Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства

cool_lady 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
Актуальность темы с точки зрения экономической теории состоит в том, что любому производству в долгосрочном периоде нужно проанализировать все допустимые издержки и выработать стратегию по их оптимизации, чтобы при изменении масштабов производства имел место положительный эффект масштаба т.е. выработка росла бы быстрее затрат ресурсов, и тем самым средние издержки снижались при росте масштаба производства, а производитель смог бы получить максимальную выручку. Предметом курсовой работы является экономия и дезэкономия на масштабах производства. Целью данной работы является изучение понятия масштаба производства, факторов экономии и дезэкономии на масштабах производства. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: ? изучить и проанализировать понятие масштаб производства; ? изучить и проанализировать понятие экономии и дезэкономии на масштабах производства; ? изучить и проанализировать факторы экономии и дезэкономии.
Введение

Окончательной целью деятельности любого производства, фирмы, предпринимателя является получение максимальной прибыли от своей деятельности. Прибыль - это разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи. Расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли называются издержками. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.Издержки производства - один из важнейших финансовых показателей деятельности предприятия. Они служат основой для расчета многих других финансовых показателей. Поэтому их изучение - это необходимый фактор успеха. Рыночная экономика побуждает каждое предприятие наиболее эффективно использовать свои возможности для получения прибыли. В современных условиях предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, но прежде чем получить прибыль предприятие должно проанализировать все виды затрат для их сокращения. Только в этом случае можно реально говорить о получении прибыли.Проблемы снижения затрат на предприятии, поиска путей их решения являются сложными и интересными вопросами современной экономической теории. Проблема снижения затрат очень актуальна в современных экономических условиях, так как ее решение позволяет каждому конкретному предприятию выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции, построить крепкое и сильное предприятие, которое будет иметь хороший экономический потенциал. Анализ издержек производства обычно осуществляют в двух временных промежутках: в краткосрочном периоде (когда издержки являются постоянными и переменными и могут быть изменены в короткие сроки) и в долгосрочном периоде (когда все издержки являются переменными и для их изменения требуется большой период времени).
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы экономии и дезэкономии 5 1.1 Понятие экономии и дезэкономии от эффекта масштаба производства 5 1.2 Факторы экономии и дезэкономии 12 2 Анализ влияния эффекта масштаба 15 2.1 Влияние эффекта масштаба на уровне фирмы 15 2.2 Влияние эффекта масштаба на уровне государства 21 Заключение 29 Список использованных источников 31
Список литературы

1. Бевентер, Э Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях / Э. Бевентер. Пер. с нем. - М., 2016. - 224 с. 2. Борисов, Е.Ф. Экономика / Е.Ф. Борисов, - М.: ИНФРА-М. 2017. - 256 с. 3. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. - 9-е изд., перераб. и доп.- М.: ИТК Дашков и К. - 2016. - 600с. 4. Дегтярева, И.В. Микроэкономика / И.В. Дегтярева, Г.Р. Фахретдинова и др.. - М.: Изд-во МАИ. - 2016. - 198 с. 5. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева. - СПб.: Питер. - 2017. - 288 с. 6. Елисеев, А.С. Экономика: бизнес – курс МВА / А.С. Елисеев.- М.: Дашков и К. - 2017. - 488 с. 7. Ильин, С.С. Экономика / С.С. Ильин, Т.И. Васильева. - М.: Эксмо. - 2018. - 544 с. 8. Исаев, В.А. Экономика. Базовый курс / В.А. Исаев. - М.: Изд-во РУДН. - 2011. - 197с. 9. Клочков, В.В. Экономика: учебное пособие для вузов / В.В. Клочков. - М.: ИНФРА-М. - 2018. - 684 с. 10. Ковалев, С.Н. Экономика. Учебное пособие / С.Н, Ковалев Ю.В. Латов. - М.: Книжный мир. - 2016. - 266 с. 11. Курс экономики. /Под ред. Б.А. Райзберга. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2017. - 672 с. 12. Лемещенко, П.С. Современная политическая экономия / П.С. Лемещенко. - М.: Книжный дом. - 2017. 13. Кругман П.Р., Обстфельд М.Г. Международная экономика. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009. 14. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 727 с. 15. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 605 с. 16. Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2009. – 734 с. 17. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2010.– 420 с. 18. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 495 с. 19. Сахаровская Е.Ц., Желаева С.Э. Международные экономические отношения: Учебно-методический комплекс. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 64 с. 20. Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 256 с. 21. Экономика предприятия: учебни для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф., В.А. Швандира- 5-е изд., перераб/ и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
Отрывок из работы

1 Теоретические основы экономии и дезэкономии 1.1 Понятие экономии и дезэкономии от эффекта масштаба производства Эффект масштаба - экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия. При укрупнении производства выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума, а затем снова начинает снижаться. В долгосрочном периоде можно изменить использование всех производственных ресурсов. В этом случае изменяется масштаб производства. В долгосрочном периоде, когда все ресурсы являются переменными кривая долгосрочных издержек, определяется эффектом масштаба производства. Анализ долгосрочных издержек позволяет выявить оптимальный размер предприятия, то есть размер производства, обеспечивающий минимальные издержки на единицу выпуска в данной сфере производства [5]. Как правило, для большинства производственных процессов средние издержки быстро сокращаются при небольших объемах производства.Так с ростом выпуска средние издержки продолжают сокращаться, но уже относительно более медленными темпами.При незначительных масштабах производства кривая долгосрочных издержек становится практически горизонтальной. Во многих производствах характер отдачи от масштаба изменяется при достижении определенных объемов выпуска. До определенных пределов рост производства сопровождается возрастающей отдачей, которая затем сменяется убывающей. Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством. В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на одном уровне -- горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины. В долгосрочном периоде запасы любых ресурсов возможно увеличить или уменьшить. Предприятие для приспособления к рыночному спросу может варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы. Естественно, что при увеличении масштаба производства объем выработки растет. Однако характер увеличения масштаба производства может быть различным. Возможны три ситуации. ? объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество ресурсов; ? объем производства растет в той же степени, что и количество ресурсов; ? объем производства растет медленнее, чем увеличивается количество ресурсов; Это различие в соотношении роста выработки и ресурсов в теории получило название эффект масштаба. Эффект масштаба - соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов. Если выработка(Q) растет быстрее затрат ресурсов (P), то есть имеет место положительный эффект масштаба, то средние издержки снижаются при росте масштаба производства, тогда функция LATC убывает на участке OA, на рисунке 1. Рисунок 1 - Экономия и дезэкономия на масштабах производства [6] В этом случае говорят об экономии на масштабах производства. Если выработка и затраты ресурсов растут в одинаковой пропорции, то есть эффект масштаба отсутствует, средние издержки не изменяются при увеличении масштаба производства тогда функция LATC постоянна на участке АВ. Такая ситуация называется участком постоянной отдачи. Если выработка растет медленнее, чем затраты ресурсов, то есть имеет место отрицательный эффект масштаба, средние издержки увеличиваются при росте масштаба производства тогда функция LATC возрастает на участке АС. В этом случае говорят о дезэкономии на масштабах производства [7]. Существуют несколько видов эффектов масштаба. Положительный эффект масштаба производства наблюдается в том случае, когда средние издержки фирмы сокращаются по мере увеличения объема выпуска. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что: ? по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении; ? на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование; ? больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства. Подобная динамика издержек может быть объяснена относительно большими возможностями, которые несет в себе крупный бизнес.Крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда, что в свою очередь повышает производительность всех применяемых ресурсов.Крупные предприятия могут применять более передовую технологию и осуществлять дорогостоящую автоматизацию производства, недопустимую мелким фирмам.А также осуществлять специализацию управления и максимально полно использовать труд высококвалифицированных специалистов, так что расходы на управленческие персонал растут более медленными темпами, чем производства. Если действует положительный эффект масштаба, то экономически выгоднее иметь одну крупную фирму, производящую (при относительно низких издержках) продукцию, чем множество мелких фирм (с относительно высокими издержками). Такая крупная фирма может контролировать устанавливаемую ей цену, и в связи с этим может потребоваться вмешательство государства в вопросы регулирования таких цен и деятельности компаний. Например, положительный эффект масштаба в производстве электроэнергии послужил причиной государственного регулирования деятельности крупных энергетических компаний. Обычно производственные отрасли промышленности имеют больший эффект масштаба, чем отрасли сферы услуг, так как производству требуются существенные капиталовложения в оборудование, чтобы фирмы могли работать более эффективно. Отрасли сферы обслуживания являются трудоемкими и обычно обеспечивают эффективную отдачу затрат как в крупных, так и в малых масштабах. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы продукции. Отрицательный эффект масштаба предполагает возрастание средних издержек по мере увеличения объема выпуска.Отрицательный эффект масштаба - снижение экономической эффективности при увеличении масштаба, объема деятельности, возникающее в условиях, когда долговременные средние издержки возрастают при увеличении объема выпускаемой продукции [11]. Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме: ? снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость; ? затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы; ? в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом; ? с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п. Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного производителя. На небольшом предприятии один-единственный старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. Благодаря небольшим размерам фирмы этот администратор хорошо представляет себе весь производственный процесс и может поэтому быстро войти в курс любого направления деятельности фирмы и выработать четкое и эффективное решение. Однако эта благополучная картина меняется по мере роста размеров фирмы. Для одного человека оказывается невозможным собрать, понять и переработать всю информацию, необходимую для принятия рациональных решений в масштабах крупного предприятия. Ответственность приходится делегировать. Это разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства. Отрицательный эффект масштаба может быть обусловлен: ? ограниченными возможностями эффективного управления крупномасштабным производством. снижается скорость реагирования и принятия решений, усиливается бюрократизация управленческого персонала и, как результат, постепенно снижается эффективность производства; ? нехваткой высокопрофессиональных кадров как в области управления, так и непосредственно на производстве; ? расширением географии производства и, как следствие, изменением внешней среды бизнеса; ? наличием технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия. Как правило, отрицательны эффект масштаба связан с ограниченными возможностями управления крупным производством. Рост масштаба производства сопровождается развитием внутри крупных предприятий бюрократических структур и снижением в связи с этим эффективности управления. Минимально эффективный масштаб производства обычно определяется как наименьший объем выпуска, при котором удвоение ведет к сокращению средних издержек в пределах 5%. В зависимости от специфики производства и технологических особенностей минимально эффективный размер может колебаться в самых различных пределах. Если минимально эффективный масштаб предприятия обеспечивает почти 100% потребностей рынка на данном продукте, то фирма, владеющая таким предприятием, оказывается естественным монополистом. После того как фирма определит для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения масштаба производства, то есть пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов [2]. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно. Если рост продукции пропорционален росту затрачиваемых ресурсов, говорят либо об отсутствии эффекта масштаба, либо о постоянном эффекте масштаба, то есть увеличение масштабов производства не влияет на уровень долгосрочных издержек. Постоянный эффект масштаба происходит, когда при увеличении размеров предприятия и количества выпускаемой продукции, затраты на единицу продукции уменьшаются. Неизменный эффект масштаба означает, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции. Таким образом общего закона, выражающего изменение эффекта масштаба и устанавливающего обязательное снижение или повышение отдачи при росте производственных мощностей, не существует. Эффект масштаба устанавливается на основе эмпирических зависимостей для каждого конкретного случая. Вместе с тем можно выделить ряд факторов, которые обусловливают тот или иной эффект масштаба. При этом следует различать эффект масштаба на уровне отдельного завода и эффект масштаба на уровне фирмы. 1.2 Факторы экономии и дезэкономии Можно выделить следующие факторы экономии: ? Специализация ресурсов труда, оборудования, менеджмента. Рост масштабов предприятия создает условия для углубленного разделения процессов производства на отдельные стадии, этапы и сосредоточения на этих этапах наиболее пригодных для них ресурсов: работников определенных специальностей и квалификации, профильного и специального оборудования. Растут возможности механизации и автоматизации отдельных стадий. На небольших заводах один управляющий вынуждены заниматься всем спектром управленческих проблем от заключения договоров с поставщиками до обеспечения сбыта. На крупных предприятиях профессиональные менеджеры специализируются на отдельных направлениях делового администрирования, стратегическом и оперативном планировании, финансовом анализе, маркетинге; ? Технологические причины. Использование наиболее современного высокопроизводительного оборудования, поточных линий, автоматизированных модулей не целесообразно в мелкосерийном производстве. Окупаемость затрат на приобретение, загрузка их на полную мощность возможны в условиях массового производства. Как правило, только крупные предприятия способны обеспечить оптимальное расписание работы различного вида оборудования и работников; ? Распределение некоторых видов накладных расходов, то есть экономия на средних постоянных издержках; ? В условиях крупного производства увеличиваются возможности для развития производств из отходов основного производства или попутных продуктов; Факторы положительного эффекта масштаба при чрезмерном увлечении обращаются в свою противоположность, становятся факторами дезэкономии на масштабе[3]. Существуют следующие факторы дезэкономии: ? Разделение труда может иметь отрицательные последствия, если выполнение элементарных операций превратится в монотонную, бездумную работу. Человек, лишённый возможности реализовать свой творческий потенциал не будет трудиться эффективно. Так на многих заводах не удается укомплектовать добросовестными рабочими сборочные конвейеры; ? Трудность координации работы подразделений крупного предприятия. Коллектив менеджеров-профессионалов производственного предприятия может превратиться в бюрократический аппарат; ? Трудно согласовать работу слишком большого числа разнообразного оборудования, высокая вероятность возникновения простоев. Фактором отрицательного эффекта масштаба становятся и возрастающие транспортные издержки. Таким образом общего закона, выражающего изменение эффекта масштаба и устанавливающего обязательное снижение или повышение отдачи при росте производственных мощностей, не существует. Эффект масштаба устанавливается на основе эмпирических зависимостей для каждого конкретного случая. Вместе с тем можно выделить ряд факторов, которые обусловливают тот или иной эффект масштаба. Следовательно, нужно отслеживать и анализировать результаты производства и уделять особое внимание контролю факторов дезэкономии. В качестве контроля за факторами дезэкономии можно производить составление фотографии рабочего времени, для того чтобы видеть реальные затраты рабочего времени персонала и в случае необходимости предотвратить бюрократизацию, а также составление согласованных графиков работы оборудования с целью предотвращения простоев и увеличения эффективности его использования. ? 2 Анализ влияния эффекта масштаба 2.1 Влияние эффекта масштаба на уровне фирмы В случае если отдельный завод исчерпал ресурс положительного эффекта масштаба, значительный потенциал экономии существует в интеграции деятельности нескольких заводов. Речь идет об эффекте масштаба на уровне фирмы, состоящей из нескольких заводов. Выделяют вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальная интеграция — это объединение в рамках одной фирмы последовательных стадий технологического цикла создания продукта представлена на рисунке 2 на примере нефтяной компании. [9] Рисунок 2 - Вертикальная интеграция на примере нефтяной компании Она бывает двух типов: направленная «назад», когда фирма включает в себя предыдущие стадии производственного процесса; и направленная «вперед», когда фирма охватывает последующие стадии. Процесс создания вертикально интегрированных фирм в рыночных экономиках принимал разные формы. Чаще всего производственная компания внедрялась в сферу распределения и сбыта, создавая собственные закупочные и сбытовые отделения и вытесняя традиционные оптовые и розничные фирмы. Массовое производство невозможно без координации движения потоков сырья и полуфабрикатов. В вертикально интегрированных компаниях, способных наладить такую координацию, создаются условия для значительного понижения издержек. Собственная централизованная сбытовая сеть позволяет четко увязать график производства с изменениями в спросе, что также экономит ресурсы. В этой связи стоит подчеркнуть, что, только интегрируя в свою организационную структуру сбытовую сеть, российские производители способны противостоять фирмам, специализирующимся на импорте потребительских товаров и не допускающим отечественного производителя на рынок. Помимо эффекта, вызываемого увеличением масштаба операций в различных сферах деятельности фирмы (централизация управления, снабжения, маркетинга), значительный потенциал повышения эффективности в интегрированных компаниях возникает в результате ускорения оборота капитала и окупаемости затрат [8]. Еще один очень важный фактор повышения эффективности в интегрированных компаниях - возможность экономии на издержках рыночных трансакций (купли-продажи или изменения прав собственности на товар). Последние, как известно, очень велики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой и низкой культурой договорных отношений. Однако вертикально интегрированным компаниям присущи и особенности, которые вызывают отрицательный эффект масштаба. К ним относятся жесткая связанность, иммобильность ресурсов фирмы. Это ослабляет способность к инвестиционным решениям вне существующих подразделений компании, как бы они ни были потенциально прибыльны. Чем сильнее ориентация на внутрифирменные поставки, тем реальнее опасность пропустить прогрессивные изменения в качестве и технологическом уровне продукции, производимой независимыми компаниями. У вертикально интегрированных компаний особенно велики постоянные издержки. Это связано с необходимостью значительных затрат на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи. Для России вертикально интегрированные фирмы — весьма распространенное явление. Они наиболее типичны для отраслей сырьевого комплекса - нефтяной, металлургической, целлюлозно-бумажной. Встречаются они в пищевой промышленности. Процессы вертикальной интеграции проявляются и в машиностроении. Так произошло объединение Московского авиационного производственного объединения с авиационным научно-промышленным комплексом «МиГ». В результате одной структурой оказался охвачен весь цикл — от проектирования до серийного выпуска авиационной техники. Горизонтальная интеграция имеет место тогда, когда несколько фирм, осуществляющих одинаковые стадии производственного процесса, объединяются в одну организацию рисунке 3. Классическими примерами такой интеграции являются сети ресторанов, магазинов, химчисток, автозаправочных станций. Основным источником экономии здесь становится снижение издержек за счет увеличения масштабов функций управления, снабжения, сбыта и др. Как особый вид интеграции можно рассматривать и возникновение диверсифицированных фирм. Диверсификация — это расширение ассортимента товаров, предлагаемых фирмой, или процесс проникновения фирмы в смежные отрасли рисунке 4. Рисунок 4 Диверсификация производства на примере концерна [9] Диверсифицированные фирмы превратились в один из основных институтов современной рыночной экономики [4]. Дополнительными, по сравнению с узкоспециализированными компаниями, источниками роста эффективности использования ресурсов здесь являются следующие: ? Синергия - эффект взаимодействия различных продуктовых подразделений фирмы и совместное использование ими принадлежащих ей ресурсов. Например, совместное использование производственных мощностей, взаимодействие научно-исследовательских подразделений различных продуктовых отделений фирмы, совместное использование отделениями фирмы распределительно-сбытовой сети, рекламы, репутации товарной марки; ? Возможность формирования оптимального сочетания производимой продукции и обслуживаемых ею рынков с учетом динамики спроса и степени новизны продукции. Большинство российских предприятий только начинают движение к диверсификации производства. Перечисленные интеграционные источники роста эффективного использования ресурсов служат причиной формирования объединений предприятий, в том числе так называемых финансово-промышленных групп. В случае с фирмой немаловажное значение имеет оптимальный размер предприятия. Эффективность использования ресурсов в долгосрочном периоде связана с реализацией положительного эффекта масштаба. До определенного момента он снижает средние издержки, а затем сменяется отрицательным эффектом, то есть повышением издержек. Критерием эффективности размеров предприятия является так называемый оптимальный (минимально эффективный) размер предприятия. Оптимальный размер предприятия - это размер предприятия, обеспечивающий минимальные средние долгосрочные издержки.Это значение выработки соответствует тому масштабу производства, где экономия является наивысшей [9]. Минимально эффективный размер предприятия - это чисто технологический критерий, выражающий поведение издержек. Он не учитывает факторы спроса на продукцию, некоторые аспекты конкурентной стратегии фирмы, например, стремление удержать завоеванную долю на рынке. Тем не менее критерий минимальных средних издержек во многом определяет поведение фирмы в долгосрочном периоде. Так же существуют отрасли, в которых положительный эффект масштаба производства не действует. Подтверждением этому служат эмпирические данные о структуре отраслей современной промышленности. Производства, технологическая специфика которых исчерпывает положительный эффект масштаба уже при небольших производственных мощностях (малых значениях выработки), представлены небольшими предприятиями. Примерами служат обычно не капиталоёмкие производства: розничная торговля, фермерские хозяйства. Для некоторых других производств при достаточно быстром достижении максимального положительного эффекта масштаба далее на длительном участке роста объемов производства дезэкономия не наступает. В таких отраслях уживаются как небольшие, так и достаточно крупные предприятия. Примерами подобных производств являются производство продуктов питания, одежды, мебели, текстиля, продуктов нефтехимии. Эффект масштаба может оставаться положительным на протяженном интервале роста объема производства. То есть технологические особенности производства некоторых благ таковы, что средние издержки минимальны только при больших объемах производства. Поэтому рынок подобных благ формируется так, что агентами предложения являются крупные предприятия. Примерами таких отраслей в основном служат капиталоемкие отрасли: металлургия, автомобилестроение, целлюлозно-бумажная промышленность. Значительный положительный эффект масштаба достижим также в изготовлении стандартизированной продукции: зубной пасты, часов, молочных и кондитерских изделий, пива. Иногда же эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что обусловит единственность производителя блага. Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя [10]. Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. Монополия возникает вследствие естественных причин. Технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры. Инфраструктура - это сфера организации поставок, включающая:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 40 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 44 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Экономика, 37 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 38 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg