Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики

cool_lady 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена важностью овладения первоклассниками младших классов навыков контроля в образовательном процессе, поскольку такие навыки способствуют переходу первоклассника младших классов в полноценного субъекта учебной деятельности. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы. Как форма проверки знаний, контроль должен быть выработан педагогом у каждого обучающегося, у последнего должен возникнуть интерес к постоянной проверке своей работы. Имея определенную структуру: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, учебная деятельность не может быть сведена ни к одному из компонентов отдельности. Поскольку контроль является составляющей учебной деятельности, то и роль его действий значима: он способствует полноценному формированию успешной учебной деятельности. В письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 указано на существенность проверки достижений младших школьников как составляющих процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Анализ состояния практики обучения математике в начальной школе показывает, что действие контроля относится преимущественно к компетенции учителей. Новая образовательная парадигма – личностно-ориентированная, определила приоритетные задачи в области российского образования, переход на личностно-ориентированные технологии обучения. Одним из актуальных при этом является вопрос о формировании у учителя умений контроля как важнейшей составляющей в общем контексте формирования личности. Степень научной разработанности темы исследования. Как отмечается в работах некоторых ученых (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) играющая роль регулятора процесса выполнения учебной работы учащихся, функция контроля очень важна. Она способствует корректировке личных интеллектуальных умений, дает возможность устранить пробелы в знаниях, оценить свою деятельность (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, П.И. Пидкастый, Н.Ф. Талызина и др.). Современные исследования (Г.А. Балл, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, О.Б. Епишева, Г.С. Ковалева и др.) позволяют говорить о том, что типичным недостатком в работе педагога служит запоздание оценочных суждений учащихся об уровне их знаний и умений, которая, напротив, должна заменяться оценкой продвижения учащихся в познании. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблем контроля знаний непрерывно изучается учеными и педагогами – практиками, что позволяет сформировать и обобщить именно эффективный педагогический опыт, а также накопить и систематизировать знания по данной проблематике.Проблема исследования: при каких педагогических условиях формирование самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики будет успешно? Цель исследования - выявить педагогические условия формирования самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики. Объект исследования – формирование самоконтроля у младших школьников. Предмет исследования – процесс формирования самоконтроля у младших школьников посредством вычислительной деятельности на уроках математики. Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики будет наиболее успешно, если: 1. Использовать алгоритм контрольных действий учащихся. 2.Использовать комплекс заданий вычислительного характера, направленный на формирование умения самоконтроля. 3. В процессе учебной деятельности используются педагогические приемы, направленные на формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять контроль своих действий, оценивать результаты достижений. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «самоконтроль» в структуре учебной деятельности детей младшего школьного возраста. 2. Раскрыть специфику вычислительной деятельности на уроках математики в начальной школе. 3. Проанализировать опыт формирования самоконтроля младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики. 4. Изучить уровней сформированности самоконтроля у младших школьников. 5. Разработать комплекс заданий, направленных на формирование самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности. 6. Проанализировать результаты исследования. Методологическую основу исследования составили теоретико-методологические положения формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики, изложенные в работах А.Б, Воронцова, О.Б. Епишевой, С.Г. Манвелова, Г.В. Репкиной и Е.В. Заика, Н.Ф. Талызиной, на основании которых проводилось диагностическое тестирование младших школьников и разрабатывались организационно-педагогические условия и система уроков по формированию у младших школьников навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, педагогической, психологической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (тестирование для оценки уровня сформированности навыков самоконтроля у младших школьников, количественная и качественная обработка результатов). База исследования: : МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Истра, 1 «Д» класс (экспериментальная группа) и 1 «Г» класс (контрольная группа). Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

В Российской Федерации Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года № 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, им определены результаты, которыми должен обладать учащийся к окончанию начальной школы. В их числе личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Стандартом предопределены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по математике. Таким образом, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую тенденцию, как умение учиться. Становление личности и психических процессов школьников младших классов происходит, в основном в рамках процесса воспитания и обучения (образования). Поэтому важным является понимание учителем начальных классов развивающей и воспитывающей функции обучения, также применение учителем в практической деятельности эффективных методов и приемов воспитания и обучения. В общеобразовательной школе, в том числе начальной, одним из основных предметов является математика, так как она обеспечивает развитие логического мышления, практические навыки, полученные при ее изучении, необходимые для профессиональной и трудовой подготовки школьников.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики 8 1.1. Самоконтроль в структуре учебной деятельности детей младшего школьного возраста 8 1.2. Специфика вычислительной деятельности на уроках математики в начальной школе 15 1.3. Анализ опыта формирования самоконтроля младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики 23 Выводы по 1 главе 31 Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию самоконтроля младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики 33 2.1. Изучение уровней сформированности самоконтроля у младших школьников (констатирующий этап) 33 2.2. Содержание работы по формированию самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности (формирующий этап) 39 2.3. Сравнительный анализ результатов исследования (контрольный этап) 49 Выводы по 2 главе 52 Заключение 54 Список литературы 56 Приложения 62
Список литературы

1. Баматова Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 66-68; 2. Безрукова В. С. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 381 с. 3. Божович Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: учебно-методическое пособие / Е.Д. Божович. – Москва: МПСИ, 1999. – 224 с. 4. Болатаева В. Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №10.5. — С. 6-7. 5. Вершинина Л.В., Дичинская Л.Е. Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия // Вестник ЧГПУ. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-samokontrolya-kak-universalnogo-uchebnogo-deystviya (дата обращения: 17.11.2019). 6. Вершинина Л.В., Дичинская Л.Е. Подходы к формированию готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. – №2-1. – с. 41-45 7. Вершинина Л.В., Дичинская Л.Е. Модель формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников // Вестник ЧГПУ. 2015. – №9. – с. 20-26 8. Габеева Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 15: Теория и методика обучения. – С. 102-107. 9. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 2010. – 150 с. 10. Грицощенко Е.С. Формирование умения самоконтроля у младших школьников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Педагогическое образование в России. 2013. – №6. – с. 212-215 11. Данелич М.Е. Вычислительная техника как средство обучения приёмам вычислений // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 47-49. 12. Демидова Т.Е. Приемы рациональных вычислений в начальном курсе математики / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 94-103. 13. Демидова Т. Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/upload/iblock/d41/Demidova.pdf (дата обращения: 16.11.2019). 14. Дубинчук Е.С. Основные подходы к формированию вычислительной культуры младших школьников: монография / Е.С. Дубинчук. – СПб.: Карандаш, 2014. – 103 с. 15. Жданова, Н. М. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Н. М. Жданова, Е. С. Мальцева // Вестник ШГПУ. – 2017. – № 3 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samokontrol-v-strukture-uchebnoy-deyatelnostimladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.10.2019). 16. Зайцева С. А., Методика обучения математике в начальной школе/ С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – М.: Гуманитарное. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 192 с. 17. Заровская В. А. Самоконтроль и взаимоконтроль в начальных классах // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 955-957. 18. Ильина О.Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / О.Н. Ильина, М.В. Платонов // Наука, образование, общество. – 2015. – №4(7). – С. 103-106 19. Истомина Н. Б., Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студ. сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с. 20. Каирова Н. З. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников / Н. З. Каирова // Начальная школа. – 2014. – № 8. – С. 42-44. 21. Калиниченко А. В. Методика преподавания начального курса математики: проф. модуль: преподавание по программам нач. общ. образования: учеб. пособие / А. В. Калинченко, Р. Н. Шикова, Е. Н. Леонович; под ред. А. В. Калинченко. – М.: Академия, 2014. – 207 с. 22. Клецкина А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2011. - 120с. 23. Корякова Х. Н., Сидорова Е. Э. Формирование навыков самоконтроля младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 241–242. 24. Крылова Н.Б. Формирование у младших школьников учебных действий самооценки и самоконтроля [Электронный ресурс] // Самооценка и самоконтроль у младших школьников. 2013. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/01/13/doklad-po-temeformirovanie-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 11.10.2019) 25. Кузнецова М. И. Особенности контроля и оценивания образовательных достижений младших школьников / М. И. Кузнецова // Начальная школа. – 2012. – № 5 – С. 7-12. 26. Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка у младших школьников: учебное пособие / Е.Ю. Лавлинская. – М.: Проспект, 2014. – 130 с 27. Лавлинскова Е.Ю. Методика формирования навыка устного счета (по системе общего развития Л.В. Занкова). - М.: Панорама, 2006. - 176с. 28. Лисьих Л. В. Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников / Л. В. Лисьих // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX междунар. науч. конф., июль 2016 г., Санкт-Петербург / отв. ред. Е. И. Осянина, Л. Н. Вейса. – СПб., 2016. – С. 57-59. 29. Мазаева Е. Н. Нетрадиционные формы контроля на уроках математики (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 56–59. 30. Максимова Т. П. Влияние формы кооперации младших школьников на развитие контрольно-оценочных действий / Т. П. Максимова // Развитие мотивационно-познавательной сферы младшего школьника в условиях учебной деятельности: сб. ст. – Волгоград, 1985. – С. 124-132. 31. Манвелов С. Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся: кн. для учителя / С. Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с. 32. Манвелов С. Г. Теория и практика современного урока математики: дис. … д-ра пед. наук / С. Г. Манвелов – Армавир, 1997. – 352 с. 33. Минаева С.С. Средства и методы формирования вычислительных навыков у младших школьников / С.С. Минаева // Научное Обозрение. – 2015. – №4(8). – С. 81-85. 34. Мельникова Н.А. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2011. - №18. - С. 9-14. 35. Михайлова И. И., Мендыгалиева А. К. Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 701–705. 36. Нуралиева Г.В. Методика обучения математике в начальных классах. /Учебное пособие для учащихся школьных отделений педагогических училищ/ изд. 2-е испр. - Ставрополь; «Ставрополь-сервис школа», 1999. – 288 с 37. Нюман О. В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности / О. В. Нюман // Начальная школа. – 2012. – № 4. – С. 14-17. 38. Огурцова М. Э., Томашевская О. А. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 89-96. 39. Омарова А.А. Формирование умений самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02/ А.А. Омарова. – Махачкала, 2004. – 141 с 40. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности / А. К. Осницкий. – М.: Знание, 1986. – 80 с. 41. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. – М.: Вузов. учеб., 2013. – 384 с. 42. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 400 с. 43. Репкина Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993. – 198 с. 44. Родионов М.А., Акчурина Э.Х. Пути и средства организации текущего самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sredstva-organizatsii-tekuschego-samokontrolya-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-matematike (дата обращения: 17.11.2019). 45. Романова О.Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки / О.Н. Романова, Е.В. Пискунова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. ? № 12. – С. 10-13. 46. Самаркина, Е.М. Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности [Электронный ресурс] // Компьютерная программа. 2014. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/22/samokontrol-isamootsenka-v-uchebnoy-deyatelnosti// (дата обращения: 14.10.2019) 47. Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: учеб.пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов / Г.И. Саранцев. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2011. – 208 с. 48. Столяренко Л. Д. Основы педагогики и психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2016. – 133 с. 49. Федоренко О. О., Пожидаева Т. В. Условия формирования вычислительных умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 436–438. 50. Федоров В.В. Роль предметных действий в формировании вычислительного навыка у младших школьников / В.В. Федеров // Вопросы педагогики. – 2015. - № 2(4). – С. 112-117. 51. Федотова Л.П. Повышение вычислительной культуры учащихся / Л.П. Федотова // Математика в школе. – 2014. – №43. – С. 2-5. 52. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе / С. Е. Царева. – М.: Академия, 2014. – 494 с. 53. Царева С.Е. Использование дидактических игр в формировании вычислительного навыка у младших школьников / С.Е. Царева // Наука и образование. – 2014. – №6. – С. 131-136 54. Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. – М.: ОИРО, 2010. – 432 с. 55. Яковлева Н. П. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников / Н. П. Яковлева // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 22-23. 56. Якунин В. А. Обучение как процесс управления: психол. аспекты / В. А. Якунин; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. – 160 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля у младших школьников в процессе вычислительной деятельности на уроках математики 1.1. Самоконтроль в структуре учебной деятельности детей младшего школьного возраста В педагогических исследованиях последних лет основы организации учебного процесса рассматриваются с позиций единства деятельности учителя (преподавание) и деятельности первоклассника (учения). Обязательным компонентом учения является самоконтроль, то есть необходимо сочетать в учебном процессе контроль учителя с самоконтролем обучающихся. Учеными (Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, Н.И. Кувшиновым) проведен ряд исследований, в которых отражены различные взгляды на сущность понятия «самоконтроль» в обучении и предложены подходы к решению задач формирования данного компонента учения у школьников. В частности, П.Я. Гальперин представил психологические основы теории и практики самоконтроля [9]. Осницким А.К. предоставлена общая характеристика самоконтроля как составляющей умения учиться. Описаны самоконтроль как фактор развития позиции субъекта учения в школьника. В целом, проблема самоконтроля в обучении представлена широким кругом вопросов. Однако, важность внедрения компетентностного образования в общеобразовательных учебных заведениях актуализирует исследования и дальнейшее комплексное изучение сути самоконтроля в дидактическом аспекте и целостный процесс его формирования у школьников [40]. Самоконтроль - достаточно сложное, многоаспектное явление, которое стало объектом специальных исследований в физиологии, психологии и педагогике. Исследование физиологических аспектов самоконтроля свидетельствуют о том, что в ходе филогенеза в человеке выработался физиологический механизм осуществления самоконтроля (П. Анохин, В. Бехтерев, Н. Бехтерева, А. Леонтьев, А. Лурия, И. Павлов, И. Сеченов). Важно отметить, что, рассматривая самоконтроль как психолого-педагогическое явление, ученые используют несколько терминов для его характеристики в процессе учения, а именно: «самоконтроль», «учебный контроль», «самопроверка», «индивидуальный контроль», «контроль внимание», «контроль за собственными действиями». В современных научных исследованиях общепринятым является термин «самоконтроль». Первые определения понятия «самоконтроль» появились в научной литературе в 50-е годы ХХ века (Н.Ф. Бундак, Б.П. Есипов, С.Ф. Иванов, С.М. Ривес, К.Д. Ушинский и др.) и были связаны с описанием трудовых процессов. В шестидесятые годы ХХ столетия появились определения самоконтроля (П.М. Ердниев, А.К. Маркова, Н.А. Омельченко и др.), которые выходили за пределы сферы трудового обучения школьников [1]. Позже появился ряд научных работ, в которых уточнялись разные стороны этого педагогического явления. В частности, В.А. Якунин подчеркнул, что «самоконтроль - это мера ответственности каждого за выполненные им ... действия, поступки, поведение, от которых зависит образ действий других участников учебного процесса и состояние педагогической системы в целом» [56]. С.Д. Максименко рассматривает самоконтроль как осознаваемую регуляцию своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, которые соответствовали бы поставленным целям, нормам, правилам, образцам [30]. А.Я. Савченко характеризует самоконтроль в обучении как «проверку субъектом собственных действий путем сопоставления, анализа, коррекции» [37]. Анализ приведенных выше и других определений самоконтроля позволяет выделить общее и отличное в подходах к его трактовке. Все авторы отмечают сознательный характер самоконтроля, объектом контроля является собственная деятельность человека, поведение, психическое состояние. Исследователи указывают на обязательную связь самоконтроля с ранее определенными человеком целями своей деятельности. Обязательным компонентом самоконтроля, по их мнению, является сравнение (соотнесение) реальных действий с усвоенными общепринятыми нормами (образцами). Многие авторы определяют самоконтроль через саморегуляцию, фактически отождествляя эти понятия. Другая группа ученых рассматривает самоконтроль как одну из функций саморегуляции [14]. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть подробнее существенные характеристики понятий «саморегуляция» и «самоконтроль», а также выделить похоже и отличное в их определениях. Общая последовательность формирования у человека саморегуляции в учебном процессе (на социальном уровне) такова: сначала взрослый регулирует извне поведение ребенка, заполняет его неспособность к саморегуляции [6]. На каждом возрастном этапе происходит постепенное изменение соотношений внешней и внутренней регуляции. Значительное количество педагогов выделяют самоконтроль как средство (компонент, условие, функцию) саморегуляции, обозначая тем самым иерархию этих понятий (Л. Арета, В. Гринева, А. Захарова, Г. Никифоров, А. Осницкий). Е.Д. Божович характеризует самоконтроль как одну из высших форм саморегуляции, выделяет его в качестве одного из показателей регуляторной позиции школьника как субъекта обучения [3]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что осуществление саморегуляции невозможно без включения механизмов самоконтроля и, в свою очередь, самоконтроль, в частности в учебной деятельности, функционирует в кольце саморегуляции. Остановимся подробнее на рассмотрении описанных в научных исследованиях особенностей функционирования самоконтроля в ходе обучения. Обучение является одной из сфер человеческой жизни, в которой формируется и осуществляется самоконтроль. В работах, посвященных рассмотрению дидактических аспектов самоконтроля обучающихся, представлены различные взгляды на место самоконтроля в учебном процессе. Очевидно, эти различия объясняются тем, что особенностью самоконтроля является его функционирование на каждом этапе учения. При этом предметом исследования ученых выступает не только целостная структура процесса, но и организация его определенных компонентов. Исследователи единодушны во мнении о том, что успешное осуществление обучающимися самоконтроля в обучении возможно лишь в результате специально организованной работы по его формированию на уровне умений и навыков. Актуальность определения дидактических подходов к формированию у школьников самоконтроля в ходе реализации компетентностного подхода приводит специальный анализ существенных характеристик этого педагогического явления, а именно: целей, функций, видов, объектов, направления структуры и тому подобное [19]. Так, В.А. Онищук считает целью самоконтроля в процессе учения предотвращение и исправление ошибок. Одной из существенных характеристик самоконтроля является его функции, поэтому прямое указание на функции самоконтроля случается в большинстве определений этого понятия, а также в отдельных характеристиках его структуры. Однако, у исследователей нет единого мнения по поводу содержания функций самоконтроля [41]. В психолого-педагогических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Ж.А. Байрамова, В.Н. Ефимов, М.Р. Кудаев, Н.В. Кузьмина, А.С. Маслов, Е.И. Перовский, П.И. Пидкасистый, С.В. Фролова) выделены и охарактеризованы такие функции самоконтроля в учебном процессе как регулирующая, планирующая, проверочная, контрольно-оценочная, коррекционная. По мнению вышеуказанных исследователей, регулирующая (регулятивная) функция самоконтроля обеспечивает управление первоклассниками собственной деятельностью, в том числе учебной. Реализация планирующей функции проявляется в прогнозировании школьниками своей деятельности на основе знаний о зонах труда, в ситуациях возникновения новой учебной задачи. Суть проверочной функции самоконтроля заключается в установлении первоклассником степени совпадения (соответствия, адекватности) эталона (образца, мнимых правильных действий) и составляющей, контролируется (достигнутых результатов). Контрольно-оценочная функция осуществляется при сопоставлении школьниками плана, приемов работы, результатов с поставленной целью, в оценке их адекватности этой цели. Реализация коррекционной функции самоконтроля позволяет первокласснику в случае выявления отклонения (несогласованности) выполненного действия от заданного образца уточнить план (программу) действий, исправить сам план или приемы, входящих в его состав (ход действия), реализовать этот план [13]. Раскрытию сути самоконтроля способствует рассмотрение его видов, которые довольно подробно освещены в трудах педагогов. Ученые выделяют различные основания для классификации видов самоконтроля. Определяем итоговый самоконтроль как систему практических и умственных действий, которые осуществляет первоклассник после выполнения задания с целью проверки правильности употребления определенного способа действия (состава, полноты и последовательности соответствующих операций). Объектом итогового самоконтроля является конечный результат собственного действия [9]. Характеризуем текущий самоконтроль как систему практических и умственных действий, которые осуществляет первоклассник при выполнении задания с целью проверки правильности употребления определенного способа действия (состава, полноты и последовательности соответствующих операций). Объектом текущего самоконтроля выступает способ выполнения действия. Овладение данным видом самоконтроля непосредственно влияет на формирование произвольности [42]. Выполнение школьником итогового и поэтапного самоконтроля предусматривает реализацию проверочной контрольно-оценочной и корректирующей функций самоконтроля. Наиболее сложным видом самоконтроля является прогнозируемый. Когда первоклассник усвоит его, он может выделять так называемые «зоны трудностей», прогнозировать возможные результаты деятельности в начале ее осуществления. По мнению Г.В. Репкиной, Е.В. Заики, упреждающий самоконтроль - предварительное выделение первоклассником «зон трудностей», прогнозирование возможных результатов применения определенного способа действия до начала выполнения задачи [43]. Исследователи считают владение обучающимися данным видом самоконтроля важнейшим показателем сформированности у них учебной деятельности, ее саморегуляции. Исходя из этого, можно сделать вывод: осуществляя прогнозируемый самоконтроль, школьник реализует планирующую и регулирующую функции самоконтроля в обучении. В дидактике предложена и классификация видов самоконтроля обучающихся, которая непосредственно связана с особенностями учебного процесса. Учебная работа школьников может осуществляться в различных формах: фронтальной, групповой, парной, индивидуальной. В соответствии с этим по формам организации выделяют фронтальный, парный (взаимный) и индивидуальный контроль (самоконтроль). Рассматривая особенности осуществления самоконтроля в обучении, исследователи описали процесс его эволюции [54]. Сначала самоконтроль направлен на основное действие и идет за ним. Затем самоконтроль совпадает с этим действием, а позже - опережает его. Такая характеристика эволюции самоконтроля непосредственно связана с его видами, определяя последовательность их формирования в обучении: итоговый самоконтроль, пооперационный, а затем - упреждающий. Исходя из предоставленных выше характеристик самоконтроля, предлагаем определение этого понятия: самоконтроль - структурный элемент учения, что составляет систему практических и умственных действий, которые осуществляет школьник с целью проверки правильности употребления определенного способа действия (состава, полноты и последовательности соответствующих операций) [37]. Особенности эволюции самоконтроля в обучении определяют специфику его направления и объектов. Человек осуществляет контроль по двум направлениям: извне и внутрь. При этом в первом случае объектами контроля выступают поступки и действия другого человека, а в втором - объектом контроля становятся собственные поступки и действия, то есть человек осуществляет самоконтроль. В ходе обучения происходит изменение направления контроля, который осуществляет школьник от контроля, направленного наружу, к самоконтролю, то есть понятие «самоконтроль» характеризует направление контроля школьника на собственную учебную деятельность, его объект - реальный или предполагаемый процесс, или результат собственных действий, который указывает на самостоятельный характер этого действия [13]. Итак, самоконтроль в обучении является достаточно сложным образованием. Он имеет особую структуру. Структура самоконтроля характеризуется особым набором операций (действий обучающихся), которые находятся в определенной связи, иерархически организованы, взаимосвязаны. Несмотря на существование некоторых различий в представленных учеными описаниях структуры самоконтроля, их общими элементами являются: наличие образца (плана, модели) действия; сопоставления реального действия и образца; коррекция работы (при необходимости). Таким образом, анализ научной литературы по проблеме позволяет определить самоконтроль как одну из высших форм саморегуляции. Исследователями охарактеризована суть самоконтроля в ходе учения, его цель, функции, виды, объекты, направления и структура. Определяем самоконтроль как структурный компонент учения, что составляет систему практических и умственных действий, которые осуществляет школьник с целью проверки правильности употребления определенного способа действия (состава, полноты и последовательности соответствующих операций). 1.2. Специфика вычислительной деятельности на уроках математики в начальной школе На уроках математики дети знакомятся с разными видами учебной деятельности, что определяется характером поставленных перед ними задач, поскольку вычислительная деятельность направлена на обобщение знаний разных способах вычисления. По мнению Т.Е. Демидовой, «вычислительная деятельность… направлена на усвоение знаний об общих способах вычислений и формирование вычислительных умений и навыков» [12]. Содержание вычислительной деятельности базируется на знаниях о числах и четырех арифметических действиях, так же свое место здесь занимают свойства этих действий и приемы исчислений, по сути своей абстрактные понятия, что дает возможность рассматривать ее как мыслительную. Вычислительная деятельность включает в себя следующие компоненты: учебные вычислительные задачи, мотивы, общие способы исчислений, самооценка, самоконтроль, которые все взаимообусловлены, взаимосвязаны и в процессе деятельности выполняют определенные функции, замещая и помогая друг другу, что обеспечивает целостность всей структуры. Как считает А.А. Клецкина, включиться в полноценную учебную деятельность позволяет именно вычислительная деятельность, так как она содействует овладению элементами вычислительной культуры. В содержание вычислительной деятельности младших школьников содержится не только знание об общих способах вычислений и вычислительные умениях, а также знания частных способов вычислений, приемы проверки результатов вычислений, универсальные учебные действия [22]. При организации вычислительной деятельности применяются почти все содержательные линии начального курса математики, что является важнейшим условием установления связи теоретических знаний и заданий, то есть задания подбираются так, что их выполнение требует осознанного применения изученных знаний. Организация вычислительной деятельности младших школьников способствует развитию элементов вычислительной культуры, что является важным результатом современного начального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. В процессе вычислительной деятельности на уроках математики у младших школьников формируются вычислительные умения и навыки. Н.Б. Истомина считает, что вычислительные навыки, в первую очередь, связаны с вычислительными умениями, что определяет их как действие, которое направлено на реализацию определенной операции. При этом дети осознают и контролируют сами эти операции. [19]. С.Е. Царева отмечает, что вычислительные навыки можно рассматривать, как умение найти или выбрать подходящий вычислительный алгоритм для каждого вычислительного случая, а также оценить правильность хода и результата выбранного алгоритма [52]. Под вычислительным навыком мы будем понимать высокую степень овладения вычислительными приёмами. Знать для каждого случая, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро – значит приобрести вычислительные навыки. Существует понятие «вычислительные умения», предполагающее усвоение вычислительного приема, который можно представить в виде последовательности операций. В отличие от умения навыки характеризуются свернутым и автоматизированным выполнением действий, с пропуском промежуточных операций, когда контроль переносится на конечный результат [1]. В начальном курсе математики дети должны усвоить на уровне навыка: - таблицу сложения и вычитания в пределах 10; - таблицу сложения однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания; - таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Усвоение этих таблиц должно быть доведено до автоматизма. В противном случае, дети будут испытывать трудности при овладении различными вычислительными умениями, в каждое из которых в качестве операций входят вычислительные навыки. Следует отметить, что вычислительный навык рассматривается не только как умение достичь правильного результата, но и максимально сократить время, которое выделено на выполнение вычислительных операций. Первоклассник, используя различные знания, может выбрать наиболее удобный (легкий) для него в конкретной ситуации приём, что быстрее других приведёт его к результату [49]. Опираясь на разработки М.А. Бантовой [1], в качестве критериев сформированности вычислительного навыка можно выделить следующие: - правильность; - осознанность; - рациональность; - обобщенность; - автоматизм; - прочность. Сегодня, в век развития электронных средств вычислительной техники, умение пользоваться калькулятором стало неотъемлемой частью математической культуры современного человека. Поэтому необходимо определиться, какими характеристиками должны обладать вычислительные навыки. Несомненно, конкретные числа и действия машине задает человек. Но не будем исключать ситуации, когда машина просто может дать «сбой», или задающий ей числа и операции сам допускает ошибку. Поэтому школьников следует учить давать предварительную оценку результата на основании округления исходных данных и промежуточных результатов действий, т.е. анализировать и прогнозировать собственные действия [1]. Организация процесса по формированию вычислительных навыков должна основываться на применении способов организации вычислительной деятельности младших школьников, способствующих не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. Иными словами, процесс по формированию вычислительных навыков должен быть организован поэтапно. Например, традиционная система предполагает ряд этапов, которые направлены на работу над каждым отдельным приёмом: 1. Подготовка к введению нового приёма. На этом этапе создается готовность к усвоению вычислительного приёма, а именно: первоклассники должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается приём вычислений, а также овладеть каждой операцией, входящей в состав приёма. Например, можно считать, что первоклассники подготовлены к восприятию вычислительного приёма ±2, если они знакомы с конкретным смыслом действий сложения и вычитания, знают состав числа 2 и овладели вычислительными навыками сложения и вычитания вида ±1; готовностью к введению приёма внетабличного умножения (13х6) будет знание учащимся правила умножения суммы на число, знание десятичного состава чисел в пределах 100 и овладение навыками табличного умножения, навыками умноженная числа 10 на однозначные числа, навыками сложения двузначных чисел. При подготовке к введению нового приёма центральным звеном является овладение первоклассником основными операциями. 2. Ознакомление с вычислительным приёмом. На данном этапе учащиеся усваивают суть приема, а именно: определяют какие операции нужно выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия. При введении большинства вычислительных приёмов важно использовать наглядность. Например, оперирование множествами, прибавляя к 6 число 3, придвигаем к 6 квадратам 3 квадрата по одному. В других случаях в качестве наглядности используется развернутая запись. Например, при введении приёма внетабличного умножения выполняется запись: 13х6 = (10+3)х6 =10х6+3х6 = 60+18 = 78 Важно сопровождать выполнение каждой операции пояснениями вслух. Сначала эти пояснения выполняется под руководством учителя, а потом самостоятельно учащимися. 3. Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка. На данном этапе школьники должны твердо усвоить систему операций, которая составляет приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком. Упражнения на применение вычислительных приемов играют решающую роль на всех стадиях формирования вычислительных навыков. Важно следить за тем, чтобы было достаточное число упражнений, чтобы они были разнообразными как по числовым данным, так и по форме. Необходимым условием формирования вычислительных навыков является умение учителя организовать внимание детей. Особенно важно организовать внимание в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. Навыки беглого устного счёта оказывают большое влияние на формирование вычислительных навыков. Отлично активизирует мыслительную деятельность, развивает память, внимание и автоматизирует навык проведение устного счёта в начале урока. Стоит отметить, что необходимо не просто тренировать первоклассников в устном счёте, но и уточнять, как они нашли результат и какими приемами пользовались. Если в ходе анализа обнаружится применение разных приёмов, то их следует сравнить, оценить и на основе их установить преимущества и недостатки того или иного приёма (таблица 1). Таблица 1 Классификация вычислительных приемов Приемы Содержание 1. Приемы, теоретическая основа которых — конкретный смысл арифметических действий. К ним относятся: приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10 для случаев вида а + 2, а + 3, а + 4, а + 0; приемы табличного сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 20; прием нахождения табличных результатов умножения, прием нахождения табличных результатов деления. 2. Приемы, теоретической основой которых служат свойства арифметических действий. К этой группе относится большинство вычислительных приемов. Это приемы сложения и вычитания для случаев вида 53 ± 20, 47 ± 3, 30 – 6, 9 + 3, 12 – 3, 35 ± 7, 40 ± 23, 57 ± 32, 64 ± 18; аналогичные приемы для случаев сложения и вычитания чисел больших, чем 100, а также приемы письменного сложения и вычитания; приемы умножения и деления для случаев вида 14 ? 5, 5 ? 14, 81 : 3, 18 Ч 40, 180 : 20, аналогичные приемы умножения и деления для чисел больших 100 и приемы письменного умножения и деления. Общая схема введения этих приемов одинакова: сначала изучаются соответствующие свойства, а затем на их основе вводятся приемы вычислений. 3. Приемы, теоретическая основа которых — связи между компонентами и результатами арифметических действий. К ним относятся приемы для случаев вида 9 ? 7, 21 : 3, 60 : 20, 54 : 18, 9 : 1, 0 : 6. При введении этих приемов сначала рассматриваются связи между компонентами и результатом соответствующего арифметического действия, затем на этой основе вводится вычислительный прием. 4. Приемы, теоретическая основа которых — изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения одного из компонентов. Это приемы округления при выполнении сложения и вычитания чисел (46 + 19, 512 – 298) и приемы умножения и деления на 5, 25, 50. Введение этих приемов также требует предварительного изучения соответствующих зависимостей. 5. Приемы, теоретическая основа которых — вопросы нумерации чисел. Это приемы для случаев вида а ± 1, 10 + 6, 16 – 10, 16 – 6, 57 Ч 10, 1200 : 100; аналогичные приемы для больших чисел. Введение этих приемов предусматривается после изучения соответствующих вопросов нумерации (натуральной последовательности, десятичного состава чисел, позиционного принципа записи чисел). 6. Приемы, теоретическая основа которых — правила. К ним относятся приемы для двух случаев: а ? 1, а ? 0. Поскольку правила умножения чисел на единицу и нуль есть следствия из определения действия умножения целых неотрицательных чисел, то они просто сообщаются учащимся и в соответствии с ними выполняются вычисления. В процессе формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста также важно учитывать необходимость использования вычислительных приемов [51]: 1) прием округления чисел; 2) прием последовательного умножения и последовательного деления; 3) прием сокращенного умножения на 5, 25, на 9 и 11. На ознакомление учащихся с этими приемами можно отвести отдельные уроки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg