Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И КОРРЕКЦИЯ ИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

vika_glad 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. Поэтому для проведения эффективной коррекционно-педагогической логопедической работы с детьми необходимо тщательно и профессионально грамотно проводить обследование всех сторон развития ребенка.
Введение

Актуальность исследования. Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте, являющемся сензитивным к усвоению речи, ребенок овладевает фонетической системой родного языка, в этот период закладывается фонематический и речевой слух, развивается и совершенствуется фонематическое восприятие. Эти процессы лежат в основе способности к различению фонем, иными словами к фонематическому анализу и синтезу. Вместе с тем, фонематические функции обеспечивают эффективное произношение посредством аналитико-синтетической деятельности, которая позволяет вычленять звуки речи из отдельных звуковых цепочек или фраз, а также воспринимать всю сложность речевого потока. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. В логопедической литературе формирование фонематических процессов многоаспектно изучено и описано. Специалисты утверждают, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Так, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и другие ученые доказали, что развитие фонематического строя речи необходимо для овладения навыками письменной речи. М.Е. Хватцев в числе первых причин нарушения речи выделял недостаточность в фонематическом анализе слова. Р.Е. Левина, Г.А. Каше указывают, что недостаточное овладение фонематическими восприятием, анализом и синтезом препятствует овладению грамотой. Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению и преодолению нарушений фонематической системы, важность своевременной диагностики и коррекции фонематических нарушений требует продолжения исследований. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.). Фонетико-фонематическое недоразвитие является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития. Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, нуждающихся в коррекционной помощи является актуальной, так как количество детей с этим речевым нарушением увеличивается, а система коррекционной работы в методическом плане постоянно должна совершенствоваться. Цель исследования: изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования; 2. Провести исследование состояния фонематических функций у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и нормальным речевым развитием; 3. Разработать и апробировать комплекс коррекционных упражнений по формированию фонематических процессов у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи; 4. В ходе повторного обследования определить эффективность проведенной логопедической работы. Методы исследования: • изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; • количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ д/с комбинированного вида №113 «Рябинка» г. Москвы. Были исследованы 10 дошкольников старшей группы с ФФНР (экспериментальная группа) и 10 дошкольников старшей группы не имеющих речевых патологий (контрольная группа). Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………...…………………………………………………...…6 1.1 Фонетика современного русского языка. Основные единицы. Фонема и звук. Фонематический слух. Фонематическое восприятие………………….....6 1.2 Онтогенез фонетико-фонематической стороны речи……………………..13 1.3 Характеристика нарушений фонематического восприятия у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………22 1.4 Сравнительный анализ методик диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи…………………………………………..34 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.……….46 2.1 Изучение особенностей фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи..……….46 2.2 Коррекционная работа по преодолению нарушений фонетико-фонематического строя………………………………………………...………..64 2.3 Эффективность работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………...80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………….......88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………........92 ПРИЛОЖЕНИЯ….………..………….……………………………………….....96
Список литературы

1. Белоус Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме: автореферат дис…. канд. псих. наук. Москва, 2011.22с. 2. Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология - 2013. - № 2. - С. 28. 3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. М., 2001. 4. Бочкарева Т.А., Леденева М.И. Сопоставительный анализ методик диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников // «Наука и образование: новое время» № 2, 2018 5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384с. 6. Волкова Л.С. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР / Л.С. Волкова, Г.Г. Голубева // Дефектология. 1995. №2, С. 18-25 7. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 144 с. 8. Гвоздев А.Н. Избранные труды / А.Н. Гвоздев. – М.: Владос, 2009. – 464с. 9. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2009 - с. 302. . 10. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. 11. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - с. 70-83. 12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева.- Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 13. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н.И. Дьякова.- М.: Сфера, 2010. 14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2 изд. испр. и доп. – М.: Владос, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). 15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном-Пресс, 2000. —15 с. 16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном-Пресс, 2000. — 16 с. 17. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., 2000. 18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 19. Лопатина Л.В. Логопедическая работа сдетьми дошкольноговозраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Учебное пособие / Лопатина Л.В. и други.. -Санкт-Петербург:Союз,2004. - 192 с. 20. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина - С-Пб.: Изд. Дом «Литера», 2013. 21. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.:АРКТИ,2005. – 240 с. 22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с. 23. Парамонова Л. Логопедия для всех./ Л. Парамонова - СПб.: Питер, 2014. 24. Семенович А. В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте / А. В. Семенович, Т. В. Ланина // Практическая психология и логопедия.- 2004.- № 4. 25. Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики.//Хрестоматия по логопедии в 2 т.Т. II. /Под ред.Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: "ВЛАДОС", 1997. С.554 - 576. 26. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 48 с. 27. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 70 с. 28. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. альбом дошкольника : Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т.А. Ткаченко - М.: Гном и Д, 2011. - 32 с. 29. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» – М.: Просвещение, 1989, - 239 с. 30. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с. 31. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009.-223 с. 32. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М.; Школьная пресса, 2003. – 287с. 33. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим нарушением / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Гном и Д», 2000. 34. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / С.Н. Цейтлин - М.: Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС, 2000. 35. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелёва // Дефектология, 1986.- № 3. 36. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/3-е изд. - М.: «Аркти», 2003. – 240 с. 37. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – 312с. 38. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1 Фонетика современного русского языка. Основные единицы. Фонема и звук. Фонематический слух. Фонематическое восприятие Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощизвуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощиграфических единиц (букв). Мельчайшей единицей речевого потока является звук. Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу [3]. Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук. Под термином фонетика(рhоnе – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи [3].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 56 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg