Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Национальное и мировое сообщество развивается только в гармонии человека и природы. Стратегии, ориентированные исключительно на развитие экономики, должны подвергнуться изменениям. Разрушающее природные условия своего существования общество не может рассматриваться как отвечающее требованиям современного уровня цивилизованного развития. Можно без всякого преувеличения сказать, что экологическая культура становится мерой цивилизованности общества.
Введение

Актуальность исследования. Национальное и мировое сообщество развивается только в гармонии человека и природы. Стратегии, ориентированные исключительно на развитие экономики, должны подвергнуться изменениям. Разрушающее природные условия своего существования общество не может рассматриваться как отвечающее требованиям современного уровня цивилизованного развития. Можно без всякого преувеличения сказать, что экологическая культура становится мерой цивилизованности общества. Развитие экологической культуры в современных условиях необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и в каждой стране и во всем мире, поэтому важна разработка теоретических основ экологической культуры, условий и эффективных методов ее формирования. Проблема состоит в том, что рамках школьного обучения реализовать это невозможно, для формирования экологической культуры учащихся необходимы новые методы организации внеурочной деятельности, в частности, необходимо использовать потенциал системы дополнительного образования детей. На базе учреждений дополнительного образования детей через детские объединения можно эффективно, организовать обучение, которое способствовало бы формированию экологической культуры учащихся. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования к личностным результатам освоения основной образовательной программы к обучающимся предъявляет: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Поэтому в рамках реализации ФГОС необходимо внедрять инновационные технологии, способствующие формированию экологической культуры учащихся, а именно обучение через проектную деятельность. Проектная деятельность в системе дополнительного образования обусловливает высокую степень самостоятельности, развитие социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. Фундаментальные основы экологического образования были разработаны А.Ф. Амендом, С.Н. Глазачевым, А.Н. Захлебновым, И.Д. Зверевым, Н.М. Мамедовым, И.Т. Суравегиной. Ведущие исследования в области экологического образования учащихся средних школ во внешкольной и внеклассной деятельности принадлежат В.П. Голову, С.М. Заикину, А.Н. Захлебному, В.Д. Иванову, З.И. Тюмасевой и др. Проектная деятельность учащихся является предметом историко-педагогических исследований (А.Э. Коробова, М.М. Морозова и других), со стороны педагогических закономерностей ее рассматривают (В.В. Гузеев, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, И.Д. Чечель), психологических (Н.В. Матяш и методических особенностей (М.И. Гуревич, Н.Н. Замошникова, М.Б. Павлова). Проектная деятельность учащихся в дополнительном образовании значительно менее изучена. Она исследовалась как средство профессионального самоопределения учащихся при освоении компьютерных технологий (А.В. Маятин), как один из вариантов их творчества в детском театральном коллективе (Е.Ю. Сазонов). Однако специфика педагогических возможностей проектной деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и условия реализации этих возможностей пока не исследовались в должной степени. Анализ научно-педагогической литературы позволили нам выявить противоречия между: - общественной необходимостью в высоком уровне сформированности экологической культуры у учащихся и недооценкой роли образовательных учреждений дополнительного образования детей в решении данной задачи; - необходимостью формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и недостаточной научно-теоретической разработанностью данного процесса; - потребностью в формировании экологической культуры у учащихся в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и недостаточным уровнем методического сопровождения этого процесса. Указанные противоречия выявили проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования детей в процессе проектной деятельности. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей. Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. Предмет исследования: комплекс педагогических условий формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей. Гипотеза исследования состоит в том, что образовательный процесс, ориентированный на формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей, будет эффективным, если: • проектная деятельность станет важным элементом функционирования образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей; • будут учтены особенности организации проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей (отсутствие рамок во времени, в содержании, вариативность организации проектной деятельности); • разработана модель, целостно отображающая образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и состоящая из концентров, структурирующих образовательную среду учреждений дополнительного образования детей, и координат, учитывающих особенности проектной деятельности и направленных на формирование экологической культуры учащихся; • реализуется следующий комплекс педагогических условий: обеспечение интеграции экологического образования и эстетического воспитания в аспекте объединения целей, содержания и форм деятельности учащихся, направленных на формирование экологической культуры; моделирование будущей профессиональной деятельности учащихся в области экологии и охраны окружающей среды; использование экологического портфолио учащегося как инструмента формирования и оценивания его экологической культуры. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить особенности проектной деятельности в системе дополнительного образования, которые будут способствовать формированию экологической культуры учащихся. 2. Теоретически обосновать и разработать модель формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей, включающую разработанный комплекс педагогических условий. 3. Проверить опытно-экспериментальным путем в процессе проектной деятельности эффективность модели формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования детей и эффективность комплекса педагогических условий. 4. Разработать научно обоснованные методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации проектной деятельности экологического содержания. Методологическую базу исследования составляют: основные положения системно-деятельностного подхода к образовательному процессу (Р.М. Асадуллин, А.Г. Асмолов, В.Г. Афанасьев, Н.А. Бернштейн, И.В. Блауберг, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.); концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); основные положения культурологического подхода к взаимодействию «человек-природа» такие, как представления о человеке как уникальном мире культуры, а его образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культур, создание условий для формирования экологической культуры (В.Л. Бенин, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский и др.). Исходные теоретические позиции автора: психолого-педагогические концепции педагогики творческого развития ребенка (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, М.Б. Зацепина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.); теоретические основы теории дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, А.В. Березина, Л.Н. Буйлова, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, Б.В. Куприянов, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Н.А. Морозова, и др.); положения экологической педагогики и психологии, исследования в области формирования экологической культуры учащихся (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Игнатова, Н.Н. Моисеев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин и др.); Методы исследования: теоретические (анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме, теоретическое моделирование), диагностические (анкетирование, тестирование, экспертная оценка, оценка экологического портфолио); эмпирические (наблюдение, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, педагогический эксперимент); методы математической статистики (статистическая обработка данных, полученных в ходе экспериментальной работы). База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базах: МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Михайловск; МБУ ДОД «Станция юных натуралистов» с. Донское, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Ставропольский Дворец детского творчества. В исследование принимало участие 80 человек (учащиеся 6-8 классов). Организация и этапы исследования: Первый этап (2018 г.): анализировалась психолого-педагогическая литература; определялась общая идея исследуемой проблемы; уточнялись сущность и структура экологической культуры учащихся; выявлялся потенциал проектной деятельности в системе дополнительного образования детей, способствующий эффективному формированию экологической культуры учащихся; определялись цели и задачи, гипотеза исследования, методологическая база; разрабатывался на этой основе понятийный аппарат; составлялся план экспериментального исследования; проводился констатирующий эксперимент; выстраивалась логико-смысловая модель формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей; определялся и разрабатывался комплекс педагогических условий ее реализации. Второй этап (2018-2019 гг.): На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, анализировались, проверялись и уточнялись выводы, полученные в ходе опытно- экспериментальной работы, осуществлялась экспериментальная проверка комплекса педагогических условий. Третий этап (2019-2020 гг.): завершалась опытно-экспериментальная работа, осуществлялись анализ, сбор и систематизация полученных в ходе исследования результатов, статистическая и математическая обработка данных, описание результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений и формулирование выводов; оформлялись результаты исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей. Разработанные критериально-диагностический инструментарий, соответствующий комплект диагностических методик, авторские образовательные программы «Экология человека», «В мире животных» дали возможность преобразования теоретических положений в педагогическую практику. Проверенные в процессе педагогического эксперимента методические материалы и рекомендации могут быть использованы в практике работы педагогов учреждений дополнительного образования детей. Достоверность и обоснованность результатов исследования полученных научных выводов обеспечены методологической: обоснованностью исследования; применением комплекса разнообразных методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; применением взаимодополняющих психолого-педагогических методов, комплексным характером опытно-экспериментальной работы; всесторонним анализом экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа результатов педагогической работы, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования. Научные положения автора 1. Проектная деятельность может быть представлена как важный элемент функционирования учреждений дополнительного образования детей, и ее целесообразно интерпретировать как технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся решает экологические проблемы, ставит и достигает субъективно значимые цели, а также как технологию сопровождения самостоятельной экологической деятельности ученика. 2. Основанием для формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности служит разработанная нами и реализованная логико-смысловая модель, целостно отображающая образовательный процесс и состоящая из концентров, структурирующих образовательную среду учреждений дополнительного образования детей, и координат, по которым осуществляется формирование экологической культуры учащихся. 3. Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей обеспечивается следующим комплексом педагогических условий: взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в аспекте объединения целей, содержания и форм деятельности учащихся, направленных на формирование экологической культуры; моделирование будущей профессиональной деятельности учащихся в области экологии и охраны окружающей среды; использование экологического портфолио учащегося в качестве инструмента формирования и оценивания динамики изменения уровней экологической культуры. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: 1) выступлений и публикации его основных положений на XIV Межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация профессионального образования в новых социально-экономических условиях: теория и практика (г. Невинномысск) 2019; X Международной научно-практической конференции «Кавказский диалог», (г. Невинномысск) 29.11.2019 г. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….5 Глава 1 Теоретические основы формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей…………………………………………………………………..13 1.1 Организация проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей…………………………………………………………………..13 1.2 Модель формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей…………………………………………………………………………………23 1.3 Педагогические условия формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей…………………………………………………………………….36 Выводы по первой главе……………………………………………………….43 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры в процессе проектной деятельности учащихся в системе дополнительного образования детей……………………………………………...46 2.1 Экспериментальное исследование уровней экологической культуры учащихся…………………………………………………………………………….46 2.2 Реализация модели формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей…………………………………………………………………………………57 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей…………………...67 Выводы по второй главе……………………………………………………....75 Заключение……………………………………………………………………78 Список использованной литературы и источников…………………………81
Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе [Текст] / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2009. – 176 с. 2. Агаджанян, Н.А., Торшин В.И. Экология человека [Текст] / Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин. - М.: Экоцентр, 2004. - 225 с. 3. Алексеев, В.П. Природа и общество: этапы взаимодействия [Текст] / В.П. Алексеев // Экология и жизнь. - 2012. - № 2. - С. 4-8. 4. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1992.-192 с. 5. Балясная, Л.К. Изучение, анализ и оценка сложившейся практики организации свободного времени учащихся (рекомендации) [Текст] / Л.К. Балясная // Классный руководитель. - 2009. - №6. - С. 38-41. 6. Батербиев, М.М. Психолого-педагогические основы разновозрастного обучения [Текст] / М.М. Батербиев // Школьные технологии. - 2005. - №4. - С. 22-25. 7. Бахтиярова, В.Ф., Ильясова, Г.Р. Авторская образовательная программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации [Текст]: Учебно-методическое пособие. / В.Ф. Бахтиярова, Г.Р. Ильясова - Уфа: Изд-во БИРО, 2009. - 38 с. 8. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 342 с. 9. Белова, В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / В.В. Белова - М., 2006. - 23 с. 10. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в России [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с. 11. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 352с. 12. Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в УДО [Текст]: дис... канд. пед. наук / М.И. Болотова. - Оренбург, 2001. – 166 с. 13. Бруднов, А.К. Внешкольное дополнительное образование - насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) [Текст] / А.К. Бруднов // Воспитание школьников. - 1992. - №3/4 - С. 3-5. 14. Буйлова, Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей [Текст]: дис... канд. пед. наук / Л.Н. Буйлова: - Москва, 1998. - 183 с. 15. Верба, И.А. Внешкольная работа [Текст] / И.А. Верба // Дополнительное образование. - 2015. - № 7. - С. 8-10. 16. Вербицкий, А.А. Педагогические технологии контекстного обучения [Текст]: научно-методическое пособие / А.А. Вербицкий. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 55 с. 17. Гайсин, И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся [Текст]: монография / И.Т.Гайсин. - Казань: КГПУ, 1996. – 160 с. 18. Гильмиярова, С.Г. Разработка и оценка учебных программ в отечественной и зарубежной педагогике [Текст] / С.Г. Гильмиярова // Наука и школа. - 2017. - № 2 . - С. 35-39. 19. Гирусов, Э.В, Широкова, И.Ю. Экология и культура [Текст] / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. - М.: Изд-во МГУ, 1989. – 167 с. 20. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя [Текст] / С.Н. Глазачев. — М.: Современный писатель, 1998. – 431 с. 21. Глазачев, С.Н., Глазачев, О.С. Экологическая культура и цели развития тысячелетия [Текст] / С.Н. Глазачев, О.С. Глазачев // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2018. - № 6 . - С. 93-97. 22. Глазачев, С.Н., Кашлев, С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся [Текст] / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев. - М.: Горизонт, 2000. – 94 с. 23. Горский, В.А., Журкина, А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей [Текст] / В.А. Горский, А.Я. Журкина // Дополнительное образование. – 2009. - №2. - С. 4-6. 24. Грекова, О.И. Педагогические проблемы управления воспитательной деятельностью внешкольного учреждения [Текст]: дис... канд. пед. наук / О. И. Грекова. - М., 1997. – 148 с. 25. Гузеев, В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки [Текст] / В.В. Гузеев // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 3-10. 26. Гузеев, В.В. Развитие образовательной технологии [Текст] / В.В. Гузеев. - М.: Знание, 1998. – 69 с. 27. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания [Текст] / С.Д. Дерябо. - М.: Моск. психолого- социальный институт, 1999. - 310 с. 28. Дерябо, С. Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с. 29. Дзятковская, Е.Н. Общее экологическое образование: изучение экологии или приобщение к экологической культуре? [Текст] / Е.Н. Дзятковская // Вестник Международной академии наук (Русская секция). -2017. – №3. - C.47-50. 30. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко. -Минск: Харвест, 2007. – 576 с. 31. Жданова, С.Н. Педагогика эстетического освоения мира [Текст]: монография / С.Н. Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 245 с. 32. Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки [Текст] / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С. 179-185. 33. Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя [Текст]. / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение, 1984. – 160 с. 34. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы [Текст] / И.Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С.Н. Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996. - С. 72-84. 35. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении [Текст] / И.Д. Зверев. -М.: Знание, 1993. – 96 с. 36. Зятева, Л. А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания [Текст] / Л.А. Зятева // Педагогика. - 2012. - №7. - С. 32-40. 37. Игнатова, В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Тюмень, 2009. - 388 с. 38. Коваль, М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений [Текст]: дис... д-ра. пед. наук. - М., 2011. - 332 с. 39. Колесникова, И.А, Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2007. – 288 с. 40. Конаржевский, Ю.А. Введение в теорию педагогического анализа [Текст] / Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогика. 1981. – 78 с. 41. Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей [Текст] / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 7. - С. 3 -7. 42. Лешер, В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в УДО [Текст]: дисс... канд. пед. наук / В.Ю.Лешер. - Оренбург: ОПТУ, 2014. – 149 с. 43. Мамедов, Н.М. Экологическое образование: концепции и методические подходы [Текст] / Н.М. Мамедов. - М.: Агентство Технотрон, 1996. – 136 с. 44. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2011. – 144 с. 45. Машинистова, Н.В. История становления дополнительного образования детей в России [Текст] / Н.В. Машинистова // Проблемы и перспективы развития образования - Пермь: Меркурий. - 2012. - С. 38-42. 46. Моисеева, Л.В. Экологическая педагогика: современный аспект: монография [Текст] / Л.В. Моисеева. - Казань.: РКЦ «Учебная книга», 2010. -345 с. 47. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т.Д. Новикова // Народное образование. - № 7. - 2000. - С. 151-157. 48. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. – 145 с. 49. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. – 364 с. 50. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. – 272 с. 51. Сикорская, Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю [Текст] / Г.П. Сикорская, Г.И. Кушникова. - Екатеринбург: Аква-Пресс, 2003. -112 с. 52. Симонова, Л.П. Ключи от природы [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.П. Симонова. - М: Агар, 1997. – 143 с. 53. Слободчиков, В.И., Исаев, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учеб.пособие для студентов пед.вузов / В.И. Слободчиков, В.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. 54. Суравегина, И.Т., Сенкевич, В.М. Как учить экологии [Текст]: пособие для учителя / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с. 55. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1973. - 272с. 56. Сущенко, Т.А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Сущенко. - СПб.: Лань, 2012. - 187с. 57. Тавстуха, О. Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Монография /О. Г. Тавстуха. - Оренбург, 2011. - 260 с. 58. Теплов, Д.Л. Теория и практика экологического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования [Текст]: монография / Д.Л. Теплов. - М.: РИД МГОПУ им. А.М. Шолохова, 2004. – 185 с. 59. Тюмасева, З.И., Кваша Б.Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека [Текст]: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. – 264 с. 60. Федотова, Е.Е., Новикова, Т.Г., Прутченков, А.С. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы [Текст] / Е.Е. Федотова, Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Школьные технологии. - 2015. - №3. - С. 171-180. 61. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 575 с. 62. Фрей, К. Проектный метод [Текст] / К. Фрей. - Германия: Бельц., 1997. 63. Френе, С. Избранные педагогические сочинения [Текст] / С. Френе. -М.: Прогресс, 1990. - 198с. 64. Чечель, И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. -№3.-С.11-16. 65. Щетинская, А.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества [Текст] / А.И. Щетинская. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 328 с. 66. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры [Текст]: пособие по регион, экол. политике [Текст] / В.А. Ясвин; отв. ред. В.М. Захаров. -М.: ЦЭПР, 2004. – 195 с. 67. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. – 456 с. 68. Browner Carol M. Why environmental education? It is critical to maintaining our quality of life // EPA Journal. - 2005. - №2. - P. 6-8. 69. Fried-Booth, D. L. Project Work. Oxford University Press, 2006. – 195 p. 70. Henry J. Teaching through projects. Kogan Page published in association with the Institute of Educational Technology, Open University, 2014. – 159 p.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы формирования экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей 1.1 Организация проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей В настоящее время педагогической наукой рассмотрен комплекс вопросов, связанных с историей, теорией и практикой дополнительного образования детей: становление дополнительного образования (И.А. Верба, О.Е. Лебедев, Н.В. Машинистова, Т.А. Сущенко [15; 41; 45; 56]); воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования (В.В. Белова, О.И. Грекова, М.Б. Коваль [9; 24; 38]); методический и управленческий аспекты (Л.К. Балясная, В.А. Березина, А.К. Бруднов [5; 93; 13]); творческое развитие детей (В.А. Березина, В.Ю. Лешер [10; 42]); социально-педагогические функции дополнительного образования (Л.Н. Буйлова [14]); взаимосвязь семьи и учреждения дополнительного образования (М.И. Болотова [12]). Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей изложены в работах В.И. Андреева, В.А. Березиной, М.И. Болотовой, В.А. Горского, С. Н. Ждановой, А. И. Щетинской [10; 12; 23; 31; 65].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 56 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg