Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, НАЛОГИ

Модель налогообложения крупных российских корпораций

cool_lady 3240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Объект диссертационного исследования – модель налогообложения крупных российских корпораций. Предмет диссертационного исследования –экономические отношений, возникающих между стейкхолдерами российских корпораций и государственными фискальными органами по поводу формирования налогообложения крупных российских корпораций. Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в разработке эффективной модели оптимизации налогообложения крупных российских корпораций в РФ. ? Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач: ? уточнить категорию «налогообложение корпорации»; ? исследовать особенности и основные противоречия, присущие корпоративной форме бизнеса; ? разработать методику анализа налогообложения крупных российских корпораций; ? сформулировать и проверить гипотезы налогообложения крупных российских корпораций; ? предложить модель оптимизации налогообложения крупных российских корпораций, позволяющая повысить финансовую устойчивость. Теоретическую и методологическую основу исследования Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов, финансистов и специалистов в области управления налогообложением, чьим основным объектом исследования является влияние налогообложения на финансовую устойчивость корпораций. Методологическая основа исследования ? труды иностранных и отечественных исследователей, посвященные природе и методам оценки налогообложения крупных российских корпораций. Работа опирается на следующие инструменты: системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, корреляционно-регрессионный анализ, наблюдение, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы Информационную базу исследования составили данные международных информационных агентств Bloomberg и Forbes, Министерства финансов России, Федеральной налоговой службы, Рейтингового агентства «Эксперт», информационной системы РБК, справочной правовой системы Консультант Плюс, информационно-аналитической базы данных Fira Pro, открытые данные сайтов инвестиционных компаний и аналитических агентств, материалы годовых отчетов российских компаний, находящиеся в открытом доступе. Наиболее существенные результаты и их научная новизна. На защиту выносятся следующие положения диссертационной работы, определяющие научную новизну. 1. Уточнена категория «налогообложение корпорации». Под налогообложением корпорации следует понимать совокупность экономических и организационно-правовых взаимоотношений между всеми их участниками (прежде всего, государством и экономическими субъектами) в области перераспределения в законодательно предписанном порядке стоимости различных ресурсов путем трансформации налоговых платежей корпораций в налоговые поступления бюджетной системы государства. 2.Исследованы особенности и основные противоречия, присущие корпоративной форме бизнеса. Повышение роли корпоративного звена в экономике и обеспечении экономического выживания стало определяющим фактором высокого уровня конкурентоспособности развитых стран. Процессы формирования корпораций является отражением закономерностей развития мировой экономики. К ним можно отнести концентрацию и централизацию капитала, интеграцию промышленного и банковского капитала, диверсификации форм и направлений деятельности, глобализацию деятельности и т.д. При анализе особенностей функционирования корпоративного сектора экономики следует принимать во внимание противоречия, присущие корпоративной форме ведения бизнеса, а именно: - между интересами корпораций и инвесторов. - между интересами акционеров и корпораций. - между интересами контролирующих групп и миноритарными акционерами. - между интересами акционеров и руководителей. - между интересами корпорации и руководством подразделений. 3. Разработана методика анализа налогообложения крупных российских корпораций. Суть данной методики заключается в анализе корреляции между показателями эффективности налогообложения, показателями рентабельности (как показателями эффективности корпорации) и показателями финансовой устойчивости корпорации. В рамках данной методики рассчитываются и анализируются следующие показатели: - показатели эффективности налогообложения корпорации; - показатели эффективности корпорации (рентабельности); - показатели финансовой устойчивости. 4. Сформулированы и проверены гипотезы налогообложения крупных российских корпораций. Гипотеза 1. Высокая эффективность налогообложения приводит к высокому уровню налоговой нагрузки на корпорацию. Гипотеза 2. Рост уровня налогообложения приведет к снижению эффективности корпорации в области управления активами, производством и продажами. Гипотеза 3. Уровень налогообложения не влияет на финансовую устойчивость корпораций. 5. Предложена модель оптимизации налогообложения крупных российских корпораций. Модель предполагает формирование процесса роста финансовой устойчивости за счет четырех основных этапов оптимизации налогообложения: анализ действующей налоговой системы, расчет налоговой нагрузки на корпорации, выбор адекватных методов оптимизации налогообложения реализация механизма налоговой оптимизации. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования Теоретическая значимость работы состоит в том, что предложенные в ней концептуальные положения являются развитием научных подходов к формированию эффективной модели налогообложения корпораций. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предложенная модель эффективного налогообложения корпораций может быть использована российскими корпорациями для повышения: удовлетворенности своих стейкхолдеров, оптимизации действующей системы налогообложения корпораций, а также способствовать гармонизации интересов фискальных служб и плательщиков налогов. Разработанные рекомендации могут применяться для оценки результативности анализа и распределения добавленной стоимости на корпорациих нефтяной и нефтегазовой промышленности. Апробация основных результатов исследования. Основные результаты исследования по рассматриваемой проблеме: Третья Всероссийская конференция «Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем» прошла в Челябинском государственном университете 10-11 апреля 2019 г. Всероссийской научной конференции "Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем", научной конференции памяти академика памяти А.И. Татаркина- отправлена в публикацию 2019 год апрель Публикации. По теме диссертации опубликована 2 научных статьи объемом 0,86 п.л. авторского текста. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, отражена степень разработанности проблемы, определены цель и задачи исследования, а также сформулированы научная новизна и практические результаты исследования. В первой главе «Теоретические и методологические основы налогообложения крупных корпораций» исследуются экономическое содержание налогобложения корпораций, исследуются особенности налогообложения корпораций, разрабатывается методика анализа налогообложения крупных российских корпораций. Во второй главе «Разработка модели оптимизации налогообложения крупных российских корпораций» анализируется влияние налогообложения на финансовую устойчивость крупных российских корпораций; разработана модель оптимизации налогообложения крупных российских корпораций. В заключении представлены выводы, обобщения и рекомендации по результатам проведенного исследования.
Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня российские корпорации вынуждены функционировать в сложных условиях быстрых изменений, непредсказуемости, отсутствия четких ориентировразвития. В такой ситуации устойчивость корпораций к воздействию внутренних и внешних факторов окружающей среды становится одним из определяющих факторов их экономического развития и стабильности. Реализация налогового регулирования на разных уровнях проявляется посредством изменения налоговой нагрузки на конкретных плательщиков. Уровень налоговой нагрузки ? один из самых весомых внешних факторов, влияющим на деятельность корпораций, а потому и требует детального изучения в условиях реформирования финансовой системы России. С одной стороны, налогообложение корпораций ? инструмент регулирования экономики, который является тем источником поступления средств в государственный бюджет, без которого невозможно представить жизнь процветающей и экономически развитой страны. С другой стороны, чрезмерная налоговая нагрузка ? негативный фактор налоговой политики государства, который мешает нормально функционировать корпорациим, сдерживает их деловую активность и приводит к убыточности или тенизации деятельности. При недостаточном уровне налоговой нагрузки государственный бюджет недополучит средства, а потому правительство государства не сможет эффективно и в полном объеме выполнять свои функции. Актуальность темы объясняется тем, что, во-первых, до настоящего времени мало исследованным остается проблема налогообложения крупных российских корпораций. В экономической литературе не существует единого мнения по поводу категорий «налогообложение корпораций»; во-вторых, необходимо исследовать особенности налогообложения крупных российских корпораций с учетом современного состояния экономического развития; в-третьих, на сегодняшний момент времени методики анализа налогообложения крупных российских корпораций практически отсутствуют, что требует разработки альтернативной методики анализа налогообложения крупных российских корпораций; в-четвертых, на данный момент мало разработанными являются модели оптимизации налогообложения крупных корпораций. Степень разработанности проблемы. Вопросы налогообложения групп компаний и применения института консолидированного налогообложения представлены в трудах современных зарубежных и российских ученых. Теоретические исследования проблем налогообложения корпораций, а также практические аспекты применения института налоговой консолидации для целей корпоративного налога на прибыль освещены в работах таких зарубежных авторов, как Б. Уиман, Дж. Маисто, Й. Мацуи, С. Принсен, М. Жерар, А. Николокакис, Д. Эндрес, Д. Нерудова, Т. Шосток, И. Митроянни, А. Тинг, Дж. М. Вейнер, С. Майер, Р. Кузин, К. Шпенгель, Р.С. Ави-Йона, М. О’Брайен, С. Пентилла и др. Исследованию моделей налогообложения корпораций и российской концепции консолидированных групп налогоплательщиков посвящены работы такиъ как, \ М.В Романовский и Н.Г. Иванова, которые считают , что налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в государстве, включая определение их видов и элементов в соответствии с выработанной налоговой политикой и установленными принципами». А. И. Архипова под налогообложением корпораций понимает процесс безвозмездного взимания правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов. А.А. Абишева под налогообложением корпораций рассматривает процесс исчисления и уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов, предусмотренных законодательством соответствующей страны. А.В. Началов, рассматривает налогообложение корпораций как процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц облагаемых налогами. С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко под налогообложением корпораций рассматривают законодательно установленный процесс организации порядка взимания налогов: исчисления, уплаты и контроля со стороны налоговых органов. А.Э. Сердюков, под налогообложением корпораций понимает процесс установления и взимания налогов в стране. М.В. Романовский и О.В. Врублевская рассматривают процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления. С.А. Белозеров говорит о том, что налогообложение– основанный на властном подчинении процесс изъятия государством части дохода и стоимости имущества у граждан и организаций в виде налогов и сборов в обмен на исполнение государством своих функций, связанных с финансированием общественных потребностей, созданием необходимых условий для жизнедеятельности граждан и эффективного функционирования экономики. А.Э. Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич под налогообложением корпораций понимают процесс установления, введения и изменения налогового законодательства, элементов налогов и сборов, участников налоговых отношений, налогового администрирования, а также взимания налогов и сборов в соответствии с выработанной налоговой политикой. П.А. Ватник под налогообложением рассматривает как государство получает денежные средства от обложения налогами доходов отдельных людей и корпораций, расходов, богатства, увеличения рыночной стоимости активов и собственности. Е.Е. Румянцева говорит, что налогообложение корпораций - это система взимания налогов, пошлин и сборов, исходя из определения налоговой базы, установления величины или ставки налога и организации его уплаты». Вместе с тем недостаточно раскрыт вопрос развития института налоговой консолидации с учетом первых итогов функционирования действующего режима. Недостаточно внимания в отечественной литературе уделено изучению зарубежного опыта налогообложения крупных российских корпораций, необходимости и возможности его использования в РФ. Кроме того, ряд аспектов реализации корпорациями моделей налогообложения требует дальнейшего исследования. На сегодняшний день нет единого подхода к разработке эффективной модели налогообложения, формирования концепции и ее составляющих (принципов, методов, инструментов ее реализации). Именно эти проблемы, а также их теоретическое и прикладное значение определили выбор темы и актуальность основных направлений диссертационного исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ 12 1.1. Сущность и содержание налогообложения крупных российских корпораций 12 1.3 Методика анализа налогообложения крупных российских корпораций 33 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХКОРПОРАЦИЙ 47 2.1. Анализ налогообложения крупных российских корпораций 47 2.2. Модель оптимизации налогообложения крупных российских корпораций 64 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 84 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрайт, 2013. 2. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 (ред. от 24 марта 2011г.) «О налоге на добавленную стоимость». 3. Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 (ред. от 6 июня 2003 г.) «О налоге на имущество корпораций». 4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (ред. от 6 августа 2011г.) «О налоге на прибыль корпораций и организаций». 5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (ред. от 11 ноября 2003 г.) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». 6. Закон РФ от 5 марта 2014 г. № 10 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога». 7. Закон РФ от 23 декабря 2014 г. № 173 «О федеральном бюджете на 2015 год». 8. Инструкция Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. № 33 (ред. от 21 апреля 2003 г). «О порядке и исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество корпораций». 9. Инструкция Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 (ред. от 6 июля 1999 г.) «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль корпораций и организаций». 10. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 (ред. от 19 июля 1999 г.) «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». 11. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2011г. № 100 (ред. от 15 августа 2013 г.) «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам». 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011№ 888 "О федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов (2013 2014 годы)". 13. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 22 мая 2011г.). 14. Приказ МНС РФ от 18 января 2013 г. № БГ-3-21/22 "О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 №33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество корпораций". 15. Приказ МНС РФ от 26 февраля 2013 г. № БГ-3-02/98 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации". 16. Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 25, 29 июня 1993 г. №№ 04-06-01, НП-4-06/93н "О налогообложении корпораций, расположенных в свободных экономических зонах". 17. Письмо Госналогслужбы РФ от 29 апреля 1998 г. № ВП-6-12/263 «О предоставлении налоговых льгот организациям, зарегистрированным в закрытых административно-территориальных образованиях». 18. Письмо МНС РФ от 21 июня 1999 г. № 18-1-04/920 «Об институте представительства в налоговых правоотношениях». 19. Письмо МНС РФ от 1 ноября 2013 г. № 62-4-09/185-АЛ370 "О разъяснении налогового законодательства". 20. Письмо МНС РФ от 25 декабря 2003 г. № ВГ-6-02/1358 "О представлении декларации по налогу на прибыль». 21. Письмо МНС РФ от 15 июня 2014 г. № 03-2-06/1/1371/22 "О налоге на добавленную стоимость». 22. Комментарии к Налоговому Кодексу Российской Федерации с постатейными материалами. Части первая и вторая / Под ред. O.A. Красноперовой. -М.: ООО «ТК Велби», Изд-во «Проспект». 2014 - 1008 с. 23. Абрамов A.A., Гурьяков JI.B. Как обжаловать решение налогового органа, не обращаясь в суд // Главбух. 2014. - № 14. 24. Агеев В.М., Щербаков В.Н. Система экономических отношений в России. М.: МГСУ, 2017. - 450 с. 25. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Вып. 1. / Под ред. H.H. Пилипенко. М.: Дашков и К°, 2014. - 525 с. 26. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения. Учебно-практическое пособие. М.: ОСЬ-89, 2016. - 496 с. 27. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. М.: Книжный мир, 2015. - 104 с. 28. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова JI.A. Бюджетный процесс в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.-221 с. 29. Басовский JI.E., Лунева A.M., Басовский А.Л. Экономический анализ. М.: ИНФРА-М, 2015. - 222 с. 30. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 544 с. 31. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х т. / Под ред. Л.В. Степанова и др. М.: Международные отношения, 2013. - Т. 1 - 782 с. Т.2. - 759 с. 32. Богатая И.Н., Королева Н.Ю., Кузнецова Л.Н. Как минимизировать ваши налоги. — Ростов н/Д: Феникс, 2016.- 288 с. 33. Борьян Ю.Б. Налоговые правонарушения и ответственность. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. - 205 с. 34. Борьян Ю.Б. Основные изменения в налогообложении в 2015 году. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика» , 2015. 109 с. 35. Брызгалин A.B. Организационные принципы Российской налоговой системы // Финансы. 2015. - № 3. 36. Брызгалин A.B., Берник В.Р., Головкин А.Н. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения. / Под ред. A.B. Брызгалина. -Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2014. 304 с. 37. Брызгалин A.B., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В. Методы налоговой оптимизации. На основе Налогового кодекса РФ. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: «Аналитика-Пресс», 2012. - 176 с. 38. Брызгалин A.B., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В., Баженов О.И. Методы налоговой оптимизации, или как избежать опасных ошибок. М.: Аналитика-Пресс, 2015. - 144 с. 39. Брызгалин A.B., Берник В.Р., Головкин А.Н., Демешева Е.В. Налоговый учет и налоговая политика корпорации. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., Екатеринбург: Аналитика-Пресс; Налоги и фин. право, 2013. - 116с. 40. Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства // Налоговый вестник. 2014. - № 2. 41. Бута ков Д. Д. Основы мирового Налогового кодекса // Финансы, 1996, № 8, с. 23-27. 42. Бухгалтерский учет основных средств / Под ред. С.А. Николаевой — М.: Аналитика-Пресс, 2013. 272 с. 43. Васильева А., Гурвич Е., Субботин В. Экономический анализ налоговой реформы. Вопросы экономики. - 2014. - № 6. 44. Введение в экономико-математические модели налогообложения / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2015. — 256 с. 45. Верин В.П. Преступления в сфере экономики. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Дело, 2013. 192 с. 46. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов. В 5 томах. Т. 2, кн. 1: Налоги, бюджет и государственный долг Россию М.: Наука, 2013.-665 с. 47. Вишневкий В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике. // Вопросы экономики. 2015. - № 2. 48. Владимирова М.П. Налоги и налогообложение. М.: КНОРУС, 2015.- 232 с. 49. Вознесенский А.Э. Актуальные вопросы общей теории налогов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Вып. 4, 2017. 50. Волков A.C. Упрощенная система налогообложения. М.: ПРИОР, 2015.-65 с. 51. Волков О.И., Скляренко B.K. Экономика корпорации. М.: ИН-ФРА-М, 2015.-280 с. 52. Все соглашения об избежании двойного налогообложения. М.: Налог, 2014. - 902 с. 53. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик- государство. Правовые позиции Конституционного суда РФ: Учебное пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - 592 с. 54. Галимзянов Р.Ф. Сводные таблицы для самоконтроля налога на прибыль. Приложение к журналу «Налоги и платежи». М.: Эксперт, 2014. - 136 с. 55. Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии, в 2-х тт. — Т. 1 Уфа: Эксперт, 2015. - 240с. 56. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. СПб.: Специальная литература, 2016. - 283 с. 57. Горемыкин В.А. Правовое регулирование лизинговых отношений. — М.: МГИУ, 2013.-197 с. 58. Горемыкин В.А. Лизинг.- М.: «Информцентр XXI века», 2015 943 с. 59. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план. Методика разработки. М.: Ось-89, 2015. - 864 с. 60. Горский И.В. Экономический рост и налоги // Налоговое обозрение. -2015. -№ 1 -2.-С. 3-14. 61. Грунин A.A. Формирование системы государственного регулирования топливно-энергетического комплекса в условиях российских реформ: проблемы теории и практики. Автореферат . докт. экон. наук. М., 2016. 62. Гуреев В.И. Российское налоговое право.- М.: Экономика, 1997.-383 с. 63. Гусева С.М., Севастьянова Н.П. Специальные налоговые режимы: упрощенная схема налогообложения и единый налог на вмененный доход М.: Вершина, 2014. - 205 с. 64. Дадашев А.З., Кирина JI.C. Налоговое планирование в организации.- М.: Книжный мир, 2015. 168 с. 65. Дайджест прессы по бухучету и налогообложению: Оптимизация налогообложения // Консультант. 2017.- 16 августа. 66. Дернберг P.JI. Международное налогообложение. М.: ЮНИТИ, Будапешт: COLPI, 2015. - 375 с. 68. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. — М.: МЦФЭР, 2015.-816 с. 69. Джобава H.A. Государственное регулирование малого предпринимательства. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2014. - 111 с. 70. Договорный портфель строительных организаций: правовое регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение и арбитражная практика // Библиотечка «Российской газеты», вып. 5 6. - М., 2017. - 359 с. 71. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. 2015. -№ 4. 72. Дуканич JI.B. Налоги и налогообложение. Ростов н/Д: Феникс, 2015.-416 с. 73. Душанич Т., Душанич Й. Экономика переходного периода. М.: Институт международного права и экономики, 2014. — 184 с. 74. Евстигнеев E.H. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. - 119 с. 75. Евстигнеев E.H., Викторова Г.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства. СПб.: Питер, 2015. - 256 с. 76. Егорова Н.Е., Хромов И.Е. Налогообложение малых корпораций: расчетные схемы и проблемы выбора // Экономическая наука современной России. 2014. - № 2. - С. 72 - 84. 78. Зрелов А.П., Краснов М.В. 150 споров, выигранных у налоговой. — М.: ООО «Статус-Кво 97». 464 с. 79. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А., Петухова P.A. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. СПб.: Питер, 2015. - 304 с. 80. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2003 . 727 с. 81. История экономических учений: современный этап / Под ред. А.Г. Ху-докормова. М.: ИНФРА-М, 2016. - 733 с. 82. Ишханов A.B. Налоги и капитал: прогноз тенденций мирового налогообложения // Финансы и кредит. 2015. - № 23. - С. 34 — 39. 83. Как вернуть налоги / Сост. Д.М. Плугарь, Т.Е. Третьякова. СПб.: Изд-во ДНК, 2013.-47 с. 86. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2014. - 223 с. 87. Карп М.В. Налоговый менеджмент. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015.477 с. 88. Карпова В.В., Карпов A.B. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности: Практическое пособие. — Изд 2-е, перераб. и доп.- М.: ПРИОР, 2017.-212 с. 89. Кашин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики // Финансы. 2018. - № 8. - С. 23 - 26. 90. Кашин В.А. Новое явление в налоговом администрировании за рубежом / Финансы . 2015. - № 4. - С. 71 - 73. 91. Юб.Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Правовое регулирование налоговых отношений. М.: Юрайт-Издат, 2012. - 206 с. 92. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. //Антология экономической классики: В 2 т. / Предисловие, составление Столярова И.А. Т.2. - М., 1993. - С. 137-434. 93. Кикин А.Ю., Яни П.С. Неуплата налогов преступна // Налоговый вестник. 2014. - № 10. - С. 149. 94. Климова М.А. Льготы юридических лиц при налогообложении. -М.: Бератор, 2013. 206 с. 95. Климовец О.В. Международный оффшорный бизнес. Ростов-н/Д.: Феникс, 2014.-315 с. 96. Клирикова Т.В., Кузнецова Н.Г., Шевченко A.B. Налоговые споры глазами судьи. — СПб.: Кадис, 2013. 107 с. 97. Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2013. - 544 с. 98. Коваль Л.С. Налогообложение коммерческих организаций: Учебное пособие. М.: Гелиос АРВ, 2012. - 304 с. 99. Кожинов В.Я. Налоговое планирование. М.: Федеративная книжная компания, 2014. - 262 с. 100. Колодина И. Налоги осенью считают. Бизнес надеется вернуть налоговые вычеты. Российская газета, 5 октября 2015 г. 101. Корсун Т.И. Налогообложение коммерческой деятельности: Практическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 384 с. 102. Коттке К. «Грязные» деньги как с ними бороться?: Справочник по налоговому законодательству в области «грязных» денег. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2015. - 688 с. 103. Кочетков А.И. Анализ налоговых ошибок М.: Дело и сервис, 2000. - 592 с. 104. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. — М.: Новое знание, 2015. 512 с. 105. Кугаенко A.A., Белянкин М.П. Теория налогообложения. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Вузовская книга, 1999. - 344 с. 106. Курноскина О.Г. Налогообложение: вопросы и ответы. М.: ПресЮрлит, 2015. - 187 с. 107. Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. М.: ЮрИнфор, 1998. - 202 с. 108. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и интересы корпораций // Финансы. 1998.-№ 5. - С. 29-31. 109. Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов.- М.: Книжный мир, 2011.- 848 с. 110. Лукаш Ю.А. Налоговые споры. М.: Книжный мир, 2011.-336 с. 111. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. М.: Гросс-Медия, 2015.-416 с. 112. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. Учебник. — М.: Дело, 2014. 399 с. 113. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. /Общ. ред. Пороховского A.A. М.: Республика, 1992. - Т. 1 - 399 с. - Т. 2. - 400 с. 114. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. -4.- изд., доп. и испр. М.: Омега-Л, 2014. - 320 с. 115. Маркс К. Капитал. Т. 1. Послесловие ко второму изданию. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - Т. 23. 116. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - Т. 13. 117. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Пер. с англ./ Ред. О.Г. Радынова М.: Прогресс, 1993. - Т.1. - 415 с. - Т.2. - 310 с. - Т.З. -351с. 118. Мачехин В.А. Налоговый Кодекс и налоговое планирование» (Правовая база «Гарант»). 119. Медведев А.Н. Затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль: арбитражная практика прошлых пяти лет и нововведения 2013 года. М.: Налоговый вестник, 2013. - 144 с. 120. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. М.: ИНФРА-М, 1996. - 192 с. 121. Медведев А.Н. Практика применения второй части Налогового кодекса РФ: типичные ошибки. М.: Бератор-Пресс, 2011. - 136 с. 122. Медведев А.Н. Хозяйственные договоры и сделки: бухгалтерский и налоговый учет. М.: Инфра-М, 2013. - 586 с. 123. Международные экономические отношения. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 503 с. 124. Мельник А. Налогообложение в условиях регрессивной экономики // Налоговое обозрение. 1999. - № 1-2. - С. 37 - 43. 125. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000.-352 с. 126. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1999.-348 с. 127. Миронова O.A., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. -М.: Изд-во «Омега.Л», 2015. 408 с. 128. Михайлова О.Р. Толкование некоторых норм налогового законодательства как стадия его применения // Автореферат дисс. . канд. экон. наук.'-М., 2003. 129. Нагорная Э.Н. Налоговые споры. Соотношение гражданского и налогового законодательства. Изд. 3-е, перераб., и доп. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2014. - 112 с. 130. Налоги: Учебное пособие. / Под ред. Д.Г. Черника. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 654 с. 131. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. B.C. Барда и Л.П. Павловой. М.: КНОРУС, 2014. - 287 с. 132. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. A.B. Брызга-лина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. - 600 с. 133. Налоги и налогообложение: Учеб пособие для вузов / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 2000. - 495 с. 134. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Вруб-левской. СПб.: Питер, 2000. - 528 с. 135. Налоговое право России. Учебник для вузов. / Под ред. Ю.А. Крохи-на. M.: НОРМА, 2013. - 656 с. 136. Налоговая система России: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: АКДИ «Экономика и жизнь, 1999. - 295 с. 137. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.- 191 с. 138. Налогообложение в Европейском Союзе / Под ред. Л.В. Сабельнико-ва, Г.М. Зотова, Е.Д. Чеботарева М.: ВНИКИ, 1999. - 71 с. 139. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений. Учебно-практическое пособие / Под ред Ю.Ф. Кваши. М.: Юристь, 2014.-540 с. 140. Налоговый учет. Анализ взаимодействия и противоречий налогообложения и бухгалтерского учета / Под ред. A.B. Брызгалина и др. М.: Аналитика- Пресс, 2017. - 112 с. 141. Налоговый менеджмент. Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. -М.: Инфра-М, 2013. 441 с. 142. Национальные счета России в 1997 2014 годах. Статистический сборник / Под ред. А.Е. Суринова и др. - М.: Росстат, 2015. - 211 с. 143. Никитин С. Теневая экономика и налогообложение / Никитин С., Степанова М., Глазова Е. // Мировая экономика и международные отношения. -2015.-№2.-С. 24-30. 144. Никитина В.А. Упрощенная система налогообложения: особенности применения. М.: Экзамен, 2014. - 174 с. 145. Николаева С.А. Учетная политика организации на 2011год: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. М.: Аудиторская фирма «ЦБА», Аналитика-Пресс, 2011. - 352 с. 146. Новодворским В.Д., Сабанин P.JI. Оценка налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему налогообложения // Финансы. 2014. - № 6. - С. 24 - 27. 147. Ногина O.A. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2013.- 160 с.163,Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. М.: Финста-тинформ, 1996. - 222 с. 148. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. Автореферат дисс. . докт. экон. наук. - СПб., 1998. — 28 с. 149. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СпБ: Изд-во СпБГУЭФ, 1997. - 425 с. 150. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на корпорация: обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. 2011. - № 9. 151. Пансков В.Г. О схемах «минимизации налогов» и законодательных мерах воздействия их применению // Российский экономический журнал. -2014.-№ 11-12.-С. 8-14. 152. Пансков В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. 1998. - № 11. - С. 18 -23. 153. Пансков В.Г. О некоторых назревших проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник. 1999. - № 6. 154. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р., Колесников A.C. История налогов России: важнейшие даты, факты и события. / Под ред. Г.И. Букае-ва. М.: Гелиос АРВ, 2013 .- С.240. 155. Паскачев А.Б. Налоговый потенциал экономики России. М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2011. - 400 с. 156. Перов A.B. Налоги и налогообложение. Учеб. пособие. М.: Юрайт-Издат, 2015. - 684 с. 157. Петров A.B. Как уменьшить налоги и не попасть в тюрьму. М.: Бе-ратор-паблишинг, 2015. - 344 с. 158. Пилипенко H.H., Татарский E.JI. Основы маркетинга. М.: Дашков и К 2003.- 180 с. 159. Полонский Ю.Д. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Изд. 2-е, доп. - М.: Ось-89, 2011.- 144 с. 160. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 352 с. • 161. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие / Под ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. М.: ИП «Экоперспектива», 2013. -432 с. 162. Пройдаков A.A. Влияние налоговой реформы на совершение правонарушений в области налогов и сборов // Юрист. 2003. - № 12. - С. 41 - 44. 163. Прыкин Б.В. Экономический анализ корпорации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-360 с. 164. Пушкарева В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки // Финансы. 1999. - № 6. - С. 37. 165. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М.: Финансы и статистика, 2003. - 269 с. 166. Рагозин Б.А. Налоговое планирование на корпорациих и в организациях: Учебное пособие для руководителя и бухгалтера. В 3-х т. М.: Налоги и налоговое планирование, 1997. 167. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. — В 2-х т. — Т. 1. — М.: МП «Эконов», 1991.-475 с. 168. Романенко И.В. Экономика корпорации. — М.: Финансы и статистика, 2015. 264 с. 169. Савицкая Г.В. Экономический анализ. Изд. 11-е., исправ. и доп. -М.: «Новое знание», 2015. 651 с. 170. Садков В.Г. и др. Концептуальные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы // Финансы 1998. - № 12 . - С. 20 - 22. 171. Самоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. Учебное пособие. М.: ПРИОР, 2000. - 176 с. 172. Самуэльсон П. А. Основы экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2013. — 604 с. 173. Самуэльсон П.А., Вильям Д., Нордхаус В.Д. Экономика. — М.: Издательство «Вильяме», 2003. — 688 с. 174. Седов К.В. Налогообложение в Российской Федерации и пути его совершенствования. Автореферат дисс. .канд. экон. наук —М.: ВЗФЭИ, 1997. 175. Селезнева H.H., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.-479 с. 176. Сергеева Г.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения. Практическое пособие. — М.: Экзамен, 2015. 175 с. 177. Сердюкова H.A. Оптимизация налоговой системы России. В 2-х частях. Часть 1. М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2013. - 189 с. 178. Сердюкова H.A. Оптимизация налоговой системы России. В 2-х частях. Часть 2. М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2013. - 195 с. 179. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с. 180. Соловьев H.H. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. М.: ФБК-Пресс, 2013. - 320 с. 181. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / Под ред. С.Ф. Сутырина. — СПб.: Издательство В.А. Михайлова, Изд-во «Полиус», 1998 . 577 с. 182. Тарасова В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина JI.H. Налоги и налогообложение. Изд. 2.е, исправ. и доп. - М.: КНОРУС, 2015. - 288 е. 183. Твердохлебов В.Н. Государственный кредит. Теория и техника. JL: Академия, 1924. - 146 с. 184. Твердохлебов В.Н. Новейшие финансовые проблемы. 1914-1923. -Пг. Академия, 1923. — 160 с. 185. Твердохлебов В.Н. Финансовые очерки. Вып. 1. Пг., 1916. - 168 с. 186. Титаева A.B., Ледакова Ю.Н. Налоговое планирование и экономическая безопасность организации. М.: Налоговый вестник, 2015. - 288 с. 187. Тихонов Д.Н., Липник Л.Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014 . - 253 с. 188. Тихонов Д.Н. Основы налоговой безопасности. М.: Аналитика-Пресс, 2013. - 224 с. 189. Тривус A.A. Налоги как орудие экономической политики. Баку,1925. 190. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Статут, 1998. - Т. 1. - С. 17-274. 191. Упрощенная система налогообложения / Под ред. Н.Р. Усмановой и М.А Подобед. М.: ПРИОР, 2011.-96 с. 192. Учетная политика организации: Рекомендации по ее формированию и осуществлению для целей бухгалтерского учета и налогообложения. // Библиотечка «Российской газеты», вып. 24. М., 2013. — 280 с. 193. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. - 527 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ 1.1. Сущность и содержание налогообложения крупных российских корпораций Существующие в экономической и правовой литературе подходы к определению налогообложения можно сгруппировать следующим образом. Подавляющее большинство авторов рассматривают это понятие только применительно к макро уровню. Отметим, что авторы, в своем большинстве, игнорируют добровольно-принудительный характер налогов, который является их неотъемлемым признаком. В рамках данного подхода авторы могут определять налогообложение как порядок, систему илипроцесс взимания налогов Ряд авторов считают, что налогообложение - это порядок взимания налогов. В «Большом экономическом словаре», «Современном экономическом словаре-справочнике» под редакцией М.М. Гацапова под налогообложением понимается «законодательно установленный порядок взимания налогов». Такой же позиции придерживаются Д.Г. Черник и А.П. Починок. В «Финансово-экономическом словаре» под общей редакцией Ю.И. Антонова и Г.В. Баранова под налогообложением понимается: 1) законодательно установленная система взимания налогов; 2) система взимания налогов, пошлин и сборов на основе определения налоговой базы, установления величины или ставки налога, а также организации их уплаты. В «Экономическом словаре» А.Н. Азрилияна налогообложение определяется как «законодательно установленный порядок взимания налогов. Объектом налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности и другие объекты». В «Большом экономическом словаре» И.А. Максимцева, Л.С. Тарасевича, А.В. Рождественского и А.Л. Куракова записано примерно так же: «налогообложение - законодательно установленный порядок взимания налогов. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налогов». В «Словаре бизнес- терминов» налогообложение определяется как «установленный законодательством государства или международными соглашениями порядок взимания налогов». Необходимо указать, что такие определения термина «налогообложение» излишне кратки и требуются дополнительные пояснения, раскрывающие понятия «порядок взимания налогов» и «система взимания налогов». Большое число авторов при определении налогообложения используют процессный подход. В учебнике под редакцией М.В Романовского и Н.Г. Ивановой под налогообложением понимается «процесс установления и взимания налогов в государстве, включая определение их видов и элементов в соответствии с выработанной налоговой политикой и установленными принципами». В данном определении говорится об уплате налогов (создавая предпосылку для рассмотрения налогообложения на микроуровне), но при этом уплата налогов упоминается только в контексте порядка ее установления государством, не предполагая ответных действий налогоплательщика. В «Экономическом словаре» под редакцией А. И. Архипова под налогообложением понимается «процесс безвозмездного взимания правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства». Из данного излишне краткого и потому не раскрывающего специфику содержания термина «налогообложение» определения кроме того недостаточно понятно применительно к чему следует относить безвозмездность. В «Финансово-экономическом словаре» под редакцией А.А. Абишева под налогообложением понимается «процесс исчисления и уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов, предусмотренных законодательством соответствующей страны, а также контроля за своевременностью и правильностью их уплаты». Несмотря на то, что в данном определении упоминается исчисление и уплата налогов (действия налогоплательщика), акцент сделан на контроле за уплатой налогов, а возможное взаимодействие государства и налогоплательщика не раскрыто. В «Экономическом словаре: экономические термины и экономический сленг» под редакцией В.В. Ковалева, «Большом экономическом словаре» под редакцией А.Б. Борисова, «Современном экономическом словаре» под общей редакцией профессора Б.А. Райзберга В «Налоговом словаре» под редакцией А.В. Началова, в «Финансовом словаре Финама» под налогообложением понимается «процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц облагаемых налогами». Эту же дефиницию приводят Н.Е. Заяц и Т.И. Василевская. Данное определение не достаточно полно охватывает все аспекты процесса налогообложения на государственном уровне. Этот же недостаток касается и позиции. С.В. Барулина, Е.А. Ермаковой, В.В. Степаненко по мнению которых «под налогообложением следует понимать законодательно установленный процесс организации порядка взимания налогов: исчисления, уплаты и контроля со стороны налоговых органов». Приведенные дефиниции достаточно схожи между собой, при этом в словарях В.В. Ковалева, А.Б. Борисова, А.В. Началова и Б.А. Райзберга не включается в определяемое понятие контроль, а в словаре А.А. Абишева говорится о процессе исчисления и уплаты, что уже, чем установление, взимание и порядок уплаты, перечисляемые во втором определении. Еще более краткое определение термина «налогообложение» содержится в «Современном толковом налоговом словаре» под редакцией А.Э. Сердюкова, где под налогообложением понимается: процесс установления и взимания налогов в стране. Далее пишется о том, что в РФ налог считается установленным, если определены его плательщики и элементы налогообложения. Существует три основных способа взимания налогов:1) кадастровый (все объекты налогообложения учитываются в специальных централизованных государственных регистрах, по их данным налоговые органы самостоятельно рассчитывают налог и рассылают налогоплательщикам налоговые уведомления с суммой к уплате в бюджет, характерная черта кадастрового метода в том, что налог, как правило, не зависит от доходности объекта налогообложения); 2) на основе декларации (по итогам налогового периода налогоплательщик самостоятельно производит расчет налога в налоговой декларации, которая предоставляется в налоговый орган для производства контроля за правильностью исчисления и уплаты налога, большинство налогов взимаются именно по этой схеме); 3) у источника (налог исчисляется и удерживается из суммы, получаемой налогоплательщиком, налоговым агентом - источником выплаты, затем удержанная сумма перечисляется в бюджет). Налогообложение бывает: а) двойное; б) двойное международное; в) двойное экономическое; г) двойное юридическое; д) у источника; е) условно-расчетное. Достаточно полным следует признать определение налогообложения, содержащиеся в учебнике «Налоги и налогообложение» под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской: «процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления». Считаем данное определение достаточно удачным. Ряд авторов акцентируют внимание, что для налогообложения характерен процесс изъятия. Так С.А. Белозеров в «Энциклопедии теоретических основ налогообложения» считает, что «налогообложение - основанный на властном подчинении процесс изъятия государством части дохода и стоимости имущества у граждан и организаций в виде налогов и сборов в обмен на исполнение государством своих функций, связанных с финансированием общественных потребностей, созданием необходимых условий для жизнедеятельности граждан и эффективного функционирования экономики». Полагаем, что даже при определении налогообложения только применительно к макро уровню, недостаточно фокусировать внимание только на изъятии, игнорируя установление и т.д. Спорным является то, что в дефиниции поименованы только налоги и сборы, а не налоговые или фискальные платежи. К тому же автор излишне подробно излагает функции государства в ущерб раскрытию содержания непосредственно детерминируемого понятия «налогообложение». Наиболее полно понятие налогообложения с позиций макроэкономики охарактеризовано А.Э. Сердюковым, Е.С. Вылковой, А.Л. Тарасевичем, в учебнике «Налоги и налогообложение», где записано: «под налогообложением следует понимать процесс установления, введения и изменения налогового законодательства, элементов налогов и сборов, участников налоговых отношений, налогового администрирования, а также взимания налогов и сборов в соответствии с выработанной налоговой политикой». В ряде источников без указания на порядок или процесс говорится о взимании, установлении и т.п. налогов и сборов. Большая экономическая энциклопедия дает следующее толкование: «налогообложение - это взимание налога с прибыли и чистого дохода корпораций, личных доходов физических лиц, с имущества, а также взимание налога на добавленную стоимость с товаров, предназначенных как для внутренней реализации, так и для экспорта». Из приведенной цитаты непонятно считают ли авторы такое взимание порядком или процессом. Н.Н. Пилипенко в «Словаре предпринимателя» считает, что налогообложение - «установление обязательных платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц». В «Словаре современных экономических и правовых терминов» содержится утверждение: «налогообложение - это начисление и последующий сбор денежных платежей в пользу государства и местных органов власти, которые составляют источник бюджетных средств». В «COLLINS - Словаре по экономике» под редакцией П.А. Ватника под налогообложением (taxation) понимается то как «государство получает денежные средства от обложения налогами доходов отдельных людей и корпораций, расходов, богатства, увеличения рыночной стоимости активов и собственности. Налоги используются для разнообразных целей: а) для увеличения доходов правительства, идущих на покрытие его собственных расходов на обеспечение общественных благ и на социальные выплаты людям в случае безработицы, по болезни и т.п.; б) как инструмент фискальной политики при регулировании уровня совокупных расходов в экономике; в) для изменения распределения доходов и богатства; г) для контроля количества ввозимых в страну товаров». Данной дефиниции присущи неточности, уже неоднократно отмеченные нами ранее; и прямо таки интригующе звучит начало данной дефиниции. Приведенные определения следует признать наиболее неточными и неполными. Самое неудачное определение мы встретили в словаре «Бизнес. Толковый словарь», который трактует налогообложение как «сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики. Платежи за особые услуги, оказанные плательщику или для плательщика, не рассматриваются как налогообложение». Отождествление налогообложения со сбором является недопустимым. Отметим также, что столь неудачное определение содержится в переводном варианте мнения зарубежных авторов, что еще раз косвенно свидетельствует о правильности подхода автора данной энциклопедии к формированию адекватных русскому языку и менталитету терминологических конструкций. С.Г. Пепеляев, Е.Н. Евстигнеев и Е.Н. Грисимова определяют непосредственно через налогообложение налоговую систему, считая что «налоговая система - это совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения». В «Финансово-кредитном словаре» под редакцией А.Г. Грязновой под налогообложением понимается «система налогов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами, их порядок взимания и уплаты». Е.Е. Румянцева в «Новой экономической энциклопедии» говорит, что налогообложение это «система взимания налогов, пошлин и сборов, исходя из определения налоговой базы, установления величины или ставки налога и организации его уплаты». В «Юридическом словаре» встречается следующее излишне краткое определение налогообложения: «налогообложение - это система расчета налогов и формы их выплаты». Согласно энциклопедического словаря «Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов» «налогообложение юридических лиц - система налоговых платежей организаций (корпораций, фирм, корпораций) с целью формирования бюджетов всех уровней (федерального, региональных, местных), а также внебюджетных фондов». При этом справедливо утверждение Р.А. Саакяна, что «Налоговая система государства в зарубежной и отечественной научной и специальной литературе рассматривается как совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления; системы мер по изменению или отмене и обеспечению уплаты налогов; осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за нарушение налоговогозаконодательства (законодательства о налогах и сборах)». Отдельно приведем достаточно оригинальное определение налогообложения Е.Г. Панова: налогообложение (раннее западноевропейское) - «способ достижения общего блага городской коммуны, существующей в качестве ремесленного и торгового сообщества». Имеющийся в данной дефиниции посыл вполне возможно развивать в рамках исследования проблем баланса интересов участников управления налогообложением при его осуществлении на уровне коммерческой организации, о чем автор подробнее напишет далее в энциклопедии. Лишь немногие авторы признают (достаточно косвенно), что налогообложение присутствует как на макро уровне (государственном), так и на микро уровне (хозяйствующих субъектов). Одна из ведущих отечественных налоговедов Т.Ф. Юткина еще в 1998 году утверждала, что «налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективных процессов перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части дохода корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование». Необходимо отметить, что, несмотря на достаточную громоздкость данного определения, оно содержит значимый посыл, что налогообложение - это совокупность отношений. Так как отношения означают наличие их участников, тем самым Т.Ф. Юткина предполагает, что налогообложение затрагивает не только макро уровень (государство), но и микро уровень (хозяйствующих субъектов). С.В. Барулин и Е.В. Барулина под налогообложением понимают «не только технику взимания налогов по установленным элементам налогообложения, но и всю совокупность налоговых отношений - от принятия решений об установлении, изменении и отмене налогов до урегулирования взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами». В учебнике «Финансы» под редакцией В.В. Ковалева приводится излишне лаконичное определение налогообложения как определенной совокупности экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающей принудительно-властное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти. Правильно пишет А.В. Брызгалин, «справедливая система налогообложения - идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идёт уже столетия, и впереди у нее еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться». И продолжаться они могут в числе прочего при условии четкой позиции в теории по определению самого понятия «налогообложение». Можно констатировать, что в настоящее время в экономической литературе налогообложение на микро уровне практически не определяется, и существует настоятельная необходимость его комплексной идентификации с позиций как государства, так и экономических субъектов. Необходимо поставить данное понятие в один ряд с такими терминами как финансирование, кредитование, страхование. Под налогообложением корпорации следует понимать совокупность экономических и организационно-правовых взаимоотношений между всеми их участниками (прежде всего, государством и экономическими субъектами) в области перераспределения в законодательно предписанном порядке стоимости различных ресурсов путем трансформации налоговых платежей в налоговые поступления бюджетной системы государства. 1.2. Особенности и основные противоречия, присущие корпоративной форме бизнеса. Налоговая система России имеет ряд особенностей, которые необходимо выделить. Учитывая, что принципы и механизмы налогообложения при социалистическом строе были несколько иные, налоговую систему России можно назвать молодой и развивающейся. Как все новое, налоговая система развивается путем проб и ошибок. Отсюда вытекает некоторые колебания курса развития, свою роль вносит и нестабильность в экономике и политических процессах,происходящих в стране и в мире. Необдуманность, а так же недостаточно глубокие проработка и научное обоснование отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на практике приводят к постоянному внесению поправок, «отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново» [1]. Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «излишни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Еще одной особенностью налоговой системы России является то, что основную долю налоговых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве развитых стран, а налоги с бизнеса. Несмотря на то, что определенная часть экономистов считают данный подход экономически неоправданным, тем не менее, по мнению автора, это является частью социальной направленности налоговой политики государства. Нечасто встречаются те, кто, например, считаетнизким подоходный налог в размере 13% от заработной платы. Отчасти это является наследием социалистического режима, когда через систему подоходного налогообложения изымалось в разные годы не более 6-7 % дохода [2], а в перспективе планировалась вообще уйти от практики изымания подоходного налога с заработной платы и построить первое в мире государство без налогов. Больше всего нареканий специалистов и налогоплательщиков вызывает налог на добавленную стоимость (НДС), точнее несовершенство методов его исчисления. «Множественные вычеты, возможность манипуляций с «входным» НДС заканчиваются постоянными попытками контролирующих органов ввести ограничительные положения в налоговое законодательство» [3].Вместе с тем, вносимые многочисленные поправки до сих пор не помогли в решение назревших проблем администрирования данного налога. Несмотря на все принимаемые меры, поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из созданной налоговой базы. В числе других, многие ученые отмечают такие особенности как: — общий высокий уровень налогового бремени; — неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам; — сложность и методическая неотработаность законодательных норм и правил исчисления налогов; — низкая эффективность штрафных санкций; — необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета; — отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами (паспортными столами, миграционными службами, ГИБДД), а также между территориальными налоговыми инспекциями. В сегодняшней динамично меняющейся экономической среде, время постоянно диктует новые условия. Наметившиеся в последние годы снижение темпов роста производства, международные санкции, изменение курса рубля, увеличение ключевой ставки ЦБ, вносят новые правила в экономику. Все это, конечно же, затрагивает и налоговую сферу. «В силу глубокой интеграции налоговой системы в экономические процессы страны любые перемены «извне» прямо или косвенно отражаются на динамике налоговых поступлений. Поэтому крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и выстраивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям» [4]. С 2015 года вступили в силу законы о горизонтальном налоговом мониторинге, налоговом маневре, контролируемых иностранных компаниях, а НК РФ был дополнен двумя новыми главами «Торговый сбор» и «Налог на имущество физических лиц». Плательщикам НДС отменено ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Бизнесу также предоставлена возможность поэтапного восстановления НДС, принятого к вычету по оплате (частичной оплате), перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Увеличен и срок уплаты НДС. Теперь по общему правилу налог перечисляется в бюджет равными долями не позднее 25-го (а не 20-го, как ранее) числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Но есть поправки и со знаком минус. Статья 76 НК РФ («Приостановка операций по счетам налогоплательщиков») распространяется теперь и на организации, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, то есть налоговыми агентами. Это могут быть, например, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Также с 01.01.2015 г. введено право налоговых органов проводить осмотр территорий проверяемого лица, документов и предметов. Причем не только при выездной, но и при камеральной проверке декларации по НДС, в следующих случаях: если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению; выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению. Также, в 2015 году, государство пытается поддержать налоговыми мерами реальный сектор экономики, малый и средний бизнес, вернуть капиталы в национальную юрисдикцию и пр. Антикризисный план, утвержденный в конце января 2014 года российским кабинетом министров, также содержит ряд налоговых мер: планируется наделить регионы правом снижать ставки по упрощенной системе налогообложения с 6% до 1%; расширить перечень видов деятельности по патентной системе; установить возможность уплаты «самозанятыми» гражданами налога по патенту и страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП); предоставить регионам право снижать ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%; распространить право на применение двухлетних налоговых каникул всеми впервые зарегистрированными ИП в производственной, социальной и научной сферах. Несмотря на то, что предоставление налоговых каникул широко рекламируется в средствах массовой информации, не все здесь так радужно, как кажется на первый взгляд. Проводимые учеными экономистами исследования показывают, «что налоговые каникулы, предоставляемые до начала производственной деятельности, могут привести к фактическому увеличению налогов в будущем. Таким образом, может сложиться следующая ситуация: организации предоставляются налоговые каникулы, т. е. она освобождается от уплаты налога на прибыль в тот период, когда прибыли и вовсе не образовалось» [5]. Минпромторгом представлен пакет мер налогового стимулирования промышленных корпораций. В частности, предлагается зачет суммы капитальных вложений в уменьшение суммы налога на прибыль (tax credit), или, по-другому, «зачет инвестиций в основные фонды». Такая льгота будет доступна новым промышленным корпорациим, и минимальный размер инвестиций должен составлять 20 млн. руб. в год (50 млн. за 3 года, 200 млн. за 5 лет). В целом затраты на перечисленные и иные меры составят примерно 159 млрд. руб., а конечный ожидаемый эффект 2,156 трлн. руб. дополнительного дохода. В последнее время широко обсуждается введение института налогового консультирования. Ректор Финансового университета М.А. Эскиндаров [6] отмечает назревшую необходимость данного шага, и особо подчеркивает, что работа профессиональных налоговых консультантов принесет пользу и налогоплательщикам, и государству. Глава ФНС М.В. Мишустин [7] считает, что физическим лицам и представителям малого бизнеса самостоятельно вести расчеты с бюджетом сложнее, чем крупным компаниям, это становится причиной возникновения у них дополнительных налоговых рисков в связи с недостаточным уровнем знаний в области налогообложения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg