Глава 1. Теоретико-правовые основы происхождения товара и тарифных преференций
1.1. Понятие, сущность и цель определения происхождения товара
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ЕАЭС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься и группа стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Целью определения страны происхождения товаров является применение тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.
В настоящее время выделяют 3 критерия определения страны происхождения товаров:
1) Значительная переработка. Переработка товара, переводящая его в новую позицию товарной классификации, дает основание рассматривать полученный таким образом товар как новый, происходящий с территории страны, где была осуществлена эта переработка, а саму страну считать страной его происхождения;
2) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара;
3) полностью произведенный товар. К таким товарам отнесены полезные ископаемые, живые животные, продукты животного происхождения, вторичное сырьё, полученное в данной стране, рыба и продукты рыбного промысла, а также все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции.
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара (заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем) или сертификат о происхождении товара (документ, выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза).
Отметим, что тарифные преференции представляют собой определенные предпочтения или преимущества в уплате таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара, представленные в виде освобождения от уплаты пошлины или снижения ее ставки .
В государствах-членах ЕАЭС ставки ввозных таможенных пошлин в отношении одних и тех же товаров применяются дифференцированно в зависимости от страны их происхождения и могут быть разделены на пять групп:
1) В отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях ЕАЭС предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, предусмотренные Единым таможенным тарифом ЕАЭС. РФ предоставляет РНБ более чем 130 странам (например, Австралии, Бельгии, Великобритании, Венгрии и др.). Базовые ставки применяются и в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена.
2) В отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях ЕАЭС не предоставляет РНБ, базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза. Исключения составляют случаи предоставления РФ тарифных льгот.
3) В отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей системы преференций ЕАЭС, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок. Перечень стран-пользователей системы преференций ЕАЭС утверждается Комиссией ЕАЭС и в целом соответствует классификации развивающихся стран, принятой в рамках ООН. Он включает в себя более 100 стран, например: Албанию, Алжир, Ямайку, Ливию, Кубу, Монголию и др.
4) В отношении ряда товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей системы преференций ЕАЭС, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. Статус «наименее развитой» страны предоставляется ООН тем государствам, где ВВП на душу населения менее 100 дол. США и доля промышленного производства в ВВП менее 10%. К их числу отнесены порядка 50 стран, например: Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Мозамбик.
5) В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Республикой Армения, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, товары, происходящие из указанных государств и ввозимые с их территории на территорию Российской Федерации, облагаются ввозными таможенными пошлинами по нулевым ставкам .
1.2. Правила определения страны происхождения товара в системе тарифных преференций
В настоящее время вопросы, связанные с определением страны происхождением товаров регулируются Таможенным кодексом ЕАЭС и нормативными документами ЕАЭС. В целях применения мер тарифного и нетарифного регулирования Стороны принимают Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения ЕАЭС «О единых правилах определения страны происхождения товаров» и других документов ЕАЭС. Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств - участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется законодательством государств - участников Соглашения ЕАЭС, СНГ и другими международными договорами.
Товарами, полностью произведенными в данной стране (стране происхождения), считаются:
1) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории либо в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна, либо из атмосферного воздуха на территории данной страны;
2) продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране;
3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте "е";
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;
11) товары, изготовленные в данной стране из продукции, указанной выше.
Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве - участнике Соглашения, может применяться кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке .
В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.
Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий:
1) изменение товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;
2) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;
3) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
В случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:
1) для материалов иностранного происхождения - по таможенной стоимости таких материалов при их ввозе в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечного товара;
2) для конечного товара - по цене на условиях франко-завод.
В целях определения страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки материалы, происходящие из государств - участников Соглашения в соответствии с настоящими Правилами определения страны происхождения товара, не рассматриваются в качестве материалов иностранного происхождения и приравниваются к происходящим из страны, в которой произведен конечный товар.
Не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются:
1) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;
3) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;
4) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи, и изделия из них);
5) операции по покраске или полировке;
6) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
7) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара и т.д.;
При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде (поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации) могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар .
Условиями применения этого правила являются:
1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза, о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, приложением подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, а также уведомления о разбивке товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации - при документальном подтверждении ошибочности разбивки товара;
2) поставка всех партий из одной страны одним экспортером; ввоз и оформление всех партий товара через одну и ту же таможню;
3) поставка всех партий товара в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации.
Документами, подтверждающими происхождение товара из определенной страны, как уже было сказано ранее, являются:
1. декларация о происхождении товара — это документ представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. Для того чтобы декларация была принята таможенным органом в качестве документа, подтверждающего происхождение товара, необходимо чтобы сведения о происхождении товара основывались на критериях определения страны происхождения товаров, т.е. сведения должны подтверждать, что товары произведены в данной стране или подвергнуты достаточной переработке;
2. сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
1.3. Нормативно-правовая база происхождения товара и тарифных преференций
Одну из главных ролей как в области международных, так и в области межрегиональных торгово-экономических отношениях играет нормативно-правовая база, которая является основой всех экономико-политических процессов. Правовая сторона отношений позволяет в случаях возникновения коллизий в интересах субъектов апеллировать в надзорные инстанции, ссылаясь на подписанные государствами документы, а также служит «платформой» для работы по совершенствованию разных аспектов внешнеэкономической деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование.
Важность ясности нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения, уже давно отмечается в работах ученых, по мнению Ноздрачева А. Ф. «Государство должно вести таможенное дело исключительно на четких и детально "прописанных" правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства, при помощи которых осуществляется таможенная деятельность, непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Правила, непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон».