Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле: принципы и механизмы

cool_lady 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Цель данного курсового проекта является то, что необходимо на примере компании АО «Манит» рассмотреть достоинства и недостатки вертикальных и горизонтальных интеграций компании. Объектом рассмотрения в работе является розничная сеть АО «Магнит» Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи: 1) Рассмотреть теоретические аспекты интеграции в экономике; 2) Изучить понятия «Вертикальной и горизонтальной интеграции предприятия»; 3) рассмотреть организационно-экономическую характеристику АО «Магнит»; 4) Произвести анализ хозяйственной деятельности АО «Магнит»; 5) Проанализировать особенности системы интеграций в розничной сети АО «Магнит»; 6) Рассмотреть анализ достоинств и недостатков интеграционной системы; 7) Предложить мероприятия для повышения эффективности работы предприятия. Теоретическую основу анализа составляют фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, процессов интеграции, теории слияний и поглощений, оценки экономической эффективности интеграции предприятий. Материальной базой послужили данные с официального сайта АО «Магнит», а так же научные статьи и публикации.
Введение

В Российской практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде. Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Актуальность работы заключается в том, что причинами появления «экономической интеграции предприятий» являлись: сокращение жизненного цикла продукции, диверсификация потребительского спроса, усиление конкуренции в глобальном масштабе, а, следовательно, значительным риском в принятии решений появления такого понятия как экономическая интеграция
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 5 1.1 Понятие экономической интеграции. Ее цели, виды. 5 1.2.Вертикальная интеграция. Типы вертикальной интеграции и ее сущность 10 1.3. Горизонтальная интеграция, ее сущность, значение, виды. 14 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ АО «МАГНИТ» 19 2.1.Организационно-экономическая характеристика АО «Магнит» 19 2.2.Анализ хозяйственной деятельности АО «Магнит» 23 2.3.Особенности системы интеграций в розничной сети АО «Магнит» 27 ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 31 3.1. Преимущества и недостатки вертикальной и горизонтальной интеграционных систем. 31 3.2. Рекомендации по улучшению деятельности интегрированной системы управления. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ с комментариями. – М.: Буквоед, 2008. – 561 с. 2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». 3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 2018. – 238 с. 4. Арзуманова Т.И. Экономика организации [Текст]: Учебник для бакалавров / Арзуманова Т. И., Мачабели М. Ш. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 240с. 5. Беляев А.А. Теория организации. – М.: ИМПЭ, 2017. – 341 с. 6. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организаций: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2019. 7. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. – М.: Просвещение, 2017. – 340 с. 8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2016. – 289 с. 9. Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития. – Минск, 2016. 10. Климов А. Внешняя среда и стратегическое управление. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 147 с. 11. Коростышевская Е.М. Научно-производственная интеграция: Политико-экономическое исследование. – СПб.: Питер, 2015. – 219 с. 12. Кулагина Н.А., Кулагин И.В. Экономическая сущность интеграции и оценка эффективности интегрированных структур. – М.: Бизнес, 2017. – 91 с. 13. Чеглов В.П. Курс лекций. Учебное пособие Экономика и управление интегрированной торговой организацией-206с. 14. Веб-сайт: www.magnit-info.ru 15. Годовой отчет АО «Магнит» за 2018 год
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы экономической интеграции предприятий 1.1 Понятие экономической интеграции. Ее цели, виды. Сам термин «Интеграция» означает некую целостность, структуру, совершенствование. Данное понятие, как и процесс интеграции впервые появилось в 20-х годах ХХ. В числе первых ученых занятых изучением процесса интеграции были немецкие ученые: Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер. В России же изучением данного процесса занимались такие ученые как Р. Гумерова, И. Курцева, В.Д. Семина, Е.Ф. Сумина, Ю. Якутина и др. В экономической науке различные аспекты этого понятия выделяют, в зависимости от рассмотрения с различных позиций. Политэкономическая интеграция - это процесс интернационализации производства. Далее под интеграцией стали понимать процесс взаимодействия взаимодействия хозяйственных систем двух и более национальных государств на основе разделения и последующей кооперации средств производства и человеческого труда Социальная интеграция- это процесс объединения компаний с целью решения социально-экономических проблем/задач. Среди признаков интеграции выделяется высокая степень сотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлении воспроизводственных процессов отдельных сторон. В интеграции отмечают два основных направления: 1) повышение интегрированности основного звена, сопровождаемое увеличением его размеров, концентрацией, часто диверсификацией и налаживанием новых более разнообразных, менее жестких связей в крупных производственно-хозяйственных комплексах, где связи из внешних становятся внутренними и более активно регулируемыми; 2) установление новых связей между производственно-хозяйственными единицами, между ними и мелкими, средними предприятиями, последних между собой. Типы экономической интеграции Рис 1. «Типы экономической интеграции» Рассмотрим подробнее деверсификациооную интеграцию. Деверсификационная интеграция (смешенная)- ее существование обусловлено проникновением крупных предприятий одних отраслей в другие, не имеющие видимой производственной связи с основной отраслью. Эта форма имеет черты как параллельной (концентрированной), так и круговой (конгломератной) интеграций. Концентрированная интеграция - это объединение предприятий, уже имеющих определенные связи (это могут быть связи через общие технологии ,производство, рынок сбыта) при этом приобретаемая организация служит естественным дополнением к компании- покупателю по линии производства продукции, услуг, по доле на рынке или характеру технологической базы. Конгломератная интеграция направлена на сбалансированность всех видов деятельности предприятий, а не на использование только ресурсной, технологической или реализационной базы. Принципы интеграции в торговле: • Влияние социальной и технологической дифференциации на организационное развитие. • Объединение предприятий не предполагает кратного увеличения явлений. • На процессы интеграции оказывается влияние развитие общественных отношений. • Процесс интеграции может обеспечивать результаты для собственников. • Интеграция является процессов объединения усилий различных подсистем в достижении целей организации. Экономический словарь определяет интеграцию как объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Она проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Целью интеграции является объединение ресурсов (финансовых, производственных, сырьевых, интеллектуальных) коммерческих организаций для повышения эффективности предпринимательской деятельности, конкурентоспособности участников объединения. Такое определение, верно раскрывающее сущность интеграции, из него можно выявить следующие признаки: интеграция – это объединение и это объединение двух и более субъектов. Взаимодействие, совместная деятельность двух и более субъектов предусматривает определение вещных и обязательственных прав взаимодействующих сторон, что порождает необходимость установления гражданско-правовых отношений. Поэтому необходимо выделить следующие признаки: интеграция – это объединение на основе установления гражданско-правовых отношений; интеграция – это объединение экономических субъектов, т.е. объединение не только субъектов как лиц, но и объединение хозяйственных, экономических свойств, определенных признаков этих субъектов (имущество, интеллект, идеи и т.д.), того, что является составляющими предпринимательской деятельности. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, является унитарным предприятием. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Применительно к участникам объединения следует иметь в виду, что объединяться может только то, что принадлежит различным собственникам. То, что принадлежит одному собственнику, может разъединяться или соединяться внутри этой собственности. Процесс разъединения или соединения не представляет интереса для других, не затрагивает имущественных прав и обязанностей другого субъекта. Таким образом, предлагается считать интеграцией процесс, который затрагивает имущественные права двух и более собственников, т.е. участниками интеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество в собственности или, как было выше сказано, «находятся в отношении хозяйственного (экономического) господства». Под интеграцией необходимо понимать создание объединения с целью углубления взаимодействия и развития связей, участниками которого являются не менее двух экономических субъектов (юридических или юридических и физических лиц), которые имеют имущество в собственности. Из определения экономической интеграции следует, что интеграционное объединение не может быть создано из субъектов, имущество которых принадлежит одному собственнику. В экономической литературе рассматривают в основном две формы объединения: слияние и поглощение. Под слиянием понимается, как правило, объединение имущества и деятельности двух или нескольких компаний с целью создания новой компании или поглощения одной из этих компаний остальных. В случае создания новой компании остальные прекращают существование и распускаются. Поглощение рассматривается как форма слияния, предполагающая, что поглощающая фирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передавая при этом первой все имущество, обязательства, долги. Чаще всего поглощение происходит принудительно. Таким образом, основное различие этих понятий проходит по критерию добровольности или принудительности объединения. При слиянии и присоединении в образовании также участвуют не менее двух юридических лиц, имущество которых принадлежит разным собственникам. Но в результате слияния из двух юридических лиц образуется одно новое юридическое лицо, а при присоединении присоединившийся субъект теряет статус юридического лица. На основе проведенного анализа можно сформировать признаки, по которым из всех объединений можно выделить интеграционные, а из способов создания объединений – интеграционный. К признакам интеграции следует отнести: 1) целью создания интеграционного объединения должна быть интеграция (объединение); 2) интеграция – это объединение юридических лиц или юридических и физических лиц (экономических субъектов); 3) интеграция – это объединение двух и более субъектов; 4) интеграция – это объединение путем установления гражданско-правовых отношений; 5) участниками интеграционного процесса могут быть субъекты собственники (т.е. субъекты, находящиеся в отношении хозяйственного (экономического) господства) обособленного имущества; 6) при интеграции количество участников не сокращается; 7) участники не изменяют юридический статус своего лица. 1.2.Вертикальная интеграция. Типы вертикальной интеграции и ее сущность Вертикальная интеграция осуществляется путем объединения организации со структурами, расположенными выше или ниже нее в цепочке создания ценности, то есть с поставщиками либо структурами, находящимися между рассматриваемой организацией и конечными потребителями. Вертикальная интеграция проявляется в двух формах: 1) стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция «вниз/назад») представляет собой стратегию, направленную на рост организации за счет приобретения компаний-поставщиков или усиления контроля над ними; 2) стратегия прямой, или вперед идущей, вертикальной интеграции (интеграция «вверх/вперед») выражается в росте организации путем приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между ней и конечным потребителем (чаще всего выражается в создании собственной торговой сети и отказе от услуг посредников). Вертикальная интеграция – долгосрочная стратегия поглощения поставщиков исходных материалов или потребителей продукции компании . Рис.2 «схема вертикальной интеграции» Причины вертикальной интеграции: Главной причиной вертикальной интеграции «назад» является желание приобретающей компании гарантировать объем или качество поставок исходных материалов. Задача становится особенно актуальной в тех случаях, когда количество поставщиков ограничено, а количество конкурентов за эти поставки – наоборот, велико. Осуществляя в этих условиях вертикальную интеграцию, компания получает возможность лучше контролировать свои издержки, следовательно, повысить прибыльность интегрированной производственно-маркетинговой системы. Интеграция «вперед» имеет смысл в тех случаях, когда перспективы бизнеса в значительной степени связаны с стабильностью спроса и производства. Осуществляя интеграцию «вперед» и обретая права собственности над следующим звеном производственно-маркетинговой цепочки, компания увеличивает предсказуемость спроса на производимый ею продукт . В зависимости от степени объединения организаций различают разные типы вертикальной интеграции: • полную интеграцию производственной и сбытовой деятельности, осуществляя которую, организация сама производит для себя все необходимые материалы и полуфабрикаты, сама осуществляет сбыт готовой продукции; • частичную интеграцию производственной и сбытовой деятельности, которая состоит в том, что часть продукции изготавливается (или реализуется) организацией самостоятельно, а часть приобретается (или реализуется) через другие фирмы; • квазиинтеграцию, смысл которой заключается в создании союзов (альянсов) между компаниями, заинтересованными в интеграции без перехода прав собственности. Процессы ВИ на участке движения товаров от производителя к конечному потребителю ведут к созданию вертикальных маркетинговых систем (ВМС). ВМС состоит из производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или несколько розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. Доминирующей силой в рамках ВМС может быть либо производитель, либо оптовик, либо розничный торговец. ВМС возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий. Существует 3 основных типов ВМС: 1. Корпоративные ВМС: последовательные этапы производства и распределения находятся в единичном владении. 2. Договорные ВМС: состоят из независимых фирм, связанных договорными отношениями и координирующих программы своей деятельности для совместного достижения большей экономии и/или больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку. 3. Управляемая ВМС: координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи одного из ее участников. Так, корпорации «General Electric», «Procter&Gamble» в состоянии добиться необычайно тесного сотрудничества с промежуточными продавцами своих товаров в деле организации экспозиций, выделения торговых площадей, проведения мер стимулирования и формирования политики цен. Протяженность вертикальной интеграции определяется числом звеньев в производстве и сбыте конечной продукции, объединенных (находящихся в собственности) или контролируемых одной фирмой. Ширина вертикальной интеграции определяется числом фирм одного (каждого) звена всей цепочки производства и сбыта конечной продукции, объединенных (находящихся в собственности) или контролируемых одной фирмой-инициатором интеграции. Степень вертикальной интеграции определяется тем, какой контроль имеет инициатор интеграции над интегрированными фирмами. Иногда еще эту степень называют степенью устойчивости вертикальной интеграции. Вертикально интегрированная единица, а полном смысле слова, предусматривает сочетание двух типов контроля: контроля над собственностью предприятий, принадлежащих к разным стадиям технологической и/или сбытовой цепочки и контроля над их поведением. Однако в действительности они могут существовать относительно независимо друг от друга: в системе холдинга возможен вертикальный контроль над собственностью фактически без контроля над поведением, а рыночное поведение формально самостоятельных предприятий, в свою очередь, может контролироваться в отсутствии контроля над собственностью. В последнем случае можно говорить о вертикальном контроле, не закрепленном отношениями собственности. Основным способом создания вертикально интегрированных фирм в полном смысле слова, сочетающих контроль над собственностью и поведением, служат слияния и поглощения. 1.3. Горизонтальная интеграция, ее сущность, значение, виды. Горизонтальная интеграция – это интеграция предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг. Горизонтальная интеграция может быть однотипной, то есть состоять из предприятий одного типа, или комбинированной. Если торговая фирма имеет более десяти магазинов, она считается цепной. Главным признаком, объединяющим цепные супермаркеты, является принадлежность их одному и тому же владельцу; кроме того, все они обычно имеют одинаковый облик и применяют одинаковые методы торговли. Цепные торговые фирмы внесли первое крупное изменение в существовавшую много лет систему товародвижения при торговле продовольственными товарами. Рис.3 «Схема горизонтальной интеграции» Схема горизонтальной интеграции изображена на рис. 3 Существует несколько причин, по которым предприятие может участвовать в горизонтальной интеграции: Эффект масштаба может обеспечить основные конкурентные преимущества; Горизонтальная интеграция может быть связана с характеристиками роста в отрасли производства (например, быстрый рост); Предприятие может иметь избыток финансовых и трудовых ресурсов, что поможет ему управлять расширившейся компанией; Предприятию может потребоваться устранить с рынка товар, являющийся близким заменителем его продукта; Конкурент, которого хотят купить, может иметь значительный дефицит финансовых ресурсов. Горизонтальная интеграция – стремление получить своих конкурентов в собственность или под полный контроль в ситуациях, когда: Организация может стать монополистом в определённом регионе; Увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества; Конкуренты допускают ошибки из-за недостатка опыта управления, отсутствия особых ресурсов. Формами горизонтальной интеграции являются: Делегирование функций интегратору - передача права решения ряда вопросов основному (интегрирующему) предприятию; создание ассоциация, или межфирменных органов управления; создание консультативных органов при ограничении полномочий каждого из интегрируемых предприятий в согласованной области. В этих случаях некоторые вопросы интегрированные предприятия могут решать лишь после утверждения в консультативном органе; создание общих финансовых органов (банков, холдингов); создание органов управления имуществом (трастов); группировка, т.е. взаимный обмен акциями или иная форма участия в прибылях друг друга Для характеристики особенностей горизонтальной интеграции необходимо отметить ее роль в экономике. Большинство экономистов отмечают противоречивый характер данного процесса. С одной стороны, горизонтальная интеграция дает ряд преимуществ: 1. Слияние может привести к тому, что самый прогрессивный управленческий и технический опыт будет направлен на использование недостаточно эксплуатируемых фондов. 2. Слияние может привести к экономии на масштабах производства, что способствует снижению себестоимости, улучшению качества продукции и стимулирует производительность труда. 3. Слияние может дать возможность предпринимателю продать свою фирму кому-то, кто уже знаком с этим типом производства и, следовательно, будет занимать более выгодную позицию и заплатит самую высокую цену. Перспектива выгодной продажи побуждает предпринимателей основывать новые фирмы, стимулируя конкуренцию, облегчая как выход на рынок, так и уход с рынка. 4. Интеграция помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации. 5. В отдельных случаях горизонтальная интеграция позволяет объединять эффекты масштаба и размеры и тем самым сокращать средние издержки на производство продукции. Обычно такие типы горизонтальных объединений выгодны и в социальном плане. С другой стороны, горизонтальная интеграция противоречит сущности рыночной экономики: 1. Слияния прямых конкурентов могут привести к приобретению одним из хозяйствующих субъектов значительной власти на рынке, увеличению вероятности того, что остальные хозяйствующие субъекты станут открыто либо тайно координировать свои решения в области ценообразования или объема выпускаемой продукции. 2. Проблема состоит в том, что широкомасштабное развитие интегрированных предприятий может привести к концентрации экономической и политической мощи в ограниченном количестве центров влияния, тем самым препятствуя проникновению на рынки новых фирм. 3. Данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия. Как правило, горизонтальная интеграция применятся тогда, когда отрасль не концентрирована. В этом случае она приводит к сокращению средних издержек на производство продукции и выгодна в социальном плане. В случае, когда отрасль высококонцентрирована, тогда горизонтальная интеграция эффективна при следующих условиях: 1. При условии, что на отраслевом рынке действуют крупные иностранные компании. 2. Если необходимо освоение новой технологии, ожидается высокая эффективность деятельности новой структуры. 3. При условии, когда одна из компаний, входящая в состав этой новой структуры, испытывает серьезные финансовые трудности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Торговое дело, 43 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Торговое дело, 45 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Торговое дело, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Торговое дело, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg