Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование профессионального самоопределения школьников учащихся средней и старшей школы

vika_glad 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 112 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.01.2021
Проведённое исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу и сделать следующие выводы: 1. Теоретический анализ показал, что проблема профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов достаточно широко изучается в психолого-педагогической литературе. Педагоги и психологи, исследуя сущность, структуру, критерии понятия «профессиональное самоопределение» учащихся средних и старших классов, определяют, что профессиональное самоопределение представляет собой динамический процесс, включающий в себя осознанный выбор профессии с учётом личностных особенностей, возможностей, требований современного рынка труда.
Введение

Актуальность. Для современного рынка труда характерен высокий уровень конкурентоспособности специалистов практически во всех сферах деятельности. Повышение требований к каждому представителю общества ставит на особое место в системе общего образования проблему профессионального самоопределения учащихся. В соответствии с п. 9.2 Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования результатом освоения основной образовательной программы общего образования должно стать «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» [138]. Наличие социального заказа общества на квалифицированных специалистов делает особо актуальной проблему профессионального самоопределения учащихся, что в свою очередь создает потребность в современных теоретических и практических разработках в области совершенствования методов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов с учетом текущих социально-экономических условий в России. Для правильного выбора личностной профессиональной траектории учащимся необходимо ориентироваться в мире профессий, знать требования профессий, перспективы их развития, согласовывать профессиональную деятельность с личностными возможностями и умениями. Выбор профессии наиболее актуален в ранней юности, но, по мнению ученых, коррекция профессиональной деятельности человека происходит и во всей последующей его профессиональной жизни. В связи с этим исследователи рассматривают профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора, а как длительный процесс, динамично меняющийся в зависимости от этапа развития личности. Анализ отечественных литературных источников позволяет выделить несколько направлений, в которых проводилось исследование профессионального самоопределения, а именно: социологическое (И.С. Кон, В.В. Подводзинская); профориентационное (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников); жизнедеятельное (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург); социальное (В.Г Афанасьева, В.В. Бахарева, В.И. Журавлева, С.В. Кушнир); направление профессионального развития (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер). Исследованиями методологических основ профессионального самоопределения подростков занимались Е.А. Климов, И.С. Кон, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др. Вопросы организации психолого-педагогического сопровождения рассматриваются в работах Н.Э. Касаткина, Е.А. Климова, Л.А. Коломеец, Л.М. Митиной, О.В. Москаленко. Целью психолого-педагогического сопровождения является помощь молодому человеку в осуществлении осознанного выбора будущей профессии. Авторы отмечают, что реализация такого сопровождения возможна при наличии в школе целостной, структурированной и апробированной системы, направленной на профориентационную работу с учащимися. Таким образом, проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов достаточно проработана, но, по данным многих исследователей, в настоящее время у учащихся средних и старших классов уровень осмысленного, ответственного выбора будущей профессии недостаточен. А значит, педагогам необходимо искать новые формы и методы работы со учащихся средних и старших классов в этом направлении. Значимость выбранного направления исследования подтверждается рядом противоречий, выявленных в результате теоретического анализа литературы по теме исследования, изучения практики психолого- педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов в общеобразовательной организации, а именно: между требованием от выпускников школы осуществления профессионального самоопределения и отсутствием у учащихся средних и старших классов необходимых знаний о будущей профессии; между существующими научными исследованиями по проблеме профессионального самоопределения и недостаточным уровнем использования практических разработок этих исследований в школах при организации работы по формированию профессионального самоопределения учащихся; между потребностью учащихся в осмысленном профессиональном самоопределении с ориентацией на свои потребности и индивидуальные особенности и недостаточностью психолого-педагогического сопровождения этого процесса в школе.
Содержание

Введение 4 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ 13 1.1. Проблема профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов в отечественной психолого-педагогической литературе 13 1.2. Возрастные и психологические особенности как условие успешного профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов 23 1.3. Система психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов в образовательной организации. 32 Выводы по первой главе 44 Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 46 2.1.Изучение профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов 46 2.2.Организация работы по реализации системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов в общеобразовательной организации. 58 2.3.Анализ результатов экспериментального исследования 68 Выводы по второй главе 75 Заключение 77 Список литературы 80 Приложения 94
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М. : Академический проект, 2001.– 699 с. 2. Андреева, И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций / И.В. Андреева. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 28с. 3. Ануфриева, Д.Ю. Основные направления развития профессионального педагогического образования / Д.Ю. Ануфриева. // Международная научная конференция «Современная педагогика: теория, методика, практика» Россия,г. Москва, 27-28 февраля 2014 г. – С. 100-103 – 150 с. 4. Бабанский, Ю.Н. Педагогика / Ю.Н. Бабанский. – М. : 2004. – 362 с. 5. Бандура, А.М. Теории личности / А.М. Бандура. – М. : 2001. –269с. 6. Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность в работе с педагогическим коллективом: Учеб. пособие / Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина. – М. : Книголюб, 2004. – 352 с. 7. Баранов, А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 35 с. 8. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. – М. : 2004. –243с. 9. Бобровская, Л.Н. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса / Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А.Сапрыкина, под ред. Н.Н.Рождественской. – М. : Глобус, 2008. – 101 с. 10. Богомолова, Н.Н. Социальная психология радио, печати, телевидения /Н.Н. Богомолова. – М. : 2001. – 127 с. 11. Божович, Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.И. Божович. – М. : Москва: Институт практической психологии, 1996. – 213с. 12. Божович, Л.И. Формирование личности в онтогенезе / Л.И. Божович. – М.: 1991. – 352 с. 13. Болучевская, В.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий. Монография / В.В. Болучевская. – Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с. 14. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. – М. : Издательство «Института психотерапии», 2000. – 336 с. 15. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. – М. : Академия, 2009. – 320 с. 16. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 528 с. 17. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б.С. Волков. – М. : Академический проект, 2007. – 333 с. 18. Выготский, Л.С. / Л.С. Выготский. //Собр. соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. – 433 с. 19. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : 1956. – 515 с. 20. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология–электронная библиотека психолога http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gamez/06.php (508) 21. Гизатова, И. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения / И.А. Гизатова // Концепт. Спецвыпуск № 02. – 2013. – С. 20-27. 22. Гизатова, И.А. Воспитание профессионального интереса у старшеклассников / И. А.Гизатова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 170-173. – 428с. 23. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург. // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. 24. Голерова, О.А. Выбор профессии – дело семейное?: пособие для учителя / О.А. Голерова, Е.В. Гурова. – М. : Просвещение, 2008. – 96с. 25. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев : 1988. – 144 с. 26. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – М. : Речь, 2008. – 208 с. 27. Григорович, Л.А. Психология и педагогика: Учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2003. – 480 с. 28. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник / П.С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 320с. 29. Дарвиш, О.Б Возрастная психология: учебное пособие для вузов / О.Б. Дарвиш. под ред. В.Е. Клочко. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 264с. 30. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А.А. Деркач. – М. : РАГС, 2000. – 536с. 31. Донцова, М.В. Психологическое сопровождение профессионально- личностного становления студентов-психологов:автореф.дис....канд. психолог. наук / М.В. Донцова. – М. : 2009. – 25с. 32. Дружинин, В.Н. Психология / В.Н.Дружинин. – СПб. : Питер, 2002. – 635с. 33. Дружинин, В.Н. Учебник по психологии для экономистов / В.Н. Дружинин. – СПб. : 2001 – 671 с. 34. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие \И.В. Дубровина под ред И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2006. – 592 с. 35. Ермачкова, Е.С. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в системе профильного обучения : автореф. дис. . канд. психолог. наук / Е.С. Ермачкова. – Тамбов : 2009. – 18 с. 36. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.И. Загвязинский. – М. Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. 37. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера- педагога. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. - 120 с. 38. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования Учебн. пособие. –2-е изд., перераб. – М: Издательство Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.– 480 с. 39. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. 40. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование /Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург : 1998. – 125 с. 41. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов /Э.Ф. Зеер. – М. : Академический Проект: Деловая книга, 2003.– 336 с. 42. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб.пособие. / Э.Ф Зеер, О.А. Рудей. – Воронеж : МОДЭК, 2008. –256с. 43. Зеленкина, Т.Д. Подготовка родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников : автореф. дис. ... канд. педагог. наук /Т.Д. Зеленкина. – Москва : 2015. – 25 с. 44. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования / И.А. Зимняя. // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42. 45. Исакова, Е.К. К определению понятия педагогическое сопровождение[Электронныйресурс]/Е.К.Исакова,Д.В.Лазаренко.http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm (дата обращения 03.02.2020г.) 46. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова. – Ростов : Феникс, 2006. – 375 с. 47. Караковский, В.А. Воспитательная система обычной школы / В.А. Караковский // Народное образование. – 2001. – № 1. – С. 77. 48. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – Москва, 2002. – 18 с. 49. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с. 50. Коджаспирова, Г.М. Педагогика : учебник / Г.М. Коджаспирова. – Москва КНОРУС, 2010. – 740 с. 51. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 256 с. 52. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. – М.: Высш.шк.1990. – 141 с. 53. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : Академия. 2003. – 172 с. 54. Коломеец, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования стратегий осуществления выбора у старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Л.А. Коломеец. – Кемерово : 2013. – 23 с. 55. Кон, И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. – М., 1989. – 256 с. 56. Кон, И.С. Открытие “Я” / И.С. Кон. – М. : 1980. – 367 с. 57. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М. Просвещение, 1989. – 255 с. 58. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1982. – 207 с. 59. Кричевский, В.Ю. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / В.Ю. Кричевский, В.С. Кошкина, Т.В. Щербова, Згоржельская Т.П. // (серия «Профильное обучение»). – 2-е издание. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 159 с. 60. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2010. – 400 с. 61. Кравчук, Л.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников в образовательном процессе системы довузовской подготовки : автореф. дис. ...канд. педагог. наук / Л.А. Кравчук. – Хабаровск : 2008. 62. Кричевский, В.Ю. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / В.Ю. Кричевский, В.С. Кошкина, Т.В. Щербова, Згоржельская Т.П. // (серия «Профильное обучение»). – 2-е издание. – СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 159с. 63. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций / В.Г. Крысько. – М. ОМЕГА-Л, 2006. – 368с. 64. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы /Т. В. Кудрявцев// Вопр. психологии. – 1981. – № 2. С. 58-63 65. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии 1983.– №2.– С. 51-59.
Отрывок из работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ 1.1. Проблема профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов в отечественной психолого-педагогической литературе Теоретические и практические аспекты профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов рассматриваются в трудах отечественных учёных. Анализ работ позволяет сделать вывод о наличии различных точек зрения на проблему профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения одни ученые рассматривают с позиции личностно-ориентированного подхода, как степень самооценки в качестве специалиста определённой профессии в которой важны профессионально-значимые качества личности (Т.В. Кудрявцев, К.К. Платонов). С позиции личностно-деятельностного подхода профессиональное самоопределение рассматривается как активная деятельность, принимающая то, или иное содержание, в зависимости от этапа развития (Е.И. Чистякова).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg