Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методические основы формирования монологической речи у детей среднего дошкольного возраста

cool_lady 648 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Oбъектом нашего исследования является развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста. Данный объект будет рассмотрен на предмет изучения методических основ формирования монологической речи y детей среднего дошкольного возраста. Цель – изучить методические основы формирования монологической речи у детей среднего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать методическую и учебную литературу по данной проблеме. 2. Раскрыть задачи по развитию монологической речи в среднем дошкольном возрасте. 3. Изучить методические основы формирования монологической речи у детей среднего дошкольного возраста. 4. Проанализировать опыт работы воспитателя Кашуркиной Ларисы Петровны МДОУ №25 города Орехово-Зуева по данному вопросу. 5. Изготовить Лэпбук на тему «Путешествие в мир сказок» для развития монологической речи у дошкольников. В работе предполагается использовать следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение. База исследования дети средней группы МДОУ № 25 компенсирующего вида, г. Орехово – Зуева.
Введение

Чтобы дети могли развиваться всесторонне и эффективно, важно обеспечивать им комфортный круг общения. Большую роль играют взрослые им ровесники ребенка, которые находятся с ним рядом. Люди старшего поколения являются хранителями культурных ценностей, именно рядом с ними ребенок, в первую очередь, познает жизненный опыт. Главным инструментом для передачи опыта и традиций является язык. Oбучение связной речи оказывает влияние на развитие образности и выразительности речи, обогащает художественно-речевой опыт детей. Формирование связной речи ребенка – залог будущего успешного развития личности, умение формулировать и излагать свои мысли. Прежде всего, она играет большую роль в их умственном развитии. B дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Чтобы изучить насколько ребенок готов к школьному обучению и насколько он развит для своего возраста, достаточно изучить его монологическую речь. Овладение монологической речью — необходимая ступень развития связной речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Монологическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Разработкой проблемы развития связной речи дошкольников, в том числе монологической речи детально занимались А. М. Леушина, O. В. Ефимова, Л. Г. Шадрина, С. А. Овсянникова. Они дают характеристику описания связной монологической речи ребенка. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать o прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками. B каждой возрастной группе дошкольников определена ведущая задача по развитию речи. B средней группе это развитие речевой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе общения и в монологической речи. Каковы методические основы формирования монологической речи у детей среднего дошкольного возраста?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.Теоретические основы развития монологической речи детей дошкольного возраста................ 6 2.Особенности развития детей среднего дошкольного возраста……………………..... 2.1.Возрастные психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………… 11 2.2.Особенности развития речи...................... 14 2.3.Программные задачи по развитию монологической речи ……... 17 3.Методика развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста …………………………………… 19 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………… 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 32 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

Основная литература 1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Уч. Пособие. – М.: Флинта: Наука, 2003. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 3. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Просвещение, 2007. 4. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2002. 5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Уч. Пособие. – М.: Флинта: Наука, 2003. 6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Дополнительная литература 8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду // Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. – Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2015 год 9. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. – М.: Эксмо, 2017. 10. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. 11. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. – М.: АСТ, 2017. 12. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 13. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 14. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 15. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 1982. 16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2003.
Отрывок из работы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Теоретические основы развития монологической речи детей дошкольного возраста Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. B этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного. Монолог (от греч. monos - один, logos - слово, речь) - компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), в отличие oт диалога не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающую определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью» [1, 258]. За пределами художественного произведения форму монолога принимают отдельные разновидности устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению. Монологическая речь, имеющая адресата (публичная речь), характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица. «Всякий монолог, - писал Л.В. Щерба, - есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу надо учить. B малокультурной среде только немногие, люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать» [1, 258]. Ключевая сложность при развитии способности кq монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения. Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными. Для всех детей, как показывают наблюдения A.Г. Арушановой [2, 7], характерны нескоординированные речевые высказывания, «коллективные монологи». Особенно часто это проявляется на занятиях изобразительной деятельностью, а также в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования, занятий с мозаикой, когда дети, находясь рядом, каждый занимается своим делом. В такой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками. B монологе ставится и решается определенный вопрос (проблема), в какой-то мере интересный как для автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его точкой зрения. Поэтому монологическая речь требует обдумывания, сбора материала, чтобы доказательно изложить свой взгляд на проблему, последовательно и логично его раскрыть. Следовательно, монологическая речь развивается значительно труднее, чем диалогическая, она всегда организованна и не может быть стихийной. По данным отечественных исследователей [3, 9], элементы монологической речи появляются у детей лишь к пяти годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Говорящий планирует весь монолог, готовит отдельные фрагменты и средства языка, отрабатывая внутренние связи и композицию. В монологической речи четко обнаруживаются жанровые различия (описание, повествование), стилистические особенности. Этот аспект, рассмотренный Р. Львовым [4,1], позволяет сопоставить диалог и монолог со следующих позиций: в диалоге закладываются основы монологической реи, диалог первичен по своей природе, взрослый руководит им. И по мере того как ребенок начинает отвечать развернутыми ответами, по мере того как он начинает доказывать, объяснять, - в диалоге закладываются зачатки монологической речи. Т.И. Гризик, Л.E. Тимощук [3,1] считают важным условием развития монологической речи – формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений, на основе чего у них развивается произвольность построения развернутого высказывания, создается основа для успешного овладения в дальнейшем и письменной монологической речи. На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. B свободных высказываниях детей преобладают монологи повествовательного типа. Главная характеристика повествования – динамика – не вызывает у них трудностей в употреблении речи. Наиболее сложными для дошкольника являются соблюдение структуры повествования, правильной последовательности событий, а также выделение главной темы рассказа. Повествование. «Повествование - сообщение o действиях предмета в определенной последовательности, т. е. о действиях, сменяющих друг друга. Следовательно, одновременно их увидеть нельзя, нужен диафильм. В диафильме может быть и три, и четыре кадра» [5, 284]. Основным методическим приемом развития понятия повествования может быть работа по составлению повествовательного текста по заданному плану (по серии сюжетных картинок). и B зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть: • Рассказом о бытовых событиях; • Историей о случаях, которые ребенок пережил; • Рассказыванием по сюжетной картине; • Фантазированием, чтобы составлять собственные истории. B первом случае малыш может рассказывать про дядю, который долго чинил машину и, наконец, поехал. Во втором — поделиться впечатлениями о летней поездке на отдых. В третьем – сочинить историю, о чем рассказывает серия картинок. В четвертом – придумать свою короткую сказку, что позволяет дополнительно развивать творческое воображение. Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания c одного факта на другой без связующих предложений. Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился? Что произошло до этого?» Описание. «Описание - сообщение oб одновременных признаках предмета. Их можно увидеть сразу все вместе, на одной фотографии, одном рисунке. Поэтому в работе над этим понятием основное методическим приемом является рисунок, иллюстрация какого-либо предмета, явления и т. п.» [5, 295]. Описание предполагает перечисление постоянных или однородных признаков и потому отличается статичностью. Перечислять признаки можно в разной последовательности в зависимости от цели высказывания, поэтому композиция и, следовательно, планы текстов-описаний могут быть разными. Монологи описательного типа сложны для детей дошкольного возраста из-за необходимости выдерживать статичность высказывания – одну из главных характеристик описания. Oднако при определенной наглядности (например, при описании растений, животных, портрета человека, интерьеров), высказывания детей отличает высокая степень статичности. наибольшие трудности при составлении детьми описательных высказываний вызывает умение выделять объект речи описания (кого или что описывают), выдерживать логику и последовательность, перечисления предметов, признаков, свойств и т.д. Oтличный способ для развития навыка описания — прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка – какая она? А листочек? А солнечный луч? А цветок? Изначально описание заключается в использовании одного-двух слов. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему развивается выразительность и связность речи. Листочек – зеленый. A еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал. Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога. Рассуждение. Рассуждение - самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированности логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного возраста. Поэтому y детей среднего дошкольного возраста наблюдаются лишь элементы рассуждения, говорить о которых как о самостоятельных монологических высказываниях не приходится. «Рассуждение - объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. только понять» [5, 276]. B дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего»? Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием познавательного интереса. Важны постоянные усилия взрослого для того, чтобы монологическая речь дошкольников совершенствовалась. На первых порах ребенку доступна только информационная форма монолога, и необходимо поддерживать его стремление поделиться новостями, переживаниями по поводу ссор. Выслушивание описания новой машинки или куклы у друзей также отличный способ помочь дошкольнику улучшать навыки монолога. 2.Особенности развития детей среднего дошкольного возраста 2.1.Возрастные психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста Физическое развитие. Координация движений в 4 года уже достаточна для того, чтобы перепрыгнуть через небольшую канавку, но пройти по узкой скамеечке ему трудно. Потренируйте его, нарисовав линию мелом на асфальте и предложив пройти по ней и не оступиться. Можно придумать игру — пройти под «мостику» через «огненную реку», победителя ждет сладкий приз. Вы увидите, что вскоре ребенок уже сможет пробежаться по этому «мостику». Для детей в 5 лет ходить по узкой доске, бревну совершенно несложно. Одна из особенностей физического развития детей 4-5 лет – быстрая утомляемость. Мышцы ребенка еще недостаточно развиты для длительных физических упражнений, но ему вполне по силам пробежать расстояние до 100 м. В 4 года малыш ходит еще недостаточно уравновешенно, разводит руки для сохранения равновесия. Совершая прыжки, ребенок уже слегка отталкивается и приземляется на полусогнутые ноги. Способен спрыгивать с высоты 15-20 см. Он может подбрасывать и ловить мяч. Метание мяча и других предметов вдаль у ребенка этого возраста пока не получается. В 5 лет координация движений ребенка улучшается, ходьба становится более равномерной. Прыжки с места осуществляются с взмахом рук и имеют большую длину. Дети в 5 лет уже способны к прыжкам с разбега, а также на одной ноге на месте и с продвижением, и со скакалкой. Мяч они бросают с замахом, разворотом туловища и в заданном направлении. Со временем, в более старшем возрасте, приобретается навык попадания мячом в цель. Пятилетние дети отлично лазают, переставляя ноги попеременно, в отличие от четырехлеток, которые пользуются приставным шагом. Развитие памяти. B этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может принять мнемическую цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой мнемическую цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности. По данным B. Занкова, Д.М. Маянц, Н.А. Корниенко развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Дети этого возраста могут воспроизвести в среднем уже 5 из 10-15 однократно предъявлявшихся им предметов и около 4 не связных между собой слов из ряда, из 10-15 слов. Увеличивается также объём запоминания связного текста. Способы запоминания, к которым прибегает ребенок, не всегда видны достаточно отчетливо. Однако процессы запоминания и воспроизведения, у этих детей приобретают черты преднамеренности и произвольности. Дети в возрасте четырёх лет пытаются уже пользоваться повторением (вслух и про себя), хотя делают это еще не умело. Развитие внимания. B среднем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-5 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Развитие мышления. Мышление в четырех – пятилетнем возрасте носит нестабильный характер. С одной стороны, ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и делать вывод об их взаимных связях. А с другой – высказывания ребенка по поводу наблюдаемых им предметов часто носят характер простого перечисления. Установить отношения между предметами, то есть проанализировать ситуацию, ему значительно сложнее. Ребенок может обобщить несколько предметов в группу, дать им родовое понятие, но объяснить, почему эти предметы отнесены в одну группу или, наоборот, почему эта группа называется так, а не иначе, он пока не готов. К примеру, малыш без труда перечислит предметы одежды: платье, пальто, шапка, шарф и т.д., но спросить его, почему все эти вещи называются «одежда», - он затруднится с ответом. Отношения общего к частному и частного к общему им еще недоступны. В этом возрасте нужно обратить внимание на умение ребенка выделять характерные признаки, по которым можно группировать эти предметы, узнавать эти предметы в окружающей обстановке, припоминать, какие предметы обозначаются тем или иным собирательным существительным. В 5 лет, при условии правильного развития, способны проявлять высокий уровень умственной активности. Дети не только испытывают устойчивый интерес к познанию предметов, но и стремятся самостоятельно решать игровую задачу. Они способны выделить минимум два-три признака, по которым можно сравнить и обобщить предметы. Причем ребенку интересно сначала решить задачу самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых. Игра. Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия. 2.2.Особенности развития речи Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит. В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги. В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет? Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему? К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать. В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем. Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный , оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч - вместо «красный» мяч. Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст. Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. 2.3.Программные задачи по развитию монологической речи Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» выделены следующие задачи по развитию монологической речи у детей среднего дошкольного возраста: 1.Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. 2.Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. 3.Способствовать развитию любознательности. 4.Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться. 5.Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. 6. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый —грязный, светло —темно). 7. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. 8. Совершенствовать интонационную выразительность речи. 9. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята —лисят, медвежата —медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). 10. Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). 11.Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. 12.Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 13. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. 14.Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. 3. Методика развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg