Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Создание комфортной образовательной среды в интегрированном обучении

cool_lady 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Объектом исследования является КТД детей с ОВЗ. Предмет – особенности организации и осуществления КТД детей с ОВЗ. Цель исследования – изучение организации КТД детей с ОВЗ. Задачи: - рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; - рассмотреть метод КТД в педагогическом процессе; - практически изучить организацию КТД с детьми с ОВЗ. Данная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования. Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной не только для Мангистауской области, но и в целом для Казахстана, поскольку число таких детей за последние годы возросло. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в каждой школе любого населенного пункта нашей страны. Зачастую их обучение ведется в домашних условиях педагогами муниципальных образовательных учреждений. Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Современное общество испытывает потребность в гармоничном развитии любого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. Одним из методов педагогического процесса с детьми с ОВЗ, направленного на развитие гармоничной личности и их социализации, является метод коллективного творческого труда. Именно о нем и пойдет речь в данной работе.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты педагогической работы с детьми с ОВЗ 4 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 4 1.2 Роль КДТ в педагогическом процессе…………………......14 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния КТД на социализацию детей с ОВД………………………………………..19 2.2 Экспериментальное исследование 17 Заключение………………………………………………………26 Список использованной литературы 27
Список литературы

1. Абкович, А. Я. Изучение уровня готовности образовательных учреждений разного типа к обучению детей с церебральным параличом / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 4. - С. 65-84. 2. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102. 3. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 287 с. 4. Ачасова, Л. Ю. Обучение в общеобразовательной школе детей с нарушениями развития в аспекте правовой потребности современной цивилизации / Л. Ю. Ачасова, С. Н. Чуракова // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2011. - С. 222-226. 5. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы Всероссийской виртуальной научно-практической конференции, 1 февраля 2011. – Мурманск: МГГУ, 2012. – С. 4–7. 6. Бурлакова Н.С., Олекевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 352 с. 7. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. – М.: Аграф, 1997. –128 с. 8. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СПб. : Детство-Пресс, 2005 – 138 с. 9. Воронкова, В. В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 9-11. 10. Гуслова М.Н. Внедрение социально-культурных технологий в процесс психолого- педагогического сопровождения ребенка-инвалида, его семьи // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2011. – С. 119-130. 11. Годовникова, Л. В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Л. В. Годовникова // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 36-43. 12. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. – М.: Школьная пресса, 2007. – 72 с. 13. Евтич, Б.Инклюзивное образование в Сербии / Б. Евтич // Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 123-126. 14. Екжанова Е.А. От интеграции к инклюзии // Школьный психолог. — 2010. — № 16. — 16—31 августа. — С. 34—37. 15. Жданова, О. В. Инклюзивное образование умственно отсталых детей в зеркале педагогического мнения / О. В. Жданова // Вестник университета РАО. - 2013. - № 1. - С. 24-28. 16. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2007.- 152с 17. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002. – 231 с. 18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - Киев,1984. -287с. 19. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2013. – 46 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты педагогической работы с детьми с ОВЗ 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Для нас не секрет что, у детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно. Так как, им заметно труднее социализироваться, будет нужно приложить усилия чтобы сделать их частью общества. Они члены наши общества так как и мы, и их наличие дефектов не делает их менее ценными. Тем не менее, наши дни инвалидность у детей остаётся острой проблемой. Дети с ограниченными возможностями здоровеем (ОВЗ) нуждаются в особенных методах работы. К сожалению, их психическое развитие не может проходить по тому же простому пути, как у детишек без патологий. Они лишены одного (или сразу нескольких) видов восприятия мира: ? слуха; ? зрения; ? речи; ? возможности передвигаться. Может быть, у них могут быть выявлены дефекты умственного развития, особенности психики. По этой причине, наши времена для таких детей есть множество возможностей. Родителей нужно информировать об этом, а не рассказывать им лишь о сложностях. Благодаря возможности эмоционального и психического развития они получают реальные перспективы для жизни, работы, общения. Рассмотрим, каковы преимущества и недостатки для детей с ОВЗ. Нарушение слуха будет влиять в первую очередь на развитие речи. Большинство малышей с такими нарушениями можно сразу выделить в группе других детей. У них действия носят ситуационный характер с раннего возраста. У малыша нет слуха, а значит, реагировать на многие события он просто не может. Если ребенок уже родился с полной потерей слуха, то этот дефект не считается особенно влияющим на эмоциональное развитие. Но рассмотрим некоторые плюсы и минусы этого, ребенок может видеть, трогать, пробовать на вкус и приучается воспринимать мир именно через эти каналы. Малыш очень открыто и позитивно реагирует на появление матери. Он не может запомнить ее голос, но хорошо ориентируется в мимике и жестах. К сожалению, восприятие устной речи для этих детишек невозможно. Их собственная речь мало эмоциональна или вообще лишена эмоций. Это еще не значит, что кроха не испытывает радости, грусти, перепадов настроения. Начнем с рассмотрения фактов. Эмоциональное развитие проходит практически так, как у других детей, просто не может быть отражено в речи. К первому году такие детки начинают показывать, что чувствуют. Это возможно с помощью жестов, мимики, которые развиты особенно ярко.Малыш испытывает нормальную необходимость делиться переживаниями и позитивными эмоциями. Главное – с раннего возраста заниматься социализацией и обучением детей. Они общительные, вполне поддаются социализации, у них есть желание играть с другими малышами. Для них разговорная речь теряет свою ценность.Зато во многом они более чувствительны. Для малышей с нарушениями слуха, а потом и взрослых людей, существует мир более глубокий. Они крайне внимательны к выражению лица и переменам настроения собеседника. Обучение языку глухих поможет им открыть для себя новый вид общения. Родителям обязательно нужно как можно больше разговаривать с малышом, общаться, читать ему. По вашему лицу он будет учиться понимать других. Бледность эмоциональных реакций родителей ведет к проблемам восприятия у глухих детей. Сегодня общепризнано, что у детей с ограниченными возможностями в области зрения отмечаются серьезные нарушения эмоциональной сферы. Начнем с того, что большинство эмоциональных реакций происходит при содействии зрения. Грудничок может испытывать радость, когда видит лицо мамы, слышит ее голос. Голос привязывается к зрительному образу. Очень тяжело развивать психику и эмоциональные реакции детей, которые от рождения лишены возможности видеть. Для них мир существует в другом измерении – ощущения только лишь тактильные, слуховые, вкусовые. Такие дети очень часто подвержены стрессам, депрессиям.Для человека, который от рождения не видит, основная жизнь — внутренняя. Дети много размышляют, находятся в постоянном диалоге с собой. Это ограничивает их от общения с другими. Тут родителям очень важно следить за взаимодействием ребенка с окружающим миром. Вам придется столкнуться с трудностями в адаптации. Слепой человек нуждается в помощи – оставлять его одного в неизвестном, чужом месте нельзя. Малыш должен чувствовать постоянное присутствие знакомого человека рядом [7, с.54]. Один из аргументов в поддержку, эмоциональное развитие нуждается в постоянном стимулировании. Именно с помощью зрения мы учимся общаться. Это понимание мимики, жестов. У слепых детей маскообразное лицо, они не подкрепляют мимикой свой разговор. Даже улыбка им часто незнакома. Обычно у малышей с такими дефектами хорошо развит слух, обоняние, тактильное восприятие. Мозг перестраивается, позволяя ребенку получать как можно больше информации о мире через доступные каналы. Здесь следует отметить, что для малышей с нарушениями речи свойственна эмоциональная пассивность, замкнутость. Потерян важнейший механизм выражения своих эмоций.У здорового малыша 26 видов плача, с помощью которых он уже с первых дней общается со своими родителями. Далее идет активное запоминание речи. Это приводит к тому, что малыши начинают спонтанно разговаривать. Их речь совершенствуется от года к году. Но при серьезных нарушениях или невозможности разговаривать пропадает связь с миром. У малышей с ограниченными возможностями по части речи отмечается сильная закомплексованность. Кроме того, они становятся эмоционально более ранимыми. Полная сосредоточенность на себе, направление размышлений внутрь себя ведут к изменению личности. Появляетсянарциссическая модельповедения – часто родители сами провоцируют такое развитие у своих малышей. Самое важное – помогать им в выражении эмоций. Вместе с речью страдают и эмоциональные проявления.Малыш не может посредством лишь мимики и жестов показать радость, гнев, восторг или печаль. Хорошо известно, сто чем больше живого общения, тем лучше идет развитие. Нельзя ограничивать детей в контактах. Существуют школы общения, кружки творчества, спортивные организации для тех, у кого пострадала речь. Это утверждение затрагивает ряд ключевых вопросов. Например, у многих пропадают депрессивные состояния, нормализуется мимика и понимание эмоций другого человека. Они могут концентрироваться уже не только на себе. Еще один положительный момент: такой ребенок не различает эмоции по лицам людей. Малышам показывали фото, на которых человек радуется, гневается, переживает момент удивления и т.д. Большинство (около 70%) детей не отреагировали правильно, не нашли соответствия между мимикой и реальной эмоцией. А среди детей без серьезных нарушений речи проблемы с этим тестом имели только 1-3% испытуемых. Отклонения в опорно-двигательном аппарате. Все зависит от тяжести повреждений и длительности этого состояния. Для детей с врожденными проблемами характерна повышенная возбудимость. Их реакции на раздражители очень сильные. У таких малышей случаются истерики, приступы страха и паники, повышенная веселость. К сожалению, частыаффективные состояния гнева. Часто проблемы с ОДА провоцирует задержку в речевом развитии [3, с. 44]. Один из самих поразительных аспектов этой проблемы, если не заниматься развитием малыша, то это приводит к психологическому инфантилизму. Нельзя отрицать что он вынужденно находится в зависимом состоянии от взрослых. Несомненно, нет самостоятельности, возможности хоть как-то ухаживать за собой – развивается упадок желаний. Возможностей нет, нет никаких стимулов – жизнь теряет свой смысл. Это часто происходит с детьми, которые находятся в интернатах и специальных детских домах. Из этих наблюдений ясно, что эмоциональное развитие полностью останавливается на том уровне, который был получен естественным путем. С другой стороны, мы можем наблюдать, что у детей с ограниченными физическими возможностями бывает больше шансов на успешную социализацию. А умственная отсталость устанавливает естественный порог развития. Конечно, самое важное здесь — тяжесть отклонения. Все чувства, эмоциональные проявления такого ребенка очень тяжело определить. Иногда за улыбкой скрывается агрессия. Если речь идет о снижении интеллекта, то дети с такой проблемой очень часто бывают доверчивыми, открытыми. У них живые реакции, но совершенно не соответствующие возрасту. У других, наоборот, отмечается особая глубина переживаний, может быть отлично развита эмпатия и умение сочувствовать чужой боли. У детей с такими видами расстройств умственной деятельности больше шансов на социальную жизнь. Они посещают специальные школы, там заводят друзей, товарищей по играм. Часто тянутся к обучению, живо интересуются природой, животными, ощущают потребность учиться [16, с. 33]. Чтобы взглянуть на эту проблему с другой стороны, более серьезная отсталость исключает возможность нормального обучения. Нельзя отрицать, что такие дети бывают агрессивны. У них на первом месте потребности, желания. Уровень психологического развития остается таким же, как у ребенка 1-1,5 лет. В такой ситуации очень тяжело дифференцировать эмоциональное состояние детей. Кроме того, для умственной отсталости характерно неадекватное поведение. Есть потребность в общении, но ребенок не может полностью реализовать ее. Более того, нет критической оценки собственных действий, так как развитие психики находится на том уровне, когда критика еще не возникает. Часто для такого состояния характерно абсолютное безразличие к эмоциям других людей. Малыш (а потом и взрослый человек) не умеет распознавать изменение настроения собеседника. Отставание в психическом развитии часто ведет к проблемам в развитии эмоций. Их состояние зависит от момента. Возможен резкий переход от радости к слезам. Так, кроха играет, смеется, а буквально через секунду уже ломает игрушки и заливается слезами. Тем не менее, следует признать, что большинство таких состояний не поддается контролю. Врачи предлагают медикаментозную терапию для людей, страдающим расстройствами психического развития. В отличие от детей с ограниченными физическими возможностями, ментальные проблемы детей не позволяют заниматься с ними привычными методами. Их эмоции можно охарактеризовать как неадекватные. Так, малыш от боли, своей или чужой, может начать громко смеяться. Это сильно мешает социализации, ведь наладить нормальное общение между детьми будет большой проблемой. Такие состояния характеризуются повышенной возбудимостью. Еще одна проблема эмоционального развития — невозможность строить дружеские связи. Для большинства детей с отставанием психического развития нет понятия «дружба».Они предпочитают игру без других малышей, сами с собой. Часто даже игрушки не используются ими во время игры. Привычные методы получения впечатлений тут не работают. Кроме того, не следует забывать, что родителям нужно искать способы, как заинтересовать малыша. Например, поход в зоопарк или музей не станет для него интересным опытом, не вызовет эмоций. А самый обычный поход в магазин может его удивить и вызвать у ребенка массу вопросов. Эксперты считают, что особенно сложными в плане эмоционального развития являются комплексные дефекты. У детей с ограниченными возможностями и психическими дефектами отмечается очень слабый эмоциональный фон. Речь идет о детях с такими комбинациями дефектов, как: ? глухота и немота; ? глухота, слепота и немота; ? глухота и отклонение в психическом развитии; ? слепота и ДЦП или другие церебральные нарушения. У них от природы гораздо меньше возможностей даже для обучения эмоциям. Одновременное отсутствие таких важных параметров, как возможность видеть и слышать, делает развитие очень сложным для человека. К сожалению, для детей с ограниченными возможностями сразу по нескольким параметрам не всегда можно подобрать «язык общения». Их эмоции находятся на стадии раннего развития ребенка (1-1,5 года). Существует язык общения глухонемых, слепоглухонемых. Но не всегда можно найти учреждение, которое занимается их обучением и социализацией. Эти люди очень часто остаются практически беспомощными всю жизнь [17, с. 53]. Такие дети практически не проявляют эмоций. Ярко выражается недовольство, сопротивление. Они громко кричат, могут пытаться инстинктивно ударить. Многие родители отмечают, что не понимают своих детей в таком состоянии. Их внутренняя жизнь не находит выхода через эмоции.Они редко плачут, практически не улыбаются. Улыбка может носить нервный характер. Особенно ярко это выражается, если крошка не может видеть. Ведь зрительное восприятие помогает наладить эмоциональную связь, и если его нет, а попутно отсутствует и слух, то человеческие эмоции «дремлют». Отклик вызывают самые простые ситуации: ? голод, жажда; ? боль; ? невозможность движения; ? новая атмосфера (резкое снижение температуры воздуха). Выбор данной темы продиктован следующими соображениями, в России для детей с ОВЗ функционирует система специального образования. В коррекционных школах создаются особые условия обучения для детей с ОВЗ, в кадровый состав входят медицинские работники и учителя-дефектологи. Но изолированность специальных образовательных организаций снижает у детей с ОВЗ стремление к продолжению образования. Альтернатива коррекционной школе – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе вместе с детьми возрастной нормы. При инклюзивном образовании учащиеся с ОВЗ в полном объеме участвуют в жизни коллектива школы. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и создаёт необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь следует отметить, что это становится темой для педагогических исследований. В статье «Познавательная самостоятельность детей с ОВЗ как жизненный ориентир»делается акцент на необходимости развития познавательного интереса у школьников с ОВЗ. Статья опубликована в 2017 году в первом номере журнала «Человек и образование». Работа с детьми с ограниченными возможностями, несомненно, требует от педагогов особого подхода. Для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ОВЗ необходимо создание комфортной образовательной среды, применения учителями новых педагогических технологий и действенных форм обучения. Из этих наблюдений ясно, что ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению. Когда педагог даёт детям свободу, позволяет быть самостоятельными, учащиеся демонстрируют способности. Поэтому учителю нужно чаще давать на выбор немного заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности. При таком отношении проявляются образовательные потребности учащихся, что даёт толчок к развитию мотивации и познавательного внимания. Деятельностный подход Мотивация и познавательная самостоятельность говорят об отношении учащегося к содержанию и ходу образования и желанию овладеть знаниями и умениями. С другой стороны, преодолеть безучастность ученика с ОВЗ и стимулировать проявление познавательного интереса помогает деятельностный подход. При деятельностном подходе в центре внимания стоит совместная деятельность учеников с учителем. Педагог не приносит готовые знания, а ищет их вместе с учащимися. Проблемное обучение Мотивация и познавательная самостоятельность формируются, если ученик ощущает себя субъектом образовательного процесса и понимает зависимость результата от его действий. Самостоятельность не даётся ребёнку с рождения, а формируется в процессе образования. Познавательная самостоятельность развивается через навыки и умения узнавать новое самостоятельно. Ученик с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу и не бояться совершать ошибок. Надо признать, что для этого применяется проблемное обучение, подчеркивают, что при котором ученик получает возможность включиться в образовательный процесс как активный участник. Задавание при изучении нового материала вопросов, которые требуют анализа, сравнения и рассуждения, вызывает интерес к новому материалу. Неверные ответы не критикуются, а мягко корректируются. Несомненно, чтобы учитель поощрял учащихся, которые задают вопросы, так как это отражает их желание думать самостоятельно. Мы не можем игнорировать тот факт, что постановка проблемных вопросов и совместный поиск ответов учит самостоятельному определению вопросов и формулированию задач. Тогда ученик понимает ценность процесса получения знания. Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ в школе Надо признать, что, компьютерные и мультимедийные формы работы расширяют возможности развития познавательного интереса учеников с ОВЗ. Использование презентаций при объяснении нового материала делают занятия более наглядными, потому что такая организация учебного материала содержит три вида памяти: зрительную, слуховую и кинетическую. Коммуникативные навыки как условие социализации Специальное обучение ограничивает контакты ребёнка с ОВЗ и препятствует его полной адаптации в обществе. Каждый урок с таким учеником – это, в первую очередь, общение. Общение с другими людьми мотивирует к самостоятельной деятельности и помогает познать окружающий мир. Развитие коммуникативных навыков становится обязательной частью занятий. Игровой компонент в работе с детьми с ОВЗ в школе Важно установить контакт с родителями ребёнка с ОВЗ и работать совместно. Развитию познавательного интереса поддерживают занятия в игровой форме, которые доступны и родителям в домашних условиях. Игровой компонент сохраняет внимание и поддерживает любопытство учащегося в течение занятия. Для формирования устойчивой фиксации взгляда и развития пространственного восприятия применяют упражнения «солнечный зайчик», «проследи за самолётом», последовательная демонстрация изображений, построение геометрических форм и другие. При работе по развитию речи и формированию слухового внимания используют упражнения «определи направление звука», «отгадай, кто кричит», «отгадай, на каком инструменте играют» и «сосчитай удары». Контакт со сверстниками помогает ребёнку с ОВЗ социализироваться, поэтому важно организовывать встречи с одноклассниками во внеурочной деятельности, в форме тематических занятий, кружков, студий и секций. Важно учитывать детскую инициативу при организации утренников и праздников, включать детские импровизации и показывать детские произведения. Оба педагога говорят о необходимости развития мотивации и познавательной самостоятельности у детей с ОВЗ. Цель развития самостоятельности - в формировании собственного мнения и уверенности в собственных силах. Школьники учатся самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, достигать цели и не бояться совершать ошибки [5, с. 54]. Чувствуя причастность к общему делу, ученики с ОВЗ приобретают уверенность в себе и стремятся быть самостоятельными, что помогает выпускникам с ОВЗ реализовать себя в жизни. Подводя итог данному параграфу, отметим, что дети с ОВЗ испытывают проблемы не только в обучении, но и в социализации. Не важно, какой дефект ставит ребенка в один ряд с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья – каждый из них нуждается в индивидуальном подходе и помощи. Так, грамотно организованная деятельность по воспитанию, обучению и коррекции с детьми с ОВЗ, способны минимизировать влияние дефекта здоровья ребенка на его развитие и социализацию. Одним из методов коррекции в педагогическом процессе с детьми с ОВЗ является коллективное творчество. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Выгодский ввел понятие «Структура дефекта». Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление. Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: - пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков; - постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал. 2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. 2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. 3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. 4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. 5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. 6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. 7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. 8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. 9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. 10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. 11. Наблюдается произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире; 2. Темп выполнения заданий очень низкий; 3. Нуждается в постоянной помощи взрослого; 4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); 5. Низкий уровень развития речи, мышления; 6. Трудности в понимании инструкций; 7. Инфантилизм; 8. Нарушение координации движений; 9. Низкая самооценка; 10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении; 11. Высокий уровень психомышечного напряжения; 12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; 13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg