Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Деятельность русских князей в деле социального воспитания и благотворения

cool_lady 170 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 17 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Объект изучения - деятельность князей в Киевской Руси. Предмет - благотворительная деятельность князей в Киевской Руси. Цель – получение представления о направлениях княжеской благотворительности. Для раскрытия темы работы нужно решить такие задачи как: рассмотрение основных этапов в истории Киевской Руси; определение роли князей в благотворительной деятельности; узнать на кого была направлена княжеская благотворительная деятельность; уточнить как она осуществлялась.
Введение

Изучая княжескую благотворительность, мы можем наблюдать благотворительность в целом на уровне государства Киевская Русь. Актуальностью работы. Нам нужно знать исторические корни и мотивы благотворительности, не повторять уже сделанных ошибок, знать своих великих предшественников, учитывать их опыт в деле заботы о благе человека. В данной работе, я проведу анализ княжеской благотворительности в Киевской Руси в контексте той эпохи, обращаясь к истории Древнерусского государства и структурируя информацию из работ разных авторов. Разработанность темы. Проблемы княжеского попечительства и благотворительности не имеют однозначного толкования в отечественной исторической науке. Так, в работах ученого А. Стога благотворительная деятельность князей рассматривается как древнейшая форма общественного призрения. Е. Д. Максимов оценивает княжескую систему поддержки как благотворение на основе внутренних, индивидуальных мотивов и потребностей отдельных личностей, в контексте христианских представлений о сущности милосердия. П. И. Нещеретний, основываясь на положениях В. Ключевского о влиянии природных факторов на формирование "народного темперамента", связывает географические и природные условия с формированием важнейших духовных и нравственных основ восточных славян — человеколюбием и открытостью. В этом он видит главные причины становления благотворительности в Древней Руси как общественного явления. Как показывает М. В. Фирсов, в подходах к княжескому "нищелюбию" исследователи не учитывали множества факторов. Важнейшими среди них являются: изменение геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжеском праве, оформление новой общественной стратификации. Все это в конечном итоге приводило к антиисторизму в интерпретации благотворительных акций русских князей, что к тому же осложнялось установками времени.
Содержание

Введение………………………………………………………….……….3 1 Благотворительность в Древней Руси ……………………….……….5 2 Благотворительность Смутных времен …………………….…….…..8 3 Петровские деяния ………………………………………………..……9 4 Правление Екатерины II ……………………………………………….10 5 Эпоха реформ …………………………………………………………12 6 ХХ век. Царская Россия ……………………………………………….14 Заключение……………………………………………………………….17 Список литературы………………………………………………………18
Список литературы

1. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России / Т. А. Локтионова. — // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 267-269. 2. Свердлов А.З. "Курс лекций по социальной работе и благотворительности", Санкт-Петербург, 2001. 3. Тарасова Н.Г. История волонтерского движения в России: информационный дайджест / МАУК «ЦБС» г. КировоЧепецка, ЦГБ им. Н. Островского, Отдел информационных ресурсов и технологий;– Кирово-Чепецк, 2018. - 16 с.: ил.
Отрывок из работы

1 Благотворительность в Древней Руси Известный русский историк и писатель XIX века М. П. Погодин утверждает, что в языческой Руси «заботиться о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян». Правда, тогда благотворительность (никем не организованная да и не называемая так) носила простейший характер родственной или соседской взаимовыручки и заключалась, главным образом, в кормлении, одевании и приюте наименее защищенных членов своей общины — стариков, одиноких женщин, детей. Путешественники с Запада, посещавшие в те времена земли восточных славян, отмечают в своих записках, что человеколюбие, сострадательность, стремление разделить горе и беду другого были характерны для наших далеких предков задолго до того, как они в 988году приняли христианство. С принятием христианства призрение бедных осеняется религиозным чувством и концентрируется в церквях и монастырях. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня - важный ритуал для спасения души. Раскрывая сущность древнерусского благотворения, крупнейший историк начала XIX века В. О. Ключевский пишет: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице... В годы становления Киевской Руси благотворительность еще не была государственной обязанностью, оставаясь делом исключительно отдельных нищелюбцев и прежде всего князей, которые, как считалось, обязаны заботиться о благосостоянии вверившихся им людей. Князей оценивали не только по государственным делам, но и по их отношению к бедным, больным и престарелым. Заметной вехой на пути становления благотворения на Руси стало княжение Владимира 4, именуемого в народе Крестителем. Рисунок 1 - Святославича, Монастырская больница. Миниатюра из рукописи «Житие Антония Сийского». 1648 г Князь-христианин велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, «брать кушанье и питье, и деньги из казны», а дряхлым и больным посылал телеги, груженные хлебом, мясом, рыбой, «овощем разным», медом в бочках и квасом. Именно при нем были построены первые богадельни, больницы и странноприимные дома. Радение о страждущих после Владимира становится предметом внимания последующих русских князей - Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского. Но в годы монгольского нашествия прибежищем для нуждающихся в помощи становится русская православная церковь. Она полностью берет на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы (во всяком случае, в первый период своего господства на Руси) уважительно относились к духовенству и освобождали церковь и монастыри от поборов. И еще долго благотворительность в России была связана с церковью [1]. Внушая людям мысль, что помогать нуждающимся — дело богоугодное, церковь подавала пример такого отношения во времена стихийных бедствий, войн, голода. В неурожайные годы церковь не только спасала голодающих, но по необходимости и давала крестьянам зерно для посева — на этот случай в монастырях хранился своего рода «страховой фонд». Немалые доходы церквей, монастырей, патриархов и митрополитов предписывалось тратить на прокормление убогих и нищих, поскольку считалось, что «церковное богатство — нищих богатство». При монастырях возникают богадельни, бесплатные больницы и детские приюты. Через церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась вплоть до конца XVII века. И все же обычай благотворения в форме подаяния милостыни не умалял, а способствовал развитию нищенского промысла и бродяжничества. «Церковные и богадельные люди» стали, по существу, профессиональными нищими, которые населяли целые слободы вокруг церквей и монастырей. Лженищие, всячески избегавшие труда, ходили по миру, увеличивая число праздношатающихся. Выдавая себя за больных и убогих, они «отбирали» тем самым милостыню у истинно нуждающихся. Армия домогающихся подаяния год от года росла [1]. Рисунок 2 - Благотворительная деятельность монастыря. Миниатюра из рукописи «Житие Сергия Радонежского». Конец XVI в. Сергий Радонежский и братия подают дары князьям, боярам, воинам 2 Благотворительность Смутных времен Впервые заговорил о необходимости создать государственную помощь в России царь Иван Васильевич Грозный. На Стоглавом соборе, который состоялся в 1551 году, он сказал, что в каждом городе должны быть построены богадельни для мужчин и женщин и больницы. Собор, отметивший чрезмерный рост нищенства и тунеядства, высказался за упорядоченность помощи нуждающимся, то есть за организованное призрение. Средства на эти цели должны поступать от частных лиц, а контроль за их расходованием отдавался в руки духовенства и целовальников (так назывались тогда должностные лица). Решение этого высокого собрания можно считать началом сотрудничества светских и церковных властей в деле помощи страждущим. И тем не менее нищенство в России оставалось серьезной социальной проблемой и на протяжении всего XVII века. Царские власти пытались справиться с ней, развивая государственную благотворительность. Так, в царствование Алексея Михайловича, в 1649 году, было принято «Соборное уложение», где в свод гражданских законов («Кормчую книгу») вошли статьи об общественном призрении. Создаются специальные приказы, занимающиеся призрением бедных, начинает функционировать приказ, ответственный за строение богаделен. В 1682 году молодой царь Федор Алексеевич строго предписывает собрать в Москве всех нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и госпитали или «раздать» по монастырям, а «здоровым лентяям дать работу» [2]. 3 Петровские деяния Петр I повел непримиримую борьбу с нищенством, приносившим моральный и экономический вред государству. Он впервые попытался сформировать систему светских благотворительных заведений - гошпиталей, содержавшихся на частные пожертвования и объединявших в себе черты больницы, богадельни и сиротского дома. Гошпитали появились в 1715, но еще долгое время большая часть требующих попечения стариков, детей и инвалидов по-прежнему распределялась по монастырям. В послепетровский период значительных сдвигов в деле призрения не наблюдалось, хотя количество благотворительных заведений постепенно увеличивалось [2]. Рисунок 3 - Битье в проводку по торгам и рядам. Во времена Петра I пойманных за нищенство повторно били «нещадно батожьем» на площади и ссылали на каторжные работы, а баб и детей принудительно отправляли трудиться на мануфактуры 4 Правление Екатерины II При Екатерине II возникла сеть воспитательных домов для детей сирот и незаконнорожденных ("зазорных") младенцев. В России это стало благотворительной новацией. 1 сентября 1763 года по указу Екатерины II был издан Манифест об "Учреждении Московского Воспитательного дома". Строили этот дом на частные пожертвования (сама Екатерина II выделила из своих средств 100 тысяч рублей и обязалась ежегодно жертвовать еще по 50, а цесаревич Павел - по 20 тысяч). Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге. Лишь во времена правления Екатерины II фактически начались и регулярные взносы жертвователей на строительство благотворительных учреждений, на организацию общественных и частных мест для помощи нуждающимся.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, История, 26 страниц
2002 руб.
Реферат, История, 23 страницы
200 руб.
Реферат, История, 25 страниц
300 руб.
Реферат, История, 18 страниц
180 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg