Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Особенности таможенно-тарифного регулирования в РФ и КНР: сравнительный анализ

cool_lady 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Актуальность работы определяется тем, что партнерство этих двух стран носит стратегический долгосрочный характер, Россия и Китай находятся на высоком уровне внешнеторгового сотрудничества и взаимодействия в условиях рыночной экономики. Поэтому необходимо создать адекватное таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, как неотъемлемой части государственного управления. Объект исследования - особенности таможенно-тарифного регулирования в РФ и КНР на современном этапе. Предмет исследования – сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования РФ и КНР. Цель данной работы – выявление особенностей и перспектив таможенно-тарифного регулирования России с учетом опыта Китайской Народной Республики. Данная цель приводит к необходимости определения следующих задач: - раскрыть основные особенности таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации на современном этапе; - проанализировать таможенно-тарифное регулирование в условиях экономических санкций; - исследовать специфику таможенно-тарифного регулирования в Китайской Народной Республике; - оценить таможенно-тарифные экономические отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики; - обозначить перспективы двухстороннего сотрудничества; - провести сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Данная работа состоит из введения, 3 основных разделов, заключения и списка использованных источников. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования. В первом разделе рассматриваются основные особенности таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации на современном этапе. В подразделе 1.1 раскрыто формирование таможенно-тарифной политики в Российской Федерации. В подразделе 1.2 изучено таможенно-тарифное регулирование в условиях экономических санкций. Второй раздел посвящён специфики таможенно-тарифного регулирования в Китайской Народной Республике. В подразделе 2.1 рассмотрена таможенно-тарифная политика Китая: формирование, общие факторы. В подразделе 2.2 проанализировано таможенно-тарифное регулирование Китайской Народной Республики в условиях торговых войн. Третий раздел посвящён сравнительному анализу таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В подразделе 3.1 оценены таможенно-тарифные экономические отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В подразделе 3.2 разработаны пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования ВЭД России с учетом опыта КНР внешнеторговой деятельности. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что таможенная сфера, какой бы стране она не принадлежала, носит довольно унифицированный характер и имеет много схожих черт. Это предопределено характером таможенной деятельности, связанной с внешнеэкономической и внешнеторговой политикой государств, заинтересованных в скорейшем перемещение товаров и транспортных средств через свои таможенные границы. За последние несколько десятков лет по предложению ряда международных организаций и с согласия большинства государств были внесены и приняты многочисленные международные конвенции и соглашения, направленные на гармонизацию и унификацию таможенных процедур, правил, требований. Вместе с тем, безусловно, в регулировании таможенного дела в различных странах остаются некоторые специфические аспекты, знание которых позволяет таможенным службам других государств, эффективнее налаживать сотрудничество ко взаимной пользе своих стран. Для решения поставленных задач необходимо направить торговый вектор движения в те страны, с которыми у России имеются плодотворные и тесные взаимодействия в политических, торговых и культурных сферах. Таким внешнеэкономическим партнером для России, несомненно, является Китай. В настоящее время направленность российской экономики на Восток особый научный интерес представляют направления, условия и особенности развития экономических отношений России и Китая. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью основано на использовании экономических и правовых рычагов, являющихся прямыми и косвенными механизмами управления экономическими процессами в странах, речь идёт о таможенном тарифе. Таможенный тариф является важным инструментом регулирования внешней торговли. Вопрос выбора внешнеторговой политики определяется стратегическими целями экономического развития государства, и, в условиях значительной дифференциации стран мира по уровню экономического развития, имеет высокую актуальность. В рамках современных геоэкономических и геополитических тенденций можно предположить, что существует позитивная динамика развития российско-китайских экономических отношений, и эта динамика наиболее ярко прослеживается в торговом и инвестиционном сотрудничестве России и Китая.
Содержание

Введение Раздел 1. Основные особенности таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации на современном этапе 1.1. Формирование таможенно-тарифной политики в Российской Федерации 1.2.Таможенно-тарифное регулирование в условиях экономических санкций Раздел 2. Специфика таможенно-тарифного регулирования в Китайской Народной Республике 2.1.Таможенно-тарифная политика Китая: формирование, общие факторы 2.2.Таможенно-тарифное регулирование Китайской Народной Республики в условиях торговых войн Раздел 3. Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации и Китайской Народной Республики 3.1.Таможенно-тарифные экономические отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики 3.2. Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования ВЭД России с учетом опыта КНР внешнеторговой деятельности Заключение Список литературы
Список литературы

1. Кодекс об административных правонарушениях // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электрон.ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34661/ (дата обращения: 12.04.2020) 2. Федеральный закон о "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-Ф (ред. от 29.12.2017)//Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_(дата обращения: 15.04.20) 3. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела: учебное пособие. – СПб.: Издательский центр «Интермедия», 2017. – С 254. 4. Беркутова А.П. Перспективы развития международных отношений России и Китая // Современные проблемы международных отношений в условиях формирования многополярного мира: сборник научных статей II Международная научно – практическая конференция — 2018. — С.31–35. 5. Гельбрасов А.С. Китай: «мягкая» или «жесткая посадка» // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы 2-й международной научно – практической конференции (Благовещенск – Хэйхэ, 15 – 16 марта 2019 г.). — Благовещенск, 2019. — С. 168 – 172. 6. Иванова Ф.Х. Особые экономические зоны в Китае и России: формула успеха и политическая значимость // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы IV международной научно – практической конференции — Благовещенск, 2018. — С.205 – 216. 7. Карамышева А.А., Карамышева С.Г. Роль иностранных инвестиций в развитии экономики России Эпомен. 2019. No 32. С. 80 – 88. 8. Лямкина А.Ю. Повышение уровня информационно технической организации механизма сквозного контроля в таможенных органах Российской Федерации //Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2015. – № 2. – С.129-132 9. Даюб А.В. Совершенствование системы управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации / А.В. Даюб, Н.С. Куркина // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2015. – № 2. – С. 124-128. 10. Хапилин С.А. Обеспечение конвергенции таможенной политики государств-членов Таможенного союза в условиях перехода к Евразийскому экономическому союза //Бизнес в законе. – 2015. – №6. – С. 180-184. 11. Кузиев Н. А. Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы// Молодой ученый. – 2015. – № 2. – С. 406-408. 12. Дмитриева О.А. Интеграция автоматизированных таможенных технологий принятия управленческих решений перспективы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №10. - С. 406-407. 13. Воронов А.Н. На новый уровень//Таможня. – 2015. –№ 17. –С.4-5. 14. Козырин А.Н Правовое регулирование таможенного режима транзита //Налоговый вестник, 1999г. - №8 15. Сазонов С.Л., Морозова В.С. Способы и пути закрепления ведущего места России в евразийском транспортном коридоре//Вестник ЗабГУ. – 2014. – № 2. – С. 124. 16. Гусева К.С. Информационно-техническое обеспечение таможенного транзита // В сборнике: Таможенные чтения - 2016. Мировые интеграционные процессы в современной науке: взгляд молодых лидеров Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова 17. Новоселов С.С. Прямые инвестиции России и Китая: политика и экономика / С. Новоселов, И. Гладкая // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. – 6. 125 – 165. 18. Палевина Н.Ф. Сотрудничество России и Китая в рамках краткосрочных и долгосрочных инвестиционных проектов // Вековой путь России и Китая к модернизации и развитию. XIX Международная научная конференция «История, современность, перспективы», Москва, 18 – 23 ноября, 2018г. — М., 2018. — С.255 – 268. 19. Скварцов И.П. Китайские прямые инвестиции в Россию: необходимость и выгоды // Мировая экономика и международные экономические отношения. — 2018. – 12. – С.42 – 69. 20. Куртов, А. Водные ресурсы как причина конфликтов в Центральной Азии [Электронный ресурс]: статья // Свободная мысль. – 2013. Режим доступа: http://svom.info/entry/350-vodnye-resursy-/ 21. Винокуров, Е.Ю. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше [Текст]: статья/ М.А. Джадралиев, Ю.А. Щербанин // Евразийский банк развития. Отраслевой обзор. –2009. – 60 с. 22. Колдунова, Е. Роль России в ШОС и Центральной Азии: вызовы и возможности [Текст]: доклад / Е. Колдунова, Ниведита Дас Кунду // Валдай. Международный дискуссионный клуб. – 2014. – 84с. 23. Горупай, О. ШОС: концепция многополярного мира [Электронный ресурс]: интервью // Газета «Красная звезда». – 2007. Режим доступа: http://old.redstar.ru/2007/08/16_08/3_01.html 24. Абдурасулов, А. Россия и Китай расширяют ШОС, но используют его по-разному [Электронный ресурс]: статья // Русская служба BBC. – 2017. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-40220593 25. Теория и история дипломатии/ Кузьмина В.М.// Юго-Западный государственный универистет. Курск, 2015. 26. Анализ международных ситуаций/ Кузьмина В.М.// учебное пособие / Курск, 2016. 27. Региональные подсистемы международных отношений в xxi веке/ Кузьмина В.М.// учебное пособие, Курск, 2016. 28. Блоковая дипломатия второй половины ХХ века/ Кузьмина В.М., Бесходарный В.Н.// В сборнике: Развитие молодежи в современных условиях: духовность, патриотизм, профессия, Сборник трудов научных статей и докладов Международной конференции студенческих научных обществ и молодых ученых светских и духовных учебных заведений. редакторы: А.А. Чертова, В.И. Тимошилов, А.В. Андросов. 2014. С. 3437. 29. Культурно-дипломатические традиции при ведении переговоров в Германии/ Кузьмина В.М., Новикова А.В.// В сборнике: Прикладная лингвистика сегодня и завтра: актуальные проблемы, Материалы V Межвузовского студенческого форума по прикладной лингвистике. Ответственный редактор Е.И. Абрамов. 2014. С. 122-124. 30. Современная дипломатическая служба/ Кузьмина В.М., Касьянов М.Ю.// В книге: Сборник тезисов 3-й Всероссийской интернет-конференции «Грани науки 2014» отв. ред. А.В. Герасимов. 2014. С. 61-62. 31. Особенности межкультурного взаимодействия при ведении деловых переговоров в Великобритании/ Кузьмина В.М., Поддубный А.В.// В сборнике: Прикладная лингвистика сегодня и завтра: актуальные проблемы Материалы V Межвузовского студенческого форума по прикладной лингвистике. Ответственный редактор Е.И. Абрамов. 2014. С. 136-138. 32. Современные социально-демографические тенденции развития Мексики и Никарагуа/ Бычкова Л.В., Кузьмина В.М., Переверзев А.В.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. No 4 (21). С. 218-233. 33. Россия и Италия: история дипломатических отношений/ Кузьмина В.М., Исаева Ю.В.// В сборнике: Развитие молодежи в современных условиях: духовность, патриотизм, профессияСборник трудов научных статей и докладов Международной конференции студенческих научных обществ и молодых ученых светских и духовных учебных заведений. редакторы: А.А. Чертова, В.И. Тимошилов, А.В. Андросов. 2014. С. 4448. 34. Отражение в деловых переговорах национально-культурных особенностей Италии/ Кузьмина В.М., Томилин С.А.// В сборнике: Прикладная лингвистика сегодня и завтра: актуальные проблемы, Материалы V Межвузовского студенческого форума по прикладной лингвистике. Ответственный редактор Е.И. Абрамов. 2014. С. 190-191. 35. Варфаловская Р.А. Развитие внешней торговли Китая в условиях глобализации и «торговых войн» США // Проблемы Дальнего Востока. – 2018. – №6. – С. 85-91. 36. Виноградов А.О., Салицкий А.И. США-Китай: начало торговой войны // DOI 10.32726/2411-3417-2018-2-82-91. – С. 82-91. 37. Ню Сяохуэй Внешнеторговая деятельность Китая и направления ее развития // «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». – 2017. – С 70. 38. Ван Л. Текущая ситуация и проблемы трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией / Л. Ван // Actual Scientific Research. – 2018. – С. 218–220. 39. Трансграничный e-commerce РБК [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: https://plus.rbc.ru/news/56272c4d7a8aa92e412d11c4 40. Чен Ч. A study on the development of cross-border e-commerce between China and Russia / Ч. Чен // Китайский журнал торговли. – 2016. – No25. – С. 92. 41. Чуньшэн. Accelerate cross-border e-commerce cooperation between China and Russia / Чуньшэн // Макроэкономическое управление. – 2015. – No12. – С. 29. 42. Сянхун Я. Research on the development status and important strategic oppor- tunities of crossborder e-commerce between China and Russia / Я. Сянхун // Сибирские исследования. – 2015. – No4. – С. 18. 43. 44. Лю Яцзин, Черенцова Н.С. Основные показатели внешней торговли Китая: анализ современных тенденций // Вестник Пензенского государственного университета. – 2018. –No4 (24), с. 40-46 45. US trade deficit with China grows to a record and it’s likely even worse than the data show Available at: https://www.cnbc.com/2019/01/14/china-2018-full-year-december-trade-exportsimports-trade-balance.html (accessed 21.03.2020) 46. Война войной, а торговля растёт – некоторые итоги 2018 года Available at: https://www. fondsk.ru/news/2019/01/17/voyna-voynoy-a-torgovla-rastet-nekotorye-itogi-2018-goda-47460. html (accessed 01.11.2019) 47. Товарооборот Китая Источник: Available at: https://kitaygid.ru/politika/tovarooborotkitaya (accessed 21.03.2020) 48. United Nations Conference on trade and development UNCTAD. URL: https://unctad.org/ en/Pages/statistics.aspx 49. China says to proceed with trade negotiations with U.S. as planned. URL: https://www. reuters.com/article/us-usa-trade-china-mofcom/china-says-to-proceed-with-trade-negotiationswith-u-s-as-planned-idUSKBN1XA0G3 50. General administration of customs people’s republic of China. URL: http://english.customs. gov.cn/about/annualreports
Отрывок из работы

Раздел 1. Основные особенности таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации на современном этапе 1.1.Формирование таможенно-тарифной политики в Российской Федерации Исторический анализ показывает, что развитие таможенно-тарифного регулирования на фоне постоянного противостояния между протекционистским и фритредерским подходами к регулированию внешнеэкономической деятельности. Первый направлен на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Его основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары, в то время как второй предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлен на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. В процессе формирования у национальных государств возникла необходимость организации собственных экономик. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего частный капитал, как в Европе, так и в России –важнейшим инструментом государственного регулирования стала государственная граница, которая становилась границей экономической: это была та черта, на которой вступали в действие экономические законы данной страны, скрепленные личным авторитетом монарха. И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах. Важным этапом в развитии таможенного дела явилось принятие первого протекционистского тарифа России в 1724 г. В тот же период в свет вышел ряд документов, регламентирующих оформление и контроль грузов на море, что нашло отражение в Морском пошлинном уставе 1731 г. Целый ряд важнейших сторон таможенного дела и таможенной политики России, включая пореформенный период в истории страны, рассмотрел в своей монографии Ю.Г. Кисловский. Он предложил периодизацию осуществления таможенной политики в России до 1914года. Первый этап (1877–1891) Ю.Г. Кисловский охарактеризовал как «этап перехода к охранительным тарифам и придания таможенной политике значения политического курса», смысл которого состоял в противодействии экономической экспансии крупных иностранных держав в Россию. Второй этап (1892–1894) автор характеризует как период таможенной войны с Германией. На рубеже XIX XX вв. поляризация общественного мнения и связанная с этим борьба идей привели к победе приверженцев протекционизма, которые рассматривали протекционистскую таможенную политику как объективную потребность качественно нового этапа экономического развития Российского государства и средство защиты от экономической экспансии промышленно развитых стран. Третий (1894–1914) – рассматривается как «этап ослабления защитных таможенных мер, господство конвенционных тарифов и экспансия капиталов иностранных государств» . С 1917 года по 1921 гг. в стране осуществлялась политика «военного коммунизма и соответственно большинства таможен прекратили свою деятельность. Особенности тарифной политики в период существования СССР с 1922 по 1991 год представим в таблице. Таблица 1 – Особенности тарифной политики в период существования СССР с 1922 по 1991 год Год Особенность тарифной политики 1922-1923 гг. Введение первого советского привозного и вывозного таможенного тарифа 1924 г. Принятие Таможенного кодекса, который оберегал промышленность СССР от западных товаров 1928 г. Изменение Таможенного кодекса, который включал в себя описание задач таможенных органов и порядок взимания таможенных сборов 1961 г. Введение таможенного тариф, который предполагал применение минимальных ставок для стран взаимной торговли с ССР 1964 г. Совершенствование Таможенного кодекса, предполагающего контроль за монополией и борьбу с контрабандой 1981 . Замены таможенный пошлины на таможенный доход, предполагающий уплату разницы между стоимость товара на рынках В 1999 Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор о Таможенном союзе (ТС), а далее вступает в силу договор об учреждении Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС . Последователем идет ЕЭК, и наконец на настоящее время создан договор ЕАЭС, состав которого изменился лишь на одну страну: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия. Внутри ЕАЭС заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Ираном, Китаем, Кубой. ЕАЭС действуют по одному единому кодексу, который вступил в силу в 2018 году. Проанализировав данные можно сказать, что Россия в 21 веке начинает активно входить в большое количество всемирных организаций, таких как ВТО, ШОС, БРИКС, ЕАЭС и др., становится заметным актором мировой политики и торговли, что непосредственно влияет на таможенно-тарифное регулирование в стране и влечёт за собой одну из отличительных особенностей таможенно-тарифного регулирования в России. Таможенно-тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны во взаимодействии с мировым рынком. Правомерность применения таможенных тарифов также признается международными нормами. С их помощью государство осуществляет внешнеторговую экспансию, регулирует конкуренцию на внутреннем рынке, защищает национальных товаропроизводителей. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности формировалось в России на протяжении долгих лет, сейчас можно сказать, что оно представляет собой совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, процедур и правил, которые представлены в таблице ниже. Характеристика элементов таможенно-тарифного регулирования представлена в таблице 2. Таблица 2 — Элементы таможенно-тарифного регулирования Элементы таможенно-тарифного регулирования Характеристика Таможенный тариф Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России, и является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего и внешнего рынка Таможенное декларирование товаров Подачи заявления, в котором указываются точные сведения о товаре и транспортных средствах и их таможенной процедуре Таможенная процедура Совокупность норм, определяющих требования и распоряжение товарами на таможенной территории. Товарная номенклатура ВЭД Классификатор товаров, применяемых таможенными органами и участниками ВЭД для проведения таможенных операций Таможенная пошлина является одним из основных инструментов таможенно-тарифной политики государства. Таможенные пошлины это платежи, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Также они имеют свою классификацию. Классификация таможенных пошлин: 1) По целям взимания различают: — фискальные основной источник поступления доходов в бюджет; — протекционистские направлены на защиту внутреннего рынка и стимулирование отечественных производителей. 2) По объекту обложения они бывают: — экспортные применяются в отношении сырьевых товаров и служат для пополнения бюджета; способствуют выравниванию внутренней цены по отношению к ценам на внешнем рынке; в отношении монополий; — импортные взимаются с импортируемых товаров и при выпуске со складов страны с целью выполнения фискальной функции и стимулирования экспорта; — транзитные взимаются за провоз товара по территории страны применяются в основном с фискальной целью. 3) По способу взимания они делятся на: — адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (используются для обложения дорогих товаров); — специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (выгодны для обложения массовых товаров); — комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. 4) По характеру происхождения выделяют: — автономные пошлины, которые устанавливаются страной вне двусторонних или многосторонних контрактов; — конвенционные (договорные) устанавливаются в результате переговоров страны вследствие которых власти не могут увеличивать размер пошлины. 5) По стране происхождения выделяют: — максимальные (генеральные или общие) устанавливаются для всех стран; — минимальные устанавливаются в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования; — преференциальные предоставляются отдельным странам или группам стран и используется в отношении развивающихся стран и часто ниже минимальных ставок, а иногда применяются нулевые. 6) В зависимости от периода действия пошлины бывают: — сезонные; устанавливаются правительством для регулирования ввоза и вывоза товаров, объемы производства и реализации которых могут колебаться в течение года, действуют в течение не более шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин). Одной из целей деятельности таможенных органов является упрощение процесса таможенного контроля. Ее достижение не представляется возможным без применения ряда современных технологий, особенное место среди которых принадлежит электронному декларированию. Посредством электронного декларирования участники внешнеэкономической деятельности могут подавать электронную декларацию в любой таможенный пост страны самостоятельно (в соответствии с требованиями приказа Федеральной Таможенной Службы России [1]), при помощи информационных операторов и через «Портал электронного декларирования. Под электронным таможенным декларированием понимается процесс информационного взаимодействия, заключающийся в декларировании товаров и транспортных средств при помощи электронных форм декларирования, в рамках которых происходит реализация определенных сценариев обмена электронными сообщениями [2]. Необходимость в создании данного инструмента возникла в результате массового перемещения контрафактной продукции. Для борьбы с этим явлением была создана и введена электронная система проверки товара, поступающего на границу. Процесс электронизации произошел не сразу, а потребовал нескольких лет. Его первое массовое использование началось после вступления в законную силу приказа Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации №. Он позволил использовать сеть «Интернет» для передачи данных в ведомственную сеть таможенных органов, а также вве?л требования, которые необходимо исполнять при подключении декларанта к ведомственной сети Федеральной Таможенной Службы. С целью оптимизации внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации применяются механизмы таможенного-тарифного регулирования, запреты на внешнюю торговлю товарами, а в отдельных случаях, предусмотренных международными договорами, применяются меры и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством страны. При введении запретов и ограничений в одностороннем порядке, и использовании инструментов таможенно-тарифного регулирования применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, которые установлены в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим законом. В отдельных случаях, при введении запретов и ограничений в одностороннем порядке и применения мер таможенно-тарифного регулирования, отличающихся от мер, применяемых в государствах Таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения в соответствие с международными договорами России [2]. Также имеет место быть в системе таможенно-тарифного регулирования тарифные льготы. Россия, как и многие другие страны предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. [13] Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара. Мировой опыт свидетельствует, что выбор определенной стратегии таможенно-тарифного регулирования определяется моделями внешнеэкономической политики, все множество которых можно свести к двум основным. Первая предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на импорт и экспорт, вторая на замещение импорта. Импортозамещающий путь развития, напротив, связан с усилением протекционизма, что происходит, как правило, в условиях экономического спада. Данной модели соответствует стратегия таможенно-тарифного регулирования, предусматривающая максимально унифицированную защиту. Мировая практика применения таможенных тарифов свидетельствует, что при этом степень вмешательства государства во внешнеторговые связи расширяется, меры тарифного, а наряду с ними нетарифного регулирования ужесточаются. Вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как следствие, усиливается защита внутреннего рынка [16, с. 189]. Таможенно-тарифная политика государства должна быть направлена: - на обеспечение необходимого уровня доходов государственного бюджета; - создание равных условий для конкуренции отечественных и зарубежных товаропроизводителей: - обеспечение определенных мер зашиты по отношению к национальным предприятиям, проводящим переоснащение производства, с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Чрезмерно высокие ставки таможенных пошлин и налогов на импорт приводят не к защите национальных товаропроизводителей, а к существенному нарушению условий конкуренции на соответствующие товары на внутреннем рынке страны. В экономически развитых странах импортные пошлины относительно невелики, в развивающихся странах они весьма значительны и возрастают по мере увеличения различий между национальными и интернациональными издержками и ценами. Низкие ввозные пошлины в условиях высокой производительности труда и низких национальных издержек в состоянии обеспечить защиту национальных производителей, издержки которых приближаются к мировому уровню; такие же пошлины для экономически слаборазвитых стран не обеспечат должной защиты национального производства и могут подорвать развитие национальной экономики [7]. Для поддержания стабильной внешнеэкономической системы и соблюдения международных обязательств контрагентов важно формирование эффективно действующей системы таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Именно такая основа необходима для функционирования таможенной политики в рамках обеспечения экономической безопасности России. Рисунок 1 Основные показатели российской внешней торговли (млрд долл.) Анализируя представленную диаграмму нетрудно заметить, что внешнеторговый оборот России в динамике увеличивается. Данное увеличение обусловлено ростом экспорта и импорта товаров и услуг. Так внешнеторговый оборот в 2018г. увеличился по сравнению с прошлым годом на 17,82% и на 24,86% по сравнению с 2017г. При этом товарооборот экспортных товаров и услуг увеличивается в динамике по сравнению с товарооборотом импорта. По сравнению с 2017г. экспорт увеличился на 26,01% , а импорт на 24,53% [12]. Основными элементами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является: единый таможенный тариф, методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, порядок подтверждения страны происхождения товаров и услуг, система тарифных преференций. Рассмотрим более детально, каким образом, элементы таможенно-тарифного регулирования могут оказывать влияние на формирование антимонопольной политики. Но вначале, проанализируем информацию о взаимодействии России с торговыми партнерами стран мира. Рисунок 2 Торговые обороты России с основными торговыми партнерами Основными торговыми партнёрами России является Китай, Германия и Нидерланды. На долю торгового взаимодействия с Китаем приходится свыше 66,3 млрд. долларов США. Это почти в семь раз больше чем сфера торговых отношений с Польшей, Францией и Южной Кореей. Стоимостной объем вывезенных за рубеж товаров в 2019 г. вырос по сравнению с 2018 г. на 25,6% до 444,0 млрд долл. Поставки товаров в страны дальнего зару¬бежья увеличились на 27,8%, в страны СНГ на 12,3%. В общем объеме экспорта удельный вес стран дальнего зарубежья вырос до 87,3% против 85,8% в 2018 г. (табл. 2). Таблица 2. Динамика российского экспорта 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Экспорт, млрд долл. 354,4 466,3 297,2 392,7 515,4 527,4 521,8 496,8 341,4 281,7 353,5 444,0 В том числе: дальнее зарубежье 294,8 397,7 252,0 333,6 436,7 443,8 443,8 428,1 292,1 241,7 303,4 387,7 Основной причиной высоких темпов роста экспорта является рост цен на угле¬водороды. Средняя контрактная цена на сырую нефть выросла в 2018 г. по срав¬нению с 2017 г. на 34,3%, на нефтепродукты на 32,6%, на природный газ на 22,8%. В результате в товарной структуре экспорта в 2018 г. по сравнению с предыду¬щим годом доля топливно-энергетических товаров выросла на 4,5 п.п. В общем объеме импорта удельный вес стран дальнего зарубежья остался на уровне прошлого года 89,3% (табл. 3). Таблица 3. Динамика российского импорта (млрд долл.) 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Импорт, млрд долл. 223,1 288,7 183,9 245,7 318,6 335,8 341,3 307,9 193 191,5 238,1 249,1 В том числе: страны дальнего за-рубежья 194,1 253,8 162,7 213,2 273,8 288,4 295,0 271,9 170,6 170,8 212,8 222,5 В условиях снижения курса рубля, ослабления деловой активности в промыш¬ленности России, импорт товаров после 2 лет непрерывного увеличения во II квартале 2019 г. замедлил рост, а в III квартале начал сокращаться. Если в январе 2019 г. ввоз товаров на территорию РФ увели-чился в годовом выражении на 20,4%, то в июле всего на 0,9%, в декабре он сократился на6,8%. С одной стороны, импорт поддерживался продолжающимся умеренным ростом внутреннего спроса. 1.2. Таможенно-тарифное регулирование в условиях экономических санкций Страна получила много стратегически важных обьектов, начиная с 2014 года. Увеличила не только свои территории, но и рынок, получила новые внешнеторговые связи, произошло это в связи с воссоединением России с Крымом, что несомненно являлось положительным событием для России. Однако США и страны Европейского союза отнеслись к этому отрицательно и ввели экономические санкции, которые, по их мнению, должны были существенно снизить экономический потенциал России. Санкции подразумевают под собой меры ограничительного или запретительного характера, имеющие экономическую направленность и предполагающие негативные последствия для стороны, в отношении которой они вводятся. В наибольшей степени пострадали от санкций наиболее конкурентоспособные сектора экономики. Эти изменения привели к повышению таможенных тарифов на товары, ввозимые из стран-членов ЕС. Наблюдая за точечностью выбранных отраслей, можно отметить, что санкции были введены на конкурирующие между странами отрасли, что противоречит всем базовым и основополагающим принципам Всемирной торговой организации. К таким отраслям относятся нефтяная, газовая, оборонно-промышленный комплекс и банковский капитал. Ответными мерами на жесткую политику Запада стало введение Россией эмбарго на ввоз молочных и мясных продуктов, рыбы, фруктов, овощей. На фоне ответных российских санкций поставщики продуктов стали минимизировать свои потери. В условиях экономического эмбарго резко вырос рынок незаконно ввезенных товаров на территорию ЕАЭС. Европейские страны начали использовать обходные пути для поставок запрещенных к ввозу товаров через третьи страны, что было ожидаемым последствием. Например, вырос объем ввоза продуктов из Украины. Мясо, фрукты, овощи, практически все можно встретить украинского происхождения. Такой резкий скачок поставок продукции может показаться подозрительным, однако таможенные органы не могут ввести 100 % досмотр на все товары. Молочная продукция из Польши, Литвы и Финляндии; сыры, фрукты и ягоды из Испании и Греции; мясо из германии, Нидерландов и США – это и многое другое мы можем встретить на рынках, среди просторов интернета и даже на полках некоторых магазинов. Но никто не может гарантировать качество данных продуктов, так как ввезены они были незаконно. Таким образом, товарооборот России за 2019 составил $663.2 млрд (из них экспорт $420.4 млрд, импорт $242.8 млрд), уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 3.6%, чему способствовали обходные пути европейских стран. За 2017-2019 гг общий объем ее импорта из всех стран сократился, что можно расценивать как снижение продовольственной зависимости России от поставок из-за рубежа. К сожалению данные меры привели к росту цен, что говорит об их отрицательном влиянии на потребителей. По данным Федеральной государственной статистики, за период 2018г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил с начала года – 102,9%, а за период 2019г. -100,1%. Введенные ответные санкции на продовольствие должны были повысить отечественное производство, увеличить долю аграрного сектора, но можно лишь наблюдать незначительный рост объемов некоторых категорий товаров. В этих условиях Россия была вынуждена прибегнуть к мерам восстановительного характера, а именно: активно налаживать сотрудничество со странами-партнерами и со странами-участницами ЕАЭС для более активного развития единого рынка. В последние годы политика стран направлена не только на внешнюю торговлю, но на развитие рыночных отношений между странами-участницами ЕАЭС. Основные способы стимулирования импортозамещения продовольствия представлены на рисунке 4. С целью обеспечения перераспределения средств в отечественное производство государство должно проводить политику протекционизма, усилить контроль над ценами на продукцию естественных монополий. Это позволит развить агропромышленное производство за счет эффективного использования внутренних резервов при установлении барьеров на импорт продовольственной продукции. При выполнении заказов на производство и поставки товаров для государственных и муниципальных нужд необходимо устанавливать приоритет продукции отечественного происхождения по отношению к продукции, происходящей из зарубежных стран. Страхование является определяющим элементом механизма поддержки российского производства со стороны государства. Государство играет ключевую роль в регулировании условий функционирования рынков отечественной продукции. Оно является гарантом реализации производимой продукции и выкупа ее по заранее оговоренным ценам. Рисунок 4 - Основные государственные механизмы поддержки и стимулирования импортозамещения Таможенные пошлины со стороны экономической целесообразности представляют собой «инструмент, повышающий цену импортного товара при его реализации на внутреннем рынке страны» [5, 8]. Стимулирование развития отдельных отраслей экономики со стороны государства становится возможным с применением пошлин. Инструменты государственной поддержки, такие как бюджетное, ценовое, налоговое регулирование, инвестиционная деятельность являются составляющими системы кредитования предприятий. С целью достижения стратегических целей социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности государству необходимо разработать механизмы, направленные на долговременную политику, и принимать соответствующие решения. В этой связи требуется принятие нормативно-правовых, финансовых, информационных, организационных, внешнеполитических мер, которые бы поддержали малое и среднее предпринимательство и оказали влияние на их развитие в интересах продовольственной безопасности населения [2, 13]. В современных условиях на выбор механизмов поддержки и стимулирования процесса импортозамещения оказывает влияние ряд внешних (экзогенные) и внутренних (эндогенные) факторов, которые представлены на рисунке 5. Рисунок 5 – Классификация факторов, оказывающих влияние на механизмы поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях Создание и развитие инновационного предпринимательства, поддержка научных исследований и проектов со стороны государства являются приоритетными направлениями в реализации механизмов поддержки и стимулирования процесса импортозамещения. Немаловажным является также увеличение объемов производства, интеграции бизнес-процессов и научных исследований путем создания и развития кластеров и объектов инновационной инфраструктуры [3, 14]. Инновационное импортозамещение позволит снизить импортозависимость, преодолеть нехватку импортных товаров путем целенаправленных системных мер со стороны государства и предприятий малого и среднего предпринимательства, которым производство продукции на российских рынках и использование результатов НИОКР обеспечит дополнительную прибыль и стимул для развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg