Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Малые формы фольклора как средство развития памяти у детей дошкольного возраста с ограничеными возможностями здоровья

happy_woman 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2021
Цель исследования – выявить эффективность развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством малых фольклорных форм. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме, изучить определение памяти в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 3. Рассмотреть методы развития памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 4. Изучить историю и малые формы фольклора в России. 5. Рассмотреть, как фольклор влияет на развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 6. Рассмотреть примеры малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья для развития памяти. 7. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза исследования мы предполагаем, что уровень развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья повысится, если использовать малые фольклорные формы в ходе организации образовательной деятельности детей в режимных моментах. Объектом исследования является развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – малые фольклорные формы как средство развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методологическая основа исследования: изучение различных аспектов памяти работ крупнейших отечественных психологов – Л. С. Выготского, П. И. Зинченко, А. Н.Леонтьева, А. Р. Лурия, А. А.Смирнова; в Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование; Микляева Н. В. И ее книга «Дети с ОВЗ в детском саду». В нашем исследовании были использованы следующие методы: теоретические методы (анализ литературных источников), анализ, синтез, и обобщение материала по изучаемой проблеме, метод наблюдения, разработка мероприятий по развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта. В нашем исследовании были использованы следующие методы: теоретические методы (анализ литературных источников, синтез и обобщение материала по изучаемой проблеме). Этапы исследования: На первом этапе – поисково-подготовительном – будет изучаться научно-методичекая, психологическая, педагогическая, социологическая литература по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Мы выявим основные понятия предмета исследования: объекта, предмета, цели и задач исследования. На втором этапе – опытно-экспериментальном – мы рассмотрим методы развития памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; изучим историю и малые формы фольклора в России; рассмотрим, как фольклор влияет на развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. На третьем этапе – контрольно-обобщающем – рассмотрим примеры малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья для развития памяти; обобщим результаты исследования, сформулированы выводов, сформулируем рекомендации для педагогов и родителей по развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Введение

Фольклор – это художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа. Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями, такими как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, пробуждает познавательную активности, самостоятельность, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики, поэтому важно использовать его в воспитании детей. Народное творчество воздействует на чувства ребенка своею выразительностью и естественностью. В силу этого оно доступно детям разного возраста и уровня развития. Потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки способствуют развитию у детей памяти. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. Противоречие: Использование фольклора для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ – является мощным стимулятором развития их эмоциональной сферы, способствует повышению качества коммуникации, усилению способности к саморегуляции, обеспечивает подъем мышечного тонуса, вовлекает неговорящего ребенка в процессе занятия через подражание говорящим (поющим) детям и взрослым, способствует появлению первых звуков. В образовательном процессе нужно психолого-педагогическое сопровождение, содержание которого отражает коррекционную помощь педагога, предполагает снятие напряжени у детей и повышение стрессоустойчивости. Обязательное вовлечение в процесс обучения родителей воспитанников. Актуальна и значима проблема развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В работе с детьми используются разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития памяти. Русское народное творчество-фольклор способствует развитию памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….. Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста c ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………… 1.1. Определение памяти в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………… 1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья………………………………….. 1.3. Методы развития памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья………………………………….. Выводы по главе I…………………...........……………………….………… Глава II. Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью малых форм фольклора …………………………………………………………………….. 2.1. Малые формы фольклора в России……………………………………. 2.2 Фольклор в развитии памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья…………………………………. 2.3. Малые формы фольклора в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья для развития памяти…………… 2.4. Рекомендации для педагогов и родителей по развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья……… Выводы по главе II……………………………………………………...…… Заключение……………………………………………………………..……… Список использованных источников…………………….………...…..…….. Приложение…………………………………………………………………….
Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Барков Г. А. – Издательство: «Юрайт», 2010. – 811 с. – 978-5-9916-0155-9. 2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс. 2008. – 363 с. – 978-5-7567-0274-3. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Издательство: Питер. – 2009. – 400 с. – ISBN: 978-5-91180-846-4. 4. Борисова Н. А. Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ. Методические рекомендации / Редактор: С. Ю. Танцорова. – Издательство: Сфера, 2019. – 64 с. – ISBN: 9785994923849 5. Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. № 2. С. 121-125 6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией Малова Л. М., Штутина Л. М.: Издательство:АСТ, 2010 г. – 678 с. – ISBN: 978-5-17-049976-2 7. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Рыбалко Е.Ф. СПб.: Речь – 2011. – 688 с. – ISBN: 5-9268-0043-9. 8. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. – Издательство: Белый город, 2016 г. – 144 с. – ISBN: 978-5-3590-1077-1. 9. Лопатина А. Мудрость на каждый день. Для детей и родителей / А. Лопатина, М. Скребцова. – Издательство: Философская книга, 2014 г. – 384 с. – ISBN: 978-5-8205-0224-8. 10. Малые фольклорные жанры. 14.11.2018. – U12RL: https://100urokov.ru/predmety/malye-folklornye-zhanry (дата обращения: 19.12.2019). 11. Микляева Н. В. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности коплексного сопровождения. Методические рекомендации. ФГО / редактор / под редак. Н. В. Микляева. – Издательство: АРКТИ, 2019. – 114 с. – 978-5-89415-440-4 12. Михайлова Е. Н. Основы специальной педагогики и психологии / редактор Е. Н. Михайлова. – Издательство: ИНФРА-М, 2019. – 396 с. – ISBN: 978-5-16-015362-9. 13. Особенности развития памяти у дошкольников. 15.09. 2018. – URL: https://alldoshkol.ru/process/razvitiye-pamyati-doshkolnikov#i-3 (дата обращения: 20.12.2019). 14. Особенности развития и формирования памяти у детей. 23.05.2019. – URL: http://portfolio.nn199mdou.edusite.ru/DswMedia/rekomendaciiporazviti yupamyatiudeteysovzvstarshemdoshkol-nomvozraste.pdf (дата обращения: 19.03.2020). 15. Психологические особенности детей с ОВЗ. 18.09.2018. –URL: https://gym1542.mskobr.ru/files/attach_files/deti_s_ovz.pdf (дата обращения: 19.03.2020). 16. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учеб. Пособие / в 2-х книгах/ Е. И. Рогов. – Издательство: Юрайт-Издат, 2012 .– 412 с. – ISBN: 978-5-9916-1901-1. 17. Рекомендации по развитию памяти у детей с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте. 15.09. 2019 – URL: http://portfolio.nn199mdou.edusite.ru/DswMedia/rekomendaciiporazvitiyupamyatiudeteysovzvstarshemdoshkol-nomvozraste.pdf (дата обращения: 21.03.2020). 18. Сказки и потешки. Редактор: В. Ю. Мещеряков. Издательство:Издательский дом Мещерякова. – 2017 г. – 128 с. – ISBN: 978-5-91045-511-9 19. Тарабарина Т. И. 1001 загадка / Т. И. Тарабарина, Н. Елкина. – Издательство:АСТ, 2015 г. – 160 с. – ISBN – 978-5-17-092086-0. 20. Фольклор как средство развития познания. – 11.09.2019. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/folklor-kak-sredstvo-razvitiya-pozn/ (дата обращения: 20.12.2019). 21. Чекина Л. Ф. Психология развития. Учебное пособие / редактор Т. С. Спирина. – Издательство:Лань, 2018 г. – 208 с. – 978-5-8114-2980-6.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей развития памяти у детей дошкольного с ограниченными возможностями здоровья 1.1. Определение памяти в психолого-педагогической литературе Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим [5, с. 121]. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось [14]. Память является одной из наиболее изученных сфер психической деятельности. Изучению ее механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания и др. посвящено огромное количество работ во всем мире. Именно при изучении памяти в 80-е годы XIX века немецким ученым Г. Эббингаузом в психологию были введены экспериментальные методы исследования психического. Изучению различных аспектов памяти были посвящены работы крупнейших отечественных психологов – Л. С. Выготского, П. И. Зинченко, А. Н.Леонтьева, А. Р. Лурия, А. А.Смирнова [1, с. 112]. В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматически, бессознательно. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем. Память существует у всех видов животных и многих растений. Накопление и сохранение опыта – вот главная и основная задача памяти [6, с. 218]. Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, то есть всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры [7, с. 112]. Таким образом, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. 1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Этот период интенсивного развития всех психических процессов, которое обеспечивает ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [15]. Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является – память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное детство – время бурного развития памяти. Но память ребенка имеет свои качественные отличия [17]. Выдающиеся психологи, педагоги, физиологи, отмечали главный фактор памяти ребенка – ее избирательность. Память ребенка тесно связана с его личностными качествами — интересами, внутренним миром. Следовательно, главная особенность развития детской памяти – ее непроизвольность. Ребенок с легкостью запомнит то, что его удивило, заинтересовало, увлекло. Произвольные и непроизвольные виды памяти зависят от степени волевой регуляции, от способов запоминания. Если не ставится цели запомнить тот или иной материал, он запоминается сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, эта память непроизвольная. Ребёнок непроизвольно запоминает информацию. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Информация запоминается ребенком намного эффективнее, если она приобретает значение деятельности [14]. Известно, что дети очень чувствительны к различного рода информационным воздействиям из вне — они впитывают новые впечатления, знания с особой легкостью. Сегодня, говоря о современных детях, что они «дети бурного прогресса», в то же время можно констатировать факт роста числа детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, интеллектуально-пассивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с замедленным развитием психических процессов [21, с. 115]. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Психологической особенностью памяти детей с ограниченными возможностями здоровья является то, что память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной [12, с. 147]. Существует несколько групп детей дошкольного с ограниченными возможностями здоровья, и у них свой уровень развития памяти: ? дети с нарушением слуха – нарушение слуха непосредственно оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения; ? дети с нарушением зрения – поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения [15]; ? дети с тяжелыми нарушениями речи – при относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; у детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов; ? дети с соматическими заболеваниями – интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации; ? дети с умственной отсталостью – у них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха; ? дети с задержкой психического развитии (ЗПР) – характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации, в наибольшей степени страдает вербальная память; ? дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС; ? дети с расстройствами раннего детского аутизма (РДА) – обособленность от окружающего мира, полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них [15]. Ребенок без проблем запомнит то, что его удивило и заинтересовало. Такие виды памяти как произвольное и не произвольное запоминание зависит от волевых особенностей ребенка и от способов запоминания. Не произвольный вид памяти, это когда ребенок не ставит перед собой цели запомнить тот или иной материал, все запоминается само собой, при этом не применялись какие-либо специальные приемы для запоминания, без волевых усилий [12, с. 150]. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приёмы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Ребенок на много лучше и быстрее запомнит ту информацию, которая приобретет значение деятельности. Чтобы воспроизвести информацию, ребёнку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность[17]. Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются в свойствах нервных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра. Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации [17]. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Обязательные элементы при организации игры с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем – это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие [15]. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребёнок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребёнку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребёнку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях [17]. Очень важно при развитии психического процесса – памяти интеллектуально – пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям [15]. Слабость памяти у детей с ОВЗ проявляется в трудностях не только получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения. Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приёмами запоминания и припоминания приводит детей с ОВЗ к ошибкам при воспроизведении. При работе с детьми с ОВЗ была выявлена такая их особенность, как привнесение в воспроизводимый материал. Осознавая, что того, что воспроизвели недостаточно, они добавляют свои объекты [17]. Таким образом, параграфе 2.1. мы рассмотрели особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Исследование памяти детей с ОВЗ показали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка. Но даже при повторении материала они часто совершают одни и те же ошибки. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. 1.3. Методы развития памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе игровой деятельности различных способов и стратегий запоминания. Однако, без специальной работы, направленной на формирование данных способов, они складываются у детей стихийно, поэтому необходимы специальные практические занятия по совершенствованию памяти дошкольников. Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату [3, с. 285]. Для развития зрительной памяти можно использовать следующие методики: «Фотоаппараты». Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам [13]. «Найди различия». Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро [13]. «Чего не хватает?». Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует. Для развития ассоциативной памяти применяются следующие методики: «Игра в ассоциации». Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность. «Я знаю пять…». Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу. «Сравнение предметов». Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу [17]. Для развития моторной и тактильной памяти используются: «Графический диктант». Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д.) «Воспроизведение рисунка по памяти». Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть. Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее. «Делай, как я». Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12 – 15. «Геометрические фигуры». Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол [14]. Для развития слуховой и вербальной памяти можно использовать следующие методики: «Метод десяти слов». Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого, делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их. Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения [14]. Таким образом, в параграфе 1.3. мы рассмотрели методы развития памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Мы выявили, что у дошкольника ведущей формой деятельности является игра, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Мы рассмотрели некоторые примеры игр на развитие зрительной, ассоциативной, моторной, тактильной, слуховой и вербальной памяти. Выводы по главе I Мы выявили, что память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, то есть всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения. Мы изучили особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Исследование памяти детей с ОВЗ показали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка. Но даже при повторении материала они часто совершают одни и те же ошибки. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Мы рассмотрели методы развития памяти детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Мы выявили, что у дошкольника ведущей формой деятельности является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Мы рассмотрели некоторые примеры игр на развитие зрительной, ассоциативной, моторной, тактильной, слуховой и вербальной памяти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg