Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

happy_woman 720 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Цель исследования: выявить педагогические условия по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития познавательного интереса дошкольников. Предмет исследования: игрушка как средство развития познавательного интереса дошкольников в условиях ДОО. Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании системы работы педагогов и родителей, построенной на основе игровой деятельности детей с использованием разнообразных игрушек. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме развития познавательного интереса у дошкольников. 2. Выявить уровень развития познавательного интереса у старших дошкольников в процессе игры. 3. Апробировать систему работы педагогов и родителей, построенную на основе игровой деятельности детей с использованием разнообразных игрушек. 4. Выявить динамику развития познавательного интереса в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы, законодательных документов и проектов, федеральных программ дошкольного образования, документации отделов разработок игровых средств отечественных и зарубежных производителей; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка, обобщение практического опыта); педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); количественный и качественный анализ полученных результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования выступило МБДОУ № г. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Введение Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и подтверждает заинтересованность со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества. Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Одной из актуальных задач ФГОС ДО в развитии дошкольников является познавательное развитие. Стандарт впервые выделил его в отдельную образовательную область – «познавательное развитие». [39] Проблема познавательного развития старших дошкольников нашла отражение в трудах отечественных (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др.) и зарубежных ученых (Ж. Пиаже, Т. Рибо и др.). Анализ работ психологов и педагогов свидетельствует о неоднозначных взглядах на данный вопрос. Познавательное развитие рассматривается ими как «спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам» (Ж. Пиаже), и как структурное изменение сознания – последовательное становление психических процессов: восприятие – память – мышление – воображение, в то время как условием развития выступает внимание (Л.С. Выготский), и как процесс, развитие которого происходит под влиянием общественной среды, практического опыта ребенка и организации процесса обучения (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин). Под познавательным развитием в ФГОС понимается совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребёнка под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. Способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности (ФГОС ДО). Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника. Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, и др. сумели доказать, что сформированность этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности. Познавательное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в различных видах деятельности. По мнению Н.Н. Поддъякова, претендуя на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, огромную роль в познавательном развитии играет экспериментальная деятельность. В настоящее время детское экспериментирование получило отражение в работах О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Ребенок в мире поиска»). Всестороннее познавательное развитие старших дошкольников происходит и в процессе занятий художественным творчеством. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкций, стихотворения (Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков и др.), а в музыкальном творчестве наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В. Тарасова). При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. В исследованиях, посвященных изучению особенностей и дидактического потенциала поисковой деятельности, содержанием являются различные объекты: природные явления (И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова), математические понятия (Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева и др.), материал конструктивной деятельности (Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских), географические объекты (В.И. Каразану), дидактические игры и игрушки (Д.В. Цихвинская), в процессе изучения и исследования которых происходит познавательное развитие дошкольников Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов социализации ребенка. В процессе игровой деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает этот опыт, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя таким образом потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним. Зафиксированный в игрушке общественный опыт, присваивается ребенком и становится, пусть и в редуцированном виде, его личным опытом, определяя тем самым его дальнейшее социальное развитие. Однако социально-педагогический потенциал игрушки не реализуется автоматически, игровая деятельность детей, как показывает практика, носит во многом стихийный характер. Поэтому формирование социального опыта ребенка и качественная характеристика этого опыта зависят не только от оказавшихся в его распоряжении игрушек (что бесспорно имеет большое значение), но и от способности взрослых направлять его игровую деятельность, усиливая ее воспитательный эффект. Последнее входит в число профессиональных обязанностей специалистов дошкольных образовательных учреждений, организующих игровую деятельность воспитанников в целях их разностороннего развития. Но если развитие с помощью игровых средств интеллектуальных, творческих, физических качеств детей в условиях детского сада действительно осуществляется целенаправленно, последовательно, хорошо обеспечено методически, если в этой области накоплен значительный позитивный опыт, то к использованию игрушки в качестве средства социального воспитания детей специалисты ДОУ в сложившейся социокультурной ситуации оказались не вполне готовы. Важным условием реализации социально-педагогических возможностей детской игрушки является хорошая ориентация в современном игровом материале, который в отличие от достаточно стабильного набора традиционных игрушек имеет тенденцию к непрерывному и стремительному расширению, обновлению, технологическому совершенствованию. Эффективное практическое решение обозначенных вопросов нуждается в теоретическом подкреплении. Педагогическую науку характеризует давний и серьезный интерес к проблеме использования детской игрушки в воспитании и развитии ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что детская игрушка изучена как: - историко-археологический материал (Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам и др.); - элемент философской культуры (Т.Н. Зиновьева, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Хейзинга и др.); -педагогическое (воспитывающее) средство (в том числе как атрибут игровой деятельности) (Л.В. Артемова, Е.М. Гаспарова, Т.Н. Доронова, Е.В. Зворыгина, Е.А. Косаковская, Н.П. Линькова, А.С. Макаренко, М.М. Манасеина, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.А. Покровский, Н.А. Рыбников, А.П. Усова, Е.А. Флерина, А.Н. Фролова, М. Эндерлин и др-); - элемент народного искусства (А.В. Бакушинский, Н.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский, С.В. Россихина и др.); - средство психического развития (В.В. Абраменкова, Г.Л. Лэндрет, В.К. Лосева, А.И. Луньков, М. Монтессори, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.). Роль сюжетно-ролевой игрушки как значимого атрибута игровой деятельности ребенка, знакомящего его с окружающим миром и особенностями взаимоотношений между людьми, отмечали в своих работах Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, Е.Г. Овечкин. В народной педагогике игрушке отведена роль помощника в формировании опыта ребенка. Так, проблема социализации детей посредством народных игрушек рассмотрена в диссертационных работах Л.С. Малик и Н.Д. Шоломицкой. Е.М. Гаспарова в своих исследованиях раскрывает значение предметов-заместителей социального объекта (на примере конструктора), которые стимулируют игры детей с социальным содержанием. Кукла Барби исследована Л. Горалик как социокультурный феномен. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между стремительно расширяющимся и претерпевающим значительную модернизацию рынком детских игрушек и их неоднозначным, во многом стихийным, педагогически нерегулируемым влиянием на развитие познавательного интереса детей. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы возможности игрушки как средства развития познавательного интереса дошкольников и каковы педагогические условия ее эффективного использования в названном качестве в воспитательной работе дошкольной образовательной организации? В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста».
Содержание

Введение. 3 Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста 9 1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме развития познавательного интереса детей дошкольного возраста 9 1.2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах 14 1.3. Особенности современной игрушки как средства познавательного развития детей дошкольного возраста 21 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста 28 2.1 Этапы и методы исследования познавательного интереса дошкольников. 28 2.2 Реализация психолого-педагогических условий по развитию познавательного интереса. 38 2.3 Анализ результатов исследования развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. 43 Заключение. 46 Список литературы. 49 Приложение. 54
Список литературы

1. Азбука игрушек / сост. Н. Кузнецова. М.: Самовар, 2008. - 40 с. 2. Алейникова, И. Кукловеды / И. Алейникова // Люди/Игры. 2007. - №4 (1223). - С.24. 3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2010. – 496 с. 4. Арнаутова, Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.П. Арнаутова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 213 с. 5. Артамонова, О. Предметно–пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №4. – с.30–32. 6. Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века [Текст] / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. – СПб.: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – с.3–6. 7. Бейлина, А.Ф. Фребель: игры и игровые средства / А.Ф. Бейлина // Дошкольное воспитание. — 1995. №3. - С.56-58. 8. Белобрыкина, О.А. Роль игрушки в эмоциональном благополучии ребенка / О.А. Белобрыкина // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Бирск: БирГСПА, 2006. - С. 154-167. 9. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2010. – с.160–166. 10. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. -М.: Айрис-Пресс, 2008. 128 с. 11. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО–Пресс, 2010. – 1008 с. 12. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание [Текст] / Д.Б. Годовикова. – 2011. – №1. – С.28– 32. 13. Горалик, JI. Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи / Л. Горалик.- М.: Новое литературное обозрение, 2005. 316 с. 14. Гусарова, С.В. Формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Гусарова Светлана Витальевна. -М., 2000.-189 с. 15. Гусева, А.Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры. Дис. . канд. философских наук: 09.00.04 / Гусева Анна Юрьевна. — СПб., 2001. -147с. 16. Доронова, Т.Н. Материалы и оборудование для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей и заведующих / Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Н.А. Короткова, М.А. Рунова; под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой. – М.: ЗАО «Элти–Кудиц», 2013. – 64 с. 17. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2014. – 456 с. 18. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. М.: Пед. общ-во России, 2007. - 128 с. 19. Забихуллин, Ф.З. Развитие познавательной активности в процессе обучения математике [Текст] / Ф.З. Забихуллин // Проблемы математического образования в педагогических вузах на современном этапе: сб. материалов науч.–практ. конф. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – С.28–29. 20. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: МПСИ: Воронеж: Изд–во НПО «МОДЭК», 2010. – 736 с. 21. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. – Бердянск, 1990. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008125407 22. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. – Москва, 2003. 23. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.:Педагогика, 2010. – Т.2 – 320с. 24. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / А.А. Люблинская. – М., 2010. – 320 с. 25. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л.М. Маневцева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 11. – С. 26–29. 26. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2010. – №4. – с. 5–17. 27. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011. – 96 с. 28. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. 29. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М., 2010. – 456 с. 30. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. – М.: МДО, 2010. – 174с. 31. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: Новая школа, 2010.– 137 с. 32. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А.Н. Поддьяков. – М.: Российское психологическое общество, 2010. – 85 с. 33. Роль игрушки в развитии познавательной деятельности дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/06/12/rol-igrushki-v-razvitii-poznavatelnoy-deyatelnosti 34. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/stat-ia-rol-igrushki-v-razvitii-poznavatiel-noi-sf.html 35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 712 с. 36. Смирнова Е.О., Холомогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. – М., 2005. 37. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Текст] / Ж.Н. Тельнова. – Омск, 2010. – 159 с. 38. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. – М.: Педагогика, 2010. – 96 с. 39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ 40. Черная, А.В. Развитие личности в контексте традиций игровой культуры. Дис. . доктора пс. наук: 19.00.13 / Черная Анна Викторовна. М., 2007. - 508 с. 41. Шумакова, Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды [Текст] / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. – 2010. – №1. – с. 53–59. 42. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://diagnost-pi.at.ua/load/knigi/shhukina_g_i_aktivizacija_poznavatelnoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_v_uchebnom_processe_g_i_shhukina_m_prosveshhenie_1979_160_s/2-1-0-66 43. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2010. – 360 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста 1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме развития познавательного интереса детей дошкольного возраста Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного интереса дошкольников. Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед учреждениями образования, является развитие учебно-познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у детей познавательные процессы и стремление к самореализации. Поисковая учебно-познавательная деятельность направлена на открытие чего-то нового, неизвестного ранее. Перед воспитанником возникают проблемы, которые он должен решить самостоятельно или сотрудничая с окружающими. Для решения этих проблем ребенку необходимы определенные черты, качества и навыки, которые должен формировать и развивать педагог. Их перечень входит в основные понятия проблемы поисковой деятельности младших школьников: учебная деятельность, познавательная активность, познавательная самостоятельность, познавательный интерес. Без этих факторов организация поисковой деятельности невозможна. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности является важной стороной деятельности человека, осуществляемой в течение всей его жизни. Учеными философами (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк), психологами (Дж. Брунер, П. Гальперин) и педагогами (М. Матюшкин, И. Харламов, Г. Щукина) неоднократно подчеркивалась необходимость принятия субъектом активной позиции по отношению к познанию окружающего нас мира. Ученые часто отмечают взаимозависимость понятий активности и познания (поскольку познание – это активная деятельность индивида), усиление одного понятия другим: «активность познания», «познавательная деятельность», «познание, направленное на поиск неизвестного». Так, Аристотель, рассматривая познавательную деятельность человека, отмечал, что знания не является продуктом пассивного созерцания действительности, а возникают, функционируют и развиваются в процессе активной продуктивной деятельности. Итак, активность познания тесно связана с познавательной деятельностью, они взаимосвязаны и человек получает знания, т. е. познает, активно действуя. Познавательная активность и познавательный интерес возникают при наличии познавательной потребности, как потребности в деятельности, направленной на получение новых знаний. Информационными в контексте нашего исследования являются работы психологов, которые определяют сущность, особенности развития, разнообразие активности человека в течение всей жизни. И.И. Ильина, учитывая теорию установки и классификацию форм активности, разработанные Д. Узнадзе, дает собственную, усовершенствованную классификацию форм активности человека, в которой прослеживается тенденция развития познавательной активности от удовлетворения любознательности в более ранние годы жизни, обучения на более высоком уровне развития в школьные года и, в конце концов, – к умственному труду на высшей ступени развития личности. Определение понятия «активность» в трудах философов, педагогов, психологов также вытекает из понятия «деятельность», но диалектика взаимосвязи этих понятий раскрывается по-разному. В некоторых исследованиях активность рассматривается как широкая, всеобъемлющая категория, которая включает в себя деятельность. Последняя же трактуется при этом как специфическая для социальной системы форма активности, т. е. активность выступает относительно деятельности родовым понятием. В работах других ученых эти понятия отождествляются. Например, у Г.И. Щукиной это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученной задачи»; у Т.Н. Доленко – «сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимое для усвоения знаний, формирования умений и навыков». Арнаутова Е.П. считает, что, «…несмотря на диалектическую взаимосвязь этих понятий, их нужно различать» [4, с. 41]. Познавательная активность проявляется в умении ребенка видеть проблему, формулировать ее, находить пути решения, формировать свое мнение об изученных явлениях. По определению Ю.Н. Косенко, познавательная активность – это интегральное свойство личности, которое интенсивно формируется в процессе обучения и влияет на весь процесс учебной деятельности. Это и предпосылка, и результат развития ребенка; это и цель, средство и результат активизации учебно-воспитательного процесса [21, с. 11]. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Наша работа посвящена изучению развития познавательного интереса у старших дошкольников. При разработке содержания и структуры развития познавательного интереса у старших дошкольников мы придерживались трактовки изучаемого понятия, представленного в различных источниках. Ученые педагоги и психологи характеризуют познавательный интерес как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность (Л.А. Гордон), с активно-познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г. Морозова) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В.Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г.Ковалев). Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка. Мы согласны с мнением Г.И.Щукиной [42, с. 112], которая рассматривает познавательный интерес как целостное образование личности. Это позволило нам выявить психологическую основу познавательного интереса, состоящую из взаимосвязанных компонентов. К ним относятся: Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, эмпатии, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности. Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса. Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н.Мясищева, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной и др. доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности. Таким образом, познавательная активность – это черта человека, которая проявляется в стремлении к самостоятельной деятельности и живого участия во всем; познавательная деятельность – особая, потому что субъектом ее является воспитанник, при этом формируется его сознание, интеллект. 1.2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками. Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Мышление совсем маленького ребенка психологи называют наглядно - действенным (у взрослых, вспомним, мышление в основном понятийное). То есть, манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление. В дальнейшем, приблизительно после полутора лет, начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов, в самых разных формах - книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д. Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди. Сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений с детьми. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития. Внимание ребенка к концу дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполненным с ними действиями. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности и их передвижение в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший предмет для детского изучения. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей. Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями - смехом или плачем. Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого, прежде всего, как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит. Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка - коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения - поисковая активность. Ребенок в процессе развития активно воссоздает и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. В целом, игрушки должны соответствовать возрасту, а какая-то часть - быть игрушками "на вырост", которые достаются иногда и предлагаются как тест: интересно или еще нет? Например, мишки, машинки, детская посуда - и конструктор на вырост. Какие игрушки принципиальны в каком возрасте? Многое зависит от ребенка, но общие моменты все же можно назвать. Поэтому относиться к выбору игрушек взрослым нужно очень серьезно. С первых месяцев жизни игрушка занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. Практически во всех культурах есть традиция подвешивать над кроватями детей до года различные игрушки. Задача этих игрушек - расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями: формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек - предотвращать скуку и пробуждать и удовлетворять любопытство, давая пищу первым проявлениям исследовательской активности малыша. У ребенка в этот период формируется так называемый пассивный запас слов, он начинает связывать звучащее слово с конкретным предметом, а это - основа для развития речи. В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек заместителей реальных предметов: орудий, предметов труда и др. через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах. Авторы назвали ее грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой, деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это "подвеска с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Подвески "палочки", "ежики" важны для формирования у ребенка осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески, перемещает их, перекладывает.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg