Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Кататимно-имагинативная психотерапия как метод психокоррекции

happy_woman 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2021
Объектомкурсовой работы является кататимно-имагинативная психотерапия. Предметомкурсовой работы является символдрама как метод психокоррекции. Целькурсовой работы состоит в изучении символдрамы как метода психотерапии, включающего в себя огромный спектр различных психотерапевтических методик, в составлении психокоррекционного занятия по методу символдрамы. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ современной литературы по данной тематике. 2. Описать метод и технику проведения психотерапии. 3. Выявить особенности и условия организации кататимно-имагинативной психотерапии с детьми и подростками. 4. Описать основные мотивы, используемые в символдраме.
Введение

Символдрама (известная также как кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву”) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Его можно охарактеризовать как “психоанализ при помощи образов”. Название данного метода происходит от греческих слов “ката” -“соответствующий”, “зависящий” и “тимос” - одно из обозначений “души” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”). На русский язык название метода можно перевести как “эмоциональнообусловленное переживание образов”. Метод разработан известным немецким психотерапевтом, профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства. Система КПО основывается на двух основных положениях: 1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса. 2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи не интерпретирующего воздействия. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга. В этом и состоит актуальность выбранной темы. Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Метод кататимно-имагинативной психотерапии, основные используемые символдрамы…………………………………………………...5 §1.1. Описание метода символдрамы…………………………………………5 §1.2.Стандартные мотивы, используемые в кататимно-имагинативной психотерапии…………………………………………………………………..9 §1.3. Работа с рисунком………………………………………………………15 ГЛАВА 2. Применение методов символдрамы при работе с детьми…..….20 §2.1. Особенности использования методов символдрамы при работе с детьми…………………………………………………………………………20 §2.2. Возможности использования символдрамы с детьми разных возрастных групп……………………………...………………………………22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24 Приложение……………………………………………………...……………27
Список литературы

1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996. 368 с. 2. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996, С. 3, 4. 411 с. 3. Обухов Я.Л., Сапижак О.М. Тест "Цветок" // Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства: Ил. сб. науч.-практ. статей 3. - Харьков: Новое слово, 2012, 343 с. 4. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд. // Российский психоаналитический вестник, 1993-1999, - 421 с. 5. Обухов Я.Л. Психотерапия детей и подростков. Символдрама. М. 2003г. 6. Русских, Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х. Лёйнеру). // Журнал практического психолога, 2006. – 240 с. 7. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., ММПП “Эси”, 2004. – 466 с. 8. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М., “Педагогика-Пресс”, 2003 с. 9. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., “Медицина”, 2001. – 299 с. 10. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1998. 367с. 11. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., Внешторгиздат, 1989. 12. Юнг К. Психологические типы. М., 1923. 317 с. 13. Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М., “Канон”, 2014 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Метод кататимно-имагинативной психотерапии, основные используемые символдрамы §1.1. Описание метода. Техникапроведения психотерапии Психотерапия кататимного переживания образов - форма имажинативной психотерапии, основанная на переработке образов фантазии, всплывающих в сознании пациента. Данная психотерапия разработана известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером на основе исследований Э. Кречмера и его "активного ступенчатого гипноза". По его мнению, подобные образы, (образы фантазии, кататимные образы) возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических представлений, являются проявлениями потребностей, конфликтов или аффектов, образующих содержание бессознательного. Образы, связанные с бессознательным, достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов, соотносимых с экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото, вулкан, люди и мифические персонажи. При проведении данного метода задачей терапевта является убеждение пациента в том, что по отношению к его "символам возможны иные операции". По ходу терапии создается сценарий действий которые пациент должен совершить в следующем сеансе по отношению к своим образам. Весь психотерапевтический цикл продолжается, как правило, 20-50 сеансов и проходит ряд стадий: диагностика проблем и конфликтов, проработка образов воспринятых ранее предметов или явлений, проработка личностно значимых образов. Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах: 1) в форме индивидуальной психотерапии; 2) в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме "звезды" или "ромашки"; 3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части: 1) предварительным условием проведения психотерапии является установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, которые проводятся по стандартной схеме, длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут), а также сбор данных о пациенте (анамнез). 2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), клиент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке; 3) собственно представление образов, длительность которого зависит от возраста клиента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут); 4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут. Нужно отметить, что в психотерапии по методу символдрамы важная роль отводится работе с рисунками, которая производится после представления образов. Она не только способствует развитию фантазии, но и помогает систематизировать материал, полученный из бессознательного. Иногда для нее может потребоваться целый сеанс, так как в нарисованном содержится важная информация для осознания. Опыт немецких и российских психологов, психотерапевтов и психиатров, использующих символдраму в своей работе, позволяет рекомендовать этот метод как адекватное средство диагностики и лечения самых разных психических, психосоматических расстройств и заболеваний, таких как гинекологические заболевания и сексуальные нарушения, мастопатии, онкологические заболевания, депрессии, страхи и фобии и пр. Техника прекрасно подходит для работы с детскими неврозами, а также трудностями семейных пар. Также разработаны специальные мотивы для решения подростковой проблематики. Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 - 15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30 - 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию. Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю. Сеанс психотерапии начинается с того, что «лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости - последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться». «После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему - стандартный мотив». Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы “сопровождает” пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения. «Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа “да”, “угу”, восклицаний типа “Вот как!”, повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента». Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. «Например, вместо того, чтобы спросить: “Дерево большое?” - или - “Далеко ли это дерево?”, - что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: “Какого размера дерево?” или “На каком расстоянии находится это дерево?”». Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 - 40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут. Также необходимо отметить, что работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа. «В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты». Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную “игру полета фантазии с закрытыми глазами”. Обычно ребенок отвечает: “Нет”. Таким образом, у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что - продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление. §1.2.Стандартные мотивы, используемые в кататимно-имагинативной психотерапии Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от «метода активного воображения К.Г. Юнга» (Сэмьюэлз, Шортер, Плот, 1994), в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа, где аналитик принципиально не должен ничего “давать” пациенту. «С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов - это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “мобильной проекцией”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение». Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом. В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие: 1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса; 2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; 3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению; 4) обследование дома; 5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.); 6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса; 7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься; 8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины. Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива: 1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию; 2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить; 3) представление себя примерно на 10 лет старше. Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными являются следующие мотивы: • Мотив «Цветок» Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии, чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы. В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый “тест цветок” дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg