Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Сравнительный анализ различных подходов к определению интонации и просодии.

happy_woman 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Объектом данного исследования является просодический уровень языка Предмет исследования-интонация. Актуальность работы состоит в том, что приведенные исследования раскрывают специфику интонационной области языка, являются фундаментом для ее изучения. Практическая значимость работы определяется возможностью применения, полученных в ходе исследования сведений в процессе преподавания таких дисциплин, как русский язык, языкознание, литература. Задачи: 1. Рассмотреть понятия интонации и просодии, выявить их сходства и различия. 2. Рассмотреть фонетические средства интонации. 3. Исследовать функции интонации и просодии. 4. Провести сравнительный анализ различных подходов к определению интонации и просодии.
Введение

Существуют такие понятия, как «интонация» и «просодия». Подобно области синтаксиса, где имеется более 200 определений предложения среди интонологов отмечается большое разногласие в определении интонации. Интонация рассматривается как сложный структурный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, громкость,темп,ритм,ударение,паузациюитембрречи, служащий функциям целостного оформления высказывания (членения и интеграции) и передающий смысловые, экспрессивные, эмоциональные и эмоционально-модальные значения. Интонационный уровень упорядочен и обладает своими формальными и смысловыми единицами. Он является феноменом, выпадающим из общей иерархии. Интонационные значения эмотивного и разграничительного (делимитативного) плана присущи всем типам языка. Интонационные признаки являются общими для большинства языков, что позволяет рассматривать интонацию какуниверсальныйфеномен. Цель данной работы: рассмотреть процесс изучения просодического уровня языка и интонации точки зрения фонологии и психолингвистики.
Содержание

1.Введение. 1.1.Понятия интонации и просодии и их соотношение. 1.2Фонетические средства интонации. 1.3. Функции интонации и просодии. Выводы по первой главе. 2. Различные подходы к определению интонации и просодии. 2.1. Основные подходы к определению интонации. 2.2.Основные подходы к определению просодии. 2.3. Сравнительный анализ понятий интонации и просодии. Выводы по второй главе. Заключение.
Список литературы

1. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка, М., 2003 Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб. пособие. М., 2001. 2. Чернышева И.И. Еще раз о саморегулирующихся процессах в лексиконе языка // Филологические науки. 2001. a. Русская грамматика, 1980 3. Коваленко, Н. А. Системный подход к фразовой просодии слова : автореф. дис. . д-ра филол. наук. М.: РАН, 2002. 42 с. 4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. М. : Совет. энцикл., 1966. С. 180-181, 367. 5. Солнцев, В. М. Язык как системно-структурное образование. М. : Наука,1977. С. 152. 6. Реформатский, А. А. Введение в языковедение. М. : Аспект Пресс, 2003. С. 191. 7. Реформатский, А. А. Фонологические этюды. М. : Наука, 1975. С. 6, 12 8. Якобсон, Р. Фонология и её отношение к фонетике // Новое в лингвистике. М. : Прогресс, 1962. Вып.2. С. 248. 9. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание. М. : Высш. шк., 1975. С. 85-86. 10. Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Фонетика : учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб .заведений. М. : Академия, 2006. С. 27. 11. Антипова А.М. Система английской речевой интонации. М., Высшая школа, 1979. 12. Ахманова О. С. Фонология. Материалы к курсам языкознания / О. С. Ахманова / Под общ. ред. В. А. Звегинцева. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1954. - 23 с. 13. Банков А.С. Гендерный фактор в просодическом оформлении речи коммуникантов: экспериментально-фонетическое исследование на материале американского варианта английского языка: Афтореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2008. 32 с. 14. Барышникова К. К. Уровни анализа просодии и ее функции / К. К. Барышникова // Экспериментальная фонетика: Сб. науч. тр. -Минск, 1975.-С. 4-23. 15. Дубовский Ю. А. Анализ интонации устного текста и его составляющих / Ю. А. Дубовский. - Минск: Вышэйна школа, 1975. - 295 с. 16. Златоустова Л. В. Интонация и просодия в организации текста // Звучащий текст. - М., 1983. 17. Златоустова Л. В., Потапова Р. К., Трунин-Донской В. Н. Общая и прикладная фонетика. Учебное пособие / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин-Донской. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 304 с. 18. Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации. М., Высшая школа, 1988. 128 с. 19. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с. 20. Метлюк А. А. Взаимодействие просодических систем в речи билингва / А. А. Метлюк. — Минск: Вышэйна школа, 1986. — 111 с. 21. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: Учеб. пособие / Р. К. Потапова. - М.: МГЛУ, 2002. - 576 с. 22. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1982. - 175 с. 23. Постовалова, В. И. Фонология // Общее языкознание : внутренняя структура языка. М. : Наука, 1972. С. 132. 24. Коваленко, Н. А. : 1) Системный подход к фразовой просодии слова. Красноярск : КГПУ, 1998. 120 с.; 2) Системный подход к фразовой просодии слова : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М. : РАН, 2002. 42 с. 25. Виноградов, В. А. Фонология // Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. М. : Совет, энцикл., 1977. Т. 27. С. 531. 26. Виноградов, В. А. Фонология // Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Совет, энцикл., 1990. С. 556. 27. Кантер, Л. А. Системный анализ речевой интонации. М. : Высш. шк., 1988. С. 73. 28. Николаева, Т. М. Фразовая интонация славянских языков. М. : Наука, 1977. С. 18-21. Там же. С.17 29. Норман, Б. Ю. Фонология // Общее языкознание. Минск : Высш. шк., 1983. С. 317. 30. Реформатский, А. А. Пролегомены к изучению интонации // Березин, Ф. М. История советского языкознания : некоторые аспекты общей теории языка. М. : Высш. шк., 1981.C. 180. 31. Антипова, А. М. Система английской речевой интонации. М. : Высш. шк., 1979. С. 6.
Отрывок из работы

1.1.Понятия интонации и просодии и их соотношение. Понятие интонации, ее структуры, определение в системе языка и функционирования входят в круг дискуссионных вопросов лингвистики. Противоречивость интерпретаций интонации обоснованы тем, что она считается необходимым средством формирования всевозможных коммуникативных единиц. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона интонация ориентируется как «произведение звука при помощи людского голоса или же струнного духового инструмента без клавишей» [Эфрон, с. 278]. В «Большом толковом словаре российского языка» интонация – «это звуковая конфигурация выражения, система модуляций высоты, громкости и тембра голоса, санкционированная при поддержке темпа, ритма и пауз». Впрочем интонация не только создает выражение, но и выявляет его значение и эмоционально-экспрессивное оглавление, работает средством эстетического влияния на слушателя, по текстам Н.И. Жинкина, считается «индикатором экспрессии», считается одним из наиглавнейших методик самоидентификации и самовыражения человека. [А.Н.Жинкин с.128-154]. Интонация уточняет тесную ассоциацию текста с внесловным контекстом, это «двусторонняя единица речи, имеющая собственную форму (звучание) и оглавление (значение)» [А.А. Абдуазизов, с. 116]. Изучение интонации ведется с конца XIX века. (Г.Суит, Д. Джоунз). В отечественном языкознании интонацию изучали М.В. Ломоносов, В.А. Богородицкий, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба. Один из первых исследователей интонации В.Н. Всеволодский-Гернгросс раскрыл комплексный характер интонации, состоящий из целого ряда фонетических средств (высоты, силы, темпа, тембра). Главный признак произведения речи в лингвистике- двухлинейность, которая выражается в наличии звукового состава и «известного интонационного образца. «Интонация-суперсегментное фонологическое явление, которое накладывается на высказывание.[ А.А. Реформатский с. 220]. Суперсегментные средства не существуют сами по себе, а выступают в речи с такими линейными единицами, как слово, словосочетание, предложение. Интонация-могучие средство связи слов в высказывании и тексте (Л.В. Щерба). Она представляет собой сложное языковое явление, всецело сориентированное на коммуникацию, «выражает законченность сообщения, … оформляет его актуальное членение и его экспрессивные субъективно-модальные характеристики. О.С. Ахманова под интонацией понимает сложный комплекс просодических элементов, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, экспрессивных и эмоциональных коннотаций. Р.И. Будагов называет интонацией «ритмико-мелодический рисунок речи». «Интонационная форма» соотносится с определенным набором языковых значений [Н.Г. Торсуева, с. 116]. В работах современных лингвистов интонация описывается как фонетическое явление с формальным и содержательным планами. Соответственно интонация определяется как система суперсегментного уровня языка, определенным образом структурированная. Выдающиеся филологи нашего времени – А.М. Пешковский, В.М. Жирмунский, А. Белый, В.В. Виноградов, М.М. Бахтин подчеркивали, что в процессе общения интонация выступает в роли важной эстетической категории и тесно связана с экспрессивными средствами. И.Р. Гальперин ставил интонацию на первое место в системе стилистических средств звуковой организации высказывания, выделяется и стилеобразующая составляющая интонации. «Стиль создается единством фонетических, лексических и грамматических признаков интонации, при этом средством реализации данных функций являются мелодические, акцентные и временные просодические характеристики» [А.М. Антипова, с.15] Большинство лингвистов и фонетистов определяют интонацию как явление, эмоционально воздействующее на слушателей, как сложный комплекс «гетерогенных» величин или структуру взаимообусловленных и взаимодействующих характеристик организации звуковой волны, а с точки зрения своей физической природы – комплексом ряда просодических компонентов (В. А. Артемов, А.Р. Зиндер). Представляет интерес позиция Е.Г. Сафроновой, которая рассматривает интонацию в трех аспектах: «как факт языковой системы; как необходимую составляющую содержательной и материальной сторон речетворческих произведений, возникающих в определенную эпоху и определенных социальных условиях; как средство осуществления речевой деятельности индивида в единстве говорения и понимания [Сафронова, с. 4]. Под термином «интонация» принято понимать интонационные средства выразительности устной речи. Понятие «выразительность речи» включает содержание, выбор лексики, допускаемые нормой литературного языка словоупотребления и синтаксические обороты, композиционное строение и интонационную выразительность. С лингвистических позиций выразительность – это вариативность фонетической системы языка, которая принимает «более активные» и «менее активные» элементы в реализации смысла, актуализирует эти отношения, делая одни маркированными относительно других. С психолингвистической точки зрения, выразительность произнесения – это выделенность одних элементов речевой цепи относительно других, что обуславливает оптимизацию передачи смысла [Р.М.Тихонова,c.25 ]. В целом интонацию можно рассматривать «как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения» (Л.В. Бондаренко, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова). Остановимся на понимании исследователями термина «просодия». В «Большом энциклопедическом словаре» указываются два противоположных мнения в употреблении терминов «просодика» и «интонация» – от сближения значений до полного разграничения. В мировой и отечественной лингвистике просодия это – «гармония гласных», «ассимиляция», «диссимиляция», благозвучие, «универсальное средство актуализации звучащей речи», наивысший уровень развития языка [Н.И. Жинкин с. 79]. Она является самостоятельной подсистемой в общей системе языка, обладающую собственными формальными и содержательными единицами. Интонация существует в рамках просодии звучащей речи. Поскольку просодия и интонация пользуется одними и теме же средствами, существует определенная сложность дифференциации этих понятий. Под просодикой принято понимать совокупность звуковых средств, которые накладываются на линейную последовательность фонем вторым слоем, уровнем и служат для объединения их в значимые звуковые единицы – слова, синтагмы, высказывания (А.М. Антипова, К.К. Барышникова, С.М. Гайдучик, О.Х. Цахер, А.В. Черная). Просодические признаки обслуживают в языке ряд автономных систем, важнейшие из которых – ударение и интонация. В этом смысле просодия является более широким понятием, нежели интонация: просодия как способ организации звуковых последовательностей выступает, начиная со слога, а интонация – лишь с синтагмы (А.М. Антипова, Т.И. Зиновьева). Просодия «шире» интонации, вместе с тем интонация «выше» просодии, так как она функционирует на уровне высказываний (на уровне иерархически более высоких фонетических единиц) [Е.В Наумова, с. 7]. В определенном отношении термин «просодия», по мнению Н.Д. Светозаровой, уже термина «интонация», т.к. в понятие интонации входит, в отличие от просодии, и содержательный компонент. В своей работе мы будем придерживаться понимания«просодии» как общего названия сверхсегментных свойств речи. Просодика и просодемика формируются посредством просодии и являются функциональной сферой актуализации речевого сигнала.Просодика характеризуется особенностями реализации слога в потоке речи, спецификой организации слоговой последовательности в определенное структурное ритмомелодическое единство, позволяет идентифицировать говорящего в индивидуальном плане и по признаку языковой принадлежности,просодемика описывает семиологические релевантные явления звучащей речи. «Просодия – это строительный материал, просодика – это способ и реализация постройки задуманного, просодемика – это социальное назначение постройки и ее отличие от построек по тому или иному признаку» [Р.К. Потапова, с. 101–103]. Основная составляющяя просодии-интонация, через которую выявляется смысл и подтекст речи, коммуникационное намерение и эмоциональное состояние говорящего. Она является элементом просодической структуры невербального поведения и взаимодействует при выражении коммуникативных значений с мимикой, жестами и телодвижениями говорящего человека, а также с ситуативным контекстом [Н.Д. Светозарова с. 252–255]. Общеизвестное положение лексикологии, грамматики, фонетики гласит: для того, чтобы смысловая единица стала языковым значением, в плане выражения должна существовать форма звучания, неразрывно связанная с данной смысловой единицей. Указанное правило используется и при изучении просодии, единицей которой является «интонема» («фонема тона», «интонационная конструкция»). Это «совокупность интонационных параметров, достаточных для дифференциации значения высказывания», единица плана выражения, обладающего значением; экспрессивно интонационно постоянная единица (Н. И. Жинкин, А.А. Реформаторский), стереотипная синтагматическая интонационная модель (И.А. Зимняя), пучок различительных признаков интонации (В.А. Васильев, М.К. Румянцев, Л.К. Цеплитис). Система вариантов, образующих некоторый класс (И.Г. Торсуева), которая реализуется на синтагматической оси, где она соединяет две синтагмы (Т.М. Николаева) и обнаруживает связь с синтаксическим типом предложения (А.А. Метлюк). Итак, в настоящее время понятие «просодия» получило широкое распространение и различное толкование. Не вдаваясь в историю возникновения и развития этого термина, а также нюансы его понимания, отметим, что существуют две чётко выраженные и диаметрально противоположные точки зрения в понимании явления, которое называют просодией. Одна из них разграничивает понятия просодии и интонации и относит их к разным речевым сегментам: под просодией понимают наблюдаемое в устной речи явление языка, которое служит для различения слогов и определения их сочетания в фонетическом слове» ссылка. Под интонацией же понимается такое наблюдаемое в устной речи явление языка, посредством которого смысловое содержание предложения, выраженные в нём предикативные отношения, коммуникативное значение и модальнось, а также лексический состав и синтаксический строй получают своё конкретное выражение, определяясь характером реальной или воображаемой ситуации общения посредством языка или контекстом. Интонация служит также одним из средств различения стилистических особенностей речи и отличает орфоэпически правильную речь на данном языке Что касается компонентов интонации, то в этой области ведутся споры, что следует включать в понятие «интонация». Широкое (многокомпонентное) понимание интонации характерно для русской лингвистической школы в отличие от западной (особенно американской и британской), для которой типично отождествление понятия интонации с мелодикой. Из сказанного следует, что интонация и просодия-четко разграниченные понятия, относящиеся к разным речевым сегментам: просодия – к слогу, интонация – к фразе. Вторая точка зрения на просодию во многом смыкается с пониманием интонации как многокомпонентного единства. В понятие просодии включаются такие компоненты, какмелодия, ударение, тон (словесный), ритм, пауза, темп, тембр, долготные характеристики практически все те, которые рассматриваются в системе интонации. Сторонники широкого толкования понятия «просодия» чётко противопоставляют сегментный и супрасегментный (просодический) уровни. Таким образом, под просодией понимается система супрасегментных средств, в которой можно выделить ряд единиц. Обычно эти единицы называют компонентами просодии. Каждый компонент, в свою очередь, представляет собой сложное системное образование, единицы которого взаимодействуют не только в рамках своей системы, но и с единицами других просодических систем. Во избежание терминологической омонимии в обиход ввели термин «просодика» для разграничения областей применения: просодика относится только к слогу, а просодия соотносится со всеми сегментными единицами (слог, фраза, синтагма, фраза, фоноабзац, текст). Наука, изучающая единицы просодии называется просодемика, а сами единицы – просодемами. В просодемике можно выделить следующие направления: акцентология, тонология и др. В понятие просодемы объединили интонему, тонему. 1.2. Фонетические средства интонации. Просодические или интонационные средства (иначе ? фонетические компоненты интонации, просодические параметры) принято подразделять на: 1) тональные, 2) количественно-динамические, 3) фонационные и артикуляционные. Тональные средства интонации Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц. Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний, принято считать мелодическим контуром. Параметры мелодического контура: • направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации); • интервал конкретного тонального движения (величина изменения ЧОТ); • диапазон ? общая величина изменения ЧОТ на всей синтагме; • уровень или регистр (средний, низкий, высокий) на котором происходят тональные изменения; • скорость этих изменений – крутизна тонального движения; • характер синхронизации контура со звуковой последовательностью (timing) – например, реализация тонального движения только на гласном, только на согласном или на гласном и согласном. Единица интонации —интонема,илиинтонационная конструкция. Основные интонационные конструкции. В русском языке выделяется семь основных интонационных конструкций: ИК-1: –– –– \ __ на гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Употребляется при выражении завершенности:Он живет в Киеве. ИК-2: –– —\__ __ на гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра или незначительно ниже, усилено словесное ударение; уровень тона постцентра ниже центра, ниже среднего уровня. Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом, требования:Какая у него специальность? Закройте дверь! ИК-3: –– ––/__на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже среднего. Употребляется при выражении вопроса, незавершенности, просьбы, оценки в предложениях со словамитак, такой, вот: Там так красиво! Он такой вредный! Вот молодец!__ ИК-4: –– –– \ на гласном центра нисходящее-восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра выше среднего, выше, центра. Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным а,вопросов с оттенком требования, незавершенности (с оттенком официальности):А Павел? Ваш билет?__ ИК-5: –– / \ __ имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго — нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой у нее голос! Настоящая весна! __ __ ИК-6: –– / на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше среднего, выше предцентра. Употребляется для выражения незавершенности (с оттенком приподнятости, торжественности), высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния: Все системы работают нормально! Воды набралось! Море! ИК-7: –– –– / __ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра, в конце гласного центра смычка голосовых связок. Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки: Какой он охотни! Тишина! В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому. В общем случае небольшой набор ИК не способен описать все разнообразие русских интонаций и удобен лишь для тех практических целей, для которых он и был разработан. Имеется большое число других просодических характеристик, и комбинаторные возможности интонации огромны. Количественно-динамические средства интонации. • пауза – универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы – фразы и синтагмы; • длительность и темп; • интенсивность. Тембровые средства интонации. Разные качества голоса, которые определяются состоянием голосовых связок. Выделяются следующие качества голоса: 1)нейтральныйголос:Мы приходили сегодня на лекцию; 2)расслабленныйголос:Здесь так хорошо, красиво, уютно…; 3)напряженныйголос:Все произошло так быстро, молниеносно; 4)скрипучийголос:И ходят, и ходят без конца, устали все от них; 5)придыхательныйголос:Она такая красавица, умница, королева. В конце движения тона независимо от того, понижается он или повышается, может происходить гортанная смычка. Таким образом, оcнoвныe интoнaциoнныe cpeдcтвa coвpeмeннoгo pyccкoгo литepaтypнoгo языкa пpeдcтaвлeны типoм ИK вo вceм мнoгooбpaзии eгo peaлизaций, пepeдвижeниeм цeнтpa ИK, члeнeниeм peчeвoгo пoтoкa (cинтaгмaтичecким члeнeниeм). 1.3.Функции интонации и просодии. Значительный интерес представляютфункции интонации. Большинство лингвистов решают этот вопрос в аспекте их соотнесенности с функциями языка: коммуникативной, когнитивной, эмоциональной и метаязыковой. Базовой функцией интонации считается коммуникативная функция, с которой связаны остальные функции интонации, имеющие ярко выраженную направленность на речевую ситуацию: смыслоразличительная, кульминативная, сиинтезирующая, делимитативная, эмоционально-экспрессивная, апеллятивная, эстетическая [Н.В. Черемиссова , с. 19–20]. В.И. Петрянкина обобщает функции интонации и выделяет основные: коммуникативную, выделительную и организующую функцию. Интересным представляется подход А.М. Антиповой к классификации интонации по двум направлениям: по линии выделения компонентов интонации и по линии выделения функциональных слоев (коммуникативный, ритмообразующий, стилеобразующий, структурирующий). Л.К. Цеплитис утверждает, что существует первичная – семантическая функция, вторичные – синтаксическая и стилистическая, непосредственно возникающие из общения или для анализа высказывания [Л.К. Цеплитис, с. 204]. Г.П. Фирсов выделяет объединяющую и расчленяющую функцию [Г.П.Фирсов, с. 96–97]. Интонация, по мнению музыковедов, выполняет не только самую важную функцию – дистинктивную, раскрывающую смыслоразличительные свойства звучащей речи, но и организующую – оформление предложения как фонетически законченного целого, и, рекогнитивную функцию, воспринимающую и осознающую речевой поток как звуковой, определяющую типы высказывания [Е.М. Орлова, с. 181-182]. Многообразие толкований функций интонации было сведено к основным содержательным аспектам в работе Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. Основными функциями, которые выполняет интонация, являются: 1) Фонетическая – интонация оформляет синтагму, фразу, придавая им смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяя речевой поток на ритмико-смысловые единства – синтагмы и фразы. 2) Эмоционально-экспрессивная – интонация выражает эмоционально-экспрессивные оттенки высказывания, волеизъявления коммуникантов. 3) Синтаксическая – интонация выражает синтаксические значения (комбинации признаков зависимости, независимости, законченности, незаконченности) служит одним из средств синтаксической связи. 4) Смыслоразличительная (семантическая) – интонация различает смысл фраз с одним и тем же лексико-грамматическим составом при помощи движения тона. 5) Стилистическая – интонация участвует в образовании стиля текста (официально-делового, научного, публицистического, разговорного, литературно-художественного). Интонацияпонимаетсякак многокомпонентное единство, где каждое просодическое средство используется двумя способами – интегрально, как общая характеристика группы слов, и локально – в составе фразовых акцентов, которые реализуются на ударных слогах. Вопрос о количестве компонентов интонации, их характере решается исследователями по-разному. Л.В. Бондаренко, Е.А. Брызгунова, М.В. Гордина, И.А. Зимняя выделяют мелодический, динамический, временной компонент и тембр произнесения. Некоторые исследователи включают в состав интонации паузы (И.Я. Блинов, Н.В. Черемисина, В.Н. Ярцев). В.А. Артемов, М.М. Галеева, Ж.Б. Веренинова определяют в составе интонации пять компонентов, которые соответствуют акустическим характеристикам речи: мелодику, интенсивность, длительность (темп), паузу и тембр. В работе будут рассматриваться компоненты интонации, ориентируясь на «широкое» понимание (Г.Н. Иванова-Лукьянова), в состав интонации включается мелодика, громкость (интенсивность), тембр, темп, ритм, пауза и ударение. Эти суперсегментные свойства речи, входящие в понятие интонации, в реальной речи «не изолированы и не вычленимы» [Б.Б. Здоровова с. 71], они имеют механизм связи между собой и накладываются на линейные единицы речи, «выступают в речевом потоке совместно с ними, потому что не могут существовать отдельно» [З.В. Савкова, с. 38]. Как любая языковая система, интонационная сторона речи имеет класс объектов (компоненты) и класс морфизмов – механизм связи между составляющими лингвистической подсистемы. Каждый из компонентов интонации в лингвистической науке выделен и исследован обособленно. Важнейшим компонент интонации-мелодика-это изменение частоты основного тона (его движения), соотнесенное с колебаниями голосовых связок (чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон). Интонологами выделяются следующие признаки мелодики: направление движения частоты основного тона (восходящее, нисходящее, ровное, нисходяще-восходящее, восходяще-нисходящее); диапазон – шкалу градации частот между минимальным и максимальным значением тона в пределах определенного отрезка речи; интервал – разность между частотой нижней и верхней точек восходящей или нисходящей мелодической кривой; скорость нарастания или падения частоты, уровни базового тона и тональные акценты – изменение тона на ударном гласном [Ю.Н.Караулов с.157–158]. Мелодика выполняет разные функции: служит для связывания отдельных частей звучащего текста; определяет коммуникативный тип предложения (повествовательный, вопросительный, утвердительный); участвует в создании мелодии и типовых мелодических контуров синтагмы (констатирующей, восклицательной, вопросительной, начинательной, перечислительной и др.) (Л.Л. Буланин, Е.А. Брызгунова, Ф. Данеш, П. Делатр, Л.Р. Зиндер, И.Г. Торсуева, Н В. Черемисина, Л.В. Щерба); выполняет семантическую и эмоциональную нагрузку (З.В. Савкова). Динамическим компонентом интонации являетсяинтенсивность, субъективно воспринимаемая как громкость. Низкую интенсивность звука определяют субъективным понятием «тихо», высокую – «громко».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 31 страница
230 руб.
Курсовая работа, Разное, 16 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Разное, 41 страница
280 руб.
Курсовая работа, Разное, 38 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg