Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социально-педагогическая деятельность с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

cool_lady 1100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Объект исследования – проблемы современной семьи в России. Предмет исследования - Особенности социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Цель исследования – Выявление особенностей социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Достижение обозначенной цели сопряжено с необходимостью решения следующих задач: 1. Раскрыть сущность понятия «современная семья»; 2. Раскрыть проблемы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и причины их возникновения; 3. Провести диагностику проблем взаимоотношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. 4. Разработать программу социально-педагогической деятельности для работы с особенностями детей в подростковом возрасте Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическая деятельность с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации будет более эффективной, если: раскрыть сущность понятия «современная семья, раскрыть проблемы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и причины их возникновения. Изучить семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, их проблемы и трудности, провести диагностику и разработать научно-методическую программу для социально-педагогической поддержки в трудной жизненной ситуации. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: ? теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме); ? эмпирические (опрос, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты). Этапы исследования: Этап 1 – теоретико-поисковый (2019-2020 гг.) обоснование актуальности проблемы, определение понятийно-категориального и научного аппарата исследования; анализ практического опыта применения программ подготовки социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации в различных центрах и учреждениях образования; анализ полученных данных, их обработка; теоретическое моделирование содержания, форм и методов подготовки социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Этап 2 – опытно-экспериментальный (2019-2020 гг.) разработка системы диагностических методов, выявляющих уровни социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; апробация диагностических методов на практике; анализ и систематизация полученных данных, разработка и апробаций программы подготовки по социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; оформление материалов практической части исследования работы. Этап 3 – заключительный (2020) итоговая обработка и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, апробация и внедрение результатов исследования, оформление текста магистерской диссертации, подготовка доклада и презентации. Практическая ценность результатов исследования работы заключается в том, что разработанная и апробированная нами программа социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации может быть использована в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования. База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Волгоградская школа-интернат № 5" Объем и структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения (5 стр.),2 глав (23стр.и 16 стр.), заключения (2 стр.), библиографический список (56 источников) и 4 приложений.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни в современной России наблюдается устойчивая тенденция роста числа семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. (Телина, И. А. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: монография / И. А. Телина. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 134 с. - ISBN 978-5-9765-1656-4. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/466372) Вторая половина прошлого столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано большое количество монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, Т.А. Маркова и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на исследование важных для теории вопросов семейного воспитания. Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике семейного воспитания (С.В. Ковалев, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская и др.). Представляют ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка (Е.И. Конради, В.К. Махова, супруги Никитины). С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С. Мухиной, «Дневник матери» Н.А. Менчинской и другие. О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и другие), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения эффективно использовать их в современном мире. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов. Таким образом, актуальность проблематики работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации дает возможность определить тему исследовательской работы: «Социально-педагогическая деятельность с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации 7 1.1 Современная семья: сущность понятия и общая характеристика.. 7 1.2.Проблемы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и причины их возникновения 16 Выводы по 1 главе 22 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 23 2.1 Диагностика проблем взаимоотношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуаци 23 2.2 Программа социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации 27 Выводы по 2 главе 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43 Приложение…………………………………………………………………….44
Список литературы

1. Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Татьяна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c. 2. Айхорн, Август Трудный подросток / Август Айхорн. - М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2017. - 304 c. 3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c. 4. Аксюта, Максим Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения / Максим Аксюта, Татьяна Сандлер. - М.: В Круге, 2018. - 360 c. 5. Александр, Дедушка Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками: моногр. / Дедушка Александр. - М.: Речь, 2015. - 825 c 6. Алёшина, Наталья Представления об объектах экологического риска у подростков: моногр. / Наталья Алёшина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 188 c. 7. Ананьев, Андрей 50 возможностей не допустить самоубийства. Родителям, которые хотят на самом деле понимать своего ребенка / Андрей Ананьев , Наоми Ананьева. - М.: АСТ, 2016. - 256 c. 8. Анжела, Певнева und Елена Татарникова Личностные особенности подростков и стиль воспитания в неполной семье / Анжела Певнева und Елена Татарникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 92 c. 9. Астапов, В. М. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности / В.М. Астапов, А.Н. Гасилина. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 272 c. 10. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. - М., 1997. - 56 с. 11. Бектемирова Г.Ф., Азаров Ю.П, Основные функции взаимодействие семьи и социума / Г. Ф Бектемирова, Ю.П Азаров // Социология и педагогика – 2018. – № 9 . – С35 12. Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография / В. А. Болотов. – Волгоград: Перемена, 2011. 13. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 440 с. 14. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 320 c. 15. Гребенников И.В., Воспитание детей в семье / И. В. Гребенников // Знание – 2017. – № 6 . – С.41 16. Д.Б. Эльконин. Методологические и теоретические проблемы психологии. - Наука, 2004. 444 с. 17. Дубенская С.Д. Социальная реабилитация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в с условиях социальной квартиры // Вестник ТОГИРРО.- 2013.- № 2. - С. 256-259. 18. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с. 19. Иовчук Н. Поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях / Н. Иовчук, Е. Морозова, А. Щербакова // Социальная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 82-87. 20. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с. 21. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. - СПб., 2018. - 364 с. 22. 23. Коджаспрова Г.М. Психолого-педагогическая безопасность жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.- М.: ГОУ ВПО Московский гор.психолого-пед.ун-т, 2019.- 240 с. 24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.] 25. Кон И.С. Психология дружбы / И.С. Кон. - М., 1973. - 215 с. 26. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c 27. Кравченко А.И. Родителям о подростках / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 432 с. 28. Куликов В.Н. Теоретико-методологические проблемы социальной психологии //Вопросы социальной и педагогической психологии. - Иваново, 2000. 29. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - 215 с. 30. Латышина Д.И. Этнопедагогика: Учебник для академического бакалавриата/Д.И. Латышина, Р.З. Хайрулин –Люберцы: Юрайт,2016-с.394 31. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания.// Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2018 - С. 280-287. 32. Лиханов, А. Драматическая педагогика / А. Лиханов. - М.: Педагогика, 2017. - 368 c 33. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. - М.: РГСУ, Омега-Л, 2013. - 416 c. 34. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» - приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/6. 35. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 1998. - 203 с. 36. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1996. - 374 с. 37. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Владос, 2014. - 370 с. 38. Орлова, Е.А. Специальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова, Д.И. Чемоданова; Под ред. Л.В. Мардахаев. - М. Юрайт, 2012. - 447 c.] 39. Подласый, Иван Павлович Курс лекций по коррекционной педагогике / Подласый Иван Павлович. - М.: Владос, 2015. - 108 c. 40. Прикладная юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 512 c 41. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. - М., 2017г 42. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" с изм. и доп. от 10 марта 2009 г. // Правовая система Гарант: http://base.garant.ru 43. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. 44. Реан А.А. Подросток / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с. 45. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с. 46. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) СК РФ Статья 1. Основные начала семейного законодательства Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/f688669b9e3b36e556014fc5e4cc88223df202a2/ Дата использования 25.03.2020 Текст электронный 47. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/f688669b9e3b36e556014fc5e4cc88223df202a2/ Дата использования 25.03.2020 Текст электронный 48. Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении Под ред. Федоровой Н.П., Малаховой Н.М. - Тюмень: ГУСО "Областной центр социальной помощи семье и детямх. 2014. (Серия "Практика социальной работы") 49. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 267 с. 50. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 c 51. Телина, И. А. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: монография / И. А. Телина. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 134 с. - ISBN 978-5-9765-1656-4. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/46637 52. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. -М.: Мысль, 2019.-352 с. 53. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, МПСУ, 2013. - 256 c.] 54. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" с изм. и доп. от 25 ноября 2013 г. // Правовая система Гарант: http://base.garant.ru 55. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Вышэйшая школа, 2017. - 272 c.] 56. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В.Шакурова. - М., 2012.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации 1.1 Современная семья: сущность понятия и общая характеристика. В современной науке нет единого понятия семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, И. Кант, В.Ф.Гегель и др.) Наиболее часто о семье говорят, как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально - психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которая в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Традиционно «ядром» семьи считается супружеская пара с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. В семейном кодексе Российской Федерации дается определение термина семья в таком виде: «Семья –это основанная на браке и кровном родстве базовая ячейка общества, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу». [6,с.143] В толковом словаре Ожегова семья –это группа живущих вместе близких родственников. [19, с.47] В словаре Д.Н. Ушакова дается определение понятия семьи как «семья- группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи.» Е.И. Артамонова [23, с.58] пишет: «Семья является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы». А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение «родители - дети». Он определяет семью «как основанную на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи» [47, с.256]. Как социальный институт семья осуществляет воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья образует первичную окружающую среду в развитии ребенка, формируя у него представление о социальных связях и включает его в них. Она приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению, но, согласно закону, они должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка. [15,с.13] Основными функциями семьи, по мнению русского ученого И.В. Гребенникова являются: [2, с.75] 1.репродуктивная функция –одна из основных функций человека, воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода, улучшение демографии в стране; [34, с.7] 2.экономическая функция - способность к грамотному и организованному ведению бюджета домашнего хозяйства, способностью вовремя и полномерно зарабатывать денежные средства, для нормального материального состояния всех членов семьи (домашнего хозяйства), а также организация потребительской деятельности; Одной из важнейших проблем социально-педагогической деятельности выступает проблема повышения воспитательного потенциала семьи, условия её положительного влияния на школьников, преодоления в ней негативных явлений. 3.воспитательная функция – грамотное формирование личности ребенка в семье, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное взаимодействие детей с родителями и другими взрослыми членами семьи, а также достойное поведение в обществе, соблюдение норм морали и правил этикета; 4.коммуникативная функция - посредничество семьи в грамотном контакте своих членов со средствами массовой информации, сети интернет, литературой и искусством, влияние семьи на грамотную организацию внутрисемейного общения, совместного досуга и отдыха, а также проведение досуга и отдыха отдельно для каждого члена семьи. Приведенные выше основные функции современной семьи можно дополнить следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. Некоторые авторы такие как Г. Ф. Бектемирова и Азаров Ю.П. выделяют специфические и неспецифические функции семьи: [47, с.41] 1.Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению авторов, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе исторических событий, повлиявших на моральные устои семьи; [9, с.23] 2.Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, грамотного планирования и проведения отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство. Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Существует комплексная типология семьи. Она предусматривает выделение категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении. [7,с.45] Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу “стерпится — слюбится”, соглашаясь с тем, что “браки заключаются на небесах”. Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность современной семьи — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей в семье. «В значительном числе случаев инициаторами расторжения брака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала. [11,с.17] Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов. Каждая семья имеет определенные воспитательные возможности, которые проявляются в большей или меньшей степени. В зависимости от того насколько целенаправленно и обоснованно используются данные возможности, зависят результаты домашнего воспитания. Сущность воспитательного потенциала заключается в том, что он включает в себя разнообразные факторы и условия, которые отражают особенности жизни семьи, ее структуру, тип, материальное положение, условия проживания, психологический микроклимат, обычаи и традиции, уровень образования и культуры родителей и многое другое. В.А.Головчиц выделял 3 уровня воспитательного потенциала семьи: [13, с.74: 1.высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена. В случае критических ситуаций родители способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе; 2.средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно; 3.низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважает, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. Качество жизни в системе отношений «ребёнок - родитель», несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-то трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье. В современной семье особую роль играет родительство и его осознание. Осознанное родительство означает осознанность во всех видах взаимодействия с ребенком. Оно также подразумевает глубокую связь с ребенком и развитие его личности. Чтобы стать осознанным в воспитании ребенка, необходимо по-новому посмотреть на его поведение и начать осознанно относиться к его потребностям. Проще говоря, необходимо увидеть ребенка таким, какой он есть, осознать его внутреннюю сущность. При этом осознанное родительство не означает, что необходимо придерживаться каких-либо строгих правил или ни в чем не ограничивать ребенка. Родители во всем мире утверждают, что их главная задача – правильно воспитать ребенка. Однако эксперты в области осознанного родительства говорят, что родителям еще более важно самим стать более осознанными и развить свои личностные качества. Это – путь к эффективному воспитанию детей. Социализирующий стиль воспитания представляет собой переход к новой системе воспитания детей, где главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизни и воспитание, и тренировка качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию — позицию взрослого. Помогающий стиль воспитания, знаменует собой переход родителей на принципиально новую гуманистическую позицию. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, равной себе и заслуживающей уважения, и права на свободный выбор своего жизненного пути. Проблемы современной семьи относят к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что, во-первых, семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Хоменко И. А. определяет кризис семьи как- актуализацию экзистенциальности. Основные факторы, которые позволяют говорить о кризисе семьи: происходит замещение социальных норм рода (отрицание большой семьи); снижается значение семьи как необходимой формы общественной жизни человека; фиксируются массовые девиации индивидуальной и групповой нравственности; все больше становится заметен процесс деформации и смещения традиционного семейного общинного производства в нетрадиционные сферы экономики (от фермерства и ремесла в сферу нематериальных услуг) и др. Аргументы сторонников «теории кризиса» по меньшей мере достойны пристального изучения и анализа. Даже поверхностный взгляд на непрерывно излагаемые сторонниками данной теории факты позволяет говорить о том, что причины кризиса объективны, имеют долгосрочный и глобальный характер [42, с.23]. Кризис, как подчеркивалось выше, характерен в большей степени для западной модели организации семейных отношений. Если в восточной культуре, несмотря на модернизацию семейных отношений, наблюдается многовековая трансмиссия традиционных семейных ценностей, то в западной цивилизации налицо полная перестройка семейных ценностей на основе гуманистического подхода, который при ближайшем рассмотрении являет собой гибрид индивидуализма и гедонизма. Имеются серьезные сомнения в том, что на Западе распространение псевдо семейных ценностей в новейшие времена отвечает интересам и потребностям большинства. Семейный кризис влечет за собой ярко выраженные негативные демографические последствия, а в экзистенциальном аспекте снижает иммунитет западной цивилизации и может выступить триггером конфликта между цивилизациями. Российская семья находится на пограничье между восточной и западной моделями, и представляется чрезвычайно важным сделать выбор в пользу традиционных семейных ценностей, поддержка и преумножение которых могут не только стать источником преодоления социального и демографического кризиса, но и позволить России выполнить историческую миссию меж цивилизационного медиатора. Современная российская семья находится в состоянии глубокого кризиса. Социолог семьи М.В. Смагина достаточно справедливо определяет кризисное состояние современной российской семьи как «показатель неблагополучия социализации подрастающего поколения, сложных внутри поколенных взаимоотношений, возрастающего числа семейного насилия и других кризисных составляющих. Сопровождающие трансформацию кризисные явления (старение населения, резкое социальное расслоение между возрастными когортами и между семьями, усиление социальной уязвимости молодого и старшего поколений, участившиеся случаи насилия по отношению к пожилым людям и детям, рост числа маргинальных семей, семей с конфликтными взаимоотношениями) свидетельствуют об обострении семейных отношений и увеличении проблем современной семьи в целом» [33, с.47]. Особенностями современной семьи являются: 1.Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли; 2.В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание – в младенчестве или даже в перинатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской; 3. Количество «продвинутых» детей - владеющих иностранными языками, знающих отлично компьютерные технологии и умеющих планировать свое будущее больше именно в экономически благополучных семьях, так же в семьях, где существует нормальный психологический климат, где дети чувствуют себя комфортно, где они любимы и нужны. Родители в любой семье должны не забывать, что они несут ответственность за развитие, воспитание своих детей, за их психическое и физическое здоровье. Таким образом, можно сделать вывод, что современная семья-это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры. 1.2Проблемы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и причины их возникновения Исследователи выделяют такие понятия как «благополучная» и «неблагополучная семья»: По мнению А.Г. Харчева: Благополучная семья – это семья, выработавшая свою «персональную среду», позволяющую ей позитивно развиваться и растить детей, вследствие чего имеющие место в такой семье конфликты не приводят к тяжелым последствиям. Благополучную семью отличают собственные традиции, ритуалы, что разнообразит жизнь семьи, улучшит психологический климат, настроит ее членов на «семейное долголетие». Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания» — считает М. И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи». [5,с.22] «Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой — либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, мало результативно». [2,с.31] Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. Несмотря на то, что неполные семьи стали теперь совершенно обычным явлением, психологи не считают такую семью семьей полноценной. Для нормального гармоничного развития личности ребенку необходимо, чтобы его воспитанием занимались как мать, так и отец. Причем, вопреки расхожему мнению, это важно не только для мальчиков, но и для девочек. Видя, как мать и отец строят отношения, как взаимодействуют друг с другом в разных жизненных ситуациях, ребенок получает матрицу взаимоотношений мужчины и женщины, супругов, родителей и детей. Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем». Таблица 1.1 Характеристика благополучной и неблагополучной семьи. Фактор Благополучная семья Неблагополучная семья Самооценка Высокая самооценка у всех Низкая самооценка членов семьи Коммуникация Честная, открытая, адекватная, прямая Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная Семейные правила Правила гибкие меняющиеся при необходимости. Свобода любых обсуждений, допускается свое мнение. Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения. Социальные связи Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов. Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей, или заискивание перед социумом. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами и в случае необходимости предложить своевременную помощь. [1,с.124] Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога. Особая понятийная категория – это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Федеральным законом от 15 ноября 1999 года № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно». [12,с.11] И. Г. Кузина рассматривает общее понятие трудной жизненной ситуации, как «ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условиями нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы» [24, с.8]. Н. Г. Осухова рассматривает это понятие как ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации ребёнка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [17, с.13]. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ) определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По аналогии определяются и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. [56,с.4] Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов [47, с.23] К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи: 1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей; 2. семьи с детьми - инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми; 3. семьи, в которых родители являются безработными; 4. многодетные семьи (3 и более детей); 5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер); 6. матери - одиночки. Таким образом, семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируется образ семьи, возникает угроза её распада. Родители могут быть лишены родительских прав, а дети отправлены в интернатное учреждение. В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии. Исходя из этого, в современной России на федеральном и региональном уровнях отсутствуют единый порядок отнесения семей к категории находящихся в СОП, что создает трудности функционирования системы помощи и профилактики. Поэтому прежде чем говорить о мониторинге положения семей и детей в СОП, необходимо кратко остановиться на особенностях определения данного понятия – как с теоретической точки зрения, так и в нормативно-правовом аспекте. То, по каким критериям происходит признание тех или иных семей и детей находящимися в социально опасном положении, в каких случаях происходит их постановка на учет и снятие с него, влияет на размер и состав данной социальной группы, а главное, на показатели оценки эффективности государственной работы с нею.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg