Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

Формирование исполнительской техники в классе гитары

cool_lady 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
Объект исследования: художественно-педагогический процесс в классе гитары. Предмет исследования: формирование исполнительской техники обучающихся гитаристов. Цель исследования: теоретико-методическое обоснование формирования исполнительской техники обучающихся гитаристов. Задачи исследования: 1. Определить структуру и содержание процесса формирования исполнительской техники в классе гитары. 2. Выявить специфику формирования исполнительской техники в классе гитары. 3. Изучить принципы подбора и освоения репертуара в классе гитары. 4. Рассмотреть методику формирования исполнительской техники обучающихся гитаристов. 5. Изучить вопросы, связанные с преодолением технических трудностей и сложностей в классе гитары. 6. Исследовать процесс подготовки к концертному выступлению в классе гитары. Методами исследования являются аналитический, эмпирический, обобщающий, метод сравнения. Гипотеза исследования: формирование профессионализма музыканта – гитариста напрямую зависит от развития его техники исполнительского мастерства. При этом: - для развития техники гитариста важен систематический подход; - исследуя методики выдающихся педагогов – гитаристов необходимо обобщить их в единую методику. Теоретическая база исследования. В исследовании представлены труды авторов, содержащие основы теории музыкально-образовательного процесса: Э.Б. Абдуллиной, О.А. Блока, В.Г. Борисевича; - психологию музыкального искусства: Л.С. Выготского, Ю.В. Капустина, Ю.А. Литвиненко, Л.С. Майковской, В.И. Петрушина; - труды по психологии гитариста: Р.П. Захарова; - методику обучения музыкантов – гитаристов: П.С. Агафошиной, Т. Барроуза, А.Г. Буториной, М.Г. Вильвовского, А.И. Виницкого, А.Ф. Гитмана, Ч. Дункана, А.М. Иванова-Крамского, М. Каркасси, В.В. Ковба, И.С. Кузнецова, Н.П. Михайленко, Ф. Ноуда, Э. Пухоля, П. Роч, Ф. Сор; - теорию происхождения русских народных музыкальных инструментов: К.А. Верткова, М.И. Имханицкого; - труды других педагогов-музыкантов: Г.Г. Нейгауза, О.Ф. Шульпякова. Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлении положения будут полезны для начинающих педагогов – гитаристов в обучении детей и формировании у них исполнительского мастерства. Структура исследования: введение, два главы, заключение, список использованных источников, состоящего из 60 источников, в том числе 49 на русском, 11 – на иностранных языках. Исследовательская работа включает приложения, в которых обозначены упражнения для постановки правой руки, схемы правильной постановки обеих рук гитариста. Первая глава раскрывает теоретические основы формирования исполнительской техники в классе гитары, в том числе содержание и специфику исполнительской техники гитариста, особенности в подборе репертуара. Во второй главе описаны методические основы формирования исполнительской техники музыканта – гитариста, процесс преодоления технических трудностей. В заключении подведены итоги к исследовательской работе, обозначено выполнение цели и достоверность поставленной гипотезы.
Введение

Актуальность исследования. Несмотря на то, что гитара является старейшим музыкальным инструментом, в современном мире она также широко распространена. Одна из важнейших и не в полной мере до сих пор исследованных проблем – формирование исполнительской техники гитариста. Факт неразрешенности проблемы можно объяснить следующими причинами. История популярности гитары неравномерна, для неё характерен как огромный интерес к инструменту, так и падение внимания публики и музыкантов, в частности. С конца XIX - начала ХХ веков гитара уже довольно прочно вошла в мир музыки, являясь востребованной и по сей день. Классическая гитара не сразу сыграла роль инструмента, задействованного в концертах. Только в конце XIX века она получила звание профессионального концертного инструмента, а в ХХ веке стала изучаться на профессиональном уровне в специализированных учреждениях высшего образования. Также в ХХ веке, в связи с достижениями физиков в сфере электроники, появился электрический тип гитары, переключивший на себя внимание музыкантов. Именно по этим причинам гитара не получила достаточных научно-методических исследований и по настоящее время, являясь широко исследуемым инструментом среди ученых, педагогов и музыкантов ХХI века. Исходя из вышеизложенного, автор может выявить то, что актуальность работы обусловлена разрешением следующих противоречий между: - отечественной и зарубежной методикой обучения игре на гитаре; - постоянно сменяющимися методиками, зависящими от быстрого развития гитары в музыкальном искусстве; - теоретическим и практическим опытом музыкантов-гитаристов. Таким образом, вышеизложенные противоречия определяют актуальность проблемы данной работы, связанной с тем, что формирование исполнительской техники гитариста является базовым элементом музыканта – гитариста, обосновывающим его профессионализм. Данная проблема актуальна для абсолютно любого профессионального музыканта, именно поэтому она важна для музыкальной педагогики в целом. Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования исполнительской техники в классе гитары были упомянуты в трудах выдающихся отечественных и зарубежных авторов. Обозначим имена некоторых из них, положения из чьих работ были представлены в настоящем исследовании: Н.П. Михайленко, А.Г. Николаева, А.М. Иванова-Крамского, Э.Пухоля, Ч. Дункана и других выдающихся педагогов- гитаристов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГИТАРИСТОВ…………………………………………………………………..7 1.1. Структура и содержания процесса формирования исполнительской техники обучающихся гитаристов…………………………7 1.2. Специфика формирования исполнительской техники в классе гитары…………………………………………………………………………..11 1.3. Репертуар. Принципы подбора и освоения репертуара в классе гитары…………………………………………………………………………..18 Вывод к I главе…………………………………………………………..22 ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ В КЛАССЕ ГИТАРЫ……………23 2.1. Методика формирования исполнительской техники в классе гитары……………………………………………………………………………23 2.2. Преодоление технических сложностей и трудностей в классе гитары…………………………………………………………………………...29 2.3. Подготовка к концертному выступлению обучающихся гитаристов………………………………………………………………………32 Вывод ко II главе…………………………………………………………38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….43 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………49
Список литературы

1. Абдуллин, Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: автореферат диссертации ... доктора педагогических наук : 13.00.02;13.00.01 / Моск. пед. ун-т. - Москва, 1991. – 38 с. 2. Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.С. Агафошин ; под ред. Е. Ларичева. М. : Музыка, 1990. - 206 с. 3. Барроуз, Т. Все о гитаре : подроб. самоучитель игры на гитаре в разных стилях музыки / Терри Барроуз ; пер. с англ.: А. Иванова-Дятлова. М. : Астрель : ACT, 2004. - 251,1. с. : цв. ил., нот. ; 29 с. 4. Блок, О. А. Гносеологическая природа оркестрового класса в контексте дидактического осмысления [Текст] / О. А. Блок // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 2. - с. 164-171. 5. Блок, О.А. Композиция как педагогическое условие опережающего музыкально-творческого развития обучающихся детей в классах инструменталистов [статья]. Музыка и время, №4, 2020. – с. 21-25. 6. Блок, О.А., Семенова, Н.Ф Дидактический ресурс оркестрового класса [статья]. Музыка и время, №2, 2017. – с. 36-40. 7. Блок, О.А., Семенова, Н.Ф Музыкальное произведение в оркестровом классе: аспекты анализа [статья]. Музыка и время, №1, 2018. – с. 23-27. 8. Блок, О.А. Педагогика оркестрово – ансамблевого исполнительства. Вестник МГУКИ, 2013. – с. 212-218. 9. Блок, О.А. Педагогический потенциал музыкального искусства.- Вестник МГУКИ, 2016. – с. 227-232. 10. Блок, О.А. Психология и педагогика музыкального творчества: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2012. – 232 с. 11. Блок, О. А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: монография / О. А. Блох. — М.: МГУКИ, 2002. — 232 с. 12. Блок, О.А., Семенова, Н.Ф. Формирование исполнительских действий-движений как необходимое педагогическое условие развития музыкантов-инструменталистов [статья]. Музыка и время, №9, 2019. – с. 42-46. 13. Блок, О.А. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в культурно-досуговых центрах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). с.130—135. 14. Борисевич, В.Г. Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Борисевич Владислав Гурьевич ; Ин-т худож. образования Рос. акад. образования. М., 2008. - 165 с. 15. Буторин, А.Г. Определитель аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары : пособие для гитаристов / А.Г. Буторин. Л. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1982.-43 с. 16. Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. -Л.: Музыка, 1975. - 280 с. 17. Вильвовский, М.Г. Игровой аппарат гитариста – принципы постановки и работы. – Нижневартовск, 2015. – 23 с. 18. Виницкий, А. И. Аккорды и аккордовые последовательности [Ноты] : Для шестиструн. гитары / [Предисл.] авт. - М. : Престо, 2000. - 30 с. 19. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский; Соврем, гуманитар, ун-т. М.: Изд-во Соврем, гуманитар, ун-та, 2001. - 209 с. 20. Гитман, А. Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре [Ноты]. - [Переизд.]. - Москва : Престо, 2006. - 104 с. 21. Дункан, Ч. Искусство игры на классической гитаре / Чарльз Дункан ; пер. с англ. Ивачева П. Красноярск : Офсет плюс, 2004. - 72 с. 22. Захаров, Р.П. Проблема слухо-двигательной координации и стабилизация моторной программы гитариста в процессе технического освоения музыкального произведения // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2005 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2005. – С. 45- 48. 23. Захарова, Н. Нескучные этюды для начинающих гитаристов [Электронный ресурс]-URL: http://metcab.ucoz.ru/Narodniki/Metodrabota/zakharova_n-neskuchnye_ehtjudy-2.pdf (Дата обращения: 15.04.2020). 24. Иванов-Крамской, А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с. 25. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб. пособие для музык. вузов и училищ / М. И. Имханицкий. - М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002 (Электросталь : Книж. ф-ка ј 1). - 351 с. 26. Имханицкий, М.И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра: Учеб. пособие по курсу "История исполнительства на рус. нар. инструментах" для студентов муз. вузов / М. Имханицкий. - М. : ГМПИ, 1981. - 79 с. 27. Имханицкий, М.И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды ГМПИ им.Гнесиных, вып.24. – М.,1976. 28. Имханицкий, М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. И. Имханицкий. - М. : Музыка, 1987. – 185 с. 29. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006, - 200 с. 30. Капустин, Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика : (Социол. пробл. современ. концерт. жизни). Исследование / Ю. Капустин. - Л. : Музыка : Ленингр. отд-ние, 1985. - 160 с. 31. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с. 32. Карпов, Леонид Владимирович. Развитие базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Карпов Леонид Владимирович; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2012.- 221 с. 33. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с. 34. Клачкова, Д.Н. Методическая разработка открытого урока на тему: Технические навыки игры на гитаре в старших классах, 2019 [Электронный ресурс]-URL: https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-tiekhnichieskiie-navyki-ig.html (Дата обращения: 16.04.2020). 35. Клеменьев, В.В. Методическая разработка на тему: Воспитание технических навыков гитариста и их развитие [Электронный ресурс]-URL: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/4/articles/1803 (Дата обращения: 17.04.2020). 36. Ковба, В. В. Вопросы педагогики преподавания на классической гитаре. Челябинск 2006.г 37. Кузнецов, И.С. Техника игры на шестиструнной гитаре / И.С. Кузнецов; под ред. В. Илляшевича. Киев: Музична Украина, 1972. - 145 с. 38. Литвиненко, Ю.А. Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке.- М.: владос, 2010. – 290 с. 39. Майковская, Л. С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700- Музыкальное образование / Л. С. Майковская. - Москва: Музыка, 2006 (М. : Тип. "Наука"). - 109, [2] с. 40. Майковская, Л.С., Несер-Эддин Буаттура. Феномен артистизма в исполнительской деятельности музыканта. Вестник МГУКИ, 2012. С.216-220. 41. Михайленко, Н. П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. – Киев, 2003. – 248 с. 42. Михайленко, Н.П. Справочник гитариста / Н.П. Михайленко, Фан Динь Тан. Киев, 1998. - 247 с. 43. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.-М.: Музыка, 1988.— 240 с. 44. Ноуд, Ф. Самоучитель игры на гитаре / Фредерик Ноуд ; пер. с англ. К.А. Давыдовой. Москва: ACT: Астрель, 2007. – 269 с. 45. Основные принципы составления репертуара учащихся в классе гитары [Электронный ресурс]-URL: https://infourok.ru/metodicheskoe-soobschenie-na-temu-osnovnie-principi-sostavleniya-repertuara-uchaschihsya-v-klasse-gitari-2519978.html (Дата обращения: 15.04.2020). 46. Педагогические принципы Л.В. Николаева в контексте традиций российской музыкально-исполнительской школы [Электронный ресурс]-URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/pedagogicheskie-principy-lv-nikolaeva-v-kontekste-tradiciy-rossiyskoy-muzykalno (Дата обращения: 16.04.2020). 47. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - Москва : Акад. Проект: Гаудеамус, 2008. - 488, [1] с. 48. Поликарпов, Н.Э. Пухоль и его школа / Н.Э. Поликарпов // Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. М. : Сов. композитор, 1977. - С. 3-4. 49. Попова, А.В. Работа над развитием технических навыков в классе гитары. Сафоновская детская школа искусств №1. – Сафоново, 2018. – 15 с. 50. Примерная программа по учебной дисциплине "Музыкальный инструмент" (гитара шестиструнная) [Текст] : для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств / М-во культуры Российской Федерации, Научно-методический центр по художественному образованию ; [сост.: В. А. Кузнецов, А. Ф. Гитман ; ред.: О. Н. Соколова]. - Москва : Классика-XXI, 2002. - 18, [2]с. 51. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре : на принципах техники Ф. Таррега / Э. Пухоль ; пер., ред. и предисл. И. Поликарпова .- М.: Сов. композитор , 1992. - 189 с. 52. Роч, П. Новейшая школа игры на гитаре по методу Ф. Тарреги / Паскуаль Роч. Нью-Йорк. 1921. - 45 с. 53. Роч, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / Паскуаль Роч ; под редакцией Иванова-Крамского A.M. М. : Музгиз, 1962. - 103 с. 54. Сор, Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007, - 165 с. 55. Стреленская, Е.В. Развитие технических навыков у обучающихся в классе гитары. – Лопатино, 2017. – 9 с. 56. Техника Андреса Сеговии [Электронный ресурс]-URL: http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_94.html (Дата обращения: 14.04.2020). 57. Черных, С.И. Формирование техники игры начинающего гитариста. - Крымск, 2016 [Электронный ресурс]- URL: https://infourok.ru/formirovanie-tehniki-igri-nachinayuschego-gitarista-1326412.html (Дата обращения: 13.04.2020). 58. Шишкова-Новикова, А.В. Преодоление технических трудностей в процессе работы над музыкальными произведениями на начальном этапе обучения, 2018. – 41 с. 59. Шульпяков, О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Шульпяков; Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - Л.: Музыка : Ленингр. отд-ние, 1986. - 124,[2] с. 60. Шумидуб А. Школа игры на гитаре.- М.: Шумидуб, 2002, - 127 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГИТАРИСТОВ 1.1. Структура и содержания процесса формирования исполнительской техники обучающихся гитаристов Творчество – это действия человека, которые направлены на образование чего-то нового и особенного. Современный уровень музыкального искусства диктует исполнителям высокий уровень исполнительского мастерства, специальных навыков и умений. Мастерство гитариста должно быть сформировано поэтапно и систематично. Исполнительская техника гитариста – сложный психофизиологический процесс, требующий от музыканта полной сосредоточенности и систематизации. При этом происходит совокупность и взаимозависимость художественных и технической стороны исполнительского мастерства. Исполнительская техника содержит в себе: накопленный опыт музыканта, его знания, музыкальная память и слух, исполнительский аппарат. Мастерство исполнителя – это его индивидуальность, специфические особенности, строение исполнительского аппарата. При помощи техники музыкант раскрывает смысл, заложенный в произведение автором, поэтому техника рассматривается в двух аспектах: - художественный; - двигательный. Один из важных технических аспектов в исполнительском мастерстве гитариста – это манера его звукоизвлечения. В первые годы обучения гитариста ему еще сложно извлекать чистый, богатый обертонами звук, поэтому педагогу так важно с самого начала обратить на это внимание. Звучание гитары классического типа является наиболее академичным, при этом плотным и ярким. Важный момент в постановке техники игры на гитаре – свобода исполнительского аппарата. Г.Г. Нейгауз в работе «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» писал: «Я пытался иногда…всевозможными метафорами, образами и сравнениями помочь играющему понять и ощутить, что такое свобода» [43,115]. Исполнительский (или игровой) аппарат музыканта – гитариста – это не только его пальцы, кисти, предплечья, плечи, а целая совокупность опорно-двигательной системы и динамики в мышцах. Двигательная система человека напрямую соотносится с нервной, регулируясь ей. При этом нервная система находится в совокупности с системой кровообращения, дыхательной и т.д. Во время исполнения гитарист задействует плечи, предплечья, кисти и пальцы, плечевой пояс. В целом в игре участвует весь корпус, ноги гитариста являются его опорой, должны определяться особенностью посадки. Исполнительский аппарат музыканта – гитариста осуществляет его слуховые образы. Свобода постановки не означает расслабления, а отсутствие напряжения, в том числе с психической и физиологической стороны. При этом чрезмерная расслабленность мышц может означать неточность в посадке музыканта, поэтому педагог должен помочь обеспечить ученику свободу именно в отношении готовности к действиям, уверенность музыканта в своей исполнительской технике. Очень важен при этом психологический настрой ученика на учебный процесс в целом. Так же как мы можем отличить одного вокалиста от друга посредством его ярко выраженного тембра, так и каждая гитара имеет свой неповторимый звук. При обучении классических гитаристов чаще всего применяются две школы – испанская и итальянская. Их приемы звукоизвлечения апояндо и тирандо соответственно. - апояндо (упираясь на соседнюю струну) – сила подачи идет от сустава возле ладони. Используется во время игры мелодий, гамм, арпеджио. Данный способ, в основном, используется для создания художественного образа произведения. Для учеников начального уровня данный прием, казалось бы, дается проще. Проблема в том, что проще овладеть неправильной постановкой апояндо, тогда как прием находится наравне с исполнением тирандо. - тирандо – прием направлен к соседней струне, но не доставая до неё. Используется во время игры арпеджио, аккордов, звуков аккомпанемента. Способ тирандо применяется чаще всего, так как он является наиболее универсальным. Как отмечают педагоги гитары, особых различий в данных приемах звукоизвлечения нет. Главный их принцип – правильность исполнения. Многие педагоги в своей методике используют наравне оба приема. Поэтому оба приема имеют место быть в процессе формирования исполнительской техники гитариста. «Исследования выявили особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук. Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений является сильнейшим средством активации коры головного мозга. Движения кисти руки ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а также способствуют интеграции деятельности мозга» [45]. Следующий важный момент в совершенствовании техники гитариста – постановка правой руки. Это фундамент для постановки всех пальцев. В основном, все педагоги ориентируются на школы испанских гитаристов Фернандо Сора и Агуадо-и-Гарсия Дионисио. Наряду с этими методиками существует техника испанского классического гитариста Франсиско Таррега. В его технике кисть является продлением предплечья. Так струна оттягивается не диагонально, а перпендикулярно. Достоинство методики Таррега в возможности исправления звучания в соответствии с художественными и техническими задачами произведения, а также индивидуальным особенностям исполнителя. Определим принципы техники Ф.Таррега: - гитаристу необходимо во время игры ощущать руку полностью, начиная от плеча. Рука находится в навесном положении над гитарой, при этом предплечье затрагивает корпус. - кисть – как бы удлинение предплечья, чтобы поддерживать кисть необходимо держать её немного в напряжении. - запястье находится в округлом положении не ниже параллельного положения к гитаре. Соблюдение данных принципов обеспечивает гитаристу правильную постановку пальцев, снимает напряжение. Чтобы укрепить правую руку, необходимо играть арпеджио, при этом предплечье не дотрагивается до гитары. При этом важно сохранять весомое положение руки. Постановка правой руки напрямую влияет на исполнительский аппарат музыканта – гитариста в целом, качественное звучание, регулирование рук. Поэтому правая рука должна играть непроизвольно, автоматически. Постановка рук является важным моментом в технике музыканта-гитариста, но при этом не стоит забывать, что технику любого исполнителя определяет культура его звука. В современном музыкальном мире рост уровня исполнительского мастерства требует от исполнителя высокого уровня мастерства: интенсивный и наполненный тембр, четкая артикуляция, широкий диапазон, глубокий и плотный звук. Для того чтобы звук был полномерным, струну первым делом необходимо оттянуть струну, а затем отпустить. Так струна начинает колебаться одинаково, основный тон звучит ярче, чем обертоны. Если резко ударить по струне, то появляются лишние обертоны. Перед тем, как оттянуть струну, пальцы ставятся на струну. Начало звука должно быть отрепетировано, доведено до механического состояния. Такая постановка правой руки требует от исполнителя задействования и подушечки пальца, и ногтя. «При этом кончик пальца нажимает на струну, подушечка проминается, ноготь касается струны, которая оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода» [17]. «Искусство театра, музыки, живописи основано на умении художника и артиста выражать свои мысли, чувства на невербальном уровне, при помощи интонаций, красок, мимики, жеста и движения. Умение выразить одно и то же эмоциональное состояние при помощи разных видов искусства – то, к чему должны стремиться все желающие заниматься искусством» [47,7]. 1.2. Специфика формирования исполнительской техники в классе гитары Одна из программ, чаще всего используемых в настоящее время при обучении начинающих гитаристов – программа Г.А. Ларичевой и Л.В. Акишиной. Данная программа рекомендует проводить технический зачет по окончанию III четверти. Во время технического зачета необходимо проводить сдачу этюдов для отработки техники исполнителя (игра арпеджио, аккордов), гамм, ритмических особенностей, умения читать с листа. Занятия по формированию исполнительской техники должны быть не только ради самой техники, а также ради развития личности музыканта. К каждому ученику необходим индивидуальный подход. Развитие технической стороны исполнения должно занимать всего 30% занятия. Техника гитариста развивается в процессе исполнения: - гамм; - гаммообразных пассажей; - арпеджио; - интервалов; - аккордов и аккордовых последовательностей; - мелизмов. «Для того чтобы «выходило», чтобы эта инструментально-техническая работа (я хочу сказать: работа над овладением инструментом и тренировка двигательного аппарата) приносила действительно пользу, необходимо ставить ученику ясные и определенные цели и неукоснительно добиваться полного их достижения» [43, 21]. Каждый урок должен быть отведен отработке какого-то одного технического элемента для того, чтобы ученик смог закрепить его дома. Изученный материал должен быть обязательно закреплен, поэтому на каждом уроке необходимо выделять время для закрепления изученного ранее материала. При этом изученный материал должен со временем усложняться. Задачи должны исполняться в различном темпе, ритме для того, чтобы не возникало механических повторений. Упражнения должны быть подвержены анализу и самоконтролю со стороны исполнителя. При этом анализ может быть исполнен только ребенком с 10-летнего возраста, так как ранее ребенку будет сложно анализировать ситуацию, это входит в основную задачу педагога. Начальный этап обучения характеризуется исполнением арпеджио правой рукой (большой палец правой руки – 6, 5 и струны; указательный – 3 струна, средний – 2 и безымянный - 1). В этот же период должна быть изучена техника игры интервалами и тремоло. После того, как постановка рук становится более устойчивой, можно переходить к изучению гамм. Изучение техники легато необходимо начать с легато в восходящем движении. Игра мелизмов должна быть выполнена на одной струне с исполнением форшлагов и трелей. После сформированности ощущения свободы во время исполнения можно переходить к исполнению аккордовых последовательностей. В этот же период развивается гармонический и мелодический слух, навыки интерпретации и импровизации, подбор аккомпанемента, чтение с листа. Аккордовые последовательности необходимо играть в различных тональностях для устойчивости двигательных навыков, свободы исполнения, интерпретации, которые составляют уровень исполнительского мастерства музыканта – гитариста. Техника исполнения пассажей формируется в процессе исполнения гамм. Гаммы необходимо играть во всех тональностях в различном ритме (дуоли, триоли, квартоли, квартоли, квинтоли). Для усложнения совершенствования техники необходимо играть в расширенных позициях, мелизматику – приемом арпеджио. Исходя из вышеизложенного, музыкально – техническая сторона исполнения формируется, благодаря систематизации подхода, постепенному усложнению материала. Структура урока состоит из: - 1/6 урока – разминка; - 1/4 урока – тренировка исполнения штрихов; - 1/4 урока – исполнение арпеджио, залигованных звуков; - 1/4 урока – разбор нового материала; - 1/3 урока – повтор и закрепление пройденного материала. Заниматься желательно по 2 раза в день, каждый раз уделяя внимание определенным техническим моментам. В зависимости от цели подготовки видоизменяются упражнения (концерт, конкурс, технический зачет и экзамен). Не стоит забывать про том, что гитарист должен знать музыкальную грамоту, уметь подбирать произведения по слуху. Техника гитариста определяется, в первую очередь, его посадкой, правильной постановкой рук. Ученик садится на край стула, левая нога стоит на невысокой подставке. Корпус гитары кладется на левое бедро таким образом, чтобы гриф был на уровне с плечом, правая же нога отодвинута в сторону. Нижняя дека находится в вертикальном положении. Корпус должен быть немного отклонен вперед, плечи и руки не напряжены. Левая рука прижимает лады, находящиеся возле порожков из металла. Большой палец служит лишь поддержкой для четырех пальцев, не участвуя в процессе игры. Он расположен посередине грифа, поддерживая его. Пальцы прижимают струны, находясь на ладах перпендикулярно. Они должны быть в закругленном положении. Плечи и предплечье свободны. Формирование техники гитариста должно опираться на педагогические принципы обучения. Это: - доступность – поставленные задачи должны усложняться постепенно, опираясь на индивидуальные особенности ученика, его возраст. - индивидуальность – методика обучения основывается на отличительных чертах исполнителя; - постепенность – равномерное увеличение нагрузки, чередование работы с отдыхом; - регулярность – только при постоянных систематичных занятиях возможен эффективный результат; - демонстрация – очень важно в работе применять принцип показа, наглядно демонстрируя ученикам принцип игры того или иного упражнения, либо произведения. Педагог должен использовать несколько методов обучения, ориентируясь не только на индивидуальность, но и настроение ученика: показ, словесный метод, наглядный, игровой. Рассмотрим технику постановки по методике всемирно известного гитариста Испании, являющегося «отцом классической гитары» современности Андреса Сеговии. Сеговия во время игры сидит на передней части стула, тело отклонено вперед. Гитара находится в вертикальном положении. Ноги стоят на подставке. Левая ступня – на крае подставки, пятка находится в висячем состоянии. Правая ступня – чуть позади. У инструмента есть четыре опорные точки: 1) Правое бедро, 2) Левое бедро, 3) Внутренняя сторона правой руки, 4) Грудь. Правая рука упирается в самую крупную часть гитары, рука от локтя до кисти находится в свободном висячем положении. Правильное положение руки можно проверить, просто перенеся низ рук перпендикулярно локтю. Предплечье левой руки находится под прямым углом к плечу. Не стоит забывать о том, что локоть не поднимается. Сеговия уделяет большое внимание именно постановке рук: «Если позиция всей правой руки правильна, то кисть при условии полного расслабления естественно окажется в нужной игровой позиции. Согнутая в запястье, она позволяет пальцам находится под почти прямым углом к струнам". При этом суставы должны быть параллельны струнам» [56]. Для исполнителя на начальном этапе техника, предложенная Андресом Сеговия, может быть сложной, так как у ученика сковываются и запястье, и руки. Исправить этот недостаток можно при помощи расслабления мышц, ощущений в теле. Техника Сеговии имеет некоторые характерные лишь для него черты: большой и указательный палец находятся в положении креста; указательный, средний и безымянный пальцы под наклоном к грифу, мизинец – в вертикальном положении. Сеговия придерживается приема звукоизвлечения апояндо. При этом прием достигается при помощи удара второго, третьего или четвертого пальца по струнам. Дальше палец становится на соседнюю струну. По этой причине звук становится наиболее объемным, красочным. При исполнении приема тирандо пальцы наиболее согнуты, чем при классическом варианте. Тирандо применяется в процессе игры аккордов, либо арпеджио в быстром темпе, тогда, когда струны должны звучать все вместе. По мнению Сеговии длина ногтя должна быть такой, чтобы её было видно над подушечками пальцев. При этом для точной игры ногти подпилены так, чтобы они уменьшались по краям. «Большой палец Сеговии сгибается только во втором суставе, кисть остается неподвижной. Сеговия использует внешний край или угол большого пальца, обеспечивая такое же плавное движение от мякоти к ногтю, как он это делает и остальными пальцами. Для создания акцентов или красочных эффектов Сеговия использует центральную часть ногтя большого пальца. Иногда для извлечения глубокого тона на басовых струнах вся кисть и часть руки от запястья до локтя используется для придания дополнительной силы большому пальцу. Однако при этом они не напряжены. В то время, как пальцы исполняют пассажи от тонких струн к басовым или наоборот, большой палец Сеговии следует за остальными пальцами, легко скользя по струнам и не задерживаясь на какой-либо басовой струне. Это связано с тем, что во время исполнения этих пассажей высота подъема запястья все время изменяется. Это и меняет угол наклона пальцев» [56]. Техника левой руки определяется тем, что в её задачи не входит поддержка гитары, она прижимает струны к грифу. Большой палец немного придавливает струну под прямым углом твердой его частью. «Пальцы должны падать на гриф с минимальной высоты. Слишком большой их подъем ведет к потере времени и замедлению темпа в быстрых пассажах. Струны максимально прижаты к ладам. Это способствует чистоте и длительности звучания и предотвращает дребезжание струн. Сеговия использует только то давление, которое необходимо для извлечения чистого звука. Его свободная кисть легко переходит от одной позиции к другой. Он предостерегает от чрезмерного давления, сковывающего большой палец и тормозящего темп исполнения. Единственная задача большого пальца левой руки - создавать контрсилу давлению на гриф остальных пальцев. Его наиболее правильное положение - против второго или третьего пальцев [56]. Сеговия отмечает, что нельзя применять большой палец во время игры баррэ, так как, по его мнению, это определяет безграмотность музыканта. Подводя итог в обучении по технике Андреса Сеговии, стоит отметить, что основная направленность его методики – раскрытие образа и характера произведения учеником. Для того чтобы смысл был реализован необходима точная, поставленная техника рук и корпуса музыканта – гитариста. 1.3. Репертуар. Принципы подбора и освоения репертуара в классе гитары Общее правило при выборе репертуара для ребенка – учет его индивидуальности (характерные особенности, темперамент, физические и психические отличительные черты). Важное правило при подборе репертуара – его воспитательное развивающее значение для ученика. Если же педагог оставляет без внимания эти факторы, возникает вероятность неупорядоченности в развитии музыкальных вкусов. Поэтому при выборе репертуара педагог отвечает на следующие вопросы: - какой запас знаний, умения получает ученик в процессе изучения произведения? - каким образом произведение разовьет ученика как полноценную личность? Растущий уровень образования в современном музыкальном искусстве требует как от педагогов, так и от учеников повышения результативности работы, поэтому теория всегда должна идти в совокупности с практикой, при этом ученик не должен быть перегружен информацией. Репертуар, соответствующий уровню исполнителя, всегда усваивается прочнее, тем самым, он наиболее эффективен в обучении музыканта – гитариста. Практика способствует развитию техники, исполнительских навыков. Часто педагоги заблаговременно усложняют материал, что нарушает педагогический принцип доступности, по которому репертуар и упражнения должны соответствовать возрасту и индивидуальности ученика. Рассмотрим ошибки и нарушения принципа доступности: - педагог не всерьез относится к составлению индивидуального плана занятий для каждого ученика; - невнимательное определение уровня сложности произведения, в итоге завышенный уровень не позволяет ребенку раскрыть свои способности в полной мере; - сознательное усложнение репертуара из-за желания педагога выделиться среди остальных. Процесс музыкального воспитания ребенка должен соответствовать следующим целям: - обучение будущего музыканта с широким картиной мира и кругом интересов; - воспитание грамотного музыканта. Техника развития музыканта – гитариста совершенствуется в процессе изучаемого им репертуара. При начале работы над музыкальным произведением необходимо провести его анализ: форма, тональность, возможные тональные изменения, модуляции, гармония, динамические изменения, фразировка, обозначения автора, музыкальные термины. Каждый ученик должен знать основные вехи в творческой биографии автора, специфические особенности его стиля. Выбор репертуара сформирован на характеристике обучающегося, а также основной задаче, поставленной в процессе обучения. Задача содержит в себе предполагаемый объем знаний и умений, который должен получить ученик. Весь учебный материал должен соответствовать поставленной задаче. Материал состоит не только из произведений, но и гамм, этюдов, других упражнений. Цели, ставящиеся перед репертуаром: - преодоление технических сложностей, поставленных в том или ином произведении; - формирование технической стороны; - развитие художественной стороны исполнения при помощи произведений (классические, народные). При подборе репертуара педагог должен ориентироваться на темперамент каждого отдельного ученика, его мыслительные способности, артистичность, привычки и склонности. Конечно, ученик должен развиваться всесторонне, но на экзамен либо концерт следует выносить то произведение, которое наиболее соответствует вышеизложенным качествам ученика. Следует поддерживать ученика в его инициативности при выборе репертуара, так как даже тот материал, который не будет вынесен на публику, станет в итоге полезен в общей творческой деятельности ребенка. Таким образом, повышается интерес ребенка к занятиям, в музыке в целом. Первоначальный этап обучения должен быть охарактеризован выбором несложный пьес для отработки постановки правой и левой руки. Это могут быть небольшие одноголосные песенки, народные композиции. По прошествии 2-3 лет обучения, когда техника юного гитариста становится увереннее, репертуар должен быть выбран по следующим принципам:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg