Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Компаративистский анализ условий и факторов социально-экономического развития южной Кореи и КНДР

happy_woman 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Объектом исследования является социально-экономическое развитие Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики. Предметом исследования выступают условия и факторы социально-экономического развития РК и КНДР как основание для последующего их (условий и факторов) сравнительного анализа. Гипотезой исследования является научное предположение о том, что современное социально-экономическое развитие Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики осуществляется в системе, одновременно, схожих и качественно различных условий и факторов, предопределяющих дальнейшую лидерскую форму развития для Южной Кореи и обосновывающих специфику «догоняющего развития» для Северной Кореи в форме системной технологической и социально-экономической стагнации. Цель работы заключается в том, чтобы на основе сравнительной характеристики условий и факторов современной социально-экономической динамики Республики Корея и КНДР, выявить и обосновать пути дальнейшего релевантного развития двух стран Корейского полуострова. Для достижения цели предлагается последовательное решение следующих задач: 1. Исследовать теоретические и методические аспекты как такового сравнительного анализа регионального социально-экономического развития различных стран и/или регионов мира. 2. Разработать методику сравнительного анализа уровня социально-экономического развития двух корейских государств. 3. Выявить и обосновать систему условий и факторов, детерминирующих содержание и динамику социально-экономического развития Республики Корея (с учетом феномена «экономического чуда») и КНДР (феномен «экономической архаики») в современных условиях. 4. Выявить и обосновать наиболее вероятные альтернативы дальнейшего развития социально-экономических систем Республики Корея и КНДР, с учетом современных региональных и макрорегиональных проблем. Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в выявлении и последующей систематизации результатов сравнительного анализа условий и факторов, детерминирующих модели социально-экономического развития двух корейских государств, а также в релевантных авторских выводах и научно-практических рекомендациях. В результате проведенного исследования, получены и выносятся на защиту следующие интегральные положения. Первое. В системе социально-экономического развития любого государства явление «социального» является ведущим и определяющим (в идеологическом, ценностно-смысловом и научно-практическом смысле), относительно явления «экономического». Второе. Возрастание роли и значения геосоциальных и социокультурных условий, а также инновационных когнитивных и производственно-технологических факторов, определяющих различную направленность и динамику социально-экономического развития двух корейских государств. Третье. Система условий социально-экономического развития, а также перечень факторов, влияющих на уровень социального и экономического развития отдельно взятого государства. Четвертое. Доказательство того, что при сохранении логики и направленности действия условий и факторов, Республика Корея утвердит статус одного из лидирующих государств региона, а КНДР окажется в «стагнационной ловушке», демонстрируя растущий разрыв в уровне и качестве социально-экономического развития в сравнении с южнокорейским государством. Методологической и методической основой выпускной квалификационной работы явились такие общенаучные методы познания, как системный подход, анализ и синтез, единство исторического и логического, метод сравнения и аналогий, измерение, наблюдение и описание. Особое внимание было уделено статистическим показателям, характеризующим социально-экономическое развитие Южной Кореи и Северной Кореи. Также был использован гипотетический метод исследования, научное абстрагирование, логико-гносеологический метод познания. В работе нашли применение статистические данные, опубликованные на официальных сайтах государств, а также на сайтах международных организаций. Теоретическая и научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что предполагаемые выводы и положения, а также теоретические положения могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем социально-экономического развития двух государств Корейского полуострова. Кроме того, полученные данные позволяют оценить современную социально-экономическую ситуацию в РК и КНДР, а умозаключения, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть полезны для дальнейшего анализа условий и факторов социально-экономического развития любой страны. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении работы отражаются такие аспекты, как актуальность и степень разработанности проблемы; объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования; научная новизна, положения, выносящиеся на защиту, а также теоретическая и научно-практическая значимость работы. Первая глава посвящена изучению сущности и содержания феномена «социально-экономическое развитие», рассматривается система условий и факторов регионального социально-экономического развития и объясняется методика проведения исследования. Во второй главе рассматриваются особенности условий и факторов социально-экономического развития РК и КНДР, анализируются сходства и различия двух государств. В третьей главе описываются альтернативы дальнейшего развития социально-экономических систем стран Корейского полуострова. В заключение выпускной квалификационной работы подводятся общие итоги проведенного исследования, раскрывается целостность выводов и решенных исследовательских задач, делается умозаключение о достижении цели работы и подтверждении научной гипотезы.
Введение

Актуальность темы исследования. Республика Корея и КНДР имеют общие социокультурные, социально-экономические и геополитические корни, однако развитие этих государств имеет противоположную социально-экономическую и технологическую направленность, что отражается на современном уровне жизни и общем социально-экономическом развитии стран. Данный феномен вызывает большое количество вопросов, которые подлежат изучению, и в связи с этим на сегодняшний день наибольший интерес представляет сравнение условий и факторов современного социально-экономического развития Южной и Северной Кореи. Качественные различия онтологии и феноменологии развития двух корейских государств актуализируют предметность релевантного сравнительного анализа. Кроме того, актуальность темы исследования предопределяется следующими положениями: Во-первых, необходимостью уточнения и конкретизации ключевых понятий и категорий, характеризующих теоретические аспекты как такового сравнительного анализа социально-экономического развития различных стран и/или регионов мира; при этом конкретизации подлежат такие понятия, как «социально-экономическое развитие», «система условий и факторов социально-экономического развития» и другие. Во-вторых, потребностью отдельного анализа условий и факторов, детерминирующих эволюцию и современную динамику социально-экономического развития двух корейских государств, в контексте общемировых и макрорегиональных тенденций развития. В-третьих, необходимостью разработки и использования методики (возможно, матрицы) компаративистского анализа содержания и направленности социально-экономического развития Республики Корея и КНДР. В-четвертых, императивами выявления и обоснования реальных альтернатив дальнейшего развития социально-экономических систем стран Корейского полуострова, а также научно-практического значения предполагаемых результатов сравнительного анализа. Степень научной разработанности проблемы. Социально-экономическое и политическое развитие Республики Кореи и КНДР привлекают внимание российских и зарубежных учёных таких, как Асмолов К.В. и Торкунов А.В. с каждым годом всё больше. Данная проблематика рассматривается с учётом исторических аспектов и социокультурных факторов развития стран. Однако недостаточно исследованными остаются проблемы, непосредственно связанные с характеристикой факторов социально-экономического развития, а также с анализом конкретных форм и способов воздействия этих факторов на динамику хозяйственных отношений. Актуальность темы, а также ее недостаточная разработанность современной отечественной и зарубежной наукой предопределили объект, предмет, гипотезу, цель и задачи исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты сравнительного анализа регионального социально-экономического развития 8 1.1 Сущность и содержание феномена «социально-экономическое развитие» 8 1.2. Система условий и факторов регионального социально-экономического развития 14 1.3. Методика компаративистского анализа условий и факторов социально-экономического развития стран и регионов мира 19 Глава 2. Сравнительная характеристика современных социально-экономических систем Республики Корея и КНДР 24 2.1. Особенности условий и факторов социально-экономического развития Республики Корея 24 2.2. Специфика условий и факторов социально-экономического развития КНДР 32 2.3. Системный сравнительный анализ условий и факторов 37 социально-экономического развития РК и КНДР 37 Глава 3. Альтернативы дальнейшего развития социально-экономических систем стран Корейского полуострова 44 3.1. Укрепление лидерских позиций Республики Корея 44 среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона 44 3.2. Возможные пути социально-экономического развития КНДР 50 Заключение 65 Список используемой литературы 67
Список литературы

I. Литература на русском языке 1. Курбанов, С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. / С.О. Курбанов — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — 680 с. 2. Торкунов, А.В. История Кореи (Новое прочтение) / А.В. Торкунов, C.В.Волков, А.В. Ланьков и д.р. — «Российская политическая энцик-лопедия» (РОССПЭН), 2003. – 430 с. 3. Зимин В.А., Морозова Г. А. Политическая модернизация в Российской Федерации, ее особенности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4. Т. 6-1 (28). – 335 с. 4. Н.В. Рогова, О.Ю. Ульянова. Экономическая теория: Краткий курс лекций для студентов ИДО / Сост. Н.В. Рогова, О.Ю. Ульянова; ВолгГАСУ.– Волгоград, 2006. с. 20 5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008г., с. 148 6. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов. 2-е изд. СПб. : Питер, 2006. 336 с. 7. Гудков П.А. Методы сравнительного анализа. Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008 – 81 с. 8. Дэвид Джери, Джулия Джери Сравнительный метод // Большой толковый социологический словарь (Collins) / пер. с англ. — М., 1999. — Т.1,2 9. О Корее. 5. Экономика. Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. яз., 2016. – 12с. 10. Новации во внешней и внутренней политике КНДР. Реакция основных региональных акторов // «У карты Тихого океана». Информационно-аналитический бюллетень № 37 (235). Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН. – 25 с. 11. Азиатские соседи России: взаимодействие в региональной среде: коллективная монография / под ред. Г.Д.Толорая; Институт экономики РАН. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 205 с. 12. Леженина Т.В. Сотрудничество России с Северной Кореей по взаимным интересам // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. – 2015. – № 1. – 45 с. 13. Лешаков П. Южнокорейская экономика в условиях глобального финансового кризиса // Корейский полуостров: время новых вызовов: Доклады, представленные на 13-й научной конференции корееведов России и стран СНГ. М.: ИДВ РАН, 2009. – 255 с. 14. Мудрова Е. Современные тенденции развития интеграционных связей Республики Корея // Корейский полуостров: накануне перемен: Доклады, представленные на 16-й конференции корееведов России и стран СНГ (Москва, 29–30 марта 2012 г.). М.: ИДВ РАН, 2012. – 195 с. 15. Беликова К.М., Ахмадова М.А. Инвестиционная политика стран БРИКС (на примере Индии и Китая). // Законодательство и экономика – 2016. –№ 1. – 150с. 16. Большой энциклопедический словарь. СПб., 2000. С. 1263 II. Литература на иностранном языке 1. Kim Suk-hyon Korean Cultural Codes and Communication // International Area Studies Review. March. 2003. Vol. 6. №. 1 2. Lim Jae-Cheon. Institutional Change in North Korean Economic Development since 1984: The Competition between Hegemonic and Non-Hegemonic Rules and Norms. // Pacific Affairs, Vol. 82, No. 1 (Spring, 2009). 3. Smith H. North Korea: markets and military rule. Cambridge University Press, 2015. 4. Lankov A. The Real North Korea: Life and Politics in the Failed Stalinist Utopia. NY: Oxford University Press, 2013. Р. 165. III. Интернет-ресурсы 1. Шимшилов Сергей Александрович Социальное развитие: структура, сущность, содержание // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2004. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-struktura-suschnost-soderzhanie 2. Экономический словарь // URL: http://ekslovar.ru/slovar/r-/razvitie-ekonomicheskoe.html 3. Сахарова Ольга Николаевна Индекс развития человеческого потенциала: место России в современном мире // Вестник ТИУиЭ. 2014. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indeks-razvitiya-chelovecheskogo-potentsiala-mesto-rossii-v-sovremennom-mire 4. Минаев Юрий Николаевич Анализ факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона // Вестник ТГУ. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-faktorov-vliyayuschih-na-uroven-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona 5. Беликова Ксения Михайловна Инвестиционная политика и стратегии привлечения инвестиций в Южной Корее: ретроспектива и современ-ное состояние // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-politika-i-strategii-privlecheniya-investitsiy-v-yuzhnoy-koree-retrospektiva-i-sovremennoe-sostoyanie 6. Пак Елена Геннадьевна Социально-философский анализ истории формирования менталитета корейского народа // Вестник КемГУ. 2015. №1-2 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskiy-analiz-istorii-formirovaniya-mentaliteta-koreyskogo-naroda 7. Суслина С.С., Самсонова В.Г. Южная Корея в новой архитектуре по-литико-экономических связей в АТР // Вестник Московского универ-ситета. Серия 25. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuzhnaya-koreya-v-novoy-arhitekture-politiko-ekonomicheskih-svyazey-v-atr 8. Федоровский Александр Николаевич Приоритеты участия Республики Корея в интеграционных проектах // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-uchastiya-respubliki-koreya-v-integratsionnyh-proektah 9. Толстокулаков И. А. Участие государств Корейского полуострова в миграционных процесах и проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии // Известия Восточного института. 2008. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-gosudarstv-koreyskogo-poluostrova-v-migratsionnyh-protsesah-i-problemy-bezopasnosti-v-severo-vostochnoy-azii 10. Ward Peter. Market Reforms with North Korean Characteristics: Loosening the Grip on State-Owned Enterprises. URL: https://www.38north.org/2017/12/pward122117/ 11. Захарова Л. В. Современная экономика КНДР и перспективы ее трансформации // Проблемы Дальнего Востока 2019. Выпуск №2 C. 91-URL: http://ras.jes.su/pdv/s013216250004643-0-2 12. Клименко Анатолий Филиппович Национальные интересы России в АТР, их соотношение с интересами других акторов в регионе // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2013. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-interesy-rossii-v-atr-ih-sootnoshenie-s-interesami-drugih-aktorov-v-regione 13. Леженина Татьяна Владимировна, Тригубенко Мария Евгеньевна К проблеме отношений России с КНДР в современных условиях // РСМ. 2016. №2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-otnosheniy-rossii-s-kndr-v-sovremennyh-usloviyah 14. Костюнина Г. Транстихоокеанское стратегическое партнерство – новая парадигма для АТЭС? [Электронный ресурс] // МГИМО-Университет [Офиц. сайт]. 20.09.2011 г. URL: http://www.mgimo.ru/news/ experts/document210903.phtml
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты сравнительного анализа регионального социально-экономического развития 1.1. Сущность и содержание феномена «социально- экономическое развитие» Для того чтобы детально разобраться в этом вопросе, для начала необходимо обратиться к сущности таких понятий, как «социальное развитие» и «экономическое развитие». Итак, социальное развитие – это направленное изменение материальных и идеальных социальных объектов, и социальных процессов. Оно выражается параметрами благосостояния, главными из которых являются: здоровье, доступность труда, получение качественного образования, уровень квалификации, реальные доходы, потребление духовных и материальных благ и многие другие . Социальное развитие обычно предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. п. Обществоведы, социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений, социального развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т. д. Что касается экономического развития, то это воспроизводство и постепенное качественное и структурное изменение производительных сил, науки, культуры и общего благосостояния общества. Экономическое развитие обязательно включает совокупность общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях способов производства и распределения материальных благ . Также под экономическим развитием в узком смысле подразумевают процесс экономического роста, структурных сдвигов в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения . Стоит отметить, что необходимо отличать понятия «экономическое развитие» и «экономический рост». Йозеф Шумпетер, американский и австрийский экономист, социолог, политолог и историк экономической мысли, обозначил различие между развитием и ростом экономики и объяснил это следующим образом: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится». То есть экономический рост — это, прежде всего, количественные изменения - увеличение производства и потребления одних и тех же товаров, и услуг (в частности, почтовых карет) со временем, а экономическое развитие — это положительные качественные изменения, новшества в управлении, в производстве, в продукции, в услугах, в экономике в целом — то есть инновации . По мнению автора, не существует однозначного определения социально-экономического развития. Прежде всего социально-экономическое развитие представляет собой целе- и ценностно ориентированное преобразование. При этом в условиях нарушения равновесия управляемость определяется как детерминированное свойство развития. Социально-экономическое развитие само по себе есть сложный, поступательный переход или преобразование общественного производства посредством определенных механизмов в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов. Социально-экономическое развитие – не линейный процесс, осуществляется по спирали, включая нисходящий цикл. Кроме того, это единство и борьба противоположных тенденций, противоречивых социальных практик. Социально-экономическое развитие – это такой процесс, который осуществляется в результате качественных изменений, преобразований, переход одного состояния, структуры в качественно новое . Стоит отметить, что социально-экономические процессы очень многообразны. Они различаются по содержанию, так по темпам и срокам их протекания, по своим последствиям. Они взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому их изучение предусматривает типологизацию. Что касается классификации социальных процессов, можно классифицировать социально-экономические процессы по четырем основаниям: форма или очертание, которые принимает процесс; итог, результат процесса; осведомленность населения о процессе; движущие силы процесса. С точки зрения формы социально-экономические процессы делятся на: а) направленные, необратимые (прогресс, регресс), при этом как прогрессивные, так и регрессивные изменения могут иметь однолинейный (стадиальное развитие), мультилинейный (наличие нескольких альтернативных траекторий прохождения одних и тех же стадий) и нелинейный характер (ступенчатое отражение восходящей и нисходящей линий); б) ненаправленные, застойные (стагнация); ненаправленные процессы могут быть случайными (мобилизация или демобилизация социальных сил) и циклическими, повторяющимися либо равномерно, либо с ускорением, либо с замедлением (общественное производство) . По характеру конечных результатов можно выделить такие процессы, как: а) морфогенезис – созидательный процесс, приводящий к возникновению совершенно новых социально-экономических условий, состояний общественного производства; б) трансмутации – процессы, которые влекут за собой лишь модификацию, реформацию существующих норм, правил, организаций. Они бывают двух видов: репродуцирование – адаптивные, уравновешивающие или поддерживающие процессы, указывают на изменение внутри чего-то и трансформация – изменение структуры или функций, указывают на изменение чего-то. С позиции восприятия и отражения в сознании людей социально-экономические процессы подразделяются на: явные, распознаваемые, предсказуемые; латентные, нераспознаваемые, неоцениваемые как положительные или отрицательные; процессы-бумеранги, которые люди могут распознавать, воспринимать их течение и надеяться на их определенный эффект, но последствия таких процессов плохо предсказуемы. С точки зрения движущих сил процессы подразделяются на: а) эндогенные, внутренней причиной – раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри изменяющегося объекта; б) экзогенные, с внешней причиной – являются ответом на вызов извне, на стимул, давление внешних факторов. Все вышеназванные социально-экономические процессы протекают на макро-, мезо-, и микроуровне, поэтому выделяются макро-, мезо- и микропроцессы. Макроуровень охватывает весь мир, национальные государства. Те, что на мезоуровене – регионы в рамках государства; сообщества, ассоциации. Микроуровень – это процессы, протекающие в повседневной жизни отдельных организаций, групп, индивидов. Социально-экономическое развитие имеет различную временную продолжительность: разделяют кратковременные, среднесрочные и долговременные процессы. Таким образом, при разработке социально-экономической стратегии развития государства или региона необходимо учитывать вышеприведенные классификации, так как особенности каждого вида находят свое отражение в организации управленческой деятельности. Эффективное управление является предпосылкой, неотъемлемым свойством и результатом положительного социально-экономического развития общества в целом. Что касается целей социально-экономического развития, то они должны быть: социально-значимыми, т.е. отвечать интересам всего общества, а не только предпринимателей, обеспечить в стране комфортные, по мировым меркам, условия жизни в соответствии с возможностями, которые открываются благодаря научно-техническому и организационному прогрессу; выражены в конкретной форме, позволяющей отслеживать их исполнение и не служить прикрытием иных целей. Ориентируясь на перечень основных и второстепенных показателей социально-экономического развития можно выделить тактические цели социально-экономического развития, среди которых: • достижение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала; • пространственное развитие территории: повышение устойчивости системы расселения; • устойчивое и динамичное повышение качества жизни населения; • увеличение доходов; • снижение уровня бедности; • улучшение образования, питания и здравоохранения, • равенство доступности благ вреди населения и т.д. В соответствии с целями развития регионов строится система критериев и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и целях развития, международные организации оценивают степень развития регионов и стран по универсальным интегральным показателям. Система показателей социально-экономического развития – это комплексная количественная модель, которая характеризует состояние развития экономики и населения отдельно взятого государства и позволяющая судить об относительном уровне его развития. Одним из таких показателей является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – один из наиболее важных показателей, который измеряется по трем основным направлениям: измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс долголетия; доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием, здоровье и долголетие, индекс образования; достойный уровень жизни, измеряемый личиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС), индекс дохода . Другим немаловажным показателем социально-экономического развития является ВВП на душу населения — это валовой внутренний продукт, деленный на среднегодовую численность населения. По своей сути ВВП - это сумма добавленной стоимости в валовом исчислении по всем внутренним производителям, плюс любые продуктовые налоги, минут субсидии, не включенные в стоимость продуктов. Этот показатель вычисляется без учета выбытия произведенных активов и без учета истощения природных ресурсов. Данные представляются в текущих долларах США. Кроме ИЧР и ВВП на душу населения, которых недостаточно для точного определения действительного положения конкретной страны в рейтинге стран мира по социально-экономическому развитию, поэтому также используют комплекс показателей. На Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе обнародовали результаты индекса инклюзивного развития — рейтинга, который определяет положение страны в мире. Данный показатель учитывает не только ВВП, но еще 11 параметров, которые характеризуют общий уровень жизни в стране и равенство среди всех слоев населения. Всего в Индексе инклюзивного развития 12 показателей, которые разделены на три группы: Рост и развитие Инклюзивность Преемственность поколений и устойчивость развития ВВП на душу населения Коэффициент расслоения общества по доходам Скорректированные чистые сбережения Производительность труда — ВВП на одного работника Уровень бедности Парниковая интенсивность ВВП (килограммы выбросов CO? на доллар) Ожидаемая продолжительность Коэффициент расслоения общества по распределению богатства Государственный долг Здоровой жизни занятость населения Медианный доход Коэффициент демографической нагрузки Таким образом, социально-экономическое развитие – это комплекс социального и экономического. Социальное-экономическое развитие страны определяет не только совокупный рост ВВП, но и такие показатели как средний доход домохозяйств, возможности трудоустройства, экономическая безопасность и качество жизни, следовательно, нельзя считать, что отдельно взятая экономика имеет тенденцию к росту, если это отражается только в экономической сфере. Поэтому имеет смысл утверждать о том, что имеет место первенство «социального» над «экономическим» в сущности феномена социально-экономического развития. 1.2. Система условий и факторов регионального социально-экономического развития На сегодняшний день существует система условий социально-экономического развития. Эти условия можно сгруппировать в пять основных групп: природные ресурсы, население, предприятия, инновации и инвестиции, которые представлены в сводной таблице (см. таб. 1). Таблица 1 УСЛОВИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Природные ресурсы Население Предприятие Инновация Инвестиция • Экологическая безопасность; • Экологическая емкость территории; • Стабильное финансирование экологических и природоохранных программ; • Природно-климатические условия; • Восстановление уникальных природных комплексов; • Уровень развития перерабатываю-щей промышленности; • Экспортный потенциал региона; • Лимиты на природные ресурсы и выбросы; • Минерально-сырьевые ресурсы; • Качество окр. среды. • Уровень заработной платы населения; • Наличие и качество жилья в регионе; • Уровень потреби-тельских цен; • Наличие рабочих мест, соответствующих образованию и квалификации населению региона; • Социальная поддержка насе-ления в регионе; • Экологическое благополучие; • Система здравоохранения; • Система высшего образования; • Учреждения детского и юношеского воспитания; • Культурная среда, духовная жизнь. • Налоговый и предпринима-тельский климат; • Платежеспособный спрос населения региона; • Развитость финансово кредитной системы региона; • Наличие свободных кредитных ресурсов; • Экономические особенности факторов производства; • Политическая и социальная стабильность региона; • Развитие науки, сферы образования и системы переподготовки кадров; • Емкость регионального рынка; • Качество транспортной инфраструктуры; • Отдаленность от рынков сбыта. • Развитость научно-технического центра, образования; • Способность прогнозирования научно-технического прогресса; • Законодательное обеспечение инновационного процесса; • Динамика развития производства в регионе; • Международное сотрудничество; • Коммерциали-зация научно-производственной деятельности; • Защита интеллектуальной собственности; • Наличие инвестиций; • Опыт применения крупных инновационных проектов. • Благо-приятность предпринима-тельского климата; • Финансово-экономическая ситуация в регионе; • Поли-тическая стабильность и преемствен-ность власти региона; • Устойчивость бюджетной системы; • Прогрессив-ность менеджмента в региональном управлении; • Уровень финансово-экономическо-го развития региона; • Опыт реализации крупных инвестицион-ных проектов. Кроме вышеназванных условий социально-экономического развития территории существует множество факторов экономического развития, которые также оказывают влияние на функционирование экономической системы и уровень жизни отдельно взятой территории. Особый интерес составляют факторы, оказывающие влияние на уровень социально-экономического развития территории. Как правило, на такое развитие действует не один определенный фактор, а целая группа факторов. Стоит отметить, что такой набор факторов меняется во времени. На одни факторы регионального развития можно определенным образом воздействовать (например, инвестиции в основной капитал), а на другие нет (например, природные ресурсы территории) . На социально-экономическое развитие региона оказывают возрастающее влияние следующая система факторов : Для некоторых конкретных регионов более высокое значение имеют те факторы, которые характерны для отраслей специализации. Вообще Отраслевые факторы – это уровень концентрации производства в данной отрасли, уровень текущей конкурентоспособности отрасли, уровень обеспеченности сельскохозяйственным сырьем пищевой промышленности, уровень обеспеченности сырьем природоэксплуатирующих отраслей, сравнительная стоимость рабочей силы для трудоемких отраслей, уровень обеспеченности квалифицированными кадрами наукоемких отраслей, сравнительный уровень концентрации потребительского спроса населения в регионе (для отраслей, ориентированных на региональные рынки). Уровень социально-экономического развития региона во многом зависит от расположенных на территории региона определенной отрасли специализации или базовых отраслей. Так как базовые отрасли, к которым относится экономическая активность домашних хозяйств, органов власти, предприятий и управления приносят доход в регион из других регионов, что, в свою очередь, благотворно влияет на развитие всего региона. Стоит отметить, что минерально-сырьевые, энергетические, водные и другие природные ресурсы являются важными предпосылками и факторами региона. С развитием торговых отношений повысилась роль транспортного фактора. Увеличение роста стоимости перевозок происходит быстрее издержек производства товаров, в результате этого осложняется выход региональных представителей на мировой рынок, что может способствовать созданию рынков товаров отечественного производства. Немаловажное влияние на социально-экономическое развитие оказывает фактор экономико-географического положения региона относительно источников сырья, транспортных магистралей, рынков сбыта, топлива и т. д. Данный фактор определяет именно эффективность развития экономики региона. Здесь необходимо отметить, что действие данного фактора непостоянно, это происходит из-за открытия новых источников сырья, прокладывания новых транспортных магистралей и т. п. Потенциал и качество человеческих ресурсов определяются не только количеством населения, способного к производительному труду, но и их способностью к интеллектуальной деятельности. В связи с сокращением возможностей за счет экстенсивного развития – образования новых поселений, освоения новых площадей, месторождений, и т. п. – в условиях рыночной экономики определяющими становятся новые наукоемкие технологии, создание интеллектуальной собственности в различных формах и, за счет этого, интенсивное использование имеющихся ресурсов . В условиях рыночной экономики большую роль в региональном развитии стали играть факторы информационных ресурсов и коммуникационных систем, которые дают представление о возможностях наиболее эффективной социально-экономической деятельности региона. Чтобы процесс социально-экономического развития региона происходил успешно и приводил к ожидаемому результату, он должен быть управляем. Исходя из этого важное значение для социально-экономического развития региона играет организационный фактор (территориальное управление). Для повышения эффективности принимаемых решений в области управления экономикой участвует научно-технический прогресс. Следовательно, существенное влияние на региональное развитие оказывает научно-технический фактор. Преимущественная цель, к которой стремится научно-технический прогресс, – создать такой новейшей технологии, которая позволит экономить энергию, труд, сырье, а, следовательно, и финансовые ресурсы. Для успешного решения регионом социально-экономических задач требуется активное влияние организационного фактора. Территориальное, а также общее управление выполняет следующие основные функции: планирование, оперативное регулирование, координация, учет и контроль. В качестве организующего инструмента управления выступает административно-территориальное деление страны, которое играет важную роль в регулировании хозяйственного развития, в осуществлении правоохранительной, оборонной и других функций государства. Административно-территориальная система способствует комплексному развитию регионов, координированию и контролю деятельности расположенных в них предприятий и учреждений, организации территориального планирования и управления. Следует также отметить влияние агломерационного фактора, способствующего увеличению масштабов производства, концентрации трудовых ресурсов, объектов и предприятий непроизводственной сферы. Такая концентрация сил способствует возникновению новых видов производства, увеличению индивидуальной производительности труда т. д Также необходимо разграничивать «факторы» и «условия» экономического развития. Если фактор по определению – это движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, то условие – то, что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса. Таким образом, на региональное развитие оказывает влияние целая система факторов и условий. Стоит учитывать, что в каждом отдельном случае имеет место индивидуальная система и факторов, и условий, характерная для отдельно взятого региона. Как правило, именно факторы социально-экономического развития применяются для объяснения, прогнозирования и оценки социально-экономического развития в стране. 1.3. Методика компаративистского анализа условий и факторов социально-экономического развития стран и регионов мира В преобладающем множестве сфер человеческой деятельности часто возникает задача оптимального выбора, т.е. выбора объекта с максимальной количественной оценкой его качества из некоторого имеющегося набора исследуемых объектов. При этом оценка качества может быть, как интегральной, т.е. по всем рассматриваемым критериям, так и частной (по одному или группе критериев). Стоит учесть тот факт, что при проведении компаративистского анализа какая-либо область рассматривается системно, т.е. во взаимодействии различных объектов системы. Методические и методологические основы сравнительного анализа сконцентрированы на выявлении характера связей, закономерностей взаимодействия объектов между собой. При этом аналитический подход закономерно перерастает в системный, синтетический, позволяющий создавать картину действительности более адекватно, прослеживая причинно-следственные связи . Основное значение компаративистского (сравнительного) анализа заключается в получении новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений, но и об их прямых и косвенных взаимосвязях и, возможно, об общей тенденции их функционирования и развития. Таким образом, суть компаративистского (сравнительного) анализа заключается в сопоставлении отдельных социальных явлений, в том числе политических, с преследуемой целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается обоснованный аргументами вывод. Например, об их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т.д. В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений могут быть использованы для изучения других объектов или явлений. Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений указывают на их специфику и уникальность некоторых из них. Из сказанного следует, что методика компаративистского анализа в значительной степени основана на таком общенаучном методе, как аналогия. Также используются и такие общенаучные методы, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др. Кроме того, в системе методов компаративистского анализа имеет место логический аппарат (прежде всего система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения). В данной работе использованы все вышеперечисленные методы сравнительного анализа, в частности в качестве сравнения условий выступает сравнение действующих институтов; сравнение факторов – это все, что касается уровня и качества жизни в Южной и Северной Кореи. Важными отличительными этапами сравнительного анализа являются обработка полученных данных и их систематизация. Необходимо показать обоснованность обнаруженных в компаративистском анализе политических явлений, их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа политических явлений могут быть сформулированы полезные практические выводы. Примеры сравнительного метода могут быть проиллюстрированы на основании его форм: • историко-типологическое сравнение, позволяющее выделить общие признаки в несвязанных между собой явлениях при одних условиях развития; • сравнительно-сопоставительный метод выявляет различия в природе изучаемых объектов; • историко-генетическое сравнение показывает сходство между объектами, объединенными общим происхождением и условиями развития, и их взаимовлияния. Компаративистский метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях : • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми. • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы. • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид. Однако, несмотря на все преимущества системы сравнительного анализа явлений или объектов, она имеет следующий недостаток: неспособность, в ходе использования сравнительного метода, управлять истинно «независимыми» переменными исследуемого объекта при возможном влиянии этих переменных на значимые показатели, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая связь . Анализируя теоретические аспекты сравнительного анализа, можно представить авторскую методику компаративистского анализа условий и факторов социально-экономического развития отдельно взятой экономики. В качестве первого этапа выступает подбор и изучение совокупности условий и совокупности факторов социально-экономического развития определенной экономики страны. Необходимо использовать проверенные источники, научные статьи, специальную литературу, а также опираться на собственные наблюдения и знания. Затем необходимо разобраться, какие факторы или условия являются определяющими для роста экономической и социальной составляющих этой системы. На этом этапе необходимо определить играющие наибольшую роль факторы (возможно на развитие экономики страны в большей степени повлияли неэкономические факторы; возможно равное значение имели и те, и те) и выявить причины этого.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg