Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

vika_glad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2021
Коммуникативные навыки - это способность дошкольников правильно понимать и передавать информацию, взаимодействовать с другими людьми. К коммуникативным навыкам относятся: развитая лексика дошкольников путем ознакомления с исследованиями свойств и качеств предметов, явлений и материалов; умение выразить эмоционально позитивное отношение к собеседникам с помощью речевого этикета; навыки ситуационного делового общения; развитая связная диалогическая и монологическая речь; сформированы адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях; умение совместно искать взаимовыгодные решения в сложных ситуациях; - навыки саморегуляции эмоций; - развитая эмпатия, эмпатия, адекватная самооценка.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ГЭФ ДО) говорится: в детском саду должны быть созданы условия для развития дошкольников, открытия их возможностей для позитивной социализации, развития личности через общение со взрослыми и сверстниками. ГЭФ ДО [41] называет развитие коммуникативных навыков одним из условий успешной социализации дошкольников. В процессе ролевой игры дети учатся определенным коммуникативным нормам, вырабатывают модели поведения, которые постепенно фиксируются как более или менее устойчивые нравственные качества личности. Использование ролевых игр предполагает наличие у детей навыков в других творческих занятиях. Ролевые игры в процессе развития коммуникативных навыков имеют ряд преимуществ. Они позволяют погрузить дошкольников в ситуацию, близкую к реальной, показать свои актерские способности. Коммуникативные навыки являются показателем духовно-нравственного развития человека и определяют его нравственную ценность. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых взаимоотношений является основой для дальнейшего развития личности дошкольников и во многом определяет особенности самосознания взрослых, их отношение к обществу, поведение и благополучие людей. Многие негативные и разрушительные явления среди молодого поколения, наблюдаемые в последнее время, возникают в дошкольном возрасте из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков. Процесс развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, являющийся сложным и многогранным видом деятельности, требует специальных знаний и навыков, которые дошкольники получают в игровом процессе. В современном обществе быстро развиваются новые информационные и коммуникационные технологии, в связи с чем возрастает потребность в навыках общения. Растет значение умения вести продуктивный диалог в решении задач международной и внутренней политики, расширяются межэтнические контакты. Высокий уровень развития коммуникативных навыков является залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Уровень развития проблемы. Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников с помощью ролевой игры отражена в трудах и исследованиях многих ученых. Изучение теории развития коммуникативных умений дошкольников с помощью сюжетной ролевой игры проводилось учеными: А.Г. Арушановой [3], Н.В. Клюевым [12], Б.Ф. Ломовым [16], М.И. Лисина [15], Т.А. Репин [22], Е.О. Смирнова [24], С.В. Проняев [20], О.А. Черенков [25], К.Ю. Захарова [31] и многие другие. Методологической основой исследования послужили: теоретические представления о развитии коммуникативных навыков у дошкольников, разработанные в отечественной педагогике и психологии А.А. Бодалева [4], Л.Н. Галигузова [7], Ю.М. Жукова [10], В.А. Лабунской [14], М.И. Лисина [15], А.В. Мудрик [18], Н.А. Реуцкая [32], Е.О. Смирнова [24], Л.В. Чернецкая [26], Е.Р. Корчагина [32], Е. Акулова [27, 28], Н. Н. Рудакова [37] и другие. Цель: теоретически и эмпирически обосновать использование ролевых игр как средства развития коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: - раскрыть теоретические основы развития коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры; - провести развитие навыков общения дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры. Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у дошкольников. Предмет исследования: ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза: развитие коммуникативных навыков у дошкольников будет успешным, если вы будете использовать ролевую игру. Методы исследования: - теоретический - анализ научной литературы, научных работ, публикаций, нормативно-методических документов по развитию коммуникативных навыков у дошкольников; - эмпирическое - тестирование, мониторинг организации процесса развития коммуникативных навыков у дошкольников, изучение опыта развития коммуникативных навыков у дошкольников. Научно-исследовательская база: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Центр развития ребенка - Детский сад № 50» Родничок «. Практическая значимость исследования заключается в создании методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы родителями, педагогами, методистами, психологами, педагогами дополнительного образования, в работе по развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры 6 1.1 Психолого–педагогические аспекты развития коммуникативных навыков 6 1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников 10 1.3 Развития коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры 16 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры 22 2.1 Исследование исходного уровня развития коммуникативных навыков дошкольников 22 2.2 Комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у дошкольников 30 2.3 Анализ полученных результатов 36 Заключение 43 Список использованных источников 45
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2018 г. N 1155) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk Учебники, монографии, диссертации. 2. Артемова Л.В. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Л.В. Артемова. - М.: Гардарики, 2014. - 351 с. 3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. / А.Г. Арушанова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 с. 4. Бодалев А.А. Психология общения. / А.А. Бодалев. - М.: Издательство Институт практической психологии, - Воронеж: НПО МОДЭК, 2016. - 256 с. 5. Венгер Л.А. Сюжетно - ролевая игра и психическое развитие ребенка. / Л.А. Венгер. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.: Просвещение, 2015 – 127 с. 6. Воронова В.Я. Сюжетные игры старших дошкольников. / В.Я. Воронова. – М.: Гардарики, 2018. – 328 с. 7. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.H. Галигузова. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с. 8. Гончарова С.Л. Сюжетно-ролевая деятельность в воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения/ С.Л. Гончарова. // Социальное содействие: опыт без границ: Сборник статей. - Вып. 3. - Калининград: Изд-во ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям», 2015. - С. 59-62. 9. Губанова Н.Ф. Сюжетно-ролевая деятельность дошкольников. 2-5 лет: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. / Н.Ф. Губанова. - Электрон. текстовые данные. - М.: ВАКО, 2017.- 256 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26374.- ЭБС «IPRbooks», по паролю. 10. Жуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Моск. ун-т, 2016. - 104 с. 11. Жуковская Р.И. Сюжетные ролевые игры в детском саду. / Р.И. Жуковская. – М.: Эксмо, 2018 – 87 с. 12. Клюева Н.В. и др. Учим детей общению: пособие для работников ДОУ. / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 237 с. 13. Краснощекова Л.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс. 2015. – 356 с. 14. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного и незатрудненного общения. / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия, 2015. - 288 с. 15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Эксмо, 2015. - 383 с. 16. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 2015 - 354 с. 17. Михайленко Н.Я. и др. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя, 2 - изд. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Гном и Д, 2018. - 96 с. 18. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. / А.В. Мудрик. - М., Пед. Об-во России, 2015. - 320 с. 19. Петрова Т.И. Сюжетно-ролевые игры в детском саду. / Т.И. Петрова. - М.: Гардарики, 2014. - 195 с. 20. Проняева С.В. Воспитание коммуникативных умений у дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми. / С.В. Проняева // Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях. - Шадринск, 2015. - 26 с. 21. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Вагриус, 2014. - 238 с. 22. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 2015. - 231 с. 23. Реуцкая Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н.А. Реуцкая // Игра дошкольника. - М.: Эксмо, 2015. - 216 с. 24. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. - М.: Эксмо, 2016. - 226 с. 25. Черенкова О.А. Формирование коммуникативного развития детей 5-7 лет в игровой деятельности. / О.А. Черенкова. - Пенза, 2015. - 204 с. 26. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 256 с. Статьи из периодических изданий. 27. Акулова О.Н. Сюжетно-ролевые игры. / О.Н. Акулова // «Дошкольное воспитание», 2017. -№4. - С. 25-27. 28. Акулова О.Н. Тесты на выявление коммуникативных особенностей. / О.Н. Акулова // «Дошкольное воспитание». - 2018. - № 6. - С.10-12. 29. Арушанова А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение. / А.Г. Арушанова // «Дошкольное воспитание». - 2019. - № 5. - С. 35-40. 30. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 7 лет в сюжетно-ролевой деятельности. / Т.Н. Доронова // «Ребенок в детском саду». - 2019. - №2. - С. 18-21. 31. Захарова К.Ю. Развитие коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. / К.Ю. Захарова. // «Обруч». - 2016. - № 1. - С. 29-31. 32. Корчагина Е.Р. Развитие коммуникативного развития детей в сценической деятельности. / Е.Р. Корчагина. // «Обруч». - 2019. - № 3. - С. 28-30. 33. Макарова В.Н. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников. / В.Н. Макарова. // «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». - 2016. - № 10. - С. 98-107. 34. Неменова Т.С. Формирование творческих проявлений детей в процессе сюжетно-ролевых игр. / Т.С. Неменова. // «Дошкольное воспитание». - 2017. - №1. - С. 22-25. 35. Репина, О.К. и др. Старший дошкольный возраст: значение сюжетной игры для подготовки к школе / О.К. Репина, А.А. Либерман // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 6. – С. 28 - 31. 36. Репина, О.К. Исследование сюжетно - ролевой игры старших дошкольников / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. – М. 2014. – № 2. – С. 55 - 69. 37. Рудакова Н.Н. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей младшего дошкольного возраста. / Н.Н. Рудакова. // «Детский сад: теория и практика». - 2016. - № 3. - С. 20-25. 38. Экки Л. Сюжетно-ролевая деятельность / Л. Экки // «Детский сад: теория и практика», 2017. - №7. - С. 27-30.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры 1.1 Психолого–педагогические аспекты развития коммуникативных навыков В исследовании M.И. Лисина [15] считала, что дошкольный возраст - это время возникновения некогнитивно-когнитивной формы общения при совместной познавательной деятельности со взрослым. Повышенное любопытство дошкольников побуждает их задавать более сложные вопросы. Давая понятные и понятные ответы для взрослых, они выступают в роли ученых, расширяя свое информационное поле и стимулируя речевую активность. Такие отношения носят ситуационно-теоретический характер, поскольку обсуждаются различные проблемные ситуации. Организованное общение с детьми обогащает их коммуникативное развитие. T.A. Репин определяет понятие «общение» как [22 с. 57]: - аффективно-коммуникативные - умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; - взаимодействие субъектов осуществляется за счет средств, вызванных потребностями совместной деятельности. Б. Ф. Ломов выделяет следующие виды коммуникативных навыков [16 с. 45]: В дошкольном возрасте дети учатся взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируется понимание себя и возможностей личного общения. По мнению ученых (М.И. Лисин [15], Т.А. Репин [22], Е.О. Смирнов [24], С.В. Проняев [20], О.А. Черенков [25]) общение - это главное условие развития детей, главный фактор в формировании их личности и основного вида человеческой деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg