Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности и этапы процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду

cool_lady 2200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Актуальность исследования обусловлена тем, что адаптационный период – значимое испытание для детей раннего возраста. Из привычной обстановки ребенок попадает в совершенно новые для него условия и это ведет к трансформации поведенческих реакций ребенка, которые выражаются в расстройстве сна и аппетита, размытости психологических новообразований, затрудняют развитие личности. В более старшем возрастном периоде данные изменения ведут ко вторичным дефектам, что затрудняет процесс адаптации личности ребенка в обществе, ограничивая степень активности личности и ее социально-статусную позицию в системе общественных отношений. Уже на протяжении длительного периода времени исследователи теоретики и практики работают над формированием эффективной системы педагогического сопровождения ребёнка, поступившего в дошкольное учреждение. Причины исследований, осознание необратимости возможных психических нарушений в личности ребенка, сопровождающих неудачную адаптацию, что в последствии тянет за собой проблемы с общим развитием. Одной из главных задач в работе коллектива дошкольного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации ребенка раннего дошкольного возраста. Рассматривая литературные источники, по исследуемой теме, было отмечено, что теоретические основы психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению разработаны недостаточно. В большинстве источников отражены педагогическая методология выстраивания работы с детьми, это определило выбор темы исследования Цель работы: исследование особенностей и этапов процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения; 2. Определить методику эмпирического исследования адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении; 3. Провести исследование согласно определным методикам; 4. Дать рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию и обеспечению психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации. Объект исследования: процесс адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду к условиям дошкольного учреждения Предмет исследования: особенности и этапы процесса псиадаптации детей раннего возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия адаптации детей, которые прошли группы кратковременного пребывания и которые не посещали данную группу. Эти различия выражаются в уровне поведенческой адаптации детей, психологических состояниях, проявлении позитивных и нервно-психических тенденций у ребенка и уровне тревожности. Мы предполагаем, что на процесс адаптации детей, окажут влияние детско-родительские отношения. Методы и методики исследования: в качестве основных методик выступили: наблюдение за детьми, тест А. И. Захарова для определения уровня тревожности; лист поведенческой адаптации; методика «Паровозик» для диагностики степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка; опросник родительского отношения, позволяющий определить тип родительского отношения; анкета, разработанная для родителей. Исходя из этого в исследовании использовались такие методы как анкетный опрос, наблюдение, опрос, беседа. Для обработки информации использовались статистические методы. Для представления данных использовались графические и табличные методы представления информации. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, полученные в результате исследования, могут быть использованы воспитателями ДОО в работе для ускорения адаптации детей. База исследования: Исследование было организовано на базе МАДОУ «Детский сад №101 «Щелкунчик». Структура исследования представлена введением, двумя главами, теоретической и практической, выводами, заключенем, списком использованных источников и приложений.
Введение

Проблема исследования заключается в том, что Российская Федерация находится в стадии активных перемен в социальном и общественном строе. Федеральная целевая программа развития образования, принятая на 2018-2025 годы, ставит перед педагогической и гражданской общественностью задачи повышения качества предоставления образовательной услуги. Принятый в 2012 году новый федеральный закон «Об образовании РФ» впервые в истории современного российского образования выделил дошкольное образование как первую ступень образовательного процесса. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта перед дошкольным образовательным учреждением постоянно ставятся новые целевые ориентиры. Полноценное проживание ребёнком детства является непременным условием успешного освоения основного общего образования. Переход от воспитания в семье к воспитанию в организованном коллективе обусловлен рядом особенностей, сопряженных с необходимостью создания условий для успешной адаптации, социализации и развития детей. Адаптация в широком смысле – это процесс привыкания человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, но главной целью в развитии человека и достижения этой цели является: прогресс человека. Особенностью адаптации ребёнка раннего возраста к организованному коллективу, является процесс адаптации его родителей к взаимодействию с коллективом образовательного учреждения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты особенностей и этапов процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду 7 1.1. Понятие и механизмы адаптации: основные теоретические подходы 7 1.2. Особенности адаптации в раннем детстве 12 1.3. Этапы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 17 Глава 2. Экспериментальное исследования адаптации и становление самостоятельности детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОУ 25 2.1. Организация исследования уровня адаптации и становление самостоятельности детей раннего дошкольного возраста 25 2.2. Организация работы по ускорению адаптации и становлению самостоятельности детей раннего возраста 39 2.3. Результаты экспериментальной работы 41 Заключение 45 Список использованной литературы 49 Приложения
Список литературы

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учебник /В. В. Абраменкова. - Воронеж.: МОДЭК. - М.: Московский психолого-социальный инсти¬тут, 2016. – 416 с. 2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник /Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2017. – 811 с. 3. Айсина, Р.К., Дедкова, В.В. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Е. Л. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2015. - № 5. - С. 49-53. № 6. – С. 46-51. 4. Акимова, Г. Е., Федорова, Е. В., Яковлева, В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2015. - 245 с. 5. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность.[Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9 - с. 52¬58. 6. Анахина, Т. А., Васильева, С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности [Текст] / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева // Молодой ученый. — 2016. – С.41. 7. Асмолов, А.Г., Атемаскина, Ю.В., Бурим, Н. В. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» [Текст] / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина, 8. Ахмерова, Д.Ф., Гурдуй Н.Е. Диагностика самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-23. 9. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2019. - №3. - 82 10. Белая, К. Ю. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам: учебник / К.Ю. Белая, П.И Третьяков,. – М.: Издат. - ТЦ «Сфера», 2017. – 240 с. 11. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: учебник / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель. – 2016, - 236 с. 12. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: учебник / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2018. – 439 с. 13. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника.[Текст] // Детский сад от А до Я. - 2018. - №1 - с. 124-132. 14. Букина, Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2017. - №12 - с. 28-33. 15. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р. С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 136 с. 16. Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 419-421. 17. Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 571-572. 18. Веракса, Н. Е. Веракса, А. Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Издат. Мозаика-Синтез, 2015. – 560 с. 19. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. [Текст] // Журнал «Виноград». - 2017. - №37.- 20-23 с. 20. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В.- СПб.: Питер, 2018.- 160с. 21. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. Сада / А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и др. / Под ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 2019. 22. Горюнова, С. И., Сорокина И.Р. Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 677-679. 23. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок [Текст] / Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №5.- С.60-64. 24. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст] / В.П. Дуброва.- М.: «Просвещение», 2018.- 253с. 25. Зуева, А. Д. Особенности детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2019. – С. 48-50. 26. Ковтун, Т. Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2018. – №7. – С. 513-514. 27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 116 с. 28. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. 29. Кон, И.С. Психология самостоятельность[Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья. -2019.- №7. - С.96- 100. 30. Корнилова, Т.Г., Кострыкина Л.Ю., Удалова Р.Т. Ранний возраст – особая забота детского сада. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. – М.:Аркти, 2015. 31. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2016. – №1 – С. 34-37. 32. Кузнецова, Г.Н. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2012. 33. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях/ А.Г. Маклаков, А.И. Захаров. // Психологический журнал. 2001, №1, с. 16-24. 34. Макшанцева, Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. //Вестник МГУ, серия 14, Психология. – 2018. – № 1. – С.63. 35. Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду – 2017. – №1. – С. 24-49. 36. Малахова, Н.Е. Игры раннего возраста. // Управление ДОУ. – 2016. – № 4. – с. 103-108. 37. Мельникова, Н. Адаптация малышей к детскому саду / Н. Мельникова, А.И. Захаров //Дошкольное образование. – № 5 (77). – 2018. – С 31-45. 38. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности/ Н.В. Микляева[Текст] // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 17. – С.23-30. 39. Мингалева, Л.А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада/ Л.А. Мингалева//Дошкольная педагогика. – 2016 – декабрь № 10(95). – С.56-60. 40. Теплюк, С. Истоки самостоятельности[Текст] / С. Теплюк //Дошкольное воспитание. – 2015. – №32. – С.67-70. 41. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова //Дошкольное воспитание. – 2016. – №21. – С.28-29.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей и этапов процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду 1.1. Понятие и механизмы адаптации: основные теоретические подходы Понятие адаптация давно и глубоко исследуется в различных областях социального, психологического, гуманитарного знания, представляя собой весьма значимую проблему для междисциплинарных исследований. Вопросу адаптации посвящен обширный сектор научно-исследовательской литературы в центре изучения которой, устремление к познанию сущности адаптации для дальнейшей ее трансформации, учитывая особенности внешней среды и улови. Современное понятие адаптации многообразно и раскрывает те или иные ее специфические черты. Попытаемся обобщить определения, которые дают различные исследователи адаптационным процессам. В.В. Абраменкова в своем учебном пособии «Социальная психология детства» дает следующее определение адаптации - (от лат. аdа?рdo - п?р?ис?пособ?л?ят?ь) является частью к?ру?га я?в?ле?н?и?й от простейшего а?кта п?р?ис?пособ?ле?н?и?я ж?и?во?го о?р?га?н?и?з?ма к с?ре?де до с?ло?ж?не?й?ше?й со?ц?иа?л?ь?но?й и п?рофесс?ио?на?л?ь?но?й а?да?пта?ц?и?и че?ло?ве?ка, кото?р?ые п?ре?дста?в?л?яют собо?й п?ро?цесс е?го в?за?и?мо?де?йст?в?и?я с о?к?ру?жаю?ще?й с?ре?до?й, на?п?ра?в?ле?н?н?ы?й на по?д?де?р?жа?н?ие ж?и?з?не?де?яте?л?ь?ност?и в да?н?н?ых ус?ло?в?и?ях с?ре?д?ы и обес?печ?и?ваю?щ?и?й во?з?мо?ж?ност?ь ра?з?в?ит?и?я п?р?и их и?з?ме?не?н?и?и. А.А. Архипова в своем исследовании дает следуюшее определение адаптации – это в широком понимании, приспособление к внешним и внутренним условиям окружающего мира. Л.В. Белкин подчеркивает, что адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между возможностями организма и требованиями среды. Л. А. Мингалева в своей статье «Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада» дает следующее определение адаптации, считая, что она серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей. О трудностях адаптационного пе¬риода писали отечественные и зару-бежные исследователи Н. М. Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер и др. Большой вклад в изуче¬ние проблемы адаптации детей ранне¬го возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В послед¬ние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматрива¬ются в педагогических работах Н. Д. Ватутиной, Т. В. Костяк, С. Н. Теплюк. Механизм адаптации ребенка в исследованиях, Р.К. Айсина, В.В Дедкова и С.Н. Теплюк рассматривается сквозь призму трех основных направлений: медико-биологическом; социально-психологическом и социально-педагогическом. С позиции ме?д?и?ко-б?ио?ло?г?ичес?к?ого направления адаптация исследуется как приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. В качестве характеристик внешней среды выступают: температура, влажность, давление и прочие физические факторы. В общем и в целом процессы адаптации направлены на возможность систем организма противостоять изменениям и сохранять динамическую относительность, постоянства состава и свойств. Психологическая адаптация детей состоит из двух основных этапов: социально психологической адаптации и собственно самой психологической адаптации. Первый этап характеризуется приспособлением индивида к установленным общественным нормам, условиям, с учетом индивидуальных качеств личности человека. Второй этап связан с коммуникативными качествами индивида, его способностью взаимодействия с окружающими его людьми. Данные этап выключает в себя две основных адаптации, социальную и педагогическую. Социальная адаптация – это биологический аспект приспособления детей к условиям микросоциума: новые взрослые, распорядок дня, иная чем дома обстановка. И последний третий этап адаптации – педагогическая адаптация. Она определяется как основная способность ребенка привыкать к условиям, обучаться в них, воспринимать обучение. В.П. Казначеев в своих работах определил три возможны варианта социально – психологической адаптации. Первый вид – «легкая» адаптация, состояние физиологического приспособления организма в изменяющихся условиях среды. Второй вид – «напряженная» адаптация, которая возникает при существенных изменениях параметров организма. Данный процесс трактуется необходимостью определенного напряжения в работе, что приводит к стрессу и негативной реакции. Третий вид – «патологическая» адаптация, как правило, появляется в случаях превышения резервных возможностей организма. Характеризуется работой организма, значительно отличающегося от нормально (болезни). Н. Хворостьянова вносит свой аспект в рассмотрение данной проблемы. Она считает, что «патологическая адаптация» характерна следующими особенностями: совершенным истощением адаптивного потенциала организма, стрессом, на смену которому приходит дистресс, чувством напрженности, фрустарция. Исследователь подчеркивает, что при условии неразрешимости вопроса, адаптация может перейти в полную противоположность – дезадаптацию. К. Домбровский и П.С. Кузнецов отмечают значимую роль трансформаций и преобразований для начала адаптационного процесса. Многие же другие исследователи (Л.В. Белкина, С.И. Горюнова, И.Р. Сорокина) в своих работах отмечают, что начальный толчок к адаптации — это изменения внешней и внутренней среды и деятельности. Практически все исследователи проблемы адаптации отмечают, что каждый индивид, в зависимости от своих возможностей и способностей самостоятельно выбирает свой собственный способ приспособления: активный или пассивный. При этом активное приспособление человека характеризуется тем, что индивид пытается изменить среду под свои личностные качества и потребности. При пассивном приспособлении индивид подстраивается под внешние изменения. В данном случае личностные качества человека на дают ему возможность подстраивать среду «под себя». Большенство исследователей (Л.В. Белкин) определяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде, рис. 1 Рис. 1. Стили адаптации к условиям окружающей среды Творческий стиль, когда личность старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам. Конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды. Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий [5,С. 14]. Современные отечественные исследователи Л.А. Мингалева, Е.А Дрягалова. А.В. Иванов в своих работах приводят данные о различных этапах адаптации и приспособления ребенка. Так Л.А. Мингалева выделяет следующие фазы в адаптации: 1. Острая фаза, период дезадаптаци. Характеризуется проявлением у ребенка различных заболеваний, нарушением сна, аппетита, нежеланием ходить в детский сад. 2. Собственно, адаптация. На данном этапе ребенок ребенок начинает привыкать к новым для него обстоятельствам. Нормализуется сон, аппетит. 3. Фаза компенсации. Дети ведут себя спокойней, с удовольствием ходят в дошкольное учреждение. Так же исследователи, говоря о механизме адаптационного процесса подчеркивают его комплексность, и отмечают, что рассматривать его нужно через призму нескольких критериев. Так Н.Г. Травникова процесс психологической адаптации ребёнка к условиям образовательного учреждения рассматривает как сложный механизм многоуровневого взаимодействия личности и среды, способный обеспечить реализацию целенаправленного поведения, организацию микросоциального взаимодействия при сохранении психоэмоциональной стабильности личности. Объективными и субъективными показателями адаптации Травникова выделяет следующие параметры: способность индивида к обучению и его успешность при восприятии новой информации. Таким образом, общим для большенства исследователей является определение понятия адаптации, как междисциплинарной общенаучной проблеме, затрагивающей интересы всего человечества, так как определяется она необходимостью индивида приспосабливаться к условиям быстро изменяющейся среды. Острота проблемы адаптации обусловлена тем что адаптационный период – один из отвественейших момментов в жизни ребенка. От того как он пройдет во многом зависят формирование новых – базисных новообразований этого возраста. Механизим адаптационного процесса комплексный и в основном характеризуется различными критериями, этапами. 1.2. Особенности адаптации в раннем детстве Проблема социальной адаптации является предметом исследования во многих областях знания, и каждая наука подходит к ее изучению со своих позиций, что обуславливает многообразие представлений о сущности этого процесса. По А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому, "адаптация социальная - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; результат этого процесса",[43, c. 9]. Все многообразие понятия социальной адаптации рассмотриваемое как отечественными, так и зарубежными исследователями, сводится к двум основным парадигмам, имеющим в разных классификациях разное обозначение: макро- и микросоциология; нормативные и интерпративные парадигмы. Так социальная адаптация в работах Т. Парсона соотносится с понятиями равновесия и стабилизации. Э. Дюркегем раскрывает социальную адаптацию через ось «норма-паталогия». Однаок все исследователи сходятся в единой мысли, что тесная связь социальной адаптации и социализации личности, а также важность принятия индивидом социальной роли. Социальная адаптация определяется в самом общем виде как процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям окружающей среды. Любой вид социальной адаптации (учебная, трудовая, профессиональная, бытовая и др.) включает социально-психологический аспект, так как социальная среда, с точки зрения структуры, подразделяется на предметную и личностную. Рассмотрение социально-психологической адаптации идет с учетом двух аспектов: статического и динамического. Статическое понятие адаптации отражает состояние человека, его устойчивость к условиям среды - уровень адаптированности. Динамическое понятие адаптации отражает процесс установления оптимального единства личности и среды. При этом имеются в виду механизмы, особенности процесса, принципы регулирования и т.д. Исследователи отмечают изменение сущности социально-психологической адаптации в связи с деятельностью механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Признано, что адаптация на этом уровне принимает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение физиологических и социальных функций, необходимых для того, чтобы удовлетворить требования окружающей среды; с другой стороны, среда изменяется, удовлетворяя требования организма (активная позиция индивида). По Л.В. Макшанцевой, успешность психологической адаптации определяется оптимальным соотношением сторон, составляющих активную деятельность индивида: преобразования себя и преобразования среды, то есть правильным пониманием того, как, насколько и ко всему ли возможно и необходимо приспосабливаться. В психосоциальном аспекте автор указывает на важность согласования с реальностью самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта [42, c. 60]. Несмотря на достаточное количество работ в этой области, в большинстве из них рассматривается процесс школьной адаптации. Тогда как дошкольный и ранний возраст оказывается не охваченным исследованиями. Анализ литературы показал, что теоретически обоснованных исследований по проблеме адаптации раннего возраста к ДОУ, мало. Таким обоснованием занимались Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров и др. В литературе термины «адаптация к ДОУ», «привыкание» и «приспособление» употребляются как синонимы. Эти два термина равнозначны «адаптации» в узком смысле данного понятия, т. е. под ним подразумевается подчинение индивида практически не зависящей от него новой социальной среде. Опираясь на работы Н.М. Аксариной, Л.Г. Голубевой, А.И. Захарова, мы в своем исследовании будем использовать термин «адаптация» наряду с «приспособлением», подразумевая под ними не способность организма приспосабливаться, а процесс, благодаря которому поддерживается устойчивость организма. Тогда адаптация ребенка к ДОУ - это процесс и результат согласования его с окружающим миром, приспособление к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности и структуре отношений, установление соответствия поведения принятым нормам и правилам. Поступление ребенка в детский сад (ДОУ) и начальный период нахождения его в группе характеризуются изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс. Н.Д. Ватутина отмечает, что в этот период у ребенка происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми, а в физиологическом плане возникают отклонения в деятельности различных органов и систем организма, снижаются защитные силы ребенка, сопротивляемость. Такие сложности возникают в связи с тем, что на момент поступления в ДОУ «ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки». Рядом исследователей анализируются фазы или стадии процесса адаптации. Л.А. Китаев-Смык, Л.В. Макшанцева в развитии адаптации выделяют три стадии: 1. Стадия, включающая фазы шока и противошока (на последней происходит мобилизация защитных сил организма); 2. Стадия сопротивляемости, характеризующаяся повышением устойчивости организма к различным воздействиям; 3. Стадия либо стабилизации состояния (выздоровления), либо истощения, [42, c. 39]. М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Г. Кумарина, Д.А. Фарбер выделяют другие фазы процесса адаптации: 1. Ориентировочную (ориентировочно-приспособительную): когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с переходом в другую социальную среду, происходит бурная реакция и значительное напряжение практически всех систем организма [27]. Эта стадия адаптации к детскому дошкольному учреждению, по мнению многих авторов, длится достаточно долго – две-три недели. Исследования ряда авторов показывают, что ребенок раннего возраста в этот период адаптации характеризуется снижением общего эмоционального фона, преобладанием отрицательных эмоций над положительными, снижением социальной активности, изменением двигательной активности, аппетит чаще снижен или вообще отсутствует. А.И. Захаров отмечает: «в детском саду будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и в своеобразной эмоциональной разрядки» [33, c. 31]. Исследования ряда авторов показали, что именно таким образом у детей на этой стадии проявляется внутреннее психическое напряжение, вызванное переходом в новую социальную среду. 2. Неустойчивое приспособление: организм ищет оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия, [27]. Помимо отрицательных эмоций у ребенка проявляются и положительные, гнева и страха не наблюдается, выравнивается двигательная активность, познавательная деятельность (ребенок интересуется окружающими предметами, игрушками), аппетит (а у некоторых детей и сон) приходит в норму, постепенно налаживаются социальные контакты (пока только со взрослыми) в детском саду. 3. Период относительно устойчивого приспособления: когда организм находит подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем,[27]. Эта фаза характеризуется стабилизацией состояния детей. Положительные эмоции начинают превалировать над отрицательными, познавательная деятельность полностью налаживается, ребенок начинает вступать в контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками (по поводу каких-либо предметов, игрушек), аппетит приходит в норму, последним налаживается сон в детском саду. В проанализированной нами литературе спорным является вопрос о сроках прохождения адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста. А.И. Захаров утверждает, что средний срок адаптации составляет в яслях семь-десять дней, а в три года – две-три недели. Исследования М.М. Безруких, Н.В. Дубровинской, Д.А. Фарбер о сроках адаптации. Они указывают, что продолжительность всех трех фаз адаптации к ДОУ приблизительно равна пяти-шести неделям, однако по некоторым показателям период относительно устойчивого приспособления затягивается до девяти недель, т.е. длится больше двух месяцев. Наиболее сложными являются первая-четвертая недели. Анализ литературы показал, что указанные сроки могут достаточно сильно варьироваться в зависимости от того, какое течение адаптации наблюдается у ребенка. А.Г. Алямовская, Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров, Л.В. Макшанцева, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.А. Черток, выделяют три течения процесса адаптации к ДОУ: благоприятное (легкая адаптация), условно-благоприятное (средняя степень адаптации), неблагоприятное (тяжелая степень адаптации). Анализ литературы показал, что тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка нарушением поведения, чаще наблюдается у детей от трех лет, т. е. в период, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств. Итак, сроки прохождения адаптации к условиям ДОУ могут достаточно сильно варьироваться. Одной из причин этого является то, насколько ребенок раннего возраста готов к переходу из семьи в дошкольное учреждение. В литературе доказывается необходимость специальной подготовки малыша к поступлению в ДОУ. 1.3. Этапы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения О?д?н?и?м и?з ус?ло?в?и?й эффе?кт?и?в?но?го п?рохо?ж?де?н?и?я п?ро?цесса а?да?пта?ц?и?и дете?й ра?н?не?го во?з?раста в?ысту?пают фа?кто?р?ы их со?ц?иа?л?ь?но?го ра?з?в?ит?и?я п?ре?д?ло?же?н?н?ые И. Ш?ва?н?ца?ро?й. К ос?но?в?н?ы?м фа?кто?ра?м а?да?пта?ц?и?и мо?ж?но от?нест?и: нас?ле?дст?ве?н?ност?ь ка?к со?во?ку?п?ност?ь ге?нет?ичес?к?и за?да?н?н?ых ха?ра?кте?р?ист?и?к, с?ре?ду ка?к со?во?ку?п?ност?ь п?ре?д?мето?в, об?ъе?кто?в со?ц?иа?л?ь?но?го о?к?ру?же?н?и?я ребе?н?ка, со?ц?иа?л?ь?ную а?кт?и?в?ност?ь ка?к с?пособ са?мосо?ве?р?ше?нст?во?ва?н?и?я и т?во?рчес?ко?й са?мо?реа?л?и?за?ц?и?и и?н?д?и?в?и?да и це?ле?на?п?ра?в?ле?н?ное вос?п?ита?н?ие ка?к о?р?га?н?и?зо?ва?н?ное, со?де?р?жате?л?ь?но на?по?л?не?н?ное, тех?но?ло?г?ичес?к?и в?ыст?рое?н?ное в?за?и?мо?де?йст?в?ие пе?да?го?га, ребе?н?ка и ро?д?ите?ле?й. Особе?н?ност?ь в?л?и?я?н?и?я эт?их фа?кто?ро?в на со?ц?иа?л?ь?ную а?да?пта?ц?ию ребе?н?ка, по м?не?н?ию И. Ш?ва?н?ца?ра, состо?ит в их не?ра?з?р?ы?в?но?м е?д?и?нст?ве, в?за?и?мо?до?по?л?н?яе?мост?и и в?за?и?мообус?ло?в?ле?н?ност?и: в?за?и?мообус?ло?в?ле?н?ност?ь фа?кто?ро?в, в?л?и?яю?щ?их на п?ро?цесс со?ц?иа?л?ь?но?й а?да?пта?ц?и?и; фа?кто?р?ы, о?ка?з?ы?ваю?щ?ие не?пос?ре?дст?ве?н?ное в?л?и?я?н?ие на процесс социальной адаптации; факторы опосредованно влияющие на процесс адаптации [47]. Анализируя понятие адаптации детей раннего возраста, изучив их особенности развития и опре?де?л?и?в меха?н?и?з?м?ы со?ц?иа?л?ь?но?й а?да?пта?ц?и?и и исхо?д?я и?з наб?лю?де?н?и?й за дет?ь?м?и ра?н?не?го во?з?раста, мо?ж?но за?к?люч?ит?ь, что ребе?но?к п?р?и посту?п?ле?н?и?и в до?ш?ко?л?ь?ное об?ра?зо?вате?л?ь?ное уч?ре?ж?де?н?ие п?рохо?д?ит т?р?и ста?д?и?и п?ро?цесса со?ц?иа?л?ь?но?й а?да?пта?ц?и?и (?нача?л?ь?на?я а?да?пта?ц?и?я, част?ич?на?я и б?ла?го?п?р?и?ят?на?я). I ста?д?и?я – нача?л?ь?на?я а?да?пта?ц?и?я (8 не?де?л?ь), ха?ра?кте?р?и?зуетс?я, те?м что ве?ду?щ?и?м меха?н?и?з?мо?м я?в?л?яетс?я реф?ле?кто?р?но-?ре?гу?л?ят?и?в?н?ы?й, та?к ка?к с?ме?на с?ре?д?ы вос?п?ита?н?и?я и?з се?ме?й?но?й в до?ш?ко?л?ь?ную с?ре?ду от?ра?жаетс?я п?ре?ж?де все?го на фу?н?к?ц?ио?на?л?ь?н?ых ст?ру?кту?рах детс?ко?го о?р?га?н?и?з?ма, что в?лечет за собо?й неусто?йч?и?вост?ь э?мо?ц?ио?на?л?ь?н?ых состо?я?н?и?й ребе?н?ка (?п?лач, а?г?ресс?ию, ст?рах), что мо?жет п?р?и?вест?и к с?р?ы?ву со?ц?иа?л?ь?но?й а?да?пта?ц?и?и. В соот?ветст?в?и?и с че?м де?яте?л?ь?ност?ь всех суб?ъе?кто?в вос?п?итате?л?ь?но?го п?ро?цесса на?п?ра?в?ле?на на сох?ра?не?н?ие и у?к?ре?п?ле?н?ие з?до?ро?в?ь?я дете?й ра?н?не?го во?з?раста, со?з?да?н?ие б?ла?го?п?р?и?ят?но?й э?мо?ц?ио?на?л?ь?но?й ат?мосфе?р?ы в ДОУ, о?р?га?н?и?за?ц?ию со?в?мест?но?й де?яте?л?ь?ност?и вос?п?итате?ле?й, а?д?м?и?н?ист?ра?ц?и?и, со?ц?иа?л?ь?но?го пе?да?го?га, пс?ихо?ло?га и ро?д?ите?ле?й по во?п?росам социальной адаптации и развития детей раннего возраста [36]. В конце этой стадии при успешном ее протекании в процессе социальной адаптации детей раннего возраста участвуют психо?ло?г?ичес?ко?й меха?н?и?з?м (?и?де?нт?иф?и?ка?ц?и?и) и пе?да?го?г?ичес?к?и?й (?ме?ж?л?ич?ност?но?й). II ста?д?и?я – част?ич?но?й а?да?пта?ц?и?и (8-18 не?де?л?ь) ха?ра?кте?р?и?зуетс?я те?м, что ос?но?в?н?ы?м меха?н?и?з?мо?м со?ц?иа?л?ь?но?й а?да?пта?ц?и?и я?в?л?яетс?я по?д?ра?жа?н?ие. Д?л?я это?й ста?д?и?и ха?ра?кте?р?но, что ребе?но?к а?кт?и?в?но ос?ва?и?вает п?рост?ра?нст?во г?ру?п?п?ы, и?нте?ресуетс?я с?ве?рст?н?и?ка?м?и, з?на?ко?м?итс?я с п?ре?д?мета?м?и п?р?и ве?ду?ще?й ро?л?и в?з?рос?ло?го. Ос?но?в?н?ы?м?и за?дача?м?и вос?п?итате?ле?й на это?й ста?д?и?и со?ц?иа?л?ь?но?й а?да?пта?ц?и?и я?в?л?яетс?я: со?з?да?н?ие ра?з?в?и?ваю?ще?й с?ре?д?ы соот?ветст?вую?ще?й п?ре?д?мет?но?й де?яте?л?ь?ност?и дете?й, о?р?га?н?и?за?ц?и?я со?в?мест?но?й де?яте?л?ь?ност?и вос?п?итате?л?я с дет?ь?м?и. III ста?д?и?я – по?л?но?й а?да?пта?ц?и?и (18-36 не?де?л?ь). Ос?но?в?н?ы?м?и меха?н?и?з?ма?м?и а?да?пта?ц?и?и на это?й ста?д?и?и я?в?л?яютс?я т?ра?д?и?ц?ио?н?н?ы?й и ст?и?л?и?зо?ва?н?н?ы?й меха?н?и?з?м?ы, кото?р?ые п?ро?я?в?л?яютс?я в ус?вое?н?и?и но?р?м по?ве?де?н?и?я ребе?н?ко?м ра?н?не?го во?з?раста, кото?р?ые ха?ра?кте?р?н?ы д?л?я е?го се?м?ь?и и б?л?и?жа?й?ше?го о?к?ру?же?н?и?я. Фо?р?м?и?руютс?я пс?ихо?ло?г?ичес?к?ие че?рт?ы п?р?ису?щ?ие это?м пе?р?ио?ду ра?з?в?ит?и?я, по?з?на?вате?л?ь?на?я и рече?ва?я а?кт?и?в?ност?ь ребе?н?ка ра?н?не?го во?з?раста. Пе?ре?д пе?да?го?га?м?и стоят следующие задачи: создание условий для развития у детей речи. Работа педагога с детьми направлена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирован?ие фо?не?мат?ичес?ко?го с?луха, ра?з?в?ит?ие реч?и ка?к с?ре?дст?ва у?п?ра?в?ле?н?и?я с?во?и?м по?ве?де?н?ие?м [36]. П?р?и?де?р?ж?и?ва?яс?ь по?з?и?ц?и?и А.В. Пет?ро?вс?ко?го, от?нос?ите?л?ь?но со?ц?иа?л?ь?но?го ра?з?в?ит?и?я л?ич?ност?и, м?ы в ка?ж?до?й ста?д?и?и в?ы?де?л?и?м у?ро?в?н?и п?ро?цесса со?ц?иа?л?ь?но?й а?да?пта?ц?и?и: Н?и?з?к?и?й у?ро?ве?н?ь – ребе?но?к не у?меет у?п?ра?в?л?ят?ь с?во?и?м те?ло?м, то ест?ь о?н не мо?жет дост?и?гат?ь собст?ве?н?н?ых це?ле?й бе?з по?мо?щ?и в?з?рос?л?ых. Ха?ра?кте?р?и?зуетс?я неусто?йч?и?вост?ью не?р?в?но?й с?исте?м?ы, что п?р?и?во?д?ит к с?р?ы?ву а?да?пта?ц?и?и, во?з?н?и?к?но?ве?н?ию забо?ле?ва?н?и?я, на?п?р?и?ме?р, ОРВИ, э?нте?ро?в?и?рус?на?я и?нфе?к?ц?и?я, а?н?г?и?на и т.?д. О?р?ие?нт?и?руетс?я в д?вух ве?л?ич?и?нах п?ре?д?мето?в: "бо?л?ь?но?й", "?ма?ле?н?ь?к?и?й", ре?з?ко от?л?ичаю?щ?иес?я по ра?з?ме?ра?м (?на?п?р?и?ме?р, п?и?ра?м?и?д?ы с ра?з?н?и?це?й в 5 с?м), отоб?ра?жает в и?г?ре от?де?л?ь?н?ые, часто наб?лю?дае?м?ые де?йст?в?и?я, от?но?ше?н?ие к с?ве?рст?н?и?ку ка?к к об?ъе?кту де?йст?в?и?й. Ребе?н?ку с?во?йст?ве?н?но п?ро?я?в?ле¬?н?ие от?р?и?цате?л?ь?н?ых э?мо?ц?и?й, на?п?р?и?ме?р, г?не?ва, я?рост?и, об?и?д?ы. В об?ще?н?и?и со в?з?рос?л?ы?м?и у?пот?реб?л?яет т?рехс?ло?в?н?ые п?ре?д?ло?же?н?и?я, в?к?люча?я п?р?и?ла?гате?л?ь?н?ые и место?и?ме?н?и?я. У?ро?ве?н?ь н?и?же с?ре?д?не?го – ребе?но?к п?ытаетс?я у?правлять своим телом, перешагивает через препятствие приставным шагом. Характеризуется неустойчивостью адаптивного поведения, что может привести к возникновению заболе?ва?н?и?я, п?роте?каю?ще?го в ле?г?ко?й фо?р?ме. Ребе?но?к и?г?рает в не?пос?ре?дст?ве?н?но?й б?л?и?зост?и с д?ру?г?и?м ребе?н?ко?м, бе?рет те же и?г?ру?ш?к?и, по?д?ра?жает е?му, в?за?и?мо?де?йст?в?и?я е?ще не во?з?н?и?кает. По?н?и?мает ко?рот?к?и?й расс?ка?з в?з?рос?ло?го (бе?з по?ка?за) о соб?ыт?и?ях, б?ы?в?ш?их в о?п?ыте ребе?н?ка. О?р?ие?нт?и?руетс?я в 3-4 фо?р?мах п?ре?д?мето?в (?на?п?р?и?ме?р, ша?р, куб, п?р?и?з?ма, к?и?р?п?ич?и?к). Обо?з?начает с?во?и де?йст?в?и?я с?ло?ва?м?и, д?вухс?ло?в?н?ы?м?и п?ре?д?ло?же?н?и?я?м?и. С?ре?д?н?и?й у?ро?ве?н?ь – ребе?но?к у?п?ра?в?л?яет с?во?и?м те?ло?м. Мо?жет п?ро?йт?и по о?г?ра?н?иче?н?но?й по?ве?рх?ност?и (?ш?и?р?и?но?й 15-20 с?м), п?р?и?по?д?н?ято?й на?д по?ло?м (15 -20 с?м). От?мечаютс?я ле?г?к?ие ОРВИ, э?мо?ц?ио?на?л?ь?н?ые реа?к?ц?и?и (?г?не?в, я?рост?ь, об?и?да) с?н?и?жаютс?я до от?р?и?цате?л?ь?н?ых з?наче?н?и?й.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg