Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психическое состояние человека как проблема адаптации

cool_lady 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
Актуальность исследования адаптационного процесса личности в новых условиях определяется необходимостью поиска путей и средств оптимизации. Однако решение этой проблемы не может быть успешным без учёта психических состояний (стрессовые реакции, временное снижение функционального состояния и устойчивости организма) и индивидуально-психологических свойств личности. Цель данной работы - изучить психическое состояние как проблему адаптации человека. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Изучить понятие психических состояний, их структуру и проблемы классификации психических состояний; 2. Рассмотреть сущность и значение психологической адаптации; 3. Выделить взаимосвязь адаптации с психическими состояниями. Объектом исследования выступает понятие «психическое состояние». Предметом исследования - психические состояния и их влияние на адаптацию человека. Проблемы психических состояний исследовали Ю.А. Александровский, К.А. Абульханова-Славская, Ф. Б. Березин, В.А.Ганзен, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, Л. В. Куликов, В.Н. Мясищев, А.О.Прохоров, С.Л.Рубинштейн, Е.Ю.Сосновикова, В.Ф.Сопов и многие другие. Различными теоретическими аспектами проблем адаптации личности занимались: Г. Селье, П.К.Анохин, Ю.А. Александровский, Л.С.Выготский, Ф. Б. Березин, Ж. Пиаже, Л. Филипс, X. Хартман и др.
Введение

Актуальность проблемы влияния психических состояний на процесс адаптации объясняется тем, что сложное психическое явление, которое находится между психическими процессами и свойствами (процессы бывают когнитивными, мотивационными, а свойства — это характер, способности человека). Изучение феномена психических состояний позволяет прогнозировать и оптимизировать поведение и жизнедеятельность человека. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса. Психические состояния имеют широкий спектр проявлений от позитивных, до нейтральных и даже негативных. Одним из таких состояний является состояние стресса, которое непосредственно влияет на процесс адаптации личности. Психическую адаптацию определяют как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Адаптация является свойством любого живого организма. Однако человек - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 1. Психические состояния: сущность и классификация……………………...5 1.1 Представление о психическом состоянии…………………………………5 1.2 Структура психических состояний……………………………………….10 1.3 Проблемы классификации психических состояний…………………….14 2. Основные теоретико-методологические подходы к психической адаптации в зарубежной и отечественной психологии…………………………………..22 2.1 Сущность и значение психологической адаптации…………………….22 2.2 Взаимосвязь адаптации с психическими состояниями………………….26 Заключение………………………………………………………………………34 Список использованных источников………………………………………….36 Приложения……………………………………………………………………...38
Список литературы

1. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем./Под общей ред. академика РАМН К.В.Судакова. – М.: Медицина. – 1998. – С. 297. 2. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] / П. К. Анохин ; под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер // Психология эмоций. — М., 1984. — 486 с. 3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. - 352 с. 4. АсмоловА. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 368 с. 5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: ЛГУ, 1988. - 256 с. 6. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. -М.: Образ. центр «Педагогический поиск», 1998. - 112 с. 7. Выготский, Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1984. — 432 с. 8. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Ви-люнас. — СПб. : Питер, 2007. — 496 с. 9. Ганзен В. А, Юрченко В. Н. Систематика психических состояний челове¬ка//Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 1. 1991. С. 47-55. 10. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. — СПб. и др.: Питер, 2005. — 411с. 11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2007. — 783 с. 12. Исаева Е.Р., Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c. 13. Клиническая психология. (Под ред. М. Перре, У. Бауманна). СПб.: Питер, 2002, С.401. 14. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - М.; СПб.: Питер, 2003. - 416 с. 15. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. — 150с. 16. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1971. — 276 с. 17. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2007. 18. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / Отв. ред. Э.А. Александрян: АН АрмССР. Ин-т философии и права. - Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1988. 19. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с. 20. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. — СПб. и др.: Питер, 2000. — 506с. 21. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979., С.392. 22. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. Москва, "Наука", 1984., С. 192 23. Современный словарь по психологии [Текст] / Под ред. В. В. Юрчука. — Мн.: Современное слово, 1998. — 768 с. 24. Селье, Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье; общ. ред.Е. М. Крепса; предисл. Ю. М. Саарма; [пер. с англ.]. — М.: Прогресс, 1982. — 124с. 25. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Б. В. Щербатых. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 255с. 26. Новейший психологический словарь / под. ред.В. Б. Шапаря. — 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 808с. — ISBN 5?222?9?039?6. 27. Адаптация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http //: www. tc — current.ru /evolution /biological_evolution/adaptation, свободный. 28. Мещеряков Б. Г., В. П. Зинченко.. Большой психологический словарь.. 2003// https://knigi.news/uchebniki-psiholog/adaptatsiya-lat-adaptare-39804.html
Отрывок из работы

1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ 1.1 Представление о психическом состоянии В психологии психическими состояниями называются устойчивые психические явления, которые отражают характеристики функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или в процессе адаптации. Различные авторы неоднократно пытались дать научное определение понятия «психическое состояние». Н.Д. Левитов считает, что «психическое состояние является неотъемлемой чертой психической деятельности, зависящей от объектов и явлений отраженной действительности, предшествующего состояния» [12, с 27]. Левитов считает, что психическое состояние – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Таким образом, в структуру психического состояния входят определённая модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния. С точки зрения Е.П. Ильина «Психические состояния - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата» [10, с 56]. Существенным замечанием для психического состояния будет являться и то, что оно на определенный промежуток времени характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типичные черты. По словам А.О. Прохорова: «Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [16, с 82]. Психические состояния многомерны, они действуют как система организации психических процессов, всей человеческой деятельности в данный момент времени и как отношение человека. Они всегда дают оценку ситуации и потребностей человека. Также правомерно представление о состоянии как о фоне, в котором происходит психическая и практическая деятельность человека. Согласно Сосновикова Ю.М., это психическое состояние представляет собой специфичную структурную организацию всех психических компонентов человека, обусловленную этой ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности [17, с.45]. Психические состояния - это многомерное явление, потому что они способствуют организации всех психических процессов, всей человеческой деятельности в конкретной жизненной ситуации. Психические состояния - это оценка ситуации, в которой находится человек. По словам В.Н. Мясищева «психические состояния служат фоном для психических процессов из-за их меньшей подвижности, так сказать, большей «постоянной времени» [17, с 82]. Черты личности меняются еще медленнее. Как следствие, по временным параметрам состояния они занимают промежуточное положение между процессами и чертами личности. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). Психические состояния человека характеризуются целостностью, мобильностью и относительной стабильностью, связью с психическими процессами и личностными качествами, оригинальностью и индивидуальностью, чрезвычайным разнообразием, полярностью. Целостность психических состояний проявляется в том, что в определенный период времени они характеризуют все психические действия в целом, они выражают специфические отношения между всеми компонентами психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии этапов протекания. Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Полярность означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние. Каждое психическое состояние представляет собой функциональную систему и включает в себя психофизиологический, эмоциональный и другие компоненты. Таким образом, термины психофизиологических, эмоциональных и других состояний не совсем корректны и их использование является законным для того, чтобы сосредоточиться на изучении этих компонентов, а не в качестве интегральной характеристики психической деятельности в конкретной ситуации, поскольку характеристикой, отражающей единство функционирования всех сфер психики в конкретной ситуации, является понятие психического состояния. Понятия психического состояния и функционального состояния не совпадают, а взаимозависимы. Выполняя функцию адаптации и определяя функционирование организма в целом или его отдельных систем, любое состояние является по существу функциональным (Е.П. Ильин, 2005). Однако понятие функционального состояния характеризует только регуляцию физиологических систем, а психическое состояние является неотъемлемой чертой, объединяющей элементы на всех уровнях (Г.Б. Габдреева, 1981; А.О. Прохоров, 2005). С помощью понятия компоненты психического состояния выделяют и описывают составные части состояния – его элементы. Компоненты психического состояния подразделяются на: вегетативные, эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные, двигательные (моторные). В литературе прошлых лет когнитивные и двигательные компоненты назывались регулятивными. Однако, такое обозначение этих компонентов не совсем корректно, поскольку практически все компоненты состояния, актуализируясь, влияют на его регуляцию. Ситуативные (ближние) мотивы, переживания, волевые усилия могут позитивно и негативно влиять на интеллектуальные и психомоторные функции и тем самым регулировать эффективность деятельности и поведения в конкретной ситуации. Компоненты психического состояния могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Формирование отношений между компонентами одного уровня психического состояния определяет его уровень характеристик: физиологический, психофизиологический, психологический и социально-психологический (В.А. Ганзен, 1984). Связи между компонентами разных уровней обеспечивают взаимосвязанное функционирование всех характеристик уровня и образуют целостную иерархическую структуру состояний, соответствующую уровню человеческой организации. Среди компонентов состояния существуют как устойчивые связи – повторяющие уже сформированные структуры психической организации, так и гибкие, которые возникают в новых для человека ситуациях. Наличие стабильных отношений позволяет обновить состояние, которое было сформировано ранее и характерно для видов деятельности и жизнедеятельности. Возможность создания новых отношений позволяет адаптироваться к новым условиям ситуаций (если, не хватает имеющегося опыта состояний). Кроме того, формирование новых связей способствует появлению психических новообразований. Для того, чтобы отразить общие особенности состояний используется понятие характеристики. Ю.Е. Сосновикова (1975) выделила следующие характеристики: 1 Временные – длительность проявления. 2 Пространственные – степень распространённости: локальность или выраженность вовне, латентность или яркость проявления, охват биологического и социального пространства. 3 Структурные – общий тонус и напряжённость отдельных компонентов. 4 Функциональные – осознанность и адекватность ситуации, осознание или неосознание времени, адекватность нормам морали [17]. Анализируя психическое состояние в рамках системного подхода В.А. Ганзен (1984) определил, что состояние характеризуют: ? Уровневость ? Субъективность-объективность ? Степень обобщённости [8, с 79]. Ю. Я. Киселёв (2009) утверждает, что «Психическое состояние - это интегральная характеристика человека в конкретный промежуток времени, отражающая доминирующие отношения и мотивы, качественное своеобразие и степень напряжённости его переживаний, уровень функционирования его познавательных процессов, меру волевой активности и непроизвольной активации, точность и стабильность саморегуляции». В данном определении подробно представлены составляющие психического состояния – психические процессы и проявления разноуровневых свойств личности [15]. Таким образом, под психическими состояниями понимается такая сложная психическая деятельность (протекание процессов, проявление свойств и качеств личности), которая проявляется в духовности человека, в состоянии его души. Психические состояния являются неотъемлемой характеристикой проявления психики человека, отражающие ее функциональные возможности в конкретный период времени и реализующие ряд функций уравновешивания человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. 1.2 Структура психических состояний Структура состояния в количественном отношении характеризуется числом взаимосвязей между компонентами состояния и наличием уровней, соответствующих уровневой организации человека. Качество структуры определяется отношением, между какими компонентами формируются взаимосвязи, будь то взаимосвязи положительными или отрицательными, гибкими или устойчивыми. Особенности иерархичной организованности взаимосвязей характеризуют качество структуры состояния. Н.Д. Левитов структуру психического состояния рассматривает в контексте специфики психических процессов. Более конкретно структуру психических состояний рассматривает Ю.Е. Сосновикова, основываясь на накопленных научных данных. В структуру психического состояния она включает: 1) цели деятельности, психологическую характеристику направленности личности; 2) оценку человеком ситуации с точки зрения этих целей; 3) наличие конкретной цели действия в данных условиях и предвидимого результата «как системообразующего фактора структуры состояния»; 4) степень упорядоченности, меру организованности психических компонентов и их систем в единую функциональную структуру, несколько опережающую ситуацию и адекватную предвидимому результату; 5) характеристику и количество доминирующих и заторможенных компонентов структуры; 6) степень общей напряженности, «тонус», функциональный уровень состояния; 7) особенности динамики состояния. Системное описание структуры психического состояния дается в работе Б.А. Вяткина и Л.Я. Дорфмана (1987). «Ядерным» образованием психического состояния и, соответственно, центральным является «переживание». По мнению авторов, можно говорить о трех уровнях и трех измерениях переживания, которое взято как исходная единица состояния, это: энергия — модальность — предметность. Оно многомерно, многокачественно и многоуровнево. Развивая представления об уровневой организации переживания, авторы выделяют три соподчиненные подсистемы: эмоциональную, психическую и отношения. Каждая последующая из выделенных подсистем включает предыдущие, является менее однородной и более обобщенной [16, с 73]. По словам Е.П. Ильиной, уровнями структурной организации являются психические (переживания), вегетативные (реакция вегетативной нервной системы) и двигательные характеристики. Качественная уникальность и своеобразие этих уровней создает специфическую характеристику определенного состояния; степень выраженности переживаний и наблюдающихся сдвигов в функциональных системах — глубину этого состояния, а длительность этих сдвигов — устойчивость состояния. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга. Т.А. Немчин (1983) рассматривает структуру психических состояний в качестве системного образования. В структуру психического состояния он включает энергетические, нейродинамические, психомоторные и когнитивные подсистемы. Например, в структуре состояния, возникающего в экстремальных ситуациях, автор выделяет два блока адаптационной системы: информационный и энергетический. В первый блок входят комплексы образований сенсорно-перцептивного звена, прецентральной коры и палеокортекса, ответственные за аналитико-синтезирующую деятельность и общую регуляцию адаптационного процесса. Во второй блок входят образования вертикального уровня регулирования — ретикулярная формация, гипоталамус и центральные отделы вегетативной нервной системы, а также экспрессивно-моторная подсистема. Ведущая роль в организации процесса адаптации принадлежит информационному блоку. А.Б. Леонова (1984) выделяет следующие этапы анализа состояния: 1) конкретизация цели формирования определенной системной реакции (состояния); 2) выделение элементарных структур, достаточно полно представляющих целостную совокупность на нейрофизиологическом, психологическом и поведенческом уровнях с учетом факторов внешней и внутренней среды, обусловливающих протекание выполняемой субъектом деятельности; 3) выявление совокупности отношений (или закона связи) между основными элементами, что позволяет подойти к представлению изучаемого состояния в виде некоторого целостного образования, обладающего новыми свойствами по сравнению с отдельными элементарными структурами (1984). В.И. Чирков считает, что функциональное психофизиологическое состояние представляет собой системы мотивационных, эмоциональных, активационных процессов на определенном этапе деятельности. В структуру состояния он включает три вида переживаний: побуждающие, оценочные и переживания интенсивности состояния. По мнению Г.Б. Суворова, структура психического состояния включает шесть взаимопроникающих подструктур: когнитивно-некогнитивную, специфическо-неспецифическую, осознаваемо-неосознаваемую, следово-антиципирующую, социально-индивидуальную, устойчиво-оперативную. Каждая структура включает отношения между полярными компонентами психики. Компонентом структуры психического состояния означает проявление степени доминирования подсистемы ЦНС, в которой расположена одна из основных функций психики. Каждая подструктура охватывает всю психику в целом. В то же время характеристика состояний является частным проявлением степени преобладания одной из полярностей и в связи с этим может быть описана с учетом шести признаков разной степени выраженности. Наиболее полным является анализ структуры психического состояния, сделанный с позиций системного подхода В.А. Ганзеном и В.Н. Юрченко (1981). Авторы выделяют следующие характеристики структуры психического состояния: уровневость, совпадающая с уровневой организацией человека, субъективность-объективность и степень обобщенности (общее, особенное, индивидуальное). На основе каждой из них формируется одна из трех подструктур общей структуры психического состояния человека[16].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg