Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Рынок банковских услуг

happy_woman 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2021
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования рынка банковских услуг. Во второй главе анализ банковских услуг на примере ПАО Сбербанк.
Введение

Банковская система, являясь неотъемлемой частью экономической системы любой страны, занимает стратегическое положение в экономике, что определяется ее целями, задачами, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой сбой в функционировании банковской системы затронет интересы всех хозяйствующих субъектов. Современная банковская система России развивается под воздействием как позитивных внешнеэкономических факторов, так и внутренних социально-экономических процессов, которые создают благоприятные условия для развития кредитования реального сектора экономики. В процессе своей деятельности любой банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством и т.д. С ними банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли. Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке банковских услуг. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации. Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов и включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей и т.п. Актуальность данной темы обусловлена тем, что коммерческие банки расширяют спектр своих услуг и не ограничиваются лишь только розничным кредитованием. Конкуренция заставляет их менять банковскую политику, адаптироваться и применять различные методы по отношению к клиентам. Цель курсовой работы - рассмотрение сущности и содержания банковских продуктов и услуг. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы: – изучить сегментацию рынка банковских услуг; – определить понятие конкурентных банковских продуктов; – изучить необходимость постоянной разработки новинок; – определить организационно-экономическую характеристику ПАО Сбербанк; – анализ предоставляемых банковских услуг ПАО Сбербанк; – определить проблемы и направления совершенствования банковских услуг. Предметом исследования данной курсовой работы является - банковские продукты и услуги. Объект исследования - Публично акционерное общество «Сбербанк России». Также для написания курсовой работы использовался такой метод исследования, как анализ учебных пособий, научных работ. Теоретической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, денежно-кредитные аспекты экономической политики государства, основы функционирования коммерческих банков, их места и роли в рыночной экономике. В отечественной экономической науке изучению банковских услуг и продуктов, и их разработке и внедрению на рынок посвящены труды М.А. Абрамова, О.Н. Афаеасьева, А.М. Тасиев и др.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………..………3 Глава 1 Теоретические основы формирования рынка банковских услуг………..……5 1.1 Сегментация рынка банковских услуг……………………………………………….5 1.2 Понятие конкурентных банковских продуктов……………….……………………11 1.3 Необходимость постоянной разработки новинок на рынке банковских услуг………………………………………………………………………………………17 Глава 2 Анализ банковских услуг на примере ПАО Сбербанк………………………..20 2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк………………..20 2.2 Анализ предоставляемых банковских услуг………………………………………..26 2.3 Проблемы и направления совершенствования банковских услуг………………...31 Заключение……………………………………………………………………………….35 Список литературы……………………………………………………………………....37
Список литературы

Нормативные - правовые акты 1 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Доступ из локальной сети ОУ ВО ЮУИУиЭ. 2 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс 3 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 26.07.2019) «О банках и банковской деятельности» // Доступ из локальной сети ОУ ВО ЮУИУиЭ. 4 Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О кредитных историях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // Доступ из локальной сети ОУ ВО ЮУИУиЭ. 5 «Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» (утв. Банком России 26.06.1998 № 39-П) (ред. от 26.11.2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.1998 № 1565) // Доступ из локальной сети ОУ ВО ЮУИУиЭ. 6 Положение Банка России от 28 июня 2017 г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» // Доступ из локальной сети ОУ ВО ЮУИУиЭ. 7 Инструкция Банка России от 28.06.2017 № 180-И (ред. от 06.05.2019) «Об обязательных нормативах банков» // Доступ из локальной сети ОУ ВО ЮУИУиЭ. Научная и методическая литература а) основная литература 8 Алисенов, А.С. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник и практикум для СПО / А.С. Алисенов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 457 c. 9 Афанасьева, О.Н. Банковское дело: Современная система кредитования: Учебное пособие для вузов / О.Н. Афанасьева, О.И. Лаврушин, С.Л. Корниенко. - Издательство: КноРус, 2017. – 264 с. 10 Костюкова, Е.И. Бухгалтерский учет и анализ (для бакалавров): учебное пособие/Под ред. Костюкова Е.И. – М.: КноРус, 2018. – 416 c. 11 Балихина, Н.В. Финансы и кредит: учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 304 с. 12 Гомола, А.И. Бухгалтерский учет: Учебник / А.И. Гомола. – М.: Academia, 2019. – 221 c. 13 Дубинин, С.К. Российская банковская система – испытание финансовым кризисом / С.К. Дубинин // Деньги и кредит. – 2018. – №1. – С. 9-12. 14 Зеленкова, Н.М. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Н.М. Зеленкова, Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили; под ред. Е.Ф. Жуков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 784 с. 15 Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум / В.В. Коршунов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 407 c. 16 Нешитой, А.С. Финансы и кредит: учебник / А.С. Нешитой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 576 с. 17 Тебекин, А. В. Управление качеством: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / А. В. Тебекин, П. А. Тебекин. – М.: Юрайт, 2016. – 224 с. – (Бакалавр. Прикладной курс) 18 Черкасов, Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. – 2016. – №2. – с.626-629. 19 Шаркова, А.В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А.В. Шаркова, Л.Г. Ахметшина. – М.: Дашков и К, 2016. – 120 c. 20 Финансовый анализ: учебник/ Под ред. Васильевой Л.С., Петровской М.В. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2016. – 816 с. б) дополнительная литература 21 Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Дело, 2014. – 358 с. 22 Агаян, Ш.А. Проблемы кредитования малого предпринимательства в РФ / Ш.А. Агаян // Молодой ученый. – 2014. – №3. – c.138-141. 23 Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистик, 2015. – 524 с. 24 Банковское дело. Управление и технологии: Учебник/Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 671 c. 25 Девятаева, Н.В. Способы организации малого бизнеса/ Н.В. Девятаева, Е.В. Грызунова // Молодой ученый. – 2014. – с.306-310. 26 Дыбаль, С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. Спб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2015. – 304 с. 27 Ивасенко, А.Г., Никонова Я.И. Финансы организаций (предприятий). – М.: КноРус, 2015. – 208 с. 28 Каморджанова, Н.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / Н.А. Каморджанова, И.В. Карташова, А.П. Шабля. – СПб: Питер, 2015. – 408 c. 29 Лапуста, М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий. – М.: Мониторинг – Пресс, 2014. – 640 с. 30 Лихачева, О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие. / Под ред. И.Я. Лукасевича. – М.: Вузовский учебник, 2014. – с.262-275. 31 Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки / О.И. Лаврушин – М.: КноРус. 2015. – 448с. 32 Миловидов, В.Д. Современное банковское дело. Опыт США. – М.: Приор, 2015. – 180 с. 33 Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 511 c. 34 Тавасиев, А.М. Банковское дело: Учебник для бакалавров / А.М. Тавасиев. – М.: Юрайт, 2013. – 647 c. 35 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 280 с. 36 Экономический анализ: учеб. пособие для вузов по спец. «Бух. учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экон.» / Н.П. Любушин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 423 с. Электронные ресурсы 37 Официальный сайт «Центральный банк РФ». [Электронный ресурс]. – URL: http//www.sbr.ru - Дата обращения 12.04.2020. 38 Официальный сайт ПАО Сбербанк [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.ru/ru/person - Дата обращения 12.04.2020. 39 Министерство экономического развития Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.economy.gov.ru - Дата обращения 12.04.2020. 40 Атаманова, В. А. Банковское дело : учебное пособие / В. А. Атаманова. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2009. — 191 c. — ISBN 978-5-9585-0329-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/20455.html - Дата обращения 12.04.2020. 41 Зверькова, Т. Н. Финансовые вычисления в банковском деле : учебное пособие / Т. Н. Зверькова, И. В. Горина. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2011. — 118 c. — ISBN 978-5-91854-057-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/30139.html - Дата обращения 12.04.2020. 42 Анохин, Н. В. Банковские операции на финансовом рынке : практикум для студентов СПО / Н. В. Анохин, Л. Д. Медведева. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2019. — 107 c. — ISBN 978-5-7014-0921-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/95196.html - Дата обращения 12.04.2020.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ 1.1 Сегментация рынка банковских услуг Рынок банковских услуг,представляет собой экономическое пространство, на котором сталкиваются спрос и предложение таких услуг. Рынок банковских услуг является составной частью финансового рынка, поэтому основные тенденции и факторы его развития оказывают значительное влияние на развитие банковской деятельности. Эффективность функционирования банка на рынке напрямую связана со степенью удовлетворенности клиентов предлагаемыми банком продуктами. Однако потребности, желания, мотивы к приобретению банковских продуктов, лежащие в основе спроса на них, имеют неодинаковые характеристики у разных клиентов и их групп. Сегментация рынка - сложный и трудоемкий процесс, она требует большого опыта, знаний и практики продажи банковских услуг. Цель сегментации - не просто выделение каких-то групп потребителей на определенном рынке, а поиск таких потребителей и пользователей, которые предъявляют или могут предъявить существенно различные требования к данному виду банковских услуг. Сегментация рынка не должна сводиться к обычному логическому и статистическому анализу групп потребителей, не приносящему практических результатов в деле продвижения банковских услуг. Сегментация - не разовый, а постоянный процесс, поскольку меняется обстановка на рынке, меняются потребности и привычки потребителей, меняется и сам набор банковских услуг [11, С.129]. В целях более тщательного изучения и полного удовлетворения потребностей реальных и потенциальных клиентов, а также снижения риска, возникающего в связи с неоднозначным поведением потребителей, применяется метод сегментации рынка. Сегментация рынкапредставляет собой деление рынка на однородные группы потребителей услуг, представители которых одинаково и достаточно предсказуемо реагируют на применяемый банком маркетинговый инструментарий. На основе проведенной сегментации рынка банки получают возможность регулировать рыночное предложение услуг и продуктов в соответствии с потребностями каждого конкретного сегмента, разрабатывая долгосрочные рыночные стратегии. Для эффективного учета поведения клиентов при проведении сегментации рынка необходимо, чтобы выделяемые сегменты были достаточно крупными и реакция потребителей, образующих целевой сегмент, на действия банка существенно отличалась от реакции других сегментов [11, С.136]. Сегментация рынка осуществляется в три этапа. Рисунок 1 – Этапы сегментации рынка Источник: [составлено автором]. Критерии сегментациирынка банковских услуг могут быть различными, например: 1) по объекту купли-продажи в рамках товарной структуры рынка можно выделить такие сегменты: – рынок кредитных услуг; – рынок депозитных услуг; – рынок платежных услуг; – рынок инвестиционных услуг; – рынок доверительных услуг; – рынок консалтинговых услуг; – рынок кассовых услуг и др.; 2) по географическому признаку, в зависимости от территории деятельности банка можно выделить: – местный банковский рынок, ограниченный пределами города, области; – национальный банковский рынок – в рамках одной страны; – международный банковский рынок; 3) по группам клиентов формируется клиентская структура рынка, в которой можно выделить: – оптовый рынок; – розничный рынок; – рынок услуг для правительственных клиентов (государственных и муниципальных учреждений, бюджетных организаций); – рынок услуг для финансово-кредитных посредников (страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, коммерческих банков, пенсионных фондов, кредитных кооперативов и др.) [20, С.15]. Очевидно, что клиенты каждой из указанных групп имеют как схожие, так и специфические потребности в банковских услугах, что и определяет возможность их деления на однородные группы. Банк может ориентироваться как на обслуживание всех указанных сегментов, так и специализироваться только на одном или на нескольких из них. Причем для каждой группы необходимо разрабатывать и продвигать на рынке специальный набор услуг и применять особые методы их реализации. Среди клиентских сегментов особого внимания заслуживают первые два, формирующие клиентскую базу большинства банков (исходя из критерия "доходы банка от клиента") и требующие различных моделей обслуживания, которые наилучшим образом позволят учесть потребности клиентов и обеспечить оптимальное соотношение между стоимостью обслуживания и удельной доходностью на одного клиента [28, С.129]. Оптовый рынокобъединяет корпоративных клиентов банка, таких как: – крупные корпорации – предприятия и организации с большим масштабом деятельности. Их потребности в финансовых услугах, как правило, сложны и специфичны; в связи с этим при взаимодействии с подобными клиентами необходим особый контроль со стороны сотрудников банка и их высокая квалификация; – средние компании – предприятия и организации среднего масштаба деятельности, потребности которых в финансовых услугах отличаются от стандартных. Банковское обслуживание таких клиентов менее ресурсоемко по сравнению с представителями предыдущего сегмента; – компании малого бизнеса – малые предприятия и индивидуальные предприниматели, потребности которых в финансовых услугах стандартны и схожи с потребностями крупных частных клиентов, а поведение легко предсказуемо. Розничный рыноктакже достаточно неоднороден по своей структуре и потребностям клиентов и включает следующие сегменты: – крупные частные клиенты – очень богатые частные лица с доходами заметно выше среднего уровня, которым необходимы индивидуальные финансовые продукты, а также взаимодействие с персонально выделенным менеджером банка; – состоятельные клиенты – частные лица с состоянием и доходами выше среднего уровня, которые следят за инновациями в банковской сфере, им необходимо качественное высокотехнологичное обслуживание; – массовые клиенты – классические розничные клиенты. Это частные лица со средним уровнем дохода, потребности которых в финансовых услугах стандартны и постоянны. Обслуживание именно таких клиентов приносит банкам основной доход от розничного сегмента; – клиенты с невысоким уровнем дохода – частные лица с минимальным состоянием или без него и доходами ниже среднего уровня, потребности которых в банковском обслуживании ограничиваются простыми услугами с невысокими ценами. Каждый из выделенных сегментов можно подразделить на более мелкие сегменты в зависимости от поставленных банком целей и задач [11, С.230]. Так, корпоративные клиенты среднего звена подлежат дополнительной сегментации с целью выявления групп клиентов со сходными рисками в своей деятельности и поведенческими характеристиками. Использование специализированной маркетинговой стратегии не подразумевает ориентации на стандартные банковские продукты и стандартные процедуры обслуживания. Каждый клиент подлежит индивидуальному маркетинговому и финансовому анализу, с руководством банка устанавливаются прочные связи, постоянно проводится мониторинг функционирования отрасли и деятельности клиента [31, С.129]. В сегментах крупных корпораций и крупных частных клиентов необходимо сформировать комплексный маркетинговый подход к индивидуальной оценке финансового состояния и потребностей каждого клиента. Представителей данных сегментов интересует не столько разовое приобретение банковского продукта, сколько полнофункциональное финансовое обслуживание на постоянной основе. В связи с этим первоочередным маркетинговым инструментом взаимодействия с представителями данных сегментов является персональное финансовое планирование, основанное на индивидуальных особенностях и потребностях клиентов. Результатом использования такого подхода должно являться предложение уникального и гибкого пакета финансовых услуг, обеспечивающего удержание подобных клиентов на долговременный период. Маркетинговая деятельность банка в отношении розничных клиентов (за исключением крупных) тяготеет к стандартизации на основе заранее разработанных алгоритмов обслуживания [34]. Состоятельные клиенты банка из сегмента физических лиц подлежат первоначальному маркетинговому анализу с целью выявления финансовых и поведенческих показателей. Данная информация помогает банку провести глубинную сегментацию и дифференцировать подходы к различным группам клиентов банка внутри определенного сегмента, предлагая для каждой свои банковские услуги и продукты, учитывающие ее основные потребности. Состоятельным клиентам предлагают специализированные банковские услуги, претендующие на индивидуальность, но достаточно стандартизированные и поставленные на поток, т.е. из всей массы имеющихся банковских продуктов подбирается банковский продукт, наилучшим образом удовлетворяющий потребности конкретного клиента [34]. Потребности массовых розничных клиентов носят стандартный характер, их не требуется каждый раз продумывать заново, достаточно разработать универсальный набор кредитно-депозитных, расчетно-кассовых и других услуг, в рамках которого каждый клиент сможет подобрать для себя наиболее подходящие. Порядок предоставления таких услуг, как правило, отрабатывается до автоматизма, сами услуги предоставляются в большом числе отделений, что позволяет сократить до минимума средние издержки по мере роста объемов продаж. Предоставление подобных банковских услуг требует высокой квалификации контактного персонала банка, напрямую взаимодействующего с клиентом, поскольку предложение того или иного стандартного банковского продукта зачастую сопряжено с разъяснениями и экспертными оценками специалистов. Именно контактный персонал способен стимулировать объем продаж, предлагая массовому клиенту смежные и дополнительные банковские услуги. В то же время, после переговоров с контактным персоналом дальнейшее использование услуг максимально переводится на дистанционные каналы обслуживания [27, С.359]. Эффективность взаимодействия с сегментом, представители которого обладают невысоким уровнем дохода, определяется только снижением стоимости обслуживания и большей автоматизацией процессов предоставления услуг. Подобный подход обусловлен нерегулярностью обращения клиентов данного сегмента за банковскими услугами ввиду немногочисленных потребностей финансового профиля. К другим критериям сегментации розничного рынка банковских услуг можно отнести: демографический, психографический, поведенческий критерии [31]. При проведении сегментации рынка необходимо соблюдать следующие требования: – сегменты должны различаться между собой; – в каждый сегмент следует включать только сходных по спросу клиентов; – характеристики клиентов должны быть измеримы; – каждый сегмент должен быть достаточен по размеру, чтобы соизмерить объем продаж и расходы; – участники каждого сегмента должны быть доступны для проведения информационного воздействия на них. Определив критерии сегментации и выделив сегменты, банк должен отобрать из них целевые. Кцелевым сегментам относят те из выделенных сегментов, которые представляют особый коммерческий интерес для банка. Концентрируя свои усилия на данных сегментах, банк достигает поставленных целей. Необходимость выделения целевых сегментов, как правило, связана с тем, что банку сложно обеспечивать высокое качество предоставления услуг для всех групп клиентов. Исключение составляют наиболее крупные банки с широкими финансовыми и организационными возможностями [22]. 1.2 Понятие конкурентных банковских продуктов В условиях развития отношений конкуренции банкам необходимо поддерживать как свою конкурентоспособность в целом, так и конкурентоспособность своих банковских продуктов. Конкурентоспособность банка - его способность комплексно удовлетворять и удерживать имеющихся клиентов, а также завоевывать предпочтения других клиентов за счет освоения новых инструментов и регионов [20, С.198]. Конкурентоспособность же банковского продукта - это способность продукта быть привлекательным по сравнению с другими продуктами аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Характеристики банковского продукта, влияющие на его конкурентоспособность, можно свести к следующим основным группам параметров (факторам): – цена продукта и условия его оплаты; – качество продукта; – качество обслуживания; – степень интегрированности продукта в систему банковского обслуживания; – доступность продукта; – информированность клиента; – стимулирование сбыта. Кроме того, на конкурентоспособность банковского продукта влияет комплекс факторов, связанных с деятельностью банка в целом: – месторасположение банка и его филиалов; – имидж банка; – надежность банка и государственные гарантии и другие. Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность банка-производителя продукта соотносятся между собой как часть и целое. Конкурентоспособность банковских продуктов определяется в сравнении с продуктами одного уровня качества и, соответственно, цены [27, С.342]. Помимо общей ориентации на улучшение качества обслуживания, банками все шире используется дифференциация качества однотипных услуг в зависимости от цены, целевой клиентуры, каналов сбыта и другого. Все эти факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность банковских продуктов и услуг, которая, в свою очередь, оказывает влияние на конкурентоспособность банка в целом. Конкурентоспособность банковских продуктов и услуг так же определяется определенным количеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде таких агрегированных групп: – потребительские свойства продуктов и услуг определенного банка; – потребительские свойства продуктов и услуг банков-конкурентов; – маркетинговая стратегия данного банка; – маркетинговые стратегии банков-конкурентов; – характеристики целевых рыночных сегментов определенного банка; – характеристики целевых рыночных сегментов банков-конкурентов. Каждая из приведенных групп содержит ряд подгрупп, поэтому круг факторов, определяющих конкурентоспособность конкретного банковского продукта или услуги, оказывается настолько широким и своеобразным, что невозможность живо предложить единую методику сбора соответствующих данных, их обработки и унификации для полной диагностики уровня интенсивности конкуренции в конкретном сегменте рынка банковских продуктов и услуг. Конкурентоспособность банковского продукта или услуги - это наличие совокупности параметров определенного продукта или услуги, которые могут быть выделены клиентами, выгодно отличают этот продукт или услугу от аналогов конкурентов в конкретном сегменте банковских продуктов и услуг в заданный промежуток времени [11, С.168].. Процесс анализа и оценки конкурентоспособности банковских продуктов и услуг включает следующие этапы: – исследование запросов и предпочтений потенциальных клиентов; – организация мониторинга рынка банковских продуктов и услуг с целью сбора информации об особенностях продуктовых рядов конкурентов, объемов продаж, стратегий развития банков-конкурентов и т.д.; – разработка единой системы показателей качества банковских продуктов и услуг с позиций банка и клиентов по каждому элементу продуктового портфеля; – моделирование процесса обеспечения конкурентоспособности, т.е. выявление факторов влияния на уровень конкурентоспособности и определение зависимостей между ними; – выбор модели количественной оценки конкурентоспособности банковских продуктов и услуг, разработка собственных методов, алгоритмов и процедур решения определенной задачи; – анализ динамикифакторов, определяющих конкурентоспособность банковского продукта или услуги; – определение уровня конкурентоспособности элементов продуктового портфеля банка, который обеспечит целевой объем прибыли и целевую долю рынка. Анализ конкурентоспособности банковских продуктов и услуг, как правило, осуществляется по показателям качества, цены и объемов реализации. При этом показатель качества характеризует способность продукта или услуги решать конкретную проблему клиента. Такой анализ проводится для всех целевых рыночных сегментов [11]. Таблица 1 - Критерии эффективности маркетинговой деятельности банков-конкурентов Элемент комплекса маркетинга Критерии эффективности маркетинговой деятельности банков-конкурентов Продукт Бренд коммерческого банка Широта и глубина продуктового портфеля Интегральный показатель уровня качества продукта или услуги (если интегральный показатель качества не рассчитывается, то используются единичные атрибуты качества). Скорость изменения объемов продаж Цена Уровень цен Гибкость ценовой политики Факторы ценообразованияновых продуктов и услуг банка Доведение банковского продукта или услуги к клиенту Целевые рыночные сегменты Объем реализации в целевых сегментах рынка Численный состав сотрудников службы маркетинга и клиентской политики Уровень квалификации сотрудников службы маркетинга и клиентской политики Эффективность работы филиальной сети (соотношение объемов реализации и затрат на создание и функционирование отдельных филиалов) Использование инструментов прямого маркетинга Маркетинговые коммуникации Уровень рекламной деятельности:бюджет рекламной деятельности, виды рекламы, виды СМИ, используемых; характеристика отдельных рекламных кампаний (периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.) Уровень и методы стимулирования продаж(отдельно для работников банка, клиентов, торговых организаций в случае потребительского кредитования): ценовые скидки и наценки; премии; купоны; лотереи и конкурсы; пакетные продажи, предоставление бесплатными их образцов и т.д., размер бюджета стимулирования. Использование персональных продаж(их объем в общем объеме реализации,оплата трудаи стимулирования сотрудников, осуществляющих персональная продажа) Использование инструментов связей с общественностью (наличие специального п подразделения или отдельных сотрудников, осуществляющих связь с общественностью, оплата и премирование их труда, соответствующий инструментарий - презентации,пресс-релизы). Источник: [составлено автором]. Анализ рыночных позиций и стратегических перспектив банков-конкурентов предполагает решение четырех основных вопросов, которые обобщенно раскрывают потенциал конкурентов, а именно: – основные цели конкурентов; – текущие стратегии достижения целей конкурентов; – средства реализации стратегий конкурентов; – варианты возможных будущих стратегий конкурентов. Результаты анализа такой информации является основой построения профиля конкурента Потенциал коммерческого банка имеет следующие составляющие: – финансово-экономическую; – производственную; – научно-исследовательскую; – кадровую; – организационную; – маркетинговую. Финансово-экономическая составляющаятребует изучения источников финансирования текущей деятельности и развития банка, ценового диапазона, размеров скидок и т.д. Производственная составляющая содержит мощность производственной базы, характеризующей объемы выпуска, возможность трансформации продуктового портфеля банка, наращивание объемов выпуска инновационных продуктов и услуг (количество занять их работников и уровень их квалификации, оснащенность основными фондами, уровень современности и эффективности использования основных фондов, структура затрат с учетом фактора экономии в зависимости от обстоятельств и темпов освоения выпуска инновационных продуктов и услуг [11, С.150]. Научно - исследовательская составляющая - мощность научно-исследовательской базы, характеризующей возможности разработки новых видов банковских продуктов и услуг (размер бюджета трансформации продуктового портфеля, количество высококвалифицированных аналитиков, оснащенность современными средствами банковского дела, эффективность и интенсивность научно-исследовательских разработок [11, С.129]. Кадровая составляющая– уровень квалификации сотрудников банка соответственно должностям, опыт работы, наличие зарубежного профильного практического опыта, возрастная структура и т.д. Организационная составляющая - уровень диверсификации деятельности банка, методы стимулирования персонала, клиентов, методы анализа, планирования, прогнозирования деятельности банка; доступность исчерпывающей информации о клиентах, рыночные то тенденции, система безопасности, наличие современной IT-архитектуры и программного обеспечения тощ. Маркетинговая составляющая - имидж банка; концепция банковских продуктов и услуг, их качество, уровень соответствия мировым стандартам, широта и глубина продуктового портфеля, доля рынка в каждом сегменте и в целом на рынках банковских продуктов и услуг, частота, глубина и методы проведения маркетинговых исследований, их бюджет; эффективность продажи [11, С.199]. Для оценки конкурентоспособности банковских продуктов, необходимо, чтобы они отвечали квалификационным требованиям: – возможность применения методики оценки к данному продукту данного банка; – сопоставимость результатов, полученных при оценке конкурентоспособности нескольких продуктов нескольких банков; – достоверность данных о качестве, цене и уровню обслуживания по данному продукту по всем банкам выбранного рынка (диапазона). Конкурентные преимущества банка на рынке банковских услуг достигаются за счет: – высокого качества оказываемых услуг; – эффективной организации производства банковских услуг; – грамотного менеджмента; – действенной рекламы; – хороших отношений с клиентурой и т. д. Рисунок 2 - Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность банковского продукта или услугу Источник: [составлено автором]. Таким образом, основными этапами определения доминирующего положения кредитной организации на рынке банковских услуг являются определение границ рынка банковских услуг, оборота (объема) банковских услуг и долей кредитных организаций на рынке банковских услуг. 1.3 Необходимость постоянной разработки новинок на рынке банковских услуг Предоставление новых банковских услуг является одним из наиболее рисковых мероприятий, на которые может решиться банк. Особенно высок риск в индустрии, ориентированной на обслуживание, так как конкурентам в этой сфере легче воспроизвести те же самые услуги, чем в большинстве производственных отраслей промышленности, где новые продукты защищены патентами. Более того, успех или неудача новых услуг в банковском деле часто определяется общими факторами, находящимися вне контроля отдельной банковской фирмы, особенно регулированием банковской деятельности, которое может возвести вокруг новых услуг жесткие барьеры. А также экономическими условиями, в частности колебаниями процентных ставок, которые могут резко и радикально изменять возможное соотношение ставок между расходами и доходами от новых услуг [27, С.390]. Разработка нового банковского продукта или услуги — это «технологический процесс, включающий в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий: организационных, информационных, финансовых, юридических, объединенных единой технологией обслуживания потребителя, содержащий элементы новизны в совокупности этих мероприятий или в отдельно взятый элемент, и нуждающийся в дополнительных вложениях» [27, С.390]. Систематизация новых продуктов и услуг включает: – совершенно новый продукт или услугу, ранее не предлагаемых банком; – ограниченная вариация уже имеющегося продукта или услуги; – внедрение имеющегося продукта или услуги в новом месте; – разовые сделки. Важность разработки новых продуктов (услуг) или внесения новых элементов в имеющиеся состоит в том, что: – меняются потребности клиентов; – ориентация на потребности потребителей при разработке новых продуктов и услуг создает конкурентное преимущество и укрепляет положение кредитной организации на рынке. Процесс развития новых банковских услуг состоит из следующих шагов: – разработка новых идей с помощью таких средств, как групповое обсуждение проблемы, личные беседы с клиентами и обзор почтовой корреспонденции; – формулировка сущности, природы и конечной цели возможной новой услуги, нахождение того, кого она может привлечь, анализ соответствия новой услуги общим целям банка; – исследование финансовых потребностей банковских клиентов и сегмента рынка, которому можно предоставить новые услуги; – определение того, имеется ли достаточный спрос на новые услуги для покрытия расходов на производство, рекламу и распространение любой из этих услуг, а также прогнозирование их вклада в общие доходы банка; – анализ соответствия рынка новых услуг существующим службам и персоналу банка; – оценка маркетинга новой услуги как группами специалистов из числа клиентов, так и городскими представителями всего рынка; – решение о том, какой именно отдел или подразделение банка должны заниматься продажей новой услуги с учетом навыков служащих и их ориентации (розничный или деловой сервис); – разработка планов маркетинга, позволяющая довести до сведения клиентов, что банк предлагает новую услугу, которая может им понадобиться; – принятие решения о том, стоит ли вкладывать капитал, привлекать управление и персонал банка к осуществлению новой сервисной программы; – оценка часто повторяющихся случаев успеха или неудач в результате применения новых услуг в сравнении с ранее разработанным планом маркетинга; – на основе первых полученных результатов принятие решения о том, стоит ли продолжать предоставление новой услуги или же ее надо исклю
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 56 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Экономика, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 46 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 45 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg