Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие нравственных чувств и понимания норм у детей подготовительной к школе группе

cool_lady 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Объект: процесс развития нравственных чувств и понимания норм у детей подготовительной к школе группе. Предмет: влияние цикла образовательных ситуаций с использованием сказок на формирование нравственных чувств и понимание норм у детей подготовительной к школе группе. Цель: выявить влияние цикла образовательных ситуаций с использованием сказок на формирование нравственных чувств и понимание норм у детей подготовительной к школе группе. Гипотеза: предполагается, что разработанный цикл образовательных ситуаций с использованием сказок и с учётом интеграци различных видов детской деятельности окажет положительное влияние на развитие нравственных чувств и понимание норм у детей подготовительной к школе группе. Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезе необходимо рассмотреть ряд задач исследования: Задачи: 1. Сделать обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития нравственных чувств и понимания норм у детей подготовительной к школе группе. 2. Определить уровень сформированности нравственных чувств и понимания норм у детей подготовительной к школе группе. 3. Разработать и реализовать серию образовательных ситуаций с использованием сказок, направленных на развитие нравственных чувств и понимание норм у подготовительной к школе группе; 4. Выявить эффективность проведенной работы.
Введение

Основной задачей современного общества является формирование личности растущего ребёнка. Духовно - нравственное развитие человека достигается в процессе развития общества. Что бы были видны результаты развития личности, ее надо обеспечить всеми ресурсами общества, как материальными, так и духовными. Необходимая всеобщая форма личностного развития базируется на учете знаний и процесса воспитания. Важную роль в процессе воспитания играет педагог. Он во все времена принимает облик нравственности. В настоящее время проблема нравственности в ообществе носит актуальный характер. В нашем ообществе чувствуется острая потребность с хорошим образованием и нравственным воспитанием, именно педагоги способны лучше всех проникать в суть всех социальных и мировых проблему и решать их. Различные перемены, которые происходят на данный момент в Росси, наводят на мысли нравственном воспитании нашей молодежи, ведь именно в этой среде лучше и быстрее всего становятся видны результаты ообщественных проблем. Сейчас более старшее поколение считает, что у молодых поколений оотсутствуют оориентиры нравственности. Поэтому формировать духовные и культурные принципы и взаимоотношения у подрастающего поколения стоит с детского возраста.Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: - Во-первых, нашему обществу нужны люди, не только широко образованные, нравственные люди, но и те, кто обладает личностными качествами. - Во-вторых, в современном мире ребенка окружает очень много источников негативного характера. Только формирующийся интеллект, сфера нравственности и чувства ребенка каждый день сталкиваются с ними. - В-третьих, само по себе обучение не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [29]. - В-четвертых, нравственные представления помогают ребенку узнать о нормах и правилах поведения в обществе, о последствиях нарушения этих норм и своих поступков для окружающих. Эти положения только убеждают нас в актуальности проблемы воспитания детской личности, особенно в условиях многогранности проблем современного мира. Нет важнее стороны воспитания личности, чем нравственное воспитание ребенка. Оно позволяет повышать познавательную активность и обогащать духовный опыт дитя. Период раннего детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства остаются в памяти на всю свою жизнь. А детская дружба – это первые связи с людьми, не являющимися родителями, важнейший акт социализации ребенка. Дети, лишенные приятелей в детстве в силу разных обстоятельств, труднее устанавливают контакты и связи уже во взрослой жизни. Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Считается, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных (благородных) чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жесткости. Ряд отечественных исследователей (А. В. Запорожец, А. Д. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) утверждали, что игра является наиболее доступным и интересным способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций для ребенка [16]. А также В. А. Сухомлинский, Карпинская Н. С., Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачёв, и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ [15]. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Современные психолого-педагогические исследования по проблеме изучения нравственных чувств и понимания норм у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7 1.1 Сущность формирования нравственных чувств и понимания норм у детей дошкольного возраста…………………………………………………….7 1.2 Особенности нравственного развития детей в период дошкольного возраста………………………………………………………………………….13 1.3 Психолого-педагогические условия формирования нравственных чувств детей подготовительной к школе группе……………………………..19 Вывод по 1 главе…………………………………………………………31 Глава 2. Формирование нравственных чувств и понимания норм у детей подготовительной к школе группе…………………………………………….33 2.1 Исследования нравственных чувств и понимания норм детей подготовительной к школе группе…………………………………………….33 2.2 Развитие нравственных чувств и понимания норм у детей подготовительной к школе группе…………………………………………….62 2.3 Определение эффективности проведенной работы…………….70 Заключение………………………………………………………………89 Литература……………………………………………………………….94
Список литературы

1. Абрамов Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамов – М.: Академия, проект, 2001. 2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский – М., 2008. 3. Баранова М. Г. Речевые развлечения в детском саду / М. Г. Баранова // Логопед: журнал. — 2012.— №10.— С. 50-58. 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2010. – 400 с. 5. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М.1979. с. 102. 6. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие / М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. 7. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии / Учебное пособие – С.П. – 2008. 8. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 9. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / М.: Просвещение, 1989. 10. Волкова Т. Вариативные формы дошкольного образования / Т. Волкова // Дошкольное образование - 1 сентября: газета. — 2012 .— №10 .— С. 30-31. 11. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова – М.: Педагогика, 1991. 12. Готовность к детскому саду: накануне больших перемен // Детский сад от А до Я: журнал — 2012. — №6 .— С. 140-144. 13. Журнал «Современные проблемы науки и образования» - 2014. - № 2. 14. Журнал «Молодой учёный» - 2015. - №7. – С. 762-766. 15. Каиров И. А. Педагогический словарь: В 2 –х т. / Отв. ред. И.А. Каиров. – М.: Изд-во АПН.1960. 16. Коваль А. Н. «Изучение уровня развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» / Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 329. 17. Краткий словарь по философии. - М.1992. с 191-192. 18. Левин – Щирина Ф. Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольника / Ф. Левин–Щирина // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. – С. 15. 19. Майер А. А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А. А. Майер, С. Я. Ромашина, М. Е. Карпова // Дошкольник: журнал. — 2012.— №8.— С. 23-31. 20. Марченко И. С. Нравственное становление личности. М.1985. с. 15. 21. Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 14.11.2013 г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 22. Рощупкина Н. А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 311-313. — URL httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/180/46532/ (дата обращения: 04.03.2020). 23. Свадовский И.Ф. Нравственное воспитание. М: Педагогика, 1972 24. Соломенникова О. А. Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО, SWоrld – 1-12 Осtоbеr 2013. 25. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. 1980. 26. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 27. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. / А. Фрейд. – М., 2004 28. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева Ю. А. Афонькина – М: Издательский центр «Академия», 1998. 29. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2.М. 1985. с.12. с. 34. с.368. 30. Электронный ресурс: https://businessman.ru/obrazovatelnaya-deyatelnost---eto-rabota-po-obucheniyu-i-vospitaniyu-detey--fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii.html. 31. Электронный ресурс: https://pandia.ru/text/80/115/5011.php.
Отрывок из работы

Глава 1. Современные психолого-педагогические исследования по проблеме изучения нравственных чувств и понимания норм у детей дошкольного возраста. 1.1 Сущность формирования нравственных чувств и понимания норм у детей дошкольного возраста. Вопросами нравственного воспитания для формирования личности изучались в педагогике с давних времен. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [12]. Очень много о роли нравственного воспитания в формировании личности ребенка писал педагог двадцатого столетия К. Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [29]. В статье «О нравственном элементе в воспитании» Ушинский упомянул: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…» [29]. Философский словарь приравнивает нравственность к морали: «Мораль (латинское mоrеs-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [17]. Нравственность — это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [15]. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность вступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни. В зарубежной психологии можно выделить три наиболее разработанных психологических направления, в рамках которых изучалось нравственное развитие. В психодинамическом подходе (З. Фрейд, М. Кляйн, А. Фрейд и др.) формирование нравственности рассматривается в неразрывной связи с процессом становления такой психической структуры как «Сверх-Я» [27]. В рамках поведенческого направления (Б. Ф. Скиннер, А. Бандура) при исследовании проблем нравственного поведения большая роль отводится влиянию внешних факторов окружающей среды при минимальном значении внутренних психических процессов. Представители когнитивного направления (Ж. Пиаже, Д. Рест, Л. Колберг, М. Блат, Уолкер и др.) рассматривают проблему нравственного сознания в ее неразрывной связи с развитием интеллекта и формированием на его основе нравственных убеждений. Кольберг отследил нравственное развитие далеко за границами тех возрастов, что ранее были изучены Ж. Пиаже, который также утверждал, что логика и мораль развиваются на основе конструктивных этапов. Развивая работы Пиаже, Кольберг определил, что в процессе нравственного развития главную роль играет понятие справедливости (справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём), и что это развитие происходит на протяжении всей жизни человека. В концепции Л. Колберга о стадиях нравственного развития человека выведены уровни и стадии формирования нравственных оценок, которые зависели от возраста испытуемых. 1– й уровень – преднравственный (характерен для детей в возрасте от 4 до 10 лет). Суждения выносятся и определяются внешними обстоятельствами, точки зрения других людей не принимаются в расчет: 1-я стадия – суждения выносятся в зависимости от последствий поступка: чего он заслуживает – поощрения или наказания; 2-я стадия – суждения выносятся в соответствии с пользой, которую можно извлечь из поступка. Здесь происходит учет личного интереса [1]. 2– й уровень – конвенциональный (10–13 лет). На этом уровне человек, оценивая действия и поступки других и самого себя, придерживается социальных норм и социальных ролей и учитывает то, как оценят поступок другие люди: 3-я стадия – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение со стороны других людей; 4-я стадия – суждение выносится на основе уважения к власти, законам и существующему порядку [1]. 3– й уровень – постконвенциональный (с 13 лет). Это уровень «истинной» морали, когда человек судит о поведении исходя из своих собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно. Для этого уровня нравственного развития необходим достаточно высокий уровень развития рассудочного мышления [1]: 4– я стадия: поступок может быть оправдан с точки зрения прав человека: некоторые общественные законы в экстренных ситуациях могут быть нарушены. 5– я стадия: поступок расценивается как «правильный», если продиктован совестью человека и осуществлен во имя ценности жизни. Законы, правила и мнения других людей уходят на второй план. Нравственные чувства (моральные чувства) — это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства - важнейший регулятор поведения человека мотивационная основа межличностных отношений. К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, трудолюбие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. К аморальным чувствам можно отнести жадность, эгоизм, жесткость, злорадство и т.д. Нравственные качества – это такой набор свойств характера, который отражает внутренний мир и мировоззрение человека, его суждение о нормах поведения, что в определённой степени помогает оценить уровень его развития. К нравственным качествам можно отнести: не обижать слабых, довери, благородство, терпимость, сочувствие, ответственнон исполнение своих трудовых обязвнностей и т. д. Ребенка надо учить «умению чувствовать другого человека», нравственно воспитывать чадо, об этом говорил В. А. Сухомлинский [25]. Невозможность выделить нравственное воспитание в отдельный воспитательный процесс является одной из его особенностей. Это отметил Н. И. Болдырев. Моральный облик создается во всех процессах жизнедеятельности детей, в ситуациях, в которые они попадают. В это же время нравственное воспитание есть целенаправленный процесс, который имеет определенную систему приемов, методов и форм действий педагога [5]. Спецификой процесса нравственного воспитания является длительность и непрерывность. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким [5]. Также особенностями нравственного воспитания являются творчество и динамичность самого процесса. В условиях введения новых ФГОС дошкольного образования, сформированы и доведены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: заложены азы патриотизма и гражданственности; основной вектор социализации направлен на гуманное отношение к людям и окружающей природе; развитие и укрепление духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение и почитание своей нации; осознание своих национальных особенностей; укрепление чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение и толерантность к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду [24]. Одной уникальной особенностью действующей общеобразовательной программы «От рождения до школы» является воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование и утверждение традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру [8]. В русле основной общеобразовательной программы «Детство» педагог в рамках проводимых бесед, обсуждений, проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в соответствии с возрастом. Благодаря этому, по мнению авторов программы, дети сами начинают понимать, какие последствия имеют действия и поступки, а также к каким приводят переживаниям, у детей формируется представление о гуманном и негуманном поведении, о милосердии, эмпатии [11]. Факторы, обуславливающие нравственное развитие личности (по И. С. Марченко): - художественные - биологические (природные) - педагогические - социальные. В процессе своего развития ребенок взаимодействует со средой, проходит социализацию, получает опыт того, как себя вести. Вместе с тем, он замечает, что решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений [20]. 1.2. Особенности нравственного развития детей в период дошкольного возраста. Обращение к проблемам нравственного развития можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся педагогов предшествующего поколения: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым. В. М. Бехтерев считал, что между развитием психозов и неправильным воспитанием существует прямая связь. Особое внимание ученые уделяют педагогическим условиям, необходимым для полноценного нравственного воспитания ребенка [3, С. 34]. Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве: – нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому; – выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми; – выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша; – требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности; – нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены; – у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой»); – нравственное поведение возникает внезапно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации; –формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности; –создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен. Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств. Дошкольный возраст (3 до 6(7) лет), вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Очень важной частью нравственного воспитания является моральное просвещение, его цель подразумевает донести до ребенка все знания о моральных нормах и принципах общества, которыми в последствие он овладевает. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [12]. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила культурно–гигиенических норм, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня. Последними из нравственных норм усваиваются - обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно–ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети усваивают нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Дети не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам [11, С. 348–349]. В обучении на практике во время формирования понятий представления играют роль чувственной опоры. Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором совместная деятельность детей контактируется на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм. Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. Однако нравственные нормы не сразу начинают руководить поведением ребёнка. Сначала они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии. В возрасте 5–7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле над соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает [18, С. 302–305]. Нравственная саморегуляция поведения может быть, как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции, человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по–другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков. Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами: – в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже; – первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования [12, С. 329]. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребёнок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения [10, С. 349]. Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях: – у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; – возрастает действенность нравственных чувств; – возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой [18, С. 305–307]. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Основными условиями формирования нравственных чувств детей дошкольного возраста могут быть: 1. Знание воспитателем закономерностей становления нравственных чувств на ранних ступенях развития онтогенеза; 2. Умение планировать работу по формированию нравственных чувств, разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания; 3. Положительное отношение взрослого к малышу и малыша к взрослому, на фоне которого происходит нравственное развитие; 4. Эмоциональное отношение малыша к различным ситуациям, его внутренняя позиция и нравственная оценка взрослого; 5. Единство требований к соблюдаемым нормам и правилам ребенка, их аргументация; 6. Упражнение детей в нравственных действиях, поступках на уровне сопричастности ребёнка к общему делу и взаимоотношений с другими с целью закрепления социального поведения; 7. Притязание на признание в хороших поступках, действиях ребенка; 8. Развитие потребности в выполнении норм и правил; 9. Развитие нравственных чувств, связано с уровнем осознания социально одобряемых способов поведения и саморегуляции. Среда, в которой он растёт и развивается, имеет основополагающее значение, так как на этом пути для ребёнка главным ориентиром для подражания является взрослый. Своим примером поведения он закладывает у ребёнка основные нравственные нормы. Принятые способы поведения в семье быстро воспринимаются ребенком и принимаются им, в качестве общепринятой нормы. Чтобы помочь ребёнку усвоить эти нормы, сделать их общественно ценными используются такие методы и приёмы формирования нравственных чувств и умений, как этические беседы, объяснение и разъяснение сути нравственных понятий, о том какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы, обсуждение с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, убеждение, личный пример. 1.3 Психолого-педагогические условия формирования нравственных чувств детей подготовительной к школе группе Воспитание поведения детей – важнейшая задача педагогов и родителей. Уровень нравственного развития ребенка определяется не только его чувствами и представлениями, но и поступками. Для воспитания поведения нужно в семье и в детском саду создавать условия для деятельного проявления ребенком его чувств и мыслей. «Одними моральными наставлениями нельзя образовать сердце и волю ребенка»: писал К. Д. Ушинский. Важно, чтобы выработка поведенческих навыков не сопровождалась отстраненными словами («Нельзя!», «Так не делают!», «На кого ты похож!»), а нравилась ребенку, не вызывала у него негативных эмоций. Для формирования нравственных представлений ребенка важно знать его возрастные особенности, важные основы моральных и этических норм взаимоотношений в обществе закладываются именно в детском возрасте. У детей подготовительной к школе группе уже имеется накопленный опыт общения со сверстниками, что важно учитывать педагогу. Существует несколько средств нравственного воспитания: -природа (природа помогать вызвать у детей желание заботиться о других, защищать их); -собственная деятельность; -общение; -художественные средства (музыка, художественная литература, искусство, театр и кино). Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важную роль. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Для развития сознательного отношения ребенка к окружающему для того, чтобы он стремился подражать хорошему и избегать плохого, необходимо дать ему представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо» [18, С. 307-309]. Это связано с особой восприимчивостью, пластичностью нервной системы детей дошкольного возраста, подражательностью и конкретностью их мышления, отсутствием собственного опыта. Ребенок непроизвольно, подражательно усваивает поведение окружающих людей. Он стремится работать так же ловко, аккуратно, как воспитательница. Наблюдая неустанный труд матери, руки которой всегда заняты, ребенок и сам тянется к работе: хочет стирать, шить, разделывать пирожки, вытирать пыль, как это делает мама. Это подражательное стремление надо использовать, чтобы организовать игры детей, их элементарную трудовую деятельность. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» [26] дошкольное образование является уровнем общего образования, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств дошкольника. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют педагогов на создание условий для получения качественного дошкольного образования каждым ребенком [21]. Поэтому на современном этапе реформирования и модернизации системы дошкольного образования воспитатель ДУ не может обойтись без составления цикла образовательной деятельностис с учётом интеграции, которые формируют предпосылки учебной деятельности. Образовательная деятельность - это работа по обучению и воспитанию детей [30]. Цикл образовательной деятельности - совокупность дисциплин (занятий) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений у дошкольников [30]. Интеграция – это сущность интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной [22]. Большое воспитывающее значение имеет режим детской жизни. Приучая детей выполнять его, педагог воспитывает организованное поведение, привычку к труду, к взаимопомощи, умение выполнять несложные обязанности и др. режимные моменты неоднократно повторяются, и это дает возможность укрепить у детей полезные привычки [10, С. 15]. При воспитание поведенческих навыков у детей дошкольного возраста важно учитывать, что ребенок изначально будет, стремится к поощрениям со стороны взрослых. Как утверждал известный воспитатель–педагог В. А. Сухомлинский: «фундаментом воспитания является желание ребенка быть хорошим, готовность быть воспитуемым, активно «присваивать» нравственный идеал, из которого исходит педагог» [25]. Воспитание поведения облегчается правилами, в которых педагог формулирует свои постоянные требования к детям: «Когда приходишь в детский сад, поздоровайся с взрослыми и товарищами», «Поиграл – положи игрушки на место», «В спальню заходи тихо», «Не мешай товарищам» и др. Правила являются одним из средств воспитания поведения ребенка, помогают знакомить детей с тем, что нужно делать, как себя вести, что запрещается. А когда ребенок знает, что от него требуется, он легче усваивает требования. Правила дают возможность взрослым согласовать свои требования к детям и тем добиться единства в воспитательном воздействии на ребенка [1, С. 192]. Вначале ребенок по предложению воспитателя помогает своим сверстникам, няне: убирает за собой игрушки, аккуратно складывает свою одежду, накрывает на стол, делает несложную игрушку «для малышей», готовит подарок маме ко дню 8 марта. Если работа в этом направлении ведется систематически, то в дальнейшем дети начинают делать это по собственной инициативы. Воспитателем организуются этические беседы по подгруппам. Требования ко всем подгруппам должны быть единые. Все должно соответствовать возрасту, должно быть, наличие ситуаций выбора и противоречий. Воспитатель должен помогать ребенку, делать выводы и учить этому. В этом случае педагогу на помощь приходит художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка, кино, мультфильмы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg