Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Проблемы государственного управления в сфере охраны окружающей среды

cool_lady 2200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
Цель работы: разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в целях повышения эффективности системы государственного управления в сфере экологии. Для достижения цели дипломной диссертации были поставлены следующие основные задачи: – проанализировать нормативно-правовые основы государственного управления в сфере экологии (подробно рассмотреть систему органов власти, участвующих в государственном управлении в данной сфере, проанализировать источники и нормы экологического права, провести анализ прав граждан в области охраны окружающей среды и их влияние на государственное управление в сфере экологии); – на основании изученного материала и личного опыта выявить существующие недостатки в системе государственного управления в сфере экологии (определить пробелы и коллизии в действующем на территории Российской Федерации экологическом законодательстве и предложить способы их устранения, раскрыть основные проблемы реализации экономического механизма в области охраны окружающей среды); – разработать и обосновать идеи реформирования системы государственного управления в сфере экологии путем ужесточения ответственности за экологические правонарушения и внесения изменений в действующее на территории Российской Федерации законодательство. Материалы дипломной диссертации содержат введение, три раздела, заключение с выводами, список использованных источников.
Введение

Совершенствование административно-правовых основ организации государственного управления в сфере экологии является важнейшей задачей, стоящей перед системой государственного управления в Российской Федерации. Несмотря на значительные усилия в этой области, как в теоретическом, так и в практическом плане обеспечить эффективное функционирование системы государственного управления в сфере экологии на сегодняшний день полностью не удаётся. Очевидно, что значимых успехов в деле защиты окружающей среды можно добиться путём принятия взвешенных управленческих решений в системе государственного управления и совершенствования действующего законодательства. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы дипломной диссертации. Объект исследования - государственное управление в сфере регулирования экологических правоотношений. Предмет исследования – административно-правовые основы государственного управления в сфере экологии и их практическая реализация в интересах решения задачи обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3 ГЛАВА I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ……………………………….......... 5 1.1. Система органов власти, участвующих в государственном управлении в сфере экологии…………………………………………………..……….………. 5 1.2. Источники и нормы экологического права, лежащие в основе государственного управления в сфере экологии……...……………..……….. 17 1.3. Права граждан в области охраны окружающей среды и их влияние на государственное управление в сфере экологии…...…………….……………. 23 ГЛАВА II. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ…………………………………………….…….……... 28 2.1. Недостатки экологического законодательства в Российской Федерации…………………………………….………………………………… 28 2.2. Проблемы реализации экономического механизма в области охраны окружающей среды в Российской Федерации………………..……..…...........41 ГЛАВА III. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ В ЧАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕСТВЕННОСТИ…………………………….………………………….. 59 3.1. Повышение эффективности применения дисциплинарной ответственности……………...………………………………………..……….. 59 3.2. Ужесточение административной ответственности и предложения о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях………………………………………….…………….………61 3.3. Ужесточение уголовной ответственности и предложения о внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации………………………………….……………………………............ 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ………………………………………...……... 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……… 84
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 1994 – № 1. Ст. 1. 2. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 декабря 2019 г. N 488-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381. 3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ. (в ред. ФЗ от 18 марта 2020 г. N 66-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147. 4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 1 апреля 2020 г. N 89-ФЗ)// "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256. 5. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ. ( в ред. ФЗ от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ) // «Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17. 6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. ( в ред. ФЗ от 7 апреля 2020 г. N 112-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954. 7. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ. (в ред. ФЗ от 27 декабря 2019 г. N 472-ФЗ)// "Российская газета" от 30 декабря 2004 г. N 290. 8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»м (в ред. ФЗ от 27 декабря 2019 г. N 453-ФЗ)// "Российская газета" от 12 января 2002 г. N 6. 9. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. ФЗ от 7 апреля 2020 г. N 117-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 26 ст. 3009. 10. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. ФЗ от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2222. 11. Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. ФЗ от 27 декабря 2019 г. N 453-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4556. 12. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. ФЗ от 26 июля 2019 г. N 253-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024. 13. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 6 февраля 2020 г. N 15-ФЗ)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366. 14. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 27 декабря 2019 г. N 521-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 382. 15. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. ФЗ от 3 апреля 2020 г. N 105-ФЗ)// "Российская газета" от 29 июля 2006 г. N 165. 16. Федеральный закон от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» (в ред. ФЗ от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ)// "Российская газета" от 21 сентября 1993 г. N 182. 17. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. ФЗ от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 14 ст. 1650. 18. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. ФЗ от 18 февраля 2020 г. N 26-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995 г., N 17, ст.1462. 19. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (в ред. ФЗ от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 141. 20. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2011 №590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 7 марта 2020 г. N 175)// Собрание законодательства Российской Федерации от 9 мая 2011 г. N 19 ст. 2721. 21. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 №404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 13 марта 2019 г. N 265)// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 22 ст. 2581. 22. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 №372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (в ред. постановления Правительства РФ от 6 сентября 2018 г. N 1062)// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3262. 23. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» (в ред. постановления Правительства РФ от 27 июля 2019 г. N 967)// Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3347. 24. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» (в ред. постановления Правительства РФ от 7 июля 2016 г. N 638)// Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2564. 25. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» (в ред. постановления Правительства РФ от 7 июля 2016 г. N 638)// "Российская газета" от 23 июня 2004 г. N 131). 26. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (в ред. постановления Правительства РФ от 12 февраля 2020 г. N 131)// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 40 ст. 5068. 27. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух» (в ред. постановления Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351)// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4807. 28. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. постановления Правительства РФ 27 декабря 2019 г. N 1904)// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2017 г. N 11 ст. 1572. 29. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (в ред. постановления Правительства РФ 24 января 2020 г. N 39)// Собрание законодательства Российской Федерации от 19 сентября 2016 г. N 38 ст. 5560. 30. Постановление Конституционного суда РФ от 05.03.2013 № 5П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»// "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 марта 2013 г. 31. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию// сборник "Действующее международное право", т. 3. Диссертационные исследования: 32. Пирогова Е.Е. Правовые и организационные основы деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды: диссертация кандидата юридических наук, 2016, 257 стр. 33. Савин, А. В. Проблемы совершенствования государственного экологического контроля в Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук, 2015, 206 стр. 34. Власов В.А. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики: диссертация кандидата юридических наук, 2007, 223 стр. 35. Лагунова А.И. Государственное управление охраной окружающей природной среды субъекта Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук, 2001, 231 стр. 36. Деревянко Л.А. Административные правонарушения в сфере экологии: диссертация кандидата юридических наук, 2003, 245 стр. 37. Михайлова Е.С. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха: диссертация кандидата юридических наук, 2003, 169 стр. Специализированная литература: 38. Административное право Российской Федерации – курс лекций / А.В. Мелехин. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014, 617 стр. 39. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2010. 40. Балашенко С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С.А. Балашенко. Мн.: БГУ, 2009. – 341 41. Боголюбов С.А. Современные проблемы экологического-кодекса / С.А. Боголюбов // Экологическое право; 2005. - № 6 42. Бринчук М.М. Экологический контроль: понятие, виды, место в правовом механизме, проблемы / М.М. Бринчук, И.Ю. Бортник // Пробелы в российском законодательстве. 2010. - № 1. - С. 126-129 43. Васильев М.И. Охрана окружающей среды как функция органов местного самоуправления / Законодательство и экономика. 2011. № 5 / Текст взят из системы КонсультантПлюс. 44. Васильева М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды / М.И. Васильева // Экологическое право. 2012. - № 2. - С. 8-18 45. Вершило Н.Д. Правовая охрана окружающей среды и устойчивое развитие / Н.Д.Вершило; под ред. М.М. Бринчука. Саратов: ГОУ ВПО «СГАП», 2008. - 124 стр. 46. Винокуров А.Ю. Природоохранная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации: Монография. М.: Издательство МосГУ, 2013. 47. Выпханова Г.В. Экологическая информация: проблемы теории и законодательства / под ред. М. М. Бринчука. М.: Городец, 2012. – 239 стр. 48. Голиченков А.К. Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций: Учебное пособие для вузов. Вып. 6 / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Форгрейфер, 2014 г. - 524 стр. 49. Голиченков А.К. Экологический кодекс Российской Федерации: основные элементы концепции проекта // Экологическое право России: Сб. материалов науч.-практ. конференций / Сост. А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. А.К. Голиченкова. Вып. 3. М., 2011, стр. 222 - 232. 50. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник / О.Л. Дубовик. М.": ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 584 стр. 51. Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник / О.Л. Дубовик, Л: Кремер; Г. Любе-Вольфф / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2015. - 768 стр. 52. Игнатов В.Г. Экологическое право: Учебник / В.Г. Игнатов, A.B. Кокин, В.Н. Кокин. Ростов н/Д: МарТ, 2011. - 463 стр. 53. Игнатьева И.А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения / И.А. Игнатьева // Экологическое право. 2010. - № 1. - 16-19 стр. 54. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) (отв. ред. О.Л. Дубовик) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010). 55. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) (Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И.) («Юстицинформ», 2009). 56. Концепция проекта Экологического кодекса Российской Федерации. Источник – сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=20540 57. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (постатейный) (под ред. А.П. Анисимова) («Деловой двор», 2014). 58. Новикова Е.В. // Экологическое право России: Сб. материалов науч.-практ. конференций. 1999 - 2000 гг. / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. Вып. 2. М., 2011, стр. 270 - 273. 59. Отчет о деятельности Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии за 2018 год. Источник: http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/052049.html. 60. Пахарева Г.В. Правовые проблемы экологического контроля градостроительной деятельности / Г.В. Пахарева // Право и Государство: теория и практика. 2013. - № 9 (45). - С. 62-66. 61. Пермяков P.C., Бодров С.С. Основы государственного управления природопользованием: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Урсула. -М.: Изд-во РАГС, 2010. 62. Применение ответственности за экологические правонарушения: учебно-методическое пособие для практических работников / Под ред. О. Л Дубовик. М., 2014. - 541 стр. 63. Честин И.Е.. Структура и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей среды: итоги 2008-2012 гг. (Аналитическая записка) – М., 2008.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ 1.1. Система органов власти, участвующих в государственном управлении в сфере экологии Основам государственного управления в сфере экологии посвящена вторая глава Федерального закона «Об охране окружающей среды». Законодатель выделяет полномочия для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления . Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации. Охрана окружающей среды и законодательство об охране окружающей среды в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации . В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ) . Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации. В соответствии со ст. 8, 9 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено: государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами . В специализированной литературе и в текстах нормативно-правовых актов встречаются различные термины, в том числе «управление охраной окружающей среды», «управление взаимодействием общества и природы», «управление природоохранительной деятельностью», «управление в области использования природных ресурсов и окружающей среды», «экологический менеджмент». Все они означают совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства. Встречается также термин «экологическое управление». Выделяется несколько видов экологического управления : – государственное; – ведомственное; – производственное; – производственное. Каждый из перечисленных видов экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами, специальными ведомствами, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями юридических лиц и граждан. Управление выражается через законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды, в разработке мероприятий по охране окружающей среды (программ), контроле за исполнением норм в области охраны окружающей среды, нормативных актов всех уровней. Личный опыт автора дипломной диссертации позволяет говорить о том, что только государственное управление из всех возможных является реальным инструментом, осуществляющим реализацию правоустанавливающих, правореализующих и контролирующих функций в области охраны окружающей среды на территории РФ. Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих функциях: 1) установление правовых норм, регламентирующих вопросы в области охраны окружающей среды, природоохранного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений; 2) принятие основ государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности; 3) осуществление контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля); 4) установление нормативов, государственных стандартов в области охраны окружающей среды; 5) государственный учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды; 6) экологическая оценка состояния окружающей среды . Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды в РФ, помимо Президента РФ, являются: Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. При аппарате Президента РФ существует Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года №590. Межведомственная комиссия является постоянным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на него задач в сфере обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства. Среди основных задач и функций Комиссии следует отметить следующие: а) выявление и оценка внутренних и внешних угроз экологической безопасности Российской Федерации, подготовка предложений по их нейтрализации; б) оценка существующих и прогнозирование потенциальных источников экологической опасности Российской Федерации; в) подготовка предложений и рекомендаций по решению экологических проблем, связанных с защитой здоровья населения, с обеспечением экологической безопасности промышленных объектов, транспорта, сельскохозяйственного производства и других отраслей экономики, с уничтожением химического, ядерного и других видов оружия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также с ликвидацией зон экологического бедствия или неблагополучия на территории Российской Федерации; г) рассмотрение проектов федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, оценка их эффективности, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций . К органам законодательной власти, осуществляющим политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся Государственная Дума Федерального Собрания РФ (Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды), Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию). Несомненно, главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР России) . МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора) . Министерство природных ресурсов Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в правительство России проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов президента России и Правительства России по следующим вопросам: - геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; - использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов; - использование и охрана водных объектов; - эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности; - охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания; - особо охраняемые природные территории; - охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; - охрана атмосферного воздуха; - обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных); - совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды . Для реализации своих полномочий в Министерстве природных ресурсов и экологии России созданы подведомственные службы: - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет); - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); - Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы); - Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра); - Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Росгидромет обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанному в Мадриде 4 октября 1991 года. Основные функции: - государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, - лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов, - ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, - формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, - государственный мониторинг атмосферного воздуха . Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды . Федеральное агентство водных ресурсов России (Росводресурсы) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Основные функции: - обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; - предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; - эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; - разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов; - обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предотвращению загрязнения вод; - оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности; - ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод . Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования . Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Правительства России (до августа 2010 — Минсельхоза России). Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Основные функции: - нормативно-правовое регулирование в области обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), выполнения мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных работ и иных работ по ведению лесного хозяйства, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов; - нормативно-правовое обеспечение проведения лесоустройства; - оказание государственных услуг, связанных с предоставлением информации о состоянии участков лесного фонда, организацией выбора участков лесного фонда для разрешенных видов использования лесов; - осуществление государственного мониторинга лесов; - ведение государственного учета лесного фонда, разделению лесов по целевому назначению; - рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий . Исчерпывающий перечень задач, функций и полномочий содержится в Положении о конкретном ведомстве. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления . В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения . Институт местного самоуправления пока еще недостаточно развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к большому объему вопросов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Действующее законодательство к предметам ведения местного значения относит , : - контроль за использованием земель на территории муниципального образования; - регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; - благоустройство и озеленение территории муниципального образования; - участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования. К органам надзора за соблюдением экологического законодательства на сегодняшний день помимо Прокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ относятся специализированные органы - природоохранные прокуратуры. Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему Прокуратуры РФ, не допускаются. В систему прокуратуры субъектов РФ входят также приравненные к ним специализированные прокуратуры . К специализированным прокуратурам в области обеспечения исполнения природоохранного законодательства относятся соответствующие природоохранные прокуратуры. Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор как за деятельностью соответствующих государственных органов, осуществляющих регулирование вопросов, связанных с охраной окружающей среды, так и за деятельностью хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц. Содержанием природоохранной деятельности органов полиции является : - предупреждение и пресечение экологических правонарушений и в особенности преступлений; - борьба с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства; - расследование экологических преступлений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; - охрана объектов природы или природных комплексов; - участие в ликвидации последствий природных и техногенных аварий и катастроф; - оказание помощи природоохранным органам, органам санитарно-эпидемиологического надзора и другим органам при исполнении ими возложенных на них обязанностей. Немаловажную роль в государственном регулировании играют систематизированные сведения уполномоченных государственных органов о природных ресурсах и объектах, их количественном и качественном выражении и др., а именно данные государственных кадастров. Выделяются следующие виды кадастров: водный, земельный, лесной, рекреационный, почвенный, фискальный, экологический, многоцелевой, кадастр объектов животного мира, кадастр отходов, месторождений и проявлений полезных ископаемых и прочие. Можно дать обобщенное определение всем вышеперечисленным видам государственных кадастров - это систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов и явлений, в ряде случаев с их экономической или социально-экологической характеристикой и оценкой изменений под влиянием преобразующей деятельности человека, может включать рекомендации по рациональному использованию ресурсов, мерам их охраны. Кадастры являются одной из форм учета социально-экономической оценки природных ресурсов наряду с регистрами и реестрами. Под кадастром понимают также совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической цене. Правовой основой ведения каждого из указанных кадастров являются соответствующие кодексы и законы РФ. Кадастр выступает как источник информации официальных государственных сведений, не подлежащих подтверждению иными органами. Сведения государственных кадастров необходимы для всего спектра отношений, связанных как с охраной окружающей среды, так и с пользованием природными объектами и ресурсами, в том числе для государственного управления разного уровня власти, осуществления государственного контроля как в области охраны окружающей среды, так и отдельных природных ресурсов. Еще одной из основных государственных функций в области охраны окружающей среды, осуществляемой вышеуказанными органами власти по единой государственной системе в РФ, является экологический мониторинг. Государственный учет, ведение кадастровых сведений и осуществление мониторинга тесно связаны между собой. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды . Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Видами государственного мониторинга являются: фоновый, социально-гигиенический, мониторинг водных объектов, экологический мониторинг состояния внутренних морских вод и территориального моря, мониторинг состояния исключительной экономической зоны, мониторинг атмосферного воздуха, мониторинг состояния недр, мониторинг экологической системы озера Байкал, мониторинг земель, мониторинг мелиорированных земель, мониторинг лесов, мониторинг объектов животного мира, мониторинг радиационно-опасных объектов и территорий и ряд других. В зависимости от масштабов системы мониторинг делится на глобальный, региональный, локальный. Одними из главных задач, которые решает единая государственная система экологического мониторинга, являются разработка прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Результаты мониторинга хранятся в специальных банках данных. Подводя итог можно сказать, что в современных источниках и в науке экологического права выделяются различные подходы к систематизации органов управления в области охраны окружающей среды. Независимо от классификаций, система органов власти, участвующих в государственном управлении в сфере экологии, направлена на реализацию одного из основных принципов охраны окружающей среды, установленных ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» - обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц . 1.2. Источники и нормы экологического права, лежащие в основе государственного управления в сфере экологии Экологические отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. В настоящее время экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации в последние годы наступил новый этап в развитии экологического права - процесс «экологизации» отдельных отраслей права.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 73 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 84 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg