Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культура «Кукутень». Орнаменты и способы лепки вазы из жгута

happy_woman 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 20 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Реферат на тему: "Культура «Кукутень». Орнаменты и способы лепки вазы из жгута"
Введение

Что такое культура Триполья? Как она связана с развитием истории всего человечества в целом? Ответить на эти и многие другие вопросы я постараюсь в своей научно-исследовательской работе «Культура Кукутень. Орнаменты и способы лепки вазы из жгута» В своей работе я хочу передать те сведения, которые я узнала на просторах сети Интернет, и которые пробовала лично. Чтобы полностью изучить керамику культуры Триполья, я слепила вазу, по одной из древнейших технологий мира. Нанесла орнамент, согласно Трипольским канонам и символике. Подробнее об истории культуры Триполья Кукутень и керамике, можно узнать ниже.
Содержание

Введение………………………………………………………………..…………3 1. Культура «Кукутень»…………………………………………………………….4 1.1 Фазы культуры «Кукутень»……………………………………………...………6 1.2 Особенности культуры Триполья и археологические артефакты…………………………….…………………………………………...7 1.3 Общие выводы по главе 1………………………………….…………………….8 2. Керамика культуры «Кукутень»…………………………………………..……10 2.1 Значение символики в орнаменте…………………………………………...….11 2.2 Глиняные изделия культуры «Кукутень»…………………………………...…13 3. Технология изготовления вазы……………………...……….…………………14 3.1 Разновидности глины……………………...……………...……………………..14 3.2 Лепка из жгута…………………………………………….…………………….15 3.3 Нанесение орнамента и покрытие глазурью…………………………...………17 3.4 Общие выводы по главе 2-3………………………………………………….…18 Заключение Список литературы Приложения
Список литературы

Отрывок из работы

Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век). Была связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона, среди которых особое место принадлежало носителям культур Боян, старчево-кришской, линейно-ленточной керамики, Винча, Тисаполгар. Эта цивилизация существовала в VI–III тысячелетиях до н. э., на большом пространстве от Карпатских гор до среднего течения Днепра, общая площадь которого – 350 тысяч квадратных километров. Это территория Республики Молдова, Украины и Румынии, при этом, территория Республики Молдова является центром этого ареала. Кукутенская цивилизация относится к наиболее ранним культурам VI тысячелетия до н. э., в Карпато-Дунайском регионе, у представителей которой антропологи отмечают нордический, средиземноморский и динарский тип европеоидной расы. Динарский тип в наши дни характерен для народа Балкан, Центральной и Юго-Восточной Европы. Динарский тип молдаван дополняется элементами нордического фенотипа. В древности, динарский тип был характерен для жителей балканского региона, Восточного Средиземноморья и Малой Азии, то есть для обширной культурной территории, ядро которого находилось в долине Дуная и северной части Балканского полуострова. На смену трипольской культуры пришли народы ямной культуры. Культура носила название «Кукутень», по названию села в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой цивилизацией. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада, во время проведения раскопок, нашёл элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки, неподалёку от села Кукутень. После того, как учёные рассмотрели с его находку, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте с весны 1885 года. Кукутенская цивилизация была городской – ее поселения-«города» были довольно большими (от нескольких десятков гектаров до 200–450 га в некоторых случаях). Иногда они укреплялись земляными валами и рвами. Поселки были довольно многолюдными — до 20 тысяч жителей. Возводились такие населенные пункты на возвышенностях, вблизи источников воды. Носители этой культуры строили большие прямоугольные дома (площадью от 40 до 100 кв. метров, были и такие, которые достигали 350 кв. метров). Жилища представляли собой деревянный каркас со стенами, сплетенными из прутьев и обмазанными глиной. Их оборудовали очагами, которые служили для обогрева дома и приготовления пищи. Дома были одноэтажными и двухэтажными, разделялись перегородками на несколько помещений. Основными занятиями носителей кукутенской культуры были земледелие и скотоводство, охота носила необязательный характер. Они возделывали пшеницу, ячмень, просо, горох, коноплю и виноград. Земли обрабатывались с помощью мотыг из рога оленя. Позднее стало использоваться арало, которое тянули тяговые животные. Урожай убирали деревянными серпами со вставками из наточенных обломков кремня, а также серпами из меди. Важное место занимали ремесла. Люди того времени изготавливали различные орудия труда из кремня, камня, кости, глины, раковин и меди. Это были серпы, сверла, скребки, проколки, мотыги и пр. Большинство ученых склоняется к тому, что Кукутенская цивилизация относится к одному из центров прото-индоевропейской цивилизации, исчезновение которой в 3 тысячелетии до н.э. связывают с появлением индо-европейских народов, которые стали возвращаться на свою родину в результате климатических и демографических изменений на Востоке. В результате слияния коренных жителей и пришлого населения образовалась новая индоевропейская общность, представители которой расселялись на юг (пеласги, лелеги, ионийцы, ахейцы, эолийцы, дорийцы и др.), юго-восток (Малая Азия — хетты, карийцы, протофракийцы) и запад (Далмация, Иллирия — протоиталийское население). Придунайские области стали местом взаимодействия этих индоевропейских цивилизаций, неким мостом между ними. В результате этнолингвистических процессов, происходивших в том регионе, возникли протофракийцы, которые в качестве этноса утвердились в конце II тысячелетия до н. э. Особый интерес представляет идеология трипольских племен, вдохновлённая идеей плодородия, что выражалось в восхвалении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос злака, как бы отождествлялась с женщиной, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.? Фазы культуры Триполья Исследованием трипольской культуры занимались в советское время петербургские археологи Б. А. Латынин и Т. С. Пассек. Они разработали периодизацию этой культуры, причем ведущим был Латынин. Однако, он угодил под сталинские репрессии и Пассек опубликовала периодизацию одна. По ней в выделялись три этапа – А, В и С, а они распались на подэтапы. Это не было большим новаторством: до того, такие же этапы выделили в культуре кукутени немец Губерт Шмидт и румын Раду Вулпе. Сейчас в разработках последователей эти этапы выглядят так: Ранний этап (Триполье A). Даты: начало V тыс. — третья четверть V тыс. до н. э. Орудия в основном каменные медных немного (шилья, рыболовные крючки, украшения) и лишь Карбунский клад в Молдавии богат медными изделиями. Но он видимо состоит из импортов. Жилища — землянки и небольшие наземные. Статуэтки изображают сидящую женщину, есть и зооморфные фигурки. Средний этап (Триполье B — Триполье C1). Даты: последняя четверть V тысячелетия— третья четветь IV тыс. до н. э. Поселения на мысах укреплены валами и рвами, площадь поселений увеличилась, жилища, иногда двухэтажные, располагаются в некоторых поселениях по кругу. Попадаются модели жилищ с двускатной крышей и округлыми окнами. Появляются первые мастерские по изготовлению орудий. Теперь уже сырьё из меди (руда и самородная медь) добываются на трипольской территории между Днестром и Днепром. Появление расписной керамики. Статуэтки теперь иные: стоячие с округлой головкой, причем есть и мужские. Поздний этап (Триполье C2), даты: конец IV – начало III тыс. до н.э. Культура настолько изменяется, что многие исследователи считают эту культуру уже не трипольской, а пост-трипольской или пост-трипольскими, поскольку ее локальные группы заметно различаются друг от друга. Территория расширяется на север и восток. Небольшие поселения располагаются на местах с естественной неприступностью. Люди живут в небольших наземных жилищах и землянках. Расписной керамики меньше. Появляются округлые сосуды из глины с примесью песка и толчёных ракушек, с орнаментом по краю венчика (оттиски верёвочки, защипы, наколы). Много шлифованных кремнёвых топориков. Статуэтки женщин — с удлиненными пропорциями и со слитыми ногами. Впервые в трипольском мире появляются грунтовые и курганные могильники, а в Поднепровье существует и кремация – изменение обряда погребения говорит о смене идеологии и, возможно, о изменениях в этническом составе. А так поселение трипольцев видит художник: Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях - 200-450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками. Часть помещений отапливалась печами, открытыми очагами,имела круглые окна, использовались под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, даже иногда из меди. Трипольцы выращивали пшеницу, просо, пленчатый голозёрный овёс, ячмень, бобы, абрикосы, алычу, виноград. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи стрел и лука. Использовали во время охоты собак. Особенно высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из важных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини. Трипольская керамика Раскопки начались в 70-е годы XIX века в Галиции. Первые раскопки памятников трипольской культуры в Подднепровье произвел В. В. Хвойка в 1894 году. Результаты исследований трипольских поселений и могильников опубликованы в статьях и монографиях Т. С. Пассек, Е. К. Черныш, С. Н. Бибикова, Г. П. Сергеева, В. И. Маркевича, В. А. Дергачёва, В. Г. Збеновича, Н.М. Шмаглия, В. А. Круца, И. И. Зайца, Ю. Н. Захарука, Т.Г. Мовши, Е.В. Цвек, И.И. Зайца, С. Н. Рыжова, А. Г. Корвин-Пиотровского, С. Гусева, Т. Н. Ткачука, Е. А. Якубенко и др. Предметы из поселения около села Новые Русешты, Яловецкого района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3650 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1961—1962 гг. Предметы из поселения около села Кэрбуна, Яловецкого района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3600 лет до н. э. Исследования Т. С. Пассек, 1962 г. Предметы из поселения Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Культура Кукутень-Триполье. Возраст C14 3440 ± 60 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1978 г. ? Подводя итоги первой главы, можно отметить следующее: Трипольская культура — неолитическая археологическая культура, распространенная в VI-III тыс. до н.э. в Дунайско-Днепровском междуречье. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы Ямной культуры. Эта цивилизация существовала в VI–III тысячелетиях до н.э., на территории республики Молдовы, Украины и Румынии. Жители этого региона были в основном с нордическим, средиземноморским и динарским типом европеоидной расы. Основными занятиями являлись земледелие и скотоводство, однако охота была не так распространена. Жилища представителей Кукутенской цивилизации имели в плане прямоугольную форму: деревянный каркас с обмазанными глиной прутьями – стенами. Всю культуру этой цивилизации можно разделить на несколько этапов: 1. Ранний этап 2. Средний этап 3. Поздний этап Эта цивилизация привнесла свой технический прогресс во всю историю человечества. ? Керамика культуры кукутень. Изделия трипольских гончаров давно пользуются заслуженной славой. Во всех поселениях они лепили из хорошо отмученной железистой глины сосуды замысловатых форм и нередко очень больших размеров, которые после обжига приобретали ровную, преимущественно оранжевую или кирпично-красную окраску. Некоторый упадок техники гончарного производства наблюдается и III и IV фазы, когда, например, чтобы замаскировать дефекты поверхности, сосуды покрывали более густым слоем облицовки (ангоба). ? На протяжении всего периода существования трипольской культуры применялись три вида техники орнаментации, хотя в различном соотношении: монохромная роспись черной краской по оранжевой поверхности самого сосуда или по светлому фону облицовки, полихромная роспись черным в комбинации с красным, по белой облицовке или в комбинации с белым по красной поверхности глины и углубленный орнамент в виде линий, настолько широких, что они почти заслуживают названия каннелюр. В 0 и I фазы применялся, хотя и не очень широко, четвертый прием — ребристый орнамент, как в Ариушде. На Среднем Днепре и, хотя и в меньшей степени, на Буге во II и III фазы расписной орнамент преобладает над нарезным, но в Бессарабии и Молдавии соотношение было обратным. Орнамент в О фазу представлял собой узор в виде повторяющихся спиралей, покрывающий всю поверхность сосуда, который уже в I фазу уступил позицию замкнутым S-образным спиралям. В ходе дальнейшего развития, эти спирали превращаются в окружности, а старый способ орнаментации, при котором узор покрывал всю поверхность сосуда, уступает место конструктивной композиции, подчеркивающей членение сосуда. Во все фазы сосуды имели формы, характерные для глиняной посуды, включая кубки на поддонах и полые подставки I фазы, типа распространенных в Ариушде (рис. 68), но наряду с этим встречаются и двойные подставки, известные под названием биноклевидных сосудов. Последние более характерны для II и III фаз. Грушевидные сосуды с шлемовидными крышками восходят к 0 фазе и удерживаются до II фазы, когда начинают появляться сосуды с широкой шейкой. Кратеры, похожие на северные кубки с воронкообразной шейкой (3-й ряд, оправа), не встречаются ранее II фазы, и сосуды с ручками (4-й ряд, второй слева) свойственны исключительно III фазе. С II до IV фазы встречаются чаши с тремя и большим количеством ножек. Начиная со II фазы, наряду с обычной красной керамикой попадаются грубые сосуды относительно плохого обжига, вылепленные из пористой глины, иногда с примесью толченых раковин. Часто их поверхность бывает покрыта нанесенными гребнем бороздками; иногда на краях таких сосудов можно встретить лепные изображения голов животных. По технике эта посуда напоминает керамику лесных охотничье-рыболовных племен и встречается в особенно большом количестве на границе лесной полосы, на всем ее протяжении от Буковины до Среднего Днепра. Наконец, еще во II фазу в Кукутени и в Городиште, на Пруте, употреблялась керамика со шнуровым орнаментом, а в таких поселениях, как Городск, на Тетереве, и Усатово, шнуровая керамика значительно преобладает над керамикой подлинно трипольских образцов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Культурология, 12 страниц
250 руб.
Реферат, Культурология, 15 страниц
150 руб.
Реферат, Культурология, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Культурология, 16 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg