Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Становление абсолютизма в Европе

happy_woman 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2021
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о причинах возникновения и сущности абсолютизма в Западной Европе. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 1. Описать сословно-представительную монархию в Европе. 2. Рассмотреть дворянство как социальную опору монархической системы. 3. Изучить особенности и общие черты абсолютизма в Европе на примере Англии и Франции. 4. Выявить роль государственных учреждений Европы в укреплении абсолютизма. 5. Проследить взаимоотношение церкви и государства. Объект исследования – государственный строй стран Европы в эпоху средних веков. Предмет исследования – черты абсолютизма в Англии и Франции. Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных историков. Так, большой интерес представляет обобщающий труд С. П. Карпова «История средних веков» , который включает в себя описание истории западной и центральной Европы в эпоху Средневековья. В том числе автор уделяет огромное внимание эволюции государственного строя многих европейских держав. В монографии известного британского историка Н. Хеншелла «Миф абсолютизма» исследуются характерные особенности развития западноевропейских (главным образом французской и английской) монархий ХVI-ХVIII вв.; значительное место уделяется «развенчиванию» так называемого историографического мифа об абсолютизме. Учебник В. Г. Графского дает систематизированные знания в области всеобщей истории права и государства (истории государства и права зарубежных стран) и знакомит с лучшими образцами законодательного искусства и творчеством выдающихся политических реформаторов. Исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений древнего и средневекового мира обстоятельно рассматривают в своей работе «История государства и права зарубежных стран» О. А. Жидков и дН. А. Крашенинникова. Они используют общефилософский и специальные методы исследования, позволяющие создать широкую историческую панораму, где государство и право прошлого предстают в своем действительном, неискаженном идеологическими предрассудками виде. При написании работы использованы следующие методы исследования: анализ литературы, метод сравнения, метод обобщения. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что многие модели государственного устройства современных государств зародились в период средневековья. Важной отличительной чертой западноевропейской модели средневекового государства являлось то, что активно происходила эволюция монархического строя, и он последовательно сменил несколько форм. Изначально крупные государственные образования приобретали форму раннефеодальных монархий. Средневековые государства Западной Европы в IX-XIII вв. приняли форму сеньориальной монархии, на смену которой пришла сословно-представительная монархия. А на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной. В современном мире насчитывается немало государств-монархий. Из этого следует, что данная форма правления, со своими исторически сложившимися институтами, является весьма устойчивой. Поэтому интерес к изучению данного феномена возрастает с каждым годом. Классическим примером абсолютной монархии в современном мире является Саудовская Аравия, однако истоки зарождения этой формы нужно искать в средневековье.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Европейские монархии в период развитого средневековья: Англия и Франция……………………………………………………………………………6 1.1 Сословно-представительная монархия в Европе…………………………...6 1.2 Дворянство как социальная опора монархической системы……………11 Глава II. Абсолютизм в политической системе Европы………………………16 2.1 Особенности и общие черты абсолютизма в Европе на примере Англии и Франции…………………………………………………………………………..16 2.2 Государственные учреждения в Европе и их роль в укреплении абсолютизма……………………………………………………………………...21 2.3 Взаимоотношение церкви и государства…………………………………26 Заключение……………………………………………………………………….30 Список использованной литературы…………………………………………...32 Приложения……………………………………………………………………...34
Список литературы

1. Арзаканян М. Ц. История Франции. Учебник для вузов. – М. : Дрофа, 2005. – 474 с. 2. Батыр К. История государства и права зарубежных стран. – М., 1999. – 486 с. 3. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. – М., 1964. – 233 с. 4. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. – М., 2002. – 332 с. 5. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 752 с. 6. Иванов А. А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / A. A. Иванов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. – 343 с. 7. История государства и права зарубежных стран : учеб.-метод. пособие / И. В. Воронкова, Л. С. Гимишян, П. Ю. Мельников, С. Н. Туманов. – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «СГЮА», 2018 – 44 с. 8. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Норма, 2004. – 624 с. 9. История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / под ред. С. П. Карпова. – 4-е издание. – М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003. – 640 с. 10. История средних веков. Том 1 // под ред. З. В. Удальцовой и С. П. Карпова. – Москва: Высшая школа, 1990 – 495 с. 11. Исхакова О. Д. История Франции: учебник для академического бакалавриата / О. Д. Исхакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 242 с. 12. Колпаков М. Ю. Особенности социально-политической лексики французских легистов начала XIV века. Межвузовский сборник научно-методических статей. Вып. 3. – Псков, 2003. – С. 48-53. 13. Малинин Ю. П. Королевская троица во Франции в XIV-XV вв. // Одиссей. Человек в истории. – М., 1995. – С. 20-36. 14. Малинин Ю. П. Общественно-политическая мысль Франции (XIV-XV вв.). СПб, 2000. – 334 с. 15. Мелик-Гайказова Н. Н. Французские хронисты XIV в. как историки своего времени. Общественно-политические взгляды. М., 1970. – 412 с. 16. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 811 с. 17. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени. – М. : Издательский дом «Алетейя», 2003. – 257 с. 18. Цыбулько Г. Ф. Социально-политические идеи французских историков и правоведов XIII в. – СПб, 1994. – 245 с.
Отрывок из работы

Глава I. Европейские монархии в период развитого средневековья: Англия и Франция 1.1 Сословно-представительная монархия в Европе Экономический подъем в XIII-XV вв., связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западно-европейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий. Сословно-представительная монархия – это форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировала в современные парламенты. Период сословно-представительной монархии в Западной Европе охватывает XIII-XV века. Для нее характерно усиление государственной (королевской) власти, сокращение феодальных прав. Экономические предпосылки ее возникновения были связаны с ростом городов, развитием товарного производства и торговых связей. Разрушается натуральный характер феодального хозяйства: натуральные повинности вытесняются денежной рентой. В ходе коммунального движения X-XIII вв. города добиваются освобождения от феодальных повинностей, обретают городское самоуправление . Социальные предпосылки возникновения сословно-представительной монархии были связаны с консолидацией сословий (социальных групп с наследственным правовым статусом). В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первое сословие – духовенство – обладало налоговым и судебным иммунитетом, освобождалось от государственной службы и повинностей, имело собственные финансовые источники (церковная десятина, пожертвования). Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV в. одержала принципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации . Второе сословие – дворянство – обладало монополией на право земельной собственности, судебными привилегиями, освобождалось от государственных налогов. Единственная обязанность – военная служба. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие . Третье сословие – горожане, свободные крестьяне – податное население, не обладавшее особыми личными и имущественными правами. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов . Таким образом, складываются экономические и социальные предпосылки для централизации государства, возвышения королевской власти. Характерные черты сословно-представительной монархии: 1. Сеньориальное законодательство вытесняется общегосударственным (королевским) законодательством. Так, во Франции обосновывается положение, согласно которому король может создавать законодательство по своей воле, не прибегая к согласию вассалов или королевской курии. 2. Королевская власть приобретает право верховного суда. В 1260 г. Людовик IX создает специальный судебный орган – парламент – высший суд Франции (собирался 4 раза в год, состоял из назначаемых королем духовников, легистов, рыцарей). В Англии Генрих II вводит в практику деятельность выездных сессий королевских судей. Судьи наделялись чрезвычайными полномочиями (судебными, административными, финансовыми). Право на подачу иска в королевский суд имело все свободное население. В королевском суде не применялись ордалии и судебные поединки, судьи и шерифы проводили расследование. Приговор выносился при участии 12 присяжных заседателей. 3. Ограничивается феодальный иммунитет: феодалы лишаются своих армий, права чеканить монету и собирать налоги, устанавливается единая денежная единица, государственные налоги. 4. Королевская власть перестает зависеть от феодального ополчения и использует отряды наемников. Королевская власть опиралась на сословно-представительные учреждения. В процессе централизации государственная власть сталкивалась с мощной феодальной оппозицией. Поэтому королевская власть находит социальную опору среди сословий, оформляется политический компромисс между королем и сословиями. В XIV в. возникают соответствующие сословно-представительные учреждения (Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии). Для них характерно: – сословное представительство (крупные церковные и светские феодалы назначались королем, дворянство и горожане выбирали своих представителей); – совещательные функции в законодательной и финансовой сферах (высказывали свое мнение по важным законопроектам, давали согласие на введение дополнительных налогов, обсуждали важнейшие внешнеполитические и внутренние проблемы); – право обращения к королю с просьбами, жалобами на королевскую администрацию, протестами; – голосование проводилось по сословиям (одно сословие – один голос) . В политическом развитии Франция уверенно шла к новой форме государственности - абсолютной монархии. Показателем новых тенденций служило свертывание в конце XV в. практики сословного представительства. Для Генеральных штатов это обернулось их фактической бездеятельностью. Последние в XV в. Генеральные штаты были созваны в 1484 г., они бесславно попытались в условиях малолетства Карла VIII усилить свое политическое влияние . Парламент окончательно сложился в Англии в правление Эдуарда I (1272-1307). С этого времени английское феодальное государство приобретает форму сословной монархии. Опираясь на парламент, король провел проверку и частично отменил судебные привилегии крупных феодалов, запретил церковным учреждениям приобретать земли без разрешения короля. Эдуард I и его преемники нуждались в парламенте, так как видели в нем противовес крупным феодалам. Сословное собрание давало возможность королю больше опираться на рыцарство и городскую верхушку. Даже субсидии королю, утвержденные парламентом, легче собирались и давали большие суммы, чем прежние произвольные поборы. Таким образом, создание парламента в целом усилило феодальное государство . По своей структуре английский парламент отличался от французских Генеральных штатов. В него приглашались личными королевскими письмами архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей и бароны. Кроме того, туда вызывались по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от самых крупных городов. Рыцари и городские представители избирались на местных собраниях в графствах и в городах наиболее зажиточными людьми. Свободное крестьянство и городская беднота не были представлены в парламенте. Вилланам прямо запрещалось участвовать в выборах . Английский парламент имел следующие полномочия: – право на участие в принятии законов (закон – статут – акт, исходящий от короля и палат парламента); – финансовые полномочия (недопустимость взимать прямые и косвенные налоги без согласия парламента, который указывал назначение предоставляемых субсидий); – контроль над должностными лицами (импичмент – право палаты общин возбуждать дело о злоупотреблениях должностного лица перед палатой лордов – высшим судом страны, «билль об опале» утверждал король). В последующем парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин с образованием устойчивого союза и взаимодействия между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей, именуемых часто одним словом «джентри» . 1.2 Дворянство как социальная опора монархической системы Дворянство – привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе и ставшее государственно-образующей основой этого общества в средние века истории Европы. В широком смысле первым дворянством именуют европейскую феодальную аристократию в целом. Рассмотрим особенности дворянского сословия в различных европейских странах. В старой Франции было высшее и низшее феодальное дворянство. Первое состояло из пэров королевства, не имевших более суверенных прав, после того как большие и маленькие самостоятельные владения, образовавшиеся в пределах французского государства при последних слабых Каролингах, были опять обращены Капетингами в простые государственные области. В ранние времена эти пэры составляли, как и в Англии, верховный совет короля, бывший одновременно верховным судом и высшим политическим органом. Позже их всё более и более вытесняли оттуда; в суде их заменили учёные легисты, а совещательное влияние они потеряли вследствие постоянного стремления французских королей к неограниченной власти, так что перед революцией высшее дворянство едва ли отличалось от низшего чем-нибудь, кроме внешних знаков преимущества. По своим судебным правам дворянство Франции делилось на обладателей высшей, средней и низшей юстиции. Весьма многочисленный и влиятельный контингент для низшего дворянства представляло в дореволюционной Франции так называемое дворянство мантии, то есть члены высших судов или парламентов, приобретавшие дворянский чин гражданской службой. Во Франции дворянство считалось вторым сословием в государстве, хотя фактически в XIV-XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни страны. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стремившееся сохранить дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства становится несение военной службы королю, а не частному сеньору, как было раньше . Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать – герцоги, маркизы, графы, виконты и другие – претендовала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы. Революция 1789 г. уничтожила не только все привилегии дворянства (дворянские депутаты сами отказались от них в знаменитом ночном заседании 4-го августа), но также и само дворянство как отдельное сословие. Употребление дворянских титулов, гербов и т. п. было запрещено под страхом наказания. В Англии формально были только два сословия: высшее дворянство и простолюдины. Высшее дворянство означает членов знати, обладающих наследственным пэрством, которое передаётся всегда старшему сыну. При жизни отца этот старший сын носит его второй титул: сын герцога носит титул маркиза или графа, сын маркиза – титул виконта, сын графа – титул лорда. Младшие сыновья герцогов и маркизов ставят перед своим именем титул лорда, а сыновья других пэров – прилагательное honourable . Также существовало понятие джентри, означавшее всех землевладельцев, не принадлежащих к высшей знати. Высший класс джентри образовывали пожалованные монархом в наследственные баронеты и кавалеры орденов (рыцари). Любимое английское понятие джентльмен означало приблизительно человека с образованием и приличными манерами, добывающего средства к жизни не трудами рук и не мелкой торговлей. Низшее дворянство Англии уже в раннюю пору почти совершенно слилось с городским населением. В семейном праве английское высшее дворянство не так строго, как на европейском континенте отличало себя от буржуазии. Не только члены высшей аристократии, но даже принцы крови, не задумываясь, вступали в брак с горожанками. В Священной Римской империи даже простые имперские бароны или имперские рыцари пользовались привилегиями, подходившими более или менее к суверенным правам высшего, имперского дворянства и в силу этого занимали как бы посредствующее положение между ним и остальным дворянством. Большая часть непосредственно-имперского дворянства в 1803 и 1806 годах была медиатизирована, т. е. подчинена суверенитету соседнего территориального владельца, но сохранила некоторые из своих прежних почетных прав, в особенности право равенства по происхождению с владетельными династиями. Титулы графа и барона могли переходить из дома в дом только от непосредственно-имперского дворянства к такому же и раздавались сначала только императором или его наместником; но уже с 1663 года бранденбургские курфюрсты стали жаловать их самостоятельно. С падением империи это право перешло и к другим германским государям. Земское дворянство в Германии, в отличие от имперского рыцарства, стоявшего в непосредственном отношении к империи, получило свое название вследствие того, что входило в состав отдельных земель и находилось в зависимости от территориальных князей. Поэтому оно причислялось не к имперским чинам, а к чинам земским.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Политология, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Политология, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Политология, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg