Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Влияние игры на развитие познавательного интереса младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

happy_woman 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса. Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития познавательного интереса. Цель исследования: изучить эффективность игры в развитии познавательного интереса младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте 2. Изучить основы организации внеурочной деятельности 3. Рассмотреть возможности применения игры в младшем школьном возрасте 4. Проанализировать программу внеурочной деятельности с точки зрения применения игры 5. Описать педагогический опыт развития познавательного интереса у младших школьников посредством игры Методы исследования: – анализ литературы по проблеме развития познавательного интереса; – наблюдение; – анализ рабочих программ.
Введение

Процессы, идущие сегодня в современной системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о воспитании высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом использования таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с педагогом. Перед учителем стоит задача: организовать «...обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности». Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного целенаправленного достижения желаемой цели – развития познавательных способностей учащихся. В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют работы С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, А.Н. Леонтьева и др., посвященные анализу понятия «интерес», в том числе «познавательный интерес» и его компонентов. В работах этих авторов подчеркивается единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон познавательного интереса, причем мыслительные процессы описываются как его основной компонент. В современной школе накоплен немалый опыт активизации познавательной деятельности учащихся. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является эффективным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету. Познавательные интересы младшего школьника возможно развивать не только во время урока, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно новому базисному учебному плану она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогами задачу организации развивающей среды для обучающихся. В современной школе нет четкого определения возможностей и средств развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности, которая полностью удовлетворила бы требования ФГОС. Не достаточно внимания уделяется такому средству развития познавательных интересов как игровая деятельность, несмотря на то, что игра по-прежнему занимает одно из ведущих мест в жизни младшего школьника. Данная проблема обусловило актуальность исследования, и позволила сформулировать тему исследования: «Влияние игры на развитие познавательного интереса младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности».
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников 6 1.1. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте 6 1.2. Основы организации внеурочной деятельности 12 1.3. Применение игры в младшем школьном возрасте 15 Глава 2. Методика изучения познавательного интереса 19 2.1. Анализ рабочих программ с точки зрения игры во внеурочной деятельности 19 2.2. Педагогический опыт развития познавательного интереса у младших школьников посредством игр 22 Заключение 27 Список использованной литературы 29 Приложение
Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет [Текст]: кн. для учителя / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986. – 176с. 2. Вайнер, М.Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников [Текст]/М.Э. Вайнер// Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 04, – С. 12–14. 3. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст]: учеб. методическое издание / А.К. Дусавицкий. – М.: «Дом педагогики», 1996. – 208с. 4. Игры и упражнения в учебно – воспитательном процессе, как средства активизации познавательной деятельности [Электронный документ] – Режим доступа:https://infourok.ru/igry_i_uprazhneniya_v_uchebno__vospitatelnom__processe__kak_sredstva_aktivizacii_poznavatelnoy-504473.htm 5. Использование игр в развитие познавательного интереса младшего школьника [Электронный документ] – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/672812/ 6. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]: кн. для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190с. 7. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. /Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. 8. Миронов, А.В. Игра – средство реализации преемственности дошкольного и начального образования [Текст]/А.В. Миронов// Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 32–33. 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” [Электронный документ] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071359/ 10. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" [Электронный документ] – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-12052011-n-03-296/ 11. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс [Текст]: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с. 12. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный документ] – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=194110 13. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 424с. 14. Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектика» [Электронный документ] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/10/17/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-intellektika 15. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 6-е изд.; стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с. 16. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: /И.Ф. Харламов – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. 17. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]: /Г.И. Щукина – М.: Педагогика, 1988. – 208с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников 1.1. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте Проблема интереса – одна из важнейших в психолого-педагогической литературе. Она существовала на протяжении всего процесса развития педагогической теории и практики. Под познавательным интересом зачастую понимают различные состояния человека, всего лишь объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство и др. В научной литературе, освещающей данную проблему, можно встретить разнообразные толкования этого понятия. Так, например, И.Ф. Харламов под познавательным интересом понимает «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер» [15] С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [16]. Такого же взгляда на познавательный интерес придерживается и Н.Ф. Добрынин. Однако в науке есть толкования данного понятия, имеющие более широкий смысл. По мнению Н.Г. Морозовой, познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства авторов познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Процесс его формирования и развития возможен только в деятельности и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов детей в обучении может происходить по двум основным направлениям: отбор соответствующего содержания учебных предметов и собственно организация познавательной деятельности учащихся. Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса считают Я.А. Коменского, который писал в «Великой дидактике», что «... нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность». Он рассматривал новую школу как источник радости, света и знания, считая интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения [7] Выделяют несколько показателей познавательного интереса: Показатель интеллектуальной активности. Об активности можно судить по многим действиям. Это вопросы ученика, обращенные к учителю. Вопрос выражает стремление постичь еще неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину, любой самостоятельный вопрос уже показатель возникающего или существующего познавательного интереса, поэтому уважение к вопросам учащихся, обстоятельные ответы на них, побуждение школьников к заданию вопросов – это не только показатель, но и важнейший путь укрепления интереса к знаниям. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы. Отчетливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьника, является их активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений. Интеллектуальная активность школьника выражается еще одним очень важным для интереса показателем: стремлением поделиться с другим новой, свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения. Другой показатель познавательного интереса – это эмоциональные проявления. Эмоциональный настрой деятельности ученика является показателем его познавательного интереса. По своим наблюдениям учитель может установить эмоциональные проявления познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, а адекватные содержанию приобретенных знаний. Наиболее ярко выражают учащиеся эмоции интеллектуальной радости. Эти эмоции рождают по разным поводам: они могут сопровождаться сочувствием герою произведения, какого-то события, научного открытия. Обычно этот ясно видимый и даже бурно протекающий процесс выражен в репликах, мимике, жестов у младших школьников. Следующий показатель психологи тесно связывают с предыдущим – это волевые проявления. Прежде всего, они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. В этом смысле по количеству отвлечений некоторые исследователи судят об отсутствии или слабости интереса школьника. Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес сопряжен со стремлениями преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи. Школьники, у которых отсутствует познавательный подлинный интерес, встречаясь с трудностями, прекращают работу на полпути, находят различные объяснения для прекращения того или иного вида деятельности. Те же, кто обладает стойким познавательным интересом, уходя, забирают с собой нерешенную задачу, чтобы на досуге подумать над ней и найти причину ее сложности. Результатом познавательного интереса выделяют еще один показатель – свободный выбор деятельности. Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за ее пределами, так как школьник руководствуется интересом не только на уроках. Наоборот, свободная деятельность его в еще большей мере раскрывает и характер, и глубину, и локализацию, и осознание познавательного интереса. В свободном выборе, оказывая предпочтение определенной области знаний, деятельности, кругу чтения, занятия в часы досуга, школьник раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности. Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время – важнейший показатель интересов и склонностей учащихся. Г.И. Щукина, условно выделила следующие стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Они определяются как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих уровней. Несмотря на то, что эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание. На стадии любопытства ребенок проявляет эмоциональную реакцию на новизну. На этом уровне развития познавательного интереса у ребенка еще не замечается стремления к познанию сущности, он довольствуется лишь занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации, и тем не менее фактор занимательности может служить основой для проявления познавательного интереса. Любознательность – состояние эмоционального подъема личности, основанное на стремлении узнать больше об увиденном или услышанном. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания. Характеризуется широтой охвата объектов восприятия. Более устойчиво, чем любопытство. Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает ребенка как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Это стадия активного воздействия человека на мир, на переустройство мира, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в возможностях науки. Указанные стадии не изолированы друг от друга, и в реальном учебном процессе встречаются во взаимосвязи, в комплексе. Для развития познавательного интереса у школьников рекомендуют следующие условия: – актуальность и новизна содержания обучения; – раскрытие значимости знаний; – наглядность; – занимательность; – эмоциональность; – использование сравнения и аналогии; – эффект парадоксальности, удивления; – использование произведений искусства и литературы; – учебные дискуссии; – познавательные игры; – применение ИКТ. Таким образом, познавательный интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – создание условий для выявления имеющихся интересов, развития и воспитания интереса к знаниям школьников. ? 1.2. Основы организации внеурочной деятельности В Письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" написано: «Под внеурочной деятельностью в рамках реализацииФГОС НООследует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».[10] Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; • улучшить условия для развития ребенка; • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Для реализации внеурочной деятельности в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через [10]: а) учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); б) дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); в) образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; г) организацию деятельности групп продленного дня; д) классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); е) деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; ж) инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Так же, в Письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” прописано, что: «Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения» [9] Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования [11] ? 1.3. Применение игры в младшем школьном возрасте Игра является одним из ведущих видов деятельности младшего школьника наряду с обучением. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский. Существует огромное количество классификаций игр: по области деятельности; по характеру педагогического процесса; по игровой методике; по предметной области; по игровой среде.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 51 страница
420 руб.
Курсовая работа, Разное, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Разное, 33 страницы
320 руб.
Курсовая работа, Разное, 26 страниц
230 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg