Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы

cool_lady 684 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля и самооценки рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления [35,с. 267]. В современных психологических исследованиях не существует единого взгляда на проблему развития самооценки и самоконтроля, многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги уделяют этой проблеме особое внимание. Это такие выдающиеся люди, как Э. Бернс, М. Розенберг, А.Г. Спиркин, Л.В. Бороздина, А.В. Петровский, У. Джеймс. Проблема исследования – Каковы педагогические условия формирования самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы. Цель исследования – Выявление педагогических условий формирования самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы. Объект исследования – Процесс формирования самооценки у второклассников. Предмет исследования – Педагогические условия формирования самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы. Гипотеза исследования – Формирование самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы будет проходить эффективнее если публичное выступление будет использоваться на каждом уроке литературы для развития самооценки. Задачи исследования 1. Охарактеризовать особенности самооценки у второклассников. 2. Уточнить сущность понятия «публичное выступление» на уроках литературы, как средство формирования самооценки у второклассников. 3. Определить диагностический инструментарий для выявления уровней сформированности самооценки. 4. Разработать и апробировать уроки с элементами публичного выступления на уроках литературы для формирования самооценки у второклассников. Теоретико-методологические основы исследования – теоретической основой выступили труды следующих ученых: 1) по формированию самооценки: Э. Берннс, М. Розенберг, А.Г. Спиркин, Л.В. Бороздина, А.В. Петровский, У. Джеймс; 2)проведение уроков литературного чтения: Л.Ф. Климанова, В.Г Горецкий, М.В. Голованова. Методы исследования – изучение и анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, беседа с детьми, анкетирование, наблюдение, анализ и синтез, сравнение, методы математической обработки. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика особенности самооценки у второклассников; уточнена сущность понятия «публичное выступление» на уроках литературы, как средство формирования самооценки у второклассников Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована серия уроков с элементами публичного выступления на уроках литературы для формирования самооценки у второклассников База эмпирического исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 71» города Кирова. Описание структуры работы – курсовая работа состоит из содержания, введения, основной части из двух глав, заключения, библиографического списка. Работа представлена на 59 странице (включая приложения), содержит 4 таблицы, 8 рисунков. Библиографический список включает 35 источника.
Введение

Актуальность исследования На современном этапе развития общества, связанным с социально-экономическими особенностями и процессом всеобщей гуманизации, возникает потребность в воспитании высокосоциализированной личности, способной успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Жизненные позиции человека, уровень его притязаний, а так же систему оценок во многом определяет самооценка. Самооценка влияет на поведение и результативность деятельности человека. Самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) в качестве основной цели образования выделено достижение младшими школьниками метапредметных результатов, которые требуют сформированности у детей умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, что требует определенного уровня сформированности самооценки [33, с. 28]. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать межличностное общение. Необходимым условием формирования социально активной и духовно богатой личности является овладение речью. Речь – это не только форма общения, но и форма передачи и получения знаний. Овладение родной речью происходит через речевую деятельность. Вот почему так важно развивать речь, работать над этим постоянно и целенаправленно, поскольку без хорошо развитой речи нет настоящих успехов в учебе, нет общения. Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования. В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства школьников. Одним из основных средств в решении данной проблемы выступает урок литературного чтения. Через литературу дети входят в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. Чтение помогает развивать связную речь, воспитывает культуру речи, расширяет, уточняет, активизирует словарь учащихся, способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы 8 1.1. Понятие самооценки в психолого – педагогической литературе. Особенности самооценки у второклассников 8 1.2. Сущность понятия публичного выступления на уроках литературы, как средство формирования самооценки у второклассников 14 Выводы по I главе 21 Глава 2. Экспериментальная работа по формированию самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы……………………………………………………………………….23 2.1. Диагностика сформированности самооценки у второклассников 23 2.2. Педагогические условия для формирования самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы……………………………………………………………………….29 2.3. Динамика уровня сформированности адекватной самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы……………………………………………………………………….34 Заключение 37 Библиографический список 39 Приложение А. Анализ программы «Литературное чтение» 43 Приложение Б. Методика «Лесенка» автор В.Г. Щур 47 Приложение В. Методика «Дерево» автор Л.П. Пономаренко 49 Приложение Г. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 51 Приложение Д. Результаты методики «Лесенка» 54 Приложение Е. Результаты методики «Лесенка» 55 Приложение Ж. Результаты методики «Дерево» 56 на контрольном этапе 56 Приложение И. Результаты методики «Дерево» 58
Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Психолого – педагогические особенности оценки компонента учебной деятельности [Текст]: Вопр. псих. №4 / Ш. А. Амонашвили М: Педагогика, 1975. – 86с. 2. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О.М. Арефьева. – Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78. 3. Бадмаев, Б. Ц. Выступление, беседа — всегда общение [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Моск рабочий, 2003 -78с. 4. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс: - М.: «Прогресс», 1986 – 66с. 5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М: Просвещение, 2007г. – 386с. 6. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Бороздина. – М.: Психология, 2000. – 181с. 7. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка [Текст] Психологический журнал / Л.В. Бороздина. 1992 г. – 342с. 8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос – Пресс, 2005. –159с. 9. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться [Текст]: Руководство практического психолога и социального педагога / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2004. – 142 с. 10. Добрякова, В.В. Социальная сеть работников образования Nsportal [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/02/13/samootsenka-mladshego-shkolnika-i-ee-osobennosti (дата обращения 02.03.2020) 11. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. 12. Ефросинина, Л.А. Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина. - Начальная школа. – 2014. – № 2. – С. 49-57. 13. Зак, А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников [Текст]: Библиотека школьного психолога / А.З. Зак. – М.: МПСИ 2000 – 89с. 14. Засухина, К.П. Формирование навыка публичного выступления как состовляющей коммуникативной культуры педагога [Электронный ресурс] / К.П. Засухина // Режим доступа:https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=514258 (дата обращения: 19.03.2020) 15. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки: Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия [Текст] / Ф. Зимбардо. – С.: Бахрах – М, 2000 – 296с 16. Карнеги, Д. Б. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично [Текст] / Д.Б. Карнеги. – М.: Лабиринт - Пресс, 2000.-138 с 17. Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г. Литературное чтение: учебник для общеобразовательных организаций [Текст] / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: «Просвещение», 2018. – 225с. 18. Кривошеева, Ю.Д. Самооценка младших школьников [Электронный ресурс] / Ю.Д. Кривошеева – Выпускная квалификационная работа / Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/jAIq6lITuiE/all.html (дата обращения 15.03.2020) 19. Лазарева, Л.П. Учительский портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2831 (дата обращения 10.03.20) 20. Лисицина, С.А., Психологический сайт тестов и методик Тестотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/27.html (дата обращения 15.03.17) 21. Немов, Р.С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст]: Книга 3, / Р.С. Немов: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитор. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 631С. 22. Немов, Р.С. Психология. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов, Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2004. – 606с. 23. Никольская, С.Т. Техника речи: методические рекомендации и упражнения для лекторов [Текст] /С.Т. Никольская. М.: Знание, 1987.- 80 с. 24. Оболенская, Н.А. Социальная сеть работника образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/12/07/samootsenka (дата обращения 12.03.20) 25. Петровский, А.В. История и теория психологии [Текст]: Т. 1 / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – Ростов – на –Дону: изд. «Феникс», 1996. – 320с. 26. Пономаренко, Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе [Текст]: методические рекомендации для школьных психологов / Л.П. Пономаренко — Одесса: Астра – Принт, 1999. – 23с. 27. Психология Человека «Psyh.info» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/samootsenka.html (дата обращения 30.02.20) 28. Рытченко, Т.А. Психология деловых отношений [Текст]: учеб. пособие/ Т.А. Рытченко, Н.В. Татаркова – М: Психология, 2005 – 88с. 29. Саморукова, П.Г. Моя психология [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mypsihologiya.ru/lichnost/osobennosti-samootsenki-mladshego-shkolnika (дата обращения: 04.02.20) 30. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин – Ростов на Дону: «Феникс», 2000. – 576 с. 31. Студенческий научный форум TEST – ОNLINE [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyline.retter.ru/pf16/start.php (дата обращения 15.03.20) 32. Таров, Д.А. Научная библиотека диссертаций и авторефератов DisserCat [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-adekvatnoi-samootsenki-uchebnoi-deyatelnosti-u-podrostkov-na-primere-selskoi-sh#ixzz4tg1w9gIp (дата обращения 10.02.20) 33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация средствами УМК «Школа России»- М.: Просвещение, 2010.- 48 с. 34. Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования. Утвержденприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. 41с. 35. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников [Текст] / Л.Ю. Фомина. Журнал «Начальная школа» № 10, 2003 г. – 99с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у второклассников в процессе публичного выступления на уроках литературы 1.1. Понятие самооценки в психолого – педагогической литературе. Особенности самооценки у второклассников Самооценка, как психологическая категория, очень важна для детального рассмотрения, так как играет одну из главных ролей в личностном становлении. Такие великие психологи и ученые как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г. Спиркин приложили много усилий для изучения этого феномена. Несмотря на то, что понятие «самооценка» является простым для понимания, требуется четкое, структурированное определение. Анализ психолого – педагогической литературы позволяет выявить множество различных определений самооценки, ведь каждый автор по – своему трактует самооценку, исходя из выделенных им особенностей. Э. Бернс считает, что самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках свойственных индивиду [4, с. 54]. По мнению М. Розенберга самооценка – отражение степени развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. А.Г. Спиркин дает определение самооценке как «отношению к себе», которое наряду с познанием себя входит в самопознание [19]. У Л.В. Бороздиной можно увидеть такое определение: «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей» [7, с.87]. Понятие самооценки весьма подробно разрабатывалось в зарубежной и отечественной психологии. По А.В. Петровскому, самооценка есть «оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, его критичность, требовательность к себе. Тем самым самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности» [25, с.124]. В психологической энциклопедии «самооценка» – это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя, как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения [30, с. 126]. В современной психологии существует три вида самооценки: • заниженная; • адекватная; • завышенная [11, с.78]. Упоминание о самооценке, как о психологическом явлении, можно встретить в литературных источниках далекого прошлого. В трудах Аристотеля, стоявшего у истоков возникновения научной психологии. Так на очень долгое время это понятие оставалось вне научных интересов. Только на границе XIX и XX веков понятие «самооценка» начинает встречаться на страницах специальной педагогической литературы [22, с.356]. С самооценкой имеют связь оценочные функции самопознания, включающие в себя эмоционально – ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя. Самопознание рассматривается как одна из четырех сторон: самопознание, самоотношение, саморегуляция, самосознание. Первым, кто ввел понятия «самооценка», «образ самого себя» в структуру личности, был У. Джеймс. Джеймс разделил личность на три части: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые этими элементами (самооценка); 3) поступки, вызываемые этими элементами личности (забота о самом себе и самосохранение). Основные слагаемые личности У.Джеймс подразделил на три класса: • физическая личность; • социальная личность: • духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоции, вызываемые этими элементами, а именно, самооценку. Самооценку он подразделил на два типа: самодовольство и недовольство собой. Психолог У. Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний. Самооценка = Успех Притязания Формула показывает, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать сложные задачи, при неуспехе – соответственно, снижается [6, с. 57]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося. Самооценка играет значимую роль в становлении индивидуальных особенностей и возрастных характеристик личности младшего школьника. Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время. В планируемых результатах ФГОС НОО определено: - выпускник научится оценивать правильность выполнения адекватной оценки, адекватно воспринимать актуального развития», базовый уровень освоения); - выпускник получит возможность научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия («Зона ближайшего развития», повышенный уровень освоения)[33]. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. Во втором классе ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка второклассников еще далеко не самостоятельна, над ней работают оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем [26, с.17]. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям с взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения[15, с.32]. У второклассников самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и происходит неуверенность в себе, снижение самооценки [9, с. 68]. Самооценка у второклассника формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся вторых классов. Умение объективно оценивать самого себя развивается в процессе общения со взрослыми и со сверстниками. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки второклассников, поэтому учитель начальных классов должен знать и учитывать психологические особенности детей и индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Учебная деятельность является основной для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания в данном возрасте. Становление самооценки второклассника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты. Не выявлено связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Важнее – не сколько, а как общаются родители с ребенком. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, к мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским. Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу. В ходе учебно – воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает самокритичность, требовательность к себе. Второклассники и в относятся к себе более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении. Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Ученики вторых классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли). Подводя итоги нашему исследованию, можно выделить характерные черты развития самооценки в младшем школьном возрасте: 8-10 лет ребенок перестает ставить себя чересчур высоко, поскольку уже имеет сформировавшееся представление о своих поступках, значимости в коллективе и характере. Он более реально оценивает свой позитивный и негативный опыт. На формирование самооценки второклассника влияют следующие факторы: отношение окружающих, любовь и уважение со стороны родителей, учителей, сверстников, а так же социальная роль [18]. Таким образом, в психологической энциклопедии «самооценка» – это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя, как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. В современной психологии существует три вида самооценки: • заниженная; • адекватная; • завышенная. Благодаря психолого – педагогической литературе выявлено, что во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. 1.2. Сущность понятия публичного выступления на уроках литературы, как средство формирования самооценки у второклассников Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений [14]. Устное выступление – наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для человека и менее всего трудно для него. Очень многим людям письменно изложить свои идеи достаточно сложно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств – мимика, жесты, позы, интонация. Одним из важных факторов публичного выступления является умение ясно, понятно, красиво говорить [16, с. 81]. Рассмотрим, какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках. Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций: - вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему; - устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.; - групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии; - монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого – либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д. [23, с. 39]. Работе над связной речью учащихся необходимо уделять особое внимание. Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. При подобной работе важна межпредметная связь с уроками общешкольного цикла. Способы расширения словарного запаса: чтение книг, просмотр видеоматериалов, использование энциклопедий и словарей. Превосходным источником новых слов, информации является общение [3, с. 55]. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях [32]. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства [31]. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.), т. к. читая и анализируя литературные произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведений, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Роль уроков литературного чтения в системе общего начального образования достаточно высока. Действительно, без умения читать, понимать и трактовать текст, особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьез говорить о требованиях к образованию [12, с. 49].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg