Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь рискованного и агрессивного поведения подростков

cool_lady 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
Актуальность исследования состоит в том, что стоит решить ряд научных задач, т.е. описать и объяснить психологические закономерности, механизмы, феномены, которые указывают на наличие взаимосвязи между рискованным и агрессивным поведением личности в подростковом возрасте, с целью минимизации негативных последствий для подростков. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что использование его результатов может способствовать улучшению микроклимата среди подростков в учреждениях образования, поможет педагогам понять причину агрессивного поведения и предотвратить рискованное поведение у подростков. Научная новизна: эмпирически выявлены содержательные взаимосвязи между рискованным и агрессивным поведением подростков. Объект исследования – психическая регуляция поведения подростков. Предмет исследования – взаимосвязь рискованного и агрессивного поведения личности в подростковом возрасте. Цель исследования: выявить характер взаимосвязи рискованного поведения с проявлением агрессии у подростков. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы исследования рискованного поведения подростков. 2. Рассмотреть агрессию, как один из факторов обусловливающих рискованное поведение подростков. 3. Теоретически установить взаимосвязь между рискованным и агрессивным поведением у подростков. 4. Эмпирически установить наличие и характер взаимосвязи между рискованным и агрессивным поведением у современных подростков. 5. Эмпирически установить различие в агрессии у подростков в зависимости от состава семьи (полная/неполная). 6. Эмпирически установить различия во взаимосвязи рискованного поведения у подростков мужского и женского пола. 7. Эмпирически установить различия между склонностью к рискованному поведению у подростков в зависимости от класса: непрофильный, кадетский и подростки находящиеся на стационарном лечении. Общей гипотезой исследования является предположение о том, что существую взаимосвязи между рискованным и агрессивным поведением у подростков. Частные гипотезы: 1. Существуют различия в агрессии у подростков в зависимости от состава семьи: полная и неполная; 2. Существуют различия во взаимосвязи рискованного поведения у подростков мужского и женского пола; 3. Существуют различия между склонностью к рискованному поведению в зависимости от класса: непрофильный, кадетский и подростки находящиеся на стационарном лечении. Методики исследования: 1) «Методика диагностики состояния агрессии» (А. Басс и А. Дарки) [10, с. 16]. 2) Методика «Рискованное поведение подростков» (П.Р. Галузо, К.В. Карпинского, А.М. Колышко) [40]. 3) методы математико-статистической обработки эмпирических данных. Описание текста дипломной работы: дипломная работа состоит из двух разделов, введения, заключения и изложена на 58 страницах. Список использованных источников включает в себя 40 позиций. Дипломная работа содержит 9 таблиц и приложения на 6 страницах. Выборка исследования: Выборку исследования составили 120 респондентов из них 35 подростков УО «Средняя школа №38 г. Гродно» непрофильные классы, 35 находились на стационарном лечении в УЗ «Детская областная клиническая больница г. Гродно» кардиологическое отделение, 50 подростков УО «Средняя школа №38 г. Гродно» кадетские классы.
Введение

В настоящее время важность изучения проблемы риска обусловлена возрастающей динамичностью изменений социального устоя, где особое значение приобретает стремление человека активно постигать новизну и сложность меняющегося мира, а также проявлять новые оригинальные стратегии поведения. Результаты таких изменений проникают во все сферы психики и жизнедеятельности индивида, влияя на его психическое состояние, на поведение, на адаптацию, порождая интерес к исследованию особенностей индивидуальности человека, в частности, склонности к риску, которая может быть одним из факторов, что расширяет возможности человека в меняющемся мире. Многократное обращение исследователей к проблеме рискованного поведения свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии единого, согласованного подхода к ее решению, а с другой стороны, – о наличии недостаточно изученных аспектов искомого феномена. Подобная ситуация обусловлена, прежде всего, динамикой социальных проблем, а также непрерывными преобразованиями, происходящими на уровне индивидуальных приоритетов, ценностей личности и современного общества.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи рискованного и агрессивного поведения подростков в современной психологии…………………………..….....................................................................6 1.1 Формы(виды) и типы рискованного поведения подростков как объект психологического исследования……........................................................6 1.2 Агрессия и агрессивное поведение как факторы рискованного поведения подростков..............................................................................19 1.3 Теоретические основы исследования взаимосвязей рискованного и агрессивного поведения личности в подростковом возрасте................32 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РИСКОВАННОГО И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ.........37 2.1 Программа эмпирического исследования взаимосвязи рискованного и агрессивного поведения подростков.......................................................................37 2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования взаимосвязи рискованного и агрессивного поведения подростков.....................41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................49 БИБЛИОГРАФИЯ………………………………….................................................54 ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................59
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2-х томах. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 1. – 426 с. 2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – М.: Прайм- Еврознак, 2002. – 510 с. 3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Э. Берн. – СПб. : Лениздат, 1992. – 400 с. 4. Бунас, А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности / А.А. Бунас // Психология: проблемы практического применения: материалы II Междунар. науч. конф. г. Чита, июнь 2013 г. – Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 10–16. 5. Галузо, П.Р. Стиль жизнедеятельности как психобиографическое образование личности / П.Р. Галузо // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2010 . – № 3. – С.137–141. 6. Гроф, С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания / С. Гроф. – М. : АСТ, 2001. – 114 с. 7. Гульдан, В В. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам / В.В. Гульдан, А.М. Корсун // Вопросы наркологии. – 1990. – Т. 2. – С. 40–44. 8. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка : современная версия / В.И. Даль. – М. : Эксмо, 2001. – 736 с. 9. Дик, П.В. Психологические концепции риска и рискованного поведения / П. В. Дик // Актуальные проблемы психологии. – 2008. – С. 63–68. 10. Еникополов, С.Н. Опросник Басса-Дарки / С.Н. Еникополов // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 35 с. 11. Зарецкий, В.К. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? / В. К. Зарецкий [и др.]. – М.: Форум, 2011. – 208 с. 12. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с. 13. Колесов, Д. В. Отношение к жизни и психология риска : уч. пос. / Д. В. Колесов, В. А. Пономаренко. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2008. – 390 с. 14. Колпаков, В.М. Теория и практика принятия управленческих решений уч. пос. / В.М. Колпаков. – К.: МАУП, 2004. – 206 с. 15. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция : учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. – Минск: Аверсэв, 2004. – 365 с. 16. Корнилова, Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решений / Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 99–109. 17. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм-Еврознак, 2003.- 666 с. 18. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т.В. Ничишина. — Минск: Национальный институт образования, 2018. – 248 с. 19. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. 1994. – № 3. – С. 61–68. 20. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с. 21. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под общ. ред. и состав. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2000. – 537 с. 22. Психология личности в трудах отечественных психологов / под общ. ред. и состав. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 465 с. 23. Пузыревич, Н.Л. Самопознание подростков в контексте предпочитаемого типа рискованного поведения / Н. Л. Пузыревич [Электронный вариант]. – Режим доступа : https://elib.bspu.by/bitstream/doc/18566/1/0%9D.%D0%9B.pdf. – Дата доступа : 10.03.2019. 24. Пузыревич, Н.Л. Рискованное поведение как ведущая ценность современных подростков / Н.Л. Пузыревич // Актуальные проблемы психологии личности : сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. – Новосибирск : СибАК, 2010. – С. 48–57. 25. Пузыревич, Н.Л. Рискованное поведение как способ адаптации подростков к миру / Н. Л. Пузыревич [Электронный вариант]. – Режим доступа : https://elib.bspu.by/bitstream/doc/D1%80%D0%1%87%20%D0.%D0%9B.pdf. – Дата доступа : 10.03.2019. 26. Ракицкая, А.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и ситуативной агрессии у педагогов / А. В. Ракицкая // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: материалы X Междунар. студ. науч. конф., Минск, 17 – 18 апреля 2013 г. / редкол.: С. А. Полетаев [и др.]. – Минск: Бестпринт, 2013. – С. 150–151. 27. Сенько, Т.В. Истоки агрессивного поведения детей / Т.В. Сенько. – Минск: издательство «Минск», 2002. – 187 с. 28. Современное состояние и перспективы развития психологии общения : материалы Междунар. науч.практ. конф. (Гродно, 8 –9 окт. 2010 г.) / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Л.М. Даукша (отв.ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2010. – 385 с. 29. Солнцева, Г. Н. Психологические механизмы и модели «рискового поведения» / Г. Н. Солнцева, Г. Л. Смолян // Труды ИСА РАН. – 2007. – Т. 31. – С. 231–244. 30. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : АСТ, 1998. – 664 с. 31. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 351 с. 32. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб. : Речь, 2001. – 217 с. 33. Чигирь, А. А. Нравственное воспитание подростков в современной школе и профилактика рискованного поведения / А. А. Чигирь // Студенческая наука как фактор личностного и профессионального развития будущего специалиста. – Минск : БГУ, 2006. – С. 53–55. 34. Шаболтас, А. В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований / А. В. Шаболтас // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2014. – № 3. – С. 5–14. 35. Шарок, В. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению: автореф. дис.… канд. психол. наук: 19.00.01 / В .В. Шарок. – СПб. : Питер, 2010. – 27 с. 36. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Под общ. ред. А. В. Толстых. – М. : 1996. – С. 36–40. 37. Lyng, S. Edgework / S. Lyng. – New York : Taylor&Francis, 2004. – 304 р. 38. Zuckerman, M. Item revisions in the Sensation Seeking Scale Form V (SSS-V) / М. Zuckerman // Personality and Individual Differences. – 1996. – Vol. 20. – 515 р. 39. Лакреева, А. В., Варуха, Л. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 141–146. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56427.htm Дата доступа: 14.04.19 40. Отчет о научно-исследовательской работе «Смысложизненные ориентации и рискованное поведение подростков в современной Беларуси и России» договор с БРФФИ Г16Р-048 от 29.04.2016 г.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РИСКОВАННОГО И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1 Формы, виды и типы рискованного поведения подростков как объект психологического исследования В настоящее время важность изучения проблемы риска обусловлена возрастающей динамичностью изменений социального устоя, где особое значение приобретает стремление человека активно постигать новизну и сложность меняющегося мира, а также проявлять новые оригинальные стратегии поведения. Результаты таких изменений проникают во все сферы психики и жизнедеятельности индивида, влияя на его психическое состояние, на поведение, на адаптацию, порождая интерес к исследованию особенностей индивидуальности человека, в частности, склонности к риску, которая может быть одним из факторов, что расширяет возможности человека в меняющемся мире [9]. В последние десятилетия проблематика риска и рискованного поведения все больше привлекает внимание специалистов из различных областей и становится предметом научных исследований. Существует большое количество трактовок понятия и сущности риска, рискованной ситуации, рискованно поведения субъекта, остановимся на некоторых из них. В толковом словаре В. Даля дается следующее определение риска: «Рискованье (риск) – отвага, смелость, решимость, действие на авось, наудачу. Рисковое дело – неверное, сомнительное, опасное. Рисковать – пускаться на удачу, делать что-либо без верного расчета, подвергаться случайности, известной опасности» [8, с. 564]. Под термином «риск» следует понимать высокую вероятность появления нежелательных последствий, потерь. Это состояние между двумя полярными случаями – уверенностью и неопределенностью; ситуация, позволяющая выявить не только возможные последствия каждого варианта принятия решения, но и вероятность их появления [17]. А. В. Колпаков понимает риск «как опасность, действие наудачу, что требует смелости и надежды на счастливый исход, а также математического обоснования, расчета степени риска» [14]. В данной трактовке понятие «риск» выступает как опасное условие, при котором выполняется действие, или как действие, совершаемое в условиях неопределенности с вероятностным характером. Д. В. Колесов считает, «что риск всегда связан с угрозой и опасностью. Опасность является некой враждебной силой или силой противодействия намерениям человека. Угроза – определенная реальность ущерба и конкретного содержания. Именно наличие опасности и определенность угрозы превращает любую жизненную ситуацию в ситуацию риска. Риск – это всегда противодействие опасности и противостояния угрозе»[13, с. 205]. Обобщая вышеперечисленные представления, можно заключить, что риск подстерегает человека на каждом шагу, во всех жизненных сферах: здоровье, профессиональная деятельность, личная и повседневная жизнь, бизнес, спорт, отдых, развлечения и тому подобное. Рискованное поведение – это особый стиль поведения, который с высокой степенью вероятности может привести к потере здоровья, физического или социального благополучия личности. Рискованное поведение рассматривают также как средство, субъективно повышающее уровень адаптивности субъекта к собственной среде, одновременно с сохранением индивидуализации [24, с. 49]. Элементы риска присутствуют во всех видах задач, включая экономические, военные, политические, бытовые и даже творческие. Для каждой из этих сфер можно выделить различные виды и формы рискованного поведения. Для специалистов и ученых, представляющих различные научные и прикладные дисциплины (педагогика, медицина, менеджмент, экономика, экология, политика, инженерия и так далее), проблема предотвращения рисков и рискованного поведения человека остается одной из самых актуальных. В психологии принято выделять два основных подхода к пониманию и изучению факторов риска, как и других феноменов в психологии: личностный и ситуативный. В истории развития научной психологии вначале возник и активно развивался личностный подход, то есть поиск устойчивых индивидуальных особенностей и качеств человека, которые определяют специфику переживаний, мышления и поведения. В последние годы не менее важное значение приобрел ситуативный подход, в рамках которого наряду с личностными детерминантами целенаправленно изучаются внешние ситуативные факторы, определяющие специфику психологического функционирования человека [29, с. 232]. Личностный подход к изучению риска и рискованного поведения наиболее весомо представлен в психологии личности, в рамках которой c середины прошлого века стала разрабатываться идея о рискованности как свойстве личности. Н.Л. Пузыревич полагает, «что величина приемлемого риска является индивидуальным свойством предпочтений личности, по которому можно делить людей на более или менее рискованных» [24, с. 50]. В психологии риск чаще всего рассматривается как ситуативная характеристика деятельности, выражающаяся в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. По мнению В. А. Петровского, изучавшего активность личности в связи с анализом тенденции к риску, термин «риск» выражается посредством трех взаимосвязанных значений: «1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, которая определяется сочетанием вероятности неуспеха и степенью неблагоприятных последствий; 2) риск как действие, которое может привести к той или иной потере для субъекта (проигрыш, травма, ущерб); 3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным, связанным с возможными неблагоприятными последствиями» [20, с. 118]. На основании теоретического обобщения эмпирических данных можно выделить различные виды рисков: мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный риск; оправданный и неоправданный риск в зависимости от ожидаемого выигрыша и проигрыша, а также три вида мотивов, которые побуждают личность рисковать: стремление к преодолению трудностей, стремление к неизведанному, стремление к опасности. Для объяснения механизма принятия риска на разных уровнях регуляции, от реактивного поведения до сознательного принятия риска, В. А. Петровским предложена модель «восхождения к риску», в основу которой положена идея неадаптивности. Данная модель позволяет взглянуть на психологические механизмы риска в контексте не только рационального принятия решений, задаваемых конкретными задачами в конкретных ситуациях, но и «надситуативного», отражающего активную мотивацию личности к преодолению угрозы и развитию. Поведение человека в ситуациях опасности, по мнению Петровского, «возникает на стыке взаимодействия двух противоположных тенденций или побуждений – адаптивных реакций избегания и неадаптивных реакций стремления к опасности» [20]. Т. В. Корнилова, изучавшая специфику личностной регуляции решений в условиях субъективной неопределенности и «принятия риска», также признает приоритет третьего определения в понимании риска как «ситуативной характеристики действий (деятельности) субъекта, выражающей неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха» [16, с. 99]. Таким образом, риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения. Объединяет три вышеперечисленные значения «риска» то, что в них ситуация риска однозначно является для субъекта ситуацией оценки. Риск, таким образом, по мнению Г.Н. Солнцевой, выражает «прогностическую оценку вероятности неблагоприятного исхода развивающейся (еще не закончившейся) ситуации. Риск – это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой – «оценкой себя» [29, с. 232]. В социальной психологии понятие «риск» раскрывается главным образом в аспекте принятия, то есть активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному в контексте межличностного взаимодействия. Внимание исследователей традиционно привлекает явление так называемого «сдвига» в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения конкретной деятельности или ситуации. Было обнаружено, что направления изменений индивидуальных решений имеют систематический характер, а дискуссия чаще всего повышает экстремальность принимаемых решений [33]. Используемые в литературных источниках термины «поведение риска» и «рискованное поведение» отчасти перекрываются понятием «саморазрушающего поведения», особенно в случае описания поведенческих практик, отличающихся высокой вероятностью возникновения физического ущерба для организма человека (употребление алкоголя, курение, переедание, отказ от выполнения различных гигиенических рекомендаций, таких как уход за зубами, использование контрацептивных средств и тому подобного), поведение, связанное с увеличением риска несчастных случаев (например, пренебрежение ремнями безопасности при поездке в автомобиле) [34]. При этом существует большое количество поведенческих практик, которые приобретают форму рискованных в случае чрезмерного злоупотребления ими или при возникновении в конкретной рискованной ситуации. В качестве примеров можно привести занятия спортом, которые в умеренных дозах и в безопасных условиях полезны и повсеместно рекомендуются, а в случае экстремальных форм (уличный паркур, моржевание и тому подобное) представляют угрозу для здоровья. Или незащищенное сексуальное поведение, приемлемое или даже желательное в глазах общественного мнения и специалистов в случае семейных отношений партнеров и несущее угрозу здоровью в случае внебрачных или случайных контактов [35]. Н. Л. Пузыревич указывает на то, что в условиях непрерывно происходящих изменений во всех сферах жизнедеятельности современной личности, когда человек постоянно оказывается в ситуации неопределенности, отсутствия привычного механизма адаптации к динамично преобразующемуся миру, значительно возрастает ценность риска. Все более очевидным становится наличие следующего противоречия. С одной стороны, осуществляется пропаганда здорового образа жизни, разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на поддержание и укрепление здоровья молодежи. Однако, с другой стороны, присутствует тенденция к созданию с помощью средств массовой информации образа уверенного молодого человека, преодолевающего любые препятствия на пути достижения поставленной цели через совершение неоправданно смелых, рискованных действий и поступков. Данное противоречие обусловливает особое внимание исследователей к проблеме «адаптации» подростков к ситуациям неопределенности, риска, непредсказуемым по времени наступления и последствиям воздействия [24]. Особый акцент, сделанный на подростковом возрасте, не случаен. Вполне естественно, что существенной преградой на пути «адаптации» к специфике современных преобразований выступают возрастные особенности личности: чем больше пережитых событий составляет ее жизненный путь, тем устойчивее модель ее поведения и, соответственно, тем сильнее ее зависимость от уже привычных поведенческий стратегий. Получается, что максимально подготовленными к подобной ситуации оказываются подростки, так как подростковый возраст – наиболее масштабный по происходящим на его протяжении личностным модификациям и, что самое важное, для подростков риск – это, прежде всего, средство самопознания и самоутверждения в группе сверстников. В. А. Шаболтас указывает, что Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко определяют понятие «адаптация» как «приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям». В данном контексте следует обратить особое внимание на существительное «приспособление» и причастие «изменяющимся». Возникает два вопроса. Во-первых, что предполагает приспособление: вынужденный отказ от уникальности в пользу универсальности? Однако для подростков, постоянно подчеркивающих собственную «отличительность», «непохожесть» подобный вариант является неприемлемым. Исходя из семантики фразы, практически невозможно, так как приспособление к исходному состоянию ситуации перестает быть адекватным после ее малейшего преобразования [34]. Получается, что, с одной стороны, определенная доля логики в подобных рассуждениях есть. Однако, с другой стороны, специфика феномена рискованного поведения подвергает их целесообразность сомнению. Это, в свою очередь, требует уточнения понятия «рискованного поведения». До настоящего времени основной акцент в большинстве исследований был сделан на деструктивных характеристиках рискованного поведения, препятствующих реализации полноценной жизни и сохранению здоровья молодежи. Однако рискованное поведение может быть представлено в качестве конструктивного феномена, психологической характеристики, потенциала подросткового возраста. В данном контексте рискованное поведение – это фактор, обуславливающий адаптацию подростков к миру, к подлинной, полноценной жизни, в условиях которой они самостоятельно определяют степень допустимого риска и, реализуя его, несут ответственность за последствия своего выбора [35]. Принимая во внимание, что социализация – это «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений», целесообразно говорить о феномене рискованного поведения как неотъемлемой характеристике процесса социальной адаптации, которая предполагает «активное приспособление индивида к условиям социальной среды». Однако процессу приспособления подростков к условиям социальной среды, усвоения социального опыта и социальных отношений посредством рискованных действий и поступков препятствует ряд обстоятельств [16]. С одной стороны, речь идет об отождествлении на уровне общественного сознания любого рискованного поступка, как целесообразного, так и нецелесообразного, с нарушением общепринятых норм и ценностей, а подростков, для которых характерно рискованное поведение, – с детьми «группы риска». В данном случае очевидно, что крайне нецелесообразно руководствоваться критерием «чем меньше подростки рискуют, тем более успешно они социализируются», принимая во внимание, что рискованное поведение – это, прежде всего, психологическая характеристика подросткового возраста. Поэтому вместо того, чтобы бесконечно осуждать подростков за их непредсказуемость и легкомысленность, полезно было бы научить их определять меру допустимого риска, рисковать умеренно, ответственно относиться к последствиям осуществляемых рискованных действий и поступков. П.В. Дик под термином «рискованное поведение» понимает и «неотъемлемый атрибут жизни человека», сопровождающий процессы движения к цели, профессиональной самореализации и проч., однако именно в подростковом возрасте оно приводит к возникновению непредсказуемой угрозы для здоровья и жизни человека, является недостаточно адаптированным, недостаточно прогнозируемым [9]. В рамках социальной психологии Н.Л. Пузыревич утверждает: «к основным признакам «риска» подростков относятся неопределенность, альтернативность и прогностическая оценка результата, а ведущими характеристиками «рискованного поведения» являются неопределенность итога активности личности, привлекательность цели, субъективность в оценке ситуации риска, воздействие на систему ценностей жизненного мира» [24, с. 49]. Таким образом, выявляются сложности подростка в самопонимании, саморегуляции, самоконтроле, в целом – в самовоспитании и самообучении. Учитывая результаты анализа семантики понятий «риск» и «рискованное поведение» в контексте понятий «действие», «страх», «надежда», «успех», «удача»: в них преобладают категории «действие» и «надежда», что указывает на позитивные ожидания подростков от собственной рискованной активности. К наиболее распространенным формам (видам) рискованного поведения среди детей и подростков относятся: а) курение табака; б) употребление алкоголя; в) использование других веществ, вызывающих измененные состояния сознания (наркотиков, ингаляционных средств, лекарственных препаратов); г) агрессивное поведение; д) ранняя сексуальная активность. Многочисленные исследования показывают, что эти формы поведения чаще всего наблюдаются не поодиночке, а в совокупности. Кроме того, одно влечет за собой другие. Например, употребление алкоголя или наркотиков часто сопровождается агрессивным поведением, преступностью и ранней сексуальной активностью [1]. Самой распространенной формой рискованного поведения является курение подростков табака. Факт курения сравнительно легко скрыть от взрослых, от него не видно никаких побочных эффектов. Следующим шагом является алкоголь, который ослабляет способность контролировать собственное поведение, что влечет за собой дальнейшие негативные последствия. При разработке новых методов, а также для повышения эффективности существующих мероприятий по профилактике рискованного поведения подростков необходимо проанализировать возможную взаимосвязь между различными формами (видами) рискованной (нежелательной) деятельности (курение, употребление алкоголя, рискованное сексуальное поведение и драки) несовершеннолетних. Исследование проводил П.В. Дик. В анкетировании приняло участие 316 человек, средний возраст опрошенных – 18 лет, гендерный состав выборки – 54% юношей и 46% девушек. Инструментальная основа исследования представляла собой анонимный опрос о вовлеченности респондента в различные виды рискованного поведения; опросник об индивидуальных особенностях подростка и блок, посвященный взаимоотношениям с родителями, семейным запретам [9]. Проведенное вышеуказанным автором исследование показало, что центральным элементом в массиве рискованного поведения подростков является употребление алкоголя, которое имеет наибольшее число корреляционных связей с другими видами нежелательной деятельности несовершеннолетних. Для юношей и девушек коэффициенты корреляции связи употребления спиртного с курением составили соответственно – 0,29 и 0,39; с драками – 0,24 и 0,36; с сексуальной активностью – 0,25 и 0,38. У молодых людей наиболее сильна связь алкоголя с курением, что объясняется в большей степени социальными факторами, нежели физиологическими, например, воздействием такого агента социализации, как сверстники [9]. Сравнение возраста начала регулярного курения и приема спиртных напитков в рассматриваемой выборке указывает, на то, что формирование этих вредных привычек происходит одновременно, и в большинстве случаев совместно. Приведенные данные указывают на существование достаточно сильной взаимосвязи употребления спиртного и начала половой жизни и количества сексуальных партнеров, в особенности у девушек. Несомненно, что алкоголь часто применяется подростками для снятия чувства неловкости в общении с противоположным полом; при этом одновременно с ростом уверенности в себе снижается и уровень самоконтроля. Согласно полученным в ходе анкетирования данным, за 30 дней до опроса 20% респонденток находились хотя бы единожды в состоянии сильного алкогольного опьянения. При этом девушки не могут адекватно оценивать поступки окружающих и полностью контролировать свое поведение, в результате возрастает вероятность сексуальных контактов, которые были бы исключены в трезвом состоянии [9]. Еще один вид рискованного поведения, связанный с алкоголем – это драки. Обращает на себя внимание более сильная корреляционная связь для девушек – у них влияние алкоголя на физическое насилие выражено сильнее. Последнее обстоятельство связано с тем, что драки социально неприемлемы для женского пола в отличие от насилия в мужской среде. У девушек, вынужденных сдерживать свою агрессию из-за существующих социальных запретов, под действием спиртного снижается уровень самоконтроля и страха быть осужденными окружающими [24]. В целом, более сильные корреляционные связи у девушек демонстрируют большую восприимчивость к алкоголю и, по-видимому, более легкую при их употреблении вовлекаемость в рискованное поведение. Большинство подростков ограничены в финансах, поскольку находятся на попечении родителей или людей, которые их заменяют, и основным источником являются карманные деньги. Абсолютное большинство родителей не поддерживает курение и выпивку, что автоматически ограничивает ресурсы, которые требуются на эти «развлечения». Поэтому в большинстве случаев покупка сигарет, алкоголя происходит за счет традиционных ежедневных покупок подростков, чаще всего еды. Между подростками, выкуривающими ежедневно разное количество сигарет, существует статистически достоверная разница в количестве употребляемого фастфуда, чипсов и сладких газированных вод – курящие потребляли их значимо меньше. С учетом актуальных цен, пачка сигарет эквивалентна по стоимости упаковке чипсов и бутылке газированной воды [29]. Таким образом, экономически ограничить покупку сигарет в актуальной ситуации практически невозможно. Проведенное исследование показало, что профилактические мероприятия необходимо интенсифицировать в направлении предотвращения употребления алкоголя подростками. Спиртное способствует снижению самоконтроля и неадекватному восприятию окружающей ситуации несовершеннолетними, и в конечном итоге способствует вовлечению молодых людей и девушек в другие виды рискованного поведения. Выделяют два типа рискованного поведения: 1. Положительный риск. В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и тому подобное. Здесь «поведение» включает в себя множество ситуаций, а не только то, как себя подросток ведет. Это и достижение целей, определенных результатов, опробование нового, общение с людьми разного возраста и социальных групп. Дети оспаривают авторитет взрослых конструктивными способами. В том числе и тем, что демонстрируют свою самостоятельность и способность решать поставленные перед ними жизнью вопросами [34]. Положительный риск можно подразделить на несколько категорий: а) риск, связанный с повседневной жизнью: - социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений); - эмоциональный (признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями); - физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности). б) школьный риск: - академический (выбор занятий и заданий повышенной сложности); - атлетический (умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и тому подобное); - внеклассная деятельность (участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе). в) социальный риск: - участие в волонтерской деятельности; - работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении; - начало деятельности, связанной с финансами, начало своего бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованиям. 2. Отрицательный риск [34].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Психология, 91 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg