Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Диагностика развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

vika_glad 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «творческое воображение» – это такой вид воображения, в ходе которого ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для него самого общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты его деятельности.
Введение

Проблема развития творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи привлекает внимание специалистов в области педагогики, психологии и дефектологии. Прогрессивные тенденции в становлении педагогической практики и психологической науки создают новые задачи в ее изучении. Одна из подобных задач – это положение об индивидуальной специфике развития воображения, проявлений личности ребенка в его творческой деятельности. Воображение – это создание новых образов на основе предыдущего опыта. Это самый важный элемент в творческой деятельности человека, в том случае, если проблемная ситуация характеризуется недостатком знаний или представлений. В развитии и функционировании воображения речь занимает особое место. Наиболее важный этап в развитии воображения у дошкольников происходит непосредственно с усвоением речи. С помощью речи формируются представления об объектах, которые остаются в памяти ребенка. Дошкольники, чье речевое развитие протекает с отклонениями от нормы, остаются с крайне небогатыми формами воображения. Это дает право сделать вывод, что речь считается главным инструментом воображения, так же как и мышление. Наиболее продуктивным периодом для развития воображения считается старший дошкольный возраст (5–6 лет), поскольку непосредственно на этом этапе развития активизируется воссоздающееся, а затем и творческое воображение детей. Проблема развития творческого воображения представлена в работах Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Т.Г. Казаковой и т.д. ? Технологии и условия развития творческого воображения представлены в работах Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко и тд. Анализ литературы показывает, что изучаются всевозможные аспекты этой проблемы, но темы, связанные с развитием творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, недостаточно подробно освещены. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и методической недостаточностью развития этого процесса. Это и привело к выбору предмета исследования. Цель работы: теоретически обосновать и составить диагностическую программу для выявления уровня развития творческого воображения старших дошкольников. Объект исследования: развитие творческого воображения старших дошкольников. Предмет исследования: диагностика развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: для обследования развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходима диагностическая программа, направленная на выявление особенностей структурности продукта воображения, детализации образов воображения и оригинальности продуктов воображения. В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить основные подходы к проблеме развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 2. Определить критериальную базу диагностики развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 6 1.1 Проблема развития творческого воображения в общей психологии. 6 1.2 Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте. 11 1.3 Особенности развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 15 ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 21 2.1. Методическое обоснование разработки программы диагностики развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 21 2.2 Характеристика содержания программы диагностики развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 23 2.3. Рекомендации по выбору коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 29 Заключение 35 Список литературы 37 Приложение 41
Список литературы

1. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2013. – С. 112 2. Веракс Н.Е., Дьяченко О.М., Еще не поздно. М., Знание. 1991. – С. 128 3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / под ред. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М - 1995. – С. 93 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – С. 96 5. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / под ред. Л. И. Беляковой. М., 1985. – С. 41–48. 6. Грибовской А.А. Коллективное творчество дошкольников / А.А. Грибовской.– М.: ТЦ Сфера, 2013. – С. 192 7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. – С. 344 8. Давыдова, Г.В. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.В. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2014. – С. 128 9. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. – СПб.: «Детство Пресс», 2004. – С. 128 10. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Учебная литература, 2011. – 144 с. 11. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – С. 129 12. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса.– М.: Просвещение, 2012. – С. 659 13. Заика Е.В. Учитесь мыслить играя / Е.В. Заика // Наука и жизнь. – 2013. – № 4. – С. 54-56. 14. Зеньковский, В.В. Психология детства : пособие для психологов [Текст] / В.В. Зеньковский. – М. : Академия, 1996. – С. 347 15. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: Сфера, 2010. – С. 256 16. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология. М., 2006.– С. 320 17. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – С. 192 18. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения/ Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. – С. 34-37. 19. Кудрявцев, Т.В. Развивающее воображение / Т.В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 77-83. 20. Лахути, М. Д. Как научиться рисовать/ М.Д. Лахути. – Москва «Росмэн», 2008. – С. 96 21. Колль. Э.М. Рисование красками / Колль, Энн Мери. – М: ООО Издательство «АСТ», 2005. – С. 63 22. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Знание, 2005, 592с. 23. Немов, Р. С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1994. Книга I. – С. 495 24. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А.В. Никитина. – М.: КАРО, 2014. – С. 112 25. Общая психология [Текст] / под общей ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2013. – С. 560 26. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2013. – С. 512 27. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности / Л.В. Петухова. //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. - №2. – С. 23 28. Психология: Пособие для пед. училищ (школьных) / Е. И. Игнатьев, Н. С. Лукин, М. Д. Громов ; Под ред. Е. И. Игнатьева. - Москва : Просвещение, 1965. – С. 344 29. Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств / Т. Рибо. – Минск: Харвест, 2011. – С. 400 30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 712 31. Рыжова Н. В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. М., 2009. 32. Сахарова, О. М. Я рисую пальчиками/ О.М. Сахарова. – Издательский дом «Литера», 2008. – С. 32 33. Селиверстов В. И. История логопедии. Медико-педагогические основы. М., 2003. – С. 384 34. Скоробогатов, В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов / М.: Союз, 2002. – С. 356 35. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. – С. 812 36. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2013. 37. Соловьев, Л.Б. Развитие творческого воображения у детей / Л.Б. Соловьев. – М.: Гардарики, 2014. – С. 213 38. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль - 1997. – С. 240 39. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — С. 291 40. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Владос, 2014. – С. 456 41. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2004. – С. 96 42. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – С. 384
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1 Проблема развития творческого воображения в общей психологии Интерес к проблеме воображения, как психического процесса появился сравнительно недавно, на рубеже XIX–XX веков. В это время началась первая попытка экспериментального исследования функций воображения. Постепенно аспекты изучения этой проблемы расширялись, разрабатывались методы экспериментального исследования функции воображения и предпринимались попытки теоретического осмысления полученных данных, обсуждалась связь между образами и другими когнитивными процессами. Работа велась преимущественно по двум направлениям: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.), с другой стороны, изучалось функциональное развитие этого процесса (Е. И. Игнатьев и др.) Несмотря на то, что исследования на эту тему ведутся достаточно долго, точного определение понятия воображения нет. Это связано с тем, что воображение довольно специфический и сложный когнитивный психический процесс. Каждый автор предлагает свое определение этого понятия и его компонентов. Так, известный психолог Ж. Пиаже рассматривал воображение, как временную стадию искаженного отражения, и потому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая ему взамен ничего нового, а лишь искажает картину самой действительности [34]. Советский психолог Л.С. Выготский писал, что основой воображения является «психологический процесс привнесения новых человеческих впечатлений и построения на этой основе новых оригинальных образов, которых прежде не существовало и не повторяет уже существующих» [4, С. 15].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 20 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg