Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Взаимодействие права и морали: история и современность

happy_woman 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Целью работы является комплексный анализ соотношения право и морали. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие за-дачи: - определить понятие, сущность, структура и функции морали - определить роль и место права в системе социальной регуляции - рассмотреть исторические формы взаимодействия морали и права - определить сходства и различия права и морали - рассмотреть взаимодействие права и морали в современной России Предметом исследования является действующее законодательство и работы теоретиков права. Методологическую основу исследования составляет теория позна-ния, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве об-щенаучных методов исследования применялись: формально-логический и диагностический методы познания, описание, сравнение, анализ, синтез. Теоретической основой для написания работы послужили труды юристов-теоретиков права. Структура курсовой работы определяется общей целью и задачами данной работы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Сложнейшая система связей, которая должна реально оцениваться с учетом всего многообразия факторов, включенных в систему социального регулирования, - это система взаимодействия права и морали. В различных сферах правового регулирования возникают противоречивые морально-правовые ситуации. Поэтому необходимо предвидеть подобные ситуации, глубоко их анализировать и определять пути их преодоления. Все элементы правовой и моральной систем существуют в структуре реального поведения людей, выступая ее неотъемлемым свойством. Вместе с тем важно подчеркнуть, что социальный опыт кристаллизуется в определенных нормах, которые фиксируют типичные, устойчивые формы общественных отношений и связей, важнейшие позиции общественного сознания. Вот почему взаимодействие правовой и моральной систем наиболее ярко выражено непосредственно в соотношении норм права и морали, которое выявляет общее и специфичное в этих системах. Практически нельзя назвать ни одной сферы общественных отношений, в которой в "чистом" виде действовал бы тот или иной вид социальных норм. Взаимодействие социальных регуляторов неизбежно в любой области жизнедеятельности людей. Однако, выделяя относительно самостоятельное поле действия моральных норм, не следует забывать об их универсальности, способности проникать в самые различные сферы общественных отношений, в том числе экономические, политические, социальные, национально-культурные. И это понятно, ибо моральные нормы ориентированы на такие категории, как добро, честь, совесть, долг, достоинство, личная ответственность и др. А перечисленные категории в той или иной интерпретации выступают в качестве критериев оценки поведения людей во всех сферах деятельности, в том числе и правовой. Это и обусловило актуальность данной работы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………….1 ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ И ПРАВА………….….……….4 § 1. Понятие, сущность, структура и функции морали………………4 § 2. Роль и место права в системе социальной регуляции…………10 ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕНОСТЬ…………………………………………………………….17 § 1. Исторические формы взаимодействия морали и права………17 § 2 Сходства и различия права и морали.…………………………….24 § 3. Взаимодействие права и морали в современной России……….27 ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………….………….……………33 СПИСОК ЛИТЕРАТРЫ…………………………………….…………36
Список литературы

1. Аристотель. Политика. М.: Изд-во "АСТ". 2012.С. 79 2. Бабаев В.К. [и др.] Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 3. Димитров Н.Н., Карпов М.П., Курысь Н.В. Правовая культура: Учебное пособие. М.: Изд-во РТА, 2013. 4. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. — 2-е изд., стер. М.: Издательство Юрайт, 2017. 5. Ленин В.И. О государстве //Полн. собр. соч. Т. 3. 5-е изд. М.: Издательство политической литературы, 1974. 6. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2015 7. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права : учебник для бакалав-ров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 8. Нестеренко И.А Правотворчество в Российской Федерации: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 9. Оскомытный В.А. Общая теория государства и права: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012 10. Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества: монография. М.: Юриспруденция, 2013. 11. Правовая мысль: Антология: учебное пособие /Науч. ред.-сост. В.П. Малахов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 12. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебное пособие для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 13. Теория государства и права: учебник для академического бака-лавриата / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М.: Издательство Юрайт, 2016. 14. Шагиева Р.В., Димитров Н.Н. Основы нормотворчества: учебное пособие. М.: РИО РТА, 2013. 15. Бальзак О. Шагреневая кожа // Избранные соч. в 3 т. Т. 2. М., 2011. С. 124 16. Басов В.О. Проблема нравственности в современном россий-ском законодательстве // Гуманитарные исследования. 2012. N 5. С. 8. 17. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Сара-тов, 2015. С. 18. Бурдье П. Негарантированность повсюду // Статьи разных лет. М., 2016. С. 132 19. Виссаров А.В. Правопорядок и субъекты его обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С.79 20. Доклад о состоянии развития человека, 2016 г. М., 2006. С. 269 21. Зорькин В.Д. Россия должна взять правовой барьер (к двадца-тилетию Конституции Российской Федерации) // Журнал кон-ституционного правосудия. 2013. N 6. С. 1 - 12. 22. Казаков В.Н. Правопорядок в юридической науке и практике: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013. С.54 23. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных За-конами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 24. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 78. 25. Миллер Д. Политические учения. Краткое введение. М., 2015. С. 159 26. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2015. С. 143. 27. Назаров П.С. Правопорядок в условиях формирования право-вого государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 29 28. Правовая система социализма. В 2-х кн. / под ред. А.Н. Васильева. М., 1986 - 1987. Т. 1. С. 310. 29. Патнэм Р. Чтобы демократия работала. М., 2016. С. 227 — 228 30. Рерих Н.К. Доверие // Избранное. М., 2015. С. 388 31. Сеннетт Р. Коррозия характера. М., 2014. С. 119 32. Сорокин П.А. Кризис этики и права // Человек. Социализация. Общество. М., 2015. С. 502 33. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 2015. С. 126 - 127 34. Тарасенко В.Г. Общие основания этики и права // Актуальные проблемы правоведения. 2015. N 1. С. 5. 35. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2015. С. 245. 36. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 2015. С. 100 37. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ(ред. от 30.03.2016)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954 38. Шамба Т.М. Советская демократия и правопорядок. М., 1985. С.124 39. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие: В 2 т. Т. 1. Вып. 1. М., 2015. С. 137 - 138.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ И ПРАВА § 1. Понятие, сущность, структура и функции морали Мораль – это сложное и противоречивое общественное явление и одна из форм общественного сознания. Раскрыть природу морали можно на основе социально-исторического анализа развития человечества. Так порядок в первобытном обществе поддерживался с помощью системы табу – запретов, а в ходе исторической эволюции из запретов сложились обычаи, традиции. В процессе социального расслоения оформлялись новые формы моральной регуляции поведения человека. Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сло-жившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических по-нятиях и категориях. Моральные нормы в совокупности с понятиями со-ставляют нравственное сознание, которое обнаруживается в поступках и поведении людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения. Эти нормы и правила закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами, формируется общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. Соблюдение нравственных правил и норм связано с принуждением, но в отличие от других форм общественного сознания мораль не имеет институтов, и поэтому она тесно связанна с другими формами общественного сознания. Так связь морали с политикой реализуется в упорядочении жизни общества через власть; с правом, через правовые нормы, кодексы (законы морали); с религией через заповеди и т.п. Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания: - императивность (категорический императив И. Кант) представляет собой требование определенного поведения, выполнения предписаний морали. - нормативность – реализуется с помощью норм, можно выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения. - оценочность морали заключается в самооценке человеком своих деяний и поступков, в оценке другими людьми и обществом поведения человека. Формы оценочности представляют собой: одобрение, согласие или несогласие и порицание. Объективный критерий истинности морали это соответствие дея-тельности социальных единиц интересам общества. Способы обоснования морали.Можно выделить следующие способы обоснования морали: - конвенционализм; - утилитаризм; -абсолютизм (абсолютно-автономные, абсолютно-гетерономные, интуитивные теории); -натурализм (классический натурализм, неонатурализм, нередуктив-ный натурализм, психологическое понимание морали, эволюционная эти-ка); - космизм; - социологическое обоснование морали. 1. Конвенционалистские теории морали предполагают, что нрав-ственные установления принимаются людьми по соглашению. 2. Утилитаризм предполагает выведение морали из внешних соци-альных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Он наиболее отвечает принципу целесредственного обоснования морали, при этом отражает тенденцию разделения общественной и индивидуальной морали. Наиболее явное выражение утилитаризм получает в принципе полезности, согласно которого моральная деятельность является оправданной, если ведет к достижению счастья. 3. Абсолютистские концепции предполагают, что моральный мотив реализуется независимо от других мотивов бытия, что он ценен сам по себе. В рамках абсолютистских концепций в случае стремления к рацио-нальному пониманию морали и ставится задача ее обоснования без апел-ляций к иной морали, чем мораль, социальной или иной реальности. Например, Кант впервые в истории этики вводит процедуру мысленной универсализации поступка для контроля своего поведения. С его точки зрения, человек перед совершением любого действия должен представить, смогло бы общество и все разумные существа существовать, если бы все так поступали, как собирается поступить он. Если нет, то от такого поступка надо отказаться. Многие сторонники абсолютной морали считают, что наиболее фундаментальные моральные принципы вообще не нуждаются в каком-то рациональном обосновании. Например, интуитивизм Дж. Мура, который считал, что добро можно постичь только интуитивно. Представитель деонтологического интуитивизма Д. Росс исходил из определяющего значения долга в нравственном поведении. Таким образом, в этике (особенно западной) абсолютистские кон-цепции учение о долге выделяют в качестве самостоятельного способа обоснования морали. В них долг всегда возвышается над прагматическими мотивами бытия. 4. Натурализм как принцип предполагает выведение морали из есте-ственных качеств человека. На основе натурализма строятся геоденистические и эвдемонисчтические теории морали. Современный натурализм (неонатурализм) пытается вывести мораль из однотипной психической организации и базовых инстинктов присущих всем живым организмам (Фарбер, Трайб, Ролсон). Ясно, что при таком подходе не учитывается принципиальное различие в организации психики животных и человека, а также видовое отличие в животном мире. Нередуктивный натурализм утверждает, что особенности нравствен-ного поведения каждого живого существа можно вывести только из его естественной истории. Психологическое обоснование морали предполагает выведение нравственности из особенностей организации человеческой психики. Например, Д. Юм считал, что чувство сострадания формируется из психических способностей человека поставить себя на место другого. П.А. Кропоткин, выдающийся представитель эволюционной этики считал, что из факта биологической эволюции выводятся не только аль-труистские эмоции, сочувствие и сострадание, но и более общие способности к сознанию справедливости и активному действию на благо общества. 5. Космизм соединяет идею эволюции нравственных качеств с идеей развития космоса. Он представлен в разных формах (естественно-научный, эстетический, религиозный и пр.). общей для всех видов космизма является идея о том, что высшие проявления человеческой духовности и нравственности невозможно понять без влияния со стороны космических сил и без включения самого человека в работу по совершенствованию космоса. 6. Социологическое обоснование морали выводит нравственность из идеи выживаемости групп, выполняющих определенные нравственные требования. Как мы видим, подходы к обоснованию морали весьма многообраз-ны. В целом из различных подходов можно выделить следующие объяснения, почему индивид должен быть моральным: подчинен судьбе, выполнение отведенной социальной роли, выполнение божественных заповедей, выражение собственного интереса, нравственное чувство сопереживания, следование критерию чистого разума, самореализация на основе нравственных ценностей и т.п. Мораль, являясь сферой общественных отношений и способом регуляции общественных отношений, включает в себя психологические свойства индивидов и нравственные мотивы, и ценности, и правила, и достоинства и т.д. из этого можно сделать вывод, что структура морали многоярусна и многоплановая, поэтому существует несколько вариантов раскрытия ее структуры: Биологический – рассматривает мораль на уровне отдельного орга-низма и на уровне популяции; Психологический – раскрывает психологические механизмы, обес-печивающие исполнение нравственных норм; Социологический – выясняет общественные условия, в которых складываются нравы и роль морали для поддержания устойчивости общества; Нормативный – формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов; Личностный – видит те же идеальные представления в личностном преломлении, в качестве факта индивидуального сознания. Напрямую связан с этикой перфекционизма; Философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека. Таким образом, рассматривая мораль с одной стороны, приходится учитывать и другие аспекты. Следовательно, структурирование морали весьма условно. В то же время простой вариант структуры морали был намечен еще в древности. Ведь с оной стороны мораль – понятия, убеждения, намерения, а с другой – поступки, что позволяет выделить в качестве структуры морали: моральное сознание и моральную практику. Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении и нравственной культуре. Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения). Третий тип структурирования морали учитывает степень сложности регулятивного воздействия, оказываемого теми или иными нравственными представлениями. Простейшая форма морали –норма, которая определяет поведение, и сообщаются с детства. Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна проникать в душу человека и там приобретатьнравственные качества(благоразумие, щедрость и пр). Далее следуетнравственный принцип(эгоизм, альтруизм и т.д.). Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Однако, сам принцип абстрактен, поэтому на следующей ступени моральной структуры стоит –идеал как конечная цель, к которой направленно нравственное развитие. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором слу-жат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (сво-бода, смысл жизни, счастье). Итак, все компоненты морали связываются между собой, в зависи-мости от выполненных нравственных задач они складываются во все но-вые структуры. Таким образом, мораль является функциональным образованием. Наиболее полно сущность и специфика морали раскрывается в ее регулятивном функционировании. Среди функций морали принято выде-лять: воспитательную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную, познавательную, регулятивную, гуманизирующюю и др. Каждая из этих функций реализуется посредством различных этических компонентов. Так нормативно-регулятивная реализуется через моральные нормы, принципы, кодексы; ценностно-регулятивная – через представления о ценном и неценном в поведении о нравственном идеале; познавательная – осуществляется адекватным, истинным познанием существующих норм, ценностей, закономерностей; воспитательная развивается в процессе освоения личностью нравственного опыта, формирования положительных нравственных качеств, чувств, убеждений, привычек при помощи специфических приемов убеждения, принуждения, самодисциплины и самовоспитания. § 2. Роль и место права в системе социальной регуляции Человеческое общество представляет собой сложный организм, ко-торый является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью, достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции. Управление, осуществляемое в рамках системы (каковой в том числе является и общество), направлено на упорядочение элементов, образующих систему. Регулирование отношений между людьми может быть индивидуальным, нормативным и стихийным. При стихийном регулировании для согласования интересов различ-ных субъектов вырабатывается единожды применяемый способ разреше-ния проблемной ситуации (модель поведения, приемлемая для имеющегося положения), но данное решение не становится общим правилом и может не применяться даже в весьма схожих ситуациях. В процессе подобного регулирования создаваемая модель поведения изначально не рассчитывается на применение в иных подобных случаях. Подобное регулирование встречается достаточно часто в бытовых отношениях, в личной жизни человека, а также в реакции органов государства на отдельные явления общественной жизни, которые носят во многом случайный характер. Однако следует иметь в виду, что многие правила в первоначальном виде были итогом стихийного регулирования. Изменение их качества произошло по причине сознательного их распространения на регулирование не единичных, а типичных случаев. Нормативное регулирование представляет собой важнейший, доста-точно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей. Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступать в тех или иных случаях. Эти правила представляют собой идеальный для данного состояния общества вариант поведения, способствующий сплочению общества как единого целого, создающий устойчивую основу для поступательного развития. В некотором роде правила можно сравнивать с законами природы, поскольку и те, и другие предполагают однообразие и повторяемость явлений. Однако требования закона природы (например, закона притяжения) не могут быть изменены человеком, от них нельзя уклониться, в то время как нормы человеческого общества не только создаются и изменяются людьми, но и нарушаются ими. Отсутствие нормативного регулирования неизбежно приводит к ро-сту числа социальных конфликтов, к увеличению роли элементов случай-ности, что разрушает саму социальную общность как таковую. Помимо нормативного, рассчитанного на значительную часть общества, существует также индивидуальное регулирование. Последнее касается лишь конкретных, четко обозначенных субъектов и в сфере права осуществляется в ходе правоприменительной деятельности. Сегодня мало кто сомневается в необходимости нормативного регулирования, под воздействием которого единичные общественные отношения становятся подчиненными общему порядку. Однако, например, З. Фрейд рассматривал человеческую природу как абсолютное благо и полагал, что все дурное в обществе проистекает из социальных норм, мешающих удовлетворению насущных человеческих желаний, следовательно, социальные запреты необходимо ослабить. Автор теории психоанализа не учел в данном высказывании тот факт, что именно социальные запреты, первые табу (запрет инцеста и другие) сыграли одну из главных ролей в процессе становления человеческого общества, отличающегося от примитивного стада, которое руководствуется преимущественно биологическими законами. Нормативное регулирование осуществляется посредством двух ти-пов норм: технических и социальных. Технические нормы распространяются на поведение (под поведени-ем следует понимать проявление социальной сущности любого человека, выражающееся в неразрывной цепи поступков) человека, в котором выражается его отношение к природе, к животному миру, к материальным благам, орудиям труда. Технические нормы сконцентрированы в различных стандартах, технологических правилах, правилах техники безопасности, правилах санитарии и гигиены, правилах пользования приборами и машинами и т.п. По мнению Г.Ф. Шершеневича, все нормы, связанные с отношением к животным есть технические нормы, поскольку животные не являются субъектами права. Невозможно представить себе любой технологический процесс (будь то изготовление современной компьютерной техники или примитивное разжигание огня с помощью трения), обращение с техникой и природой без соблюдения определенных правил. Несоблюдение этих правил, например, изложенных в инструкции по использованию утюга, может привести к отказу фирмы исполнить свои обязательства по бесплатному гарантийному обслуживанию. Более того, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение санитарных правил розничной торговли продуктами питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой такие юридические последствия, которые в зависимости от степени вреда и общественной опасности могут быть как административно-правовыми, так и уголовными мерами воздействия. В этих и других случаях связь между правовыми нормами и техническими нормами настолько сильна, что можно говорить о технико-юридических нормах, т.е. таких стандартах в деятельности человека по отношению к природе и технике, которые предполагают наступление правовых санкций в случае их несоблюдения. Социальные нормы представляют собой особую форму выражения должного поведения. Социальные нормы в отличие от технических регу-лируют отношения между людьми в различных сферах жизни общества. Они выступают важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности. По мнению Г.Ф. Шершеневича, особенность социальных норм состоит в том, что они всегда имеют повелительную форму, обращены к "существу, способному воспринять повеление и сообразовать с ним свое поведение", всегда определяют поведение человека в отношении других людей ("даже если встречаются иногда социальные нормы, которые с первого взгляда кажутся определяющими отношение человека к самому себе, то при ближайшем рассмотрении тотчас обнаружится ошибочность такого впечатления и за отношением человека к самому себе откроется отношение к другим людям"). Назначение социальных норм состоит не только в регулировании отношений между людьми. Социальные нормы выполняют важную оценочную функцию, аккумулируя критерии отношения к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений. Так как эти критерии во многом являются достижением культуры, требующим распространения, сохранения и передачи иным поколениям, можно говорить и об информационной функции социальных норм. В структуре любой социальной нормы выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. В гипотезе указываются те условия, при наличии которых действует данная норма. Диспозиция устанавливает (предписывает или разрешает) меру поведения, определяет связь субъекта и объекта. Диспозиция выражает тем самым общественное требование (или дозволение), предъявляемое к человеку в его отношениях с иными субъектами. Санкция указывает на те последствия, которые наступают в случае нарушения требования, изложенного в диспозиции. Социальные нормы современного общества многообразны. Это многообразие явилось следствием исторической дифференциации некогда однородной, единой системы социальных норм, и обусловлено оно наличием в обществе множества сфер, которые требуют применения к ним норм не одного, а нескольких социальных регуляторов. Нормы различных социальных регуляторов имеют особенности: в формировании, формах существования, специфике воздействия на поведение людей, способах, методах и средствах обеспечения. Однако действие различных социальных регуляторов не обособлено и изолировано, а представляет собой систему, комплекс мер воздействия. Различные общественные отношения для сохранения структуры требуют социально-нормативной регламентации различной силы. Выделяют следующие виды социальных норм: 1) нормы религии; 2) обычаи, традиции, обыкновения; 3) корпоративные нормы (нормы общественных организаций); 4) нормы морали; 5) нормы права. Имеющееся в настоящее время разнообразие мнений по поводу чет-кого определения перечня социальных норм может быть отчасти объяснено тем, что процесс дифференциации социальных норм еще не завершился (больше всего обособилось право, менее нравственность). Религиозные нормы представляют собой правила, которые распро-страняются на отношения человека с богом и на связанные с ними обще-ственные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное суще-ство. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты, по мнению верующих, имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности. С появлением закона обычное право не исчезло, но сфера его дей-ствия значительно сузилась. Если ранее нормы обычного права применя-лись и в связи с убийствами, то теперь лишь закон распространял свое действие на эту сферу. Изменились и субъекты обычного права: вместо родственников - индивиды. Постепенно стал исчезать и принцип коллективной виновности. Таким образом, обычное право - санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. Корпоративные нормы. Корпоративные нормы складываются как установочные ориентиры поведения членов различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т.д. К корпорациям относятся акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы, государственные предприятия и иные организации. Правовые нормы очерчивают внешнее поле действия корпоративных норм и вторгаются в действие норм общественных организаций лишь тогда, когда наблюдается противоречие с нормами права. При этом следует учитывать, что множество общих признаков правовых и корпоративных норм позволяет говорить о том, что конфликтные ситуации между этими группами (по сравнению с противоречиями между правом и другими социальными регуляторами) минимальны. ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ § 1. Исторические формы взаимодействия морали и права Сложнейшая система связей, которая должна реально оцениваться с учетом всего многообразия факторов, включенных в систему социального регулирования, - это система взаимодействия права и морали. В различных сферах правового регулирования возникают противоречивые морально-правовые ситуации. Поэтому необходимо предвидеть подобные ситуации, глубоко их анализировать и определять пути их преодоления. Все элементы правовой и моральной систем существуют в структуре реального поведения людей, выступая ее неотъемлемым свойством. Вместе с тем важно подчеркнуть, что социальный опыт кристаллизуется в определенных нормах, которые фиксируют типичные, устойчивые формы общественных отношений и связей, важнейшие позиции общественного сознания. Вот почему взаимодействие правовой и моральной систем наиболее ярко выражено непосредственно в соотношении норм права и морали, которое выявляет общее и специфичное в этих системах. Практически нельзя назвать ни одной сферы общественных отношений, в которой в "чистом" виде действовал бы тот или иной вид социальных норм. Взаимодействие социальных регуляторов неизбежно в любой области жизнедеятельности людей. Однако, выделяя относительно самостоятельное поле действия мо-ральных норм, не следует забывать об их универсальности, способности проникать в самые различные сферы общественных отношений, в том числе экономические, политические, социальные, национально-культурные. И это понятно, ибо моральные нормы ориентированы на такие категории, как добро, честь, совесть, долг, достоинство, личная ответственность и др. А перечисленные категории в той или иной интерпретации выступают в качестве критериев оценки поведения людей во всех сферах деятельности, в том числе и правовой. Право и мораль обладают способностью проникать в самые различ-ные области общественной жизни и не ограничиваются предметно-обособленной сферой общественных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях социального взаимодействия. Учитывая это, также принимая во внимание универсальность морали, ее всепроникающий характер, можно сделать вывод о том, что разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия не представляется возможным. Даже такие специфические сферы, как отношения собственности и политической власти, не обособлены от морали. В то же время действие права выходит далеко за пределы указанных отношений, имея тенденцию к охвату широких сфер практической деятельности людей. Право и мораль действуют в едином поле социальных связей и отношений людей. Отсюда - общность, тесная взаимосвязь норм права и морали, определяемые единством сфер регулирования. Для права и морали характерна категория ответственности, которая неотделима от свободы и воли индивида. Любые социальные нормы, в том числе нормы права и морали, выражают зависимость человека от общества, его заинтересованность в поддержке и одобрении поведения обществом, социальной группой. Поведение человека вытекает из его свободы, определяющей способность выбора варианта поведения в рамках объективно детерминированных возможностей. Именно эта свобода выбора и порождает ответственность человека за свои поступки. В области морали спектр выбора возможных вариантов поведения шире, чем в праве. Однако поведение и в правовой сфере всегда предполагает свободу выбора, без которой невозможна была бы постановка вопроса об ответственности человека за свои поступки. Моральная ответственность личности - осознание духовной и прак-тической значимости нравственных ориентиров, выработанных социаль-ной общностью, и их реализация в практическом поведении. Моральную ответственность не следует трактовать узко - как санкцию, осуждающую аморальный поступок. Эта ответственность значительно шире: она опре-деляет ориентацию на нравственные ценности, обеспечивающие нрав-ственно обоснованные поступки, объективно необходимые для нормального развития социальных связей и взаимодействий. Оценивая действия людей в сфере нравственных отношений, следует учитывать не только то, как человек действует, но и почему он совершает эти действия, какова субъективная сторона поступков. Юридическая ответственность всегда конкретно определена, ибо в отличие от моральной ответственности нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко установленных законодательством. Различие юридической и моральной ответственности позволяет установить еще одно важное различие правовых и нравственных норм: в своем генезисе и в своем бытии
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg