Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Роль мониторинга в повышении качества школьного образования России

cool_lady 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Объект магистерской диссертации – качество образования. Предмет магистерской диссертации – мониторинг качества образования в общеобразовательных школах России. Цель магистерской диссертации – исследовать роль мониторинга в повышении качества школьного образования на материале города Москвы и разработать рекомендации для менеджеров с целью более эффективного мониторинга качества образования в общеобразовательных организациях. В соответствии с проблемой, целью диссертации определены следующие задачи диссертации: 1. Изучить теоретические аспекты мониторинга качества современного образования. 2. Проанализировать влияние мониторинга в системе общего образования на его качество. 3. Исследовать особенности внешней и внутришкольной оценки качества образования как компонентов системы мониторинга на материале общеобразовательных организаций города Москвы. 4. Провести анализ мониторинга качества математического образования обучающихся по математике на материале школ города Москвы, выявить риски и противоречия при проведении данного мониторинга. 5. Разработать рекомендации для управленцев по организации и проведению мониторинга качества образования в современной школе. Теоретико-методологической основой исследования стали: - системный подход как направление методологии научного познания (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин и др.); - научные разработки проблемы мониторинга качества образования (В.В. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, B.C. Лазарев, А.Н. Майоров, H.H. Мельникова, М.М. Поташник, С.Е. Шишов, Донг Ци, Лин Чонгде и др.); - теории управления образовательными системами, создающие основу для разработки системы мониторинга (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, И.И. Логинов, A.M. Моисеев, А.А. Орлов, В.П.Симонов, П.И.Третьяков, Ян Гошунь, Юньфэн Ву, Чжан Юэ, Чжан Пинпин, Ли Мянь). - деятельностный подход как достижения социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. - системно-деятельностный подход как позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия её целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня. Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы: - теоретические: структурно-сравнительный анализ научных и документальных источников (с целью сопоставления данных по исследуемой проблематике); ретроспективный логико-системный анализ (для исследования историко-терминологических аспектов проблемы «качество образования», «управление качеством образования»); системно-компонентный – для определения основных элементов системы управления качеством образования; количественный (для исследования количественных характеристик общего образования). - эмпирические: обобщение опыта проведения мониторинга в общеобразовательных учебных заведениях, изучение школьной документации, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, наблюдение, экспертная оценка, методы математической обработки результатов исследования. Базой исследования стали два вида мониторинга: 1.Мониторинг всей школы (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1535» как систему всей школы); 2.Мониторинг отдельного направления школы (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №91» как пример отдельного направления школы). Анализируя эти два виды мониторинга, найдите их общие точки и различия, а также взаимосвязь между ними. В процессе анализа мы должны обратить внимание на использование педагогики, психологии, социологии и управления, а также математики. Практическая значимость работы: Значение заключается в понимании, что нужно учителей учить проведению мониторинга, мы разработали программу, которую можно читать студентов, как и для педагогов школ, для того чтобы повысить их квалификации обрасти мониторинга. Положения и выводы работы могут быть использованы при разработке программ учебных дисциплин (например программа математику, программа Русского языка и т.д.) для студентов и помогите менеджерам и учителям более научно проанализировать учебную ситуацию и качество учащихся средней школы. Положения, выносимые на защиту: 1. Мониторинг будет повышать качество образование, если он будет создавать полную систему, которая включает цель, задачи, функции, формы, приемы, методы, объекты отслеживания, субъекты организации мониторинга, комплекс показателей, и критериев оценки, хорошо обучены преподаватель. 2. Качество образование будет высоким, если будет оцениваться не только результаты экзаменов, но и условье проведение занятии и психическая и физическая здоровья обучающихся. (или) Качество образование будет высоким, если будет оцениваться не только качество результата, но и качество образовательного процесса, качество условий и качество системы управления. 3. Мониторинг будет предсказать результаты образования и будущие тенденции развития школы, и помочь руководителям и учителям образовательных организаций научно и точно сформулировать планы обучения, подходящие для их собственного развития, если мониторинг выполняет точный анализ и обработку данных. Магистерская диссертации состоит из трёх глав, введения, заключения, списка использованных источников.
Введение

Сегодня неоспоримым является тот факт, что качественное образование – это основа успешного развития науки, экономики, культуры и морали любого государства. Именно качественные показатели развития образования, по мнению экспертов, определяют эффективность общественного развития государств в условиях глобализации мира и повышения их конкурентной борьбы за качество жизни своих граждан. Сегодня образование начинает занимать ведущее место в стратегии государственной политики относительно общественного развития многих стран мира и России в частности. Дискуссии о том, что такое качество образования в современном обществе, продолжаются на протяжении многих лет и до сих пор актуальны. Оценка качества образования – длительный и сложный процесс, направленный на определение степени соответствия результатов образования требованиям государства и общества, выраженные в стандартах. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе – определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения. К числу самых эффективных технологий управления качеством образования в современных условиях относится мониторинг. Развитие технологий помогло мониторингу перейти с традиционных методов сбора информации на более систематическая и научная обработка информации. В современных условиях он рассматривается как одно из эффективных средств получения информации о функционировании образовательной системы во всей ее многогранности. Надежные данные обеспечивают точность прогнозов риска и помогают развивать образование. Мониторинг качества образования – система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и её отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии качества образования в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Проблема повышения качества школьного образования заключается в том, что образование должно адаптироваться к быстрому развитию современного общества и соответствовать новым требованиям, выдвигаемым обществом. Это требует совместных усилий страны, общества, школ, учителей, родителей и учеников. Именно общественная и педагогическая значимость проблемы обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Роль мониторинга в повышении качества школьного образования России».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ..........................................................7 1.1.Мониторинг качества общего образования как актуальная организационно-педагогическая проблема..............................................................7 1.2.Теоретические аспекты мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении..........................................................................13 1.3. Международный опыт мониторинговых исследований. ........................22 Выводы по 1 главе.............................................................................................31 ГЛАВА 2 МОНИТОРИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ......................................................................................35 2.1.Система управления качеством образования в общеобразовательных организациях на материале города Москвы……………………………………...............................................................35 2.2.Внешнее оценивание учебных достижений обучающихся как компонент системы мониторинга качества образования в общеобразовательных организациях..............................................................................................................41 2.3.Формирование внутришкольной системы оценки качества образования в общеобразовательной организации: основные тенденции и перспективы...............................................................................................................47 Выводы по 2 главе.............................................................................................54 ГЛАВА 3 МОДЕЛЬ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ.......................................................56 3.1.Мониторинг качества преподавания и уровня учебных достижений учащихся по математике...........................................................................................56 3.2.Анализировать проблемы и решения для мониторинга качества образования. Рекомендации для менеджеров по организации и проведению мониторинга качества образования в общеобразовательной организации................................................................................................................71 Выводы по 3 главе...................................................................................................
Список литературы

1.Анисимова С.П., Рыльцева Е.В. Мониторинговые исследования качества образовательных услуг на основе ДОТ // Открытое и дистанционное образование. – 2006. № 3 (23). – С. 54-57с. 2.Агранович М.Л., Заир-Бек Е.С., Кожевникова О.Н., Поневаж В.П., Рачевский Е.Л. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования. НФПК. М.: Аспект Пресс, 2006.– 54с. 3.Борисенков В.П., Мэй Ханьчэн. Россия – Китай: Тенденции развития образования в XXI в.: Сравнительный анализ. М.: Наука, 2019. 4.Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с. 5.Донг Ци, Лин Чонгде. Основные показатели и оценка развития детей и подростков в Китае [М]. Пекин: научная пресса 2011.– с.169-178. 6.Давлеткалиева Е.С., Мулдашева Б.К. Оценка результатов технологизации обучения как педагогическая научно-практическая проблема. 7.Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Кодексы и законы Российской Федерации: правовая навигационная система:URL:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazo-уапп/ [дата обращения: 21.04.2019]. 8.Закон об образовании Китайской Народной Республики http://www.moe.gov.cn/s78/A02/zfs__left/s5911/moe_619/201512/t20151228_226193.html 9.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель-ученик". – М.: Пед. об-во России, 1999. –203 с. 10.Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Ильясов Д.Ф., Особенности построения мониторинга качества общего образования на региональном уровне//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров// Научно-теоретическии? журнал – 2012. № 4 (13)– 7 с. 11.Коваленко И.В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования//Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы– 2012. – №1-2. – 263 с. 12.Конституция Российской Федерации:http://www.constitution.ru/ 13.Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства РФ № 2506р от 24.12.2013. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/ 14.Кузьмин П.В. Опыт города Москвы в развитии региональной системы оценки качества общего образования//Качество образования в Евразии – 2016. – С. 87–91. 15.Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом. М., 1995. – 390 с. 16.Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: 2005. – 424 с. 17.Министерство образования Китайской Народной Республики Стандарты обязательного образования по математике (издание 2011 г.) [M]. 18.Пещанская И.В. Мониторинг как инструмент управления риском неэффективного использования бюджетных средств в системе. //https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kak-instrument-upravleniya-riskom-neeffektivnogo-ispolzovaniya-byudzhetnyh-sredstv-v-sisteme-vpo 19.Презентация Всемирного доклада по мониторингу образования 2017/8–ИИТО ЮНЕСКО [2018-04-19].https://iite.unesco.org/ru/news/2017-8-gem-report-in-russia/ (в список литературы) 20.Садовничий, В. А. Математика в созвездии наук: избранные доклады / В. А. Садовничий; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. – Москва: Издательство Московского университета, 2018. – 97с. 21.Симонов В.П. Педагогическии? менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие. М.: России?ское педагогическое агентство, 1997.– 92 с. 22.Синь Тао, Ли Вэй, Жэнь Сяоцюн. Написание отчета и применение качественного образования в базовом образовании [M]. Пекин: Beijing Normal University Press, 2015: 45-56, 61-80. 23.Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Пле?хова Н.И. Повышение качества знании? учащихся на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологии? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. – С. 46–48. 24.Столяров Д.Ю. Инструкция по процедурам сбора показателеи? эффективности и мониторинга проекта «Информатизация системы образования»//https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-informatizatsiya-sistemy-obrazovaniya-i-ego-realizatsiya-v-permskom-gosudarstvennom-pedagogicheskom-universitete 25.Сунь Хэчуань, Пан Цзин: мониторинг и оценка качества базового образования в Нидерландах. // Всемирный журнал образовательной информации – 2016. –№ 5. – С 55-57. 26.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Консалтинговая служба в образовании. М.: Новая школа, 1997.– 79 с. 27.Устименко Т.А., Черноусенко Т.И. //Методические рекомендации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в Ставропольском крае – Ставрополь, СкироПк и ПРО, 2016. – С. 5-8. 28.Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.) 29.Хохлова С. В. Мониторинг качества школьного образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Хохлова. – Тюмень, 2003. – 26 с. 30.Чжан Дяньчжоу, Ю. Бо. «Китайская дорога» в математическом образовании [M]. Шанхай: Shanghai Education Press, 2013: 7-16. 31.Чжан Юэ, Чжан Пинпин, Ли Мянь: опыт и просвещение по применению результатов мониторинга качества и оценки международного базового образования [М]. –2017. – № 5. – С.5-6. 32.Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе. [текст] /С. Е. Шишов., В.А. Кальней. — М., 1998. –150 с. 33.Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата //Вопросы образования - 2005 - № 1 - с.2 - 28. 34.Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2005. – 383 с. 35.Юньфэн Ву. Прикладные исследования по системе мониторинга качества обучения в образовании[M].– 2019. – № 7. –С.11-12. 36.Ян Гошунь. Мониторинг и оценка качества образования в трех европейских странах // Исследования в развитии образования. – 2008. – №9. – С. 68 - 70. 37.Big Data: The Next Frontier for Innovation, Competition, and Productivity [EB/OL][2012-1-25].https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/big-data-the-next-frontier-for-innovation 38.Ina V.S. Mullis, Michael O. Martin, Teresa A. Smith. TIMSS assessment frameworks and specifications 2003 [M]. Boston: Boston College, 2003: 3-4,73. 39.Michael O. Martin, Ina V.S. Mullis, Martin Hooper. Methods and procedures in TIMSS 2015 [M]. Boston: Boston College and IEA, 2016: 9-37. 40.Mullis, I. V. S., Martin, M. O. (Eds.). (2017). TIMSS 2019 Assessment Frameworks. Retrieved from Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website: http://timssandpirls.bc.edu/timss2019/frameworks/ Использованы материалы сайтов: 1. Официальный сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1535».https://lyc1535.mskobr.ru/#/ 2. Официальный сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 91». https://schc91.mskobr.ru/info_edu/standards/ 3. Материалы международного исследования подготовленности школьников TIMSS:www.csteep.bc.edu 4. Официальный портал Единого государственного экзамена: https://vpr-ege.ru/ege/14-ofitsialnyj-sajt-ege 5. Официальный сайт ВПР 2019 (СтатГрад) - http://www.eduvpr.ru 6. Официальный сайт Департамента образования и науки города Москвы:https://www.mos.ru/donm/function/ 7. Официальный сайт CITO. Система мониторинга и оценки [EB/OL]. https://www.cito.com/we-serve/secondary-education 8. Открытый Бюджет Москвы https://budget.mos.ru/ 9. МЦКО Департамента образования и науки города Москвы: https://mcko.ru/ 10. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления Правительства Москвы от 4 июня 2019 г. № 627-ПП) https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/227473220/ 11. Московский Центр Развития Кадрового Потенциала Образования (МЦРКПО) https://mcrkpo.ru/ 12. О результатах реализации государственной программы «столичное образование» в 2019 году и планах на 2020 год https://school.moscow/news/620 13. The Global Education Monitoring Report.http://ru.unesco.kz/global-education-monitoring-gem-report-2017 14. OECD. PISA 2012 Results: What students know and can do (Volume I) [M]. Paris: OECD Publishing, 2014: 44-46.https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2012-results-what-students-know-and-can-do-volume-i-revised-edition-february-2014_9789264208780-en 15. NAEP. The NAEP Mathematics achievement levels by grade [EB/OL]. (2015-10-21) [2018-07-20].https://nces.ed.gov/nationsreportcard/mathematics/ 16. NAEP. Survey Questionnaires [EB/OL]. (2018-08-06) [2018-08-10]. https://nces.ed.gov/nationsreportcard/experience/survey_question naires.aspx 17. The Programme for International Student Assessment (PISA) http://www.oecd.org/pisa/ 18. Министерство образования. Выпущен первый в Китае «Отчет о мониторинге качества обязательного образования в Китае» [EB / OL]. (2017-07-24) [2018-02-08].http://edu.china.com.cn/2018-08/01/content_57939742.htm
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Мониторинг качества общего образования как актуальная организационно-педагогическая проблема Что такое качественное современное образование, как измерить качество образования? Эту проблему стремятся решить ведущие ученые многих стран мира. Новое тысячелетие ознаменовалось революцией качества, которая охватила все сферы жизни и деятельности человека. От того, насколько свободно этот человек будет ориентироваться в современной жизни, адаптироваться к различным видам деятельности и условиям, насколько легко он освоит новые профессии, усвоит огромные объемы информации, зависит не только его собственная успешность как личности, но и развитие всего государства, его конкурентоспособность и престиж на мировой арене. Обеспечение качественного образования на всех этапах и уровнях, оценка достигнутого качества, осуществление сравнительных исследований – задача современности, решение которой невозможно без внедрения мониторинговых исследований. Прежде чем рассматривать возможности мониторинга как средства исследования и инструмента измерения различных составляющих многогранного и сложного объекта – качества образования – представляется целесообразным выяснить значение основных понятий данного исследования: «качество образования», «образовательный мониторинг», «мониторинг качества образования». Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования [12]. Также и в статье 9 Закона об образовании Китайской Народной Республики предусматривается, что все дети и подростки одной и той же возрастной группы в Китайской Республике, независимо от пола, национальности, расы, семейной собственности, религиозных убеждений и т. д., имеют право на равное общее образование [8]. Исходя из понятий «образование» и «качество», можно понять, что качество образования рассматривается как социальная, экономическая, педагогическая категория. К определению «качество образования» в методологическом аспекте следует подходить как к характеристике образовательного процесса и результата, имеющей значение не только в системе образования, но и в развитии общества в целом. Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Среди исследователей данной категории нет единого подхода к определению «качество образования». Так, В.С. Лазарев, рассматривая качество образования с позиции деятельностного подхода, характеризует его как меру соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода возможностям для развития, содержащимся в культуре [15]. Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков определяют качество образования через внутренние (качество результатов, процесса и условии? их формирования) и внешние компоненты (соответствие внутренних компонентов потребностям государства, запросам учащихся, их родителеи?, определенных социальных групп) [27]. В.П. Симонов выделил при определении понятия «качество образования» три параметра: качество содержания образования; качество результатов образования (качество образованности личности); качество технологии обучения (качество методов обучения и воспитания) [22]. Опираясь на работы С. Е. Шишова и В.А. Кальнея, можно утверждать, что «качество может быть абсолютным и относительным». Об абсолютности можно говорить, когда предмет представляет собой наивысший стандарт, идеал, как отражение превосходства. Качество как относительное понятие имеет два аспекта: соответствие национальным стандартам и соответствие потребностям потребителей образовательных услуг [34]. Качественное общее образование предполагает успешное овладение учеником содержанием различных учебных предметов, а именно: чтением и письмом на родном языке, основными разделами математики, основами естествознания, основами здорового образа жизни и физическим воспитанием, общественными дисциплинами, искусством и т.д. При этом качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержанием образования, формами и методами обучения, материально-технической базой, кадровым составом, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. Мы рассматриваем качество образования как взаимосвязанную структуру из четырёх главных компонентов: качество результата, качество образовательного процесса, качество условий и качество системы управления. Так как оценка качества результата обуславливает изменение качества условий и качества процесса, или же оценка качества процесса обуславливает развитие качества условий и влияет на качество результатов. Следовательно, качество одного компонента влияет на качество других компонентов. Таким образом, идет взаимообратный процесс в целях повышения качества всей системы образования. Общее образование не должно ограничиваться только формированием знаний, умений и навыков. Школы видят свою задачу и в том, чтобы обеспечивать развитие личностных и социальных умений, таких как: способность работать в коллективе, уверенность в себе, сила воли к преодолению своих слабостей, внутренняя мотивация, трудолюбие, ответственность, эмпатия, уважение к старшим и тому подобное. Поэтому все аспекты развития школьника не ограничиваются усвоением конкретных знаний и навыков, а включают формирование общих социальных умений и качества, необходимые для развития ученика в целом. Конечную цель общего образования можно проиллюстрировать через требования, характеризующие выпускника, а именно: ученики должны демонстрировать твердую уверенность в способности принимать решения; осуществлять поиск информации; понимать, что они читают; озвучивать идеи, действовать в рамках этих идей. Это означает способность синтезировать и находить ресурсные материалы; осознавать, что есть вещи, которые нужно понять, по поводу которых нужно иметь мнение, быть в состоянии выражать свое мнение и аргументировано защищать его [9]. Организация образования должна ориентироваться на следующие результаты: выпускники должны стать активными членами сообщества, в котором живут и работают, ответственными за свое обучение, желающими работать на лучшее будущее своего государства [30]. В течение последних лет многие ученые и практики во многих странах активно исследуют вопросы, непосредственно связанные с качеством образования, технологиями повышения качества образования и управление ими. Так, в США еще в 1960-х годах эксперты, которые сосредоточились на недостаточной оценке общего академического уровня учащихся по всей стране, призвали к созданию национальной системы оценки качества образования. Многие эксперты участвовали в разработке модели оценки качества базового образования. Этот проект известен как Национальная оценка прогресса образования (National Assessment of Educational Progress – NAEP). С 1969 года NAEP проводит регулярные оценки обучающихся в различных категориях в области чтения, математики, естественных наук, письма, истории и географии, причем чтение и математика являются наиболее ценными, т.е. мониторинговые исследования. Термин «мониторинг» в последние годы стал часто употребляться в педагогике. И в научной литературе, и в методических разработках он ассоциируется с процедурой систематического сбора данных о важных аспектах систем образования на общегосударственном, региональном или локальном уровнях. Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Научные исследования проблемы мониторинга в образовании, предпосылки становления которого формировались с начала XX столетия, появились в российской педагогике в 90-х годах (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, A.Н. Майоров, С.Е. Шишов и др.). Активно исследуются вопросы, связанные непосредственно с качеством образования, на основе мониторинга в работах современных ученых (Т.М. Давыденко, Н.А. Кулемин, А.Н. Майоров, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, Т.И. Шамова и др.). Анализ научных исследований по проблемам мониторинга качества образования показывает, что мониторинг не только дает возможность отслеживать результаты деятельности системы образования, но и существенно влияет на качество ее функционирования. В процессе мониторинга должен быть собран не только большой объем высококачественной информации, но и разработан научный и рациональный план ее использования в управлении. Мониторинг качества общего образования (как система) – это совокупность взаимосвязанных элементов, которая включает: цели проведения, объекты отслеживания, субъекты организации мониторинга, комплекс показателей и критериев оценки, методы сбора информации). В то же время, мониторинг качества общего образования может рассматриваться и как процесс (последовательный сбор разносторонней информации о качестве образования, его обработки, систематизация, анализ, оценка, прогнозирование дальнейшего развития, разработка мероприятий коррекции). В нашем исследовании мониторинг в образовании, или образовательный мониторинг мы рассматриваем как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет делать выводы о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития [33]. (кто автор ?) Образовательный мониторинг – комплекс различных процедур, позволяющих выявить динамику развития системы в определенный период. Объектом образовательного мониторинга является деятельность (функционирование) субъектов образовательной системы с целью обеспечения качества образования: • содержание образования (учебные планы; образовательные программы.); • результаты учебно-воспитательного процесса (уровень учебных достижений; уровень развития личности школьника; уровень здоровья); • другие аспекты деятельности образовательного учебного заведения (материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса; педагогический коллектив; качественная характеристика; уровень профессиональной компетентности; эффективность школьной системы повышения квалификации педагогов; родители и социум.). Современный образовательный мониторинг основывается на внедрении диагностических методов и технологий сбора и оценивания полученной информации, противопоставляя их декларативности и субъективности интерпретации полученных данных. Показатели качества образования – эталонные достижения обучающихся в соответствие с целями и планируемыми результатами образовательной программы, а также характеристики образовательного процесса и ресурсов, являющиеся условием достижения поставленных цели и задач. По результатам мониторинга качества образования органы управления получают информацию о состоянии образовательной системы и ее отдельных составляющих, обнаруживают проблемы, возникшие в процессе внедрения педагогических инноваций, выясняют тенденции развития образования и прогнозируют изменения, необходимые для перспективного функционирования образовательной системы. При этом мониторинг образовательной системы становится действенным инструментарием менеджмента образования, в частности в управлении качеством образования. Мониторинг качества образования в общем образовании имеет важное значение. Его задача состоит в том, чтобы; предоставлять своевременную и качественную информацию учителям и администрации образовательного учреждения для принятия оперативных управленческих решений; определять эффективность технологий и методов обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, мониторинг обеспечивает информационную стабильность, предотвращает дефицит информации во время подготовки рекомендаций и принятия управленческих решений, повышает их обоснованность. 1.2. Теоретические аспекты мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении На современном этапе развития общества мониторинг становится все более актуальным и практически приоритетным средством оценки качества общего образования. Мониторинг – не дань моде, а стиль современного научно-педагогического мышления, которое включает непрерывное и длительное наблюдение, анализ, синтез, сравнение, классификацию, умение осуществлять умственные операции, необходимые во всех случаях, которые требуют выводов, обобщений, определения принадлежности явлений или предметов к определенному классу, оценивания состояния качества образования, распространения информации о деятельности системы образования, а также прогнозирования динамики и основных тенденций ее развития. Таким образом, мониторинг в современных условиях все больше приобретает статус научного исследования, а не эмпирического сбора информации об определенных характеристиках и свойствах образовательной системы. Если допустить, что причина любого научного исследования – это осознание недостаточного количества известных фактов для описания определенного явления, то первопричина мониторинга – это недостаточность информации, как правило, в сфере управления. Исследования могут быть теоретическими и эмпирическими. Мониторинг трактуют как эмпирическое исследование, которое имеет три этапа: 1) подготовительный (определение программы и инструментария); 2) проведение мониторинга, сбор информации; 3) систематизация, обобщение и интерпретация информации. На основе изучения и анализа научной литературы мы пришли к выводу, что мониторинг – сфера научной компетенции информации, которая изучает структуру и общие особенности образовательной деятельности, а также вопросы, связанные со сбором, хранением, поиском, анализом соответствующих данных на различных уровнях системы образования. Поэтому под мониторингом мы понимаем вид систематической педагогической деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и др., на выявление проблем с помощью способов и методов, накопленных и разработанных наукой, которые максимально реализуют в себе законы обучения и развития личности и обеспечивают возможность принятия конкретных управленческих решений. Мониторинг представляет собой набор процедур, таких как: сбор различных типов информации об образовании, обработку и представление собранной информации, прогнозирование существующих и потенциальных рисков и принятие мер на основе результатов. Мониторинг – это информационно-корреляционное сопровождение системы образовательной деятельности любого образовательного учреждения. В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его основные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др. Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической. Комплексная система мониторинга качества общего образования включает: - субъекты мониторинга; - комплекс мониторинговых показателей; - инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности; - мониторинговая деятельность. Причем каждый элемент системы мониторинга взаимосвязан и дополняет друг друга. Таким образом, чтобы обеспечить бесперебойную и эффективную работу системы мониторинга, необходимо определить: цели проведения мониторинга, субъекты мониторинга, объекты мониторинга, инструменты мониторинга, индикаторы мониторинга, деятельность по осуществлению мониторинга, стандарты мониторинга, а также механизм анализа и обработки результатов мониторинга. Рассмотрим более детально эти структурные составляющие системы мониторинга качества образования. Цели мониторинга качества образования: На национальном (федеральном) уровне – содействие осуществлению в полном объеме конституционных прав детей и молодых людей на получение высокого качества среднего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В Китае основной задачей мониторинга базового образования является мониторинг качества образования, физического и психического здоровья учащихся, а также факторов, влияющих на развитие обучающихся на этапе базового образования, и точное отражение качества базового образования посредством анализа данных. На региональном уровне мониторинг качества общего среднего образования касается функций регионального управления качеством образования и составляет основу для прогнозирования развития региональной системы образования, определения эффективности внедрения целевых программ развития образования. В рамках мониторинговой оценки проводятся специальные исследования социальной среды, образовательных потребностей различных групп населения региона и тому подобное. Во второй главе мы более детально рассмотрим региональный уровень на примере города Москвы. На муниципальном уровне предоставляется развернутое представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента (лицея, гимназии, колледжа, школы для детей с особыми потребностями и т. д.). Отрабатывается прогноз о развитии системы общего среднего образования на данной территории. Результаты мониторинговых исследований на муниципальном уровне дают возможность организовать работу, направленную на повышение квалификации педагогов и управленцев по вопросам управления качеством образования; проанализировать имеющиеся тенденции в их изменениях и соответствующим образом строить образовательную политику; определять рейтинг конкретного образовательного учреждения. Цель мониторинга на уровне образовательного учреждения – основа для разработки путей совершенствования деятельности отдельных организаций, образовательного процесса и деятельности отдельных обучающихся. Именно на этом уровне отрабатываются психологические и педагогические рекомендации; направленные на коррекцию учебно-воспитательной работы. Общий целевой план мониторинга качества общего образования на уровне образовательного учреждения включает в себя следующие аспекты: - улучшение успеваемости обучающихся; - обеспечение безопасной образовательной среды; - повышение эффективности управления образованием; - общественная поддержка и доверие к школе; Принципы мониторинга качества образования: - открытость и публичность мероприятий и данных при проведении мониторинга. - преемственность и сравнимость показателей; - учет специфики деятельности образовательных организаций при формировании показателей мониторинга. - возможность документального подтверждения качества данных, предоставляемых образовательными организациями. - возможность получения данных об образовательных данных из внешних по отношению к ним источников. Объекты мониторинга в образовании: - разного уровня образовательные системы и отдельные ее элементы; - связи между подсистемами системы и внутри этих подсистем и внешние связи системы; - общие и особенные свойства развития системы в целом и ее подсистем; - результативность функционирования подсистем и системы в целом. Субъекты мониторинга: В этой системе субъектом мониторинга могут быть организации, структуры или отдельные люди. Они либо собирают информацию, либо обрабатывают информацию. Например, основными субъектами мониторинга системы общего образования в Китае является Департамент управления школой, правительство (региональное, муниципальное, провинциальное) и Национальное бюро образования. А в России, организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования и администрацией образовательных организаций. Показатели мониторинга представляют собой объективный набор критериев, которые могут дать целостное представление о состоянии системы общего образования субъекта мониторинга, а также о качественных и количественных изменениях в системе общего образования [8]. Комплекс мониторинговых показателей включает: 1) статистические данные об учреждениях образования по типам и видам; 2) итоги лицензирования, аттестации, аккредитации ОУ; 3) исполнение ОУ государственных образовательных стандартов; 4) выполнение региональных показателей в области образования и воспитания, организации образовательного процесса; 5) общие сведения об обучающихся по возрасту, полу, уровню и направленности обучения; 6) сведения о необучающихся, детях группы «риска», малообеспеченных и др.; 7) итоги государственной аттестации выпускников (в том числе ЕГЭ); 8) результаты участия детей в олимпиадах и конкурсах; 9) заказ (потребности) на качество образования от учащихся, их родителей, общества; 10) факторы, влияющие на качество образования и др. При этом отборе мониторинговых показателей должны соблюдаться требования: a) диагностичность – возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять; b) достоверность – «достаточность» для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, фактов, не допускающая спорных или противоречивых оценок разными экспертами; c) валидность – адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить субъект мониторинга; d) комплексность – возможность через совокупность признаков - показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого объекта инновационного процесса; e) нейтральность – устойчивость от воздействий на исследуемые процессы. На самом деле, даже самые надежные методы диагностики не в полной мере гарантируют всестороннюю оценку результатов образования. Инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности: Инструменты для сбора и анализа необходимой информации также важны для эффективного мониторинга. Инструменты для мониторинга деятельности используются для точного сбора информации и мониторинга деятельности образовательной организации, для того чтобы помочь субъекту более эффективно контролировать систему образования. А хорошие инструменты могут собирать необходимую информацию быстрее, точнее и эффективнее. В то же время они также могут помочь органу мониторинга фильтровать информацию. Инструментарием мониторинговой деятельности выступает совокупность различных методов: 1) интервью; 2) наблюдение и личное участие; 3) опросы, обсуждения; 4) анкетирование; 5) изучение документов; 6) текущая статистика; 7) собственная статистика; 8) тестирование знаний, умений и навыков; 9) психометрическое тестирование и др. Этапы проведения мониторинга в организациях образования: 1. Определение ключевых направлений деятельности образовательных организаций. 2. Выработка показателей их оценки. 3. Сбор и верификация первичных данных статистики. 4. Анализ данных и подготовка предложений. a) расчет показателей эффективности деятельности образовательных организаций и их филиалов; b) определение пороговых значений на основе медианных значений показателей в рамках рефератных групп. 5. Публикация результатов мониторинга. Использование результатов мониторинга для принятия решений учредителями и при планировании контрольно-надзорных мероприятий в области образования. В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг результатов обучения учащихся в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов. Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы организаций общего образования. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знании? своих учеников. Система оценки качества школьного образования в России является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg