Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Программы по развитию системы образования

happy_woman 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Объектом исследования в данной работе является система образования РФ. Предметом курсового проекта является федеральная государственная программа РФ «Развитие образования» с 2018-2025 года. Цель – исследование программно-целевого метода в развитии системы образования. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи: 1) изучить структуру системы образования как отрасли экономики; 2) рассмотреть программно-целевой подход к развитию системы образования; 3) рассмотреть нормативно-правовые основы образовательной системы; 4) проанализировать динамику развития системы образования РФ; 5) проанализировать федеральную государственную программу РФ «Развитие образования» с 2018-2025 года; 6) выявить эффективность реализации мероприятий по развитию системы образования. Методология исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили статьи отечественных авторов, федеральные государственные программы, федеральные законы, материалы, размещенные в сети Интернет. Методической базой исследования явились методы экономического, статистического, логического и системного анализа. Структура работы: курсовой проект состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
Введение

Образование на сегодняшний день имеет первостепенное значение в рамках развития общества и государства. Его состояние, тенденции, а также перспективы развития определяются образовательным законодательством, которое, начиная с этапа советского образования, претерпело ряд значительных изменений, связанных с социальными процессами демократизации, формированием рыночной экономики, интеграцией образовательного пространства. Актуальность данного исследования вызвана тем, что правовое регулирование образовательной сферы имеет особое значение, так как оно способствует установлению государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в образовательной сфере. Благодаря гражданско-правовому регулированию создаются условия развития системы образования, осуществляется защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Программно-целевой подход к системе образования 5 1.1 Сущность и структура системы образования как отрасли экономики 5 1.2 Нормативно-правовое регулирование развития системы образования 8 1.3 Необходимость программно-целевого подхода к развитию системы образования 12 Глава 2. Анализ федеральной государственной программы РФ «Развитие образования» с 2018-2025 года 18 2.1 Динамика развития системы образования 18 2.2 Характеристика федеральной государственной программы РФ «Развитие образования» с 2018-2025 года 23 Глава 3. Совершенствование мероприятий федеральной государственной программы РФ «Развитие образования» с 2018-2025 года 29 3.1 Основные направления развития системы образования 29 3.2 Эффективность реализации мероприятий по развитию системы образования 35 Заключение 39 Библиографический список 41
Список литературы

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.03.2019). 2) Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 01.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 07.12.2015. № 49. Ст. 6987. 3) Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями на 4 апреля 2020 года). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556183093 . 4) Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы (постановление Правительства Российской Феде¬рации от 23.05.2015 № 497). 5) Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 2011. № 9. Ст. 1255. 6) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». 7) Дик, М.А. Основные тенденции и перспективы развития нормативно-правового регулирования сферы общего образования России [Электронный ресурс]: статья в журнале/ М.А. Дик – Электронные текстовые данные. – М., 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-normativno-pravovogo-regulirovaniya-sfery-obschego-obrazovaniya-rossii. 8) Динамика системы образования РФ [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/128495/2. 9) Ильчишина, Т.А. Программно-целевой метод в управлении развитием системы общего образования Копейского городского округа [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Челябинск: ЮУрГУ, 2017. – с. 100. – Режим доступа: https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/16072/2017_548_ilchishinata.pdf?sequence=1&isAllowed=y. 10) Кузьминов, Я.И. , Фрумин И.Д. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы [Электронный ресурс]: монография/ Я.И. Кузьминов – Электронные текстовые данные. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – с. 432. – Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176079128/Ros.shkola-text.pdf. 11) Кураков, А.Л. Прогнозирование и планирование развитие системы образования [Электронный ресурс]: статья в журнале/ А.Л. Кураков – Электронные текстовые данные. – 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-i-planirovanie-razvitiya-sistemy-obrazovaniya. 12) Модернизация экономики: качество, конкурентоспособность, эффективность / ред. коллектив: Л. П. Кураков, Н. В. Тумаланов, Г. Е. Яковлев и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. 13) О переводе государственной программы «Развитие образования» на проектное управление. – 2017. – Режим доступа: http://government.ru/docs/30832/. 14) Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Основная школа №35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова» 2019 – 2024 гг. [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Ярославль, 2019. с. 45. – Режим доступа:https://school35.edu.yar.ru/docs/2018_2019/programma_razvitiya_2019_2024_osnovnaya_shkola_n35_sayt__1_.pdf . 15) Тесленко, И.Б. Экономика образования [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ И. Б. Тесленко – Электронные текстовые данные. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – с. 140. – Режим доступа: https://op.vlsu.ru/fileadmin/Programmy/Bacalavr_academ/38.03.05/Metod_doc/UMP_Economy_obrazovaniya.pdf.
Отрывок из работы

Глава 1. Программно-целевой подход к системе образования 1.1 Сущность и структура системы образования как отрасли экономики В условиях становления информационного (постиндустриального) общества роль образования как одного из важнейших источников экономического роста и социальной стабильности существенно возрастает. Образование, высокий интеллект, профессиональное мастерство, творческая активность – это основные признаки человека XXI века, показатели его благополучия, качества жизни общества. Термин «образование» рассматривается в литературе как: «ценность», «система», «процесс», «результат», «сфера деятельности». Оценка ценности той или иной деятельности всегда закрепляется в обществе с помощью некоего института. О важности образования свидетельствует факт его выделения в самостоятельный социальный институт. С течением времени этот институт изменяется и благодаря этому эволюционирует само общество. В настоящее время такие ценности, как практические навыки и умения, выступают на первый план. Не случайно с системой профессионализмов (наличия профессиональных навыков, получаемых через систему профобразования) в настоящее время связана ценность понятия «образованный человек». Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы включают в себя системы дошкольного, школьного, начального, среднего специального, высшего и дополнительного образования. В Законе Российской Федерации "Об образовании" образование определяется как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности. Образование - это в том числе результат формирования у человека определенных качеств личности, знаний, умений и навыков, которые удостоверяются соответствующим документом. Образование является одним из составных элементов экономической категории «человеческий капитал», качество которого во многом определяет возможности достижения стратегических целей, стоящих перед страной. Человеческий капитал представляет собой интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное и рациональное его функционирование. Исходя из определения, человеческий капитал - понятие широкое. Действительно, специалист, имеющий знания, умения, творческие способности, получивший современное воспитание без программного обеспечения, без необходимых источников информации, базы данных, методик и технологий не может в современных условиях выполнять свою работу. Вклад человеческого капитала в экономический рост происходит через повышение эффективности всех видов экономической деятельности и через продажу интеллектуальных продуктов. Как сфера деятельности образование наряду со здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой, социальным обслуживанием и социальным обеспечением, жилищным хозяйством, социальным страхованием и пенсионным обеспечением относится к отраслям социальной сферы. Деятельность в сфере образования это, прежде всего, деятельность по оказанию услуг. Образовательные услуги - это система знаний, умений и навыков, информация, которые используются в целях удовлетворения разнообразных потребностей личности в духовном, интеллектуальном развитии, самоопределении и самореализации. Они позволяют сохранять и развивать способности людей к труду, обеспечивают специализацию, профессионализацию и рост квалификации рабочей силы. В этом смысле верно высказывание, что учиться никогда не поздно. Особенность образовательной услуги заключается в том, что в процессе ее передачи обучающийся получает не только определенные знания и информацию, но и стимул к дальнейшему приобретению новых и углублению имеющихся знаний. Процесс познания бесконечен. В тех возможностях, которые представляет человеку образовательные услуги, заключается их непреходящая значимость. Как организован процесс предоставления образовательных услуг, какие для этого необходимы предметы и средства труда, какие участвуют в этом процессе субъекты, какое требуется для этого законодательство, как финансируется процесс предоставления услуг и т.д. – эти и другие вопросы относятся к компетенции особенной сферы экономики – экономики образования. Своеобразие отрасли экономики образования заключается в следующем: - это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства; - уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны; - эта отрасль единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры; - труд в области образования является одним из самых массовых видов человеческой деятельности. Экономика образования – это не только отрасль, но еще и наука. 1.2 Нормативно-правовое регулирование развития системы образования Нормативно-правовое регулирование в сфере образования отражено в правовых актах различной юридической силы. В соответствии с международными актами право на образование в Российской Федерации закрепляется в статье 27 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно». Данное право граждан подтверждается в 43 статье Конституции РФ, согласно которой «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно». Таким образом, согласно Конституции Российской Федерации право на образование провозглашается как одно из важнейших конституционных прав гражданина. В содержание данного права входят следующие правомочия: - право на дошкольное образование; - право на основное общее образование; - право на среднее профессиональное образование; - право на высшее образование; Основное общее образование для всех граждан является обязательным. Ввиду того, что в настоящее время деятельность Российской Федерации в сфере образования относится к наиболее приоритетным направлениям государственной политики, то для реализации и подробной регламентации ее в области образования был принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , осуществляющий комплексную регуляцию образовательных отношений. Данный закон направлен на разъяснение правового положения организаций, осуществляющих образовательную деятельность; также в данном документе закреплены новые организационно-правовые формы образовательных организаций и их типы. Полноценная модернизация образовательной системы требует обеспечение ее на законодательном уровне в соответствии с ожиданиями и потребностями социума. В связи с этим особую актуальность приобретает систематизация образовательного законодательства, предваряют которую целенаправленные исследования ряда аспектов правового регулирования образовательных отношений. Согласно Концепции развития образования до 2020 года основой развития системы образования является проектная деятельности, в частности, такие ее принципы как открытость образования ко внешним запросам, использование проектных методов, выявление и поддержка лидерского потенциала, ресурсная поддержка, а также комплексный характер принимаемых решений. Важной тенденцией в сфере гражданско-правового регулирования сферы образования является приведение в действие единого механизма государственной итоговой аттестации школьников на всех уровнях системы образования. Нормативно-правовая база Основного государственного экзамена (ОГЭ) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России начала формироваться с 2007 года. На сегодняшний день базовыми нормативно-правовыми документами являются: Приказ Министерства просвещения России №190/1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе», Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2017 г. № 1098 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году», а также документы, регламентирующие организацию и проведение экзамена, разработку, использование и хранение контрольных измерительных материалов. Согласно тексту приказа Министерства просвещения России от 01.12.2018 года, основные изменения в отношении основного государственного экзамена включают: введение обязательной устной части по русскому и иностранным языкам, создание единых заданий по математике для всех учебных заведений и регионов Российской Федерации, а также введение обязательного видеонаблюдения в кабинетах, где проходят экзамены. Особое значение в сфере гражданско-правового регулирования общего образования в последние годы приобретает расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях и институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях. Базовые нормативные документы по правовому регулированию инклюзивного образования в Российской Федерации были приняты в 2012 году. Это Федеральная программа «Доступная среда», рассчитанная на 2011 - 2020 годы и Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Данные нормативные акты способствовали появлению значительных изменений, расширяющих возможности инклюзивного обучения. Несмотря на то, что в Российской Федерации на законодательном уровне отсутствуют какие-либо ограничения и препятствия для получения образования инвалидами, на практике возникает достаточно широкий перечень социальных проблем, которые требуют отдельного изучения. В связи с этим, в 2018 году Министерством просвещения РФ были сформированы дополнительные правовые акты, направленные на обеспечение доступности образовательных услуг для инвалидов (проведение государственной итоговой аттестации в облегченной форме, адаптация образовательной среды - пространства школы, инклюзивное образование). Основная задача федерального проекта «Доступная среда на 2011 - 2020 годы» - создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для реализации вышеуказанного проекта в образовательных учреждениях основного образования ведутся работы, направленные на обеспечение архитектурной доступности пространства школы. Кроме того, ведется целенаправленное оснащение образовательных организаций специальным реабилитационным и компьютерным оборудованием, которое позволяет организовать и осуществить коррекционную работу с детьми-инвалидами с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Таким образом, на основе реализации данных мер государство реализует регулятивную функцию в области образования, тем самым определяя политику в сфере социальной защиты детей с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, формируя основные законы и подзаконные акты в этой сфере. Общий анализ федерального законодательства, регулирующего инклюзивное образование, позволяет сказать, что оно не противоречит международным нормам и устанавливает достаточно прогрессивные правовые основы для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья, как общего, так и специального образования. Существует обширная нормативно-правовая база, как международного, так и национального уровня, регулирующая право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.3 Необходимость программно-целевого подхода к развитию системы образования Программно-целевой метод – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения. Для программно-целевого метода на современном этапе развития образования свойственно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции: пространственной, когда необходимо объединить усилия субъектов и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных стадий общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой. Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Общегосударственные – это программы достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной). Функциональные – это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т. п.). Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований. Система российского образования также не является исключением. С каждым годом все больший объем бюджетных ассигнований, предусмотренных для Рособразования, в том числе на обеспечение деятельности подведомственной ему сети образовательных учреждений, предполагается к освоению, помимо сметного и нормативного распределения, через программно-целевые и проектные методы финансирования. В сфере образования существуют проблемы, объективно требующие применения программно-целевого подхода, потому что применение других известных методов не обеспечивает их решение. Предполагается, что для этого: 1.Необходимы знания о внешней среде территориальной системы, о влияниях среды на систему и возможностях системы влиять на свое окружение. В прогностическом аспекте речь идет о предвидении будущих условий функционирования и развития муниципальных образовательных систем. 2.Необходимо знание актуальных и перспективных требований к этим системам, социального заказа к ним.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg