Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Методы профилактики профессиональной деформации и профессионального выгорания руководителей.

happy_woman 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Цель исследования: изучить особенности проявления и методы профилактики профессионального выгорания руководителей. Объект исследования: профессиональное выгорание. Предмет исследования: особенности профессионального выгорания руководителей Задачи исследования: 1. Дать характеристику синдрома профессионального выгорания 2. Рассмотреть подходы к исследованию феномена профессионального выгорания в психологии 3. Проанализировать факторы, способствующие профессиональному выгоранию 4. Разработать программу исследования, подобрать методики и провести эмпирическое исследование 5. Описать возможности профилактики профессионального выгорания руководителей.
Введение

Актуальность. Проблема профессионального выгорания и профессиональных деформаций созвучна проблемам современного изменчивого и динамичного бытия человека, как никогда апеллирующего к человеческому фактору, экзистенциальным ценностям, глубинным проявлениям личности, задающим целостную картину мира. Необходимость обсуждения проблемы профессионального выгорания руководителе обусловлена большой вероятностью его возникновения у них профессионального выгорания, в том числе под влиянием сложных условий профессиональной деятельности сферы людей. принимающих важные решения. Одни исследователи считают, что главными в процессе синдрома профессионального выгорания являются личностные критерии, другие находят причины, связанные с воздействием профессиональной среды, что отражается и в специфике общего методологического подхода к взаимоотношению личности и профессии. Отмечается недостаточная изученность проблемы профилактики профдеформаций и синдрома профессионального выгорания в процессе становления профессии, на этапе учебной деятельности, а также недостаточность специальных исследований различий подверженности эмоциональному выгоранию руководителей, что обусловило выбор темы нашего исследования.
Содержание

Содержание. 2 Введение 3 Глава I. Теоретико-методологические основы исследования 5 1.1. Общая характеристика профессионального выгорания 5 1.2. Причины, факторы и симптомы, вызывающие 10 профессиональное выгорание 10 Глава II. Эмпирическое изучение профессионального выгорания руководителей 19 2.1. Описание этапов исследования 19 Методики 19 2.2. Анализ результатов исследования. 21 2.3 Профилактика профессионального выгорания 28 Заключение 31 Список литературы 33
Список литературы

1. Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2004. – 184 с. 2. Арутюнов А. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и методы его профилактики: дис. ... канд. мед. наук. – М., 2004. – 165 с. 3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. – СПб. : Речь, 2004. – 270 с. 4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988. – 270 с. 5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Институт психологии. – М., 1995. – 136 с. 6. Бойко В. В. Энергия эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с. 7. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с. 8. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 498 с. 9. Гришина Н. В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. – С. 143-157 10. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для вузов. – Екатеринбург : Издательство УГППУ, 2000. – 396 с. 11.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983. – 383 с. 12. Куликов Л. В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики. Экспериментальная и прикладная психология. – СПб., 1995. – № 14. – С. 15-130. 13. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. 14. Никифоров Г. С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с. 15. Орёл В. Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа – 2001. – № 9 – С. 57-78. 16. Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76-97. 17. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд. дом "БАХРАХ", 1998. – 736 с. 18. Роберте Г. А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. – 1998. – № 1. – С. 39-46. 19. Романова Е.С., Горохова М. Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 18-23. 20. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис. ... канд. психол. наук. – Томск, 2001. – 162 с. 21. Федоровский Н. М. К вопросу о "синдроме профессионального выгорания" у анестезиологов-реаниматологов // Вестник интенсивной терапии. – 2004. – № 5 – С. 65-66.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования 1.1. Общая характеристика профессионального выгорания «Выгорание - «burnout» является серьезной проблемой в сфере профессиональной деятельности. Впервые о ней заговорил американский психиатр H.J. Freudenberger в 1974 году. Им было дано описание «burnout» у здоровых людей, оказывающих помощь в условиях интенсивного делового общения. Было выявлено, что специалисты, чья профессиональная деятельность проходит в напряженной коммуникации, через какое-то время начинают терять интерес к труду, формально выполняют свои обязанности, часто конфликтуют по несущественным проблемам. Профессиональное выгорание - это психическое явление, которое, прежде всего, относится к профессиональной деятельности. Существуют разные точки зрения на источники его появления. К. Маслач считает, что «выгорание» — это своего рода «расплата за сочувствие», возникающее вследствие неблагоприятных условий труда. Нарушение профессиональной идентификации у работников ученый видит в эмоционально неблагоприятных переживаниях следующего характера: • индивидуальный предел, «потолок» возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию»; • нехватка внутреннего психологического опыта, включающего устойчивость чувств, установку, мотивы, ожидания; • развитие негативного индивидуального опыта, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорты, дисфункции и/или их негативные последствия. В отличие от К. Маслач Н.В. Гришина считает, что «выгорание», прежде всего, является следствием «нереализованных ожиданий». Автор развивает идею того, что дезадаптация в труде наступает тогда, когда работники недовольны собой, у них появляется чувство личной неуспешности, приходит безразличие, апатия, утрачивается ощущение ценности своей деятельности. Возникающее отчуждение, влияет на изменение жизненных ценностей. Постепенно неоправданные ожидания вызывают чувство несправедливости и порождают негативное отношение к окружающему миру. Усиливается чувство вины, жизнь перестает радовать, наступают ее «сумерки». М. Burisy рассматривает «выгорание» как стадиальный процесс, включающий в себя следующие друг за другом периоды. Как не парадоксально «выгорание» начинается с чрезмерного участия и активности работника на начальном этапе профессиональной деятельности, затем наступает снижение уровня собственного участия, появляются деструктивные эмоциональные реакции вызывающие деструктивное поведения, далее следуют психосоматические реакции и снижение иммунитета, разочарование и отрицательная жизненная установка. Ученый полагает, что сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию, экзистенциальной пустоте, выражающейся в потере жизненных идеалов, переживании бессмысленной жизни, подавляющей беспомощности, и т.д. Л.А. Китаев-Смык солидарен с предыдущими авторами и считает, что начало развития синдрома выгорания происходит из-за появления переживаний безразличия к жизни, вызванного разочарованием В своих исследованиях Н.Е. Водопьянова уточняет экзистенциальные причины профессионального выгорания, представляя их как: – нереализованные жизненные и профессиональные ожидания; – неудовлетворенность самоактуализацией; – неудовлетворенность достигнутыми результатами; – разочарование в других людях или в избранном деле; – обесценивание и потеря смысла своих усилий; – переживание одиночества; – ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни и т.д. Д. Дирексон, В. Шауфели, X. Сиксм считают, что специфической особенностью профессионального выгорания стало активизирующееся чувство несправедливости, социальной незащищенности, большой зависимости от окружающих и от руководителей и т.д. Представители динамического подхода имеют свое представление о развитии профессионального выгорания. Так, Дж. Гринберг рассматривает «выгорание» как усугубляющийся процесс, берущий свое начало с переживания энтузиазма и удовольствия от работы. По мере воздействия рабочих стрессов профессиональная деятельность приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. Появляется ощущение хронической усталости, раздражительности, обостренной злобы, чувство подавленности, «загнанности в угол». Человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни. Физические и психологические проблемы становятся непреодолимыми. Развитие профессионального выгорания происходит индивидуально. Чем больше работники подвержены «внешним» и «внутренним» противоречиям, тем больше рисков оказаться «выгоревшим». Результатом негативных изменений в структуре личности работника могут быть профессиональные деформации и деструкции. По определению С.П. Безносова профессиональная деструкция представляет собой разрушение, изменение или деформацию сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. У представителей социальных профессий деформации могут проявляться на разных уровнях: общепрофессиональные деформации, т.е. типичные для большинства работников, специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации; профессионально-типологические деформации образуются в результате наложения индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическую структуру деятельности; индивидуализированные деформации обусловлены особенностями работников в процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, приводящие к возникновению «сверхкачеств» или акцентуаций. В. Perlman, Е. Hartman считают, что если у работника не сбалансированы персональные ресурсы профессиональной направленности для преодоления деструктивного оценивания своих возможностей и требований рабочей ситуации, то усиливается переживание физического, эмоционального истощения как необратимого процесса субъективного неблагополучия и психологического дискомфорта По определению В.Е. Орла «выгорание» воздействует на разные сферы человека: мотивационную, когнитивную, стилевые особенности. Воздействие «выгорания» на мотивационную сферу приводит к нарушению сбалансированности структуры мотивации и гармонических отношений между ее компонентами. Под воздействием «выгорания» когнитивная сфера подвергается перестройке когнитивных подструктур по параметрам «интегрированность - дифференцированность», «просотота — сложность», где простота преобладает. Структура интеллекта становится более жестко организованной, происходит потеря возможности гибко реагировать на изменения жизненной ситуации. Нарушение синхронности функционирования когнитивных компонентов становится характерным признаком «выгорания». Это приводит к преобладанию формально -стереотипных тенденций пассивно - доминантной направленности. Проблема субфакторного развития «выгорания» на сегодняшний день остается открытой. Существует научное мнение (К. Маслач, М. Leiter) о том, что профессиональное выгорание начинается с эмоционального истощения, которое приводит к ухудшению отношений с субъектами делового общения, а затем к утрате интереса в труде. В большинстве случаев зарубежные ученые полагают, что деперсонализация и редукция личных достижений представляют собой функцию эмоционального истощения. В.Е. Орел на основе проведенного теоретического анализа высказал мнение о том, что для «выгорания» характерна гетерохронность или разновременность организации формирования компонентов «выгорания» и неравномерность его развития. Это означит, что субфакторы профессионального выгорания имеют временную выраженность процессов, которая характеризует несогласованность личности и профессиональной среды, сопровождающаяся потерей психоэнергетических сил работника. Уровень истощения с течением времени остается достаточно стабильным, что подтверждает концепцию о его хроническом, нежели остром, характере. Анализ мнений о природе профессионального выгорания показывает, что развитие дезадаптационного феномена в труде берет свое начало с разочарования, которое охватывает работника в профессиональной деятельности. Оно возникает из-за переживаний несоответствия вложенных усилий и полученного результата. Появляются волнения негативного характера по отношению к себе, к результатам своего труда, окружающим людям. В такой момент, по определению К. Маслач, у человека нарушается «баланс» жизненных ресурсов, усиливается переживание неспособности жить как прежде, теряется бывалая жизнеспособность, утрачивается радость от труда. Работник не может более видеть целей профессиональной деятельности, перспектив дальнейшего своего профессионального развитии, становится уязвимым, демонстрирует низкую устойчивость к стрессам и их последствиям. Проблема устойчивости к трудностям профессии продолжает оставаться не разрешенной в практической психологии. Ее разработка значительно повышает эффективность действий против «выгорания». 1.2. Причины, факторы и симптомы, вызывающие профессиональное выгорание В качестве одной из теорий, объясняющих развитие синдрома выгорания, рассматривается психосоматика. Согласно Д. Макквин и Дж. Сиегрист, стрессоры, угрожающие нарушению социального статуса, могут усиливать активный либо пассивный формы копинга. В первом случае человек считает необходимым противостоять этим угрозам активными действиями, в то время как при пассивном копинге превалирует реакция отказа после перенесенных состояний беспомощности и бессилия. Если, несмотря на все усилия, человеку не удается достигнуть намеченной цели, наступает истощение адаптивных возможностей с возникновением раздражительности, злости и разочарования. Возможно, что во время описанных выше переживаний активизируются обе оси стресса: симпато- адреналовая и питуитарно-адрено-кортиковая. Активизация обеих осей стресса создает нейрогормональный дисбаланс, повреждающий кардиоваскулярную систему. С другой стороны, пассивный копинг, комбинированный с дистрессовым эмоциональным состоянием активизирует только питуитарно-адрено-кортиковую систему, что повышает восприимчивость к инфекционным процессам и злокачественным новообразованиям. По мнению Э. Ф. Зеер, любая профессиональная деятельность приводит к формированию профессиональных деформаций. Наиболее подвержены профессиональным деформациям специалисты т.н. социономических профессий. При этом профессиональные деформации, по мнению авторов, по-разному выражаются у представителей различных профессий. Одновременно, Э. Ф. Зеер считает, что профессиональное становление и профессиональное развитие сопряжено с развитием кризисов, которые являются их нормативным атрибутом. Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Применительно к кризисам профессионального развития можно выделить следующие их этапы: 1) предкритическая фаза – обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями; 2) критическая фаза – осознанная неудовлетворенность реальной профессиональной ситуацией; противоречия усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений; 3) конфликт – рефлексия, ревизия профессиональной ситуации, анализ своих возможностей и способностей; 4) разрешение конфликта – переход кризиса в посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер. Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменения профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Профессионально-нейтральное отношение личности к конфликтам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности в быту, различного рода хобби и т.п. Деструктивные последствия конфликтов выражаются в профессиональной апатии, алкоголизации. Согласно экзистенциальной теории перегорания А. Пайнз и К. Шернис, для большинства перегорающих людей сама работа изначально дает ответ на вопрос о смысле жизни. Ощущение психологического успеха, компетентности, эффективности являются составными частями экзистенциального смысла, извлекаемого профессионалами из своей работы. И напротив, если окружающая рабочая обстановка не является поддерживающей, итогом может стать низкая эффективность и, как результат, синдром перегорания со снижением исходной мотивации. Мотивация, определяющая выбор профессии, может быть универсальной, т.е. разделяемой большинством людей, начинающих профессиональную деятельность, и специфически-профессиональной, разделяемой приверженцами определенных профессий. Выделяют также личностную мотивацию. Универсальная мотивация включает следующие цели и ожидания: быть успешным, быть принятым, быть оцененным. Согласно Д. Харрисон, это значит "делать добро для людей и с людьми". Г. Фраунбергер и Г. Ричельсон пишут о стремлении "изменить жизнь людей". А. Кадушин определяет такую мотивацию как "этику преданности", когда работа рассматривается скорее как призвание. Взаимодействие универсальной, профессиональной и личностной мотивации в конечном итоге определяет те цели и задачи, выполнение которых является необходимым для обеспечения профессионала необходимым для него смыслом существования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 31 страница
230 руб.
Курсовая работа, Разное, 16 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Разное, 41 страница
280 руб.
Курсовая работа, Разное, 38 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg