Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, НАЛОГИ

Налоговые проверки в системе налогового контроля: проблемы и перспективы развития

happy_woman 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения призваны обеспечить повышение научного уровня совершенствования нормативно-правовой регламентации налоговых проверок, способствовать формированию научно-обоснованного подхода при разработке соответствующих актов российского налогового законодательства. Практическая значимость диссертации заключается в том, что: - выводы и предложения, сформулированные на основе исследования, имеют целью способствовать совершенствованию российского законодательства в данной области; - содержащийся в работе материал может быть использован в качестве учебного пособия по исследованной тематике; Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась в форме опубликования основных положений диссертационного исследования в научной статье, основные теоретические положения диссертации использовались автором при подготовке и представления докладов на научно-практических конференциях и семинарах: "VI студенческий юридический форум" (Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019 год). Структура диссертации обусловлена объектом, целями и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, а также списка используемых нормативно-правовых актов и источников.
Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день налоги – это неотъемлемая часть нашей жизнедеятельности. Баланс современного общества применительно к бюджету государства держится на фискальном аппарате Российской Федерации, а это и есть налоговый контроль и органы, которые осуществляют этот процесс. Однако в нашей стране граждане делятся на тех, кто хочет и готов платить налоги, и на тех, кто считает, что это пустое вложение, иными словами, они не видят на что направлены их налоги и сборы. В свою очередь, взимание обязательных платежей является важнейшей функцией государства, одним из условий его существования, способствующим развитию общества на пути к экономическому и социальному развитию, обеспечивающим реализацию государственного фискального суверенитета. Поэтому важно выделить особую существенность тематики «налогового контроля». Бесспорно, современный этап социально-экономического развития требует проведения налоговой политики, учитывающей как необходимость активизации экономической деятельности государства, так и реальную возможность налогоплательщика уплачивать в виде налогов определенную сумму денежных средств, необходимую для формирования бюджетов различных уровней. Вместе с тем следует подчеркнуть, что усиление государственного регулирования в сфере экономических, в том числе финансовых отношений, требует наличия адекватного требованиям сегодняшнего дня нормативно-правовой базы, эффективных механизмов правового регулирования, а также системы действенного контроля . Так, актуальность темы исследования определяется теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования порядка проведения налоговых проверок. Что касается налоговых проверок, они играют главную роль в системе налогового контроля. Проверка является основным инструментом контрольной деятельности налоговых органов, позволяющим наиболее полно и основательно проверить правильность уплаты налогов и сборов, соответственно, и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. От эффективности правовых норм о налоговых проверках в значительной степени зависят обеспечение законности и правопорядка в сфере контроля над взиманием налогов и сборов, предотвращение налоговых правонарушений. Все же для юридической науки также представляется актуальным систематизировать накопленные теоретические и практические знания в сфере организации проведения налоговых проверок и сформулировать предложения по совершенствованию их организационного обеспечения. Анализ организации работы органов налогового контроля зарубежных стран, является хорошим источником для заимствования передового международного опыта, выделения элементов, которые действительно способны повысить эффективность деятельности российских контрольных органов по проведению налоговых проверок. Это должно способствовать общему дальнейшему сокращению размера теневой экономики и построению качественно иного уровня взаимоотношений между государством и негосударственным сектором экономики. Важное практическое и теоретическое значение имеет разработка концепции налогового контроля, его особенностей, системы контролирующих органов, которые в настоящее время не получили в юридической литературе полного и всестороннего освещения. Ученые различных направлений правовой науки всегда уделяли значительное внимание институту налогового контроля. В науке финансового, налогового, административного права и теории управления институт налогового контроля рассматривался и рассматривается в разных аспектах. В советский период теоретические основы налогового контроля в рамках финансового права исследованы в работах В. К. Андреева, В. В. Бесчеревных, К. С. Вельского, JI. K. Вороновой, О. Н. Горбуновой, A. M. Гурвича, С. В.Запольского, М. И. Пискотина, Е. А. Ровинского, В. М. Родионовой, Э. Д. Соколовой, Н. И. Химичевой, С. Д. Цыпкина и других. В последние годы изучению налогового контроля в общем контексте финансового и налогового права посвящены работы Н. М. Артемова, Н. А. Бондаревой, Е. Ю. Грачевой, О. Н. Горбуновой, В. И. Гуреева, П. М. Годме, С. В. Запольского, В. В.Ильина, Ю. А. Крохиной, Н. П. Кучерявенко, Д. Е. Нелюбина, Е. В. Поролло, М. В. Романовского, О. В. Рублевской, Г. П. Толстопятенко, A. A. Федулова, Н. И. Химичевой и других. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты Министерства Финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные правоотношения, формирующиеся в процессе нормативно-правовой регламентации налоговых проверок. Предмет исследования - нормы конституционного, административного, финансового, налогового права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация налоговых проверок. Цель и задачи диссертационной работы. Целью исследования является анализ сущности и особенностей законодательного регулирования, а также организации проведения налоговых проверок, сущность налогового мониторинга, определение их места и роли в системе налогового контроля, выявление недостатков нормативно-правовой регламентации и формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере, также в сравнении налогового контроля с налоговым администрированием, и выявлением некоторых особенностей зарубежных стран в процессе налогового контроля. Достижение поставленной цели исследования возможно путем решения следующих задач: - проанализировать теоретические основы налогового контроля; - раскрыть сущность налогового контроля и обосновать его понятие; - раскрыть юридическое содержание форм, методов и видов налогового контроля; - проанализировать систему органов налогового контроля; исследовать проблемы нормативно-правового регулирования налоговых проверок; - выявить проблемы и перспективы совершенствования российского законодательства о налогах и сборах, и разработать конкретные рекомендации по устранению пробелов и коллизий; - предложить организационно-правовые мероприятия по совершенствованию контрольной работы налоговых органов с учетом последних изменений налогового законодательства. Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе: сравнительно - правовой, системно-структурный, формально - логический, метод технико-юридического анализа, статистики и другие методы, используемые в ходе правовых исследований. Использование данных методов познания позволило изучить рассматриваемые объекты в целостности, взаимосвязи, всесторонне и объективно. Эмпирическую базу исследования составили: решения арбитражных судов по делам о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации, постановления Высшего арбитражного суда Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления налогового контроля, решения и определения Конституционного суда Российской Федерации, посвященные налоговым правоотношениям, материалы выездных и камеральных налоговых проверок, статистические и аналитические данные, зарубежный опыт организации налогового контроля, изложенный в отечественной литературе. Научная новизна исследования заключается в том, что на современном этапе развития налоговых отношений в России проведено системное исследование проблем нормативно-правового регулирования налоговых проверок. Проведен комплексный анализ мер, предпринятых законодателем с целью совершенствования организации налоговых проверок. Выявлены пробелы и противоречия в нормативно-правовой регламентации порядка проведения налоговых проверок, сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию законодательства в этой области. Основные положения, выносимые на защиту: 1. На основе проведенных исследований судебной практики, анализа налоговых споров, состояния нормативно-правовой базы налогового контроля обоснованы причины уклонения от уплаты налогов. Так, отсутствуют детально разработанные понятия рассматриваемого института и его концепции, таких как форма и метод налогового контроля, дополнительные мероприятия налогового контроля. 2. Обоснована необходимость разрешения проблемы и придания налогоплательщикам уверенности в справедливости и стабильности налоговой системы. Предложены пути решения этой проблемы, в части принципов осуществления налогового контроля, которые недостаточно разработаны. Помимо общих и специфических стоит внести также и дополнительные принципы. Такие как: принцип делегирования ответственности, который осуществляется при взаимодействии разных уровней управления налоговых органов; принцип информационного обеспечения, который определяет построение и функционирование системы управления, а также важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. 3. Чтобы достаточно больше понять природу налогового контроля обратимся к термину налоговое администрирование, которое очень тесно взаимодействует с ним, однако законодательно еще не закреплено, но и имеет отличие от вышеуказанного определения. Выработаны основные компоненты налогового администрирования в данной работе, а также различные мнения авторов по поводу определения этого понятия. Для дальнейшей эффективности в этой сфере предложено внедрить: оснащенность рабочих мест необходимым оборудованием для повышенной производительности работника; согласованную работу уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами; улучшить функциональные возможности в работе в электронном формате. Так как отсутствие этих факторов влияет на производительность труда фискальных органов, например, проблема в задержках во времени и сбоях при осуществлении обмена данных и соответствующей информацией между налоговыми инспекциями, органами из-за большого документооборота при отправке требования о предоставлении информации происходит задержка ответа, без возможности сотруднику, который ожидает обратную связь, произвести налоговую проверку,. 4. Также немало важно уделить внимание налоговому мониторингу, как форме налогового контроля, который требует совершенствования в некоторых аспектах. Так по состоянию на 2019 год им охватывается только порядка 44 налогоплательщиков, а чтобы захватить большую часть аудитории для их регулирования, стоит, например, снизить порок на условия, при которых организация вправе перейти на эту форму контроля. Ведь именно благодаря налоговому мониторингу повышается эффективность налоговых проверок, иными словами, пассивный вид налоговых проверок требует меньших затрат, чем это требуется, например, при выездных налоговых проверках. 5. В настоящее время можно увидеть недоработки в налоговой системе, которые влияют на экономическое развитие государства в целом, так и на работу организаций и предприятий, в связи с этим снижается инвестиционная активность, происходит уклонение от уплаты налогов, утаивание настоящих доходов, расширению теневой экономики, это и влечет к сокращению налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Также необходимо отметить, что количество налогоплательщиков увеличивается с каждым годом, меняется положение экономики в стране, вместе с этим и появляются новые способы сокрытия и неуплаты доходов и ведения теневого бизнеса. Поэтому важно создать максимально удобные условия для налогоплательщиков, увеличить уровень их доверия к налоговой системе, добавить в налоговое законодательство положения о цифровых технологиях, составить инструкцию для руководства ими, создать доступную среду для взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков – совместные проверки и добавления программ налогового мониторинга, улучшение процедуры взаимосогласительной комиссии с возможностью участия сторонних компетентных лиц. 6. Обращаясь к зарубежному законодательству, можно сказать, что благоприятная общественная и административная среда дает сознание гражданского долга населением. Так, например в США Служба внутренних доходов пользуется принципом целесообразности продолжения проверки согласно правилу середины, это означает, что инспектор руководствуется не только, а иногда и не столько степенью риска налогоплательщика, сколько фискальными интересами государства. Полагаясь на свое профессиональное суждение и действуя в интересах государства, может прийти к выводу о нецелесообразности дальнейшего проведения проверки в связи с несущественностью суммы потенциальных доначислений, даже в случае идентификации налогового риска у налогоплательщика. Таким образом, служба не проводит проверки – чтобы проверять, а в условиях ограниченных ресурсов, проверяет, в большинстве, тех, кто в значительной мере нарушает законодательство и от кого в бюджет государства поступят более крупные доначисления. Вероятнее всего, за счет этого эффективность налоговых проверок возрастает, а налогоплательщики стараются не нарушать налоговое законодательство.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Общая характеристика налогового контроля………………………..11 1.1. Налоговый контроль как вид финансового контроля………………….11 1.2. Правовая природа налоговой проверки как основной формы налогового контроля……………………………………………………………………...…..23 Глава 2. Совершенствование правового и организационного обеспечения осуществление налоговых проверок……………………………………………33 2.1. Повышение эффективности правового регулирования организации налоговых проверок……………………………………………………………..33 2.2. Соотношение выездных налоговых проверок с налоговым мониторингом……………………………………………………………………49 Заключение……………………………………………………………………...62 Список использованных источников…………………………………….….66
Список литературы

Официальные документы и нормативные акты. I. Российское законодательство, акты государственных органов: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 31. - Ст. 4398. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст.3824. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5.08.2000 №117-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст.3340. 4. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // СПС «КонсультантПлюс». 5. Приказ Федеральной налоговой службы от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» // СПС «КонсультантПлюс». 6. Письмо Федеральной налоговой службы от 14 сентября 2015 г. № СД-4-15/16073@ «О создании рабочих групп по налоговому мониторингу» // СПС «КонсультантПлюс». Литература: I. Учебники, учебные пособия и монографии: 7. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О.Н. Горбунова. – Москва : Элит, 2012. – 294 с. –– Текст : непосредственный. 8. Грачева, Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля / Е.Ю. Грачева. – Москва : Юриспруденция, 2000. – 192 с. – ISBN 5-8401-0049-8. –– Текст : непосредственный. 9. Грачева Е. Ю. Финансовый контроль : учеб. пособие / Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжкова. – Москва : Камерон, 2004. – 270 с. – ISBN 5-9594-0008-1. –– Текст : непосредственный. 10. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учеб. для бакалавров / Ю. А. Крохина. – Москва : Юрайт, 2014. - 495 с. –– Текст : непосредственный. 11. Кучерявенко, Н. П. Курс налогового права: в 2 т. Т. 1.Общая часть / под ред. Д.М. Щекина. – Москва : Статут, 2009. – 863 с. –– Текст : непосредственный. 12. Налоговое право : учебник / Н.Д. Эриашвили, С.Н. Бочаров, Т.Н. Оканова, [и др.] ; ред.: И.Ш. Килясханов, А.Д. Селюков, Т.Р. Оканова. - Москва : Юнити-Дана: Закон и право, 2013. – 279 с. –– Текст : непосредственный. 13. Налоги и налогообложение : учебник для академического бакалавриата / под ред. М.В. Романовского, Н.Г. Ивановой. - Москва : Юрайт, 2014. - 441 с. – (Бакалавр. Академический курс.). - ISBN 978-5-9916-4430-3. –– Текст : непосредственный. 14. Налоги : учеб. пособие для вузов / под ред. Д. Г. Черника. – Москва : Финансы и статистика, 1998. – 687 с. –– Текст : непосредственный. 15. Нестеров, Г. Г. Налоговый контроль / Г.Г. Нестеров. – Москва : Эксмо, 2010. – 384 с. – ISBN 978-5-699-27163-4. –– Текст : непосредственный. 16. Осипова Е. С. Теоретические аспекты трансформации налогообложения: от налога до налогового потенциала : монография / Е.С. Осипова. – Хабаровск : ДВИ - филиал РАНХиГС, 2013. - 90 с. –– Текст : непосредственный. 17. Поролло, Е. В. Налоговый контроль: Принципы и методы проведения / Е.В. Поролло. - Москва ; Ростов-на-Дону : Гандарика : Экспертное бюро, 1996. - 280 с. –– Текст : непосредственный. 18. Устойчивое развитие налоговой системы Российской Федерации в условиях глобальных изменений : монография / под общ. ред. д.н.э., проф. Л. И. Гончаренко. - Москва : ИТК «Дашков и К», 2017. - 582 с. –– Текст : непосредственный. 19. Федоров, Е. А. Методология налогового контроля : учеб. пособие / Е.А. Федоров, Л.Г. Баранова, В.С. Федорова. - Санкт-Петербург : ПГУПС, 2013. - 87 с. – ISBN 978-5-7841-0537-6. –– Текст : непосредственный. 20. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики : монография / Анисина К.Т., Бадмаев Б.Г., Бит-Шабо И.В. [и др.] ; под ред. канд. юрид. наук И.А. Цинделиани. – Москва : Проспект, 2019. – 320 с. –– Текст : непосредственный. II. Научные статьи: 21. Бондарева Н. А. Трансформация территориальных налоговых органов / Н.А. Бондарева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы теории и практики налогообложения: интеграция российского и зарубежного опыта. Международная научно-практическая конференция. Научное обозрение, 2014. - С. 105-121. 22. Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации / Н. С. Бондарев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. - № 1. - С. 186. 23. Винслав Ю. Результаты мониторинга деятельности финансово-промышленных групп / Ю. Винслав. — Текст: непосредственный // Российский экономический журнал. - 1997. - № 10. - С. 29-32. 24. Высоцкий, М. А. Оптимизация и уклонение от налогообложения в Германии / М.А. Высоцкий. — Текст: непосредственный // Финансы. - 2006. - № 3. - С. 69. 25. Галиева А. А. Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы налогового контроля / А.А. Галиева. — Текст: непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. - С. 115-117. 26. Егорова Е. Н. Совершенствование проведения предпроверочного анализа в целях увеличения результативности выездных налоговых проверок / Е.Н. Егорова, Д.А. Савин. –– Текст : непосредственный // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 26 (164). - С. 39-44. 27. Косов, М. Е. Анализ формирования системы налогового контроля как искусственной организационно-управленческой системы / М.Е. Косов, А.В. Киреева. –– Текст : непосредственный // Вестн. Рос. торг.-экон. ун-та (РГТЭУ). - 2011. - № 3. - С. 56-66. 28. Косов, М. Е. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля, его особенности / М.Е. Косов. –– Текст : непосредственный // Вестн. Рос. торг.-экон. ун-та (РГТЭУ). - 2010. - №1. - С. 64-69. 29. Лабунец, Ю. Е. Информативные методы налогового контроля экспортных операций: сущность, критерии оценки результативности / Ю.Е. Лабунец. –– Текст : непосредственный // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2010. - № 339. - С. 119-122. 30. Наркевич, Н. В. Налоговый мониторинг как форма налогового контроля / Н.В. Наркевич. –– Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 12 (116). - С. 631-634. 31. Ницевич, Т. В. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования / Т.В. Ницевич, В.К. Докальская. –– Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 24. - С. 378-380. 32. Полякова, О. Н. Новый вид взаимодействия с налогоплательщиками: налоговый мониторинг / О.Н. Полякова. –– Текст : непосредственный // Налоговая проверка. - 2015. - № 1. - С. 4. 33. Чистякова, Л. Налоговый мониторинг - новая форма налогового контроля / Л. Чистякова. –– Текст : непосредственный // Налоговый вестник. - 2014. - № 12. - С. 4. III. Диссертации и авторефераты: 34. Нелюбин Д. Е. Система налогового контроля в РФ: теория и практика правового регулирования, актуальные проблемы и направления реформирования : дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / Нелюбин Дмитрий Евгеньевич ; Моск. гос. юрид. ун-т имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – Москва, 2003. - 185 с. –– Текст : непосредственный. 35. Симиренко К. И. Совершенствование региональной системы налогового администрирования и контроля: автореф. дис… канд. юрид. наук : 08.00.10: защищена 17.05.2007 / Симиренко Константин Игоревич. - Ставрополь, 2007. - 222 с. –– Текст : непосредственный. IV. Электронные ресурсы: 36. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://moluch.ru/archive/104/24494/] свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. 37. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок) за 2015 - 2018 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/] свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. 38. «Официальный сайт Федеральной налоговой службы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://www.nalog.ru/rn77/] свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика налогового контроля. 1.1. Налоговый контроль как вид финансового контроля. Законодательство не устанавливает понятия финансового контроля. В Бюджетном кодексе РФ можно встретить понятие бюджетного контроля, как государственный и муниципальный контроль за формированием и расходованием бюджетных средств. Однако в научной литературе финансовый контроль трактуется по-разному, во-первых, его можно рассматривать как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства, во-вторых, как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Ученые-экономисты утверждают, что основная цель государственного финансового контроля состоит в содействии успешной реализации финансовой политики государства в процессе формирования и использования фондов необходимых государству для выполнения своих функций. Мнение ученых-юристов по данному термину различно, например, Н.М. Артемов, отмечает, что финансовый контроль, как разновидность финансовой деятельности государства, которая осуществляется всей системой органов государственной власти и управления специальными контрольными органами и состоит в проверке законности и целесообразности действий в области образования и расходования денежных средств, а также субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия, Е.Ю. Грачева, в свою очередь, утверждает, что финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности и дает следующее определение финансового контроля: Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных муниципальных общественных органов и организаций иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств правильности и эффективности их использования. Также хотелось бы отметить, что в учебнике финансового права под редакцией Н.И. Химичевой, финансовый контроль понимается как основной способ обеспечения не только законности, но и целесообразности проводимой финансовой деятельности, иными словами: Финансовый контроль – это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования распределения и использования государственных муниципальных и иных денежных фондов финансовых ресурсов публичного характера в целях эффективного социально экономического развития страны в целом и ее регионов. Рассмотрение этого понятия дает следующие отличительные особенности: 1. Финансовый контроль – это разновидность финансовой деятельности государства. 2. Объектом финансового контроля являются законность и целесообразность финансовой деятельности государства и местного самоуправления. 3. Финансовый контроль осуществляется в области образования, распределения и использования государственных и иных муниципальных фондов. 4. Финансовый контроль проводится с целью обеспечения эффективного социально экономического развития страны. 5. Финансовый контроль осуществляется в установленных законом формах. 6. Финансовый контроль проводится уполномоченными государственными органами и организациями, в том числе специально созданными органами государственной власти или иными хозяйствующими субъектами. Эти черты, очевидно, характерны и для налогового контроля. О чем речь пойдет чуть ниже. Безусловно, главным объектом финансовой деятельности государства являются государственные финансы. Что касается основных функций финансов – распределительной, регулирующей и контрольной, последняя, по мнению профессора О.Н. Горбуновой, выражается в том, что они представляют собой исчерпывающий источник информации о состоянии всего государственного организма. Через финансовую систему контролируется успешное (или менее успешное) развитие государства и общества в целом и, что самое важное, осуществляется влияние и прямое воздействие на их развитие . Контрольная функция государственных финансов проявляется в деятельности различных органов государственной власти, компетенция которых установлена в нормативно-правовых актах. Так, государственный финансовый контроль исходит, по всей вероятности, из контрольной функции финансов и является регламентированной законодательством деятельностью государственных органов общей и специальной компетенции по проверке соблюдения законности и обоснованности в процессе осуществления финансовой деятельности государства ее субъектами. Основным источником образования государственных централизованных и муниципальных фондов денежных средств являются налоговые доходы бюджетов бюджетной системы. Значение налогов при формировании доходных частей бюджетов бюджетной системы России сложно переоценить. Планируемая доля налоговых доходов в ВВП в 2016 г. составила 17,6% ; а в 2017 г. – 17,2% , что дает более половины доходов в консолидированный бюджет России. Реализуя содержание фискальной, налоги выполняют свое основное назначение – насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества. Налоги – это неотъемлемая часть нашей жизнедеятельности. Без них государству бы пришел конец. Однако на сегодняшний день люди делятся на тех, кто хочет и готов платить налоги, и на тех, кто считает, что это пустое вложение, они не видят на что направлены заработанные ими финансы. По выражению П.М. Годме, государство устанавливая налоги, использует принудительные меры для их сбора. Иными словами, здесь, мы и встречаем налоговый контроль, как вид финансового контроля и как фискальную функцию государства. Но, хотелось бы отметить, что контрольная функция налогов и налоговый контроль два совершенно разных определения. Первое гораздо шире, последнего. Налоговый контроль, в свою очередь, имеет ограничения: является деятельностью уполномоченных субъектов, которые преследуют цель исполнения обязанности содержащейся в ст. 57 Конституции РФ, где говорится о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Понятие налогового контроля есть как и научное, так и учебное. Так, например, М.В. Романовский и О.В. Рублевская дают такое определение: - система мероприятий по проверке законности целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов, выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины, совокупность приемов и способов используемых органами власти и управления, которые обеспечивают исполнение налогового законодательства, правильности исчисления, полноту и своевременность поступления налогов в бюджет. Далее, Ю.А. Крохина рассматривает понятие налогового контроля в двух аспектах: Первое, в широком аспекте – совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных муниципальных и фискальных интересов. Вторые, в узком смысле – контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения уплаты или взимания налогов и сборов. Законное определение данного понятия мы найдем в налоговом кодексе РФ в ст.82, согласно которой налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном действующим налоговым законодательством РФ. Однако, это определение и есть отражение налогового контроля в широком смысле, то есть, особое деятельность должностных лиц компетентных органов государственной власти. Куда входит: проведение налогового мониторинга, налоговых проверок и иных форм налогового контроля. Безусловно, налоговый контроль проводится уполномоченными на то, государственными органами. Поэтому для полного взаимодействия граждан и государственных органов нужно – обеспечивать эффективное социально-экономическое развитие страны, где в свою очередь, мы должны обеспечивать своевременное и полное поступление налогов и сборов в бюджет страны. Главное, не следует путать термин налоговое администрирование с налоговым контролем. Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговое администрирование необходимо рассматривать как системную деятельность уполномоченных государственных органов, которая, прежде всего, направлена на обеспечение поступления налоговых платежей в бюджеты внебюджетные фонды, совершенствование налоговой дисциплины, регулирование налоговых отношений путем планирования, организации, контроля и применения мер ответственности. На сегодняшний день данный термин «налоговое администрирование» различно интерпретируется учеными и практиками. Итак, рассмотрев мнения различных авторов, можно выделить следующие компоненты налогового администрирования: 1. Налоговое администрирование есть инструмент государственного регулирования экономических отношений в рамках финансовой политики и выступает системой высшего уровня иерархии относительно налогового контроля, обеспечивающего на территориальном уровне диагностику вектора направленности ресурсных поступлений в бюджеты всех уровней. 2. По всей вероятности, налоговое администрирование не осуществляется органами законодательной власти, прочими исполнительными структурами регулирования в отличии от управления налоговыми отношениями. 3. Налоговое администрирование преимущественно рассматривается как комплекс мер по реализации важнейшей задачи налоговых органов — обеспечению поступлений налоговых платежей в бюджет в том объеме, который необходим для финансирования государственных расходов. Оно предусматривает осуществление налоговыми органами функций управления, а именно: планирование, контроль, регулирование, учет в налоговой сфере. Для решения этой задачи необходима четко отлаженная и эффективно действующая организация налогового контроля. Можно отметить, что по мнению авторов, эффективность налогового контроля определяется, во-первых, полнотой поступления налогов в бюджет государства, во-вторых, уровнем налоговых издержек, непосредственно самих расходов на содержание фискального аппарата. Несомненно, налоговый контроль, как составная часть системы налогового администрирования, обеспечивает определение направлений модернизации и способов осуществления правового механизма по наиболее эффективному формированию, распределению, использованию финансовых ресурсов государства, которые обеспечивают решение стоящих перед государством задач и реализацию финансовой политики государства. Отметим, что целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число станет незначительным. Возвращаясь к задачам налогового контроля, необходимо выделить и конкретизировать следующие: 1. Обеспечение налогового законодательства; 2. Неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах; 3. Обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды; 4. Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Данные функциональные аспекты налогового контроля следует рассматривать неразрывно, в едином комплексе, это, в свою очередь, позволит обеспечить его эффективность в области мер целенаправленного воздействия системы государственного финансового контроля на все сферы социально-экономической действительности. Хотелось бы отметить, что реализовать задачи налогового контроля без определения основополагающих принципов недопустимо. В настоящее время в действующем российском законодательстве принципы налогового контроля делятся на общие и специфические. Общие принципы включают: принцип безвозмездности осуществления – проведение налогового контроля за счет бюджетных средств; принцип правомочности – осуществление налогового контроля только соответствующими государственными органами; принцип профессионализма – осуществление контроля лицами, имеющими необходимые знания и соответствующую подготовку; принцип определенности предмета контроля – предметом контроля может быть только проверка обязательных требований, а также исполнения предписаний налоговых органов; принцип координации и взаимодействия органов контроля – означает, что каждый орган – участник системы налогового контроля выполняет только непосредственно возложенные на него задачи; принцип полноты – все виды налогов и все налогоплательщики должны быть охвачены единой системой контроля; принцип превентивности – важной задачей контроля является предупреждение налоговых правонарушений. Соответственно к специфическим относятся принципы: 1) соблюдения процессуальной формы – лицо может быть привлечено к ответственности только на основании и в порядке предусмотренным НК РФ. 2) презумпции невиновности налогоплательщика – невиновность налогоплательщика может опровергнуть только суд. 3) презумпции правоты налогоплательщика – все сомнения, которые возникают в следствии неустранимых противоречий и неясностей в налоговом кодексе диктуются в пользу налогоплательщика. 4) соблюдения налоговой тайны определяет ответственность за разглашение налоговой тайны. Главные правила налоговой тайны содержатся в ст. 102 НК РФ. 5) обеспечения оптимального сочетания фискальной и регулирующей направленности налогового контроля – НК РФ установлена ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие своих неправомерных действий (ст. 103 НК РФ). Рассмотрев вышеперечисленные принципы налогового контроля, хотелось бы добавить, что этот список стоит дополнить принципом делегирования ответственности, который осуществляется при взаимодействии разных уровней управления налоговых органов, а также принцип информационного обеспечения, который определяет построение и функционирование системы управления, а также важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Для реализации налогового контроля необходима среда и условия, формируемые системой налогового администрирования. Здесь и проявляется тесная взаимосвязь налогового контроля и налогового администрирования. Определение «налоговый контроль» является более узким понятием, чем «налоговое администрирование» и направлена на достижение конкретных целей и решение соответствующих задач. Что касается целей налогового контроля выделяют следующие: 1. Обеспечение соблюдения налогоплательщиками действующего законодательства и нормативных актов. Это встречается в ст. 87 НК РФ. 2. Обеспечение полноты и своевременности выполнения налогоплательщиком его обязательств перед бюджетами бюджетной системы РФ. 3. Немаловажной задачей является – содействие правильному ведению бухгалтерского и налогового учета и отчетности. 4. Конечно же, выявление и пресечение правонарушений в сфере налогообложения. Исходя из вышеперечисленных целей, можно сказать, что: основная цель налогового контроля – обеспечение максимального поступления законодательно установленных финансовых ресурсов в доходные части бюджетов и внебюджетных фондов РФ. В сущности говоря, что касается видов налогового контроля, в некоторых критериях они схожи с формами финансового контроля. Безусловно, в зависимости от стадии его проведения рассматриваются: Первое, предварительный контроль – носит предупредительный характер, тем самым контрольные органы пресекают ту или иную проблему. Второе, текущий контроль, где действия налоговых органов происходят в отчетном периоде, также его можно назвать оперативным. Третье, последующий контроль - контрольные мероприятия проводятся по окончании отчетного периода, носит оценочный характер. Как правило, в зависимости от места проведения мероприятий можно выделить такие, как: - камеральный, который, в свою очередь, осуществляется по месту расположения проверяющего органа. - выездной – по месту нахождения проверяемого субъекта. Но кроме того, в зависимости от источников получения необходимой информации, делится на: - документальный – на основе изучения необходимых документов - фактический – изучает фактического состояние объектов налогообложения. Во всяком случае, налоговый мониторинг – это обязательные мероприятия для организации или физического лица, но в иных случаях, которые прямо предусмотрены в НК РФ, налоговый контроль, осуществляемый в форме налогового мониторинга, может быть – инициативным или же добровольным. Конечно же, налоговый кодекс предусматривает и формы налогового контроля, которые, в свою очередь, играют важную роль в исполнении налогоплательщиками их обязанностей. А налоговый орган, как правило, выбирает конкретный метод для каждой налоговой проверки, который является подходящим. Например, что касается налоговой проверки, она является основной и делится на камеральную (по месту нахождения налогового органа) и выездную (по месту нахождения налогоплательщика). Такая форма как, проведение осмотра территорий и помещений проводится в целях выяснения обстоятельств, обеспечивающих полноту и всесторонний характер проверки. Исследование касается документов и предметов, принадлежащих налогоплательщику. Однако осмотр помещений и территорий лица, в отношении которого проводится налоговая проверка документов и предметов, проводится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, который осуществляет непосредственно проверку. Как обычно, осмотр проводится в присутствии понятых, также может сопровождаться фото или видео съемкой, копированием файлов и другим, по результатам проверки подписывается протокол. Выемка документов и предметов – принудительное изъятие документов, необходимых в процессе проверки налогоплательщика. Рассматривается также проведение экспертизы, как форма, которая создана для разъяснения вопросов, где необходимы специальные познания в науке искусстве, технике и ремесле. Еще, помимо этого, есть дополнительная экспертиза, которая применяется в случае неясности или недостаточной полноты заключения – соответственно через эксперта. И повторная экспертиза назначается, если заключения эксперта необоснованны или есть сомнения в его правильности, рассматривается другим экспертом. То что можно назвать относительно новой формой налогового контроля - налоговый мониторинг - проверка данных учета и отчетности налогоплательщиков, его от других форм отличает то, что он является проводимым на добровольной основе и касается только определенного числа налогоплательщиков – в ст. 105 НК РФ установлены соответствующие мерки. 1.2. Правовая природа налоговой проверки как основной формы налогового контроля. Одной из важнейших форм налогового контроля является налоговая проверка, которая имеет цель – контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиком. Она делится на два вида: камеральная – не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты, проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и других документов налогоплательщика, проводится уполномоченными должностными лицами без какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа, правила проведения данной налоговой проверки установлены ст. 88 НК РФ; выездная – осуществляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно в организациях, основанием для её проведения является решение руководителя налогового органа. Отметим, что выездная форма налоговых проверок, является более затратной по временным и финансовым ресурсам, однако наиболее полно и эффективно отражает соблюдение налогового законодательства, чем камеральная проверка. Задачей государства по повышению эффективности налоговых проверок является снижение налоговых рисков при её проведении. Выездные налоговые проверки имеют более высокую результативность. Так, в среднем по России в 2015 - 2018 гг. удельный вес проверок, выявивших нарушения налогового законодательства, составил 99%, а успешность камеральных проверок за эти же периоды составила 5 - 6%. При количестве камеральных проверок, существенно превышающем количество выездных, доля доначислений по результатам последних варьировалась от 78% до 85%. Доля налогов в общей сумме доначислений по результатам ВНП выше (кроме 2015 г.), но не намного. За 2015 - 2018 гг. по камеральным проверкам она составила: 81%, 74%, 68%, 66%; по выездным: 74%, 72%, 71%, 71% . Цифры вполне объяснимы спецификой проверок. Они, в свою очередь, позволяют осуществлять контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов, сборов (взносов) и своевременностью их перечисления. Если возможности камеральной проверки ограничены, то выездная налоговая проверка (далее - ВНП) позволяет проверить деятельность документально, получить дополнительную информацию от контрагентов и сопоставить ее с показателями проверяемого субъекта. В налоговых инспекциях ежеквартально разрабатывается и утверждается план выездных проверок (плановые ВНП), основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа. Если в ходе проведения данного анализа в деятельности налогоплательщика выявляются факты сокрытия своих доходов, ухода от налогообложения, занижения показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он включается в план проведения выездных налоговых проверок. Далее следует этап подготовки ВНП - комплекс процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проверки, а также других мероприятий, направленных на создание условий для эффективного проведения ВНП. Проводится предварительный анализ документации, позволяющий составить общее представление о деятельности налогоплательщика. Предпроверочный анализ включает в себя изучение учредительных документов проверяемой организации. Методологической основой проведения предпроверочного анализа является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, согласно которой выбор объекта проверки основывается на отборе налогоплательщиков для ее проведения по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения (всего установлено 12 критериев). При этом показатели оцениваются по группам налогоплательщиков: организации; индивидуальные предприниматели (на общем режиме налогообложения); плательщики единого сельскохозяйственного налога; налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения; плательщики единого налога на вмененный доход. В настоящее время первостепенное значение приобретает усиление аналитической составляющей вместе с комплексной системной экономико-правовой оценкой финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. Анализ позволяет выявить предполагаемые нарушения налогового законодательства (сомнительные хозяйственные операции, проблемных контрагентов, заниженные показатели доходов, налогов или завышенные расходы), а значит, оптимально использовать временные и человеческие ресурсы, что весьма важно для повышения эффективности выездного контроля. В зависимости от количества подлежащих проверке налогов и сборов выделяются следующие виды выездных налоговых проверок: 1) комплексные выездные налоговые проверки. 2) тематические выездные налоговые проверки. 3) выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (как правило, она внеплановая). 4) внеплановая выездная налоговая проверка в связи с запросом правоохранительных органов или по заданию вышестоящих налоговых органов. Не менее важным для достижения высокого результата является грамотное сочетание этапов и методов проверки. Этапы проверки документов: 1) формальная - проверка достаточности документов; 2) арифметическая; 3) правовая оценка правильности отражения операций, определения налоговой базы, пользования льготами и т.д. Методы проведения ВНП: 1) стандартный - сопоставление показателей первичных документов с показателями сводной отчетности; 2) аналоговый - когда проверяются вопросы, при проверке которых наиболее часто допускаются налоговые правонарушения; 3) версионный - проверка проводится на основании выстраиваемых положений о возможных путях совершения налоговых правонарушений; 4) информационный - на основании данных из внешних источников, когда известен состав правонарушения и, соответственно, документы, в которых его можно обнаружить. Перечень полномочий налоговых органов, а также общий порядок проведения ВНП определен ст. 89, 89.1, 89.2, 93 и 93.1 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. Согласно указанным источникам в процессе
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg