Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Формирование духовно-нравственных ценностей у подростков на морально-этических традициях православия

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
В результате данной дипломной работы можно сказать, что были разработаны и обоснованы педагогические основы духовно-нравственного развития личности в процессе освоения русской народной и православной культуры в современных социокультурных условиях.
Введение

Актуальность. Изменение приоритетов и ценностных ориентиров современного российского общества, а также поиск духовных основ жизни людей в обществе повлияли на изменение социокультурного пространства современной России. На сегодняшний в общественной жизни явно виден процесс восстановления религиозного мировоззрения, на основе которого начинает формироваться новый режим жизни многих семей, где начинаются первые этапы духовного воспитания. Далее идет создания детских садов, православных школ, которые ориентированы на православное образование. Вследствие этих процессов особое значение приобретает обращение к морально-этическим традициям религиозных культур в воспитании подрастающего поколения. В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации», утвержденной в 2000г., указываются задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры в образовательной системе, а также обеспечение исторической преемственности поколений. Этнокультурное образование обеспечивает формирование духовно-нравственной личности средствами традиционной культуры. Пропаганда СМИ и другими источниками информации несвойственных для российского сознания ценностей и идеалов создает серьезную опасность для судьбы России и нового поколения. Разрушение культурно-исторических и морально-этических традиций приводит к серьезным последствиям таким, как духовная деградация общества. Ввиду этого начинают усиливаться негативные направления в социокультурной сфере, как рост подростковой преступности и наркомании, распад семейного института, утрата ценностей материнства, отцовства, семьи и т.п. В этом исследование особое внимание обращается на роль православного образования как фактора модернизации деятельности социально-культурных организаций на основе национально-культурных традиций. Проблема исследования: Вопрос духовно-нравственного воспитания подростков является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Подрастающее поколение чуткое и восприимчивое ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры Объект исследования – духовно-нравственные ценности личности лиц старшего школьного возраста. Предмет исследования – процесс формирования духовно-нравственных ценностей у подростков на основе морально-этических традиций православия. Цель исследования: проанализировать и обосновать формирование духовно-нравственных ценностей у подростков на основе морально-этических традиций православия. Задачи исследования: - осмыслить философско-культурологические проблемы духовно-нравственного воспитания личности, основные направления и их теоретическую базу; - выполнить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности подростков на основе православной культуры; - выявить психолого-педагогический потенциал православной культуры для формирования духовно-нравственных ценностей у подростков; - проанализировать роль образовательных учреждений в формировании духовно-нравственных ценностей у подростков; - проанализировать роль Русской Православной Церкви в организации работы с подростками на опыте Омской епархии. Методы исследования: анализ философских, богословских, исторических, психологических, педагогических работ, диссертационных исследований, публикаций, сравнительно-исторический, культурно-цивилизационный, культурно-антропологический, сравнительный метод, анализ результатов педагогического опыта. Гипотеза исследования – предполагаю, что: - раскрыты философско-культурологические проблемы духовно-нравственного воспитания личности, их теоретические основы и основные направления; - выполнен анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития подростков на основе православной культуры; - раскрыт педагогический потенциал православной культуры в современных условиях, ее роль в формировании и развитии художественной культуры личности, экологическом воспитании и оздоровлении личности через освоение ею лучших духовно-нравственных морально-этических ценностей и идеалов русского народа; - изучена практика работы образовательных учреждений по духовно-нравственному развитию личности на основе традиций православной культуры; - проведен анализ практики работы с подростками в Русской Православной Церкви на опыте Омской епархии. Степень разработанности проблемы. Разработки проблем духовно-нравственного становления личности появляются еще в античной философии, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, мыслителей Ж.Ж. Руссо, Я. А. Коменский, которые в своих трудах подчеркивали значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В России в XIX-XX особое внимание уделяли поискам нравственности и духовности, это было выделено в теоретическом наследии А.С. Хомякова , И.В. Киреевского , Н.А. Бердяева , Н.Я. Данилевского, Н.О. Лосского , B.C. Соловьева, H.С. Трубецкого , Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, Л.И. Шестова и других. Их задача была в попытке объяснить сущность и природу духовного, определить главные черты духовного характера, выявить содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов. Психолого-педагогические теории, разработанные в педагогических трудах российских ученых начиная с К.Д. Ушинского , Л.Н. Толстого , Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева , С.Т. Шацкого, Н.Н. Блонского и т.д. Все они связывали проблему духовно-нравственного развития личности с идеями национально воспитания и становления творческой натуры, где главный духовный стержень личности – морально-этические православные идеалы и ценности. Проблемы духовно-нравственного развития личности и этическо-моральных устоев на основе традиций отечественной культуры получили свое место в трудах Т.И. Баклановой, Н.М. Сокольниковой, Л.А. Рапацкой , Т.Я. Шпикаловой, М.Ю. Новицкой , С.А. Ермоловой и других авторов. Теоретическая и практическая значимость исследования –предложенный теоретический материал может быть использован; в преподавании курсов истории педагогики и образования, религиоведения, этики, философии образования и воспитания, спецкурсов, связанных с изучением вопросов конфессиональных традиций. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Философско-культурологическое осмысление проблемы духовно-нравственного воспитания личности 8 1.1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания личности 8 1.2. Анализ основных направлений духовно-нравственного воспитания личности 16 Глава 2. Морально-этические традиции православия как основа духовно-нравственного воспитания подростков 35 2.1. Психолого-педагогический потенциал православной культуры для формирования духовно-нравственных ценностей у подростков 35 2.2. Роль образовательных учреждений в формировании духовно-нравственных ценностей у подростков 44 2.3. Роль Русской Православной Церкви в организации работы с подростками на опыте Омской епархии…………………………………….58 Заключение 68 Список литературы 72
Список литературы

1.Арнольдов А.И. Введение в культурологию / А.И.Арнольдов.?М., 1993. –256с. 2.Бабосов Е.М. Нравственная культура личности / Е. М. Бабосов. -М.: Просвещение.-1985.?457 с. 3.Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. –М.: Республика, 1993. –382 с. 4.Бердяев Н.А.О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Н.А. Бердяев; ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. –М.: Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 1999. –312 с. 5.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. –М., 1991.-1371 с. 6.Булгаков С.Н. Нация и человечество/ С.Н. Булгаков // Новый Град.—1934.—No8.—С. 28-38 7.Василий Великий (свт.). Творения / Василий Великий.-Ч. 3. М., 1846. -523с. 8.Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. ?М.: Педагогика,1988.-346 с. 9. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии. / Б.З. Вульфов. - М., 1999. 10.Врублевская Е.С. Духовно-нравственное становление будущего учителя / Е. С. Врублевская // -Высшее образование в России-№ 12.- 2004. с 10-15. 11.Выжилов Г.П. Ценности российской духовности: кризис и возрождение / Выжилов Г. П. //-человек и духовная культура.-No14.-2005. с. 21-24. 12.Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Гербарт И. Ф.-М., 1989. –345с. 13.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / С.И. Гессен - М., 1995. С.35. 14. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика / Дивногородцева С. Ю.?М., 2004. –193с. 15.Еремкин А.И. Школа и христианство / Еремкин А.И.-Белгород. 2005. –230с. 16.Зеньковский В. (прот.) Педагогика / Зеньковский В. (прот.) -М., 1996. –154с. 17.Зеньковский В. (прот.). На пороге зрелости / Зеньковский В. (прот.)-М., 1991. ?48с. 18.Зеньковский В. (прот.). Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Зеньковский В.(прот.) ?М., 1996. –272с. 19.Зеньковский В. (прот.). Психология детства / Зеньковский В.(прот.).?Екатеринбург, 1995. –195с. 20.Зинченко В.П.. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б Моргунов. ?М.: Просвещение.1994.?347 с. 21.Зосима (Шевчук), архимандрит. Религиозное образование и воспитание в Ивановской епархии/Зосима, архимандрит// Сборник докладов VI-x Международных Рождественских чтений. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1998. С. 171-186. 22.Ильин И.А. Путь к очевидности / Ильин И. А.–М., 1993. –261с. 23. Ильминский Н.И. Беседы о народной школе / Ильминский Н.И.-СПб., 1889. –215с. 24. Иоанн Златоуст (свт.). Полное собрание творений. Т. 1, кн. 1. / Иоанн Златоуст (свт.) –М., 1995.-216с. 25. Каледа Г. (прот.). Домашняя церковь / Каледа Г.(прот.) –М., 2001. –284с. 26. Каледа Г. (прот.). Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях. Отцы, матери, дети / Каледа Г.(прот.) -М.: Подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 2001.-347 с. 27.Каптерев П.Ф. История русской педагогики / Каптерев П. Ф. –С.П.б., 1999.-231 с. 28. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. -М., 1999. –264с. 29.Киселев А.Ф.Великие духовные пастыри России / под ред. А.Ф.Киселева. –М., 1999.-328 с. 30. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси /А.И. Клибанов –М., 1994.-431 с. 31. Климент Александрийский. Педагог / Климент Александрийский -М., 1996. –241с. 32.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / Коменский А. Я.–М., 1982. –162с. 33. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / П.Ф. Каптерев - М., 1982. С. 215. 34. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети / С.С. Куломзина –М., 1994. –160с. 35. Куломзина С.С. Что значит молиться Богу? / Куломзина С. С.–М., 2002. –318с. 36. Кураев А. (диак.). Школьное богословие / (диак.) А. Кураев СПб., 2000. –371с. 37. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания / А.Ф. Лосев// Вестник РСХД С. 63 –67 38. Ларионов В. Школа и Церковь // Мироносицкий вестник. Марий Эл, 1997. № 7 – С. 17. 39. Лука (Войно-Ясенецкий, свт.). Наука и религия / Лука (Войно-Ясенецкий.-М., 2002. –182с. 40. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 1990. «Прометей». Т. 16.13. «Слово о Законе и Благодати» // Златоструй. Древняя Русь XI-XIII. М., 1990. 41. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики. / Маслов Н.В. - М.: Самшит-издат, 2006. – С. 282. 42. Никандров Н.Д. Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян [Текст] / Н.Д. Никандров // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 2. - С.15. 43.Орлинский Е. (еп. Могилевский). О воспитании детей в духе христианского благочестия / Орлинский Е. -М., 1994. –400с. 44.Орнатская Т.И. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев. / Т.И. Орнатская, Ю.В. Балакшина, Т.Б. Ильинская, Б.Ф Споров / М.: Издательство «Отчий дом».,2004.–783 с. 45.Осипов Ю.С. Вераизнание /Ю.С. Осипов//Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора. 18-20 марта1998 г. Саров, 2000. ?504 с. 46.Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей / Пестов Н. Е. –Клин, 2002. –175с. 47.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Петракова Т. И. –М., 1997. –97с. 48.Подласый И. П. Педагогика начальной школы / Подласый И. П. –М., 2000. –400с. 49.Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. кн. 2 Процесс воспитания / Подласый И. П. -М., 1999. –256с. 50.Рачинский С.А. Сельская школа / Рачинский С. А. -М., 1991. –87с. 51.Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. -М., 1999. –546 с. 52.Рубинштейн С.Л. Бытие и самосознание / Рубинштейн С. Л. –М.: Просвещение.–1987. –339с. 53.Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. Т. 2 / Руссо Ж. Ж. –М., 1981. –246 с. 54.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. –336с. 55.Соколов А.С. Духовное развитие личности-сфера общей ответственности церкви и государства // А.С. Соколов –Встреча–2006. –No4.-2006. –с 13 –15 56.Сурова JI.B. Православная школа сегодня: книга для учащихся и учащих: методика православной педагогики /JI.В. Сурова.?Клин: Изд-во Владимирской епархии, 2002.?202 с. 57.Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек / Л. В. Сурова–Клин., 2002. –64с. 58.Сурова Л.В. Православная школа сегодня / Л.В. Сурова–Владимир., 1996. –92с. 59.Творения св. отца нашего Иоанна Константинопольского. СПб., 1905. Т. 11. ?960 с. 60.Успенский В.Б. О педагогической деятельности К.Д. Ушинского/ В.Б. Успенский // О педагогическом наследии К.Д. Ушинского: международный сборник научных трудов. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1972.?С.37-45. 61. Феофан Затворник (свт.). Основы православного воспитания / Феофан Затворник (свт.) -Киев, 2002. –72с. 65. 62. Феофан Затворник (свт.). Путь ко спасению / Феофан Затворник (свт.) ?М., 1899. –274с.66. 63. Филарет (Дроздов, свт.). Слова и речи. Т. 2 / Филарет (Дроздов, свт.) ?М., 1848. –89с. 64.Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории / Чистов К. В. -М.,1989. -215 с. 65. Шевченко Н.И. Возрождение духовностью / Н.И. Шевченко. ?Белгород. Изд. БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. –146 с. 66. Шестун Е. (прот.). Православная педагогика / Шестун Е. (прот.) ?М., 2001. –560с. 67. Шестун Е. (прот.), Огудина Н. Православная семья / Е. (прот.) Шестун ?Самара, 2001. –272с. 68. Шестун Е. (прот.). Основные проблемы современной школы / Е. (прот.) Шестун ?Самара, 2001. –52с. 69. Шмаков С.А. Уроки детского досуга / С.А. Шмаков ?М., 1992. –63с. 70. Энциклопедический словарь. Т.23. -СПб.: Брокгауз и Ефрон., 1998.-678 с. 71. Юнг К.Г. "Архетип и символ". / К.Г. Юнг - "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1991. С. 104. 72. Слово Святейшего Патриарха Московского и Все Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/547287.html (дата обращения: 15.05.2020). 73. 73. Всецерковное православное молодежное движение // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravenc.ru/text/155568.html (дата обращения: 15.05.2020). 74. В Омске действует православный подростковый отряд «Стрела» / Омская епархия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://omsk-eparhiya.ru/news/v-omske-deystvuet-pravoslavnyiy-podro/ (дата обращения 15.05.2020). 75. Православному молодежному клубу “Навигатор” два года! » / Омская епархия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://omsk-eparhiya.ru/news/pravoslavnomu-molodezhnomu-klubu-navigator-dva-goda/ (дата обращения 15.05.2020). 76. Православный клуб «Десантник». / Свято-Никольский Казачий Собор. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// nikolo-kazachi-sobor.ru/index.php/desantnic (дата обращения 15.05.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Философско-культурологическое осмысление проблемы духовно-нравственного воспитания личности 1.1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания личности В наше время часто говорится о полезности и необходимости воспитания юного поколения в историческом, культурологическом и национально-патриотическом сознании, но на практике еще недостаточно деятельности совершается в этом деле. Первой причиной является то, что говоря об этой важной государственной проблеме, не была предложена ни система, ни методика такого воспитания. Нужно не только объяснять и показывать подрастающему поколению, что есть плохо, что есть хорошо, каждый ребенок должен понимать высший духовный смысл, как собственной жизни, так и всего общества и государства, поэтому их свободное время нужно задействовать интересными, увлекательными и познавательными делами. В морально-этических традициях православия на основе духовно-нравственных ценностей, заменяющими бесполезные удовольствия, удовольствиями чистыми и святыми, в которых присутствует внутренняя польза для их личности. Жизненную энергию подростка необходимо направлять, на доброе и прекрасное что есть в нем. Подарить им возможность взять от жизни то, что укрепляет и развивает на созидание и святое творчество, при этом предотвращая пагубное влияния, которое мешает познанию истинной жизни. «Взыскует только то, что приятно органам физических и низменных душевных чувств, тешит темные стороны душевных сил, такие как страсти властолюбия, сребролюбия, вещелюбия, эгоизма, тщеславия и сластолюбия. А для этого должна действовать сильная общероссийская общественная организация, объединяющая в своих рядах всех болеющих за спасение наших детей, в том числе всех творческих педагогов, не обязательно профессиональных, но искренне убеждённых в пользе и крайней актуальности возрождения родной святоотеческой педагогики» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Разное, 39 страниц
4000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg