Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Совершенствование антикоррупционной политики организации (на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения Калининградской области "Школа-интернат № 8")

cool_lady 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Цель данной работы – комплексный анализ антикоррупционной политики ГБУ КО "Школа-интернат №8" и выработка мер по ее совершенствованию. Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач: - раскрыть понятие, цели, задачи и принципы антикоррупционной политики; - исследовать современное состояние деятельности по противодействию коррупции в ГБУ КО "Школа-интернат №8"; - проанализировать антикоррупционную политику ГБУ КО "Школа-интернат №8"; - разработать предложения по совершенствованию антикоррупционной политики ГБУ КО "Школа-интернат №8". Объектом исследования является антикоррупционная политика организации. Предметом исследования является совершенствование антикоррупционной политики в ГБУ КО "Школа-интернат №8". Методологической базой работы послужила совокупность приемов и способов познания коррупции как общесоциального феномена. Теоретической базой послужили статьи, Федеральные Законы Российской Федерации, Указы Президента, литература современных российских авторов. Теоретическая значимость работы заключается в совершенствовании антикоррупционной политики. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенных рекомендаций в практике ГБУ КО "Школа-интернат № 8" с целью повышения эффективности предупреждения и борьбы с коррупцией. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Введение

Проблема коррупции и взяточничества в сфере образования в России в последнее время занимает очень важное место. Коррупция стала не побочным явлением нашего российского общества, а основой основ существования власти и управленческого механизма, потому что основной ценностью для правящей элиты в современной России являются деньги. За восемь месяцев 2019 года правоохранительные органы выявили в России 18,4 тыс. коррупционных преступлений. Об этом заявил замначальника Управления по борьбе с правонарушениями в сфере распределения и использования бюджетных средств Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России Дмитрий Севастьянов . Суммарный ущерб от выявленных преступлений превысил 100 млрд. рублей. Возмещение ущерба обеспечено на сумму 27 млрд. рублей. Около 5,5 тыс. преступлений было совершено в крупном и особо крупном размерах. В наши дни коррупция - это паразитирующее явление, охватывающее все уровни экономических отношений - от бытового до государственного. Каждый уровень уникален и требует таких же уникальных способов борьбы. Однако, разработать унифицированную систему противодействия коррупции, которая могла бы решить столь трудную проблему практически невозможно. В зависимости от уровня, политика противодействия коррупции требует адаптации под конкретный контекст социальной реальности. При создании системы противодействия коррупции, посредством принятия разнообразных предупредительных, профилактических и карательных средств воздействия, наше государство не может обеспечить решение данной проблемы в полном объеме. Коррупция, как феномен в государственной и общественной жизни имеет высокий уровень общественной опасности по сравнению со многими другими аналогичными элементами социальной действительности. Нужно понимать, что борьба с коррупцией не сводиться к борьбе с ее проявлениями. Эта борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни государства и общества. Для эффективной борьбы с коррупцией необходимы разносторонние, комплексные и долгосрочные меры. В результате чего необходимо менять отношение современного общества к коррупции, а так же повышать его правовую культуру и бороться с не информированностью населения нашего государства в таком вопросе. Необходимо создание условий, при которых прозрачность власти, а так же общественный контроль станут доступными для всех жителей страны. Еще одним важным фактором становится разработка эффективных административно-правовых средств усиления мер ответственности. Выходом из этого положения стало то, что в соответствии с законодательством Российской Федерации каждая организация в нашей стране обязана иметь собственную антикоррупционную политику, будь то учебное заведение, коммерческий банк или государственная организация. Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в важности разработки антикоррупционной политики в каждой организации. Несмотря на то, что все организации должны иметь антикоррупционную политику, не все занимаются ее разработкой и реализацией. А в тех организациях, в которых она сформирована, зачастую антикоррупционная политика носит формальный характер. Причиной тому является отсутствие единообразного подхода в ее разработке.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические основы организационно-правовых механизмов антикоррупционной политики 6 1.1 Понятие и сущность антикоррупционной политики 6 1.2 Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной политики 13 Глава 2 Анализ антикоррупционной политики и деятельность организации в вопросах противодействия коррупции в ГБУ КО "Школа-интернат № 8" 25 2.1. Общая характеристика мер по противодействию коррупции в ГБУ КО «Школа-интернат №8» 25 2.2. Организационные аспекты антикоррупционной политики в ГБУ КО «Школа-интернат №8» 30 Глава 3 Проблемы и пути по совершенствованию антикоррупционной политики в общеобразовательных учреждениях на примере ГБУ КО «Школа-интернат №8» 37 3.1 Проблемы реализации антикоррупционной политики и оценка коррупционных рисков в ГБУ КО «Школа-интернат №8» 37 3.2 Предложения по совершенствованию антикоррупционной политики в общеобразовательных учреждениях на примере ГБУ КО «Школа-интернат №8» 44 Заключение 53 Библиографический список 55 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………..61
Список литературы

Нормативно - правовые акты 1. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 декабря 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26, ст. 2780. 2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал "Совет Европы и Россия", 2002. № 2 3. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию Страсбург, 4 ноября 1999 года. 4. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ). "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 439. 5. Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" от 08.03.2006 № 40-ФЗ Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, №12, ст. 1231. 6. Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009 № 172-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3609. 7. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция). Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, №31, ст. 3215. 8. Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 № 230-ФЗ. Собрание законодательства РФ", 10.12.2012, №50 (часть 4), ст. 6953. 9. Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок" от 01.02.2012 №3-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 06.02.2012, № 6, ст. 622. 10. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 08.12.2008 № 273-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, №52 (ч. 1), ст. 6228. 11. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция). Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, №14, ст. 1652. 12. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, №10, ст. 1152. 13. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020). Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954. 14. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая . № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Собрание законодательства РФ, 26.05.2008, №21, ст. 2429.2008 г 15. Указ Президента РФ от 29 июня . № 378 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы”. Собрание законодательства РФ", 02.07.2018, №27, ст. 4038.2018 г 16. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2013г. № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 17. Указ Президента Российской Федерации от 8 марта . № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции». Собрание законодательства РФ", 09.03.2015,№10, ст. 1506.2015 г 18. Указ Президента РФ от 12 мая . № 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.2009 г Собрание законодательства РФ", 18.05.2009, №20, ст. 2444. 19. О противодействии коррупции в Калининградской области: Закон Калининградской области №73 от 26 мая 2017 года //"Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области"), № 94, 31.05.2017. 20. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ от 8 ноября 2013г. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения: 25.03.2020) 21. Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/2/14 Книги 22. А.В. Малько Антикоррупционная политика в современной России / под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. - 240 с. 23. Александрова О.А. Образование: доступность или качество - последствия выбора. - М.: Знание. Понимание. Умение, 2015. 24. Антикоррупционная политика: справочник / А.В. Малько, И.Н. Коновалов, Н.А.Лопашенко и др.; под ред А.В. Малько.-М., 2016.-383 с. 25. Аслаханов А.А. Особенности российской коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2018. 26. Букреев И.В. Понятие уголовно-правовых средств противодействия коррупции // Научные основы современного прогресса.2016. №4. С. 72. 27. Ванцев, В.А. Проблема легального определения понятия коррупции [Текст]/В.А.Ванцев//Коррупция в России. Информационные и аналитические материалы. Вып. ., 2015.3. М 28. Ведерникова О.Н. Антикоррупционная политика России: с чего начать? //Общественные науки и современность. . № 3. с. 34-372005 г 29. Гуров А.И. Коррупция угрожает национальным интересам России. Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения. Сборник статей и документов. - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2018.– 268с. 30. Евстифеев В.В. Административно-правовое регулирование разрешения конфликта интересов как средство противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2015.- С.174. 31. Жилина И.Ю., Феномен коррупции: общие подходы к изучению, Социальноэкономические аспекты коррупции, Экономические и социальные проблемы России,- М., 2016. 32. Коновалов, И.Н., Хамазина, О.И. Специфика научного анализа коррупции [Текст]/ И.Н. Коновалов, О.И Хамазина. - Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. 2016. 33. Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / В. В. Лунеев – М.: Юрист, 2018. - 426 с. 34. Римский, В.Л. Коррупция во взаимоотношениях граждан и власти: социальная основа и формы проявления [Текст]/ В.Л. Римский.- Политический анализ: Доклады Центра эмпирических исследований СПбГУ. Вып. 8 / Под ред. Г.П. Артемова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 2017. С. 69. 35. Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность, ., № 62017 г Статьи 36. Арутюнова М.Г. Антикоррупционная правовая политика-разновидность правоохранительной политики // В мире научных открытий. 2013. №o 11.6 (47). С. 324–328; 37. Глинкина С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения. -М.: ИЗДАТ-М,, 2013. -52 с. 38. Кабанов П.А. Антикоррупционный аудит как инструмент противодействия коррупции: понятие, содержание, вопросы правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2015. С. 744 - 753. 39. Капитонова Н.Б., Яковлев А.Е. Антикоррупционная политика –элемент политики современного государства // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2014. №o 3(15). С. 46–50 40. Киселев И.В.Государственная экономическая политика в сфере разработки антикоррупционных программ // Научные труды SWorld. 2012. Т. 25. №o 3. С. 3–4; 41. Клюковская И.Н.Антикоррупционная политика как вид правовой политики // Современное право. 2004. №o 3. С. 12–15 42. Колчеманов Д.Н. Административно-правовое регулирование установления принципов противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. -2015. -№12. - С. 33-36. 43. Мордовец А.С., Грандонян К.А. Правовые противоречия гражданско-го общества в России и пути их преодоления // Взаимодействие граждан-ского общества и государства в России: правовое измерение: монография / кол. авт. под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов, 2013. С. 136–151. 44. Мукиенко И.Н., Юскова Л.Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества//Гражданское общество в России и за рубежом.2016. № 3.С.29 - 34. 45. Невский С.А., Карлеба В.А., Яковлева Л.В. Предварительное расследование преступлений в Российском государстве в XVI-начале XX века//Государство и право. -2015. -№3. -С. 32-41. 46. Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении//Государство и право. -2015. -№.1. -С. 197-267. 47. П.А.Кабанов «Коррупция и антикоррупционная политика», Типовая (модельная) программа курса, Институт экономики, управления и права, Казань – 2009 – С. 154. 48. Сатаров Г. А . Антикоррупционная политика: Учебное пособие для студентов факультета государственного управления. Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ); Под ред. Г. А. Сатарова - . М.: - СПАС , 2004. – С. 314-316.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы организационно-правовых механизмов антикоррупционной политики 1.1 Понятие и сущность антикоррупционной политики Противодействие коррупции является особым видом публичной политики- антикоррупционной политикой, представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества. Антикоррупционную политику можно рассмотреть как в широком, так и узком смысле. При рассмотрении антикоррупционной политики в широком смысле, мы солидарны с Сатаровым, который дает следующее определение "Антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни" . Мы считаем, что одна из главных криминологических идей антикоррупционной политики заключается в том, что проявления коррупции могут быть минимизированы путем углубления социально-правового контроля не столько за деятельностью отдельных категорий лиц, сколько за социально-экономическими процессами, финансовыми и товарными потоками. Разработка антикоррупционной политики начинается с уяснения ее основных направлений. Эти направления свойственны практически любому государству, даже такому, где уровень коррупции в данное время не является угрожающим. Другое дело - содержание конкретных мер, укладывающихся в каждое из направлений (блоков). Тут универсализма быть не может. Более того, содержание направлений антикоррупционной политики должно корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер, но и с учетом результатов глубинных исследований коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; "участков" государственного и общественного организма, наиболее пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более точной оценки прямых и косвенных экономических потерь. Чтобы лучше понять то или иное явление, тот или иной процесс, необходимо рассмотреть, из каких составных частей, элементов данное явление (процесс) складывается. Особенно это относится к новым категориям, вводимым в научный и практический оборот, каковым является антикоррупционная политика. На наш взгляд, основными направлениями антикоррупционной политики являются: - коррекция законодательства; - более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти; - упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти; - изменение принципов государственной (прежде всего, публичной гражданской) службы и контроль за имущественным положением представителей власти; - создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств; - укрепление судебной власти; - совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб); - координация антикоррупционной политики. По мнению Ведерниковой О.Н "Направления антикоррупционной политики должны дополняться и корректироваться с учетом постоянного мониторинга коррупции по разным срезам - отраслевому, региональному, функциональному, а также по мере получения новых знаний о природе коррупции в результате ее глубинных исследований, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; "участков" государственного и общественного организма, наиболее пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения" . В научной юридической литературе раскрываются вопросы целей, задач, принципов, и функций антикоррупционной политики . По нашему мнению, заслуживает внимания Кабанов П.А., который считает, что "Целью государственной антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции посредством реализации интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, предупреждения коррупционных правонарушений, обеспечения ответственности за коррупционные проявления, мониторинга коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики, формирования антикоррупционного общественного мнения, обеспечения прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции, создания механизма против подкупа граждан при проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления" . Что же касается принципов антикоррупционной политики, то анализ научной литературы позволяет с уверенностью назвать такие, как оперативность, последовательность, регулярность, научная обоснованность и другие. Принципы антикоррупционной политики можно разделить на две группы. Первую группу обозначить как общеправовые принципы антикоррупционной политики, вторую – специально-юридические. В первую группу принципов включаются те принципы, которые распространяют свое действие на антикоррупционную политику в целом, на все ее направления. Они содержатся в Федеральном законе "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ . Общеправовыми принципами антикоррупционной политики являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами . И первая, и вторая группы принципов упоминают субъектов антикоррупционной политики. Это следующий элемент ее юридической конструкции. Следующим важным структурным элементом в юридической конструкции являются субъекты антикоррупционной политики, в числе которых высшие органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, муниципальные органы, гражданское общество и другие. Это те лица, которые в той или иной степени влияют или участвуют в реализации антикоррупционной политики. Анализ нормативной правовой базы позволяет нам в их качестве определять два основных объекта антикоррупционной политики: 1. коррупция, профилактика, борьба с ней, последствия коррупционных правонарушений; 2. нормативные правовые акты Российской Федерации . Особое место исследуемой юридической конструкции занимает такой структурный элемент, как содержание антикоррупционной политики. В содержание антикоррупционной политики включается сама активная деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на достижение ее целей. Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации. Если говорить языком нормативных правовых актов, то содержание антикоррупционной политики предполагает следующую структуру: - реализация согласованной политики государства в сфере борьбы с коррупцией; - формирование инструментария сотрудничества органов государства с общественными и парламентскими комиссиями, гражданами, институтами гражданского общества; - усовершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции и системы прохождения государственной и муниципальной службы; - повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. После рассмотрения антикоррупционной политики в широком смысле, необходимо уделить внимание и рассмотреть антикоррупционную политику в узком смысле. В узком смысле антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с одноименным названием - "Антикоррупционная политика (наименование организации)" . На наш взгляд, при разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать форму собственности, организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи т.д.) и иные особенности. Очевидно, что деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого нужно, прежде всего, разработать и принять антикоррупционную политику организации. Антикоррупционную политику необходимо изложить в доступной форме и ознакомить с ней работников и контрагентов организации, в том числе опубликовать на официальном сайте организации. Считаем правомерным, что разрабатывать антикоррупционную политику организации может как работник, так и структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции. Организации, располагающие необходимыми экономические ресурсами, для разработки и дальнейшей реализации антикоррупционной политики могут привлекать внешних экспертов . Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами, это гарантирует выполнение ее требований всеми работниками организации. У сотрудников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции есть обязанности, которые могут быть общими для всех сотрудников организации или специальными, то есть могут устанавливаться для отдельных категорий работников. В качестве общих обязанностей можно закрепить следующие обязанности, которых будут придерживаться все сотрудники: - не совершать и не участвовать в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации; - воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить, или принять участие в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации; - информировать руководителя или ответственного за реализацию антикоррупционной политики о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений, а также о возможности возникновения либо возникновении у работника конфликта интересов. В качестве специальных обязанностей устанавливаются: - для руководителей организации; - для лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; - для сотрудников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; - для лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д. Считаем правомерным, общие и специальные обязанности включить в трудовой договор с сотрудниками организации. Тем более, что такое право дает работодателю ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации . При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель в праве применять в отношении работника меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей. Рассмотрев, антикоррупционную политику в широком и узком смысле, можно сделать вывод, что антикоррупционная политика – это многомерная и сложная деятельность различных субъектов, имеющая разнообразные цели и осуществляемая на основе определенных принципов. Антикоррупционная политика – это средство обеспечения формирования и поддержания состояния правовой государственности. Поэтому ее роль, как разновидности правовой политики, в правовой жизни общества существенна. Резюмируя данный параграф, отметим, что с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Методические рекомендации предусматривают проведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений для любых организаций, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и других обстоятельств, а также предусматривают обязательное требование по разработке и принятию единого документа с одноименным названием «Антикоррупционная политика», который включает в себя комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, а также иных локальных нормативных актов и методических материалов, направленных на профилактику и противодействие коррупционным правонарушениям в деятельности организации. 1.2 Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной политики Нормативно-правовые акты в области противодействии коррупции можно рассмотреть в многоуровневом аспекте: - международное законодательство; - федеральное законодательство; - региональное законодательство (на примере Калининградской области). В соответствии с Конституцией Российской Федерации, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Рассмотрим международные нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции, которые ратифицированы на территории РФ. Первым серьёзным шагом на пути противодействия коррупции можно считать подписание РФ Конвенции ООН против коррупции, которое произошло 9 декабря 2003 года. И, несмотря на то, что ратифицирован данный документ только 8 марта 2006 года, работа по изучению антикоррупционных механизмов и понимание необходимости их внедрения началось уже тогда. С 1 февраля 2007г. Россия официально стала полноправным членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Реализация требований и рекомендаций этих документов в российском законодательстве является необходимым и важным этапом на пути создания национального антикоррупционного права. Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации объединённых Наций против коррупции" , Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН против коррупции. Основные цели данной Конвенции заключаются в следующем: - содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; - поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; - поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом. Федеральным законом № 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" , Российская Федерация присоединилась еще к одной Конвенции Европы об уголовной ответственности за коррупцию . Данная Конвенция устанавливает основные меры, которые должны быть приняты на национальном уровне государств участников; контроль за выполнением данной Конвенции государствами участниками; общие принципы и меры в области международного сотрудничества. Среди международных документов следует также выделить Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 51/59 "Борьба с коррупцией" . Приложение к данной Резолюции содержит Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, который, как ясно из названия содержит основные правила поведения государственных должностных лиц. В Российской Федерации сформированы общие подходы к противодействию коррупции, а также нормативная правовая база в области противодействия коррупции, принят целый ряд антикоррупционных законов, существенно повысивших антикоррупционный потенциал институтов российской власти и общества. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации содержит достаточный правовой инструментарий для проведения эффективной борьбы с коррупцией, который создает необходимые предпосылки для организации целостной системы мер по противодействию коррупции . Поскольку Конституция Российской Федерации является основным законом нашего государства, она обладает высшей юридической силой, которой подчиняются все остальные правовые акты. В статьях Конституции РФ прямо не сказано о борьбе с коррупцией, однако, проанализировав текст, можно увидеть сферы, касающиеся данной темы. Например, такие конституционные гарантии как свободу слова и мысли, конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом, право на судебную защиту его прав и свобод, презумпцию невиновности, защиту прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, компенсацию причиненного вреда, можно расценивать в качестве основ антикоррупционной политики нашего государства. Федеральные законы являются регуляторами важных аспектов общественных социально-политических, так и экономических и др. отношений, принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство. Российское законодательство о противодействии коррупции представлено несколькими федеральными законами и подзаконными нормативными актами. Одним из таких стал федеральный закон №273 "О противодействии коррупции" , который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Постатейно толкуются основные понятия ФЗ; излагаются правовые и организационные основы закона; основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции; разъясняются обязанности, ограничения и запреты государственных и муниципальных служащий и др.; прописан порядок предоставления сведений о расходах и имущественного характера и порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов; указана ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения, порядок увольнения лиц в связи с утратой доверия и др. Закон №172-ФЗ об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА , который регламентирует права и организационные положения антикоррупционной системы проведения экспертиз, определяет и формирует нормы и акты, которые помогают сотрудникам органов выявить коррупционные факторы и устранить их. Согласно закону, факторами коррупции считаются необоснованные исключения из правил или необоснованное применение полномочий, либо акты, создающие труднопреодолимые или невыполнимые условия для граждан или компаний. Антикоррупционная экспертиза НПА выступает правореализационным механизмом, целью которого является предупреждение появлений в них коррупциогенных факторов, создающих предпосылки для совершения коррупционных преступлений, и имеет большой профилактический потенциал. Главным проверяющим органом в описываемой сфере считается Прокуратура России. Благодаря принятию этого закона улучшились процессы оформления и принятия правовых актов и нормативов в государственных учреждениях. С 1 января 2013г. вступил в силу Федеральный закон № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» , который расширил спектр правовых механизмов противодействия со стороны государства коррупционным проявлениям. К лицам, в отношении которых установлен контроль за расходами, ст. 2 Закона № 230-ФЗ относит лиц, замещающих (занимающих): государственные должности РФ и ее субъектов; муниципальные должности на постоянной основе; входящие в соответствующие перечни должности государственной и муниципальной службы, отдельные должности в Банке России, в государственных корпорациях, социальных государственных внебюджетных фондах, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Контролю подлежат расходы супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц. Декларируются расходы по сделкам, связанным с приобретением: недвижимости; транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций. Если стоимость приобретенного имущества превышает общий доход контролируемого лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, такие лица обязаны декларировать свои расходы и сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Весьма заметная роль в реализации его положений уделяется должностным лицам органов прокуратуры, что вполне очевидно, принимая во внимание то обстоятельство, что одним из приоритетных направлений прокурорского надзора выступает надзор за исполнением законов о противодействии коррупции. С принятием Федерального закона №230-ФЗ от 03.12.2012г. созданы все условия для введения ответственности, обозначен перечень публичных должностных лиц, доходы которых контролируются, регламентированы механизмы контроля и критерий ответственности приобретение определенного имущества стоимостью, превышающей трехлетний доход семьи без представления сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Среди российского законодательства можно выделить Уголовный кодекс Российской Федерации. Это один из основных документов Российской Федерации, который устанавливает уголовную ответственность за коррупционные преступления (и не только коррупционные). Среди статей Уголовного кодекса, в качестве основных по рассматриваемому вопросу можно выделить: - статья 204. Коммерческий подкуп; - статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями; - статья 290. Получение взятки; - статья 291. Дача взятки; - статья 292. Служебный подлог . Весьма широкие рамки уголовного закона отчётливо проявляются в альтернативных санкциях статей Уголовного кодекса, а также в относительно определённых санкциях ряда статей. Считается, что под уголовно-правовыми средствами противодействия коррупции принимают определенный свод законов и правил регламентирующие способы противодействия коррупционным отношениям, имеющим место в обществе и государстве с задачами которой устранения данных отношений или минимизации их последствий . Необходимо также отметить, что помимо Уголовного кодекса ещё ряд законов и нормативных актов прямо или косвенно закрепляют меры антикоррупционной направленности. Прежде всего, это Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" , которые закрепляют основные права и обязанности гражданского и муниципального служащих, устанавливают ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы и муниципальной службы, требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и ряд других основополагающих моментов, связанных с поступлением на службу, прохождением и прекращением государственной гражданской службы и муниципальной службы. Рассмотрев федеральные законы, необходимо отдельно остановится на указах Президента. Одним из важных указов, который был утвержден Президентом РФ, является Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы . Национальный план противодействия коррупции разработан в целях устранения коренных причин коррупции и содержит следующее: 1) изменение законодательства для борьбы с коррупцией; 2) совершенствования государственного управления; 3) повышения профессионального уровня юристов и правовое просвещение. Одна из мер предупреждения коррупции, по Национальному плану, антикоррупционная экспертиза правовых актов. Национальный план противодействия коррупции является среднесрочным стратегическим документом, принимаемым в России каждые два года, и содержит перечень основных мероприятий, подлежащим реализации в течение указанного периода. Первый Национальный план в нашей стране был принят в 2008 году. На наш взгляд, одним из фундаментальных указов является Указ "О мерах по противодействию коррупции" от 19 мая 2008 года, подписанный Президентом Российской Федерации, которым был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В данный Совет вошли 19 человек, среди которых: Президент Российской Федерации, руководители некоторых силовых ведомств, председатели высших судов Российской Федерации, несколько помощников Президента по различным вопросам, несколько министров, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судах Российской Федерации, руководитель Администрации Президента, член Общественной палаты, руководитель Аппарата Правительства и Председатель счётной палаты. Этот Указ установил, что основными задачами Совета являются: - подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции; - координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 103 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Экономика, 59 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg