Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Современная журнальная тревел-периодика в России (на примере журналов «GEO» И «Вокруг света»)

cool_lady 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Основной целью исследования является определение типологических и тематических особенностей современной отечественной трэвел-периодики, на примере изданий «Вокруг света» и «GEO». Для этого нам необходимо решить ряд задач: 1. Представить целостную картину структуры трэвел-изданий, проследить динамику их развития и выявить определенные особенности; 2. Проследить за этапами развития издательской моделей журнала «Вокруг света» и проанализировать его тематическое своеобразие; 3. Проследить за этапами развития издательской моделей журнала «GEO» и проанализировать его тематическое своеобразие. Хронологические рамки исследования определены с 2001 по 2019 года. Из-за достаточно нестабильно работы издания «GEO», в России, период исследования выбран с опорой на журнал «Вокруг света». Началом выбран 2001 поскольку именно в этот год определилась действующая и по сей день в издании концепция, массового иллюстрированного ежемесячника. Нижняя дата исследования обусловлена тем, что деятельность журнала продолжается до сих пор. Предметом исследования являются трэвел-журналы «Вокруг света» и его европейский аналог журнал «GEO», их тематическое разнообразие. Объектом исследования является современная трэвел-журналистика, как новое направление в СМИ. Для осуществления поставленных задач применены следующие методы: 1. Историко-хронологический анализ трэвел изданий в России; 2. Типологический метод, с помощью которого мы проанализируем тематическое своеобразие трэвел-периодики, на примерах журналов «Вокруг света» и «GEO». О журнале «Вокруг света», трэвел-журналистике и периодике, написано достаточно большое количество трудов. Важными в этой теме являются труды, изучающие жанр путевого очерка, поскольку именно благодаря ему стала возможна журналистика путешествий. Эту тему изучал теоретик журналистики Тертычный А. А., а также Маслова Н. М. в своей работе «Путевые записки как публицистическая форма», труды Наумовой Е.Е, Панцерева К.А. О журналах трэвел направленности писали, трэвел журналисты, исследователи журналистики и филологи, Кубатьян Г. С, Лучинская С. Ю. Достаточно большую ценность, для нас представляют исследовательские труды М. В. Литке, посвященные журналу «Вокруг света» и научному дискурсу на его страницах., о журнале, его истории и функционировании на современном этапе писала Комарова Е.В. Важно также изучить теоретический аспект трэвел-периодики и журналистики в целом, поэтому мы обратились к трудам таких теоретиков как Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохоров. Важны для нас исследования о массовой коммуникации В. М. Березина. И поскольку один из методов нашего исследования это историко-хронологический, и мы прибегаем к изучению истории развития издательств, то мы обращаемся к трудам историков, изучавших отечественную журналистику Есина Б.И., Овсепяна Р. П., Западова А. В. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение

Трэвел-журналистика представляет собой активно развивающуюся область СМИ, как в периодике, так и на ТВ. Это связано с тем, что сейчас у людей есть возможность путешествовать и заниматься туризмом, из-за этого возникает заинтересованность в других странах, «а что посмотреть?», «а что с собой взять?» и т.д., на эти и многие другие вопросы отвечают трэвел-издания. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что тема путешествий в отечественной журналистике последнее время достаточно популярна. Это происходит из-за того, что в современном мире идет процесс глобализации при котором стираются культурные границы между странами. Периодические трэвел-издания на своих страницах и в своих материалах освещают огромный тематический спектр, в трэвел-журналах публикуется информация не только о других странах, но и смежные с ней темы, такие как национальная кухня, искусство и традиции, флора и фауна. Все это делает трэвел-периодику востребованной на современном медиа-рынке. Среди отечественных журналов о путешествиях «Вокруг света» является старейшим изданием, долгое время он был единственным трэвел-журналом на отечественном рынке периодики. За свою полувековую историю журнал стал основоположником законов жанра туристической журналистики в России, и познакомил многих российских читателей с другими странами. Схожее по тематике международное издание «GEO», знакомившее русскую аудиторию не только с дальними странами, но и с иностранными публицистами, продержалось на российском рынке СМИ, всего двадцать лет, но смогло запомниться аудитории яркими фотографиями и качественными материалами. Именно из-за этого, в рамках нашего исследования трэвел-периодики, мы опираемся на издательские модели этих журналов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Трэвел-периодика как тип издания…………………………………….6 1.1. Типологические особенности трэвел-периодики……………….………………………………………………………....6 1.2. История возникновения и развития трэвел-периодики………………………………………………………………………….9 Глава 2. Журнал «Вокруг света» в системе отечественной трэвел журналистики ……………………………………………………………………16 2.1 Этапы формирования издательской модели журнала «Вокруг света»……………………………………………………………………………..16 2.2. Тематическое своеобразие контента журнала «Вокруг света»………………………………………………………………………...…...21 Глава 3. Журнал «GEO» в системе отечественной трэвел журналистики ..…29 3.1 Этапы формирования издательской модели журнала «GEO»…………………………………………………………………………….29 3.2. Тематическое своеобразие контента журнала «GEO»…………………………………………………………………………….31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...………………………….……………………………….…35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………38
Список литературы

1. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – Москва: РИПхолдинг, 2003 - 174 с.: схемы, табл.; - (Практическая журналистика).; ISBN 5-900045-41-2; 2. Библиографический указатель литературы о Л. Н. Толстом, 1985 - 1990 / Российская Акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, Гос. музей Л.Н. Толстого; [сост.: В. С. Бастрыкина и др.] - Москва: ИМЛИ РАН, 2006 (М.: Типография "Наука" РАН) – 580 с.; ISBN 5-9208-0265-0; 3. Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/ (дата обращения: 16.03.2020); 4. Громова Л.П., Шуляк Ю.Ю. Функциональные особенности журналов путешествий: ретроспективный взгляд. / Известия Южного федерального университета - 2015 - № 3 - 30-33 с.; 5. Есин Б.И. История русской журналистики: учебно-методический комплект: учебное пособие: хрестоматия: темы курсовых работ: для студентов-журналистов и филологов / Б. И. Есин. - 4-е изд. - Москва: Флинта, 2012. – 463 с.; ISBN 978-5-89349-271-2; 6. Желиховская Мария / Добро с кулаками // Вокруг света – 2020 – №3 – с.62; 7. Закомолдина. Э. Ю. Этапы становления и развития журнала «вокруг света» (с момента основания и до начала xx века)., Тамбовский гос.университет им. Г.Р. Державина URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016-zhurnalistika-v-sovremennom-media/1/zakomoldina.pdf; 8. История русской журналистики XVIII-XIX веков учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Журналистика"/ [Д. А. Бадалян и др.]; под ред. Л. П. Громовой; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского гос. ун-та,. - 2013. - 527 с.; ISBN 978-5-288-05480-8; 9. Ким М.Н. Основы теории журналистики: учебное пособие для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 031300 "Журналистика" / М. Н. Ким. - Москва [и др.]: Санкт-Петербург, 2013. - 286 с.; ISBN 978-5-496-00283-7; 10. Киселева П.А. / Обзор типологических моделей туристической журнальной прессы. / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Изд.: Грамота, 2017 – 30-33 с.; 11. Комарова Е.В. Журнал "Вокруг света": история и функционирование на современном этапе: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Комарова Елена Владимировна; [Место защиты: Челябинский гос. ун-т]. - Нижний Новгород, 2014. - 266 с.; [Электронный ресурс]: https://www.csu.ru/scientific-departments/Documents/Е.В.Комарова_автореферат.pdf ; 12. Комарова Е.В. Журнал «Вокруг света» в 1885—1891 гг.: типологическая характеристика // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). 360—363 с.; 13. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. – Москва: Аспект Пресс, 2001. – 287 с.; ISBN 5-7567-0158-3; 14. Кубатьян Г. С. Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте [Текст]: / Г. С. Кубатьян. - Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2017. – 186 с.; ISBN 978-5-93762-123-8; 15. Кубатьян, Г.С. Жизнь в дороге / Григорий Кубатьян. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - 165, [1] с. : цв. ил.; 21 см.; ISBN 978-5-600-00287-6; 16. Литке М.В. 150 лет журналу «Вокруг света» становление и развитие типологической модели. Вестник Томского гос.университета. – 2012. - №3; 17. Литке М.В. Научное и популярное в дискурсе познавательного журнала «Вокруг света» (на материале публикаций о неживой природе)/ М.В. Литке // Актуальные проблемы журналистики: Сборник трудов молодых ученых. Выпуск VIII. – Томск: Изд-во НТЛ. – 2012. – 65 с. ISBN 978-5-89503-380-7; 18. Маслова Н.М. Путевые записки как публицистическая форма [Текст]: (Становление и развитие жанра "путешествия" в публицистике) / Н.М. Маслова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. журналистики, Лаб. по изучению функционирования печати, и радио, и телевидения. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 115 с.; 19. Маслова, Н.М. Путевые записки как публицистическая форма: (Становление и развитие жанра "путешествия" в публицистике) Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1977; 20. Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ века. Учебно-методический комплект. Москва: Флинта: Наука, 2004.; 21. Мюллер В.П., Мюллер И.Л. Как родился «Вокруг света». URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2687/ ; 22. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 - начало XXI в.: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специализации "Журналистика" / Р.П. Овсепян; под ред. Я.Н. Засурского. - Москва: Издательство Московского университета: Наука, 2005. - 349с.; ISBN 5-211-06156-X ; 23. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явление современного медиапространства // Медиаскоп – 2013 - №3 [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/node/1385 ; 24. Ревенко А. А. Предпосылки возникновения и этапы становления печатных изданий о путешествиях // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 7–18 ISSN 1818-7919; 25. Редькина, Т.Ю. Социальная миссия трэвел-журналистики // Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы: матер. международного семинара (17-18 марта 2014 года) / под ред. С.Г. Корконосенко. – Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т; Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. - 126 с. (Век информации). 58-60 с.; 26. Российская Федерация Законы. О средствах массовой информации: Федеральный закон № 2124-1: текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 2020 года: принят Верховным советом России 27 декабря 1991 года: Подписан президентом Ельциным Б. М. [Электронный ресурс]: URL https://digital.gov.ru/common/upload/Zakon_o_SMI.pdf ; 27. Ростовская Ю. В. Журналистика путешествии?. История развития специализированной? литературы. [Электронныи? ресурс] URL: http://jq.bgu.ru/reader/article.aspx?id=16785 ; 28. Сендюрев Олег / Под куполом солнца // Вокруг света – 2018 – №12 – c.50; 29. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / под ред. Я.Н. Засурского. – Москва: Аспект Пресс, 2001. – 298 с.; 30. Соколовская Марина / У Христа за пазухой // Вокруг света – 2019 – 10 – с.58; 31. Средства массовой информации России / Под ред. д.ф.н., проф. Я.Н. Засурского. Москва: Аспект-Пресс, 2005. 381 с.; 32. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. бакалавров и магистров "Журналистика" и специальности подгот. дипломиров. специалистов "Журналистика" / А. А. Тертычный. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2002. - 319, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-7567-0251-2; 33. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Тертычный. - Москва: Аспект Пресс, 2000. - 310, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-7567-0251-2; 34. Типология периодической печати: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 "Журналистика" / [М. Е. Аникина и др.]; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 234, [2] с.: табл.; 23 см.; ISBN 978-5-7567-0432-7; 35. Федоров Николай / Она мужчина // Вокруг света – 2020 – №3 – с.102; 36. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: Проблемы и перспективы / А. А. Чернов; Дипломат. акад. М ИД России. - Москва: Дашков и К, 2003. - 231 с.; 21 см.; ISBN 5-94798-251-X; 37. Юрий Дублянский, Владимир Широков / Пещерные рисунки ледникового периода // «GEO» - 2017 - №12 – c.36.
Отрывок из работы

Глава 1. Трэвел-периодика как тип издания 1. Типологические особенности трэвел-периодики Журналистика о путешествиях или проще говоря трэвел-периодика – это специализированная отрасль журналистики, основная тематическая концепция которой путешествия и другие страны. Основная задача трэвел-журналистики и периодических изданий, предоставить массовому читателю информацию о путешествиях, разных странах и достопримечательностях . Как правило, трэвел-издания, основная тема которых - путешествия, освещают не только ее, такие издания также освещают географические, исторические, культурные темы, а также искусство философию, этику, и прочие темы, которые могут быть связаны с туризмом, путешествиями и страноведением. Трэвел-издания знакомят публику с другими странами и народами, просиживающими в этих странах, формируют представление о рассказанной стране. Рассмотрим классификацию трэвел-изданий исходя из аудиторного фактора. Основной пласт изданий о путешествиях, занимают журналы, рассчитанные на массовую аудиторию («Вокруг света», «GEO», «National Geographic»). Целевая аудитория таких изданий достаточно разнообразна, возраст может колебаться от 12 (журнал «Вокруг света», определяется возрастное ограничение на свое изданию 12+) до 40 лет, а может быть и значительно ниже, специализируясь исключительно на школьной и дошкольной аудитории («GEOленок»). Уровень образования и профессиональная специализация человека, могут быть совершенно разными. Поскольку многие трэвел-журналы издаются для массового потребления, они имеют достаточно большой тематический спектр, поэтому каждый читатель сможет найти что-то интересное для себя. Следующая категория трэвел-изданий, это - специализированные, они ориентируются на достаточно узкий круг читателей, и тяготеют к представлению в журнале лишь одной сферы трэвела, например рыбная ловля, охота («Охота и рыбалка», «Рыбачьте с нами», «Рыболовство») или экстремальные виды спорта («ЭКС»), такие издания сочетают в себе статьи основной тематики журнала с путешествиями. Это наглядно показано в статьях по типу «Куда отправиться на зимнюю рыбалку», «Лучшие горнолыжные курорты» и т.п. Отдельно можно выделить отраслевые специализированные издания, журналы, которые предназначены исключительно для работников туристической сферы и для клиентов туристических фирм («Турбизнес», «Вояж», «Турбюро»). В таких изданиях публикуют проверенную, достоверную, а главное подробную информацию о деятельности туристических фирм, таких как авиаперелеты, гостиницы и обслуживание, страхование, также в таких изданиях публикуют новости от туроператоров, гостиниц и отелей, транспортных компаний, присутсвуют статистика, обзоры российского и зарубежного туристических рынков. Такие издания носят практических-рекомендательный и рекламный, тематический характер. Трэвел-журналистику характеризует большое жанровое и тематическое своеобразие, благодаря которому можно разнообразно, интересно и подробно освещать основную тему журнала – путешествия. Основная причина такой многогранности трэвел-изданий, заключается в том, что цели, по которым люди обычно совершают поездки могут быть достаточно разными. Это могут быть командировки, учеба по обмену, отдых, поездка с целью совершить покупки, переезд, волонтерская деятельность и т.д. Именно из-за этого каждый журнал по-своему пишет о той или иной стране. Вектор освещения трэвел вопроса напрямую будет зависеть от желаний и требований основной аудитории. Если человек едет в другую страну, с целью получить образование, то он будет изучать именно этот аспект в трэвел-издании, изучать образовательные учреждения, уровень жизни и возможности заработка. Если человек волонтер, то для него будут интересны в журнале материалы о регионах и странах, в которых есть социальные, продовольственные и экологические проблемы. По этой причине, многие трэвел-издания, стараются охватить большой страноведческий тематический спектр. Для женской половины читательской аудитории в трэвел-журналах представлены информационные и рекомендательные статьи на тему красоты и моды, например обозрение spa-курортов или шоппинг-туров. Для мужчин в журналах печатают путевые заметки с охоты в лесах и рыбалки, материалы про экстремальные виды спорта. Из последнего вытекает следующая тематическая обусловленность журналов, но уже более узкой направленности – это увлечения, хобби, интересы аудитории и автора. По стилистически-языковой подаче материалов, трэвел-издания стараются достичь баланса между научностью, популярностью и простотой. В трэвел-журналах наполнение научной тематикой обычно не превышает 50%, другая половина материалов имеют описательный характер, они представлены в жанре заметки и репортажа, очень важное место занимают фотографии, карты и информационные графики. Познание окружающего мира становится главной идеей трэвел-изданий. Научная и профессиональная терминология, в массовых трэвел-изданиях обычно отсутствует или занимает достаточно мало места, практически все материалы написаны в публицистическом стиле. Исключения могут составлять специализированные научные журналы, в которых нельзя обойтись без научного стиля и терминов («Иллюстрированная наука», «Наука и жизнь», «Наука в России», «Наука в фокусе») Все вышеперечисленные качества делают журналы трэвел тематики интересными, популярными и востребованными на современном рынке массовой информации. Журналистика, основная тематика которой – трэвел, в силу своей специфики, может позволить себе различные жанровые формы публикуемых материалов, наиболее часто в таких изданиях встречаются очерки, репортажи, заметки, обзоры и рекомендации, ниже мы рассмотрим каждый жанр более подробно. Путевой очерк — это художественно-публицистический жанр журналистики, который представляет собой описание наиболее интересных и важных, с точки зрения поездки происшествий и событий, произошедших с автором очерка. Согласно теоретику журналистики Александру Алексеевичу Тертычному, одной из главных особенностей очерка, является тот факт, что этот жанр больше из всех остальных основывается в основном на личных впечатлениях автора . Материалы о разных уголках планеты и людях проживающих в этих уголках на страницах изданий, обычно отражают именно личные впечатления авторов . Благодаря этому очерк получается динамичным и интересным для читателя, вызывает интерес к информации и на подсознательном уровне, делает страну или город, более привлекательным для поездки. Путевой очерк относится к наиболее ранним жанрам журналистики. В России путевые очерки появляются в XVIII веке, тогда же когда в моду начинают входить путешествия и туризм. Первыми путевыми очерками в России были произведения А. Н. Радищева и Н. М. Карамзина. Путевые заметки, в отличии от всех других жанров, тем, что в них максимально, насколько это может быть возможно, отсутствует субъективный характер повествования и личная оценка автора. В заметках зачастую отсутствует аналитическая информация и комментарии автора, характерные для очерка. Что позволяет нам сказать, что путевая заметка, это жанр исключительно информационный. Репортаж – это «развернутое» применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов . Репортаж, в первую очередь информационный жанр журналистики. Его основная цель как можно быстрее сообщить о событии с необходимыми деталями и в живой форме. Автор должен быть очевидцем или участником события, о котором пишет. Это означает, что сотрудник трэвел-издания должен очень часто совершать перелеты, для успеха журнала, а редакция в свою очередь, обязана организовывать различные экскурсии. Для достижения правдоподобности и эффекта присутствия у читателя, желательно что бы репортаж сопровождался иллюстрационным материалом, например фотографиями, картами, схемами. Что влечет за собой большие финансовые затраты на типографию, оформление и дизайн. Определяющий признак такого жанра, как обозрение — это единство освещаемых общественных событий, мест, а также тематическое единство материала. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений . В трэвел-изданиях обозрения представлены в практических материалах, таких как путеводитель, где читатели могут узнать о главных достопримечательностях определенной страны или узнать список стран, куда стоит поехать на отдых. В некоторых жанровых аспектах обозрение, чем-то похоже на рекомендацию. Рекомендация в отношении туристической журналистики, это аналитический материал, основным содержанием которого является информация о туристической программе какой-либо страны, маршрутный лист, главные достопримечательности, погодные условия и важные культурные и национальные особенности некоторых стран (нежелательно ношение коротких вещей в странах ОАЭ и Израиле, традиция разуваться в помещении, даже в ресторанах, в Японии и т.д.). 1.2. История возникновения и развития трэвел-периодики Первые предпосылки к появлению трэвел-журналистики в России, берут свое начало в Древней Руси, прародителем жанра можно считать Афанасия Никитина, написавшего произведение «Хождение за три моря». В хождении рассказывалось о шестилетнем путешествии автора, в другие страны. Никитин писал о странах и государствах, описывал новые территории и обычаи народов, проживавших в новых землях, рассказывал о политической структуре и торговле в странах, в которых он побывал. Автор посетил Крым, Кавказ, Персию, Индию и т.д., в общем счете Афанасий Никитин посетил чуть меньше 60-ти городов, однако большая часть записей была посвящена именно Индии. Бурное развитие периодики и непосредственно жанра путешествий в журналистике, начинается XVIII веке. «Путевые заметки», жанр, который изначально считался исключительно литературным, поспособствовал возникновению и формированию журналистики и публицистики путешествий. В 1728 году, в России появляются «Исторические, генеалогические и географические примечания» к газете «Ведомости», это было первое научно-популярное и литературное издание в России, которое позже стало самостоятельным изданием, а не просто примечанием к «Ведомостям» . Первым автором, который соединил в своем творчестве беллетристику и публицистику, на тему путешествия, и таким образом, открыв жанр путевого очерка, был Александр Радищев. Его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», которое было опубликовано в 1790 году, в Санкт-Петербурге представляет собой собрание фрагментов, описывающих почтовые станции, деревни, помещичьи угодья, а также типичные стороны русской жизни, в современной ему России. В 1791 году, Николай Карамзин, начинает публиковать в литературном «Московском журнале», так называемые «Письма русского путешественника». Жанр эпистолы был выбран Карамзиным не просто так, причиной стала попытка издателя создать полную иллюзию подлинности, описываемого. Автор через восприятие главного героя делился собственными впечатлениями о жизни за границей, о природе, людях, и конечно же о событиях, которые произошли с ним за время путешествия. Форма письма предоставила Карамзину максимум возможностей для выражения настроений и эмоций, что и на сегодняшний день играет достаточно важную роль в публицистике трэвел тематики. В XIX веке в России опять входят в моду проблемно-путевые очерки, по своей специфики похожие на «Путешествие» А. Н. Радищева. Авторы, также путешествуют по разным городам и странам, не просто записывая увиденное, но наблюдая за жизнью простых людей, обобщая увиденное и сравнивая со своим бытом. К таким произведениям относятся заметки «Остров Сахалин» Антона Чехова, «От Урала до Москвы» Дмитрия Мамина-Сибиряка, «Путешествие в Эрзерум» Александра Пушкина, «Фрегат “Паллада”» Ивана Гончарова, «Путешествие по Египту и Нубии» Авраама Норова, «Отрывок из письма о Саксонии» Василия Жуковского и т.д. В 1809 году в Петербурге под редакцией Федора Шредера и Николая Греча издается ежемесячный научно-популярный журнал «Журнал новейших путешествии?». Издание взяло за образец немецкий журнал «Allgemeine geographische Ephemeriden». По большей части, журнал Николая Греча, был переводной копией немецкого оригинала, потому что большая часть материалов, в том числе и многие географические карты в журнале Шредера и Греча, брались из немецкого источника, переводились и печатались на русском языке. В журнале были напечатаны статьи о поездках в такие страны, как Австрия, Персия, Малая Азия, также было опубликовано две статьи о экспедициях Крузенштерна. Всего Николай Греч, со своим коллегой выпустили 12 номеров «Журнала новейших путешествий». В сентябре 1810 года журнал навсегда прекратил свое? существование. В этом же году Николай Греч начинает издавать журналы «Европейский музеи?» и становится редактором журнала «Исторический, статистический и географический журнал или современная история света». В связи с колониальной политикой многих европейских государств, начинает расти интерес к территориям других стран и, в связи с этим растет заинтересованность различных слоев общества к географии и путешествиям. Россия, не становится исключением и в ней также отмечается рост интереса к путешествиям, а также к естественным наукам. Этому способствует создание Николаем I в 1845 году «Русского Географического Общества» (РГО). Под редакцией РГО издается журнал — «Известия Русского географического общества». В издании печатались в основном научные статьи. В 1861 году в России в сфере туристической журналистики происходит событие колоссального масштаба. Ольхин Павел Матвеевич, популяризатор науки в России, пытается сделать все возможное для того, чтобы она стала интересна обществу, и для воплощения своих целей становится редактором журнала «Вокруг света». Это был первый научно-популярный страноведческий журнал, в России. Можно сказать, что именно отсюда берет свое начало трэвел-журналистика в том виде, в каком мы видим ее сейчас в периодических изданиях. Журнал содержал в себе публикации на тему естественных наук, новейших открытий в научной сфере, наблюдениях и землевладении . В 1867 году А. А. Ильин и С. Зыков начинают издавать в Санкт-Петербурге «Всемирного Путешественника», иллюстрированный еженедельный журнал о географических открытиях и путешествиях. Журнал провозгласил своей основной целью, познакомить русскую читательскую аудиторию с путешествиями и географическими открытиями наилучших исследователей во всех странах мира, иллюстрации представляли собой гравюры по дереву, которые, как правило приобретались у знаменитого парижского издания. Журнал прекратил свое существование в 1878 году, войдя в состав другого издания, под названием «Природа и Люди» . Достаточно популярным в XIX веке, был журнал «Природа», в последствии изменивший свое название на «Природа и охота». Редактором и издателем журнала являлся деятель науки Леонид Павлович Сабанеев. Но тема путешествий была представлена не только в журналах, в газетах тоже присутствовали заметки на тему путешествий, но они носили фрагментарный характер и не были сильно популярными на станицах газет. В «Московских ведомостях» в 70-х годах XIX века был опубликован материал под названием «Путешествие министра народного просвещения, графа Дмитрия Андреевича Толстого по юным губерниям». Название было достаточно многообещающим, и многие думали, что это будет путевой очерк, похожий на произведение А. Н. Радищева, но на самом деле материал представлял собой, отчет о посещении учебных заведений и описание особенностей светской жизни в губерниях. По своей сути, если исходить, из жанровых особенностей «Путешествие министра народного просвещения, графа Д. А. Толстого по юным губерниям», представляло собой путевую заметку. К концу XIX века возросла издательская деятельность туристических клубов, а следовательно, и увеличилось и количество материалов в печати и изданий, которые освещали туристическую тему. В январе 1899 года в Санкт-Петербурге начинает выпускаться ежемесячный журнал «Русский турист», авторы которого искренне верили, что если в России начнет развиваться туризм, то народ станет больше любить свою Родину, потому что научится лучше понимать себя, и познакомившись с родными просторами и далекими уголками страны, начнет лучше понимать национальный менталитет и культурное достояние. В советский период в трэвел-журналистике появилось много специализированных журналов, которые были посвящены спортивному и любительскому туризму, а также рыбалке и охоте («Охотничьи просторы», «Охота и охотничье хозяйство»), этнографии, путешествиям («Приключения в горах», «Туристический тропы»), географии, известных гонках и ралли («Катера и яхты») и т.д. В советских туристических изданиях был один существенный минус связанный с политическим развитием страны, журналы практически не освещали огромное множество интересных фактов о зарубежных странах и публиковали материалы, в основном о событиях внутри страны и о событиях в странах союзницах и социалистического лагеря. Внутриполитические ситуации в стране со временем лишь подогревали интерес населения к туристическим темам. Газеты и журналы быстро откликались на эту потребность аудитории, что проявлялось в появлении таких рубрик, как «Из дальних странствий», «Путевые заметки» и «Из дневника путешествий». На основе всего вышеизложенного, можно сделать ряд следующих выводов. В период глобализации и повышения интереса населения к культурам других стран, трэвел-издания имеют повешенный спрос, это обусловлено их характерными особенностями, также нельзя отрицать определённую связь между экономическими и политическими тенденциями, которые отражаются на тематическом своеобразии трэвел-изданий. Трэвел-издания в выборе освещаемых тем и поднимаемых проблем, ориентируются на интересы аудитории, поскольку в интересах каждого издания, привлечь как можно больше читателей, многие трэвел-издания охватывают большой тематический спектр, чтобы каждый мог найти что-то интересное лично для себя. Журналы трэвел-тематики разделяются на массовые, специализированные, которые посвящены хобби и интересам аудитории, и на узкопрофильные, которые предназначены для туристических фирм и агентств. Трэвел-издания на своих страницах публикуют материалы в различных жанрах, таких как репортаж, путевые очерки и заметки, рекомендации и обозрения. Многие материалы, носят личностный характер повествования, это связано с тем, что публицисту необходимо как можно лучше передать колорит страны и для этого он делится собственными субъективными впечатлениями, рисуя перед читателем приятную картину. Достаточно важным жанром в журналах о путешествиях являются рекомендации, ведь очень часто люди не всегда имеют представления о климате страны и ее культурных особенностях. Что касается тематической специфики издательских моделей, можно сказать, что спектр тем достаточно широк и каждый читатель сможет найти что-то для себя. Трэвел-издания печатают материалы не только о туризме, но и об искусстве, традициях, природе и животных, научных открытиях. Некоторые издания специализируются на достаточно узкой аудитории, но большая часть трэвел-периодики рассчитана на массового читателя. Из истории развития трэвел-периодики видно, что трэвел-журналы на первом этапе своего формирования имели естественнонаучную направленность. Большое внимание уделялось географическим открытиям, которые не были бы возможными без путешествий. Именно в географических журналах путешествия становятся частью концепци, издания посвященные географии и естественным наукам, можно считать прародителями туристической прессы. Трэвел-тематика на рынке периодической прессы была представлена неполно, материалы носили в основном художественно-публицистический характер, что в дальнейшем стало основой формирования нового жанра – путевого очерка. Вторая волна прессы о путешествиях – это официальные издания географических обществ. Большая часть этих журналов есть на российском рынке СМИ и на сегодняшний день («Вокруг света» и «Всемирный путешественник»). Трэвел-издания второй волны не только сообщали о новых географических и научных открытиях, но и публиковали материалы страноведческого характера, в которых рассказывали об особенностях различных стран. Издания занимались поиском новых форм подачи материалов, вместо сухого научного изложения и оперирования одними фактами, на страницах изданий появляются красочные описания, в которых на передний план выходят стиль и позиция автора. Очень важной частью журналов о путешествиях становятся фотографии, гравюры и иллюстрации, которые начинают занимать все большее место на страницах издания. Журналы третьей волны представлены, как научно-популярные издания, рассказывающие про все области науки и страноведения. В сферу интересов и тематик таких изданий входит практически все, начиная от литературно-художественных материалов до современного спорта и научных открытий. Следующий период развития прессы характеризуется частой изменчивостью концепции?, но позже большая часть журналов четко определят свою нишу и достаточно сильно сузят свой тематический спектр. С появлением в России, такого явления, как массовый туризм на рынке периодических изданий, начинают появляются издания крупных туристских организации?, которые заполнили нишу туристических и экскурсионных изданий. Большая часть материалов, которые публиковались в таких журналах носили рекомендательный и практический характер. Также в туристических изданиях особое внимание уделялось патриотическому воспитанию читателей. Сочетание познавательных и практических материалов, достаточное количество иллюстраций, баланс между научным и простым стилем письма, большой спектр представленных в издании тем, доступность и интересность материалов для массовой аудитории, все это характеризует современную концепцию многих журналов о путешествиях. ? Глава 2. Журнал «Вокруг света» в системе отечественной трэвел-журналистики 2.1 Этапы формирования издательской модели журнала «Вокруг света» Основателем известного в наше время журнала «Вокруг света» является издатель и энциклопедист Маврикий Осипович Вольф, считавшийся в России, известным просветителем. Создание журнала было обусловлено коммерческими целями, Вольф хотел создать журнал, у которого была бы огромная аудитория постоянных читателей, но при этом журнал не затрагивал бы политические темы, которые в те времена в большом количестве были представлены на страницах литературно-исторических и литературно-общественных изданий. Первым редактором издания, стал переводчик и публицист Ольхин Павел Матвеевич, он занимал должность редактора до 1868 года. Первый номер вышел в конце декабря 1860 года, но датировался январем, уже следующего года. Поэтому многие исследователи обозначают за дату рождения издания именно 1861 год. На первой стадии своего создания, журнал имел подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений» , данный подзаголовок журнала полностью раскрывал тематическую специфику издания, большую часть занимали в основном географические материалы, в число которых входили статьи о природе и народах дальних стран. XIX век стал новой эпохой географических открытий. Очерки путешественников, ученых и исследователей со всего мира переводились и публиковались в журнале. Издание получало материалы благодаря договорам с различными заграничными издателями. Переводом и редактированием текстов занимался сам Ольхин, который имел большой опыт работы в сфере переводов, он же занимался и отбором самых интересных материалов для печати. В результате русский читатель имел наиболее полное представление о мировой картине и имел возможность узнать о новых открытиях, новых для себя странах и уголках планеты. В журнале печатались материалы отечественных путешественников, которые в основном писали о народах Азии, Сибири и о Поволжских городах. Издание было достаточно качественным, по тем меркам, материалы печатались на хорошей бумаге в виде объемных томов, что дает нам право назвать журнал «Вокруг света», «толстым» научно-популярным изданием, «Вокруг света» содержал множество рисунков и гравюр. При этом наличие иллюстрированного материала, не сильно отражалось на цене. Издание имело невысокую цену и было вполне доступно для массового читателя. К концу 60-х годов к журналу «Вокруг света» прилагалось ежемесячное приложение «Природа и землеведение», в котором публиковались переводные научно-популярные статьи, литературные произведения, такие как научно-фантастические и историко-фантастические, фантастические и документальные повести, эссе и рассказы. Один из наиболее популярных и одним из первых, переводных произведений, опубликованном на страницах журнала был роман Жуль Верна «Из пушки на луну» . В 1868 году журнал был закрыт и возрожден почти через 20 лет в 1885 году, двумя братьями Михаилом и Евгением Вернерами. Первый служил в морском флоте и имел возможность путешествовать, поэтому достаточно большое количество статей он писал сам, публиковались они с его подписью «М. Верн». Журнал имел еженедельную периодичность выпуска и изменил подзаголовок и теперь был «Журналом путешествий и приключений на суше и на море» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Журналистика, 97 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 21 страница
252 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg