Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические различия переживания возрастных изменений внешности мужчинами и женщинами (в период средней зрелости)

happy_woman 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2021
Объект исследования - психологическое развитие личности в период средней зрелости. Предмет исследования - переживания возрастных изменений внешности мужчинами и женщинами в период средней зрелости. Цель исследования – выявить характер переживания возрастных изменений внешности мужчинами и женщинами в период средней зрелости. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические основы современного исследования различия психологических переживаний возрастных изменений внешности у мужчин и женщин в период средней зрелости. 2. Теоретически обосновать взаимосвязь психологических переживания возрастных изменений внешности у мужчин и женщин в период средней зрелости. 3. Провести сравнительный анализ отношения к своей внешности и телесности у мужчин и женщин в период средней зрелости. 4. Осуществить сравнительный анализ особенностей восприятия собственного тела у мужчин и женщин в период средней зрелости. 5. Выявить взаимосвязь отношения к своей внешности и телесности (восприятие образа тела) и качества жизни у мужчин и женщин в период средней зрелости. 6. Разработать практические рекомендации отношения к своей внешности. Гипотеза: в период средней зрелости мужчины и женщины переживают изменения внешности по-разному. Научная новизна работы состоит в исследовании переживаний возрастных изменений внешности у мужчин и женщин в период средней зрелости. Результаты исследования могут послужить основой для более детального изучения проблем, расширения поля её научного познания, определения перспектив для дальнейшего исследования в данной области психологического знания. Теоретическая значимость исследования: в ходе теоретического этапа исследования систематизировали подходы к изучению феноменов отношения к своей внешности, а также, сопоставив различные подходы к пониманию феноменов «отношения к внешности» и «образ тела», пришли к выводу, что отношение к своей телесной внешности является одним из компонентов образа тела. Практическая значимость исследования: результаты нашего исследования могут быть применимы при разработке учебных курсов для студентов-психологов, посвященных актуальным проблемам современной психологии, а также в процессе консультирования и коррекционной работы психологов с мужчинами и женщинами по проблемам их отношения к себе и к своей внешности. В соответствии с целью и поставленными задачами нами были использованы следующие методы и методики исследования: • теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; • в качестве диагностического инструмента эмпирического исследования были использованы такие методы сбора данных как социально-биографическая анкета, опросник MBSRQ (Thomas F. Cash) (мультимодальный опросник отношения к собственному телу), шкала состояний образа тела BISS (Thomas F. Cash), опросник BIQLI (Thomas F. Cash) (влияние образа тела на качество жизни). • методы математико-статистической обработки данных: первичная математическая статистика (процентное соотношение, среднее значение, метод ранговых оценок с последующим сравнением ранжированных рядов) и методы вторичной математической статистики (коэффициент ранговой корреляции по Ч. Спирмену и критерий Манна-Уитни). Выборочная совокупность: в исследовании приняло участие 50 мужчин и 50 женщин в возрасте 40 – 50 лет. Дипломная работа состоит из трех разделов, введения, заключения и изложена на 55 страницах текста. Список использованных источников включает в себя 34 позиции. Дипломная работа содержит: 9 таблиц, 4 диаграммы и Приложения на 20 страницах.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что различия переживаний возрастных изменений внешности у мужчин и женщин (в период средней зрелости) является сегодня мало разработанной областью. Переживания изменения внешности, может выражаться в незначительных колебаниях настроения, депрессиях, заметно снижающих качество жизни мужчин и женщин, которым зачастую требуется психологическая помощь. В отечественной психологии изучали влияние внешнего облика на индивида, на его восприятие другими людьми В.А. Лабунской, Е.В. Белугина, В.Н. Панферова и т.д., в зарубежной психологии - Д. Ланглуа, Н.Рамси. Изучали нарушение телесного образа С. Кэш, Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевца, С. Мосс и др. Ученые признают, что восприятие своей внешности и отношение к ней, оказывает большое значение на эмоциональную и межличностную сферу жизни человека. В современной психологической науке сформированы различные концепции и теории, раскрывающие как понимание телесности, так и сам феномен. З. Фрейд, В. Райх, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, активно исследовали вопрос образа тела, как основного понятия телесности и специфику его восприятия. В исследовании проблематики телесности важной категорией является образ тела. Образ тела - это сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью и с функциями тела. Восприятие образа собственного тела позволяет рассмотреть сложную, многогранную активность человека в адрес собственной телесной сферы. Определить индивидуальные паттерны осознания и обращения с телом, телесные аттитюды, а также предложить психологические «инструменты» развития личности как субъекта телесности. [20] Одним из важнейших компонентов для понимания телесности мужчин и женщин, является отражение в сознании собственного тела. В концепции образа тела Т.Ф. Кэш (2004), «образ тела рассматривается как многомерный феномен, который не может ограничиваться узким определением картины собственного тела, сформированной в представлении индивида (Баранская Л.Т., Татаурова С.С., 2009). Именно поэтому в нашем исследовании были подобраны методики разработанные Т.Ф. Кэшем, изучающие отношение к собственному телу, состояние образа тела и влияние образа тела на качество жизни».[26] Поэтому, значимость восприятия собственного тела оказывает значительное воздействие на физическое и психическое здоровье мужчин и женщин в средней зрелости, что и определяет актуальность предмета исследования, поскольку даст возможность поиска эффективных путей преодоления проблем отношения к себе и к своей внешности.
Содержание

Введение....................................................................................................................3 1. Теоретические аспекты исследования проблемы психологических различий переживания возрастных изменений внешности мужчинами и женщинами в период средней зрелости.........................................................................................7 1.1. Психологические особенности развития личности в период средней зрелости.....................................................................................................................7 1.2. Период средней зрелости у мужчин и женщин............................................13 2. Эмпирические исследования проблемы психологических различий переживания возрастных изменений внешности мужчинами и женщинами в период средней зрелости.......................................................................................18 2.1. Программа эмпирического исследования проблемы психологических различий переживания возрастных изменений внешности мужчинами и женщинами в период средней зрелости...............................................................18 2.2. Результаты эмпирического исследования проблемы психологических различий переживания возрастных изменений внешности мужчинами и женщинами в период средней зрелости...............................................................20 2.3 Результаты статистической обработки психологических различий переживаний возрастных изменений внешности мужчинами и женщинами………………………………………………………………………..27 3. Практические рекомендации женщинам с проблемным отношением к себе и к своему внешнему виду……………………………………….………………31 Заключение..............................................................................................................32 Библиогрофический список……………...............................................................34 Приложения.............................................................................................................36
Список литературы

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 1995. 2. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в старости . М: ООО Проект-Ф, 2001. С. 114-119; 140-145. 3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. 4. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок (сост.), Мн.: Харвест, 1999. 5. Ведмеш Н.А. /Кризис среднего возраста / Н.А. Ведмеш // Психология и психиатрия [Электронный ресурс]. – 2014 - Режим доступа: http://psihomed.com/krizis-srednego-vozrasta/ 56. Вильсон Дж. Т. Поведенческая терапия // Журнал практической пси -хологии и психоанализа, 2000. № 3. 67. Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб.: Питер-Пресс, 1996а. 78. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо, 2000. 89. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М: Педагогика, 1984. 910. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр.: В 2 т. 1986. Т. 2. С. 5-234. 1011. Карсаевская Т'В. Этапы жизненного цикла человека. // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 8—12. 1012. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2003. 1113. КроникА., Ахмеров Р. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 1214. Кибкало А. П. Познай свое лицо, 2006. 1215. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 1316. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. 1417. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994. 1518. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 896 с 1619. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Аспект-Пресс, 1998. 1820. Мандель Б.Р. «Возрастная психология». "Инфра-М, Вузовский учебник" (2013). 1721. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 1822. Рикер П. - Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике, 2002 1923. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 2024. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 2125. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста. М.: Инфра-М, 2002 2226. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 2327. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 2428. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир пси -хологии. 1992. № 2. С. 74-80. 2529. Шаповаленко И.В.Возрастная психология. - М.:Гардарики,2005 2630. Шарп Д., Кризис среднего возраста: Записки о выживании: Перевод с английского. "Класс" - 2006, 167 стр. 2731. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. 2832. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. 2933. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. 3034. Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах, 1996. 3135. Юнг К.Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЕШНОСТИ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ 1.1 Психологические особенности развития личности в период средней зрелости Период средней зрелости - это самый долгий и длительный период в жизни для многих людей на Земле. Границы зрелости ученые определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если сделать планку самой низкой, продолжительность зрелости составляет около четверти века.[2] Согласно Э. Эриксону, «период средней зрелости охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет».[29] Примем границы зрелости приблизительно от 40 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей. В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью.[10] Не менее существенна роль зрелости и как наиболее значимого возрастного периода, определяющего и характеризующего жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек добивается наибольших успехов во всех сферах жизни и может реализовать весь свой потенциал. Период средней зрелости является исполнением своего человеческого предназначения - как в общественной или профессиональной деятельности, так и в плане преемственности поколений.[28] Э. Эриксон говорил, что «в зрелости, как и в молодости, самыми главными сторонами жизни являются семейные отношения и профессиональная деятельность. Но определяющая их социальная ситуация существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т.е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в период средней зрелости— это ситуация реализации себя, полного раскрытия собственного потенциала в семейных отношениях и профессиональной деятельности».[28] Согласно Э. Эриксону, «важной проблемой периода зрелости является выбор между инертностью и продуктивностью, характеризующие соответственно, регрессивную и прогрессивную линии их развития. Понятие продуктивности включает в себя как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана с заботой «...о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет свой интерес». Если отсутствует продуктивность, то инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями».[34] По мнению Э. Эриксона «самой важной особенностью периода зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям».[21] Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично для молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что знания, умения, накопленный опыт, представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.[13] У большей части людей в период средней зрелости появляется еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Кризис может проявиться и несколько раньше, а может очень сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это как повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.[31] Как и в период кризиса 30 лет, человек очень остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расходятся его жизненные планы с их реализацией. Меняется отношение со стороны коллег: время, когда можно было считаться еще «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».[17] Помимо этих проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие хорошо знакомые и близкие по духу люди старшего поколения. Потеря, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.[4] Если возник кризис 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С кризисом 40 лет могут быть связаны серьезные перемены в жизни человека, вплоть до создания новой семьи и смены профессии.[1] Ведущим возрастным новообразованием периода средней зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Поэтому, если в молодости ведущим возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой - профессиональная компетентность, то в средней зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода. [26] Если появился кризис 40 лет, то можно говорить еще об одном важном новообразовании средней зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции».[32] Известный швейцарский психолог Э. Клапаред, полагает, что, «если достичь в средней зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, то человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Далее следует спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: всё самое лучшее, что человек мог сделать в жизни, остается позади, на отрезке жизненного пути, который уже пройден».[21] Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов с разным возрастом - чаще всего его указывают для возраста от 40 до 50 лет. Необходимо иметь в виду, что в период средней зрелости у многих людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это значит, что начинается биологическое старение. Работы Б.Г. Ананьева и его учеников (петербургская психологическая школа) показали, что «процесс развития психических функций в средней зрелости сложен и неоднозначен».[15] В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза - фаза прогрессивного развития общих свойств функций. Впрочем существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Это фаза частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих свойств функции с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т. д.[8] По мнению Б. Р. Манделя «процесс развития человека бесконечный, потому как развитие – это основной способ развития личности. Но, есть здесь и свои особенности: уход детей из родной семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, изменение в физическом и интеллектуальном развитии».[20] Личность становится социально зрелой и для нее теперь характерно: 1) зрелое интеллектуальное отношение к жизни; 2) личность социально активна - деятельностно-продуктивна; 3) зрелое отношение личности к себе как субъекту жизни. Период средней зрелости - самый долгий для многих людей период жизни. Верхнюю границу периода средней зрелости разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет.[1] Границы средней зрелости: от 40 лет до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет.[1] Средняя зрелость является порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время когда исполняется человеческое предназначение - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.[9] Главной и важной особенностью средней зрелости является, то, что человек осознает ответственность за содержание своей жизни перед самим собой и другими людьми.[9] Выделение внутри периода средней зрелости «акмэ» - вершины, поры наибольшего расцвета, перекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, в пределах которого у всех или по крайней мере у многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. «Водораздел», переход от прогресса к регрессу чаще всего указывают для возраста от 40 до 50 лет.[11] Необходимо иметь в виду, что в период средней зрелости у многих людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время можно утверждать, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.[4] Б. Р. Мандель говорил, что, «развитие человека в средней зрелости вообще тесно связано с динамикой его психологического возраста. В средней зрелости изменения временной перспективы вытекают из разных ощущений течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, переживаться как непрерывное и прерывистое, «разорванное» на отдельные отрезки. Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Чаще всего причиной его является завершенность поставленных и реализованных жизненных целей, что не дает возможностей иметь новые дальние перспективы. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастьем, например, с утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной или социальной катастрофой. Отставание психологического возраста от хронологического может иметь различный характер. Известен, особенно в искусстве, тип «вечного юноши», который не может и не хочет взрослеть. Сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место также в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека - матери или жены (мужа), если рискнет завести семью. В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продление стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма».[20] 1.2 Период средней зрелости у мужчин и женщин Период средней зрелости- это переходный период, можно сказать мостик между двумя поколениями. Люди, которые достигли середины жизни осознают свою обособленность не только от следующего за ними поколения молодых людей, но и от тех, кто уже вышел на пенсию и дожил до старости. Женщина может заметить, что сын уже её перерос. Мужчина может заметить, что артрит начинает сказываться на его профессиональных навыках. Люди начинают понимать, что основные структуры их жизни уже сложились окончательно, и что изменение их практически не возможно. Будущее отныне не несет в себе бесконечных возможностей.[17] Спад физических сил и привлекательности – одна из важных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста. Средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии, для тех, кто в молодости полагался на свои физические качества и привлекательность. [25] Исходя из мнения многих авторов, средний возраст является периодом наибольшей тревоги, характеризуясь внутренним беспокойством, сознанием того, что время уходит, стремлением к тому, что надо самореализоваться и достичь высокий уровень компетенции в сфере своей деятельности. Это фаза депрессии, страха смерти, стресса и кризисов. Действительно с 40-х годов человеческой жизни в биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы. Сильным ударом для самооценки является открытие, что жизненные силы уже уходят. По мнению Л-В. Бороздиной, О.Н. Молчановой, «появляются самые первые признаки старения, начинают по-настоящему беспокоить различные болезни, становится неуклонно труднее делать и планировать все самому. Для женщин на эти годы приходится, кроме того, отчетливо отмеченный конец репродуктивной фазы (менопауза обычно наступает в возрасте от 48 лет до 51 года), что может вызывать изменения эмоционального и физического характера: появляются головные боли, возникает расстройство сна, учащается сердцебиение, начинаются колебания артериального давления и т.д.» [2] В период средней зрелости женщина ощущает себя менее женственной и испытывает чувство подавленности. Но в жизни мужчин в средней зрелости не происходит резких изменений, большинство мужчин в среднем возрасте испытывают снижение сексуальной активности, тревогу по поводу сексуальных отношений и неудовлетворенность ими, а некоторые из мужчин начинают жаловаться на нервозность, чувство неуверенности, усталость, подавленность и раздражительность. [21] На физическое старение женщины больше реагируют, чем мужчины. Следовательно одной из основных потребностей многих женщин после сорока лет, является сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы.[18] По мнению Л-В. Бороздиной, О.Н. Молчановой, «самооценка субъекта средних лет и его удовлетворенность жизнью не остаются идентичными по сравнению со стадией ранней взрослости. Р. Крэндолл, обобщая результаты многих работ, заключает, что процент лиц, испытывающих неудовлетворенность жизнью, увеличивается начиная с 30 лет и достигает максимума в старческом возрасте. Позицию людей средней взрослости можно было бы передать формулой: «Я оцениваю себя относительно невысоко, но я принимаю себя и доволен достигнутым». В известном смысле первая часть формулы точнее отражает самооценку женщин, менее удовлетворенных собой: внешностью, интеллектом, личностными свойствами, семейным положением, менее счастливых; вторая — лучше передает самоощущение мужчин, более уверенных, счастливых и довольных своей работой и семьей, более удовлетворенных». [2] Согласно А. П. Кибкало, что «в период средней зрелости (после 40 лет) отмечается тенденция прибавления веса, даже у худых людей. Несомненно, определенную роль играют биологический тип, состояние здоровья и «modusvivendi», то есть образ жизни человека. Жировая ткань на лице видоизменяет привычный облик. Она распределяется на лице неравномерно, в разных частях лица, проникая в места, в большей степени подверженные растяжению. Первые признаки старения кожи появляются на веках, особенно на верхних. Затем страдают щеки и нижние веки. На границе их соединения образуются, так называемые, «мешки», «молчаливые предатели» – морщины и «печати старости» – складки». [14] А. П. Кибкало говорил, что «ключевым фактором появления морщин и складок, часто преждевременных, может явиться потеря защитных иммунных сил, особенно тех, которые необходимы для борьбы с инфекциями и стрессовыми ситуациями. Истощение барьерных сил организма наступает в результате эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) причин. Чрезмерное психическое перенапряжение, болезни, отрицательные и резко положительные эмоции, вызывающие сужение сосудов и нарушение питания тканей и органов, неумеренность в пище и труде, а также неблагоприятные факторы внешней среды – все вместе взятое нарушает последовательность физиологического старения организма, а, следовательно, и к внешним проявлениям этого процесса. Особенное место в пагубном влиянии на организм занимают стрессы, переедание, алкоголь и никотин. В период средней зрелости происходит физиологическая перестройка организма, затрагивающая и эндокринную систему (андропауза у мужчин и менопауза у женщин), что приводит к другим внешним проявлениям: на лице у женщин появляются волосы, мужчины лысеют и седеют».[14] В период средней зрелости происходит укрепление и совершенствование формирования ролевых позиций мужчины и женщины. У женщин резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться. Для мужчин важны смелость, мужественность, сила, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими цель найти себя и сформировать свой образ взрослости [16]. Д. Виткин отмечает, что, «для мужчины среднего возраста самый важный стрессовый фактор – это импотенция. Такое явление наступает практически у каждого мужчины, после 30-40лет».[7] «У мужчин после 40 лет происходят изменения в сердечно-сосудистой системе, что резко снижает стрессоустойчивость организма. Ко всему этому добавляются химические превращения в костях, суставы тоже становятся менее гибкими, что приводят к ограниченности и затрудненности движений».[7] Приходится подтверждать, что к концу периода средней зрелости мужчины приближается изрядно потрепанными физиологически, а впереди его еще ждет период начала упадка сил.[5] О.В. Хухлаева отмечает, что, «именно период средней зрелости – это время, когда мужчина достигает своих максимальных жизненных возможностей. Мужчина умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах».[26] Многие исследователи говорят, что у мужчин наблюдается взлет творческой активности к концу периода средней зрелости.[22] Те же закономерности происходят с мужчинами, что и с женщинами. Мужчина должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.[3]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Психология, 91 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg