Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Соотношение естественного и позитивного права: сравнительно-правовой анализ

happy_woman 696 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2021
Работа выполнена на кафедре юридического факультета, состоит из введения, 3-х разделов, 7 подразделов, заключения, библиографии. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Введение

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день исследуемый вопрос остается в юридической науке столь же неоднозначной и противоречивой,какивпрежниевремена,если не болееострой.По настоящее время нет единого однозначного определения естественного права, принятого в науке. Вопрос о соотношении позитивного и естественного права до сих пор вызывает живую дискуссию, подчеркивающий важность и значимость исследуемой темы. В том числе вопрос актуален в настоящее время по причине того, что всё чаще стали недоучитываться ценности естественного права (о человеке и его жизни) при принятии нормативных актов любого уровня, включая конституцию. Позитивное право всё реже олицетворяет и несёт в себе морально-нравственную составляющую, отдаляясь от траектории заданной естественным правом. Объектом исследования выступает процесс становления, развития и взаимодействия друг с другом концепций права как инструмента регуляции общественных отношений. Предметом исследования являются отношения характеризующие содержание и сущность естественного права и права позитивного, а также проблемы их соотношения. Целью исследования заключается в проведении комплексного анализа естественного и позитивного права как источника права и выявлении соотношений естественного права и позитивного права, а так же принцип и возможность их взаимодействия в современных реалиях права. Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи исследования: - исследовать понятие и сущность естественного права в соответствии с современными подходами и научными позициями; - рассмотреть и обобщить современные понятия сущности позитивного права; - уточнить взаимосвязь права естественного и позитивного права; - выделить принципы обуславливающие соотношение естественного права с позитивном и раскрыть их содержание. - произвести анализ совокупности современных и традиционных источников естественного и позитивного права как единого целого. Степень разработанности темы. I.Обзор источников и состояния нормативной базы. Нормативная база по рассматриваемой теме затрагивается не только в понимании источников права национального характера любого цивилизованного государства, но и международного права, а так же религиозных догм, что подчеркивает важность сущности естественного и позитивного права, как в отдельности друг от друга, так и их соединения друг с другом. Об этом говорит все большее как по объему, так и по значимости насыщение одной концепции другой. II. Обзор научной литературы. Отдельные проблемные вопросы, касающиеся соотношения понятий естественного и позитивного права подвергались анализу в монографиях, научных публикациях и учебной литературы. Среди ученных, уделивших особое внимание различным аспектам рассматриваемой темы можно назвать труды отечественных цивилистов: П.И.Новогороцева, Н.М. Коркунова, В.С. Нерсесянца, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н.Трубецукого, Р.Иеринга, Г.В. Мальцева и многих других. Несмотря на множество научных исследований, объемную и разностороннюю разработку, практических опытов, отраженных в нормативной базе, и научной литературе, касательно исследуемой проблемы, однозначного понимания значения каждого источника права и их соотношения, определения приоритетности одной концепции над другой в настоящий момент нет. Это говорит о том, что данный вопрос имеет первостепенную важность как для ученных в теоретической части права, так и для правотворцев, занимающихся воплощения прав в жизнь. Методологическая основа исследования состояла в применении как общенаучных приемов и методов, так и специальных научных методов, выработанных юридической наукой. В курсовом исследования применялись формально-логические методы исследования (индукции, дедукции, аналогии, синтеза, сравнения, наблюдения, описания, классификации, систематизации), и общенаучный диалектический метод познания, а также формально-юридический, историко-правовой, компаративистский (сравнительно-правовой), которые способствовали анализу заявленной проблемы исследования. Научная новизна. В качестве научной новизны необходимо рассмотреть взаимодействие естественного и позитивного права на настоящий момент. Взаимодействуют ли они в целом, или же все таки идут вдалеке друг от друга. Учитывая, что данная проблематика обсуждается и анализируется долгие годы, необходимо рассмотреть ее на настоящий момент, так как в связи с изменение общества как такового и отношение к обществу возможно преобладание одной концепции права над другой, что ведет к дисбалансу как в праве в целом, что ведет к дисбалансу в социуме. Практическая значимость. Материалы данного курсового исследования, могут использованы для подготовки сообщений, рефератов, презентаций, в рамках учебного курса по теории права и государства, а также для научных докладов на конференциях, круглых столах, а также для консультации и подготовки дипломных работ.
Содержание

Введение ……………………...…………………………………………..………3 Глава 1. Естественное право как источник права………………………….6 §1. Понятие «источник» применительно к естественному праву………………6 §2. Становление и развитие мысли естественного права…………………..…..11 §3. Основные принципы, виды и признаки и естественного права…………22 Глава 2. Позитивное право как объективная реальность……………….29 §1. Понятие признаки и принципы позитивного права……………………….29 §2. Источники позитивного права……………………………………………...33 Глава 3. Особенности юридического механизма реализации естественного и позитивного права….………………………… ….40 §1. Естественные и позитивные начала в единой целостной модели современного права……………………………………………………………….40 §2. Естественное и позитивное право: проблемы реализации……………….48 Заключение……………………………………………………………………….54 Список источников и литературы…………………………………………..57
Список литературы

1. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. –М.:Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА,1997 с.431. 2. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права : Н. М. Коркунов. — 2-е изд., стер. — М. :Издательство Юрайт, 2016 — 422 с 3. Гроций Г. О праве войны и мира М.: Ладомир, 1994. – 868 с. 4. Мамаут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVШ – начале XIXв История политических и правовых учений М.,1995 с400 5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – Москва: Проспект 2019. -592с. 6. Ильин И.А. Основы законоведения: общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права. М.,1915 7. Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10т. М., 1994. Т.4. 8. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. №3. 9. Зырянов М.Ю. Развитие правосознания как одно из ключевых условий стабильности в российском обществе // Философия права 2008. №4 (29). 10. Бачинин В.А. Антитеза естественного и позитивного права: философско-культурологический анализ //Общественные науки и современность 1999. №6. 11. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. 12. Оробинский В.В. Основы права: теория, практика и как с этим жить/ Вячеслав Оробинский. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 336с. 13. Чичерин Б.Н. Философия права. М.,1900 14. Ю.Б.Циркин Мифы и легенды народов мира. Том 12. Передняя Азия. М.2004 15.Фома Аквинский Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114: 978-966-521 -475-5 978-966-521-518-9. / Фома Аквинский. - К. : Ника-Центр, 2010.- 432 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. 16. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Издательство "Лань", 1998. С. 21. 17. Р.Алекси, Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму)/Р.Алекси – М.: Инфотропик Медиа, 2011. -192с. Источники: 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //"Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) //"Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954. 3. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. C.7 - 33.; 4. Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор). Консолидированная версия. - М.: Интердиалект*-, 2001. 4. 5. Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. // Текст публикуется по изданию: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. - М., 1989. - С.26-29. 6. Дигесты Юстиниана. 2-е изд., испр. Т. 1. Кн. I—IV. Статут, Москва, 2008. 7. Русская Правда // Российское законодательство X-XX пп.: B 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М.: Юридическая литература. 1984. С. 27-80. 8. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 9. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Федеральный закон от 03.05.1999г №82-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации №18. Ст.2208 10. Постановление Европейского Суда по правам человека от 9 октября 2018 г. (Дело «Аристов и Громов против России»), жалобы №76191/12 и №5438/13//https://genproc.gov.ru/documents/espch/ 11. Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"/ (на "Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/) 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 437 «Омерахподдержки федеральных государственных учреждений культуры в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19» (на "Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/) 13. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 03.03.1997г №1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации N 9, ст.1011 14. «О свободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный закон от 29.09.1997г №125-ФЗ/ Собрание законодательства Российской Федерации, N 39, ст.4465 15. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291. - 412с. 16. Постановление Европейского Суда по жалобе N 28333/13 "Целовальник против России" (вынесено 8 октября 2015 г., стало окончательным 8 января 2016 г.). https://sudact.ru/ 17. Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 ноября 2016 г. (Дело «Панов против России»), жалоба №35878/08// https://genproc.gov.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Естественное право как источник права §1. Понятие «источник» применительно к естественному праву Несмотря на то, что естественное право является важной концепцией возникновения права и его дальнейшего развития, в связи с чем находится в поле зрения исследователей этого вопроса весьма продолжительное время, множество вопросов, а в частности понятия естественного права, а так же его формы и источники вызывают огромное количество продолжающихся споров. В связи с чем, вопрос остается без четкого ответа. Так же некорректно будет, в нашем исследовании, упускать из вида и сомнения относительно возможного существования и самодостаточности как самого естественного права, так и его источников. «Это не книжная теория, чуждая действительной практической жизни, а напротив, идея естественного права играла в практической жизни едва ли не большую роль, чем в научной теории права» . Исходя из сложности и множественности понимания возникновения естественного права, не может быть как единого понятия, так и его форм и источников. В зависимости от эпохи, от мировоззрения на происходящее в самой жизни (в природном и социальном ее понимании), и ее повеления и перепятий изменялось и отношение к источникам естественного права. Например в Институциях Юстиниана источник естественного права рассматривается как «то, что природа внушила всем живым существам» . По прошествии продолжительного времени, соответственно и с изменением взглядов появилось иное мнение. Под источниками естественного права понималось «предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим Богом, создателем природы ». Различия в понимании естественного права и представлений о нем, неизбежно приводит к разного рода последствиям, скорее негативным, как неопределенность и нечеткость возникновения и определения его форм и источников. Так беря за основу теологическую доктрину естественного права акцентируется внимание на таких источниках права как Бог, Божественная воля, Божественная справедливость. Вернемся к более светским концепциям естественного права, не только по причине того, что постулаты теологической доктрины вызывают множество вопросов, например, что есть Божественная справедливость? Какие критерии этой справедливости? Но и потому что светская концепция более, так скажем, «приземленная» и имеет в себе в качестве источников естественного права человеческую природу, разум человека, природу вещей. Исследуя вопрос касательно источников естественного права не корректно не учитывать, что на каждом этапе развития общества возникает сразу несколько теорий или их разновидностей естественного права. Исходя из этого определение и рассмотрение источников естественного права необходимо строить на выявлении их общих особенностей и направлений исследования. В числе таких особенностей, обусловливающих социальный характер его источников можно назвать следующие: Во-первых, это одновременно и объективный и субъективный характер естественного права, выражающийся в том, что будучи «фактически существующей реальностью оно функционирует и реализуется вне зависимости от усмотрения государственных, законодательных или иных органов ». Данная черта характера является объективной его стороной. Субъективная особенность характера естественного права выражается в том, что будучи независимым от воли и желания отдельного индивида, оно вместе с тем принадлежит каждому индивиду. Исследуя различия между объективной особенностью характера и субъективной необходимо отметить, что когда речь идет об источниках естественного права, то в приоритет ставятся объективную составляющую, которая, зачастую рассматривается во взаимосвязи с позитивным правом, как его моральная составляющая. Во-вторых, отличительная особенность естественного права, касательно вопроса о его источниках заключается в том, что источники, в значительной мере, имеют идеалистический характер. То есть существует вечная идея права, которая должна лежать в основе всего права положительного. Другими словами это одна единственная и незыблемая траектория движения по пролегающему правовому минному полю. В процессе регламентации необходимо придерживаться этой траектории, дабы учитывать ее важность и необходимость соблюдения ее норм. В-третьих, важной особенности естественного права, с точки зрения его источников, является неопределенный характер его формально-юридического и фактического содержания. Это проявляется в попытках свести содержание естественного права и его источников к совокупности естественно-правовых норм, рассматривающие не иначе как сложившееся правило, содержащее предписания относительно, что следует делать в той или иной ситуации, а чего не следует. Анализируя содержания источников естественного права, невольно создается мнение, что в их основе лежат не нормы, а принципы, идеалы. Наряду с вышеуказанными особенностями естественного права, важное значение, относительно рассмотрения источников, имеют и другие особенности. К их числу можно отнести такую особенность естественного права, как нравственный характер его предписаний. «Естественное право есть синоним нравственно должного в праве… нравственная основа всякого конкретного правопорядка» . Присутствие различных принципиальных особенностей естественного права несет важное значение для решения многих проблем, в том числе и определения источников естественного права. Между источниками естественного права и самим этим правом прослеживается самая непосредственная взаимосвязь. Источники естественного права, их характер и особенности позволяют в той или иной мере судить о природе самого естественного права и наоборот. В зависимости от того, какие естественные права необходимо выделить как более существенные при рассмотрении его форм, в качестве источников рассматриваются такие факторы как: природа человека, его культура и сознание, природа вещей, являющиеся неизменным порядком мироздания, материальные условия жизни общества. Как отдельный источник естественного права необходимо выделить саму жизнь. Кто как ни она является, пожалуй, главным источником естественного права. В качестве подтверждения давайте представим, что на весь мир пришла опасная болезнь. Выживают только сильные здоровьем индивиды, которые продолжают биться за выживание. Государства как таковые ушли в забытие, общества больше нет. Люди либо объединяются в небольшие группы, либо остаются одиночками. Отсюда следует вопрос, имеется ли какой-нибудь единый для всех закон? Конечно, имеется и не один и он продиктован не только жизнью, но и инстинктом самосохранения, кстати еще одним источником естественного права. Первым из таких законов можно назвать «Каждый сам за себя». Второй, «Кто сильнее тот и прав». Так же можно назвать закон о возможности объединение для борьбы с сильным. Откуда взялись в такой ситуации эти законы? Их продиктовала жизнь. В естественном праве необходимо провести различие между первичными и вторичными источниками. В зависимости от характера для объективного и субъективного естественного права источники подразделяются на первичные и вторичные. К первичным источникам естественного права относят материальные условия жизни социума, а также жизнедеятельность человека как разумного существа в окружающем мире. К их числу относятся право на жизнь, свободу, достоинство личности. К вторичным источникам рассматривают окружающую человека социальную среду, в которой он живет и развивается. К таким относят свобода передвижения, свобода мысли, свобода общения. Подводя итог можно сделать вывод, что источники естественного права также неоднозначны и не аксиоматичны как и само естественное право. Понятие «источник» при рассматривании через призму естественного права изменяется в зависимости от мировоззрения, в зависимости от продиктованной жизнью ситуации. Несмотря на его изменчивость, он не меняет свой стержень, а именно идеалистичность характера, в связи с чем существует отрешенно от государства. §2. Становление и развитие мысли естественного права Прежде чем рассматривать «естественное право», как категорию в её полном и всеобъемлющем начале, а именно это мы и будем делать на протяжении всего исследования, нам необходимо, в первую очередь, ответить на вопрос о природе его зарождения. При этом, мы будем оперировать как к философскому, так и юридическому определению данного понятия, выясняя особенности его структуры и содержания. Данные целевые установки потребуют не только анализа современного состояния проблемы, рассмотрения историко-правовых и философских начал теории естественного права, но и подводят нас к необходимости сделать анализ становления и развития истории самой мысли естественного права. Зачатки идеи естественного права появились еще в античности. Одним из ярких представителей античной философии концепции естественного права являлся Платон. В общем виде базой для концепции естественного права у Платона выступает космология. Конкретнее – концепция двух состояний космоса, которые им обозначались как «век Кроноса» и «век Зевса», коим он называл «Наш век». Важным моментом состояния космоса времен Кроноса является то, что боги непосредственно направляли людей, словно пастухи свои стада. Платон говорил о том, что такое направление нужно не божественным пастырям, а простым людям. В период Зевса таких непосредственных отношений уже нет. А потому необходим некоторый внешний авторитет, который сдерживает низшие начала в людях . А что как ни право и закон может являться тем самым ключом, ведущим к этому авторитету. В этом плане, было бы не объективно не делать всестороннего рассмотрения концепция естественного права Платона. При этом, надо учесть весьма важную деталь, а именно, неотрицание, а даже, пожалуй, подчеркивание Платоном, при его анализе «высказываний» концепции естественного права, необходимости апеллирования к мифологическому метанарративу. Например так называемый «Финикийский миф», в котором утверждается наличие в природе людей золотой, серебряной, медной и железной примесей . Данный миф говорит о принципиальном природном неравенстве, и необходимости меритократической организации власти (власти «мудрецов»). Еще одним представителем космической концепции естественного права являлся Цицерон (106-43 гг.до н.э.). В основе права согласно Цицерону лежит присущая природе справедливость. Справедливость эта понимается как вечное неизменное и неотъемлемое свойство как природы в целом, так и человеческой природы. Таким образом, под «природой» как источником справедливости и права в учении Цицерона имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежитие, а также само человеческое бытие, охватывающее его внешнюю и внутреннюю жизнь . Именно духовное свойство природы, а не ее предметный состав и является подлинным источником и носителем естественного права. По разумению Цицерона истинный закон представляет собой «разумноеположение,соответствующееприроде,распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, призывающее к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает, оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Этот «истинный закон» - один и тот же везде и всегда и «на все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий наставник, и повелитель всех людей. – бог, создатель, судья, автор закона» . Согласно Цицерону естественное право – высший истинный закон, возникший раньше, чем какой-бы то ни было писаный закон, раньше чем было основано какое-либо государство. Цицерон в своих мыслях о естественном праве говорил о том, что соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступают как критерии и мерило их справедливости или несправедливости. Также Цицероном было сформулировано одно из самых важных и приоритетно значимых принципов естественного права, звучащим следующим образом: «Под действие закона должны подпадать все» . Большое внимание необходимо уделить трудам римских юристов сделавших глубокий анализ относительно зарождения и развития концепции естественного права, а также, в результате своей как теоретической, так и практической деятельности, поделившие все права на публичные и частные. Частное право, в свою очередь, было разделено на три части: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium), цивильное право (ius civile). К естественному праву относились все значимые с точки зрения права предписания природы. Ульпиан, один из представителей авторитетных римских юристов писал: «Естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам» . К институтам естественного права Ульпиан относит, в частности, брак и воспитание детей, отмечая, что и животные, даже дикие, обладают знанием этого права. Право народов римские юристы понимали как такое право, которым пользуются народы человечества. Его отличие от естественного права заключается в том, что им пользуются только люди, но не животные. Таким образом, можно сделать вывод, что народное право является неким элементом, некой частью естественного права Согласно пониманию римских юристов краеугольным камнем естественного права являлась справедливость, который, в свою очередь, воплощал ту основополагающую идею, что право вообще справедливо. Представитель римских юристов Павел, писал: «право» означает то, что всегда является справедливым, и добрым – каково естественное право» . Римские юристы много значения отдавали понятию права, отождествляя его именно с понятием справедливости, полагая, что все остальные права так или иначе являются строительным материалом права, стержнем которого является справедливость. Справедливость, - есть константа воли представлять каждому его права. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит . Вышесказанное изречение являлось тогда и пронеслось сквозь года, до настоящего времени основным принципом естественного права – о равенстве, предполагающем и выражающем равную справедливость и равенство в этой справделивости. Согласно воззрениям римской юридической практики естественное право своего рода пронизывает принципами действующее право, являясь так же действующей его составляющей. Естественное право несет в себе созидательную нагрузку в том смысле, что оно воплощается в позитивном праве и через него как необходимую форму проводит принципы и идеи справедливости. Именно римские юристы впервые широкомасштабно интегрировали в право нравственные категории. Таким образом, право и нравственность не одно и то же: право должно быть нравственным, но не нравственностью . Отличие правовой мысли римских юристов-философов касательно естественного права, относительно взглядов Платона и Цицерона заключалось в том, что для них закон естественный не представлялся как нечто стоящее над явлением природы, над ними возвышающееся, а даже напротив, они считали его присущим вещам и явлениям, их проникающим, в них проявляющимся2. Выводя общий знаменатель из воззрений таких представителей римских юристов, как Ульпиан, Павел - естественное право – эта та часть действующего права, которая будучи обусловлена самой природой, отличается справедливостью и всеобщностью распространения. С течением времени, в связи с изменениями миропорядка и преобразованием жизни в целом изменяется и сама концепция воззрения естественного права. На первый план стали выходить позиции теологии. Наиболее оригинальная философско-правовая концепция в средние века была разработана Фомой Аквинским. Проблематика права и закона трактуется Фомой Аквинским в контексте христианских представлений о меcте и назначении человека в божественном миропорядке, о характере и смысле человеческих действий. «Человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью. Одновременно бог – первопричина всего, в том числе человеческого бытия и человеческого действия»3. Стиль Фомы Аквинского человек- существо разумное и обладающее свободной волей, причем разум, является корнем всякой свободы. Свобода воли является стержнем свободы в целом, так как свобода воли показатель осуществления разумного, справедливости и добра в земной жизни, а так же соблюдением божественного по своим первоистокам закона. Фома Аквинский суммирует свои мысли относительно понятия закона следующим образом: «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе» . Классифицируя закон на вечный (lex arterna), естественный (lex naturalis), человеческий закон (lex humana) и божественный закон (lex divina) Фома Аквинский расставляет приоритеты, во главе которых стоит вечный закон. Непосредственным проявлением этого закона является естественный закон, согласно которому вся сотворенная богом природа и природные существа, в силу прирожденных им свойств, движутся к реализации целей предопределенных и обусловленными правилами их природы. Смысл естественного закона для человека, как особого существа, одаренного душой и разумом состоит в том, что человек по своей природе наделен способностью различать добро и зло, склонен к действиям и поступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра как цели. Различие в естественных свойствах и качествах различных людей, разнообразиежизненных обстоятельств приводиткнеодинаковомупониманиюи применению требований естественного закона и различного отношению к нему. Из существа самого естественного закона вытекает необходимость человеческого закона, который с учетом потребности в определенности и дисциплине в человеческих отношениях к правилам и принципам естественного закона, берет их под защиту и конкретизирует их применительно к обстоятельствам и частностям человеческой жизни. Второй важной категорией в понимании естественного права является справедливость. Справедливость – одна из этических добродетелей, имеющая в виду отношение человека не к самому себе, а к другими людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего. Согласно учению Фомы Аквинского человеческое волеизъявление может сделать правым лишь то, что не противоречит естественному праву. Переход от средневековой схоластики к светской рационалистической теории права тесно связан с именем голландского философа права, Гуго Гроцием (1583-1648гг). Основным постулатом концепции естественного права Гроция является умозрительный, метод который не требует доказательств. Им различается три значения права. Во-первых, право отождествляется со справедливостью: «Право есть то, что не противоречит справедливости» , т.е природе человека. Во-вторых, под правом понимается субъективное право. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица в рамках конкретного правоотношения. К субъективным правам относятся конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что связанны с субъектом, принадлежат ему и их реализация зависит от его воли и сознания. Третье значение слова «право» - тождественно понятию «закон», если принимать данное понятие в значении правила нравственных поступков, обязывающего к выполнению какого-нибудь надлежащего действия . Г. Гроциий проводил черту, разделяя право волеустановленное и естественное. Разделение права от иных социальных норм Гроций указывает, что нормы естественного права являются либо запрещающими, либо обязывающими. Главная естественно-правовая проблема, по мнению Г. Гроция заключается в том, что бы не просто провозгласить наличие естественных законов одинаковых для всего мира, а определения границу переходов от законов природы к нравственным, описания законов с учетом особенностей человеческой природы. Позиция Гроция состояла в отождествлении природных стремлений с естественным правом. Позиция Г. Гроция является отправной точкой новой ветки концепции естественного права, лейтмотивом которой является человек, выделяющийся как живое существо высшего порядка, отличное от других живых существ. Внутри естественного права, присущего человеку, Г. Гроций выделяет две разновидности права: в узком и широком смысле слова. Человеку как существу высшего порядка свойственна общительность, поэтому можно сказать, что матерью естественного права является сама природа человека, побуждающая стремиться к взаимному общению даже если бы мы в этом не нуждались . Естественное право по разумению Гроция – это законы природы, некоторые естественные свойства человеческого существа, с другой это предписания правового разума, нормы являющиеся своего рода моральными предпосылками человеческого общежития. «Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым» . По мнению Гроция естественное право имеет очень небольшой содержательный объем, (с чем нельзя не согласиться). Однако в тоже время естественное право распространяется не только на то, что находится непосредственно в зависимости от человеческой воли, но также и на последствия, вытекающие из актов человеческой воли. Самым крупным из европейских философов, рассматривающий теорию естественного права являлся Иммануил Кант (1724-1804гг.). Основной мыслью Канта является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. Кант понимал естественное право не как присущее человеку от природы, но как неотъемлемо присущее ему в силу социальной общности. Для Канта естественное право есть неотчуждаемые права личности, которые и должно обеспечить государство. Физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевое существо он подчинен законам морального мира, которые в свою очередь формировались Кантом как побудительные, безусловные правила. «В душе каждого человека живет нравственный закон – закон должного, именующийся «категорическим императивом» . Первый постулат: поступай так, что бы всегда иметь перед собой человечество как цель, и никогда не относись к человечеству как к средству. Второй постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Кант утверждал, что каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, нельзя лгать, покончить жить самоубийством, нужно уважать собственность. ИммануилКант различает три правовые категории: 1. Естественное право, имеющее своим источником самоочевидные априорные принципы; 2. Положительное право, источником которого является воля законодателя; 3. Справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому необеспеченное принуждением. Под естественным правом Кант подразумевает естественные прирожденные права личности. Естественные права человека до Канта просто декларировались исходя из факта самого человеческого существования. Права человека заняли значительное место в первых буржуазно-демократических конституциях конца 18 века, таких как, например, Биль о правах человека 1791г, Конституционная Хартия Пруссии 1850г, Французская Декларация прав человека и гражданина 1789г, в которой отражены самые важные права, относимые к естественным правам, а именно: - Ст 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. - Ст 2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению . Таким образом концепция естественно-правового воззрения Канта дала толчок от перехода естественного права из лиги теории, в лигу практики, развиваются и по настоящее время, закрепляясь как основополагающие, задающие правопонимание, и, что самое главное правореализации как каждого отдельного правового государства, так и союзов государств. В качестве примера может служить Договор о Европейском Союзе, в котором в ст.2 закреплены основополагающие доктрины естественного права: «ст.2. Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам ». А так же Хартия Европейского союза об основных правах, в которой закреплены основные естественные права, такие как достоинство, свободы, равенство. Нельзя не упомянуть более глобальное объединение государств, призванное «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций» . Речь идет об Организации Объединенных Наций. Проследив историю возникновения, и развития концепции естественного права, его плавного перехода от теории к реализации его на практике можно сделать вывод, который будет заключен в нескольких тезис
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 45 страниц
540 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg