Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Роль малого и среднего бизнеса в экономике Японии

cool_lady 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Цель работы – определить значение малого и среднего бизнеса для экономики Японии. Задачи исследования: - рассмотреть значение малых и средних предприятий в экономике стран мира; - проанализировать особенности развития малого и среднего бизнеса в мире на современном этапе; - определить перспективы развития малого и среднего предпринимательства; - изучить этапы становления малого и среднего бизнеса в Японии; - определить значение и особенности малых и средних компаний в экономике Японии; - выделить основные направления развития малого и среднего бизнеса в Японии. Объектом исследования является малый и средний бизнес. Предметом исследования являются особенности развития малого и среднего бизнеса в Японии. Гипотеза исследования состоит в том, что именно малые и средние предприятия Японии оказывают значительное влияние на экономический рост страны. Методологической основой исследования являются публикации отечественных и зарубежных авторов. Методы исследования: общие и частные, включая системно-правовой, осуществлен системный анализ исследуемых явлений и результатов. В ходе работы использованы методы анализа экономической информации. Основным методом исследования в курсовой работе является системный метод. Структуру работы составляют введение, 2 главы, заключение, список литературы. Теоретическую основу работы составили принципы и положения теории управления и теории финансов. Эмпирической базой являются данные статистических органов, МВФ, данные из зарубежных периодических изданий. Практическая значимость работы. Исследование малого и среднего предпринимательства в Японии дает возможность перенять благоприятный опыт для развития нашей страны. Малые предприятия оказывают благоприятное воздействие на оздоровление экономики благодаря развитию конкурентной среды, созданию новых рабочих мест, расширению потребительского сектора, насыщению рынка продукцией, более полному использованию ресурсов, расширению возможностей экспорта продукции. В использованных источниках литературы рассматривались особенности малого и среднего бизнеса в развитии экономики, как вообще развитых стран, так и Японии в частности. Также авторы исследовали мировой и японский опыт поддержки малого бизнеса.
Введение

Актуальность. Малое предпринимательство имеет важное значение в рыночной экономике. Оно влияет на темпы экономического роста, а также на качество и структуру валового внутреннего продукта. Также сектор малого и среднего предпринимательства является рыночным и является основой для современной рыночной инфраструктуры. Малые и средние предприятия имеют некоторые преимущества в сравнении с крупными предприятиями. Они связаны с созданием новых рабочих мест на малых предприятиях, происходит перестройка структуры экономики, предприятие имеет большую рыночную свободу в своей деятельности, быстрая реакция на изменение рынка и спроса покупателей. Благодаря малому и среднему бизнесу рынок насыщается товарами и услугами, снижается монопольное положение некоторых предприятий, растет конкуренция, используется резерв трудовых ресурсов. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса в Японии является актуальной проблемой для научного исследования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Характеристика роли малого и среднего предпринимательства в мире 5 1.1 Значение малых и средних предприятий в экономике страны 5 1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в мире на современном этапе 9 1.3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства 12 Глава 2. Роль малых и средних предприятий для экономического роста Японии 15 2.1 Этапы становления малого и среднего бизнеса в Японии 15 2.2 Значение и особенности малых и средних компаний в экономике Японии 19 2.3 Основные направления развития малого и среднего бизнеса в Японии 29 Заключение 36 Список использованной литературы 38
Список литературы

1. Радюкова Я.Ю., Бушуева Е.Н. Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, 2012. - № 12. – С. 58-65. 2. Рязанов И.О., Дуплинская Е.Б. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай // В сборнике: Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016): материалы III Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 279-286. 3. Ануфриева И.Ю., Гражданкина О.А. Основные черты и проблемы малого предпринимательства Алтайского Края // Известия Алтайского государственного университета. – 2003. – № 2 (28). – С. 025-028. 4. Губайдуллина Т. Н. Особенности развития малого и среднего бизнеса в развитых странах мира // Техника и технология транспорта: научный Интернет-журнал. 2017. №1(2). URL: http://transportkgasu.ru/files/N2-17ET117.pdf 5. Абдибеков С.У., Беделбаева А.Е. Мировые тенденции развития предпринимательской деятельности в экономике зарубежных стран // Вестник КазНУ. – 2017. – С. 35. 6. Барашева Т.И. Активизация деятельности субъектов малого предпринимательства как необходимое условие развития региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. - № 4. – С. 142-150. 7. Жураковский А.С. Мировой опыт поддержки малого предпринимательства // Вестник тамбовского университета. серия: гуманитарные науки. - № 1. – 2012. – С. 35-38. 8. Иванов А.К. Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства // Экономика и управление. - № 3. – 2012. – С. 129-131. 9. IMF Working Paper Asia Pacific Department Productivity Drag from Small and Medium-Sized Enterprises in Japan1 Prepared by Mariana Colacelli and Gee Hee Hong Authorized for distribution by Paul Cashin June 2019 // https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2019/07/01/Productivity-Drag-from-Small-and-Medium-Sized-Enterprises-in-Japan-46951 10. Наоки Идзуми, Политика Японии в отношении малых и средних предприятий // http://www.thedti.gov.za/economic_empowerment/docs/Japan_Presentation.pdf 11. Ведение малых и средних предприятий Японии: Программы поддержки // https://www.wipo.int/edocs/mdocs/aspac/en/wipo_ip_dev_tyo_09/wipo_ip_dev_tyo_09_ref_t7.pdf 12. Малый бизнес "по-японски": конкуренция, креатив, обязательность // https://primamedia.ru/news/191032/ 13. Бизнес в Японии // https://dengodel.com/zarubejniy-biznes/182-biznes-v-yaponii.html 14. Chatain J., Gaudon R. Retites et moyennes enterprises: I’heure du choix. // Notre Temps. Paris. 2012/ - P. 43. 15. Интернет-портал «Закупки и тендеры РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakupki-tendery.ru/articles/item/4-perspektivy-razvitiyamalogo-i-srednego 16. Kleine und mittlere Unternehmen (KMU) URL: //www.destatis.de/ DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/UnternehmenHandwerk/KleineMittlereUn ternehmenMittelstand/KMUBegriffserlaeuterung.html 17. Малый бизнес в развитых странах — США и Японии // https://malbusiness.com/malyiy-biznes-v-razvityih-stranah-chast1/ 18. Агурбаш Н.Г. Государственное стимулировании развития малых промышленных предприятий. М., 2005. 19. Лебедева И.П. Малый бизнес в Японии. - М.: Восток-Запад, 2004. 20. Малый бизнес в Японии статистика. Развитие малого бизнеса в Японии // https://erbaevhack.ru/malyi-biznes-v-yaponii-statistika-razvitie-malogo-biznesa-v/ 21. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 177-181. — URL https://moluch.ru/archive/39/4640/
Отрывок из работы

Глава 1. Характеристика роли малого и среднего предпринимательства в мире 1.1 Значение малых и средних предприятий в экономике страны В рыночной экономике малое и среднее предпринимательство играет важную роль, оно влияет на темп экономического роста, рост валового национального продукта и других макроэкономических показателей. Особенности развития малого и среднего бизнеса изучались в работах таких авторов как: Рязанов И.О., Радюкова Я.Ю., Бушуева Е.Н., Дуплинская Е.Б., Гражданкина О.А., Ануфриева И.Ю. и другие [1-3]. Благодаря малому и среднему бизнесу создаются новые рабочие места, на рынок выходят новые товары и услуги, часто они имеют инновационную составляющую, преодолевается рыночная монополия, усиливается конкуренция, деловая активность предприятий, используется резерв рабочей силы, снижается безработица и т.д. Также благодаря малому предпринимательству происходит рост инновационной составляющей в экономике. Еще одним преимуществом развития малого и среднего бизнеса являются налоговые поступления в бюджеты всех уровней, обеспечивающие экономическое и социальное развитие государства. Рынок насыщается товарами и услугами, имеющими конкурентные преимущества по уровню цен и качеству. Но и сам предприниматель получает положительный эффект от государственной поддержки его бизнеса, удовлетворение от самореализации, управления собственным бизнесом . Малый бизнес рассматривается как экономический феномен. Для определения того, к какой категории относится данное предприятие необходимо знать критерии отнесения предприятий к малым и средним. Как в отечественной, так и в зарубежной практике выделяют количественные и качественные критерии . Согласно российскому законодательству к субъектам малого и среднего предпринимательства в России относятся коммерческие организации и потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые соответствуют критериям, обозначенным в Федеральном законе от 24.07.2007 г. 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно Федеральному закону № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливаются критерии для отнесения предприятия к малым (рисунок 1.1). Рисунок 1.1 – Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к предприятию малого бизнеса Источник: Шнайдер О.В., Смагина А.Ю. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики // Вестник НГИЭИ. – 2015. - № 1. – С. 84-89. Если предприятие соответствует установленным критериям, то оно может использовать специальные налоговые режимы, предназначенные для оптимизации налогообложения. В качестве критериев предусмотрены, в частности, следующие показатели: — Если общая доля участия в уставном капитале РФ, муниципальных образований, субъектов РФ не более 25%; — Доля в уставном капитале крупных компаний составляет до 25%; — Средняя численность персонала для микропредприятий – до 15 человек; для малых предприятий – от 16 до 100 человек; для средних предприятий – от 101 до 250 человек включительно; — Если выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предыдущий год (определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556а): для средних предприятий – не больше 1 млрд. руб.; для малых – не больше 400 млн. руб.; для микропредприятий – не больше 60 млн. руб. В 2018 году в целом по России оборот малых предприятий составил 26,6 % от оборота всех предприятий (не считая бюджетные организации, банки, страховые и другие финансово-кредитные учреждения). Кроме количественных критериев в зарубежной практике часто используются также качественные критерии. В отличие от количественных критериев малого и среднего бизнеса, закрепленных во многих странах законодательно, качественные критерии законодательного не закреплены в основном из-за невозможности четкого разграничения малых предприятий по этим критериям. Качественные критерии являются субъективными. Количественные данные открытые и доступные. А поиск качественных критериев усложнен тем, что они закрыты, значительно отличаются на каждом отдельном предприятии, общая классификация их отсутствует. Юдин Н.С. выделил качественные критерии малого бизнеса, наиболее часто встречающиеся в практике. Таблица 1.2 – Классификация качественных критериев субъектов малого бизнеса Качественные критерии малого бизнеса Объективные Субъективные 1. Ограниченность источников для финансирования бизнеса 1. Единство собственности и управления 2. Гибкость 2. Персонифицированный подход к управлению и к работе с клиентами 3. Мобильность 3. Личностный характер отношений внутри предприятия 4. Узость рынков сбыта 4. Главная роль руководителя 5. Уязвимость от внешних факторов Источник: Юдин Н.С. К вопросу о качественных критериях идентификации малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. – Т. 9 . - № 9. – 2014. – С. 105. Объективные критерии показывают экономические и юридические особенности малых предприятий. Субъективные критерии основаны на внутренней культуре предприятия, отличающейся на каждом отдельном предприятии. В настоящее время именно малые предприятия обеспечивают большую долю в ВВП основных развитых государств. Поэтому развитые государства всяческим образом поддерживают развитие МСП. Сектор МСП может стать толчком для обновления и развития экономики. Его роль в экономике стран сложно переоценить. Ни для кого не является секретом, что крупные предприятия менее эффективны, нежели мелкие. Это связано со сложной структурой управления крупными предприятиями из-за большого количества внутренних связей на них. Малые и средние предприятия быстрее крупных адаптируются к рыночной конъюнктуре. Положительное влияние оказывают малые и средние предприятия на сферу занятости населения, затрагивая большую часть экономически активного населения. В России на сегодняшний день осуществляют свою деятельность около 5,6 млн. предприятий малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость 25 % населения . Таким образом, государство заинтересовано в поддержке и развитии малого бизнеса. 1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в мире на современном этапе На размер предприятия влияет множество факторов, таких как: отрасль, технологические особенности производства. Во многих странах мира все сильнее становятся популярными малые и средние предприятия. Основными их преимуществами, по сравнению с крупными фирмами, являются: производство небольших партий продукции, близость к рынкам сбыта, наибольшее удовлетворение потребностей покупателей и т.п. Крупные фирмы все чаще сотрудничают с мелкими, используя их преимущества в важных областях деятельности. Не только страны развитого капитализма, но и развивающиеся страны ощутили эффективность малых и средних предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, связанные с малыми и средними предприятиями. Более того, экономика некоторых стран практически основывается на малых предприятиях. Основой устойчивого развития экономики любой страны является развитие производительных сил и производственных отношений. Основную роль в развитии экономики играет предпринимательство, которое особенно проявляется в некоторых отраслях с частным сектором, основу которого составляют малые и средние предприятия. В настоящее время нет единого и четкого определения малого и среднего бизнеса, но при классификации, практически во всех странах ориентируются на количественные показатели работников и хозяйственный оборот. Критерии малых и средних предприятий по странам мира представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3 – Критерии, определяющие субъекты малых и средних предприятий в странах мира Предельные значения Категории предприятий Микро- Малые Средние Европейский союз Численность работников, чел. от 1 до 9 от 10 до 49 от 50 до 249 Выручка, млн. евро 2 10 50 Япония Численность работников, чел. не более 300 не более 300 от 300 до 500 Выручка, млн. иен 100 600 3000 США Численность работников, чел. от 1 до 24 от 25 до 99 от 100 до 499 Выручка, млн. долл. 8 20 100 Источник: Свитенко М.А. Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор укрепления экономической безопасности страны // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: Материалы международной научно-практической конференции в 4 частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2016. – С. 28-31. В США первый интерес к развитию малого и среднего бизнеса возник во время Великой депрессии в 1929-1933 годы. Сейчас анализ деятельности малого предпринимательства в США проводит множество федеральных организаций. Данные статистики собираются в "Реестре предприятий", а Бюро переписи США собирает данные о существующих компаниях в США. В США довольно высокая доля малых предприятий по сравнению со всеми предприятиями, итак предприятия с численностью работников до 50 чел. составляют 97,8 %. Статистический учет экономической деятельности предприятий основан на критериях, установленных Рекомендациями Европейской комиссии 2003/361/ЕС . Таким образом, к основным критериям малого бизнеса относится численность занятых работников и объем выручки от реализации продукции либо оказания услуг. В С?ША на малых предприятиях работают 54 % от количества всех занятых в экономике, в них задействовано 45 % активов, 35 % чистого дохода. В странах Европейского Союза на малых предприятиях трудится еще больше человек – более 70 % занятых. В Японии на малые и средние предприятия приходится 99,5 % всех предприятий, а также около 78 % занятых, 51,8 % продаж. Доля малых предприятий в ВВП Японии равна 55 %, в странах ЕС ? 67%, в США – 52 % [4]. Научный и практический интерес представляет и развитие малого бизнеса в Италии. Малый бизнес в этой стране имеет вековую историю, и занимают значительное место в развитии экономики. Правительством и научными институтами проводятся исследования развития малого и среднего бизнеса. Согласно статистике в Италии работает около 4 миллионов малых и средних предприятий, в на них почти 80% занятого населения. Эти предприятия в Италии создают около трети объема валового национального продукта. Малый и средний бизнес в Италии является основой для обновления экономики страны. Благодаря субъектам МСП Италии обеспечивается высокая конкурентоспособность продукции даже на мировом рынке. В европейских странах почти все малые или средние предприятия имеют частную собственность. При этом одним из самых распространенных бизнесов в Европе являются микропредприятия с численностью персонала до 10 человек, их около 15 миллионов. На предприятиях малого и среднего бизнеса в европейских странах занято около 70% населения, поэтому они вносят значительный вклад в развитие европейской экономики. Немецкие малые предприятия составляют более 90% от общего числа предприятий, на них работают около 66 % занятого населения, на них производится около половины внутренней добавленной стоимости. В Германии около 2 млн. малых и средних предприятий и они производят около 50% валового внутреннего продукта. Исследование делового климата на немецких малых предприятиях свидетельствует о том, что малые предприятия не уступают большим в управлении, подготовке кадров, а также внедрении инноваций. Французские малые и средние предприятия специализируются в основном в аграрно-продовольственной сфере, издательском деле, подрядной деятельности. Португальские субъекты малого и среднего бизнеса вырабатывают основную долю промышленной продукции страны. Малые предприятия с численностью сотрудников менее 10 человек составляют примерно 70 % всех промышленных предприятий Португалии, на них трудится больше 500 человек. Статистика европейских стран и Азиатского региона по исследованию малого бизнеса имеет множество инструментов для поддержки и оптимизации развития данного сегмента бизнеса. Рассмотрим их далее. 1.3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства В большинстве развитых стран ЕС возрастающая роль малого бизнеса приводит к необходимости проведения специальной политики, направленной на поддержание субъектов малого и среднего бизнеса. Ее задачами являются: — Задача по созданию новых рабочих мест; — Содействие развитию малых предприятий; — Привлечение иностранных инвестиций; — Усиление конкурентоспособности малого бизнеса на мировом рынке; — Внедрение инноваций; — Модернизация и совершенствование производства. В европейских странах проблемами регулирования работы малых предприятий занимаются федеральные (центральные) органы власти, а конкретные мероприятия исполняет местная власть. Для этого в европейских странах работают специальные государственные структуры, которые занимаются проблемами регулирования малого бизнеса. К примеру, в Нидерландах и Германии в Министерствах экономики существуют отделы по вопросам малого и среднего предпринимательства. Во Франции в Министерстве промышленности работает специальный отдел малого и среднего бизнеса. В Великобритании функционирует Министерство по малому предпринимательству. Также в развитых европейских странах работает сеть организаций, которые оказывают консультации, предоставляют научно-техническую информацию и рекомендации об организации и функционировании малого бизнеса за небольшую плату или бесплатно. Целью этих организаций является помощь предпринимателям в создании собственного дела, защиты их имущественных интересов, получении необходимой квалификации и знаний, субсидий и контрактов. Во многих странах мира малое и среднее предпринимательство является важнейшим объектом государственной поддержки. Самые популярные инструменты государственной поддержки малого бизнеса в странах мира приведены в таблице 1.3. Таблица 1.3 – Государственная поддержка малого бизнеса Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса Страна Увеличение объемов гарантий по кредитам для малого и среднего бизнеса; Проведение политики, способствующей сглаживанию отраслевых циклов Канада, Чили, Дания, Финляндия, Венгрия, Италия, Корея, Нидерланды, Словакия, Словения, Испания, Швейцария, Испания, Великобритания, США, Таиланд Особые условия гарантий для стартапов Канада, Дания, Нидерланды, Южная Корея Увеличение государственных гарантий по операциям экспорта Канада, Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Великобритания, Швейцария, Словакия, Чехия, Испания Государственное совместное финансирование, в том числе через пенсионные фонды Дания, Ирландия, Швейцария Увеличение объемов прямого финансирования МСП Канада, Чили, Венгрия, Корея, Испания, Сербия, Словения Субсидирование процентных ставок Венгрия Португалия, Россия, Испания, Турция, Великобритания Налоговые льготы, отсрочка платежей Франция, Ирландия, Испания, Новая Зеландия, Италия, Великобритания, Россия (для микропредприятий) Отрицательная учетная ставка; банки специализированные на кредитовании МСБ Дания, Ирландия Фондирование Центральным банком банковских учреждений Великобритания Источник: Лемешко И.Г. Современные формы и методы поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - № 12-1. – С. 161-169. Таким образом, за рубежом существует множество методов и способов развития и государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Благодаря такому разнообразию, есть возможность выбрать наиболее подходящие методы и способы для российских реалий. ? Глава 2. Роль малых и средних предприятий для экономического роста Японии 2.1 Этапы становления малого и среднего бизнеса в Японии Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу в Японии дифференцируются в зависимости от отрасли промышленности. Так, в горнодобывающих отраслях к малым относят предприятия с численностью работающих менее 1000 человек, для других видов промышленности, строительства, связи и транспорта – менее 300 человек, в оптовой торговле – менее 100 человек, в сфере услуг и розничной торговле – менее 50 человек (таблица 2.1) . Вторым показателем, по которому предприятия относятся к малому бизнесу является размер капитала. Для большинства отраслей он должен быть менее 100 млн. иен, для оптовой торговли – 50 млн. иен, а для розничной торговли – 10 млн. иен. Таким образом, в сферу малого и среднего бизнеса попадает огромный слой предприятий. Таблица 2.1 – Критерии отнесения предприятий Японии к малым Наименование Уставный капитал, млн. иен Число занятых, чел. Добывающая, обрабатывающая промышленность, строительство 100 300 Оптовая торговля 30 100 Розничная торговля и индустрия услуг 10 50 Экономика Японии отличается от других развитых экономик минимальным участием государства. Государству принадлежит только монетный двор. Все остальное принадлежит частному капиталу. Главное отличие японской экономики от экономик других стран состоит в том, что малые предприятия составляют 99% от общего числа предприятий и при этом им принадлежит около 55% реализованной продукции, в малом бизнесе занято около 80% от общей численности занятых в стране. После завершения Второй мировой войны Япония потеряла все свои колонии и прочие территории, а миллионы японцев вернулись обратно в Японию. В этот же период создавались новые отрасли промышленности, была образована новая социальная прослойка из населения, которое имело в собственности небольшие земельные участки, они стали опорой для правительства на переходное время. В интересах японского правительства было укрепление этого слоя населения. Действовали жесткие ограничения на покупку и продажу земли, чтобы не допустить концентрации земельной собственности и сберечь мелкокрестьянское хозяйство. Именно мелкое крестьянское хозяйство, аналогично современному малому бизнесу, препятствовало высоко й массовой безработице в стране. В то время как массовая безработица была основной проблемой в других странах. Японцы благодарны малым предприятиям и всячески поддерживают их из-за того, что после Второй мировой войны именно они больше всего помогли восстановлению экономики Японии. Прибыль, заработанная малыми предприятиями шла на восстановление крупных промышленных заводов Японии. В Японии было зарегистрировано 360 тысяч малых предприятий, а снято с регистрации 240 тысяч таких же малых предприятий. Таким образом, большое количество малых предприятий в год создается, но многие из них не выдерживают серьезной конкуренции. Особенностью японского опыта поддержки малого предпринимательства является то, что государство имеет высокий уровень влияния на реформирование экономики. Около 0,3 % расходов бюджета соответствующих ведомств и министерств тратятся на поддержку малого бизнеса. В 1948 г. был издан специальный закон, по которому при Министерстве внешней торговли и промышленности было основано Правление по малому и среднему бизнесу . В 1949 г. в Японии была основана Национальная корпорация по функционированию малого и среднего бизнеса, а уже в 1953 году такая же корпорация, только государственная. Также малый бизнес в Японии регулируют: – региональные отделения Министерства внешней торговли и промышленности (всего их 9); – инвестиционные корпорации малого бизнеса; – государственная корпорация по работе и страхованию малого предпринимательства; – ассоциация по гарантированию кредитов; – государственная организация, следящая за соблюдением антимонопольного законодательства, которая называется комиссия по справедливым сделкам. В Законе Японии 1963 года «Об основах политики по отношению к средним и малым предприятиям» указано, что малый и средний бизнес рассматривается как составная часть всей государственной политики. Данный закон дает правовые основания осуществления системы правовой защиты субъектов МСП, в которую включены 12 законов, регулирующих сущность, права, обязанности, задачи и льготы малых предприятий. Специальные государственные программы по развитию малого бизнеса. Финансированием малых предприятий занимается множество организаций, в том числе: Народная финансовая корпорация, Финансовая корпорация малого бизнеса, Финансовая корпорация по улучшению окружающей среды, Центральный банк для промышленных и торговых кооперативов. Финансирование происходит по средствам выдачи субсидий и займов. Также в задачи Народной финансовой корпорации входит оплата шестимесячного обучения владельцев либо руководителей малого бизнеса. Центр по рисковому предпринимательству специализируется на реализации рискованных инновационных проектов и предоставляет льготные кредиты малому бизнесу. Срок кредитования составляет 8 лет, а процент годовых – 2 %. Если проект будет иметь рентабельность производства больше 25 %, то кредитная ставка увеличится на 10 %. С 1995 по 2005 г. Центром рискового предпринимательства были предоставлены кредиты малым предприятиям на сумму около 100 млрд. иен . Структура малого бизнеса Японии представлена на рисунке 2.1. К малым предприятиям в Японии относятся: юридические лица (20 %), индивидуальные частные предприятия (48%) и семейные хозяйства (32%) . Рисунок 2.1 – Структура малого бизнеса Японии Структура малых предприятий в Японии представлена следующим образом: - количество предприятий с численностью сотрудников от 1 до 4 человек – это 49 % всех малых предприятий, и на них занято 7% рабочей силы страны; - 72% занятых на малых предприятиях в отрасли обрабатывающей промышленности; - в сфере услуг – около 50%; - в торговле - 10% занятой рабочей силы. Японцы считают малые предприятия мощным регулятором экономического развития. Потому что крупные предприятия нуждаются в больших капиталовложениях и испытывают малую потребность в рабочей силе. Поэтому, при недостатке основного капитала, с экономической точки зрения выгодно переходить от крупных предприятий к малым. Крупные предприятия сосредотачивают этот недостаточный крупный капитал на очень небольшом количестве крупных предприятий (объединений, фабрик, заводов), и в результате резко растет безработица. Малые же предприятия, наоборот, потребляют малый капитал и при этом трудоустраивают очень большую часть рабочей силы. 2.2 Значение и особенности малых и средних компаний в экономике Японии Малые и средние предприятия составляют 90% от общего числа компаний в Японии. А именно – 99,7% всех предприятий, 70% работников занято на них и более 50% населения. Различные продукты и услуги, предоставляемые малыми и средними предприятиями, продолжают составлять основу японской экономики. Однако в действительности многие малые и средние предприятия имеют мало возможностей для того, чтобы быть признанными на глобальном уровне. Малые и средние предприятия – это основа экономики Японии. Такие известные фирмы как Sony, Honda и Toyota вначале были основаны как малый бизнес, а в последствии разрослись до крупных международных компаний. Благодаря активизации деятельности МСП происходит развитие конкуренции на рынке, благодаря чему могут создаваться новые отрасли промышленности и преобразовываться промышленная структура. А также на многих малых предприятиях Японии производятся детали или составные части на продукцию крупных компаний. Таким образом, надежность японской продукции связана и поддерживается мелкими предпринимателями. Местная экономика опирается на деятельность малых и средних предприятий, особенно в сфере услуг, розничной торговле и строительстве. МСП играют основную роль в оживлении местной экономики и повышении занятости населения. Таблица 2.2 – Количественные критерии отнесения к МСП и микропредприятиям МСП Микропредприятия Отрасль Капитал Количество сотрудников Количество сотрудников Промышленность до 300 миллионов иен до 300 до 20 Оптовая торговля до 100 миллионов иен до 100 до 5 Услуги до 50 млн. иен до 100 до 5 Розничная торговля до 50 млн. иен до 50 до 5 Основатели малого и среднего бизнеса составляют основу среднего класса в Японии, они обладают консервативным сознанием, неприемлемостью радикальных изменений. Таким образом, только благодаря своему существованию (мелких и средних предпринимателей в Японии больше 7 млн. человек) происходит поддержание социально-политической стабильности страны. Также благодаря существованию малых и средних предприятий происходит сглаживание диспропорций на рынке труда и в следствии этого снижается социальная напряженность . Таблица 2.3 – Количество предприятий, распределенных по количеству работающих на них Всего 1-4 5-9 10-19 20-29 30-49 50-99 100-199 200-299 300 и более Все отрасли промышленности 5 340 783 3 047 110 1 057 293 649 836 232 601 163 074 100 428 39 002 10 454 12 223 Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство 32 676 11 199 9 331 7 254 2 391 1 448 605 118 29 6 Горный, карьерный сектор 1 851 695 535 377 124 63 19 6 1 3 Строительство 492 734 277 364 120 899 60 627 16 417 10 421 4 623 1 249 243 248 Производство 454 800 214 020 93 958 63 479 28 841 22 166 17 249 8 291 2 481 3 259 Электричество и газ 4 654 1 168 764 845 419 369 641 255 62 56 Теплоснабжение 63 574 28 851 12 068 8 660 3 826 3 652 3 091 1 648 483 769 Водопровод 130 459 38 040 22 808 26 686 13 989 13 261 9 371 3 671 888 708 Информационно-коммуникационная индустрия 1 355 060 760 706 292 638 177 270
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Экономика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Экономика, 39 страниц
468 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg