Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие памяти у младших школьников с задержкой психического развития на уроках чтения

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
В наше время все больше детей имеющие какие-либо психические или физические отклонения. Возрастает количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). В психолого-педагогической литературе имеются сведения об особенностях развития детей с ЗПР. При организации обучения и воспитания детей, необходимо учитывать особенности протекания психических процессов у детей, в нашем случае – необходимо учитывать особенности памяти детей с ЗПР.
Введение

Модернизация российского образования, а также современный этап развития психологии, как науки, проявляют повышенное внимание к изучению особенностей и вариантов развития личности. Ряд факторов: социально-экономические, экологические и пр., порождают стремительный рост количества детей с какими-либо проблемами развития. Именно задержка психического развития является особо актуальной психолого-педагогической проблемой современного общества. Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная деятельность. Учение для ребенка - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. В настоящее время проблема развития памяти младших школьников является одной из актуальных и социально значимых. Память – одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешнойи продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития человека, становления его личности. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим. В последние годы отмечается значительный рост школьников, у которых выявляются трудности в обучении и поведении, вызванные теми или иными отклонениями в развитии. Нередко это и является причиной неуспеваемости таких учащихся в школе. Наиболее многочисленной категорией таких учащихся являются младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. По разнымданным, школьники с задержкой психического развития различного генезасоставляют от 6 до 11% от числа всех учащихся. Невысокая успеваемость детей младшего школьного возраста всегда огорчительна и для родителей, и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще совсех сторон слышатся жалобы на плохую память. Несформированность познавательных процессов, как отмечают Т.В.Егорова и Н.Г.Поддубная, зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у младших школьников с задержкой психического развития при обучении вшколе. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебнаядеятельность становится ведущей в жизни школьника, полноценностьмнемической функции приобретает первостепенное значение. Как отмечают Н.Г.Лутонян, В.Л.Подобед, понимание характера отклонений у младшего школьника с задержкой психического развития даёт возможность психологу найти наиболее правильные пути психологического воздействия. Они считают, если педагог и психологвместе и систематически будут использовать правильно подобранные приемы иметоды, а также дидактические игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то повысится уровень развития психических процессов и активизируется побуждение к более активной деятельности младших школьников с ЗПР. Следовательно, необходимо своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и проводить коррекционно-развивающую работу, которая может привести к положительной динамике в развитии памяти. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развитияпамяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психическогоразвития в процессе учебной деятельности. Важной составляющей общего развития ребенка является его познавательное развитие – внимание, память, мышление, речь, воображение и другие. Основой познавательного развития является усовершенствование интеллектуальных способностей. Центральным фактором в становлении сознания и личности ребенка является память. Память лежит в основе способностей человека, является условиемнаучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, успешной адаптации к постоянно меняющейся действительности,нормального функционирования в социуме. Является доказанным, что отособенностей памяти детей зависит продуктивность учебной деятельности. Необходимостьисследования проблемы развития вербальной памяти у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развитияобусловлена ее значимостью всоциальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно - теоретическом и методическом планах. Характеристика закономерностей развития вербальной памяти у школьников с ЗПР позволит определить, влияет ли дефект на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции. Механизм развития памяти у школьников с задержкой психического развития представлен в исследованиях Л.С.Выготского, В.В.Лебединского, Г.Ш.Лавониной. Л.С.Выготский, У.Джеймс, Т.П.Зинченко раскрыли особенности памяти как психического процесса. Г.Ш.Лавониной, Р.О.Юрчик, Н.Г.Яковлевой раскрыта природа развития словесной и логической памяти у детей школьного возраста с ЗПР. В.Н.Ильин, А.Г.Морозова проанализировали особенности развития произвольной памяти у детей школьного возраста с задержкой психического развития. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, посвященным исследованию особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проблема развития вербальной памяти у детей данной категории не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований. Цель исследования: обоснование наиболее эффективных методов изучения и развития вербальной памяти у младших школьников с задержкой психического развития на уроках чтения. Объект исследования: память младших школьников с задержкой психического развития. Предмет исследования: особенности вербальной памяти учащихся 3 классас задержкой психического развития и ее развитие на уроках чтения. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что вербальная память детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет специфические особенности, обусловленные недоразвитием познавательной деятельности. Развитие вербальной памяти возможно на уроках чтения с помощью специальных заданий и игровых упражнений. Сформулированная цель и гипотеза определили задачи исследования: 1. Оценка современного состояния проблемы развития памяти у младших школьников с задержкой психического развития. 2. Разработка методики для изучения вербальной памяти учащихся с задержкой психического развития 3класса. 3. Выявление особенностей вербальной памяти младших школьников с задержкой психического развития. 4. Разработка рекомендаций по развития и коррекции вербальной памяти младших школьников с задержкой психического развития на уроках чтения. Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей вербальной памяти учащихся младших классов с задержкой психического развития и разработке рекомендаций коррекционно-развивающего характера для педагогов по ее развитию у данной категории учащихся на уроках чтения. Данная работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. Во Введении определены цель и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы. В 1-й главе «Проблема развития памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работах отечественных специалистов» раскрыты теоретические основы особенностей развития вербальной памяти у младших школьников в работах отечественных и зарубежных исследователей. Во 2-й главе «Экспериментальная работа по изучению вербальной памяти у младших школьников с задержкой психического развития» рассматриваются особенности и уровнень сформированности вербальной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработаны рекомендации по ее развитию у данной категории обучающихся на уроках чтения. В Заключении представлены выводы о важности развития вербальной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Доказывается актуальность выбранной темы, отмечается степень реализации цели и задач исследования, приводятся результаты психолого-педагогического исследования. Список литературы включает 48 теоретических источников. В Приложении представлено описание диагностических методик и бланки с результатами их выполнения, игровые упражнения по развитию и коррекции вербальной памяти у младших школьников с задержкой психического развития на уроках чтения. ?
Содержание

Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Проблема развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развитияв работах отечественных специалистов …………………………………………………………………..9 1.1. Память как психический процесси ее развитие в онтогенезе ………..9 1.2. Особенности развития вербальной памяти у младших школьников с задержкой психического развития на уроках чтения………22 Глава 2. Экспериментальная работа по изучению вербальной памяти у младших школьников с задержкой психического развития……………….31 2.1. Уровень развития и особенности вербальной памяти учащихся 3 классас задержкой психического развития……………………31 2.2. Методические рекомендации по развитию вербальной памяти у младших школьников с задержкой психического развития на уроках чтения……………………………………………………………...42 Заключение…………………………………………………………………….56 Список литературы……………………………………………………………58 Приложения…………………………………………………………………...62 ?
Список литературы

1. Бадаева В.И. Обследование познавательного развития детей школьного возраста с ЗПР/В.И. Бадаева//Дефектология, 2014. №4. 2. БарсуковаИ.Т. Память как психический процесс/ И.Т. Барсукова//Мир психологии, 2015.№4. 3. Бахарева М.Г. Формирование восприятия речи как условие, обеспечивающее социальную интеграцию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. (Дети с задержкой психического развития.) // Первое сентября: фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005. 4. БлонскийП.П. Память и мышление. Государственное социально-экономическое издательство Ленинград, 215 с. 5. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии/ Л.С. Выготский. М.: Академия, 2013. 659 с. 6. Грекова Т.А. Развитие техники чтения у школьников 1-ой ступени // Первое сентября: фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005. С.8-14 7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сборник научных трудов// Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер. М.: НИИ ОПП, 1981.157 с. 8. ДробинскаяА.О.Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная пресса, 2005. 125 с. 9. Дьякова М.И. Онтогенез памяти. М.: АСТ, 2014. 145 с. 10. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Просвещение, 1953. 252 с. 11. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991. 143 с. 12. Емельянова И.А. развитие вербальной памяти учащихся специальной (коррекционно) школы восьмого вида // Культура психолого-педагогического сопровождения детей как норма профессиональной деятельности педагогаСборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции. 2014. С. 44-48. 13. Жулина Е. Изучение и коррекция психического развития детей с ЗПР /Е. Жулина. – М.: PalmariumAcademicPublishing, 2012. 328 c. 14. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко.СПб.: Питер, 2012. 320 с. 15. Иванова Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста с ЗПР / Т.Б. Иванова. М.: Детство-Пресс, 2016. 112 c. 16. Ильина В.Н. Развитие личности ребенка с ЗПР. Екатеринбург: У-Фактория, 2015. 512 с. 17. Истомина З.М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие \М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. 455 с. 18. Костенкова Ю.А. Особенности формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. / Под ред. Иншаковой О.Б. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2001. 327 с. 19. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. 263 с. 20. Лавонина Г.Ш. Особенности развития словесной памяти у школьников с ЗПР // Дефектология, 2013. №1. 174 с. 21. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 2012. 168 c. 22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Академия, 2012. 345 с. 23. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2013. 487 с. 24. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику, психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников. М.: Ось-89, 2007. 205 с. 25. Лурия А.Р. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2015. 478 с. 26. Морозова А.Г. Специальная психология. СПб.: Питер, 2014. 583 с. 27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2013. 456 с. 28. Немов Р.С. Психология. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2013.688 с. 29. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.:Тривола, 2016. 360 с. 30. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. М.: Гардарики, 2015. 232 с. 31. Ордов И.М. Основы специальной психологии: учебное пособие. М.: Академия, 2015. 268 с. 32. Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся III класса школы для детей с задержкой психического развития// Дефектология, 1989. №4. С.3-9. 33. Развитиепамяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развивающиеупражнения // Сост. А.А. Головин. М., 2004. 98 с. 34. Репкина Н.В. Память в учебной деятельности школьника// Культурно-историческаяпсихология, 2009. Том 5. № 2. с. 86–94. 35. Рыжих О.Г. Развитие познавательной деятельности у школьников с ЗПР// Дефектология, 2015. №4. 149 с. 36. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 424 с. 37. Славина Л.С. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2016. 241 с. 38. Специальная психология: учебное пособие / под. ред. В.И. Лубовского.М.:Академия, 2014. 306 с. 39. Специальная психология:учеб. пособие. / Под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск: Выш. шк., 2012. 511 с. 40. Терентьева Ю.В. Механизмы произвольного запоминания // Вопросы психологии. 2016. – №4. С.26-39 41. ТиграноваЛ.И. Развитие словесной памяти у детей с ЗПР. М.:АСТ, 2011. 64 с. 42. Хайссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка.- М., 1964. 403 с. 43. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя. М.: Компекс – центр, 1994. 259 с. 44. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов.М.: Академия, 2012. 368 с. 45. ЮрчикР.О. Состояние памяти процессов у школьников с ЗПР //Молодой ученый, 2012. №5. 46. Яковлева Н.Г. Познавательное развитие школьника с ЗПР//Дефектология, 2016. №2. С.24 - 48 47. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997. 304 с. 48. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста//Логопедия, 2004. №2. 269 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Проблема развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работах отечественных специалистов 1.1. Память как психический процесс и ее развитие в онтогенезе Важнейшей особенностью любого человека является его память. Учеными доказано, что без памяти невозможно функционирование человека как индивидуума и личности, отсутствие способности к запоминанию - это серьезная патология, приводящая к нарушению всей мыслительной деятельности. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе, и на становлении маленького человека как личности. Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе младшие школьники овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям, а, следовательно, и развитию речи. Данные многих исследований говорят о высокой обучаемости детей младшего школьного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg