1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА
1.1. Особенности формирования рынка средств размещения в России
Расположение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляется туристам во время поездки и является неразделимой частью каждого тура и главным элементом гостиничной промышленности.
Временное проживание, как составной элемент индустрии гостеприимства стал формироваться в глубокой древности. Развитие размещения было неразрывно соединено с путешествиями и поездками людей. Люди, которые оказались вдалеке от мест собственного неизменного проживания, были должены побеспокоиться о еде, крове и отдыхе.
Пока путешествия не стали по-настоящему массовыми, невозможно было говорить о существовании индустрии размещения. Только в ХХ веке произошла индустриализация этой сферы, т.е. размещение стало понастоящему мощной, крупной отраслью мировой экономики, отличительной особенностью которой является синтез материальных услуг (предоставление номерного фонда, питания) и нематериальных услуг (сервис, атмосфера гостеприимства). [26, с.49]
С периода возникновения до настоящего времени размещение туристов не только трансформировалось в мировую отрасль экономики и стало занимать в ряде стран лидирующее положение по уровню доходности и числу занятых людей, но фактически является одним из ключевых элементов в интеграционной структуре мировой туристской индустрии, входя в состав вертикально интегрированных связей между различными поставщиками туристических услуг, наряду с предприятиями транспорта, развлечения, питания, экскурсионного обслуживания, что представлено на рисунке 1 [33, с.15].
Рисунок 1. Место индустрии размещения туристов в интеграционной структуре мировой туристской индустрии
Индустрию размещения образуют собой различные средства индивидуального и коллективного размещения туристов – гостиницы, санатории, молодежные общежития и т. п. Также индустрия размещения включает в себя размещение путешественников в гостиницы, мотели, кемпинги и другое жилье за отдельную плату.
Размещение туристов обычно включает в себя не одну, а целый комплекс гостиничных услуг. По предложению А.В. Тихомирова, гостиничные услуги это «деятельность профессиональных участников индустрии туризма, направленную на удовлетворение материальных и социально-культурных потребностей туриста посредством предоставления ему временного места размещения в гостинице, а также услуг, результат которых не имеет овеществленной формы (услуги связи, питания, хранения и др.)» [27, с.82]
Традиционно гостиничные услуги (услуги размещения туристов) различают три вида услуг:
? базовый;
? дополнительные;
? связаны.
Основные услуги - это объем гостиничных услуг (проживание, питание и т. Д.), Который входит в стоимость номера (кровати) и предоставляется потребителю согласно договору.
Основные гостиничные услуги могут оказываться коллективными и индивидуальными средствами размещения. Основная гостиничная услуга обязательно подразумевает предоставление гостю места в специально организованных для этого помещениях (номерах) для временного проживания, а также, как правило, организацию питания постояльцев на территории гостиницы. Все прочие основные услуги отеля также связаны с проживанием, а именно: информирование, бронирование мест (номеров), встреча и проводы, размещение, уборка, обслуживание гостей во время пребывания. [16, с.53]
Дополнительные гостиничные услуги - это услуги, которые не относятся к основным услугам гостиничной компании, они также заказываются и оплачиваются потребителем. Дополнительные услуги могут быть предоставлены только по просьбе гостя и не могут быть навязаны ему.
Наконец, под сопутствующими понимаются услуги, необходимые потребителям при пользовании основными услугами. Это может быть телефонная связь в номерах, различного рода торговые и индивидуальные услуги.
Сопутствующие услуги, как правило, включены в стоимость оплаты за проживание. Сопутствующими также являются услуги, предоставляемые по мере необходимости без дополнительной оплаты:
В настоящее время место гостиничных услуг в сфере гостеприимства может быть различным. Услуги по размещению путешественников могут выступать:
? как часть тура и часть комплексной туристской услуги
? как отдельная, самостоятельная туристская услуга, например, в случае неорганизованного туризма. [15, с.45]
Сама служба размещения туристов имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, это всегда оказывается в комплексе с предоставлением гостиничного номера (комната в комнате). Эти услуги предоставляются путем создания надлежащих условий для временного пребывания туристов в жилом здании - гостиничном номере - и путем предоставления дополнительных гостиничных услуг от имени туриста, непосредственно связанного с его обслуживанием. Во-вторых, жилищные услуги по своей природе являются непрерывными, то есть они должны предоставляться путешественникам в любое время суток в зависимости от характеристик технологического цикла предоставления этих услуг. Наконец, услуги размещения туристов предоставляются как на этапе бронирования, так и при заключении договора на оказание гостиничных услуг, а также при их непосредственном исполнении.. [36, с.129]
Существуют определенные особенности экономического содержания гостиничных услуг. Они заключаются в следующем.
Услуги размещения являются неосязаемыми, в ходе их оказания происходит непосредственное взаимодействие исполнителя услуг и их потребителя. Как и любые услуги, услуги по размещению могут характеризоваться непостоянством качества, не обладают способностью к хранению.
Весь цикл создания, снабжения и потребления услуг по размещению связан с двумя неразделимыми факторами:
? материально-техническая база гостиничного бизнеса (помещения, техническое оборудование и др.);
? человеческие ресурсы отеля (его персонал), в то время как компетентность и уровень квалификации работников отеля существенно влияют на качество, своевременность и эффективность гостиничных услуг. [18, с. 98]
Наконец, спрос на услуги по размещению в значительной степени зависит от фактора сезонности, который напрямую влияет на объемы продаж и экономические показатели гостиничного бизнеса.
Непосредственным местом предоставления услуг размещения в сфере туризма являются средства размещения. Под средствами размещения в туризме понимают «Все объекты, которые предлагают туристам неформальная или обычная кровать (обычно в помещении)».
Основная функция размещения в индустрии туризма заключается в предоставлении временного проживания туристам за денежное вознаграждение. [21, с.108]
Строительство новых объектов размещения значительно повышает привлекательность туристического направления и увеличивает поток туристов. Высокий уровень сервиса по предоставлению услуг размещения также определяет психологические аспекты туризма. Б. Удовлетворенность путешествиями и высокая степень организации пребывания туристов в той или иной стране.
Существуют международные и национальные классификации фондов размещения, которые между собой могут существенно не совпадать. Однако в целом для средств размещения характерными являются следующие признаки:
– наличие номеров, число которых обычно превышает определенный минимум, объединенных единым руководством;
– предоставление обязательных (уборка номера, санузла, ежедневная заправка кроватей) и дополнительные (прачечная, химчистка, парикмахерская, прокат автомобилей и т. д.) услуги;
– группировка в соответствии с требованиями национальных стандартов для классов и категорий в зависимости от предоставляемых услуг, доступного оборудования и т. д. [13, с.57]
В Российской Федерации действующая классификация жилья предусмотрена в двух нормативных документах.
– ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»; [24, с.42]
– СтОО РАСТ 02-04 «Гостиничный стандарт РАСТ. Основные положения». [5, с.17]
ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» распространяется на средства размещения, предназначенные для размещение для туристов, устанавливает общие требования к вариантам размещения и предоставляемым услугам. Стандарт содержит общие требования к коллективным и индивидуальным средствам размещения, включая требования к площади, обслуживающему персоналу, освещению и оборудованию, жилому пространству, инвентарю и санитарным средствам помещения. Стандарт требует:
1. услуги коллективного и индивидуального размещения;
2. за безопасность жизни и здоровья жителей, за сохранность их имущества. [17, с.53]
На основе стандарта могут разрабатываться нормативные документы, устанавливающие требования к средствам размещения конкретных видов, в том числе стандарты организаций – исполнителей услуг средств размещения.
Согласно ГОСТ Р 51185-98 «Туристические услуги. Варианты размещения. Общие требования» все помещения делятся на коллективные и индивидуальные.
Основное бремя в обеспечении массового потока туристов лежит на коллективных средствах размещения, хотя в настоящее время в этой области все чаще используются индивидуальные средства размещения. Коллективные приспособления включают тех, чья классификация показана на рисунке 2. [38, с. 87]
Рисунок 2. Разделение коллективных средств размещения
В состав коллективных средств размещения входят:
– гостиницы и аналогичные средства размещения, в том числе гостиницы (в том числе квартирного типа),
– мотели,
– клубы с проживанием,
– пансионаты,
– меблированные комнаты,
– общежития;
– специализированные средства размещения, в т.ч. санатории, профилактории, лагеря труда и отдыха, дома отдыха, стоянки и др.;
– спортивные, туристские базы, туристские приюты, базы отдыха, дома рыбака (охотника), конгресс-центры, общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты), водный и наземный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега, кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов). [29, с.115]
В свою очередь индивидуальные средства размещения включают в себя:
– квартиры;
– комнаты в квартирах;
– дома;
Коллективные средства размещения
По специфике по сезонности работы
1) Общего профиля – гостиничные предприятия и аналогичные им средства
2) Специализированные (санатории, курорты, туристские базы и др.)
1) средства круглогодичного функционирования
2) средства размещения сезонного функционирования – коттеджи, сдаваемые внаем. [14, с.136]
СтОО РАСТ 02-04 «Гостиничный стандарт РАСТ. Основные положения» предназначен для использования организациями, входящими в РАСТ, и может быть использован в качестве нормативного документа для добровольной сертификации услуг по размещению учреждений по всем субъектам туристической индустрии. Он содержит конкретные критерии качества, которые используются при оценке бальных помещений для их классификации. [22, с.84]
В отличие от ГОСТ Р 51185-98 «Туристические услуги. Варианты размещения. Общие требования» в СТОО РАСТ 02-04 «Гостиничный стандарт РАСТ. Основные положения» охватывают широкий спектр вариантов размещения и включают в себя отели, в том числе отели в составе многофункциональных комплексов. (клубы с проживанием, конференц-центры и т. д.), апарт-отели (апарт-отели), отели с оздоровительными услугами, молодежные отели (хостелы), отели и мотели на обочинах дорог, гостевые дома, дома отдыха и туристические (спортивные) основы. [19, с.56]
Впервые в стандарте используется двойная классификация средств размещения: по категориям на соответствие стандартам материалов и технической поддержки, которые, как обычно, отмечены звездочками, и по классам качества обслуживания, которые обозначены буквами:
? Т - туристический класс,
? С - стандарт,
? П - первый
? В - высший,
? Л - роскошь.
Это обеспечивает более четкую градацию между отелями и другими местами проживания.
Ключевое соединение в системе коллективных средств размещения в настоящее время по-прежнему являются гостиничные предприятия, именно они берут на себя основную нагрузку по размещению и обслуживанию организованных туристических групп. Современные отели представляют сложные имущественные комплексы (здания или часть их) с меблированными комнатами (номерами) для временного проживания, точками питания, тренажерными залами, саунами, авиакассами и пр.
Эффективное функционирование индустрии средств размещения во многом обусловлено тем, насколько конкурентоспособными являются гостиничные предприятия, насколько качественно они могут обслуживать туристов, конкурируя между собой. Факторы конкурентоспособности в конечном итоге влияют на рыночную позицию каждого гостиничного предприятия и обобщены на рисунке 3 [35, с.76].
Рисунок 3. Факторы конкурентоспособности гостиничных предприятий
На рисунке 3 показаны основные факторы конкурентоспособности гостиничных предприятий в современных условиях.
Конкурентоспособность предприятия – это понятие относительное, поскольку характеризуется через способность фирмы обеспечить для своих клиентов лучшее товарное или сервисное предложение в сравнении с другими фирмами (ближайшими конкурентами). Конкурентоспособность отелей также относительна, поскольку, как указывает, Е.Н. Гаранина, «один и тот же отель в рамках, например, региональной группы отелей может быть признан конкурентоспособным, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента – нет». [29, с.187]
В современных условиях конкурентоспособность средства размещения зависит от множества факторов. На нее оказывают влияние как внутренние составляющие работы гостиничного предприятия, так и внешние, в частности, стратегические и тактические изменения на рынке, не связанные с деятельностью предприятия (изменения спроса, демографические сдвиги, развитие туризма, международная ситуация, экономическая и политическая обстановка в стране и т.д.). Конкурентоспособность гостиницы также зависит от его финансового положения, качества менеджмента, эффективности управления маркетингом, продажами, состояния инфраструктуры, расположения, квалификации персонала, классности и качества обслуживания гостей.
Обеспечение конкурентоспособности для гостиничных предприятий является важнейшей рыночной задачей, от успешности выполнения которой в конечном итоге будет зависеть и экономическая эффективность функционирования самого отеля, и качество гостиничной инфраструктуры территории. [33, с.112]
Итак, анализ показал, что индустрия средств размещения является ключевой в современной индустрии туризма. Без разнообразного и качественного предложения услуг по размещению туристов невозможно эффективное функционирование туристкой отрасли
1.2. Особенности государственного регулирования в сфере средств размещения в России
Государственное регулирование гостиничных услуг происходит посредством нормативно-правового регулирования этой сферы и создания благоприятных условий для ее развития. Нормативные документы, регулирующие деятельность гостиничных компаний:
1. Международные гостиничные правила. Целью является кодификация общепризнанных международных торговых практик, которые регулируют вопросы контракта на проживание в гостинице. Они должны проинформировать гостя и владельца отеля об их взаимных правах и обязанностях. Эти правила применяются в дополнение к положениям национального закона о договорных отношениях. Они применяются, если эти правовые положения не содержат каких-либо конкретных положений для договора на проживание в отеле. [17, с.104]
2. Международная гостиничная конвенция. Соглашение применяется к международным гостиничным контрактам, заключенным между владельцами отелей и турагентами, чье местонахождение или местонахождение зарегистрировано в разных штатах. Целью Конвенции является регулирование подписания и исполнения гостиничных контрактов, заключаемых туристическими агентами и владельцами отелей, которые обязуются соблюдать правила настоящей Конвенции или применять их в своей повседневной практике при заключении договоров. Конвенция регулирует два типа гостиничных контрактов: контракты на продажу гостиничных услуг отдельным клиентам; Договоры на продажу гостиничных услуг группе клиентов. Международная конвенция определяет этапы и правила заключения гостиничного контракта для каждого типа контракта. [19, с.57]
3. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации разрабатываются на основании Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», действующего законодательства и регулирования отношений между потребителями и поставщиками услуг на местах. гостиничных услуг. Отель предназначен для временного пребывания граждан максимум на два месяца независимо от места регистрации. Проживание более двух месяцев возможно только с согласия подрядчика. Этот документ содержит информацию об услугах, порядке оформления проживания в гостинице и оплаты услуг. Порядок предоставления услуг; Ответственность подрядчика и потребителя за оказание услуг. [6, с. 49]
4. Указ о государственной системе классификации гостиниц и других видов размещения. В этом документе определяются цели, организационная структура и порядок работы в системе классификации гостиниц и других видов размещения в категориях «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда» и регулирует классификацию гостиниц и других мест проживания. Отель и другие помещения классифицируются добровольно. Система имеет право взаимодействовать с зарубежными системами классификации объектов размещения, открыта для участия компаний различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, которые предоставляют услуги объектам размещения и признают и соблюдают ее правила, а также предоставляет бесплатный доступ к информация о его правилах, участниках и результатах классификации для художников и потребителей услуг размещения, общественных организаций и т. д. [27, с.157]
Основными задачами системы являются: обеспечение стабильности качества обслуживания в помещениях; Гармонизировать критерии классификации жилья в Российской Федерации с помощью рекомендаций Всемирной туристской организации (ВТО) и учесть существующую зарубежную практику; Дифференциация вариантов размещения в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг; Помощь потребителям в грамотном подборе услуг размещения; Предоставление потребителям достоверной информации о том, что категория объекта размещения подтверждается результатами классификации и соответствует категории, определенной в нормативных документах, принятых в системе; Повышение конкурентоспособности отелей и других видов размещения; Содействие развитию внутреннего и внутреннего туризма путем укрепления доверия российских и иностранных потребителей к классификации жилья и соответственно увеличения доходной части государственного бюджета.
1.3. Современное состояние отечественной сферы гостеприимства
Согласно исследованию гостиничного рынка в России, гостиничный рынок в России в настоящее время представлен более чем 13 000 различных типов размещения. По оценкам экспертов, объем рынка увеличился почти на 40% за последние два года и составил 279 млрд рублей с начала 2019 года. Позитивная динамика рынка сохранится в ближайшее время.
В структуре всех мест проживания в стране наибольшую долю составляют гостиницы и аналогичные места проживания - 64%. В то же время доля самих отелей составляет 34%. По словам звезд, две звезды имеют приоритет. [11, с.82]
Рисунок 4. Структура размещения в России («звезды»), 2019
На Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всех продаж гостиничного рынка в России. Однако это соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов. В целом, крупные областные центры, промышленные города и более миллиона городов более привлекательны для инвесторов. Приоритетными инвесторами также являются города, в которых проводятся или планируются крупные спортивные и политические мероприятия: экономические форумы, Олимпийские игры 2014 года, чемпионат мира 2018 года, крупные международные выставки (например, EXPO 2020), этапы Формулы 1 » и т. д. повышенный интерес к региональным рынкам обусловлен меньшей конкуренцией и более низкой доходностью других сегментов недвижимости. [10, с.117]
Российский гостиничный рынок характеризуется усилением позиций международных операторов. В России уже более 20 иностранных операторов. Лидирующие позиции занимают такие компании, как Rezidor Hotel Group, InterContinental Hotel Group и Marriott International.
Несмотря на это, в докладе рассматривается рынок специализированных средств размещения, в частности санаторно-курортных организаций. Наша страна имеет практически уникальные возможности для развития спа-туризма, так как в стране есть несколько климатических зон, в которых расположены уникальные экокомплексы, а также города с большим количеством исторических памятников. Тем не менее, спа-рынок в Российской Федерации в настоящее время находится в плохом состоянии. По мнению экспертов, курортная индустрия имеет только 25-30% для удовлетворения растущего спроса. Количество номеров в большинстве санаторно-курортных учреждений требует обширной реконструкции, а уровень обслуживания оставляет желать лучшего. [24, с.96]
По оценкам BusinesStat, естественный объем рынка гостиничных услуг в 2018 году вырос на 12%, достигнув 87 миллионов человеко-дней. Рост объема естественного рынка обусловлен развитием промышленной инфраструктуры, увеличением количества потребителей и среднего количества дней в отелях. [26, с.49]
Объем стоимости рынка гостиничных услуг вырос на 22% в 2018 году и составил 144 млрд рублей. Отраслевые продажи растут быстрее, чем количество предоставляемых услуг. Еще одним фактором роста продаж является рост цен на отели.
За последние 5 лет средняя цена гостиничных услуг увеличилась на 63%, достигнув 1 662 рубля на человека в сутки в 2019 году. Повышение цен связано с сохраняющейся тенденцией выхода международных сетевых компаний на рынок, а также ростом количество отелей с высоким сегментом, увеличение заработной платы сотрудников и увеличение количества дополнительных услуг, предоставляемых отелями.
В настоящее время в России функционируют как современные отели, эксплуатируемые международными операторами, так и советские отели периода до размещения на рынке. Советские отели, с другой стороны, работают в формате 1-2 звездочных отелей, которые предлагают базовый уровень комфорта по самым низким ценам, а также в формате отелей с более высоким уровнем 3-4 звезды. [25, с.37]
По словам Амико, общее количество всех номеров в России увеличилось на 29% за последние 10 лет. Эти объекты включают отели; Санаторно-курортные организации; Дома отдыха, гостевые дома, базы отдыха; Кемпинги, поезда, круизные лайнеры, яхты, причалы и гостиничные организации (мотели, квартиры, общежития и т. Д.). В 2000 году количество таких объектов составило 9 058. В 2018 году количество этих объектов выросло до 11 698. По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики России, в 2019 году было открыто 117 новых отелей и других жилых помещений. Общее количество номеров в России составило почти 1 миллион номеров.
По данным RBC Market Research, в настоящее время доля различных видов размещения в туристической инфраструктуре выглядит следующим образом: гостиницы - 44% (рисунок 1), санаторно-курортные организации - 19%, дома отдыха, гостевые дома, базы отдыха - 19%, кемпинги, поезда, круизные лайнеры, яхты, причалы и т. д. - 2%, гостиничные организации (мотели, квартиры, общежития и т. д.) - 16%. [31, с.25]
Рисунок 5. Структура средств размещения в России в 2019 году
По данным http://tourinfo.ru, за последние 10 лет 44,5% новых номеров приходилось на Москву, 39,5% - на Санкт-Петербург, а на другие регионы России - всего 16% (рисунок 5). [16, с.6]
Рисунок 6. Структура российского гостиничного рынка по регионам в 2019 году
Учитывая рынок гостиничных услуг в Москве, следует отметить, что, по мнению аналитиков рынка, роль Москвы как делового и финансового центра в будущем возрастет. В результате число людей, посещающих город для деловых и профессиональных целей, увеличится. По данным Всемирной туристической организации (ЮНВТО), туризм в России будет развиваться ускоренными темпами, и Москва примет большинство туристов: в 2020 году ожидается около 9 миллионов человек. К 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самое популярное путешествие направления.
Тем не менее, Москва в настоящее время значительно отстает от других европейских столиц в предоставлении качественных гостиничных номеров. Фонд современных отелей Лондона и Парижа составляет около 70 000 номеров, в Москве менее 40 000. Отсутствие номеров в качественных современных отелях средней 3-звездочной ценовой категории особенно характерно для Москвы. Финансовый кризис оказал значительное влияние на рынок гостиничных услуг. В конце 2018 года деловая активность и, соответственно, поток туристов значительно сократились. По данным Knight Frank, за девять месяцев 2019 года Москву посетили 2,6 миллиона иностранных гостей, что на 15% меньше, чем за тот же период 2018 года. В результате заполняемость отелей упала в среднем на 20-25%. [23, с.109]