Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Логопедическая работа по стимуляции речи детей раннего возраста при помощи книг

happy_woman 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является изучение логопедической работы по стимуляции речи детей раннего возраста при помощи книг. Объектом исследования является стимуляция речи детей в раннем возрасте. Предмет исследования: логопедическая работа с книгой. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить ранний возраст детей; 2. Охарактеризовать развитие речи детей в раннем возрасте; 3. Познакомится с методами стимулирования речи детей в раннем возрасте; 4. Проанализировать, как ребенок воспринимает книги в возрасте от года до трех лет; 5. Провести обзор и анализ книг для детей раннего возраста; 6. Разработать исследование по теме; 7. Разработать и создать видео серию занятий с помощью книг для детей раннего возраста. В основу исследования положена гипотеза о том, что в домашних условиях родители при помощи книг могут успешно стимулировать речь детей в раннем возрасте. Методы, используемые в ходе исследования: теоретические методы, анализ и синтез, обобщение психолого – педагогической литературы, а также эмпирический метод исследования – опрос. Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные видео материалы могут быть использованы родителями в домашних условиях, а также студентами при изучении темы стимуляция речи детей в раннем возрасте, логопедами при подготовке к занятиям. Апробация видео материалов исследования осуществлялась распространением родителям детей раннего возраста. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (две теоритические и одна практическая), заключения, библиографического списка.
Введение

В настоящее время исследования в психолого-педагогической области говорят о том, что ребенок в раннем возрасте имеет большие возможности. Возраст от года до трех лет это возраст больших изменений в жизни ребенка. В этом периоде жизни у малыша усиленно формируется и развивается речь, потому что в данном возрасте повышена чувствительность. И один из главных успехов это усвоение речи. В раннем возрасте имеются специфические особенности речи, которые являются предметом деятельности педагогов - воспитателей и определяют главные и важные направления развития речи детей раннего возраста. В раннем возрасте происходят большие колебания в развитии речи. Каждое нарушение, каждая задержка в развитии речи оказывают большое влияние на поведение и на любую деятельность ребенка. Когда ребенок овладевает речью, то он больше осмысливает предметы и явления. Соответственно, познавательное развитие малыша зависит от овладения речью. Именно речь дает ребенку знания, умения и навыки. Большое влияние на развитие речи оказывает общение взрослого. Стоит отметить, что известные ученые Ф.А. Сохин, А.И. Максаков и Е.М. Струнина отметили, что главная активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Также существует много различных способов развития речи в раннем возрасте, например, при помощи пальчиковой гимнастики, при помощи рисунка, песка, бизиборда, а также при помощи книг. Книга сопровождает человека с самого рождения, когда мама показывает картинки, читает сказки, стихи, и продолжает сопровождать всю жизнь. Именно книга помогает на начальном этапе жизни стимулировать речь малыша.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ… Глава I. Теоретические основы становления речи детей раннего возраста. 1.1. Характеристика раннего возраста детей. 1.2. Характеристика речевого развития детей раннего возраста.. 1.3. Методы стимулирования речи детей раннего возраста Выводы по первой главе.. Глава II. Роль книг в развитии речи детей раннего возраста 2.1. Восприятие книги ребенком в раннем возрасте.. 2.2. Обзор и анализ книг для детей раннего возраста.. Выводы по второй главе… Глава III. Практическая работа 3.1. Организация и анализ исследования 3.2. Стимуляция речи детей раннего возраста при помощи книг.. Выводы по третьей главе…. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. Библиографический список… Приложение..
Список литературы

1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2006. 2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. -- М.: АСТ : Астрель, 2007. 3. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2013. 4. ВенгерЛ.А., Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2015. 5. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет [Текст]: Методическое пособие для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева – М. : Просвещение, 2007. 6. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет. М.: Просвещение, 2017. 7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 8. Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2014. 9. Громова О.Е. Обследование речи детей раннего возраста // Методы обследования речи детей – М., 2013. 10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство – Пресс, 2014. 11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб: КАРО, 2016. 12. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М. : Сфера, 2014. 13. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] : 2-е изд / Т. Б. Епифанцева, Т. О. Епифанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 14. Забрамная, С. Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] : Пособие для педагогов, дефектологов, психологов / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. – М. : ВЛАДОС, 2014. 15. Закревская, О. В. Развивайся, малыш! [Текст] / О. В. Закревская. – М. : ГНОМ и Д, 2008. – 88 с. 16. Засорина, Л. Н. Речевое развитие детей [Текст] : Методики. Учебно-игровые материалы / Л. Н. Засорина, Н. Н. Беляковская, Н. Ш. Макарова ; под ред. Л.Н. Засориной. – СПб. : КАРО, 2013. 17. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: КомКнига, 2009. 18. Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь [Текст] / О. Э. Литвинова. – М. : Детство-Пресс, 2016. 19. Н.В. Серебрякова. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. СПб: КАРО, 2016. 20. Общая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2011 21. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2014. 22. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Академия, 2015 23. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2013. 1. Хрящева Н.А.: Психогимнастика 2014. 24. Разенкова Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 2 – 3 года жизни.// Альманах ИКП РАО 2013. № 4. 25. Разенкова, Ю. А. Выявление проблем в развитии детей раннего возраста [Текст] / Ю. А. Разенкова, Ю. Ю. Коваленко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – №2. – С.54-60. 26. Филлипова, Ю. В. Ребёнок учится общаться. От рождения до 5 лет [Текст] / Ю. В. Филлипова. – М. : У-Фактория, 2005. 27. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – СПб. : КАРО, 2006. 28. Чепурина, И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И. В. Чепурина.//Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 69-72. 29. Янушко, Е. А. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет [Текст] / Е. А. Янушко. – М. : Теревинф, 2011.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы становления речи детей раннего возраста 1.1. Характеристика детей раннего возраста Возраст от одного года до трех лет имеет название – раннее детство. В этом периоде у детей наблюдаются изменения в различных направлениях. Изменения происходят в познавательной сфере, в развитии, а также в социальном развитии. Основным изменением младенческого возраста является то, что изменяются отношения между ребенком и взрослым, а именно происходит формирование совместной деятельности взрослого и ребенка, и такая деятельность называется предметной. Содержание совместной деятельности состоит в том, что взрослый учит ребенка обходится с предметами, учит правильно ими пользоваться, а также на своем примере показывает и рассказывает, для чего нужен, тот или иной предмет. Ребенок развивается по пирамиде «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый», где важным звеном является предмет. Ребенок всегда смотрит на тот предмет, которым он увлечен, это может быть танк, мягкая игрушка и т.д. Внимание ребенка направлено именно на тот предмет, которым он играет. Но стоит понимать, что без взрослого и без его помощи ребенок не сможет овладеть жизни необходимыми предметами. Совместная деятельность является предметной, та как причина данной деятельности заключается в способе употребления и в самом предмете. Форма организации в раннем возрасте – это общение. Во время общения ребенок выясняет, как правильно использовать тот или иной предмет. В возрасте с года до трех лет развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности. Развитие восприятия определяется тремя нормами: перцептивными действиями, то есть целостностью воспринимаемого предмета, сенсорными эталонами возникают эталоны ощущений: обонятельных световых, звуковых, тактильных, вкусовых, и действиями соотнесения. Иными словами ребенок учится соотносить качества предметов в единый образ Таким образом. ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. п. С первого года жизни начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует разные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок. Со второго года жизни восприятие ребенка изменяется. Ребенок умеет воздействовать с несколькими, он умеет предвидеть исход ситуации, например, перебрасывает мячик через сетку, различает формы, он уже может отличить круг от треугольника, знает цвета и умеет их различать и т.п. Благодаря тому, что развивается восприятие к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Появляются способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Ребенок в возрасте полутора лет может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету. В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия. Ведущим мышлением в конце первого года жизни возникает наглядно – действенное мышлении и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина. Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ребенку доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад. В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. Чувство привязанности играет большую роль, это чувство формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте. Когда мама находится рядом с малышом, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность. Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими. В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки (подробно об этом см. 3.6). Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир. С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели. У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы». В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании. Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Например, ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитательницы, а других слушается. Было замечено также, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание – разные вещи. Еще одна характеристика кризиса трех лет – упрямство. Его причина не в стремлении ребенка, во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна. Следующая характеристика – обесценивание – присуща всем кризисам. Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Например, ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными, и т. д. Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит. Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях, например: «Сделай это сам», «Ты уже большой и можешь это сделать» и т. д., но и в упорном стремлении поступать так, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность. Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями. По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету. 1.2. Характеристика развития речи детей раннего возраста Раннее детство - это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребёнок за первые три года, очень значительны. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми. Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включённых в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками. Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы её развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растёт, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg