Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности производства в суде с участием присяжных заседтилей

cool_lady 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности суда с участием присяжных заседателей в процессе рассмотрения уголовных дел. Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности суда с участием присяжных заседателей в процессе рассмотрения уголовных дел. Целью работы является анализ особенностей рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. Цель и предмет исследования предопределили постановку следующих задач: 1. Рассмотреть становление и развитие суда с участием присяжных заседателей. 2. Изучить производство по уголовным делам в суде с участием присяжных заседателей. 3. Исследовать особенности судебного производства с участием присяжных. В работе используются такие методы, как диалектический, формально- юридический, системный, сравнительно-правовой, статистический. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 32 право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия. Это продиктовано необходимостью обеспечить демократичность, независимость, открытость, справедливость и законность осуществления правосудия в нашей стране. Обеспечительной мерой такого своеобразного общественного контроля над судебной властью является суд с участием представителей из народа - присяжных заседателей. Производство в суде присяжных - особое производство, в котором присутствуют коллегия присяжных заседателей, а компетенция разделена между присяжными и судьёй. Актуальность темы обусловлена наличием ряда факторов, которые характеризуют современную уголовно-процессуальную деятельность. Фактической точкой отсчета возвращения в Российскую Федерацию суда присяжных можно считать 16 июля 1993 года. Конституционный принцип состязательности уголовного судопроизводства в полной мере здесь реализовывается, а названный процессуальный порядок кардинально меняет представление о способах и формах осуществления правосудия по уголовным делам. Суд присяжных был введен как эксперимент в девяти субъектах страны и был встречен неоднозначной реакцией со стороны общественности, юристов-практиков и участников уголовного судопроизводства. Суд присяжных, как институт только упрочил свое положение в новом УПК РФ. Законодателем были созданы новые преимущества, однако не удалось избежать недостатков в нормативном регулировании и практической реализации данного процессуального института. Как показывает анализ действующего законодательства, судебной практики и статистики, а также изученные выводы, содержащиеся в юридической литературе, осуществление правосудия с участием присяжных заседателей имеет массу недостатков и проблем, требующих своего устранения. Выступая с Посланием перед Федеральным Собранием Российской Федерации 3 декабря 2015 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин указал на необходимость повышать независимость и объективность судебного процесса. Для этого им были предложены следующие меры: укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. Таким образом, перед юридической общественностью появились новые задачи, которые только начинают разрешаться.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Общая характеристика производства по уголовным делам в суде с участием присяжных заседателей 5 1.1 Становление и развитие суда с участием присяжных заседателей 5 1.2 Формирование коллегии присяжных заседателей 9 Глава 2. Особенности судебного производства с участием присяжных заседателей 15 2.1 Судебное разбирательство в суде присяжных 15 2.2 Постановка вопросов. Вопросный лист. Напутственное слово. 20 2.3 Вынесение и провозглашение вердикта. Постановление приговора 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2020) // Собрание законодательства РФ.- 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 25. - Ст. 2954; Российская газета. - 2020. - № 73. 4. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. конст. закон от 31 дек. 1996 г. №1-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс», 2017. 5. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 20 авг. 2004г. № 113-Ф3 // СПС «Консультант Плюс», 2017. 6. II Всероссийский съезд судей (29 - 30 июня 1993 года) // http://www.ssrf.ru/page/843/detail. 7. Батршина А.А., Сафаров В.Р. Проблемы совершенствования и развития института суда присяжных в уголовном процессе // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 4 (20). С. 803-805. 8. Батюк В.И., Галузо В.Н. Суд присяжных заседателей или суд с участием присяжных заседателей в Российской Федерации? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 8 (152). С. 115-119. 9. Быков В.М. О совершенствовании производства в суде с участием присяжных заседателей // Российский судья. 2018. N4. С. 20 -22. 10. Воробьева Н.А., Егиазарян А.Д. Реформа уголовно-процессуального законодательства, расширяющая сферу применения института присяжных заседателей // В сборнике: Проблемы развития российской правовой системы материалы ХII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 196-201. 11. Воскобитова Л.А. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33-56. Постатейный научно-практический комментарий [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ, правовая система. М., 2019. 12. Гергерт А.В. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям при формировании списков кандидатов в присяжные заседатели // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2019. С. 154-156. 13. Кони А.Ф. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 4. М., 1967. С. 213. 14. Кононыхин А.С. Некоторые проблемы рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей // В сборнике: Современные проблемы правотворчества и правоприменения Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор С.И. Суслова. 2018. С. 293-297. 15. Кругликов А.П. Уголовный процесс. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С.678. 16. Кулай И.Е. Вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей как основание отмены приговоров // Молодой ученый. 2018. № 18 (204). С. 238-240. 17. Курс уголовного процесса. Под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2016 - С. 981 18. Литвиненко А.В. Суд присяжных как гарант конституционных прав // В сборнике: VOX JURIS (Глас права) Санкт-Петербург, 2017. С. 3-6. 19. Лыков Д.А. К вопросу о юридической некомпетентности присяжных заседателей в Российской Федерации // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. 2018. С. 110-112. 20. Марасанова С.В. Организационные и процессуальные проблемы деятельности суда присяжных: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. - С. 23 21. Маслов А.В., Зятиков А.В. Суд присяжных: история и современное состояние // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 10S (51S). С. 9-11. 22. Мезенцева К.Ю. Институт замены присяжных заседателей и старшины присяжных заседателей // Nauka-Rastudent.ru. 2017. № 3-2. С. 17. 23. Митрофанова Е.Н. Понятие присяжного заседателя [Электронный ресурс] // Вест. ЮУрГУ. 2018. № 19. 24. Оверченко В.В. Сравнительная характеристика присяжных и арбитражных заседателей, особенность участия присяжных заседателей в судебных прениях // Наука через призму времени. 2019. № 4 (25). С. 78-82. 25. Палиева О.Н., Васильяди А.Е. Проблемные вопросы формирования коллегии присяжных заседателей // Economics. Law. State. 2019. № 2 (4). С. 58-62. 26. Пашин С.А. Судебная реформа и суд присяжных. М., 1995. С. 33. 27. Пелых А.А. Некоторые особенности отправления правосудия в суде с участием присяжных заседателей // В сборнике: Актуальные проблемы Российской правовой политики Сборник докладов XVIII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 221-224. 28. Праскова Т.В. Некоторые вопросы формирования коллегии присяжных заседателей // Российское правосудие. 2018. № 2 (142). С. 94-97. 29. Розин Н.Н. О суде присяжных. Публичная лекция 24 февраля 1901 года. Известия Императорского томского университета. 1901. С. 13- 33 и др. работы. 30. Семенкова К.О. Формирование коллегии присяжных заседателей: основные проблемы и пути их решения. В книге: МНСК-2019. Государство и право Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. 2019. С. 323-324. 31. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник.-3-е изд., перераб. и доп./ Л.Н. Башкатов; отв. ред. И.Л. Петрухин, И.Б. Михайловская. М., 2012. С. 517. 32. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник/отв. ред. П.А. Лупинская.-2-е изд., перераб. и доп. М., 2018. С. 816. 33. Уголовный процесс: учебник / коллектив авторов; под ред. В.А. Лазаревой. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. - С. 492-493 34. Фойницкий И .Я. Курс уголовного судопроизводства / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 1996. С. 270.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика производства по уголовным делам в суде с участием присяжных заседателей 1.1 Становление и развитие суда с участием присяжных заседателей Производство в суде присяжных можно определить, как разновидность особого производства, обусловленного наличием коллегии присяжных заседателей и разделением компетенции между профессиональным судьей и присяжными. Исторической традицией в России является участие представителей из народа в осуществлении правосудия. В дореформенный период представители от сословий, которые принимали участие в рассмотрении дел в судах, не влияли на существо принимаемых решений. Царь Александр II 29 сентября 1862 года утвердил новый документ, который назывался «Основные положения преобразования судебной части в России». Вторую часть данной работы составляли Основные положения уголовного судопроизводства. Опубликованные Основные положения явились предметом широкого обсуждения. Были предложены абсолютно новые модели судоустройства и судопроизводства. В их основе лежала определенная идея создания общего, так называемого всесословного, равного для всех, независимого от администрации и властей суда. При новом порядке основные принципы в суде должны были представлять собой устность и гласность судопроизводства, отказ от предустановленных «законных» доказательств и вместо этого свободная оценка доказательств по внутреннему убеждению. И что представляется особенно важным - это введение суда присяжных. Такая форма суда предусматривала участие представителей из народа в коллегиальном составе с профессиональными судьями. Именно присяжные решали бы вопрос о виновности подсудимого. Судебное разбирательство предполагали построить как состязание сторон обвинения и защиты. Институт присяжных поверенных предлагали создать для своеобразного обеспечения участия защиты в суде . Государем Александром II 20 ноября 1864 года были подписаны Судебные уставы, в их числе - и Устав уголовного судопроизводства, который возвестил о введении в Российской империи нового судебного учреждения . Однако в реальности почти полтора года ждали появления на общественной сцене суда присяжных. Судебная палата и окружной суд были торжественно представлены и открыты в Санкт-Петербурге и Москве только в апреле 1866 года. Таким образом, суд с участием представителей из народа (присяжными) был учрежден в России в 1864 г. путем принятия судебных уставов. По мнению юристов, того времени, представлял собой «украшение судебной реформы». Заметим, что Россия того времени не имела судов подобной модели. Данный тип был заимствован страной из Англии. В период с 1866 года и по 1883 год в России было создано 59 судов. А в первые суд присяжных провел свое заседание в 1866 году, и было это в городе Санкт- Петербург. Чуть позже заседания прошли и в городе Москва. Выдающейся заслугой суда с участием присяжных заседателей в историческом аспекте является то, что подобная форма суда достаточно быстро обеспечила переход от теории формальных доказательств к оцениванию всей совокупности доказательств в зависимости от внутреннего убеждения лица. Противники суда присяжных утверждали: это – «суд варваров» ; раздавались голоса, предрекавшие данному суду полную неудачу, указывавшие, что необдуманно и неосторожно призывать творить суд людей, гражданское развитие которых было так долго задержано и которые привыкли лишь к крепостному труду или к всепоглощающим заботам о насущных потребностях . Критические замечания в части суда присяжных как "опасной формы народного суда" в силу неподготовленности присяжных (отсутствия у них специальных познаний), возможности их подкупа и т.п. сопровождали этот институт на протяжении всей его дореволюционной истории . Итак, деятельность суда присяжных вызывала достаточно много споров, вплоть до революции 1917 года. В ходе Октябрьской революции суд присяжных был ликвидирован. Его возрождение наступит спустя 76 лет. В 1991 году 24 октября Верховным Советом РСФСР была принята Концепция судебной реформы, которая предусматривала создание суда присяжных. И это было абсолютно верно и правильно. Действующий тогда УПК РСФСР одинаково ставил задачи судопроизводства для суда и органов, осуществляющих уголовное преследование. Все это говорило об отсутствии независимости в выносимых решениях судебной власти. Принцип состязательности, который предполагает разграничение процессуальных функций суда и обвинительной власти, по сути, отсутствовал. Суд с участием присяжных рассматривался как инструмент, который мог достаточно эффективно поспособствовать организации правосудия на началах состязательности. Концепция предусматривала довольно широкую юрисдикцию суда присяжных. Думалось «признать право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных, если ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года». В соответствии с содержанием данной Концепции подобная форма суда должна была действовать во всех звеньях судебной системы, начиная с районного суда. После того, как Концепция судебной реформы была утверждена, были внесены изменения в часть 1 статьи 166 Конституции РСФСР 1978 года. В соответствии с изменениями вместе с другими составами для рассмотрения дел в судах первого звена вводился новый коллегиальный суд - суд присяжных заседателей. Однако для появления его в реальной жизни нужно было еще внести соответствующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство, например, в Закон от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР». В соответствии с содержанием данных программ начальный срок введения суда присяжных был определен - 1 ноября 1993 года. Предложения о введении суда присяжных поддерживались представителями судейского сообщества . На II Всероссийском съезде судей, который состоялся 19-20 июня 1993 г., отмечалось, что "важную роль в проведении судебной реформы призвано сыграть возобновление в России суда присяжных. Этот шаг, позволяющий преобразовать суды в подлинно народные, было бы нелегко сделать без искренней и решительной поддержки со стороны Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей, готовности судейского сообщества на местах принять на себя заботу об этой реформе" . Итак, суд был возрожден Законом РФ от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях» . Учреждение суда присяжных Законом РФ от 16 июля 1993 г. стало важнейшим этапом проведения судебной реформы в Российской Федерации. Теоретической основой для возрождения суда присяжных послужили исследования ученых-правоведов, обсуждавших вопрос о суде присяжных в порядке дискуссий. Таким образом, суд присяжных был введен на территории РФ достаточно поэтапно: с 1 ноября 1993 г. - в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях; с января 1994 г. - в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях; с 1 января 2003 г. - в 60 субъектах РФ; с 1 июля 2003 г. - в 14 субъектах РФ; с 1 января 2004 г. - в 5 субъектах РФ; с 1 января 2010 г. - в Чеченской Республике. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года в части 4 статьи 123 установила, что судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей в случаях прямо предусмотренных федеральным законом. Тем самым придала данной форме суда конституционный характер. Итак, реализовывая конституционные положения, законодатель возродил суд присяжных. На всей территории России впервые действовал суд с участием представителей из народа. Отметим, что с 1 июля 2004 года присяжные заседатели рассматривали уголовные дела во всех субъектах России, кроме Чеченской Республики. Там присяжные стали участвовать в судебном производстве только с 1 января 2010 года. В Республике Крым и городе федерального значения Севастополе институт присяжных планируется ввести с 1 января 2018 года. С 2010 года суд присяжных действует по всей России. В 2018 присяжные заседатели начали рассматривать дела в городских и районных судах в количестве 6 человек, а численный состав коллегии присяжных заседателей в областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде сокращён с 12 до 8 человек. Включение присяжных в районные суды расширило число дел, которые могут быть рассмотрены с их участием. Это убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, судей, государственных деятелей, геноцид. 1.2 Формирование коллегии присяжных заседателей Если уголовное дело подпадает под юрисдикцию суда присяжных, то человек в соответствии с Конституцией РФ может воспользоваться своим конституционным правом на рассмотрение его дела судом присяжных. Более того, Конституция РФ в части 2 статьи 20 закрепляет, что назначить человеку наказание в виде смертной казни, возможно, только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей . В пункте 2 части 2 ст. 30 УПК РФ содержатся условия реализации данного права. Часть 3 ст. 31 УПК РФ содержит перечень преступлений, которые рассматривает суд первой инстанции в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегия из присяжных заседателей, если об этом ходатайствует обвиняемый. Следователь обязан разъяснить обвиняемому его право на рассмотрение его дела с участием суда присяжных. Также следователь поясняет особенности рассмотрения дела таким составом суда, значение вынесенного по делу вердикта, права обвиняемого в судебном разбирательстве и особенности обжалования судебного решения. В соответствии с пунктом 30 статьи 5 УПК РФ присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Термин «присяжные заседатели» «появился впервые в законодательстве и научных трудах дореволюционной России как определение для представителей народа, отбираемых из разных слоев общества и созываемых в суд для того, чтобы коллегия, выслушав доказательства и доводы сторон, вынесла вердикт о виновности либо невиновности подсудимого в совершении преступления, в котором его обвиняют . В соответствии с законом присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации. Председатель суда не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно- распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью. Согласно требованиям части 4 статьи 325 УПК РФ в постановлении о назначении дела к слушанию с участием присяжных должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание. Их должно быть не менее 20, а также должно быть указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проводит проверку наличия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов. Список подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим его. В предварительный список кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица, которые в силу установленных федеральным законом обстоятельств не могут участвовать в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей. Фамилии кандидатов вносятся в список в порядке случайной выборки. На первом этапе явившиеся кандидаты приглашаются в зал судебного заседания. Председательствующий представляется кандидатам, представляет стороны, сообщает о том, какое уголовное дело подлежит рассмотрению в данном судебном заседании. Сообщает предполагаемую продолжительность судебного заседания, разъясняет задачи присяжных и условия их участия в рассмотрении дела. На втором этапе рассматриваются и разрешаются заявления кандидатов в присяжные заседатели об обстоятельствах, которые препятствуют их участию в деле и самоотводы. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства . После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела. По устному или письменному заявлению от исполнения обязанностей присяжных заседателей могут быть освобождены лица, имеющие для этого уважительную причину. Любой кандидат в присяжные заседатели может заявить самоотвод по основаниям, предусмотренным законом. Следующий этап в процедуре отбора присяжных заседателей - заявление сторонами мотивированных и немотивированных отводов. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение. Отвод кандидату может быть заявлен по основаниям, предусмотренным для отвода судьи. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы. Вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели . После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов. Список присяжных заседателей должен быть составлен в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели. Далее председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают большинством голосов старшину, который о своем избрании сообщает председательствующему. Председательствующий или стороны не могут рекомендовать присяжным заседателям конкретную кандидатуру старшины или критерии, которым, по их мнению, должен соответствовать старшина. Составление какого-либо документа об избрании старшины законом не предусмотрено. Старшина сам сообщает о своем избрании. Об этом отмечено в части 1 статьи 331 УПК РФ. Факт выбора старшины и данные о нем заносятся в протокол судебного заседания. Если старшина выбывает в ходе судебного разбирательства, то в соответствии с частью 2 статьи 329 УПК РФ председательствующий сначала должен доукомплектовать коллегию присяжных, затем присяжные избирают другого старшину. Одной из основных проблем, обусловливающих сложность формирования коллегии присяжных заседателей в России, является низкий уровень правовой активности населения. Он проявляется в нежелании предпринимать какие-либо действия (куда-то идти, в чем-то участвовать, что-то делать выходящее за рамки повседневной жизни основной массы населения). Что касается именно участия в судопроизводстве в качестве представителей общества, то основными причинами отказов от этой миссии выступают нежелание брать на себя ответственность за судьбу другого человека, нехватка времени, боязнь мести подсудимых и др. ? Глава 2. Особенности судебного производства с участием присяжных заседателей 2.1 Судебное разбирательство в суде присяжных Первый этап судебного разбирательства в суде присяжных представляет собой подготовительную часть. Второй этап заключается в судебном следствии с участием присяжных. Третий этап состоит из судебных прений по тем вопросам, которые отнесены к компетенции присяжных. Последнее слово подсудимого к присяжным - это четвертый этап. Далее идет постановка вопросов присяжным заседателям и напутственное слово председательствующего. После этого происходит постановление и провозглашение вердикта присяжных. Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. Уведомление о вызове сторон в судебное заседание должно быть направлено не менее чем за 3 суток до дня проведения предварительного слушания. Предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства. Неявка других своевременно извещенных участников производства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания . Кроме обычных действий, совершаемых в подготовительной части судебного заседания, председательствующий судья принимает ряд мер по формированию коллегии присяжных заседателей. Судья проверяет явку кандидатов в присяжные заседатели, включенных в предварительный список, и в случае необходимости отдает распоряжение о дополнительном вызове кандидатов. Кандидатов по закону должно быть не менее 20. Однако для того, чтобы сформировать коллегию присяжных с учетом отводов их число должно быть значительно выше. Признание в законе гражданским долгом участие в уголовном судопроизводстве представителей из народа не является для присяжных стимулом и вовсе не гарантирует их явку в суд. При формировании предварительного списка необходимо учитывать статью 10 Закона «О присяжных заседателях». Судья обязан разъяснять права и обязанности, а также сам выполнять требования закона о применении своевременных мер воздействия за нарушения. Если присяжный заседатель не соблюдает указанные запреты, он должен быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела. Это может быть инициатива председательствующего судьи или сторон. В присутствии присяжных заседателей подлежат исследованию только те фактические обстоятельства уголовного дела, доказанность которых устанавливается присяжными. Об этом отмечено в части 1 статьи 339 УПК РФ. Судебное следствие в суде с участием присяжных заседателей начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. Во вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств . Защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке исследования представленных им доказательств. Присяжные заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы излагаются присяжными заседателями в письменном виде и подаются председательствующему через старшину. Эти вопросы формулируются председательствующим и могут быть им отведены как не относящиеся к предъявленному обвинению. Судья по собственной инициативе, а также по ходатайству сторон исключает из уголовного дела доказательства, недопустимость которых выявилась в ходе судебного разбирательства. Если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то он рассматривается в отсутствие присяжных заседателей. Выслушав мнение сторон, судья принимает решение об исключении доказательства, признанного им недопустимым. Судебное следствие при производстве с участием присяжных заседателей имеет то же содержание, что и в обычном производстве. Целью судопроизводства является установление обстоятельств уголовного дела. Возможно это только путем проведения исследования доказательств. В присутствии присяжных рассматриваются те обстоятельства, суждение о доказанности, которых заседатели обязаны отразить в своем вердикте. В целом же, исследование доказательств, разрешенных изучению с участием присяжных заседателей, проводится по общим правилам, предусмотренным главой 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Присяжных заседателей нельзя воспринимать как пассивных наблюдателей за происходящим в зале суда. Закон наделил их правом, и они могут принимать активное участие в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, не выходя за рамки своей компетенции . При необходимости они могут задавать вопросы через старшину. Вопрос следует излагать письменно, далее его нужно передать председательствующему. Он же его зачитывает и при необходимости переформулирует. Если председательствующий признает вопрос некорректным, не относящийся к обвинению, то он вправе его отвести. Однако такие вопросы должны быть приобщены к протоколу судебного заседания. Все это говорит не об излишнем контроле за присяжными, а представляет собой гарантию того, чтобы вопрос не был наводящим или оскорбительным и не выходил за пределы их компетенции. Если вопросы, требующие дополнительного исследования, возникнут у присяжных заседателей уже в совещательной комнате, то они возвращаются в зал судебного заседания и старшина обращается с соответствующей просьбой к председательствующему. Тот в свою очередь, выслушав мнение сторон, решает вопрос о возобновлении судебного следствия. Заседателям также предлагают осмотреть вещественные доказательства и документы. Присяжные имеют право на разъяснение от председательствующего о содержании исследуемых в судебном заседании документов. Доказательства, которые признаны по закону недопустимыми, не должны подлежать изучению присяжными заседателями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg