстоит сформировать научно-обоснованную систему оценки эффективности политики занятости на всех трех уровнях и соответствующий комплекс стимулов и наказаний.
Российские граждане пользуются исключительным правом распоряжаться собственными способностями к производительному, и творческому труду и реализовывать различную не запрещенную законодательством деятельность, включая и не связанную с доходами.
Имеются два основных вида выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Исходя из этого выделяют государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости – это:
- комплекс законных, организационных и финансовых мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
- мероприятия, сопряженные с профилактикой увольнений сотрудников для сохранения рабочих мест;
- подготовка, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
- активный поиск и подбор рабочих мест;
- субсидирование формирования новых рабочих мест;
- организация новых рабочих мест посредством системы общественных работ .
В рамках активной политики исполняются мероприятия, нацеленные на предотвращение увольнений сотрудников, финансирование формирования новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости гарантирует в основном смягчение неблагоприятных последствий безработицы: выплату гарантированного пособия по безработице, а по истечении времени его выплаты – социального пособия, а кроме того также доплат на иждивенцев и прочие меры поддержки. Пассивная политика обеспечивает предоставление услуг по подбору рабочего места посредством государственной службы занятости. Зачастую используют термин – умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную помощь безработным, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба данных вида экономичны с точки зрения текущих государственных затрат. Но тактика пассивного ожидания финансового роста способна оправдать себя только при высокой эластичности рынка труда и рабочей силы в целом, положительных финансовых перспективах, при которых высока вероятность самостоятельного трудоустройства. В ином случае ограничивающие регуляторы пассивной политики на рынке труда будут слабыми и только усугубят реальную обстановку.
1.3. Роль Международной организации труда при проведении государственной политики занятости
В настоящее время при проведении государственной политики занятости все большую роль приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются разные конвенции в сфере труда и его оплаты на базе использования современных правил и подходов. МОТ была создана в 1919 г. с целью содействия социальному прогрессу, повышения благосостояния жителей, усовершенствования условий труда и защиты прав человека на базе определения и поддержания эволюционным путем социального мира среди различных слоев общества .
Для достижения указанных целей МОТ решает следующие задачи:
- разрабатывает скоординированную политику и проекты, нацеленные на решение социально-трудовых проблем;
- разрабатывает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;
- помогает государствам-участникам решать вопросы занятости и сокращения безработицы;
- защищает права человека на труд и на объединения, от принудительного труда и дискриминации;
- ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий населения, развитие социального обеспечения;
- разрабатывает проекты для улучшения условий труда и производственной сферы, техники безопасности и гигиены труда, защиты окружающей среды;
- способствует организациям трудящихся и бизнесменов в их совместной работе с властью по регулированию социально-трудовых отношений;
- разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся - женщин, молодежи, пожилых людей, рабочих-мигрантов.
Работа МОТ проводится на макро и на микроэкономическом уровне. Макроэкономическое направление включают сферу минимальной зарплаты, уровень жизни сотрудников, инфляцию. Микроэкономические меры находятся в сфере переобучения, формирования системы непрерывного образования и др.
Итогом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые используют правительства многих государств, беспокоящихся о своем авторитете. Конвенция МОТ – это международный договор, подлежащий ратификации и соблюдению странами-участниками. Рекомендация МОТ – это ориентир для конкретного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой области. Разработки МОТ могут использоваться как правительственными органами, так и представители трудящихся и бизнесменов.