Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности эмоционально-личностной сферы созависимой личности

victoriashabanina 11500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 133 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
Дата защиты - октябрь 2020 г. (магистратура). Оценка - отлично (в работе использованы оригинальные, авторские рисунки и алгоритмы исследования) ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ СОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ 8 1.1 Понятие и сущность эмоционально-личностной сферы как категории в психологии 8 1.2 Понятие и психологичесий портрет созависимой личности в психологии 23 1.3 Эмоционально-личностные особенности созависимых личностей (матерей и жен зависимых личностей) 37 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ СОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ 42 2.1 Обоснование программы, базы, методов и методик исследования эмоционально-личностной сферы созависимой личности 42 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования эмоционально-личностной сферы созависимой личности 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94 ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. На сегодняшний день понятие созависимости исследуется в различных научных областях, таких, как психология, медицина, психиатрия и т.д., однако, до сих пор остается мало изученной. Это объясняется тем, что для изучения созависимости не существует специальных научных знаний, а описание поведенческих проявлений и критерий диагностики следует из психотерапевтической практики. К сожалению, до сих пор не существует общепринятого определения созависимости, также не сформировалась ее окончательная концепция: созависимость – это психологическое состояние, процесс, свойство личности; психическое расстройство (патология) или особый психологический феномен? Ценность изучения понятия созависимости была выявлена в различных исследованиях. Исходя из мнения многих авторов (Емельянова Д.В., Москаленко В.Д., Литвиненко В.И, Проценко Е.Н., Hurcom C. и мн. др.), созависимость можно рассматривать под разными углами: как патологическое состояние личности; как поведенческую особенность личности; как некоторый феномен в семейной системе с родственником зависимого от алкогольных и наркотических веществ [47,48,64,87]. В этих условиях обостряется актуальность постижения психологической наукой сущности, механизмов, условий, особенностей этого феномена. В отечественных публикациях чаще используется дефиниция, предложенная В.Д. Москаленко [56, c. 57]: «Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощён тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей». На общероссийском уровне принято определять созависимость как патологическую эмоциональную зависимость от другого человека: когда родственники и близкие ориентированы на удовлетворение потребностей наркозависимого, подавляя при этом собственные желания. Игнорирование собственных нужд ведет к возникновению психологических и социальных проблем, к появлению хронического чувства тревоги, к вспышкам раздражения и агрессии, неуверенности перед будущим, снижению самооценки, возникновению чувства вины, замкнутости, трудоголизма, переедания, невротических и сексуальных расстройств и т.д. [46, c.116]. Это определение соответствовало таковому, принятому зарубежных исследователей: «Созависимость (co-dependence) – патологическая, аффективно окрашенная зависимость от другого человека. Она проявляется в патологическом смещении фокуса внимания на эмоционально значимый субъект со стремлением контролировать его поведение и вторично развивающимися расстройствами адаптации, среди которых наиболее распространены депрессивные и тревожные реакции» [87,88]. Однако в последнее время в зарубежных источниках обнаруживается рассмотрение созависимости как особенности поведения личности. Так, по мнению Б. Уайнхолда созависимость - это приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствии незавершенности решения одной или нескольких задач развития личности в раннем детстве. Показывается, что созависимость не зависит от химической зависимости, а предполагает что в ее основе лежит копирование результата семейных правил в дисфункциональной семье [88]. Ведь вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным. Сегодня в критерии психической нормы включают соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни, способность к гибкости в поведении, умению уживаться с собой и социальным окружением. Исходя из этих характеристик нормы можно рассматривать созависимость не только как патологию. Так, по материалам международной конференции организации NAADAC [89,90], созависимость – это проблемная ориентация отношений, которая включает в себя подчинение зависимым личностям или личностям патологически нарциссического склада. Созависимые обычно привлекают людей, которые не заинтересованы или не мотивированы участвовать во взаимных отношениях. Следовательно, партнеры созависимых часто эгоистичны, самоцентрированы. Как правило, созависимые чувствуют себя неуважаемыми, нелюбимыми и недооцененными их партнером по отношениям. Настолько, насколько они возмущены и жалуются о несправедливости в их отношениях, настолько же созависимые люди чувствуют себя бессильными изменить их. В настоящее время научные взгляды на понятие созависимости изменились: исследователи рассматривают ее не только как объяснительный принцип, но и как психологический феномен, как самобытное динамическое явление, качественно отличное от развития. В данном качестве, на новом этапе своего изучения, раскрытие понятия созависимости личности предстало как проблема многосторонняя и малоизученная. Противоречивость, разрозненность, фрагментарность имеющихся теоретических позиций и трудности эмпирического изучения этого феномена указывают на необходимость проведения систематизирующих исследований, способных предложить новые методологические, теоретические и методические решения. Это обусловило проблему данного исследования, которая состоит в выявлении особенностей эмоционально-личностной сферы созависимых матерей и жен зависимых личностей. Цель исследования: изучение и выявления особенностей эмоционально-личностной сферы созависимой личности родственников зависимых личностей. Объект исследования: эмоционально-личностная сфера личности. Предмет исследования: особенности эмоционально-личностной сферы созависимых матерей и жен зависимых личностей. Цель исследования конкретизируется рядом задач: 1) изучить понятие и сущность эмоционально-личностной сферы как категории в психологии; 2) рассмотреть понятие созависимой личности в психологии и охарактеризовать психологический портрет созависимой личности; 3) исследовать эмоционально-личностные особенности созависимых личностей (матерей и супруг зависимых личностей); 4) обосновать программу, базу, методы и методики исследования эмоционально-личностных особенностей созависимой личности; 5) проанализировать результаты эмпирического исследования эмоционально-личностных особенностей созависимой личности. В ходе исследования была выдвинута следующая основная гипотеза: особенности эмоционально-личностной сферы созависимых испытуемых являются отличными от особенностей эмоционально-личностной сферы контрольной группы испытуемых. Методы исследования: Для проверки гипотезы, достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач был использован комплекс методов, среди которых: теоретические - анализ, обобщение, систематизация и классификация литературных источников по исследуемой проблеме на междисциплинарном уровне; эмпирические - анкетирование, тестирование, контент-анализ; статистические - количественный и качественный анализ эмпирического материала; математическая обработка полученных данных. Экспериментальная база исследования: данное исследование проводилось на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» города Краснодара. Выборку составили 33 родственника зависимых личностей (женщины – жены и матери), а также 16 человек контрольных испытуемых (женщин, не являющихся на момент исследования женами и матерями зависимых личностей). Практическая значимость: Выпускная квалификационная работа раскрывает основные характеристики и психологические особенности эмоционально-личностной сферы созависимых женщин, имеющих родственные связи с зависимыми личностями, пациентами наркологического диспансера (матери и жены). Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в практике психологического консультирования, связанной с вопросами эмоциональных особенностей созависимых, выявления основных психотерапевтических мишеней и коррекцией их психологического состояния. Основные теоретические положения выпускной квалификационной работы могут быть использованы в рамках лекционных курсов по психологии зависимостей/созависимостей. Апробация и внедрение результатов. Результаты выпускной квалификационной работы были представлены на XVIII-й Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Дни науки социально-педагогического факультета СГУ», XIX-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дружининские чтения». Результаты исследования отражены в публикациях: «Cовременные взгляды на определение созависимости (обзор литературных данных)», «Мотивационный компонент эмоций личности». Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы из 91 источника, в том числе 4 на иностранных языках; работа содержит 14 таблиц, 9 рисунков, 4 приложения. ?
Содержание

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ СОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ 2.1 Обоснование программы, базы, методов и методик исследования эмоционально-личностной сферы созависимой личности На основе теоретических тезисов итогового вывода теоретическо-концептуальной главы данного исследования, особенностями эмоционально-личностной сферы созависимой личности могут выступать следующие психологические составляющие в зависимости от уровней: 1) эмоциональные реакции (процессы) и их когнитивная оценка, отличная от группы контрольных испытуемых (для проверки используется дополнительная методика анализа речевого содержания контент-шкал Готшалька и Глезера); 2) эмоциональные состояния: негативное настроение и отношение к будущему, признаки депрессии, тревоги, агрессии (шкала депрессии Бека, интегративный тест тревожности для исследования тревоги как состояния); 3) эмоциональные свойства (отношения): тревожность, агрессивность, жертвенность, отзывчивость, забота о других, повышенная способность к самоконтролю и контролю других, недоверие, низкая самооценка, терпимость, педантичность и/или высокая организованность, целенаправленность, перфекционизм, склонность к перееданию, отсутствие контакта с собственными потребностями и телом, усталость (истощение внутренних ресурсов) и др. (выбрана тревожность как личностная особенность, для проверки используется интегративный тест тревожности для выявления личностной тревожности). В данной работе наиболее интересным считается исследование особенностей эмоционально-личностной сферы созависимой личности на уровне эмоциональных состояний, а также когнитивной оценки эмоциональных явлений, поскольку вопрос, является ли созависимость устойчивым свойством личности или состоянием, актуализирующимся при определенных ситуациях и обстоятельствах, остается открытым. Таким образом, особенностями эмоционально-личностной сферы созависимой личности выступают элементы теоретической модели, изображенные на Рисунке 1. В эмпирическом исследовании происходит уточнение и проверка данной теоретической модели. Рисунок 1 - Модель эмоционально-личностной сферы созависимой личности В соответствии с целью исследования: изучить особенности эмоционально-личностной сферы созависимой личности, - и полученной теоретической моделью эмоционально-личностной сферы созависимых личностей для осуществления эмпирического исследования определены следующие экспериментальные гипотезы:
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и семьи / Е.А. Кошкина [и др.] / Алкоголь и здоровье населения России –1900-2000: материалы Всерос. форума по политике в области общественного здоровья «Алкоголь и здоровье», состоявшегося в 1996-1998 гг. и Всерос. конф. «Алкоголь и здоровье» (Москва, 17 дек. 1996 г.) / под ред. А.К. Демина. – М.: Рос. Ассоциация общественного здоровья, 1998. – С. 233-248. 2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. -384 с. 3. Анохин П.К. Воспоминания современников, публицистика / П.К. Анохин. - М: Наука,1990г. – 167 с. 4. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций / П.К. Анохин. - М.: Педагогика, 1984. -278 с. 5. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуальное/ Н.Г. Артемцева. - М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 210 с 6. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуальное/ Н.Г. Артемцева. -. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 227 с. с. 11. Г.В. Морозова 7. Бабурин А.Н. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи: учебно-методическое пособие / А.Н. Бабурин, Г.В. Гусева, Е.А. Соборникова, А.А. Горячева.- М.: изд-во ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» (ГБОУ ДПО РМАПО), 2016. 112 с.; Москаленко; Манухина 8. Бауманн, У. Клиническая психология / М. Перре, У. Бауманн. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, перераб., 2006. - 282 c. 9. Бек А.Т. Шкала депрессии Бека - BDI (Beck depression inventory) / А.Т. Бек. - М: ПЭ СЭ, 2016 – 345 с. 10. Бек, Джудит С. Б. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ./ С.Б. Бек - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2020. – 445 с. 11. Белопольская Н.Л. Патопсихология хрестоматия / Н.Л. Белопольская. – Москва, 1998. – 243 с. 12. Бердичевский А. А. Связь между склонностью к созависимости и рефлексивностью: пилотажное исследование/ А.А. Бердичевский. – М.: 2019 г. – 24 с. 13. Бердичевский А.А. Связь между склонностью к созависимости и рефлексивностью: пилотажное исследование. / А.А. Бердичевский. – М.: В сборнике: Психология - наука будущего, 2019. С. 37-41. 14. Бердичевский А.А., Падун М.А., Гагарина М.А. Апробация модифицированной версии методики «Шкала созависимости Спенн–Фишер» / А.А. Бердичевский, М.А. Падун, М.А. Гагарина. – М.: Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. C. 215–234. 15. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Н.М. Бережной, В.Д. Диденко. - Московский Государственный Университет Сервиса. 2000 г. – 345 с. 16. Битти М. Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе / М.Битти, Э. Мельник. - М.: Эксмо, 2016. 384 с.c. 75 17. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов-на-Дону, 1996. – 245 с. 18. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2009. - 624 c. 19. Бойко В.В. Психоэнергетика/ В.В. Бойко. - СПб, 2008г. – 456 с. 20. Бреслов Г.М. Психология эмоций/ Г.М. Бреслов. - 2-е изд. -2006г. – 256 с. 21. Вассерман Л. И., Бизюк А.П., Иовлев Б.В. Тревожность и диагностика тревожных состояний/Л.И. Вассерман, А.П. Бизюк, Б.В. Иовлев. – М.: Пресс арт, 1997, - 102 с. 22. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ)/ Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - Новая медицинская технология Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.,2005, СПБ 23. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений/ В.К. Вилюнас. - М.,1976г. – 234 с. 24. Выготский Л.С. Эмоции и их роль в психическом развитии ребенка/ Л.С.Выготский. – М.:Вопросы психологии. - 1986. - № 6 - С. 62-76. 25. Гершон Б.Б. Психология эмоций/ Б.Б. Гершон. - М., 2004г. – 567 с. 26. Глотова, Г.А. Актуальные проблемы клинической психологии в современном здравоохранении / С.И. Блохина, Г.А. Глотова. - М.: Издательство Прайм-Еврознак, 2004. - 368 c. 27. Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: Взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида/А.А. Горбатков. – М.: Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С.61-71. 28. Данилова А.Г., Матвеева Л.В. Особенности восприятия выполненной в различных культурных традициях/А.Г. Данилова, Л.В. Матвеева. – М: Вопросы психологии. - 1989. - №4. - С. 98-106. 29. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1987. - С. 287-292. 30. Доэрти, М. Клиническая диагностика созависимости / М. Доэрти, Д. Доэрти. - М.: Тивали, Минск, 1993. - 144 c. 31. Дружинин В. Н. Психология/ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2001г. – 243 с. 32. Зайцев С.Н. Созависимость – умение любить / С.Н. Зайцев. – Н. Новгород, 2004. – 90 с. 33. Залевский, Г. В. Введение в клиническую психологию / Г.В. Залевский. - М.: Academia, 2012. - 208 c. 34. Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. Патопсихология/ Б.В. Зейгарник. – Москва, 1986. – 211 с. 35. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2003. -- 464 с. илл. "Мастера психологии". 36. Каплан, Г.И. Клиническая психиатрия / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. - М.: Медицина, 1994. - 934 c. 37. Каплан, Г.И. Клиническая психиатрия / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. - М.: Медицина, 2002. - 446 c. 38. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология/ Б.Д. Карвасарский. - М.: СПб: Питер, 2007. - 960 c. 39. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия/ Б.Д. Карвасарский. - СПб: Питер, 2012- 465 с. 40. Караваева Т.А. Клиническая психология и психотерапия/ Т.А. Караваева. - М.: Питер, 2012. - 944 c. 41. Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект / Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. - М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. - 141 c. 42. Колгушкина, Т.Н. Клиническая психология / Т.Н. Колгушкина. - М.: Мн: Высшая школа, 2004. - 272 c. 43. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко,Н.А. Дмитриева. – М.: Академический проект, 2000. – 464 с. 44. Куинн Х. Позитивная организация: Освобождение от стереотипов, принуждения, консерватизма/ Х. Куинн. – М: ПРЕСС ИЗД, 2020.- 345 с. 45. Лакосина, Н. Д. Клиническая психология / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. - 416 c. 46. Латышев Г.В., Яцышин С.М. Пособие для представителей неправительственных организаций, работающих в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами/ Г.В. Латышев, С.М. Яцышин. –М.: - разработано Региональной общественной благотворительной организацией «Центр профилактики наркомании» в рамках реализации проекта 2007/124-155 «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода», 2008. – 156 с. 47. Литвиненко В.И. Парадоксы алкоголизма / В.И. Литвиненко. – Полтава: АСМИ, 2003. – 144; с. Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания: Надежда в беде / Е.Н. Проценко. – М.: Триада, 2006. – 240 с.; 48. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов/ А.Р. Лурия. — M.: Cogito centre 2002. – 456 с. 49. Манухина Н.М. Созависимость глазами системного терапевта/ Н.М. Манухина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2016. - 336 с. 50. Менделевич В.Д.. Клиническая и медицинская психология / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. - М.: МЕДпрессинформ, 2008. – 768 с. 51. Менделевич В.Д.. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты)/ В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 328 с. 52. Менделевич В.Д.. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007.—768 с. 53. Меринов А.В., Шустов Д.И., Федотов И.А. Современные взгляды на феномен созависимого поведения при алкогольной зависимости (обзор литературных данных)/ А.В. Меринов. -Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, №3, 2011 г. 54. Мизинова Е.Б. Учение о неврозах: Учебное пособие / В.А. Абабков, Г.Л. Исурина, Е.Б. Мизинова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. – 175 с. 55. Морозова Г.В. Созависимость. Модель феномена и практика психокоррекции / Под ред. Г.В. Морозовой. Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2012. -139 с. 56. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: Институт консультирования и системных решений/ В.Д. Москаленко. –М: МПИ, 2014.- 352 с. 57. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь/ В.Д. Москаленко. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. 352 с. с. 39 58. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие/ В.В. Никандров. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. 59. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник/ Е.И. Николаева. – М: ПЭ СЭ, 2008 – 489 с. 60. Орлова, Е. А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник. - М.: Юрайт, 2014. - 368 c. 61. Павленко В.Б., Павленко О.М.. Психофизиологическая валидизация контент-анализа нарратива клиента психологического консультирования/ В.Б. Павленко, О.М. Павленко. - Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 2. С. 111–123. 62. Пеленский В.В., Зейгарник Б.В. Практикум по патопсихологии/ Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Пеленского, В.В. Лебединского. – Москва, 1987. – 311 с. 63. Прево, К.-М. Тревожность и депрессия / К.-М. Прево. - М.: АСТ, Астрель, 1976. - 160 c. 64. Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания: Надежда в беде / Е.Н. Проценко. – М.: Триада, 2006. – 240 с. 65. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под ред. Ю.Л. Неймера. - Р-на-Д: Феникс, 2003. - 640 с. 66. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1997. 67. Пузырёва Л. А. Личностные особенности как фактор формирования эмоциональной зависимости женщин/ Л.А, Пузырева. - Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки) – Vol. 35, № 4. – P. 473-502 68. Рассел, Джесси Институт психотерапии и клинической психологии / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 116 c. 69. Ротенберг - Ойзерман Е.Т. О некоторых направлениях в исследовании восприятия /Е.Т. Ротенберг-Ойзерман. – М.: Психологический журнал. - 1984. - Т-1. - №2. - С. 161-166. 70. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. – 386 с. 71. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство)/ С.Я. Рубинштейн. – СПб., 1998. – 467 с. 72. Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. - М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с. 73. Сергиенко Е. А., Харламенкова Н. Е. Психология наука будущего/ Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова. – М: Издательство «Институт психологии РАН» Москва – 2019 Институт психологии Российской академии наук Государственный академический университет гуманитарных наук Факультет психологии Ответственные редакторы: Материалы VIII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» 19–20 ноября 2019 г. 74. Сидоров, П. И. Клиническая психология / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 c. 75. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. - М.: Академический проект, 2000. - 734 c. 76. Сидорова О.А., Симонов П.В., Цветкова Л.С. Методики изучения восприятия признаков эмоционального состояния/ О.А. Сидорова, П.В. Симоноа. – М.: Журнал Высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 1978. - Т-28. - №2. - С. 7 -12. 77. Соков Л.П. Клиническая нейротравматология и нейроортопедия: Руководство / Л.П. Соков. - М.: ИД КАМЕРОН, 2004. - 528 c. 78. Соколова, Е. Т. Клиническая психология утраты Я / Е.Т. Соколова. - М.: Смысл, 2015. - 896 c. 79. Судаков, С. А. Кластерный анализ в психиатрии и клинической психологии (+ CD-ROM) / С.А. Судаков. - М.: Медицинское информационное агентство, 2010. - 164 c. 80. Терешкина А.С. Роль созависимости в удовлетворенности собой и супружескими отношениями/ А.С. Терешкина. – Саратов: Автореферат бакалаврской работы. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». Кафедра консультативной психологии, 2006. – 15 с. 81. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание/ Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 82. Худик В.А. Патопсихология.Учебник/ В.А. Худик. – Киев, 1997. – 356 с. 83. Чермянин, С. В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии (+ CD-ROM) / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов. - М.: Речь, 2011. - 192 c. 84. Шабанов П.Д. Наркология: руководство для врачей/П.Д. Шабанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 832 с. – (Серия «Библиотека врача-специалиста»). 85. Шишова Т. Страхи - это серьезно. Как помочь человеку избавиться от страхов, эмоционально развивающие игры и задания/ Т.Шишова.- М.: Изд. дом "Искатель", 1997. 86. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / О.А. Шорохова. – СПб.: Речь, 2002. – 268 с. 87. Hurcom C. The family and alcohol: Effects of excessive drinking and conceptualization of spouses over recent decades / C. Hurcom, A. Copello. Substance Use & Misuse. – 2000. – Vol. 35, № 4. – P. 473-502. 88. Meyers, R. J., Smith, J. E., Serna, B., & Belon, K. E. Community reinforcement approaches: CRA and CRAFT. In P. Miller's (Ed.) Interventions for addiction: Comprehensive addictive behaviors and disorders/ R.J.Meyers. - San Diego: CA Academic Press - 2013. 89. Authentic Self-Care for Addiction Professionals, NAADAC (the Association for Addiction Professionals), presented by Cary Hopkins Eyles/ С.E.Hopkins. - MA, CAP, RYT , 2018. 90. Psychological Reports; Vol. 94 Issue 2, p482, Отчет из Психологического журнала/ Fisher. Apr. 2004. 91. Shafer M. Sexual physical abuse duringearly childhood or adolescence and latter drug addiction / M. Shafer. - Psychoter. Psychosom. Med. Psychol. – 2014. – Vol. 50, № 2. – P. 38-50., New York, 2018.
Отрывок из работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (в работе использованы оригинальные, авторские схемы исследования) Подводя итог проведенного исследования, можно отметить, что цель исследования, а также поставленные задачи для ее достижения реализованы в данном исследовании. Первая эмпирическая задача, которая была поставлена в исследовании о проведении сравнительного анализа проявления созависимости у матерей и жен зависимых личностей и контрольной группы с помощью модифицированной версии методики «Шкала созависимости Спенн–Фишер», А.А. Бердичевского, 2019 достигнута. Соответственно можно сделать вывод, что созависимость как психосоциальное состояние, которое проявляется через неблагополучную модель поведения, более свойственно людям, находящимся в отношениях с лицами, употребляющими психоактивные веществ (матерям и женам зависимых личностей), в отличие от лиц, не состоящих в таких отношениях. Выводы сравнительного анализа наличия созависимости двух групп, получены с помощью t-критерий Стъюдента и являются математически достоверными. Рассмотрение и реализация двух следующих задач, выдвинутых в эмпирическом исследовании: 2) выделить предполагаемые особенности эмоционально-личностной сферы созависимых испытуемых на различных уровнях эмоционально-личностной сферы с помощью методик «Шкала депрессии Бека»; интегративного теста тревожности; дополнительной психоаналитической методики анализа речевого содержания Л.Готшалька и Г.Глезера; 3) осуществить сравнительный анализ особенностей эмоционально-личностной сферы созависимых матерей и жен зависимых личностей с наркологическим заболеванием, и контрольной группы, не имеющих в семье на момент исследования родственников с зависимостями от психоактивных веществ - позволили выявить некоторые особенности эмоционально-личностной сферы созависимых личностей (согласно теоретической модели рис.1): - на уровне эмоциональных процессов (реакций, аффектов) может проявляться скрытая агрессия и тревога разобщения; на уровне эмоциональных состояний - признаки депрессии, тревоги, агрессии; на уровне эмоциональных свойств (качеств, черт) может иметь место личностная тревожность. У созависимых матерей и жен был выявлен очень высокий уровень личностной тревожности, как базового свойства личности и средний, ближе к высокому уровню ситуативной тревоги (тревоги как состояния на настоящий момент, обусловленного актуальной жизненной ситуацией).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Психология, 82 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg