Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАБОТА БИБЛИОТЕК ПО ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

lina_lad 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2018
Таким образом, в курсовой работе выявлены основные направления работы библиотек по историко-патриотическому воспитанию молодежи. Патриотизм – это система ценностей, которыми располагает человек и общество. Патриотизм - это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересами. Возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы историко-патриотического воспитания на объективные и субъективные; внешние и внутренние; управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро, мезо- и микроуровням. Благодаря влиянию этих факторов, у молодежи формируется система ценностных отношений к обществу, государству, власти, к Родине, к образованию, культуре, природе, семье, труду и нации в целом. В настоящее время историко-патриотическое воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи с гумани¬стическим, культурологическим, гражданским и интернациональным воспитанием.
Введение

Актуальность исследования. На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на сложившиеся идеалы, которые заняли место государственной идеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое моно¬польное положение, в стране возникло, а затем было зако¬нодательно закреплено мировоззренческое разнообразие. Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала от¬крытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту гражданской активности. Одновременно она же поставила многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содей¬ствовать личностному становлению человека и эффективно¬му развитию страны в новых социальных условиях, сплачи¬вающих граждан и общество в решении общенациональных задач. Для миллионов людей актуальным стал поиск новой ми-ровоззренческой, культурной, гражданской идентичности, обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жиз¬ни общества. Многие утратили жизненные ориентиры, не на¬шли себя в череде непрерывных социально-экономических преобразований, оказались потерянными для общества и го¬сударства потому, что само общество и государство вступили в процессы длительного реформирования. Ставящиеся при этом цели и достигаемые результаты реформ оказываются не всегда значимыми или понятными для граждан. Соответст¬венно широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Многие молодые люди проявляют нежелание прини¬мать участие в жизни общества и госу¬дарства. Большая часть молодежи во-влекается в различные суррогатные формы групповой активности на осно-ве маргинальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов де¬структивной асоциальной и антигу¬манной направленности и т.п. Некото-рые молодые люди, получившие хоро¬шее образование, выезжают за рубеж, где находят лучшие условия для само¬реализации, другие пополняют кри¬минальные структуры и экстремист¬ские организации. В аспекте гражданского становления личности это выражается в пренебре¬жительном отношении к стране, наро¬ду, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям. Сохраня¬ется отрыв существенной части моло¬дежи и общества в целом от базовых духовно-нравственных ценностей и традиций русской культуры, культуры других народов России, который сло¬жился в предшествующий историче¬ский период. В этом многие ученые ус¬матривают главную причину современ-ных трудностей в формировании граж¬данственности и патриотического со¬знания молодежи. Сложные социально-экономические процессы, связанные с реформированием российского общества, повлияли на падение нравственности, национального достоинства, патриотизма. В условиях неблагоприятного воздействия макросреды резко возросли интересы сугубо личностного, прагматического плана в молодёжной среде. У значительной части молодёжи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей. Всё вышеперечисленное создаёт угрозу духовной, нравственной деформации сознания будущих поколений, утери их как истинных граждан общества. С другой стороны, в обществе наблюдается последовательная тенденция роста числа социальных инициатив, направленных на преодоление указанных кризисных явлений. Возникают и получают развитие общественные объединения, ориентированные своей деятельности на патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи. Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность. Активизируется благотворительная деятельность частных лиц, предпринимателей во взаимодействии с общественными, молодежными, религиозными организациями для преодоления унижающей людей бедности, улучшения социального самочувствия населения, патриотического воспитания и воспитания гражданственности, духовно-нравственной культуры молодежи. Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности. Как правило, он служит сплочению различ¬ных социальных, национальных, рели¬гиозных и других групп соотечественни¬ков. В то же время при наличии в обществе глубоких противоречий раз¬личное понимание патриотизма, разное отношение к сложившейся социальной или политической среде способно рас¬колоть общество, когда его отдельные части, преследуя свои интересы, вступа¬ют в конфликт между собой. В современных условиях все острее встает вопрос повышения эффективности историко-патриотического воспитания, поиска средств и технологий, соразмерных этому процессу. Задача историко-патриотического воспитания в наши дни — сформировать просвещенного и убежденного патриота-гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастного к жизни народа. Все это требует по-новому ставить задачу историко-патриотического воспитания, поиска новых социально-культурных технологий историко-патриотического воспитания и развития его социально-культурных технологий. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности историко-патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы историко-патриотического воспитания потребовало новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Идея историко-патриотического воспитания приобрела государственное значение. В решении этой проблемы принимают активное участие и библиотеки, в которых происходит процесс реализации основных задач историко-патриотического воспитания. В связи с вышесказанным проблема изучения работы библиотек по историко-патриотическому воспитанию молодежи на современном этапе представляется актуальной и практически значимой. Степень научной разработанности проблемы. Проблема историко-патриотического воспитания волновала ученых и философов с глубокой древности. Ученые на протяжении многих лет разрабатывали концепции и труды по этому вопросу. Точкой отсчета исследований по вопросу развития историко-патриотического воспитания считается труд Аристотеля «Политика», в котором представлена и разработана концепция патриотизма, гражданственности, определены параметры этого феномена: конституционная любовь к стране, уважение к нормам и ценностям общества, традициям, закону. Платон в своей работе «Государство» изложил мысли о происхождении феномена человека-патриота, соблюдении им норм и укладов общества, предписанных законом. Проблемы патриотизма и гражданственности изучали Т. Гоббс «Левиафан», Н. Макиавелли «Государь», Дж. Локк «Два трактата о правлении» и другие. В России изучением данного феномена занимались многие историки, культурологи, философы, писатели: Н.И. Новиков, Н.А. Добролюбов, К.Д Ушинский, Н.М. Карамзин, В.Н. Сорока-Росинский, Н.О. Лосский. В советское время различные аспекты историко-патриотического воспитания нашли отражение в работах А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Т.А.Ильиной, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и др. Проблемами историко-патриотического воспитания занимались К. Туровский, В. Тяпинский, С. Полоцкий, Ф. Скорина, Ф. Богушевич, К. Калиновский, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, В. Ластовский и др. В наши дни проблема историко-патриотического воспитания, а также воспитания уважения к своей стране и обществу особенно остро встала перед учеными, историками, аналитиками, политиками, а также работниками социокультурной сферы. Поэтому данная проблема представлена множеством различных теорий и подходов, методик и суждений, выступлений и публикаций, авторами которых являются следующие отечественные исследователи: Б.Т. Лихачев выделяет гражданское и патриотическое воспитание как систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Е.В. Бондаревская считает гражданственность и патриотизм одними из основных компонентов воспитания. В.И. Смирнов определяет воспитание патриотических чувств и качеств, гражданского поведения одной из основных задач, на решении которой должны быть сконцентрированы усилия всех социальных институтов воспитания. А.С. Гаязов, подчеркивая значение патриотического воспитания в современных условиях, отмечает, что «на планете сегодня насчитывается огромное количество больших и малых государств, и независимо от их размеров и «возраста» везде актуальна проблема патриотизма и формирования гражданина». Также проблемами воспитания патриотизма современной российской молодежи занимаются: Ю. Андреенко [1], Балыхин [2], И.В. Барбатин [3], О. Батекана [4], А.К. Быков [5], А.А. Глебов [6], З.П. Гурьян [9], Г.А. Заболотин [10], Л. Звонарёва [11], Л.Х. Калинина [12], М.К. Козлов [15], .А. Королёва [16], Л. Кузнецова [18], Н.Г. Куликовских [19], В.И. Лутовинов [21, 22, 23], И.И. Мельниченко, И.В. Барбашин, Б.С. Лапустин, И.В. Метлик. Инновации в воспитании патриотизма молодежи исследует В.Ю. Микрюков [24]. Вопросы историко-патриотического воспитания в библиотеках рассмотрены в трудах З.П. Гурьян [9], М. Клочковой [13], О. Козаевой [14], Е. Липина [20] и другие. Цель исследования: выявить основные направления работы библиотек по историко-патриотическому воспитанию молодежи. Задачи исследования: 1. Уточнить сущность понятия «историко-патриотическое воспитание». 2. Систематизировать задачи историко-патриотического воспитания молодежи. 3. Изучить опыт реализации историко-патриотического воспитания молодежи в библиотеках России. 4. Проанализировать работу библиотек города Смоленска и Смоленской области с поисковыми отрядами. Объект исследования: историко-патриотическое воспитание молодёжи на современном этапе. Предмет исследования: работа библиотек по историко-патриотическому воспитанию молодежи. Методы исследования: библиографический, описательный, цитирование, сравнительный. Гипотеза исследования заключается в том, что основные направления работы библиотек по историко-патриотическому воспитанию молодежи связаны с: - использованием разнообразных форм, методов, средств работы библиотек с подрастающим поколением при совершенствовании современных технологий воспитания патриотизма и формирования гражданской позиции; - повышением интереса подрастающего поколения к культурно-историческому наследию своей страны, предметного воспитания патриотических чувств и любви к Родине, гражданственности; - систематическим изучением и анализом современного опыта работы библиотек субъектов РФ и конкретного региона, района по историко-патриотическому воспитанию; - внедрением целевых проектов в деятельность библиотек по совершенствованию работы в области историко-патриотического воспитания. Практическая значимость работы. Работа может быть полезна студентам направления подготовки Библиотечно-информационная деятельность, сотрудниками современных библиотек в качестве методических рекомендаций. Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на научной студенческой конференции «Библиотечное дело в XXI веке» в виде доклада «Работа библиотек по историко-патриотическому воспитанию молодежи на современном этапе» (апрель, 2017 г.). Композиционные особенности работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, выявляется степень научной разработанности, формулируется цель и задачи исследования. В первой главе «Теоретические аспекты историко-патриотического воспитания молодежи» уточнена сущность понятия «историко-патриотическое воспитание» и систематизированы задачи историко-патриотического воспитания молодежи. Во второй главе «Особенности историко-патриотического воспитания молодежи средствами библиотечной работы» изучен опыт реализации историко-патриотического воспитания молодежи в библиотеках России и проанализирована работа библиотек города Смоленска и Смоленской области с поисковыми отрядами. В заключении формулируются и даются основные выводы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 1.1. Сущность понятия «историко-патриотическое воспитание»........ 11 1.2. Задачи историко-патриотического воспитания молодежи……... 19 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЫ 2.1. Опыт реализации историко-патриотического воспитания молодежи в библиотеках России.………………………………… 28 2.2. Работа библиотек города Смоленска и Смоленской области с поисковыми отрядами ……………………………………………... 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 44
Список литературы

1. Андреенко, Ю. Быть достойным гражданином своей страны / Ю.Андреенко // Знамя. – 2006. - №102. 2. Балыхин, Г.А. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина / Г.А. Балыхин // Народное образование – 2005. - №4. – с.11-13. 3. Барбатин, И.В. Героико-патриотическое воспитание молодежи: состояние и проблемы совершенствования. / И.В. Барбатин // Молодежь и общество. – 2006. - №1. – с.102-113. 4. Батекана, О. Мы патриоты, видит Бог! / О. Батекина // Знамя – 2006. - №13. 5. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. – №2. – с.37-43. 6. Глебов, А.А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания / А.А. Глебов // Специалист. – 2003. - №4. – с.28-29 – (воспитание личности). 7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». 8. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в муниципальном образовании «Ельнинский район» Смоленской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://admin-smolensk.ru/luchshie_municipalnie_praktiki_smolenskoy_oblasti/news_14133.html. – Загл. с экрана. 9. Гурьян, З.П. Патриот. Гражданин. Читатель: патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке / З.П. Гурьян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oubomsk.ru/index/0-155. – Загл. с экрана. 10. Заболотин, Г.А. Участие детей-сирот, трудных детей и подростков в работе поисковых отрядов / Г.А. Заболотин // Молодежь и общество. – 2006. - №2. – С. 81-92. 11. Звонарева, Л. Любите малую Родину / Л.Звонарева // Клуб. – 2002. - №3. – С.10. 12. Калинина, Л.Х. Патриотическое воспитание должно быть системным / Л.Х. Калинина // Специалист. – 2005. - №4. – С.28-29. 13. Клочкова, М. Патриотическое воспитание в профессиональном формате: консультация / М. Клочкова // Библиополе.– 2010.– №7.– С. 26-28. 14. Козаева, О. «Историю делаем мы» /О.Козаева // Библиотека.– 2009.–№3.–С. 24-29. 15. Козлов, М.К. Юные летописцы гвардейской земли / М.К. Козлов // Знамя. – 2007. - №71. 16. Королева, И.А. Фамилии и родословные и их роль в патриотическом семейном воспитании // Культура и письменность славянского мира: Сб. материалов Междунар. науч. форума. 24 мая 2004г. – Смоленск: СГПУ, 2005. – т.5. – С.119-123. 17. Краеведческая работа в Рославльской библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ropravda.ru/index.php/doska-obyavlenij/106-remont-mebeli. – Загл. с экрана. 18. Кузнецова, Л. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи /Л.Кузнецова О.Прохорова // Воспитание школьников.– 2006.– №3.– С.2-7. 19. Куликовских, Н.Г. Отдавая долги… (из истории поискового движения на Смоленщине / Н.Г. Куликовских, Л.П. Аскерко. – Смоленск, 2006. – 432с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 1.1. Сущность понятия «историко-патриотическое воспитание» Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы не проис¬ходили в нашем обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения ме¬жду различными слоями, поколениями людей, всегда остается актуальной проблема созда¬ния системы воспитания подрастающего поколения. Решение этой задачи возможно лишь при условии формирования качественно новых общественных отношений, иной жизненной среды, объ¬ективно стимулирующей воспитание личности интеллектуально активной, высоконравст¬венной, разносторонне профессионально подготовленной и не сомневающейся в самоцен¬ности своей жизни. В условиях реформирования общества возникают проблема определения системы духовных ценностей, ориентиров для основных социальных слоев и групп, развития их взглядов, убеждений. Отсутствие общенациональной идеи пагубно сказывается на формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения [1, с. 34]. Сегодня патриотизм не воспринимается молодежью как основа и смысл существования и деятельности отдельной личности, социальной группы, всего общества и государствен¬ных институтов, включая законодательную, судебную и исполнительную власти. Сложность формирования патриотического сознания связана с изменением ценностных критериев в духовной сфере. Познавательно-образовательные ценности подрастающего поколения следует рассматривать в ра¬курсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, снизился за по¬следние годы. Прежде всего, это связано с ухудшением физического и психического со¬стояния подрастающего поколения. В последнее время усилилась неблагоприятная тен¬денция к увеличению числа молодых людей, прерывающих учебу и покидающих учеб¬ные заведения по материальным причинам [1, с. 35]. Между тем без соответствующего обра¬зовательного уровня невозможно глубокое понимание отечественной истории, овладе¬ние богатствами нашей великой культуры, осмысление судьбы народов России, проти¬воречий, присущих нашему обществу сегодня, осознание молодыми людьми своего долга как граждан и патриотов, возможностей его выполнения в интересах служения Ро¬дине. Итак, образование в России в условиях реформирования тесно связано с проблемой нацио¬нального образования и воспитания. Под последним логично подразумевается, главным образом, две стороны: во-первых, учет исторических корней, традиций, сложившихся ха¬рактера и психологии народа, во-вторых, ориентацию системы образования на решение актуальных сегодня и жизненно важных в будущем для сохранения и дальнейшего развития этноса и страны задач.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg