Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Кластеры в экономике России.

happy_woman 744 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Особым камнем преткновения выступает отсутствие четкого понимания, каким образом лучше образовывать и вести работу инновационным кластерам, и именно поэтому целью данного диссертационного исследования является проведение сравнительного анализа моделей формирования кластеров на основе разработки системы показателей. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие основные задачи: • проанализировать российский опыт формирования инновационных кластеров; • исследовать существующие методики оценки функционирования инновационных кластеров; • рассмотреть методики оценки функционирования инновационных территориальных кластеров; • провести сравнительный анализ моделей формирования инновационных кластеров в России через эффективность их функционирования. Объектом курсовой работы являются существующие инновационные кластеры Российской Федерации. Предмет исследования – модели формирования инновационных кластеров. Методологической основой исследования является регрессионный анализ панельных данных.
Введение

Согласно тенденциям последних лет, заметно, что наблюдается увеличение многообразности и комплексности товаров и услуг, находящихся на рынках, наряду с сокращением их жизненного цикла, а также перманентно растущей международной конкуренцией. Существующая высокая концентрация различных индустриальных рынков уже не дает компаниям возможностей для достижения конкурентных преимуществ исключительно через производственные технологии. В связи с этими событиями, компании и предприятия чувствуют острую потребность в эффективных темпах развития. Получается, что последнее время множество компаний по всему миру стараются не просто повысить свои экономические показатели, но и осуществлять свое функционирование оптимальным путем, то есть сокращать затраты вместе с построением долгосрочных взаимоотношений с потребителями и поставщиками. Для того чтобы достигнуть оптимизации и, как результат, улучшить свое положение на высоко конкурентных рынках, компании и предприятия стали объединяться в промышленные и инновационные кластеры. Помимо существующего стремления и прикладываемых усилий самих организаций входить в состав кластеров, в настоящее время государства всячески поддерживают эти стремления через соответствующие инструменты и механизмы, и Российская Федерация не является исключением среди мирового сообщества. В России это производится с помощью различных программ государственной поддержки, стимулирующих инновационную деятельность. Именно вследствие этого кластерам и кластерной политике уделяется особое внимание, которое концентрируется на изучении процессов их создания и функционирования, поскольку данный инструмент развития компаний и предприятий выступает как наиболее эффективный и совершенный на рынке.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Теоретические основы формирования кластеров в стране 4 1.1 Инновационные кластеры как инструмент инновационной деятельности 4 1.2 Роль и значение инновационных кластеров в экономике страны 10 1.3. Методики оценки функционирования инновационных территориальных кластеров 17 Глава 2. Практика функционирования инновационных кластеров в России 23 2.1. Анаиз и оценка роли дейтвующих инновационных кластеров в экономике России 23 2.2. Сравнительный анализ моделей формирования инновационных кластеров 30 2.3. Направления развития иновационных кластеров в России 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49 ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Список литературы

1. Авдонина С.Г. Развитие интеграционных отношений с участием субъектов инновационного предпринимательства в условиях модернизации экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: специальность 08.00.01 – Экономическая теория – 2013г. 2. Аганбегян А.Г. Территориально-производственные комплексы: планирование и управление. – «Наука, Сибирское отделение», 1984 г. 3. Академический словарь. Большая советская библиотека [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/151459/Шермана 4. Аналитика: «Организация и функционирование кластеров в Украине» // Ассоциация «Укртурформинвест» [Электронный материал] // Режим доступа: http://utii.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=69:40003&catid=36:information&Itemid=69. 5. Дмитриева Л.В., Буянова М.Э. Оценка эффективности создания региональных инновационных кластеров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2012г.– №.2. 6. Инновации в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/586. 7. Инновационные территориальные кластеры. О развитии инновационных территориальных кластеров в Российской Федерации // Инновации в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://innovation.gov.ru/ru/taxonomy/term/2335. 8. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020г. [Электронный материал] // Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf. 9. Казанцев А.К., Никитина И.А. Инновационные кластеры в региональных стратегиях. – С-Пт., вестник СПБГУ, 2012 г. 10. Кластерная политика. Концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности (Доклад), Москва, 2015 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный материал] // Режим доступа: http://cluster.hse.ru/doc/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20(%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%9C%D0%AD%D0%A0%20%D0%A0%D0%A4).pdf. 11. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран / Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин // [Электронный материал] // Режим доступа: http://www.innoclusters.ru/uploaded/docs/ljenchuk.pdf. 12. Красноярский край. Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск/ Инновации в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://innovation.gov.ru/ru/node/3581/members. 13. Лаженцев В.Н. Теория и практика формирования территориально-производственных комплексов // Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского Государственного Университета. – 2014 г. – №. 2. 14. Лос-Аламосская национальная лаборатория // Российское атомное сообщество [Электронный материал] // Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/organizations/los-alamosskaya-natsionalnaya-laboratoriya. 15. Международный центр научной и технической информации. «Инновационно-технологические кластеры стран – членов МЦНТИ» (Информационный материал), февраль 2013 г. [Электронный материал] // Режим доступа: http://www.icsti.ru/uploaded/201304/cluster.pdf. 16. Методы оценки эффективности функционирования кластеров в промышленности / Н.М. Тюкавкин // Основы экономики, управления и права. – 2013 г. - №3 (9). 17. Модель «тройной спирали» как механизм инновационного развития региона / И.Ю. Пахомова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2012 г. - № 7-1 (126) / том 22. 18. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Методологические аспекты оценки эффективности инновационных кластеров // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономические и технические науки. – 2012 г. – № 1. 19. Обзор зарубежного опыта внедрения кластеров / В.Н. Наджафов // Вестник Московского государственного областного университета серия «Экономика». – 2009 г. – № 4. – С. 36–43. 20. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах. Министерство экономического развития Российской Федерации, май 2011г.. 21. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах / П.С. Руднева // Экономика региона. – 2007 г. - № 18, часть 2. 22. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: «Альпина Паблишер», 2011 г. – 453 с. 23. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2006 г. – 715 с. 24. Портер М. Конкуренция. — М.: «Вильямс», 2005 г. — 610 с. 25. Поручение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cluster.hse.ru/doc/Поручение%20Правительства%20Российской%20Федерации%20от%2028%20августа%202012%20г.%20№%20ДМ-П8-5060.pdf. 26. Самострокова Е.С. Классификация кластеров предприятий //Молодой ученый. – 2012. – № 36. – С. 141-143. 27. Сотрудничество России и Южной Кореи в области науки, техники и образования / В. Самсонова // Российский Совет по Международным делам, 30.09.2013 [Электронный материал] // Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2410#top-content.?
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования кластеров в стране 1.1 Инновационные кластеры как инструмент инновационной деятельности Для проведения сравнительного анализа моделей формирования инновационных кластеров изначально необходимо определить, что же непосредственно подразумевается под термином «кластер». В классической экономической теории это понятие было введено Майклом Портером – “…сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем, ведущих совместную работу” [27]. Другими словами, кластер представляет собой некие структурные сети, способствующие достижениям в различных взаимосвязанных областях: начиная от новых технологий и продуктов и заканчивая повышением конкурентоспособности страны на международном уровне. За последние несколько десятков лет большинство стран не просто используют кластеры как фундамент для развития своих экономических показателей, но и достигают успехов с помощью так называемого «кластерного метода». Под последним имеется в виду “…новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом” [19, с. 3]. Что касается классификации кластеров не по сфере деятельности, а по своим особенностям, то здесь принято выделять следующие виды: 1. Региональные – географически ограниченные кластеры со схожими территориальными единицами, которые завязаны на какую-либо научную организацию. 2. Вертикальные – такие кластеры, в которых производственная цепочка непосредственно выступает связующим звеном для всего кластера. 3. Промышленные – в данном типе определяющим фактором для классификации выступает сфера бизнеса, в которой кластер профилируется, например, образовательный, высокотехнологичный, химический, агропромышленный и т. д. Получается, что кластер объединяет различные предприятия и организации, принимающие участие в производственной цепочке, а также лежит в основе национальной инновационной системы страны как один из важнейших ее элементов. Чаще всего подобное сотрудничество несет за собой некоммерческое партнерство [19, с. 5]. Последние десятилетия большинство государств мира, включая не только развитые, но и развивающиеся, соревнуются за больший вес своих национальных компаний на мировой рыночной арене наряду с увеличением конкурентоспособности. В связи с тем, что традиционные промышленные политики уже не приносят таких плодов, как раньше, востребованными стали именно инновационные кластеры, в сердце которых происходит создание знаний. Инновационные кластеры практически не отличаются от уже рассмотренного определения кластера по Майклу Портеру, а именно: задачей подобного неформального объединения в лице государства, ВУЗов, исследовательских центров, предпринимателей, промышленности, является распространение знаний, технологий и инноваций, которые впоследствии после трансформации выступают как конкурентные преимущества. В инновационных кластерах постоянно и на различных уровнях рождаются инновации, будь то в маркетинге, в технологии или в управлении, что, безусловно, не может быть достигнуто без быстро доступных различных ресурсов (финансовых, рыночных, маркетинговых и т. д.). В связи с этим даже для ведущих конкурентную борьбу компаний определенно есть большие плюсы состоять в инновационном кластере, ведь в этом партнерстве созданы все условия, которые сделают кластеры инвестиционно привлекательными. Формирование кластеров может происходить по следующим параметрам [19, с. 6-7]: • вертикальная кластерная стратегия: на основе существования поэтапного производства, где каждое предприятие полностью осознает, в каком элементе цепочки оно находится; • горизонтальная кластерная стратегия: тот случай, когда различные отрасли связаны одним большим кластером; • качественная кластерная стратегия: отдельное внимание уделяется не числу и частоте взаимосвязей между организациями, но и их качественным характеристикам; • технологическая кластерная стратегия: концентрация различных отраслей, которые используют одну и ту же технологию; • географическая кластерная стратегия: растяжение кластеров в пространстве – могут быть локальными, а могут быть международными; • фокусная кластерная стратегия: сосредоточение целого кластера вокруг одной организации; • латеральная кластерная стратегия: с помощью эффекта масштаба возможно достигнуть появления новых взаимодействий наряду с экономией среди различных отраслей. Сам по себе инновационный кластер объединяет в себе компании, которые в основном не ведут конкурентную борьбу между собой, они, наоборот, дополняют друг друга тем, что производят свои продукты и услуги для различных элементов кластера, то есть для разных секторов. Порой различные компании объединяются с целью проведения НИОКР, тем самым существенно сократив финансовые затраты на них. Именно этот факт подразумевает под собой «инновационную интеграцию» [19, с. 7], которая предполагает, что крупные компании притягивают финансовые потоки денег для функционирования инновационного кластера в целом, в то время как мелкие и небольшие фирмы, являясь очень гибкими, готовы приспособиться к тем или иным новым экономическим условиям. Таким образом, получается, что инновационные кластеры формируют качественные связи среди локализированных организаций и предприятий, а также научных учреждений, лабораторий, ВУЗов и т. д., сконцентрированных вокруг нескольких ведущих компаний. При этом все участники кластера работают не только на увеличение своей конкурентоспособности за его пределами за счет производимых ими продуктов, но и преследуют сокращение расходов на фоне тесных взаимосвязей. Все участники кластера имеют настрой на инновационность. Таким образом, становится понятным, что сам по себе инновационный кластер способен заключать в себе технологическую цепочку, начинающуюся разработкой продукта и заканчивающуюся внедрением его на рынок. Зачастую инновационные товары и услуги, выходящие из инновационных кластеров, предназначены для международного рынка, то есть для экспорта. Получается, что именно инновационные кластеры могут в действительности усиливать позиции того или иного государства на глобальной арене. Создание кластеров связано с использованием следующих механизмов [12]: • выделение финансовых ресурсов, как в виде беспроцентных ссуд, так и просто прямого финансирования, доля которых иногда достигает 50% от общих вложений в разработку той или иной инновации. Периодически инвестиции выступают как целевые дотации на научные исследования, а также как снижение государственных пошлин или полное освобождение от них; • предоставление льготных условий для компаний и предприятий при налогообложении; • гарантия защиты интеллектуальной собственности и авторских прав с точки зрения законодательства; • предоставление государством услуги патентного поверенного; • страхование возможных рисков от проектов и разработок: их снижение, а также возмещение убытков; • привлечение иностранных «мозгов», то есть высококвалифицированных и имеющих релевантный опыт профессионалов, а также содействие в виде упрощения их переезда. Отдельно необходимо исследовать, какое значение имеет участие государства в процессе создания кластеров, ведь самые первые кластеры появлялись из-за необходимого развития огромных транснациональных компаний, другими словами, из-за рыночной конкуренции. При этом последние десятилетия наблюдается тренд – различные государства начали выступать инициаторами в создании кластеров, всячески помогая в реализации этих проектов. Инновационные кластеры представляют собой не просто территориально локализованную группу предприятий, обладающую общими характеристиками и целями, они всегда разработаны и внедрены таким образом, что любые особенные характеристики страны, местности, населения и т. д. учтены. Что касается кластерной политики, то она представляет собой оказание со стороны государства или муниципалитета всевозможной поддержки, а именно: правовой, кадровой, информационной, инвестиционной и т. д. С помощью упомянутых мероприятий власть преследует следующие цели: стать опорой для развития малого и среднего бизнеса, а также повысить потенциальную инновационность того или иного региона или компании. Очевидно, что кластерная политика не обязательно похожа на четко разработанную стратегию, которая диктует все необходимые мероприятия, она может, например, выступать только как отдельный блок в стратегии экономического развития или возможен вариант, когда внедряются только обособленные разделы стратегии инновационного развития. Исходя из этого, можно представить следующую таксономию кластерной политики [19, с. 8]: административная кластерная политика: представляет собой, по сути, путь «сверху», когда власть автономно выбирает конкретный регион или предприятие, которому назначается уже фиксированный бюджет. Более того, государство сразу способствует созданию релевантной инфраструктуры (включая как научные, исследовательские и управляющие организации, так и транспортные составляющие); демократическая кластерная политика: это тип политики, можно сказать, «противоположен» административной. Это связано с тем, что власти практически никак не участвуют в развитии и росте кластеров, которые родились самостоятельно рыночным путем, за исключением небольших финансовых вливаний и грантов, а также создания общих условий, стимулирующих инновационную деятельность. ? 1.2 Роль и значение инновационных кластеров в экономике страны Перейдем непосредственно к описанию кластерной политики и внедрения кластеров на территории Российской Федерации. Изначально идея заниматься развитием кластеров на всех уровнях в России возникла более 10 лет назад, в 2005 году. Было запланировано начать повышать степень заинтересованности в инновационных продуктах и услугах, а также в исследовательской деятельности и, наряду с этим, создать крепкую взаимосвязь между наукой и производством. Помимо этого, считается, что само государство посодействует в создании благоприятных условий развития бизнеса, необходимой инфраструктуры и адекватной институциональной среды. Что касается документарной составляющей, то здесь стоит отметить следующие главные их составляющие [9]: Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Если рассмотреть региональный уровень инновационной стратегии в России, то здесь следует обратить особое внимание на тот факт, что в 2009 году в рамках Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации были выделены территории опережающего экономического роста, которые выступают в качестве связующего звена для производственных кластеров, дающие на выходе как результат своего функционирования продукты с высокой добавленной стоимостью, что, как известно, является отличительной чертой кластера и приводит к росту экономики конкретного региона [14]. Государство считает, что кластеры следует создавать «снизу», то есть рыночным способом, правда, в связи с рядом причин это кажется немного сложным. Такими преградами являются плохо развитый бизнес наряду с неблагоприятными условиями для его ведения, неразвитое производство, отчасти русский менталитет (незаинтересованность в долгосрочном планировании бизнеса, низкий уровень доверия, закрытость людей и, как следствие, бизнеса, который они ведут), а также узкая направленность отдельных регионов экономики, за которой стоят крупные национальные компании. Тем не менее, Правительство Российской Федерации все равно пытается работать на создание инновационных кластеров – начиная с 2012 года, когда был проведен конкурсный отбор на участие в программе развития инновационных кластеров. В качестве одного из решающих критериев выступал фактор международной конкурентоспособности, то есть результаты функционирования кластеров должны приводить к этому. В итоге, после рассмотрения различными экспертами всех принятых заявок, было отобрано 25, получивших наибольшие баллы. Для того чтобы настолько разные инновационные кластеры могли показывать высокий результат, при построении региональной политики необходимо учитывать все особые характеристики той или иной местности. Относительно кластерной политики Российского соседа – Украины следует сказать, что ее путь на инновационное развитие начался гораздо раньше, чем в России, а именно, в 1997 году. Благоприятное совпадение интересов локальных властей Хмельницкой области выйти из тяжелой экономической ситуации и интересов научного местного контингента, в основном, из технологического университета, позволили создать первый в Украине кластер в строительной промышленности. В настоящее время кластеры существуют уже в других областях, таких как Харьковская область, Волынская область, Сумская область, Полтавская область, Ивано-Франковская область и Ровенская область [4]. Что касается Республики Беларусь, то здесь наши соседи не очень преуспели в сфере инновационных кластеров, поскольку на сегодняшний день власти пока что только готовят почву для создания инновационных кластеров через учреждение релевантной инфраструктуры, образование адекватной институциональной среды и благоприятных условий для развития технологического потенциала. Государство настроено развиваться не только внутри страны, но и создавать международные объединения с крупными транснациональными предприятиями из Китайской Народной Республики, Кубы, Индии и России. В рамках данных объединений планируется создание совместного производства на территории Беларуси, а также привлечение зарубежных профессионалов для постоянной работы из стран Евросоюза и СНГ. Ключевыми направлениями для разработки инновационных кластеров рассматриваются биотехнологии, нанотехнологии, фармацевтическая и микробиологическая отрасли. Более того, Республика Беларусь стремится создать не просто инновационные кластеры вокруг определенных предприятий-локомотивов, но и учебные центры, научно-исследовательские лаборатории, бизнес-инкубаторы. Помимо инновационных кластеров, правительство Республики Беларусь не будет забывать и про свою промышленность – ведутся работы по созданию кластеров на основе государственной промышленности. В Республике Казахстан власти выбрали следующую стратегию развития инновационных кластеров: было выделено несколько ключевых отраслей для создания кластеров на государственном уровне. Такими отраслями выступают газовая промышленность, нефтяная промышленность, текстильная промышленность и пищевая промышленность, а также делаются шаги по образованию кластеров в сферах инжиниринга, строительных материалов, логистики и туристического отдыха. Для того, чтобы эти процессы проистекали наиболее эффективным способом, было решено, что следует взаимодействовать с Россией, Азербайджаном, Индонезией, Китаем и Америкой. С целью достижения поставленных задач были приняты следующие документы [19, с. 26-27]: Государственная программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации Республики Казахстан на 2010-2014 годы; Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан; Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 года. Упомянутые программы и стратегия в качестве результата должны предложить всем проявившим инициативу исследователям и разработчикам технопарки, соответствующие запрашиваемым потребностям. Получается, что сейчас в Казахстане кластеры делятся на два уровня – национальные и периферийные, находящиеся в крупных городах. Национальные кластеры обладают отраслевой специализацией, а как бонус от государства – упрощенное налогообложение. В то время как кластеры в больших городах должны помочь тому или иному региону раскрыть свою сильную инновационную сторону; обычно это происходит за счет ВУЗов, лабораторий или лидирующих в городе компаний. Отношения между государством и инновационными кластерами можно охарактеризовать как государственно-частное партнерство. Относительно недавно начались разработка и внедрение логистического и рыбного кластеров – оба кластера связаны с водными ресурсами (морской порт «Актау» и Аральское море). Что касается Республики Молдова, то здесь инновационная активность находится на достаточно низком уровне. Это можно связать с тем, что в стране практически не востребованы инновационные товары или услуги, а также с неразвитой научной составляющей наряду с недостатком венчурных фондов и инвестиций. В связи с этим в Молдавии инновационные кластеры находятся только в зарождающемся состоянии – на сегодняшний день медленно начинают функционировать несколько научных парков и один инновационный инкубатор в таких областях, как агропромышленность, микроэлектроника и нанотехнологии. Резиденты проходят отбор на конкурсной основе, осуществляет который Высший совет по науке и технологическому развитию при Академии наук Республики Молдова [19, с. 28]. Далеко не все компании, подающиеся в резиденты, тем или иным образом коррелируют с инновационной деятельностью, скорее, они просто хотят получить всевозможные льготные условия и привилегии. Тем не менее, стоит отдельно отметить, что, помимо таких областей для развития в инновационном разрезе, как агропромышленность, строительные материалы, нанотехнологии, туризм и биофармацевтика, все-таки самой приоритетной отраслью для данного развития является IT. Это легко можно объяснить тем, что в Молдавии наблюдается высокая концентрация аутсорсинговых предприятий в этой сфере, сотрудничающих с лидирующими IT-странами. Рассмотрим, как обстоят дела с инновационными кластерами в другой стране СНГ – в Азербайджанской Республике. «Сверху» был принят закон об учреждении специальных экономических зон в 2009 году. Правительство Азербайджана преследует целью наращивать среди населения уровень инновационной заинтересованности и активности, а также усилить имидж научных исследователей и разработок и создать инновационную инфраструктуру. Наряду с этим, власти решили также сконцентрироваться на региональных инновационных зонах, где, помимо всего вышеуказанного, будет уделено особое внимание кадровой подготовке и проникновению IT во всевозможные сферы бизнеса, рынка и производства [19, с. 23]. В качестве положительного результата принятых государственных мер можно привести Сумгаитский технопарк – пока что он находится в процессе доработки: из 16 планируемых заводов пока что функционируют только 6. Строительство и снаряжение оборудования происходит современным путем, а производимую продукцию в виде электротехнического оборудования будут ориентировать на экспорт. Более того, еще одним плюсом для Сумгаитского технопарка является тот факт, что в ближайшем будущем у него появится кластерный сосед в области химии. Помимо электротехники, в Азербайджане настроены на создание технопарков в области солнечной и ветряной энергетики [19, с. 23]. Таким образом, после проведенного анализа, следует отметить, что кластеры не просто способствуют развитию регионов во всевозможных его аспектах, но и создают более выгодные производственные процессы, то есть такие цепочки, у которых добавленная стоимость выше, чем обычно, стимулируют появление новых взаимосвязей между такими сферами, как производство, бизнес и предпринимательство и наука, исследования и разработки, становятся причиной для появления релевантной городской и инновационной инфраструктур. Более того, что касается роли кластерной политики, то она выступает как обеспечение конкурентоспособности на международном уровне, в региональном и национальном разрезах благодаря ориентированности результатов кластера на экспортный рынок. Также следует отметить, что инновационным кластерам присущи такие черты, как высокий уровень самоорганизации, нежесткое управление за счет гибкости, присущей инновационным кластерам, а также достижение сокращения различных статей затрат из-за возникающего синергетического кластерного эффекта. Таким образом, в данной главе: • рассмотрены понятия кластеров, которые представляют собой территориально сосредоточенные взаимодействующие друг с другом компании и предприятия, включая релевантную сеть поставщиков, а также сотрудничающие с ними организации из научно-исследовательской области, при этом компании находятся в конкурентной борьбе за рынки, но работают совместным способом; • представлены характеристики кластеров в разрезе различных таксономий и способов их образования; • исследовано понятие «инновационный кластер», отличительной характеристикой которого является присутствие инноваций на всех уровнях и сферах функционирования кластеров; • выявлено, что кластеры создаются правительствами государств в разрезе так называемой кластерной политики, которая выступает как новая методика в государственном менеджменте, оказывающая кластерам необходимую поддержку через различные инструменты и механизмы; • исследованы модели формирования инновационных кластеров. Если вкратце охватить зарубежный опыт создания и внедрения инновационных кластеров, то стоит упомянуть Евросоюз, на территории которого существуют не просто крупные и лидирующие кластеры, но и устойчивые межстрановые связи между ними. В продолжение анализа стран Европейского Союза особенно выделяются следующие государства: Если говорить о странах СНГ, то здесь следует отметить, что данным странам есть куда развиваться в инновационном разрезе, и именно для этого власти всех стран активно разрабатывают необходимые стратегии, после реализации которых ожидается рост спроса на инновационные товары и услуги, а также повышение эффективности функционирования инновационных кластеров.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 44 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Экономика, 40 страниц
480 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg